активные методы обучения в условиях фгос
Способы организации активного обучения в условиях ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Способы организации активного обучения в условиях ФГОС.
Актуальность: интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки школьников. Активные методы обучения в процессе педагогического общения привносят в классы нетрадиционные для массовой школы паритетные отношения преподавателя и учащихся, новую философию и ценности образования. Образование сможет выполнить свою роль только тогда, когда получит доступ к сокровенным интересам личности, глубинным сторонам общественного бытия, именно для этого необходимо паритетное (равноправное) общение.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.
Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.
Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:
Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.
Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.
Организации релаксации и подведения итогов.
5. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.
6. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».
7. Элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).
9. Нетрадиционные виды уроков : лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.
10. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).
Интересно помогают начать урок такие методы, как «Галерея портретов», «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Ковер идей» позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.
Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг».
еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.
Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.
Статья «Активные методы обучения как средство формирования метапредметных УУД в условиях реализации ФГОС»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Шубинская средняя общеобразовательная школа
«Активные методы обучения
как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС»
Подготовила : учиель начальных классов
Казаненко Анастасия Алексеевна
2018-2019 учебный год
Тема: Активные методы обучения как средство формирования метапредметных УУД в условиях реализации ФГОС
Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требуют от нас, педагогов, абсолютно нового подхода к организации обучения.
Как спроектировать урок, который будет решать задачи по формированию предметных и метапредметных результатов? В ФГОС метапредметные результаты –«освоенные обучающимися учебные действия ( познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».
Для формирования метапредметных УУД необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приемов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроках. На преподавателя возлагаются все более серьезные задачи. С каждым годом возрастает количество информации, которую приходится усваивать учащимся. Традиционные способы преподавания на наших глазах постепенно уходят в прошлое. На первое место выходят активные методы обучения, которые предоставляют обучающимся возможность самим активно участвовать в учебном процессе.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Использование технологии АМО обеспечивает качественное выполнение новых стандартов образовательного процесса. При системном использовании АМ изменяется роль ученика. Он становится самостоятельным, смелым, активным участником в образовательном процессе. Так же принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером.
Активные методы обучения подразделяются на:
методы начала урока;
методы выяснения целей, ожиданий, опасений;
методы презентации учебного материала;
методы организации самостоятельной работы;
методы подведения итогов.
Активные методы обучения помогут учителю эффективно начать урок, организовать сообщение нового материала и организовать самостоятельную работу, а также провести релаксацию и подвести итог урока.
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Приведу примеры некоторых из них.
Динамично и эффективно начать урок, активизировать внимание учащихся, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой помогают методы «Поздоровайся глазами», «Улыбнемся друг другу», «Передай другу».
Они воспитывают коммуникативные качества, доброжелательность, устанавливают контакт между учениками.
Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями.
АМ выяснения целей, ожиданий и опасений
Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Солнышко и туча», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к учащимся. После выполнения задания, систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.
АМ презентации учебного материала.
Активные методы помогают эффективно, грамотно и интересно актуализировать знания учащихся. Это такие методы, как: « Лес», «Поле», «Гараж», «Продукты» и т.д. (можно подобрать любую группу, в зависимости от темы и цели урока, а так же предмета)
АМ эмоциональной разрядки и физической разминки.
«Тряпичная кукла и солдат», «Пантомима», «Роботы», « Четыре стихии», «Делай как я»- позволят весело и активно расслабиться, восстановить энергию.
АМ презентации учебного материала
Чем ярче, интересней и образней будет презентация нового материала, тем быстрее и прочнее будет усвоена новая тема. Сориентировать учащихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом помогут методы:
«Белые пятна», «Пометки на полях», «Кластер», «Написание синквейна» «Мозговой штурм».
АМ организации самостоятельной работы.
Этот метод используется на уроках русского языка при изучении словарных слов, на уроках литературного чтения для составления
характеристики героя. С помощью данного метода достигаем: выделение частей речи, работа над синонимами, обогащение словарного запаса детей.
Метод «Творческая мастерская».
В ходе практической деятельности учебный кабинет превращается в творческую мастерскую. Дети с удовольствием выполняют работу в группах.
«Парный выход» (использовался на уроке русского языка)
В случае, когда до конца урока остается мало времени, то данную работу можно провести на местах (работа с соседом по парте) на листочках, а затем зачитать все варианты вслух, и выбрать для записи наиболее удачное словосочетание.
«Стрелялки». По классу развешены ответы к заданиям. Ребята указывают ответы.
«Крестики-нолики». Если учащиеся согласны с утверждением – ставят в клеточке крестик, не согласны – нолик. Затем, демонстрируется ключ.
