активные технологии обучения иностранным языкам
Современные технологии обучения на уроках иностранного языка
Выделяют технологии традиционные и современные.
Традиционные технологии построены на объяснительно-иллюстративном способе обучения. То есть, учитель преподносит учащимся новый материал, сопровождающийся наглядностью, преподнесение материала идет в форме монолога учителя. Учащиеся слушают, выполняют задания учителя, после чего материал заучивается.
А так как основной целью обучения иностранным языкам является овладение учащимися коммуникативными умениями во всех видах речевой деятельности и развитие способности учащихся использовать язык как средство общения, т.е. практическое овладение иностранными языками, задача учителя выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность.
В чем же различие между традиционными и современными технологиями обучения.
В традиционных технологиях обучения:
— обучающиеся играют пассивную роль на занятиях;
Современные же технологии обучения основаны на следующих положениях:
— роль учителя – научить учиться;
— обучающиеся играют активную роль в обучении;
Какие технологие относятся к современным технологиям?
Информационными технологиями как правило называют технологии, использующие такие технические средства обучения как аудио, видео-технику, компьютер, интерактивные доски). Но в настоящий период – период всеобщей компьтеризации, говоря об информационных технологиях, нужно говорить прежде всего о компьютере и Интернет-ресурсах.
Чем хороши игровые технологии? Игра – это естественная для ребенка форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Существует много разных классификаций. Согласно одной из классификаций игры делятся на подготовительные (фонетические, орфографические, лексические и грамматические) и творческие (игры для развития основных видов речевой деятельности). По этой классификации видно, что игровые игры позволяют отрабатывать как основные аспекты языка (лексику, грамматику, фонетику), так и развивать основные виды речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение).
Применяя игровые технологии, мы реализуем принципы коммуникативности, ситуативности и функциональности. Т.е. происходит общение в проектируемых нами ситуациях, имитирующие реальные.
Применение игр на уроках развивает коммуникативные способности, ведет к снятию языкового барьера, развивает компенсаторные умения, т.е. умение выходить из положения при нехватке иноязычных средств общения, повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка и развивает творческие способности.
Метод проектов – это совокупность действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего знаний из различных предметных областей. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
Таким образом, метод проектов основывается на принципе “обучения посредством деятельности”, в которой ученик выступает активным участником. В основе него лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей, необходимых для исследовательской деятельности.
Метод проектов – это многоуровневый подход к изучению языка, создающий такую среду, где возникает естественная потребность в общении.
Обучение в сотрудничестве
Стоит отметить, что данная технология очень экономит время на уроке.
Такую форму обучения удобно применять для тех тем, которые не очень сложны и на которые отводится не очень большое количество часов. Или когда уроки по тем или иным причинам отменяются, как, например, во время карантина.
Суть блочно-модульного обучения – это самостоятельное изучение темы учащимися по материалам, разработанным и предоставленным учителем. Роль учителя – организовать, проконсультировать и проконтролировать.
Плюсы такой технологии то, что учащиеся учатся работать самостоятельно и у учащихся есть возможность работать в индивидуальном ритме.
Технология проблемного обучения
Под проблемным обучением понимают обучение, протекающее в виде разрешения создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций. Т.е. ученик ищет ответ на вопрос самостоятельно.
Первоначально предполагалось, что, используя метод проблемного обучения, учитель заранее знал то, что должно быть найдено учеником и подводил его к правильному ответу. В настоящее время используется более сложный вариант этого подхода, когда конечный результат неизвестен не только ученику, но и учителю.
Благодаря технологии проблемного обучения, мы развиваем самостоятельность учащихся и их мышление.
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что современные технологии обучения, развивают коммуникативные способности учащихся, развивают активность и мышление учащихся, их творческие способности, способности к самообучению и повышают мотивацию учащихся к изучению иностранного языка.
» Современные технологии обучения на уроках иностранному языку»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема по самообразованию:
Современные технологии обучения на уроках иностранного языка
Ткачёва А.М. МКОУ СОШ №1 2019г
Выделяют технологии традиционные и современные.
Традиционные технологии построены на объяснительно-иллюстративном способе обучения. То есть, учитель преподносит учащимся новый материал, сопровождающийся наглядностью, преподнесение материала идет в форме монолога учителя. Учащиеся слушают, выполняют задания учителя, после чего материал заучивается.
А так как основной целью обучения иностранным языкам является овладение учащимися коммуникативными умениями во всех видах речевой деятельности и развитие способности учащихся использовать язык как средство общения, т.е. практическое овладение иностранными языками, задача учителя выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность.
В чем же различие между традиционными и современными технологиями обучения.
В традиционных технологиях обучения:
— обучающиеся играют пассивную роль на занятиях;
Современные же технологии обучения основаны на следующих положениях:
— роль учителя – научить учиться;
— обучающиеся играют активную роль в обучении;
Какие технологии относятся к современным технологиям?
Информационными технологиями как правило называют технологии, использующие такие технические средства обучения как аудио, видео-технику, компьютер, интерактивные доски). Но в настоящий период – период всеобщей компьтеризации, говоря об информационных технологиях, нужно говорить прежде всего о компьютере и Интернет-ресурсах.
О безграничных возможностях компьютера и интернета знают все и останавливаться здесь не стоит. Нужно отметить только, что использование компьютера и интернет ресурсов
позволяют отработать как основные аспекты языка (лексику, грамматику, фонетику), так и развивать виды речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение).
создает условия для получения любой необходимой учащимся информации (в том числе и страноведческой)
повышает мотивацию к изучению иностранного языка
способствует расширению кругозора учащихся
Чем хороши игровые технологии? Игра – это естественная для ребенка форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Существует много разных классификаций. Согласно одной из классификаций игры делятся на подготовительные (фонетические, орфографические, лексические и грамматические) и творческие (игры для развития основных видов речевой деятельности). По этой классификации видно, что игровые игры позволяют отрабатывать как основные аспекты языка (лексику, грамматику, фонетику), так и развивать основные виды речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение).
Согласно другой классификации игры подразделяются на предметные или лингвистические, сюжетно-ролевые и деловые.
На первом (или начальном) этапе обучения уместны предметные или лингвистические игры, т.к. на этом этапе только формируются языковые навыки. Данные игры способствуют накоплению лексического запаса, овладению грамматическими и фонетическими навыками.
На среднем этапе более уместны сюжетно-ролевые игры. Ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой учащиеся выступают в определённых ролях. Учебный характер игры ими часто не осознаётся. Для учителя цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, но она обладает большими обучающими возможностями.
Применяя игровые технологии, мы реализуем принципы коммуникативности, ситуативности и функциональности. Т.е. происходит общение в проектируемых нами ситуациях, имитирующие реальные.
Применение игр на уроках развивает коммуникативные способности, ведет к снятию языкового барьера, развивает компенсаторные умения, т.е. умение выходить из положения при нехватке иноязычных средств общения, повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка и развивает творческие способности.
Метод проектов – это совокупность действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего знаний из различных предметных областей. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
Этапы работы над проектом:
Предпроект – формулирование темы проекта для группы учащихся
Планирование работы над проектом: определение временных рамок, ограничивающих этапы работы; обсуждение вариантов оформления выполненной работы.
Аналитический этап: исследовательская работа учащихся и самостоятельное получение новых знаний; поиск и сбор информации; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, и т.д.); изучение специальной литературы, привлечение материалов средств массовой информации, Интернета.
Этап обобщения: систематизация, структурирование полученной информации в виде рефератов, докладов, фильмов, спектаклей, стенгазет, журналов, презентации в Интернете и т.д.).
Презентация полученных результатов.
Таким образом, метод проектов основывается на принципе “обучения посредством деятельности”, в которой ученик выступает активным участником. В основе него лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей, необходимых для исследовательской деятельности.
Метод проектов – это многоуровневый подход к изучению языка, создающий такую среду, где возникает естественная потребность в общении.
Обучение в сотрудничестве
Основные принципы данной технологии:
группы учащихся формируются учителем заранее с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должен быть сильный, средний и слабый ученик;
группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы;
оценивается работа не одного ученика, а всей группы;
учитель сам выбирает ученика, который будет отчитываться за задание.
Стоит отметить, что данная технология очень экономит время на уроке.
Такую форму обучения удобно применять для тех тем, которые не очень сложны и на которые отводится не очень большое количество часов. Или когда уроки по тем или иным причинам отменяются, как, например, во время карантина.
Суть блочно-модульного обучения – это самостоятельное изучение темы учащимися по материалам, разработанным и предоставленным учителем. Роль учителя – организовать, проконсультировать и проконтролировать.
Блок подразделяется на модули – уроки. Как готовится модульный урок? Учителем пишется методическое пособие для учащихся или, как еще называют модульная карта. Что включает в себя модульная карта:
формулировка темы урока;
формулировка интегрирующей цели, где сформулировано, что к концу урока учащийся должен знать;
учебный материал с выделенными основополагающими идеями;
упражнения на закрепление материала;
контроль усвоения знаний.
Плюсы такой технологии то, что учащиеся учатся работать самостоятельно и у учащихся есть возможность работать в индивидуальном ритме.
Технология проблемного обучения
Под проблемным обучением понимают обучение, протекающее в виде разрешения создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций. Т.е. ученик ищет ответ на вопрос самостоятельно.
Различают три формы проблемного обучения:
метод проблемного изложения, когда учитель сам ставит проблему и решает ее;
частично-поисковый метод (совместное обучение), при котором учитель ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися;
исследовательский метод, при котором учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение. В этом методе учащиеся проявляют наивысшую самостоятельность.
Первоначально предполагалось, что, используя метод проблемного обучения, учитель заранее знал то, что должно быть найдено учеником и подводил его к правильному ответу. В настоящее время используется более сложный вариант этого подхода, когда конечный результат неизвестен не только ученику, но и учителю.
Благодаря технологии проблемного обучения, мы развиваем самостоятельность учащихся и их мышление.
Так как одним из приоритетных направлений сейчас считается сохранение и укрепление здоровья школьников, при планировании уроков во избежание усталости учащихся следует обращать внимание на следующие правила:
оптимальный темп ведения урока;
подача материала наиболее доступным способом;
индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и разноуровневые задания;
смена видов деятельности;
чередование горизонтальных (работа за столом) и вертикальных рабочих плоскостей;
физкультминутки и динамические паузы, а также эмоциональные разрядки для снятия умственного напряжения.
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что современные технологии обучения, развивают коммуникативные способности учащихся, развивают активность и мышление учащихся, их творческие способности, способности к самообучению и повышают мотивацию учащихся к изучению иностранного языка.
Применение современных образовательных технологий на уроках иностранных языков
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Мне, как учителю, необходимо знать, на какие стороны личности ребёнка могут повлиять знания
иностранного языка, какие использовать технологии в учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты.
Одной из главных задач считаю, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных технологий обучения и воспитания.
Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:
ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения
По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества.
— Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, “на глазок”. В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.
— Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
— Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.
На сегодняшний день существует большое количество современных педагогических
технологий, которые позволяют достигать поставленные программой и стандартом образования цели по конкретному учебному предмету:
-коллективная система обучения (КСО);
-технология решения изобретательских задач (ТРИЗ);
-исследовательские методы обучения;
-проектные методы обучения;
-технологию модульного и блочно- модульного обучения;
-технология развития «критического мышления»;
-технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
-информационно – коммуникационные технологии;
— систему инновационной оценки « портфолио»;
— технологию дистанционного обучения
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков иностранного языка использую следующие образовательные технологии, учитывая возрастные особенности детей.
Одни игры выполняются учащимися индивидуально, другие – коллективно.
Каждое упражнение игрового характера требует не менее 10-12 минут учебного времени.
Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Известно, что ролевая игра представляет условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра может использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом.
Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Важно, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать,
формируются творческие способности и активность обучаемых.
Следует помнить: чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом. К творческим умениям относятся: «умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной системе обучения, причем необязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая работа должна проводиться постоянно.
На первом этапе разрабатываю план проектной работы и продумываю систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую ее речевой уровень.
Второй этап обеспечивает языковые и речевые умения школьников. При этом виде деятельности ребята не только запоминают новые клише и закрепляют лексику, но и учатся связному логичному изложению мыслей.
Третий этап – защита и обсуждение проектов. Каждая группа защищает перед классом свой проект по ранее обсужденному плану.
«Модельный метод обучения» (занятия в виде деловых игр, уроки типа: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция)
Эти уроки имитируют проходящие в жизни пресс-конференции: когда группы общественных деятелей или ученых ведут беседы с представителями прессы, направленные на выяснение важнейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Уроки этого типа способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, воспитывают любознательность, умение делать дело в коллективе, товарищескую взаимопомощь.
Технологии перспективно-опережающего обучения
Технологии, в которых каждому школьнику предоставляется самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины или результата). Иностранный язык изучается в школьном курсе с 2 по 11 классы. Объем материала огромный, да и требования к предмету повышаются с каждым годом. Многое из того, что учащимся необходимо знать, остается за рамками программы или же изучается вскользь. Особенно это касается словарного запаса учащихся. Именно поэтому теория опережающего обучения очень полезна. На основе элементов этой технологии я провожу уроки изучения нового материала с помощью консультантов и групповой формы работы. Такую работу практикую в 7-11 классах. Например, урок «Музыка или искусство» в 11 классе полностью строю на материале, собранном учащимися. Обычно, информацию готовят в парах. Один ученик готовит интересный теоретический материал, а второй – иллюстративный.
Технологии интегрированного обучения
Иностранный язык, как никакой другой предмет школьного курса, позволяет использовать знания, полученные на других уроках. При изучении темы «Музыка» опираюсь на знания учащихся, полученные на уроках музыки (композиторы, музыкальные произведения, стили музыки). При изучении животных опираюсь на знания, полученные на уроках биологии. Все уроки об открытиях и первооткрывателях англо-говорящих стран, географическом положении, исторических фактов опираются и дополняют знания истории и географии.
Каждый ученик должен получить за время учебы знания, которые понадобятся ему в дальнейшей жизни. При этом учитель должен работать так, чтобы обучение не наносило вред здоровью. Более того, одной из главных целей учебно-воспитательного процесса считаю обучение детей с помощью методов сохранения и укрепления своего здоровья.
Важную роль при этом отвожу здоровьесберегающим образовательным технологиям, целью которых является формирование необходимых знаний, умений и навыков по предмету не нанося вреда здоровью, развивать двигательные способности, которые так необходимы в жизни.
Метод эмпатии (вживания ) означает «вчувствование” человека в состояние другого объекта, «вселения” учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри.
Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя — роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения.
Запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.
Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.
Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
Метод «Знаем /хотим узнать / узнали»
В колонку «Знаем» заносятся главнейшие сведения по заявленной теме (после обсуждения темы).
В колонку «Хотим узнать» заносятся спорные идеи и вопросы и всё что учащиеся хотят узнать по данной теме.
В колонку «Узнали» учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить ниже. Затем идёт обмен соображениями со всей группой. Итоги заносятся в колонку.
Технология критического мышления.
Каждому современному учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества. Важнейшей задачей образования на современном этапе становится формирование предметных и универсальных способов действий. А деятельностный подход – основной способ получения знаний. Вот почему необходимо постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание. Другими словами, необходимо развивать у учеников творческое мышление.
Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
II стадия Осмысление содержания (realization of meaning)
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.
Таким образом, технология развития критического мышления очень хорошо применима на уроках иностранного языка. Данная технология позволяет учителю: давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть справленным учителем, фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы, сочетать индивидуальную, парную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт, услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что технология «критического мышления» имеет большое количество положительных черт и ее можно смело внедрять в практику обучения иностранным языкам.
Таким образом, внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.
Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения иностранным языкам можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.