Акционерное общество азия авто казахстан
Страшная тайна в истории уничтожения «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО»
К сожалению, история уничтожения холдинга «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» пополнилась трагической страницей. 23 сентября был обнаружен труп нынешнего директора АО «АЗИЯ АВТО КАЗАХСТАН» Антона Ненахова. Его обнаружили повесившимся в лесу за городом. Недалеко от этого места, на автотрассе, стоял его автомобиль. Есть информация, что накануне Ненахова вызывали в рамках уголовного дела, расследуемого Агентством финансового мониторинга в отношении руководителя холдинга Анатолия Балушкина.
Гибель Антона Ненахова более чем странная. Казалось, что эта история уже завершилась. Все основные «информационные поводы» здесь уже вроде бы прозвучали. Напомним главные этапы. Апрель 2020 г. – министерство индустрии и инфраструктурного развития РК расторгает соглашение с автосборочным заводом «АЗИЯ АВТО», по которому предприятию предоставляются некоторые льготы, в частности, освобождение от НДС и возврат утилизационного сбора. Со своей стороны, «АЗИЯ АВТО» принял обязательство построить новый автозавод со сварочным и окрасочным участками. Для строительства этого завода как раз и создаётся АО «АЗИЯ АВТО КАЗАХСТАН».
Через год завершаются все суды по иску МИИР о взыскании с «АЗИЯ АВТО» убытков государству в сумме 173,9 млрд. тенге и 5,2 млрд. госпошлины. Хотя никаких прямых денежных поступлений предприятие не получало, а корпус завода был готов в январе 2021 года, оставалось только смонтировать оборудование.
В промежутках между этими этапами Анатолий Балушкин прямо заявил о целенаправленном уничтожении предприятия, чтобы перевести контракты по сборке автомобилей на другие площадки (в Костанай и Алматы), и фамилии тех, кто открыто лоббирует эти интересы – премьер-министр Аскар Мамин и вице-премьер Роман Скляр. Обращение коллектива к президенту Токаеву с 46 000 подписей главой государства было проигнорировано. В марте в компании проходит повсеместное сокращение, и от холдинга практически ничего не остаётся. После этих событий информационная шумиха вокруг компании в целом и Балушкина в частности затихает.
Через несколько месяцев, об этой ситуации напоминает известие о том, что Анатолий Балушкин объявлен в розыск в рамках уголовного дела, возбуждённого АФК. Совсем недавно в Сети появляется фото ответа Генеральной прокуратуры РФ на обращение Балушкина, где говорится, что розыскные действия в отношении него на территории России прекращены, т.к. он является гражданином РФ. В комментариях к этому фото сразу же были выражены сомнения в подлинности документа. Внимание привлекла скорость предоставления ответа. Балушкин якобы обратился в ГП РФ 10 сентября, в пятницу, а ответ был дан уже 13 сентября, в понедельник. Так не бывает, бюрократическая машина работает гораздо медленнее. Обратили внимание и на совершенно нехарактерную для женщины подпись должностного лица. В АФК РК сообщили, что розыск Балушкина продолжается, а подлинность размещённой в Сети бумаги рекомендовали проверить в ГП РФ. Если это был вброс, то только с целью дальнейшего очернения Балушкина – дескать, вот и гражданство России получил, и свободно теперь живёт на территории соседнего государства.
И вот, буквально спустя менее двух недель, страшное известие о смерти Антона Ненахова. Известно, что директором «АЗИЯ АВТО КАЗАХСТАН» он стал всего месяц назад – 18 августа. Само предприятие бездействует, строительство нового завода законсервировано. Так что и руководить, вроде бы, нечем, должность чисто формальная. Судьба этой стройки, этого предприятия, как и всего холдинга в целом – непонятная. По логике событий, после вступившего в законную силу решения суда о взыскании столь громадной суммы, должна начаться распродажа имущества холдинга. А имущества много, имущества хорошего, в отличном состоянии. Здесь и недвижимость, прекрасные офисные и торговые здания, прекрасные цеха, производственные базы, техника, оборудование. Даже только построенный корпус нового завода имеет ценность. Но пока о начале реализации имущества ничего не слышно. Всё как- то замерло, здания и производственные корпуса стоят пустыми. Наверное, в «верхах» ещё не решили, что же делать с этим богатством, и кому оно достанется.
В этой ситуации самоубийство директора простаивающей стройки, приступившего к работе лишь месяц назад, вообще выглядит нелепой. Скорее всего, его миссия заключалась лишь в поддержании режима консервации и наблюдении за процессом продажи в рамках исполнения решения суда. Если это самоубийство – что подтолкнуло человека к столь роковому шагу? Если доведение до самоубийства (а именно по этой статье проводится досудебное расследование) – кому понадобилось довести? И зачем? Покойный не входил в число топ-менеджеров холдинга. К 20-летию «БИПЭК АВТО» и 10-летию «АЗИЯ АВТО» в 2012 году в компании были учреждены знаки особого отличия для тех, кто проработал на предприятии много лет. Антон Ненахов в числе награждённых сотрудников «БИПЭК АВТО», у него Большой серебряный знак. В списке обладателей знаков отличия он записан в должности начальника отдела. Это третий по счёту знак в иерархии знаков отличия. Такой факт свидетельствует, что он не был в числе высшего руководства. Более семи лет «АЗИЯ АВТО КАЗАХСТАН» руководил Ержан Мандиев. Именно Ержан Оразбекович и президент АО «АЗИЯ АВТО» Ерлан Сагымбаев проводили пресс-конференцию об обстоятельствах расторжения МИИР соглашения с автосборочным заводом.
Жаль, что человек попал в жернова этой разборки, и эти жернова его безжалостно перемололи. Искренние соболезнования родным и близким покойного. Эта трагическая история лишний раз подтверждает, что не только вести крупный бизнес у нас весьма опасно, но и даже просто находиться в структуре такого бизнеса в числе обычных наёмных работников очень рискованно.
«На заводе «СарыаркаАвтоПром» в г. Костанай состоялся старт совместного производства автомобилей LADA. На промышленной площадке завода будет осуществляться выпуск всего модельного ряда автомобилей Марки.
16 июля 2021 года Президент АВТОВАЗа Николя Мор посетил производственную площадку «СарыаркаАвтоПром». Во время визита с участием Заместителя Премьер-министра РК Романа Скляра и Директора департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга РФ Дениса Пака на предприятии были продемонстрированы индустриальные возможности региона, где сегодня успешно функционируют и готовятся к запуску новые проекты.
Отдельно стоит отметить, что на новой площадке автомобили LADA Granta производятся мелкоузловым методом (CKD), с применением операций по окраске кузовов.
Также в настоящее время на предприятии продолжаются работы по освоению высокотехнологичных производственных операций по сварке кузовов данной модели, для дальнейшего увеличения локализации автомобилей LADA на казахстанском заводе. Для производства организованы новые рабочие места. Весь персонал прошел необходимое обучение.
По итогам 2020 года в Казахстане было реализовано 17,5 тыс. автомобилей LADA, что сделало бренд одним из самых популярных в стране. Новый этап сотрудничества позволит казахстанским потребителям приобрести автомобили LADA по более доступной цене с качественным сервисом.
Итак, некоторые «конечные бенефициары» схемы по уничтожению «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» уже известны. В частности, это сборочный завод «СарыАркаАвтопром» в Костанае. Именно на эту площадку переведён контракт по сборке модельного ряда LADA, который ранее действовал с 2002 года на «АЗИЯ АВТО». Обратите внимание, что на площадке в Костанае действует лишь окрасочное производство. А вот операции по сварке кузовов ещё только «осваиваются». На строящемся заводе в Усть- Каменогорске, если бы продолжилось действие соглашения с МИИР, к июлю наверняка было бы и сварочное, и окрасочное производство. Тем не менее, МИИР никаких претензий к костанайскому предприятию не имеет. Так что, для тех, кто говорит, что «Балушкин лишь собирал «тазики с болтами», наверное, последует разочарование. «Тазики с болтами» продолжают собирать, только в другом месте. Выходит, что ликвидация предприятия в Усть-Каменогорске не приблизила давнюю мечту казахстанских автолюбителей – свободный доступ в страну подержанных иномарок.
Ранее в октябре 2020 года в Алматы состоялся запуск сборочного завода Hyundai Trans Kazakhstan, дочернего предприятия компании «Астана Моторс». Уничтожение «АЗИЯ АВТО» оказалось также весьма кстати, для этого свежеиспечённого объекта казахстанского автопрома.
Итак, практически одержана полная победа. Конечно, «вишенкой на торте» стала бы экстрадиция Балушкина в Казахстан и показательный суд с расправой над бывшим главой холдинга. Но это задача на перспективу.
Но нужен ли этот суд? Ведь на нём станет известно очень многое из того, что широкому кругу знать не полагается. Ещё на пресс-конференции в ноябре прошлого года Анатолий Михайлович заявил, что рассказал только 30% всей правды.
Узнаем ли мы когда-нибудь всю правду, как об уничтожении холдинга, так и о смерти Антона Ненахова? Или эта трагедия так и останется тайной? Неужели в этой затяжной печальной истории будут ещё какие-то трагические события?
Антона Ненахова обнаружили повешенным в лесу за городом, недалеко от трассы. В должности руководителя «Азия-Авто Казахстан» он проработал всего месяц.
Фото с сайта auto.ru. Завод Азия-авто в Усть-Каменогорске
Он назначен на эту должность 18 августа нынешнего года, передает cronos.asia.
Немного истории
6 июня 2013 года руководителем назначен некий Игорь Владимирович Новиков.
Спустя шесть дней, 12 июня 2013 года, главой компании стал Ержан Оразбекович Мандиев.
По данным финансовой отчетности компании, 23 июля 2013 года между АО «Бипэк Авто Казахстан», ОАО «Автоваз» и АО «НК «СПК Ертис» было подписано акционерное соглашение, согласно которому акций компании распределены следующим образом:
Отметим, именно в этом году объявлено о начале строительство автозавода полного цикла и технопарка по производству автокомпонентов в Усть-Каменогорске, который обещают завершить через три года.
До 31 декабря 2013 года, конечной контролирующей стороной был И.А. Кузьмин. С 2014 контролирующей стороной указывается Анатолий Балушкин.
К слову, ранее cronos.asia подробно рассматривал историю Анатолия Балушкина и его компаний.
Материалы по теме
Компания получает преференции от государства, также в соответствии с постановлением правительства от 16 мая 2015 года государственную субсидию в виде земельных участков общей площадью 515 гектар (оценочная цена 579,8 млн тенге) под строительство завода и другие преференции.
По данным официального ресурса egov.kz, в июне 2018 года вид деятельности компании был изменен на «производство автомобилей, кроме двигателей для автомобилей». С 24 октября 2019 года графа «учредители» опустела.
Кто мог довести?
Итак вместо Ержана Мандиева руководителем назначается малоизвестный широкой общественности Антон Сергеевич Ненахов. В должности руководителя компании он проработал всего месяц.
Государственные сайты с открытыми данными налогоплательщиков выдают результат, в котором он указан, как руководитель акционерного общества АО «Азия Авто Казахстан». Причём появляется он с 18 августа 2021 года. Однако широкой общественности не было известно, что на сегодня именно он является главой акционерного общества «Азия-Авто Казахстан».
По данным усть-каменогорского портала yk.kz, Антон Ненахов был сотрудником компании, также известен как талантливый фотограф. Его обнаружили повешенным в лесу за городом, недалеко от трассы, где стоял автомобиль мужчины. Как сообщил городской портал, накануне его вызывали по делу «Бипэк Авто-Азия Авто».
В Департаменте полиции Восточного Казахстана также подтвердили, что их сотрудники работают над делом по факту гибели Антона Ненахова.
Доля Балушкина
Напомним, в прошлом году министерство индустрии и инфраструктурного развития РК расторгло соглашение с АО «Азия-Авто», так как компания затянула со строительством нового завода, и не выполнило взятых обязательств.
В конце января 2021 года специализированный межрайонный экономический суд вынес решение о взыскании с компании в пользу государства убытков в виде полученных льгот в размере 173,9 млрд тенге. Также суд постановил взыскать с акционерного общества в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 5,2 млрд тенге.
В апреле судебная коллегия по гражданским делам города Нур-Султан оставила решение предыдущей инстанции без изменения, апелляционную жалобу компании без удовлетворения.
В августе стало известно, что в отношении Анатолия Балушкина расследуется уголовное дело по статье 190 часть 4 Уголовного кодекса РК (мошенничество), он был объявлен в розыск.
Справочно: Анатолий Балушкин, миллиардер.
Камила Тузанова
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на cronos.asia.
Подписывайтесь на Telegram-канал Central Asia Cronos и первыми получайте актуальную информацию!
Банкротство или национализация: чем закончится конфликт «Азия Авто» с Мининдустрии?
Мининдустрии через суд расторгло соглашения с «Азия Авто» о предоставлении преференций. Владельцы грозят закрыть завод и лишить тысячи людей рабочих мест.
21 октября завод по сборке отечественных машин «Азия Авто» в апелляционной инстанции проиграл суд о налоговых преференциях. Истец – Министерство индустрии и инфраструктурного развития – просил суд расторгнуть соглашения, по которым предприятию полагались льготы.
Руководство «Азия Авто» утверждает, что лишение господдержки приведёт к закрытию завода, работы лишатся около пяти тысяч человек. Чтобы обратить внимание на проблему, бизнесмены записывали видеообращения и даже пытались организовать мирный автопробег в Нур-Султане, но им отказали в проведении акции из-за нарушения сроков подачи заявки.
Мы разбирались, что предшествовало судебным разбирательствам и почему конфликт интересов возник именно сейчас.
Какие преференции получал завод «Азия Авто»
Конфликт между Министерством индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) и группой компаний «Бипек Авто – Азия Авто» произошёл из-за соглашений, которые 10 лет давали автопредприятию налоговые и таможенные преференции. Взамен руководство завода обязалось построить цеха по сборке и окраске авто и увеличить локализацию.
Преференции для «Азия Авто» выглядели так:
Общая сумма льгот и преференций составила 361 млрд тенге.
Первое соглашение МИИР и «Азия Авто» заключили 24 июня 2010 года. Холдинг должен был ввести в эксплуатацию завод, где бы проводили сварку, покраску и сборку кузова хотя бы одной модели авто, с 1 июня 2017 года. Но этого не произошло, поэтому срок продлили ещё на два года, потом ещё на год – до 31 декабря 2020 года.
11 апреля 2020 года МИИР направило в «Азия Авто» уведомление с требованием предоставить акт выполненных работ, предупредив, что в противном случае соглашения расторгнут.
«Компания не ввела в эксплуатацию лакокрасочный и сварочный цеха. Доля местного содержания составила 23-31% вместо оговорённых 50%. В апреле 2020 года при представлении отчётности подтвердилось очередное невыполнение обязательств в рамках заключённого многостороннего соглашения о промышленной сборке моторных транспортных средств, которые АО «Азия Авто» взяло на себя почти 10 лет назад», – уточнили в МИИР на запрос Informburo.kz.
В 2018-2019 годах предприятие произвело легковых автомобилей на сумму 199,5 млрд тенге, при этом объём отчислений в бюджет составил 6,3 млрд тенге. За январь-июль 2020 года продукции произведено на сумму 83 млрд тенге, объём отчислений в бюджет составил 1,2 млрд тенге. Это данные, которые министерству предоставил завод.
Они немного отличаются от сведений сервиса проверки благонадёжности компаний Казахстана kompra.kz.
По данным сайта, объём налогов за 2018-2019 годы составил чуть больше 3,5 млрд тенге.
Как отреагировали в «Азия Авто» на угрозы МИИР
«Азия Авто» подало в суд на МИИР, требуя отозвать уведомление. Пока дело рассматривалось в суде, руководство компании записало с трудовым коллективом видеоролик, в котором действия министерства назвали недружественными. Гендиректор предприятия Ержан Мандиев заявил, что расторжение соглашения приведёт к остановке работы действующего конвейера и строительства цехов в Усть-Каменогорске.
После видеообращения администрация провела пресс-конференцию.
«Освобождение от налогов даёт нам значительное ценовое преимущество, которое будет утрачено в отсутствие этих льгот. Это означает увеличение себестоимости. Ввоз готовых автомобилей будет выглядеть дешевле, чем продолжение производства в Казахстане с уплатой всех налогов. В условиях, когда мы имеем обязательства перед кредиторами, продолжать убыточную деятельность будет невозможно», – объяснил на пресс-конференции 15 мая Ержан Мандиев.
Выполнить условия соглашения не получилось из-за трёх девальваций, которые произошли за время действия соглашения, объясняли в компании. В результате рынок авто обрушился четыре раза с 2013 по 2016 год. По итогам 2019 года он восстановился лишь на 45%.
«В 2015 году компания потеряла 97 млн долларов. Эти потери – курсовая разница. В 2018 году мы приступили к активному финансированию проекта (строительства завода. – Авт.), всего в него вложили 74 млн долларов. Но наш опорный банк (название не афишируется. – Авт.), к сожалению, начал испытывать проблемы, и финансирование было остановлено. Мы были вынуждены погасить все обязательства по этому проекту, которые к тому моменту возникли», – объяснил Ержан Мандиев.
Ситуацию, по его словам, усугубила пандемия коронавируса. Но речи о прекращении строительства не шло. На тот момент компания заявляла, что в проект уже вложили почти половину необходимых средств.
Чем закончились судебные баталии
«Азия Авто» проиграло суд по своему иску, а позже, 12 августа 2020 года, – и по иску МИИР. Суд Нур-Султана удовлетворил требования министерства. Теперь госорганы не должны давать АО «Азия Авто» и АО «Азия Авто Казахстан» какие-либо преференции по допсоглашению от 04.11.2019 года.
24 августа суд признал недействительным ещё два других допсоглашения. Руководство завода начало козырять – использовать трудовые коллективы для давления. Через несколько дней после вынесения решения суда, 28 августа, коллектив холдинга обратился к Президенту Казахстана с просьбой не допустить остановки работы завода «Азия Авто» в Усть-Каменогорске. Параллельно компания подала апелляционную жалобу.
19 октября сотрудники АО «Азия Авто» пытались организовать мирный автопробег в Нур-Султане, чтобы обратить внимание на проблемы руководства компании и МИИР. Акимат отказал в проведении акции протеста – заявка подана с нарушениями сроков.
В Instagram компании появилось новое видеообращение, в котором говорится, что компания полгода пытается обратить внимание на возникшую проблему, но все попытки оказались безуспешными.
Публикация от БИПЭК АВТО (@bipekofficial) 17 Окт 2020 в 2:17 PDT
«Работать без преференций невозможно. Ни одно производство в мире не работает без преференций. Если мы говорим о госполитике, то самое главное было бы – сохранить рабочие места любой ценой. Если вам не нравится управление компанией, можно сделать предложение – войти в капитал компании. Мы не получали ни одного такого предложения. Задача сегодня, которую мы видим, – это закрыть производство», – заявил Ерик Сагымбаев.
По его информации, на заводе работает 609 человек. Но если он закроется, работы лишатся пять тысяч сотрудников холдинга.
«В Казахстане более четырёх тысяч людей только в нашей группе компаний занимаются продажей, сервисным обслуживанием нашей продукции. В ноябре мы вынуждены выдать всем уведомления в соответствии с трудовым законодательством. В течение месяца рабочие места будут сокращены», – сказал Ерик Сагымбаев и добавил, что завод всё равно достроят.
После пресс-конференции, 21 октября 2020 года, апелляционная инстанция оставила в силе решение суда о расторжении ещё двух соглашений между МИИР и «Азия Авто».
Министерство готово рассмотреть возможность заключения нового соглашения по преференциям, когда «Азия Авто» выполнит свои обязательства.
Кому главный акционер «Азия Авто» продал долю холдинга
Тем временем главный акционер «Азия Авто» Анатолий Балушкин продал 10% своей доли российской компании «Энергохолод». До этого, по данным KASE:
По данным сайта kompra.kz, резидентами также являются Игорь Потапов (3%) и Ерик Сагымбаев (2,5%).
«Это правда, что российская компания вошла в капитал. Это подтверждает, что даже в такой ситуации нам доверяют другие компании», – прокомментировал продажу акций Ерик Сагымбаев.
Какую долю на рынке занимает «Азия Авто»
АО «Азия Авто» одно из первых начало собирать автомобили в Казахстане. Завод по сборке находится в Усть-Каменогорске, филиалы открыты во всех крупных городах страны. Он является совместным предприятием группы компаний «Бипэк авто – Азия авто» и российского «АвтоВАЗа» (по некоторым данным, российской стороне принадлежит 25% доли).
Предприятие собирает автомобили марок:
По итогам 2019 года, рыночная доля предприятия на отечественном рынке автопрома легковых машин составила 48%, сбыт достиг более 21 тысяч машин. Компания-конкурент «Сарыарка АвтоПром» за этот же период собрала для внутреннего рынка более 25 тысяч автомобилей.
По информации «КазАвтоПром», 70,6% всех покупок транспорта этого года приходится на отечественный автопром. Возможно, это связано с закрытием границ и экономическим кризисом, не позволяющим казахстанцам завозить из-за рубежа дорогие машины.
Пятёрка самых востребованных брендов:
Статус крупнейшей дилерской группы на рынке Казахстана сохраняет за собой холдинг «Бипек Авто – Азия Авто».
«Ситуация касается крупнейшего налогоплательщика и инвестора в автомобильной промышленности Казахстана, которая проявляет хороший потенциал. Благодаря работе «Азия Авто» республиканский бюджет получил более полумиллиарда долларов в виде налоговых отчислений, ни одно предприятие этой отрасли не показывает сопоставимых цифр», – прокомментировал директор по стратегическому планированию Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Артур Мискарян.
Почему конфликт интересов возник именно сейчас
Расул Рысмамбетов, финансовый консультант
АО «Азия Авто» долгое время было одним из любимчиков правительства, поэтому и получало льготы, а если где-то не соблюдало норм, то на это закрывали глаза. Не удивлюсь, если были неформальные и дружеские отношения между правительством и руководством компании, а потом они изменились по каким-то причинам. Сейчас у страны пустеют карманы и становится всё тяжелее поддерживать вообще любые компании, не только любимые. Ситуация в экономике всё сложнее и сложнее, а следовательно, господдержка будет сокращаться во всех направлениях.
Я не видел в СНГ предприятий, которые могли бы работать без поддержки государства. В Казахстане даже нефтяные компании работают с поддержкой правительства. У нас суть многих госпрограмм – вытащить государственные деньги и поддержать кого-нибудь и без этого богатого. В начале работы японцы и корейцы тоже закрывали свой рынок гигантскими пошлинами на ввоз иномарок. Не знаю, дойдёт ли «Азия Авто» до уровня Lexus или Hyundai, но в их словах может быть логика, если компания отчитается за госденьги и покажет, как она их тратила. Если деньги уходили на иностранные активы, в чём обвиняют компанию, то надо наказывать тех, кто это делал и тех, кто это одобрял.
Если министерство уверено в нарушениях со стороны «Азия Авто», тогда интересно будет узнать будущее предприятия после его банкротства. Сейчас правительство должно принять самые серьёзные меры, вплоть до временного управления предприятием. Однако прежде чем это делать, хотелось бы убедиться, что выбив нынешнюю команду из компании, правительство не просто взорвёт и закопает завод, а сделает его процветающим».
Андрей Чеботарёв, аналитик международной инвестиционной компании Exante
«Со стороны «Азия Авто» я вижу ничем не прикрытый наглый шантаж остановкой конвейера. Забрали преференции, но работать-то можно. Просто бизнес построен так, что без преференций их продукция не конкурентоспособна. Пять тысяч человек, которые потеряют работу из-за закрытия завода, – это не что иное как манипуляция цифрами. Около четырёх тысяч человек работает в дилерских центрах, которые продают не только машины, собранные на заводе, но и завезённые из других стран. Они не потеряют работу.
Никто не требует разработать казахстанскую модель с нуля, никто не просит построить ракету. Речь идёт о цехе покраски и сварки чужих моделей по готовым техническим нормам. Просто нужно вложить деньги, построить и сделать. И как им в этом мешала экономика Казахстана, не совсем понятно. Плохому танцору и ноги мешают. Оправдания выглядят очень жалкими.
Изначально поддержка была оправдана, ведь планировалось, что казахстанцы получат качественные дешёвые машины. Именно для этого «Азия Авто» давались преференции. Но этого не произошло. Здесь полностью ответственность на «Азия Авто», которое не смогло или изначально не хотело выполнять эти обязательства».
Пётр Своик, экономист
«Здесь совершенно странным образом отсутствует ответственность владельцев. И это навевает на очень нехорошие мысли. Получается, что либо государственная сторона, подписывая этот договор, как-то слишком уж простовато поступила. Либо та сторона, подписывая этот договор, уж очень ушло поступила. Но странным образом тут никто не отвечает своей собственностью.
Нет той зацепки, которая бы принудила Анатолия Балушкина и других акционеров обеспечить выполнение обязательств. Насчёт Балушкина не первый год функционируют слухи (правда или нет, мы с вами судить не можем), что он деньги потихоньку вытягивает из страны, переводит в Россию или другие места, и, дескать, в этом всё дело. А Балушкин в ответ аргументирует: «Если вы мне не дадите преференций, то люди останутся без зарплаты, им нечем будет платить кредиты, сами будете виноваты». Но вопрос о том, расстанется ли Балушкин со своими акциями, если не выполнит условия, не стоит.
Если хозяева завода не могут выполнить своих обязательств, то пусть он перейдёт в госсобственность. Государство же в него огромные деньги, хоть и косвенно, но вколотило, мы с вами, налогоплательщики, вколотили. Значит, акционеры должны компенсировать потери. Государство, приняв на себя часть пакета или все акции, должно либо выставить на аукцион для более эффективных собственников, либо некоторое время само поработать собственником и поднять его на ноги. В конце концов, если автомобилестроение требует преференций, почему это должен быть обязательно частник? Пусть это будет госпредприятие, которое на преференциях поднимется, а потом можно решать вопрос его приватизации».