АМ подведения итогов урока, рефлексия
Завершить урок можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Шкала успешности», «Поляна снежинок», «Да-Нет».
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формирования коммуникативных качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.
1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. – Тула: ТГУ, 2002. – 127 с.
2. Беспалько В.П. Программированное обучение. – М.: Высшая школа, 2002. – 224 с.
3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Педагогика, 2001. – 225 с.
4. Бордовская Н.В. Педагогика. – М.: Просвещение, 2000. – 321 с.
«Использование активных форм и методов обучения в условиях перехода на ФГОС»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Использование активных форм и методов обучения в условиях перехода на ФГОС»
Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентоспособными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Понятие компетентный человек подразумевает способность индивидуума брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, обучаться на протяжении всей жизни. Данные требования особенно ярко отражены в портрете выпускника. СЛАЙД2
Очевидно, что переход от обучения “знаниям, умения и навыкам” к компетентностному подходу потребует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения. Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу — использование активных методов обучения в учебном процессе.
Активными методами обучения и воспитания считаются те методы, которые позволяют “учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями” за счет сознательного “воспитания способностей учащегося” и сознательного “формирования у них необходимых деятельностей” . слайд3
Активные методы обучения базируются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит.
В настоящее время наиболее распространенными являются следующие активные методы обучения:
Практический эксперимент слайд5
метод проектов — форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость;
групповые обсуждения — групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах учащихся (от 6 до 15 человек);
мозговой штурм — специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника;
деловые игры — метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности;
ролевые игры — метод, используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникации. Ролевая игра предполагает участие не менее двух “игроков”, каждому из которых предлагается провести целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью;
баскет-метод — метод обучения на основе имитации ситуаций.
тренинги — обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам;
обучение с использованием компьютерных обучающих программ ;
анализ практических ситуаций (case-study) — метод обучения навыкам принятия решений; его целью является научить учащихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения,
Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.
Для выбора конкретного активного метода можно воспользоваться приведенной классификацией методов активного обучения.
Дидактические цели занятия
Метод активного обучения
Обобщение ранее изученного материала
Групповая дискуссия, мозговой штурм
Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала
Мозговой штурм, деловая игра
Развитие способности к самообучению
Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций
Повышение учебной мотивации
Деловая игра, ролевая игра
Отработка изучаемого материала
Применение знаний, умений и навыков
Использование опыта учащихся при предъявлении нового материала
Моделирование учебной или профессиональной деятельности учащихся
Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций
Обучение навыкам межличностного общения
Эффективное создание реального объекта, творческого продукта
Развитие навыков работы в группе
Выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции
Развитие навыков принятия решений
Анализ практических ситуаций, баскет-метод
Развитие навыков активного слушания
. Активные методы обучения следует применять также для
активизации познавательной активности учащихся;
развития способности к самостоятельному обучению;
выработки навыков работы в коллективе;
корректировки самооценки учащихся;
формирования и развития коммуникативных навыков (навыков общения и со сверстниками, и с учителями).
При подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС учителю необходимо конструктивно пересматривать все этапы урока
1. Определение дидактической цели темы.
2.Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
3.Продумывание структуры урока.
4.Обеспеченность урока (таблица).
5.Отбор содержания учебного материала.
6.Выбор методов обучения.
7. Выбор форм организации педагогической деятельности
8.Оценка знаний, умений и навыков.
Примеры применения активных методов
Пример 1. На одном из занятий 11-х классов проводилось занятие в форме ролевой игры “Суд над ядерной энергетикой”. Для этой игры из группы учащихся выделялись “обвинители”, “защитники” и “члены суда” во главе с председателем суда, остальные учащиеся были “зрителями” в зале суда.
Дидактическая цель занятия : проверить, понимают ли учащиеся назначение и функции ядерной энергетики; оценить, как они оценивают роль ядерной энергетики в развитии современного общества.
Общеучебная цель занятия : развитие мотивации, навыков работы в команде, самостоятельной работы с литературой, умение представлять и обосновывать полученные результаты.
В начале занятия учащимся раздавались правила поведения “в суде” и описание ролей. Обвинители должны были сформулировать, в чем ЯЭ во все сферы жизнедеятельности человека или, наоборот, способствует гармоническому развитию общества.
Для подготовки к “суду” давалось 15 минут. При этом детям разрешалось пользоваться заранее подобранной преподавателями литературой. Вот примерный список этой литературы: энциклопедия по физике, большой энциклопедический словарь, словарь иностранных слов, учебники по физике для 10-11-х классов, подборка компьютерных журналов.
