активные методы обучения при дистанционном обучении

Методы дистанционного обучения

Метод (от греч. metodos – букв. путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Метод обучения – это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых. Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения содержания учебного материала.

Методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, их классифицируют по нескольким основаниям [13]:

– по источникам передачи и характеру восприятия информации (Е.Я. Голант, И.Т. Огородников, C.И. Перовский) – словесные (рассказ, беседа, лекция и пр.), наглядные (показ, демонстрация и пр.), практические (лабораторные работы, сочинения и пр.);

– по характеру взаимной деятельности учителя и учащихся (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткина) – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический), исследовательский;

– по основным компонентам деятельности учителя (Ю.К. Бабанский):

а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);

б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса – познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении – разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);

в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

Мы полагаем, что уместно говорить о методах обучения, используемых в дистанционном обучении, выборе их оптимального сочетания и применимости в данном виде обучения. Впрочем, в дистанционном учебном процессе можно использовать практически все методы обучения, опробованные в традиционном [7]. Необходимо только найти соответствующую каждому методу технологию обучения в Интернете.

Обобщенный список методов, актуальных для дистанционного обучения включает информационно-рецептивный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский методы [10].

В условиях дистанционного обучения, на наш взгляд, следует различать:

– методы взаимодействия обучающихся и обучающих с информационно- образовательной средой и между собой (активные и интерактивные);

– методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы трансляции учебных материалов (кейс-технология, ТВ-технология, сетевая технология);

– методы стимулирования учебной деятельности (методы развития интереса и методы развития ответственности);

– методы контроля и самоконтроля (индивидуальные и групповые, репродуктивные и творческие, синхронные и асинхронные).

Средства и формы дистанционного обучения

Средства дистанционного обучения разделяются на обучающие, средства доставки учебных материалов, средства организации общения, средства организации совместной работы.

К обучающим средствам относят:

– учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.);

– сетевые учебно-методические пособия;

– компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;

– аудио и видео учебно-информационные материалы;

– лабораторные дистанционные практикумы;

– тренажеры с удаленным доступом;

– базы данных и знаний с удаленным доступом; электронные библиотеки с удаленным доступом;

– средства обучения на основе экспертных обучающих систем (ЭОС) и геоинформационных систем (ГИС) [1].

В дистанционном обучении используются традиционные формы обучения: лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, курсовые работы, зачеты, экзамены, консультации, самостоятельная работа и др. Однако, все эти формы адаптированы для обучения на расстоянии, использующего инфокоммуникационные технологии.

При дистанционном обучении традиционные лекции невозможны из-за удаленности преподавателей и студентов, распределенного характера учебных групп и т.д [11]. Между тем главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом – остается актуальным и для дистанционного учебного процесса. Отсюда возникает необходимость в обеспечении лекционных занятий для дистанционного обучения. При этом необходимо специально позаботиться о том, чтобы максимально сохранить основные черты традиционной лекции: эмоциональное воздействие лектора на слушателей; систематический контакт сознания, чувства, воли, интуиции, убежденности педагога с внутренним миром слушателя (передача личностного неявного знания).

В дистанционном обучении практикуют видеолекции, мультимедиа- лекции. Видеолекция в записи (off-line–видеолекция) – это лекция преподавателя, записанная на видеопленку, дополненная мультимедиа приложениями. Несомненным достоинством такого способа изложения теоретического материала является возможность прослушать лекцию в любое удобное время, повторно обращаясь к наиболее трудным местам.

Видеолекция в реальном режиме времени (on-line–видеолекция) – это видеодиалог преподавателя и слушателя, происходящий в реальном времени и позволяющий осуществлять «живое» общение в процессе обучения. On-line–видеолекции проводятся с помощью систем видеоконференцсвязи [12], посредством которых также практикуется web- трансляция лекций, т.е. демонстрация публичных (аудиторных).

Интерактивные компьютерные видеолекции с синхронной демонстрацией слайдов (интерактивные видеолекции с синхронными слайдами) представляют собой программу, позволяющую демонстрировать на экране компьютера (мультимедиа проектора) окно с видеоизображением лектора и окно слайдов, которые автоматически меняются в соответствии с воспроизводимым фрагментом видеоряда. На экране отображаются также средства навигации по содержанию видеолекции с помощью гиперссылок. Дополнительно имеются кнопки включения режимов воспроизведения и паузы, перехода к началу слайда (для повторного воспроизведения связанного с ним фрагмента видеоряда), к предыдущему слайду, к следующему слайду, к началу и концу видеолекции.

Одной из основных организационных форм учебной деятельности являются семинарские занятия, на которых обсуждаются наиболее сложные теоретические вопросы курса. Таким образом, семинары также должны быть представлены в дистанционном учебном процессе. Большая их часть может быть проведена с использованием on-line технологий – Chat, Audio Conferencing, Internet Video Conferencing.

В дистанционном обучении могут быть организованы:

– «очные» консультации, проводимые тьютором в учебном центре (филиале); составляют 10-15% времени, отводимого учебным планом на консультации;

– off-line консультации проводятся преподавателем курса с помощью электронной почты или в режиме телеконференции и составляют около половины времени, отводимого учебным планом на консультации;

– on-line консультации проводятся с помощью программы mirk; составляют более одной трети всего консультационного времени по учебному плану.

Обозначенные методы и формы дистанционного обучения создают основу для определения моделей и систем дистанционного обучения.

Преимущества и недостатки дистанционного обучения.

Дистанционное обучение имеет ряд преимуществ и недостатков перед традиционной системой очного и заочного образования.

Источник

Статья по теме «Методы и формы работы с обучающимися в режиме дистанционного обучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методы и формы работы с обучающимися в режиме дистанционного обучения.

В работе я хотела бы поделиться своим опытом работы, некоторыми формами и методами, которые помогли мне организовать процесс обучения дистанционно.

Условно можно выделить три варианта дистанционных уроков:

Второй вариант заключается в том, что учитель и ученики находятся в одном классе, а информационные ресурсы, которыми они пользуются в течение урока, от них удалены.

Третий вариант дистанционных уроков – это размещение учебной информации на учебном сайте, учитель составляет план урока, в котором рекомендует ученикам самостоятельно пройти тему и познакомиться с информацией. Как видим, большинству наших школ пришлось выбратьпервый и третий вариант.

Столкнувшись с тем, что опыта работы дистанционно у меня совсем нет, я должна была научиться планировать уроки, придумать формы знакомства с новым материалом, повторения, контроля знаний. Научиться строить урок так, чтобы материал и структура занятия были доступными и понятными для учеников.

Социальная сеть ВКонтакте наиболее популярна у школьников, многие ребята зарегистрированы в этой сети и дополнительная регистрация им не требуется. Регистрация бесплатна, что привлекательно для многих пользователей. Платформа позволяет работать с документами, фотографиями, что позволяет поддерживать обратную связь с учениками. Голосовые мгновенные сообщения, видео и аудиоматериалы, ссылки – все это существенно облегчит проведение вашего урока.

В социальной сети каждый классный руководитель создавал «беседы» учителя-предметника и всех учеников своего класса, а так же общий чат класса.

В «беседе» начинался урок, который каждый учитель строил по своему плану, используя определенную форму урока:

Урок-чат: урок, осуществляемый с использованием социальных сетей, в которых есть возможность мгновенных аудио и текстовых сообщений. Урок проводится синхронно, все участники имеют одновременный доступ к беседе.

Урок с использованием готовых видеолекций или презентаций: для самостоятельной работы над материалом урока ученики используют различные обучающие фильмы и презентации, подобранные учителем каждый обучающийся может выбрать для себя оптимальную траекторию изучения материала, удобный темп работы.

Урок на закрепление и повторение материала : для проверки знаний учитель использует различные сайты с тестами, самостоятельными работами, которые предусматривают мгновенную оценку и комментарий.

При подготовке к уроку, нужно четко представлять цели и задачи занятия и при помощи чего, можно достигнуть этих целей. Например, удобно построить урок через интерактивные учебные материалы, содержащие инструкции, учебный контент (видео, текст, презентации, рисунки) тесты, самопроверку и т.д. при помощи таких материалов ученик изучает тему самостоятельно.

Очень удобна была и работа с учебником, в таких ситуациях, когда у некоторых ребят было неустойчивое Интернет-соединение. Они работали по плану, задания в котором составлены на основе учебника.

К учебным материалам я добавляла инструкции по работе (так, как если бы урок проходил очно), указывала время, которое требуется для работы над заданием и по изучению материалов, необходимые стратегии, рекомендации и подсказки.

Часто использовала уже готовые учебные материалы, созданные кем-то другим, создавала сама. Самым простым вариантом была презентация в программе MicrosoftPowerPoint.

Если урок проводился в виде онлайн-конференции, ребята получали ссылку, в которой указывалось время, когда будет проведен прямой эфир.

Некоторые трудности, с которыми я столкнулась при проведении урока в такой форме:

Ученики, которые никогда не работали на обычных уроках, не начинали учиться и дистанционно. Для кого-то сработает совместная работа с одноклассниками, для кого-то учебный материал, поданный иначе, для кого-то индивидуальная консультация с учителем и т.д. Никакие строгие меры не помогут, временно это может помочь заставить кого-то работать, но для долгосрочной перспективы это неудачная стратегия. Желание учиться у этого ученика так и не появится.

На создание учебного материала у меня уходило много времени. Ведь учебный материал создается не для проверки памяти учеников или умения решать, а для того, чтобы их научить. Одно дело, когда мы в классе передаем ученикам то, что очень хорошо знаем, другое дело — сделать так, чтобы это знание появилось в их голове, когда они работают дома.

Контроль знаний. Много времени тратилось на продумывание работы, которую ребята будут выполнять на оценку. Ведь у них перед глазами различные поисковые системы и помощь одноклассников в беседе ВКонтакте. Поэтому работа на оценку должна быть такой, чтобы не было возможности где-то подсмотреть или получить помощь друга. Для этого я использовала тестовые задания на время, многие работы делала разноуровневыми, 7 и более вариантов. А иногда задания были идентичны, а тексты подобраны разные, что усложняло ребятам задачу списать или подсказать кому-то.

Так как я учитель русского языка и литературы, мне было сложно с проверкой домашней работы, я просила учеников фотографировать задания и присылать на электронную почту.

Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционное обучение имеет свои плюсы и минусы, такая форма организации образовательного процесса с одной стороны облегчает усвоение учебного материала, предоставляет новые возможности для развития творческих способностей одаренных учеников, постоянно стимулируя их личностный рост. Также дистанционные технологии помогают учителю повысить качество образования по предмету, сформировать универсальные учебные действия в современной цифровой коммуникационной среде. Но адаптироваться к новым условиям учителям и ученикам достаточно сложно, особенно не имея технического оснащения и навыков работы с различными видами интернет ресурсов.

Источник

Активные методы обучения при дистанционном обучении

Автор: Тагиева Наргиз Алескеровна

Организация: ГБПОУ КАС № 7

Населенный пункт: г. Москва

Я, Тагиева Наргиз Алескеровна 21.02.1998 г.р., педагог-организатор в Колледже архитектуры и строительства № 7. После окончания школы передо мной ни разу не возник вопрос, куда идти дальше. Я знала, кем буду работать еще в начальных классах. Но чаще молчала об этом, боясь, что меня засмеют, ведь в школе, как ученица, я не могла показать себя с лучшей стороны. У меня постоянно были проблемы со многими предметами. Я была хулиганкой и достаточно непоседливой.

При этом я всё равно хотела стать учителем. Изначально этому решению поспособствовала моя самая первая учительница Черкасова С.Н. МБОУ СОШ № 12. Она прилагала очень много усилий, чтобы одновременно нас учить, и воспитывать. На её уроках, всегда были и нестандартные, очень интересные методики и формы обучения. Мне очень нравились ее беседы с нами, где применялось использование иллюстраций, показ мультимедийных материалов. И Светлана Николаевна всегда эти образцы для нас, выполняла сама.

Она всегда воспитывала трудолюбие, ответственность за порученное нам дело, повышала самооценку. Это творческий и активный учитель, наставник! Никогда не забуду, как она сказала в сторону своей работе «Я ни разу не пожалела о своём выборе».

Меня очень вдохновляют, помогают в работе ее приёмы и методики. Например: я никогда не пытаюсь перекричать шумный класс, а наоборот чуть ли не до шёпота понижаю свой голос. На родительском собрании не стоит говорить о чужих детях при всех. Не важно, хорошее будет сказано, или плохое.

И вот, уже 2,5 года, как я работаю в системе образования. Изначально я понимала, что в работе преподавателем могут быть разные ситуации, я понимала, что в образовании ежегодно меняется всё: обучающиеся, у них снижается мотивация, внимательность, ответственность, меняются стандарты программ, методики обучения, и конечно же технологии. Но я всегда точно знала, что неизменна всегда может быть только связь между преподавателями и обучающимися. Благодаря поддержке, мотивации со стороны своего руководства, к которому я всегда стараюсь прислушиваться. Я поняла, что такое взаимодействие, и как пользоваться этим взаимодействием.

Мои занятия стали для школьников, студентов и участников проекта «Московское долголетие» более интересными, продуктивными. Я радуюсь успехам каждого своего обучающегося, как своим! Рабочая жизнь преподавателя заиграла очень яркими красками. Я бежала на свою работу с таким удовольствием и радостью, с каким обычно бегут уставшие после тяжелого рабочего дня домой.

Я была готова ко всему в своей работе. Выгорание, неудачи, различного рода и нестандартные ситуации. Но могла ли я себе представить, да и вообще подумать, о дистанционном формате обучения? Что когда-нибудь я буду вести свои занятия удалённо? Нет, мне даже в голову не приходило! Учитывая, что я преподаю не только живопись, рисунок… Но такие предметы, как лаковая миниатюра, художественная роспись по дереву. Я не могла представить, как по таким предметам вести занятия дистанционно. Обучающим важно было всегда показывать, как правильно ставить руку, как сделать то или иное вращение кистью, чтобы получить определённый элемент. А как корректировать работы через экран компьютера? Я не представляла, как это всё будет происходить.

С обучающимися очень важно контактировать! Я не хочу дать материал, а по почте получить решение. Это не та обратная связь! Zoom достаточно удобное приложение. Заранее в приложении я создаю конференцию и делаю на него рассылку. Дети подключаются, и мы начинаем работать. Заранее я прошу своих ребят выключать свои микрофоны, чтобы не было лишнего шума и меня было хорошо слышно. Я не разрешаю ставить заставку, мне еще важно видеть обучающихся, видеть их глаза, иметь обратную связь. Ведь, когда я вижу пустые окошки, создается разного рода впечатление. Я будто разговариваю сама с собой. В использовании Zoom, конечно же есть и свои ограничения. Например: ограничение времени до 40 минут. В эти 40 минут я старалась дать, научить и показать максимум.

Занятия я проводила с двух экранов. На ноутбуке я наблюдала за учениками, а экран телефона, с помощью держателей я крепила на уровне рук, чтобы показывать практическую часть. Чтобы ребята понимали, как делать то, или иное вращение кистью, как правильно поставить руку, распределить краску…

Но я не учла один момент перед работой онлайн… Хитрость обучающихся. Например: пока я пыталась показать каждый из элементов росписи, телефон, который транслирует этапы ведения практической части, падал то на саму работу, то в краски. Как говорится «Бутерброд падает маслом вниз», а телефон камерой в краску. Это как один из способов ничего не делать, и тихо выйти из видеорежима, с отговоркой, что демонстрация смазана и ничего не видно.

Не предупреждай заранее детей, что на следующем занятии будет теория. Как выяснилось и пятиклассники не отстают от старших, и додумываются заранее записывать видео, что они слушают, подставляя его во время онлайн занятий. Если уж проболтались, вовлекайте ребят в работу с помощью вопросов по теме. Так дети будут понимать, что даже теоретическую часть важно слушать, и не важно в каком формате. Дети будут работать вместе с Вами.

Если ребята видят, что их педагог не от Бога владеет компьютерными технологиями, как Я. Это повод пошутить и специально подсказать педагогу как сделать то или иное действие, которое может растянуть занятие. А ведь у нас ограничение в онлайн, и если работая в обычном режиме, можно ненадолго задержать учеников, пригласить дополнительном на перемене. Тут уж увы, не прокатит.

Так, а теперь вопрос. Включаем микрофон. Ой, а микрофон сразу у многих не работает.

Но на самом деле это все было ерундой по сравнению с тем, что я увидела в своем экране на первом онлайн занятии. И это было почти в каждом классе. И это увиденное натолкнуло меня провести небольшой эксперимент…

Ведь все мы прекрасно знаем, что наши современные дети не ложатся спать минимум как до 22:00 часов, а то и позже.
Как же им тяжело с утра просыпаться на учёбу, сползать с тёплой кровати. А учитывая, что проходило дистанционное обучение, не сложно догадаться, что 90% обучающихся бегут к компьютеру прям с кровати.

В марте у меня проходили уроки технологии в рамках проекта «Уроки профориентации». Мы проходили художественную роспись по дереву.
Мои первые уроки начинались в 8:30 утра, и были они с самыми младшими школьниками, и каково было мое удивление в начале нашей работы, когда на своем экране я увидела больше половины сонных, не причесанных и в пижаме детей. Во время урока они будто не понимали о чем идёт речь, отсутствующие взгляды и сонный взгляды.

Если взрослому достаточно, выпить утром кофе, и он более менее проснется, то дети должны обязательно позавтракать. Зарядиться энергией, тем более после моих уроков у них сразу начинаются следующие- общеобразовательные. В 8:30 я запускаю свои уроки по расписанию. Иии. Ну чудо же, сидят довольные мордашки, не сонные, готовые работать, переодетые, а девицы- красавицы мои все причесанные. Что может быть лучше продуктивных уроков, довольных и энергичных деток?
Проработав такую систему с каждым классом, с которым были проблемы в раскачивании, успехи на дистанционке появились большие! А как выяснилось, ребята стали просыпаться и вставать заранее и на другие уроки. Детки стали лучше готовиться к работе, в приподнятом настроении. Конечно это очень здорово и приятно. Кому-то возможно, с определенными классами понадобится пройти эту систему не раз. Мне достаточно было одного раза. Но «Устами младенца» эта система успешна, она действительно работает!

Но всё равно появилось много но… Если во время проведения занятий в дистанционном формате, я работала и наблюдала всю эту систему, как преподаватель, то в июне у меня в институте началась сессия, и я стала наблюдать и делать новые выводы уже как студентка. То есть, я оказалась на месте своих обучающихся. Мне показалось, что учиться даже сложнее, чем преподавать. Но у каждого конечно будет своё мнение на этот счёт.

Не все мы живем в квартире, в которой будет отдельно оборудовано рабочее место. У многих есть братья, сестры. Кто-то вовсе живёт не один в комнате.

В институте пары начинались с утра, и заканчивались глубоким вечером. В очном же формате обучения, мы заканчивали на порядок раньше. А всё дело в том, что очень тяжело собраться, и подготовиться еще и как обучающемуся к занятиям. Необходимо наличие целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения по-моему мнению, необходима очень жесткая самодисциплина, а результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности со стороны обучающихся. Система часто подвисает. В одной комнате со мной, в это же время учится сестра, соответственно иногда не понятно, у нее, или у меня преподаватели задают вопрос. Нужно тоже подготовить рабочее место. Настроиться. Кто бы из нас не хотел завалиться обратно в постель с утра пораньше не выспавшись? Да еще и когда она стоит буквально в одном шаге. Желание отключить камеру и экран преодолевает само собой… Даже мне, взрослому человеку, было очень тяжело настроиться на учёбу в дистанционном формате. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность: компьютер и выход в Интернет.

Когда я вспоминаю этот период, становится немного грустно. За это время, я не ощутила такого взаимодействия с обучающимися, какое ощущала при очном формате работы. Конечно же, не было как такового контакта и со своими преподавателями. Все завершили этот учебный год в виртуальном мире.

Скорее для меня формат дистанционного обучения – испытание. Я думаю, что и обучающимся и их родителям было очень нелегко. Между людьми всегда должно быть живое общение. Дистант – не та форма обучения, через которую нужно получать знания. По крайней мере, для школьников, студентов колледжей, она явно не подходит. Дистанционная форма обучения никогда не сможет полностью вытеснить классическое обучение.

Но достаточно отличительной чертой этого времени, в котором мы живем на сегодняшний день, является наиболее стремительным проникновением информационных технологий во все сферы нашей жизни. Информационные технологии занимают на сегодняшний день одно из ведущих мест в системе современного образования.

Из плюсов дистанта я могу выделить лишь несколько незначительных пунктов:

Но здесь очень много минусов:

Отсутствие контакта, живого общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием обучающихся… Они полностью исключаются. А когда рядом нет того человека, который мог бы хоть как-то эмоционально окрасить знания, это конечно же не есть хорошо. При дистанционном обучении личный контакт учащихся друг с другом и с преподавателями минимален, а то и вовсе, скорее отсутствует. Поэтому дистанционная форма обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в группе между людьми. Дистанционное образование никак не подходит для развития коммуникабельности, тем более детям. Недостаток практических знаний…Я уверена, что обучающиеся сами ощущают недостаток практических занятий.

Нет постоянного контроля над обучающимися, который является мощным побудительным стимулом, а иногда и мотивацией.

В дистанционном образовании основа обучения только теоретическая, но скорее виртуальная… И письменная. Для некоторых, отсутствие возможности изложить свои знания и умения, даже в словесной форме, может превратиться в камень, который просто лежит, а вода под него не течет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *