активные методы обучения в логопедии
Методы и приемы обучения в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в соответствии с ФГОС
СВЕТЛАНА ЗАМОТАЕВА
Методы и приемы обучения в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в соответствии с ФГОС
Специфика работы учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ.
У большинства из них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к познавательной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-логопеда.
Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения целей в дошкольном образовании. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на занятие, как в режимных моментах, так и в совместной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ.
Термин «метод» происходит от греческого слова «metodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату.
Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.
Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение дошкольниками образовательной программы, что важно не только для детей с нарушениями речи, но и особенно важно для детей с ОВЗ.
Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
С понятием метода тесно связано понятие «приема обучения». Приемы обучения – конкретные операции взаимодействия педагога и детей в процессе реализации методов обучения. Приемы обучения характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельностью и обуславливаются целью применения. Реальная деятельность обучения состоит из отдельных приемов.
Кроме методов, в качестве средства активизации учебной деятельности могут выступать формы организации обучения.Наиболее эффективными формами организации логопедических занятий являются следующие: игра, сказка, путешествие, соревнование, фантазирование и т. д.
Для активизации деятельности детей с ОВЗ на логопедических занятиях, я как учитель-логопед, использую следующие приемы, методыи здоровьесберегающие технологии:
3. Упражнения на релаксацию – снимают напряжение с области шеи и мышц артикуляционного аппарата, хорошо сочетаются с артикуляционной гимнастикой.
4. Мимическая гимнастика способствует эмоциональному развитию и расслаблению мимических мышц.
5. Кинезиологические упражнения на логопедических занятиях.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся является основополагающим направлением в работе учителя-логопеда, особенно с детьми с ОВЗ.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, синхронизирует работу полушарий, улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость и способность к произвольному контролю, облегчает процесс чтения и письма. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т. е. путём физической активности.Комплексы упражнений включают в себя: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
6. Использование презентаций-офтальмотренажёров, отдельной презентации и фрагментов презентации по ходу логопедического занятия.
Внедрение современных компьютерных технологий в дошкольную логопедическую практику позволяет сделать работу учителя-логопеда более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы дошкольного логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия учителя-логопеда с другими участниками образовательного процесса.
Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации.
При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
7. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
8. Активные методы рефлексии.
Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
На логопедических занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто использую рефлексию настроения и эмоционального состояния.
Данные виды рефлексии провожу как индивидуально, так и коллективно.
Рефлексия окончания логопедического занятия обязательна, где дети улыбаются друг другу.
9. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (например:с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игра “Живое слово”, когда дети сами становятся “звуками” и, взявшись за руки, образуют “слово”. Эта игра позволяет детям усвоить, что слово состоят из звуков.
10. Использование вставок на доску (буквы, картинки, слова, схемы) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.
Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.
Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю-логопеду чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность детей с ОВЗ.
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.
1. Сиротюк, А. Л. Коррекция обучения и развития школьников / А. Л. Сиротюк. – М. : ТЦ Сфера, 2002.
2. М. Ю. Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. М. : Сфера, 2003
3. С. В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999
4. Н. К. Смирнов Здоровьесберегающие технологии. – :АРКТИ,2003.
5. Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт Фонетическая ритмика. М. : Владос, 1996
6. Г. А. Волкова Логопедическая ритмика. –М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002
7. Семенова Н. А. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. — СПб., 2002.
8. Буденная. Т. В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Спб, 2001 г.
9. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста/ Сост. Н. В. Нищева – Спб, 2010 г.
10. Алябьева. Е. А. Психогимнастика в детском саду. М., 2003 г
12. М. Ю. Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. М., 2003 г.
Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.
Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.
Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению.
Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.
Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.
Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.
Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Важность и необходимость непрерывного и системного обучения в работе с детьми,.
Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.
Активные методы обучения в работе учителя-логопеда
Ирина Мовчан
Активные методы обучения в работе учителя-логопеда
«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА»
В последнее время нестабильные экономические и экологические условия нашей страны влияют на рост рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и нарушения речи. Все чаще речевые патологии имеют комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера.
Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в своей коррекционно-логопедической работе мы стараемся находить новые методы активного обучения.
При использовании активных методов обучения меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса.
Активные методыобеспечивают решение коррекционно-образовательных задач в разных аспектах:
-формирование положительной учебной мотивации;
-повышение познавательной активности учащихся;
-активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
-стимулирование самостоятельной деятельности;
-эффективное усвоение большого объема учебной информации;
-развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
— развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
-раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
— развитие навыков самостоятельного умственного труда;
— развитие универсальных навыков.
При построении логопедического занятия необходимо учитывать следующие признаки методов активного обучения:
-Проблемности. Основная задача состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания.
-Взаимообучения. Стержневым моментом является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения.
-Индивидуализации. Организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося. Развитие у обучающихся механизмов самоконтроля, саморегулирования, самообучения.
-Непосредственности, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией. При активизации обучения — педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом, в идеале преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества.
-Мотивации. Активность, как индивидуальной, так и коллективной, как самостоятельной, так и регламентируемой учебно-познавательной деятельности обучающихся, развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов обучающихся относят: творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий.
-Эмоциональное воздействие. В условиях проблемности содержания, творческого характера и состязательности деятельности происходит быстрый,
резкий ввод в действие резервов организма. Возникающие при этом эмоции активизируют, побуждают человека, инициируют его направленность на совершение деятельности.
По содержанию входящие в технологию методы представляют упорядоченную совокупность (систему) АМО, обеспечивающую активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия.
Структура АМО – технологии,фазы и этапы:
ЭТАП НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДА
1 Инициация (начало урока, знакомство) Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад
2 Погружение в тему Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения
3 Определение ожиданий опасений Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки
ЭТАП НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДА
Закрепление изученного (домашнее задание) Контроль и коррекция ЗУН
Инпут (интерактивная лекция (передача, объяснение информации) Сообщение нового материала
Проработка содержания темы Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК
Интерактивная лекция (передача и объяснение информации)
Форма передачи информации ученикам различная:
-лекция (как правило, это форма самая скучная для учеников) интегрированная передача информации с использованием мультимедийной
аппаратуры (кино- и фотохроники,
-проблемно-поисковая форма, т. е. самостоятельный поиск информации по данной теме с учителем, который выступает в роли консультанта.
ЭТАП НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДА
Эмоциональная разрядка (разминка) Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление или восстановление энергии
Рефлексия Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения
Эмоциональная разрядка (разминки)может быть представлена в виде:
При проведении рефлексии в конце урока каждый учащийся должен проанализировать, достиг ли он поставленной цели.
Ученик всегда должен сравнивать себя с самим собой, а не с другими и стремиться стать лучше, чем был вчера, а не лучше, чем сосед.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад
Виды рефлексии: рефлексия эмоционального состояния и настроения;
рефлексия деятельности на занятии; рефлексия содержания учебного материала; рефлексия деятельности на занятии; рефлексия содержания учебного материала.
Таким образом хотелось бы отметить, что применение АМО на логопедических занятиях позволяет повысить познавательную активность обучающихся, активно вовлекает учащихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учеников, развивает их творческие способности. Появление в логопедической работе методов активного обучения связано со стремлением педагогов активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать её повышению.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
КРАЕВОЙ «ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ» пилотных площадок, реализующих ФГОС
гп Северо – Енисейский
МБОУ «СЕВЕРО-ЕНИСЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1 ИМ.Е.С. БЕЛИНСКОГО»
Активные методы подразумевают активные формы взаимодействия в процессе обучения.
Развивающие и обучающие игры являются наиболее эффективными и результативными в процессе обучения.
ИГРА «УЗНАЙ СВОЕ СЛОВО»
Игра «Слоговая цепочка», «Звуковая цепочка»
1. Начиная игру, педагог записывает на доске двухсложное слово по слогам (например, ок-но). Далее игроки по очереди подбирают слова так, чтобы каждое слово начиналось с последнего слога предыдущего (ок-но;-но, но-ра, ра-на, на-вес. ). Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку.
2. На последний звук заданного слова, назвать следующее слово и так пока цепочка не порвется.
Используется на уроках русского языка и во внеурочной деятельности.
Упражнение «Запомни нужные слова»
Из предложенных фраз дети запоминают только определённые (например, только имена девочек, растения, съедобное,…);(только четные числа, только нечетные, только те, которые делятся на «…», не делятся и т.д); (только деревья, только кустарники, только домашних животных, только насекомых, …); (только существительные, только предлоги, только глаголы…).
Используется на уроках русского языка, математики, окружающего мира.
Упражнение «Добавь слово»
Игра «Кто дальше прошагает?»
Игра «Буквенная эстафета»
Игра «Ванька – встанька»
Игра «Назови такой же»
Упражнение «Образуйте прилагательное»
Игра «Кто больше подберет слов»
Упражнение «Расскажи об открытке»
Упражнение «Установление соответствия»
Задания могут составляться по пройденной теме для закрепления и для тренировки умения применять знания в новых учебных ситуациях.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ВОПРОСЫ ЦЕПОЧКОЙ»
Условия этой игры таковы, что не позволяют задавать вопросы, ответами на которые были бы короткие «да» и «нет». Учитель должен так сформулировать вопрос, чтобы ребенку необходимо было дать развернутый ответ. Приведем примеры подобных вопросов: чего тебе сейчас больше всего хочется? О чем ты задумался? Где ты был вчера? Почему ты такой грустный?
УПРАЖНЕНИЕ «ЗРИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ».
Усложненным вариантом задания, специфически направленным на тренировку переключения и распределения внимания, является выделение двух или более букв различным способом. Например, одну букву требуется зачеркивать, другую подчеркивать, а третью обводить кружком.
Объем текста определяется возрастом школьников. Следует ориентироваться на то, чтобы среднее время выполнения задания не превышало 5 минут.
«ПОИСК ОШИБОК В ТЕКСТЕ».
«ЧТО ПЕРЕПУТАЛ ХУДОЖНИК?»
«ЗАПУТАННЫЕ ЛИНИИ (ДОРОЖКИ)».
ИГРА «НОС, ПОЛ, ПОТОЛОК».
А теперь я буду вас путать. Я буду называть одно, а показывать другое. Например, буду показывать на потолок, а называть нос. Вы ничего не говорите, только показываете то, что я называю. Верьте тому, что слышите, а не тому что видите. Будьте внимательны!»
(Учитель проводит игру.)
Учитель: «Молодцы, ребята! Вы можете быть очень внимательными».
ИГРА «ЧТО В СВЕРТКЕ?»
Все участники делятся на 2 команды.
УСЛОВИЯ ИГРЫ: каждой команде дается по 5-6 предметов. Ощупывают каждый предмет все члены команды. За правильно названный полностью неразвернутый предмет команда получает 10 баллов. Побеждает та команда, которая набирает больше баллов.
ИГРА «ОПРЕДЕЛИ ДЛИНУ ОТРЕЗКА».
УСЛОВИЯ ИГРЫ: каждая команда чертит для другой на доске отрезок любой длины. Получив таким образом задание, каждая команда должна дать ответ: «Какой длины отрезок изображен на доске?» Ведущий определяет правильность ответов с помощью линейки. За полное совпадение команда получает 5 баллов. За небольшое отклонение – 2 балла.
ИГРА «ДЕЛИМ НА ЧАСТИ».
Участники игры делятся на команды.
УСЛОВИЯ ИГРЫ: каждому из членов каждой команды дается полоска белой бумаги. Задание: не сгибая лист, разделить его на 4 части, отметить ручкой.
После выполнения задания проводится контроль. Правильность разделения на глаз проверяется с помощью сгибания.
Тот, у кого отметки ручкой и места сгибов совпадают, получает 5 баллов. Баллы, набранные членами команды, суммируют. Побеждает команда, которая набрала больше баллов.
ИГРА «УГАДАЙ ГОЛОСА».