Основная сложность в проведении занятий с использованием активных методов обучения состоит в том, чтобы задействовать учащихся в соответствии со свойственными им стилями научения. В данном случае правильно распределить роли.
Игра “Суд над ЯЭ ” прошла с большим интересом, такое занятие понравилось и учащимся.
Дидактическая цель занятия : обобщение и проверка усвоения ранее изученного материала.
Общеучебная цель занятия : развитие учебной мотивации, навыков работы в команде, самостоятельной работы с литературой, умение представлять и обосновывать увиденные опыты и эксперименты
При расчете гидростатического давления были предложены жидкости :вода. Молоко, масло. Все жидкости наливались в одинаковую посуду до одинакового уровня ( прозрачные стаканчики). Вода была и в стаканчике с низким уровнем. После всех измерений и вычислений дети самостоятельно сделали вывод, давление жидкости зависит от высоты столба и плотности жидкости.
С интересом семиклассники выполняют домашние лабораторные работы: измерение расстояния от школы до дома с помощью длины своего шага, определение плотности куска хозяйственного мыла, определение массы воздуха, взаимодействие молекул и т.д. Результаты этих работ представляются в виде мини-проектов.
Часто изучение новой темы стараешься начать нетрадиционно. Изучение законов отражения начинаем с о стихотворения, которое заранее учат две девочки:
«Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи :
«Ты ль даешь изображенье Без любого искаженья?
Молвит зеркальце в ответ: «Я даю изображенье без любого искаженья.
Без любого искаженья я создам твои черты.»
Про отражение света и предметов в зеркале все знают, но возникает вопрос «Почему без искаженья и на том же расстоянии…?». Это необходимо выяснить. Есть, наверное, определенные закономерности и их нужно узнать. Это и будет целью данного урока.
2. видеофильмы «ООО «Видеостудия «Кварт») :
3. электронные учебные пособия «Вся физика, «Физика 7-11 класс. Библиотека электронных наглядных пособий». » Готовимся к ЕГЭ. Физика; » Открытая Физика 2.5″
Сочетание комментариев учителя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание детей к содержанию излагаемого учителем учебного материала и повышается интерес к новой теме.
Для повышения мотивации применяю различные приемы:
Часто на своих уроках я применяю групповую работу учащихся: на этапе закрепления изучаемого материала в каждую группу входят учащиеся со слабыми, средними и высокими уровнями подготовки. Суть такой групповой работы такова: группа получает задание, более сильный учащийся его выполняет и объясняет слабым товарищам, как он это сделал. Это развивает у детей взаимопомощь, коллективизм, воспитывает культуру общения.
Одним из эффективных, быстрых способов проверки текущих знаний ученика является физический диктант . Это один из видов программированных заданий с конструированием ответов на поставленные вопросы или дополнений к повествовательным предложениям с пропусками. Его можно проводить на каждом занятии или по мере необходимости (накоплении знаний, нуждающихся в своевременной проверке и коррекции) по вариантам. Форма диктантов может быть различной
При решении задач использую алгоритм – как одну из логических форм организации мыслительной деятельности. Алгоритм показывает, как и в какой последовательности получить результат. Они формируют у ученика четкий стиль мышления, воспитывают требовательность к объективности, правильности и определенности знаний. Учащиеся должны четко понимать актуальность применения навыков решения задач для жизненно важных ситуаций. В жизни им придется делать много расчетов по определению стоимости проезда на автомобиле или поезде, расчетам затрат на доставку товаров каким-либо способом, покупке строительных материалов и т. д. Класс может делиться на группы. Каждой группе учащихся предлагается три задачи разного уровня сложности на выбор. Обсуждение задач в группах и выбор любой на их усмотрение. Можно пользоваться учебником, конспектом, справочником. А так же можно получить консультацию у учителя. От каждой группы выходи ученик пишет и объясняет решение задачи у доски, другой ученик зачитывает составленный ими алгоритм. Остальные ученики следят за обсуждением и вносят свои поправки в решение. Выясняем совместно положительные и отрицательные аспекты. Анализируем и выбираем наиболее эффективный алгоритм. В ходе обсуждения задач, учитель выделяет наиболее успешных учеников и ставит им оценки.
. Выводы
Активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, находить свои подходы к решению проблем, что наиболее актуально при обучении информатике.
Активные методы оказывают большое влияние на подготовку школьников к будущей профессиональной деятельности. Вооружают их основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации, формируют профессиональные умения и навыки по решению прикладных задач, которые сегодня не мыслимы без применения компьютера.
Использование преподавателями активных методов в процессе обучения способствует постоянному совершенствованию методики обучения, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей как у преподавателя, так и у учащихся.
В результате использования активных методов повышается эмоциональный отклик школьников на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом