актуальность дистанционного обучения при коронавирусе

Онлайн-образование в пандемию: шоковая инновация или новые возможности?

актуальность дистанционного обучения при коронавирусе

Онлайн-образование или домашнее обучение?

Онлайн-образование — это формат, при котором весь учебный процесс строится вокруг определенной онлайн-платформы: уроки и задания, тесты и оценки, общение учеников и учителя. Это могут быть сервисы для высшего и среднего образования, курсов, мастер-классов, интенсивов. Методики, по которым построены занятия, могут быть как традиционными, так и полностью авторскими. Используются все технические возможности: видеоуроки, анимация, VR.

То, с чем столкнулись мы в период самоизоляции — это, скорее, дистанционное обучение на дому. Нюанс в том, что здесь нет единой платформы или инструмента, который решал бы все задачи. Ученикам и педагогам приходится пользоваться сразу несколькими сервисами и средствами связи, а также — обычными тетрадями и учебниками. Сам учебный процесс построен примерно так же, как и в обычной школе, без каких-либо технических новшеств.

На конференции «Открытые инновации» генеральный директор «Агентств инноваций» Алексей Парабучев высказал идею: теперь самыми востребованными в EdTech стали продюсеры онлайн-курсов — то есть те, кто умеет упаковывать образовательный контент в новый цифровой формат.

Главные тренды в онлайн-образовании, по данным HolonQ:

Как частные и обычные школы справлялись с дистанционкой?

В сентябре на дистанционное обучение перешли 95 российских школ. Но во время первой волны на удаленный формат работы были переведены до 90% школ. Такой формат оказался большим стрессом для всех — включая родителей, которые вынуждены были и работать, и активно участвовать в процессе обучения. Неудивительно, что повторные ограничения жители Москвы и регионов встретили крайне негативно.

Алексей Парабучев озвучил главные проблемы, связанные с дистанционным обучением на дому:

Все эти проблемы приходится решать прямо сейчас, и многие совсем не готовы к такому стрессу. Поэтому инновации действительно получились шоковыми.

Екатерина Рыбакова, сооснователь и президент «Рыбаков Фонда», поделилась опытом частных калининградских школ, которые работали в формате дистанционного обучения. Они сделали ставку не на жесткое выполнение учебных планов, а на коммуникацию между учениками, педагогами и родителями. Главной целью было сформировать внутри школы сообщество, основанное на взаимной поддержке и комфорте каждого из участников. Вот конкретные шаги, которые помогли пережить дистанционное обучение в пандемию:

По мнению Дианы Королевой, директора Центра инноваций в образовании ВШЭ,

60% образовательных стартапов смогли адаптироваться к текущей ситуации. При этом они хорошо знали о мерах поддержки на федеральном и муниципальном уровне, но совсем не пользовались международными грантами и помощью фондов. Сложнее всех пришлось тем проектам, которые не зависят от вузов и школ: им практически не на что было рассчитывать. Другими словами, государству и фондам стоит присмотреться к EdTech-стартапам как к ценному ресурсу.

актуальность дистанционного обучения при коронавирусе

Зарубежный опыт: кейсы Италии и Сингапура

По словам Паоло Ландри из Национального исследовательского совета Италии, их школам тоже пришлось пройти через ускоренную трансформацию в период пандемии. Но есть положительные итоги.

К примеру, многократный рост и развитие онлайн-платформ — таких, как Duolingo или Google Classroom. Правительство и крупные корпорации стимулировали сотрудников активно пользоваться видеоконференциями — Zoom, Google Meets. В итоге онлайн-сервисы набрали очень много полезных данных, которые помогут им стать эффективнее.

К сожалению, пока в онлайн можно перевести только частные школы, и далеко не все процессы можно автоматизировать. Возможно, нужен какой-то смешанный вариант и более гибкие подходы к сочетанию разных форматов в обучении.

Профессор Наньянского технологического университета Лоои Чи-Кит поделился опытом Сингапура. Здесь были готовы и к дистанционному, и к онлайн-обучению. В первом случае полезным было то, что школы в некоторых провинциях не работают до 50 дней в году из-за сильных морозов. Во втором помог запуск единой образовательной онлайн-платформы.

Министерство образования Сингапура постаралось сделать так, чтобы все ученики могли комфортно заниматься дома во время самоизоляции. Им организовали бесконтактную доставку учебников, а до конца года обещали обеспечить всех нуждающихся ноутбуками.

Стоит отметить, что система образования в Сингапуре — самая молодая и одна из самых продвинутых. В начальной школе (с 6 до 12 лет) дети проходят общие дисциплины, а затем (с 12 до 17 лет) получают специальную подготовку на разных уровнях. Его определяют исходя из рейтинга студента, который складывается из оценок за все годы обучения.

Среднее образование здесь бесплатное, а студенты вузов могут пройти практику в Кембридже и получить деньги на обучение от крупных инвесторов или в виде грантов.

Как устроен рынок EdTech

Какие инновации нужны EdTech сегодня?

По словам Исака Фрумина, научного руководителя ВШЭ, инновации в обучении из-за пандемии стали настоящим шоком. До сих пор неясно, какие результаты это принесет для всей системы в целом. Появился целый ресурс — PostPandemic University — посвященный тому, как будут развиваться вузы после пандемии.

актуальность дистанционного обучения при коронавирусе

Паоло Ландри и Диана Королева считают, что инновации в онлайн-образовании нужно внедрять во взаимодействии с учителями, выясняя их проблемы и потребности. Вполне вероятно, что педагогам важнее автоматизировать рутину: составление тестов и контрольных, проверку заданий, выставление оценок, заполнение журналов и отчетов. Тогда как футуристичные форматы — вроде VR или робототехники — им не так уж необходимы. Особенно если речь идет о регионах с ограниченными техническими возможностями.

Нужно универсальное решение, чтобы общаться внутри образовательной системы — по аналогии с транспортом, чтобы добраться из одной точки в другую.

Важно также понять, что инновации — это не только и не столько технологии, но еще и новые педагогические подходы. Лоои Чи-Кит, к примеру, предполагает, что весь образовательный процесс можно разбить на модульные курсы для развития конкретных навыков. По окончании курсов учащиеся будут получать сертификат.

Алексей Парабучев отмечает, что впервые за 300 лет, со времен классно-урочной системы Каменского, появилась возможность полностью изменить образовательный процесс. И теперь самое время взглянуть на образование как на трансляцию культурного опыта от одного человека к другому. Отношения учеников и учителей могут в корне измениться: если последние транслируют некие общие знания и опыт, то первые могут научить их техническим тонкостям и навыкам онлайн-общения.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Источник

Актуальность дистанционного обучения при коронавирусе

актуальность дистанционного обучения при коронавирусе

С 2019 г. во многих странах появилась коронавирусная пандемия, затронувшая буквально все сферы общественной жизни. В сложившейся ситуации дистанционное образование попало в условия вынужденного естественного педагогического эксперимента на всех уровнях образования. Сегодня ситуация постепенно меняется, но в результате такого эксперимента возникла масса вопросов, породивших множество мнений об эффективности дистанционного обучения (ДО).

Особое внимание в литературе уделяется высшему профессиональному образованию. Поэтому актуальность представленной работы состоит в том, чтобы обратиться к проблеме эффективности дистанционного высшего педагогического образования в период коронавирусной пандемии на примере вузов нескольких стран.

Цель статьи – выявить положительные и негативные особенности применения дистанционного обучения в высших учебных заведениях, готовящих педагогические кадры по разным направлениям подготовки, в условиях коронавирусной пандемии.

Материалы и методы исследования. Основной материал исследования – это фактические, теоретические данные по проблеме применения дистанционного обучения в содержании образования студентов педагогических специальностей в высших учебных заведениях нескольких стран. Методами исследования являлись: анализ и обобщение специальной литературы, педагогическое наблюдение, анкетный опрос преподавателей и студентов, математическая обработка собранных данных.

Исследование проведено на базе трех вузов: ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (Россия, г. Белгород), Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко (Приднестровская Молдавская Республика, г. Тирасполь), Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет (Республика Казахстан, г. Уральск) – в 2020–2021 гг. При этом в Белгородском университете обследованы 70 респондентов, в Приднестровском университете им. Т.Г. Шевченко – 40 респондентов и в Западно-Казахстанском инновационно-технологическом университете – 38 респондентов. В опросе участвовали магистранты историко-филологического, физико-математического, медицинского факультетов, факультета физической культуры. В процессе опроса респонденты отвечали на вопросы в закрытом и открытом виде, что позволяло, с одной стороны, ограничивать получаемую информацию в необходимом направлении и объеме, с другой – давать возможность высказаться совершенно свободно. Эмоциональное отношение респондентов оценивалось с помощью разных вариантов вопросов, которые путем перекрестного построения обеспечивали достоверный сбор информации и подтверждали в ответах обнаруженную ранее тенденцию. Для решения этой задачи были сформулированы вопросы по типу: «Что Вам нравится в дистанционном обучении?» и группа противоположных по смыслу вопросов. На основе полученных в результате опроса студентов и преподавателей вузов данных обобщалось и анализировалось мнение по отдельным аспектам дистанционного обучения. Результаты исследования представлены в процентном соотношении.

Результаты исследования и их обсуждение. По данным исследования специальной литературы следует констатировать значительный рост публикаций на тему применения дистанционного обучения. Активно обсуждаются необходимость и особенности ДО в условиях пандемии, принимаются решения на правительственном уровне. Так, в Министерстве образования и науки Казахстана летом 2020 г. было принято решение о применении дистанционного обучения в колледжах, вузах. При этом традиционная форма обучения планировалась только по индивидуальному графику при проведении практики и производственного обучения, для лабораторных занятий [1]. Министр науки и высшего образования Российской Федерации В. Фальков неоднократно высказывал мысль о значительном влиянии пандемии на систему образования, о наиболее вероятном формировании смешанного типа обучения [2]. В Приднестровье тоже тщательно готовились к предстоящему 2020–2021 учебному году, организовывали обучающие семинары по работе педагогов на специальной электронной платформе Moodlе, готовили электронные учебные материалы, тесты, прочие средства и методики цифрового обучения [3], в большей степени склоняясь к смешанному типу обучения. Несмотря на инструкции, указания, распоряжения министерств, администрациям вузов приходилось выстраивать образовательную тактику в зависимости от складывающейся в своем регионе ситуации [4].

В зарубежной литературе сравнительно чаще, чем в отечественной, высказывается критика дистанционного обучения в вузах. Порой выражается даже весьма категоричное мнение о скором исчезновении дистанционного обучения в учебных заведениях, не оправдавшего первоначальные прогнозы специалистов и некоторых зарубежных организаций, учреждений и фирм [5]. В рекомендациях по итогам проведенного исследования в Колледже образования и развития человека в университете Д. Мейсона (США) было сказано об опасности широкого внедрения онлайн-образования для качества получаемого образования. Среди недостатков дистанционного обучения отмечают отсутствие должной мотивации, сомнительное качество срочно разрабатываемых курсов, отсутствие непосредственного общения между преподавателями и студентами. Отрицается абсолютизация дистанционного обучения. Поддерживается идея смешанного (дистанционного и традиционного) обучения, которое многие считают перспективной заменой традиционному. Отмечается также влияние ухудшающегося качества высшего образования на снижение потребностей некоторых фирм, предприятий в недостаточно подготовленных из-за пандемии и дистанционного обучения специалистах [5].

В российских источниках преобладают оптимистические прогнозы в применении дистанционного обучения. Чаще отмечаются позитивные стороны: овладение студентами и преподавателями новыми средствами и формами обучения и преподавания, сокращение энергозатрат при подготовке к занятиям, меньшая эмоционально-психическая напряженность, возможность участвовать в образовательном процессе, находясь на большом расстоянии, и др. [8, 9]. В то же время в литературе высказываются озабоченность, тревожность и противоречивость отношения студентов и профессорско-преподавательского состава к внедрению ДО в вузах [10, 11].

Учитывая противоречивость мнений, было решено провести собственные исследования по данной проблеме на примере трех вузов, находящихся в разных странах. При проведении опроса первоначально интересно было выяснить, насколько часто респонденты пользовались дистанционным обучением еще до начала пандемии. Постоянно дистанционным обучением занималось довольно ограниченное количество респондентов (от 5% до 14% от общего числа опрошенных). Однако в НИУ «БелГУ» часто пользовались этой формой обучения 29% опрошенных, что в 4–7 раз выше, чем в других обследованных вузах. Редко пользовались дистанционным обучением в НИУ «БелГУ» 43% опрошенных и вообще никогда не пользовались 14%. В других вузах никогда не пользовались дистанционным обучением 75% (ЗКИТУ) и более 64% – в ПГУ им. Т.Г. Шевченко. Некоторое преимущество БелГУ в данном аспекте, вероятно, связано с тем, что в этом вузе уже давно и планомерно готовились к переходу на дистанционное обучение, имея при этом более выгодные материально-технические условия. В остальных вузах процесс внедрения дистанционного обучения проходил медленнее при явном недостатке финансовых средств.

Студенты и преподаватели в ходе дистанционного обучения старались использовать все имеющиеся технические и организационные возможности (электронную почту, скайп, специальные внутривузовские платформы и программы, включая Zoom, электронное тестирование, телефон, айфон, ноутбук, стационарный компьютер). При этом все указанные средства были респондентами использованы, но в разных вузах обнаружились свои особенности. Самыми часто применяемыми средствами в вузах оказались телефон (до 100%) и айфон (до 80%), особенно среди студентов. Как способ пересылки заданий от преподавателей и отчетов студентов чаще других использовалась электронная почта (до 100%). Более обеспеченные студенты имели возможности применять мобильные средства вместо стационарных (например, студенты НИУ «БелГУ» чаще пользовались ноутбуком (86%), чем стационарным компьютером (14%)). Студенты других вузов, наоборот, реже применяли ноутбук (37–56%), чем компьютер (43–56%). В двух вузах первоначально внедряли специальные вузовские технологии и программы (в НИУ «БелГУ» программы Moodlе, BigBlueButton, в казахстанском вузе программу «Платон»). Затем все вузы дружно стали переходить на платформу Zoom. Все респонденты в связи с этим обстоятельством отмечают, что при установке, апробировании и дальнейшем запуске указанных программ и платформ в образовательном процессе естественным образом отмечались такие явления, как адаптация студентов, преподавателей к новой форме работы, к нововведениям, технические неполадки, неисправности, «зависания» систем, что тормозило ход учебных занятий и существенно сказывалось на его качестве, повышало уровень напряженности, тревожности у участников образовательной деятельности. Следует отметить, что последнее место из всех перечисленных средств обучения занимает компьютерное тестирование (до 43%), а предпоследнее место – применение стационарного компьютера (до 56% опрошенных).

При выявлении эмоционального отношения респондентов к дистанционному обучению оказалось, что опрошенным понравились: удаленность преподавателей и студентов (от 7% до 29% в разных вузах), хорошее качество учебного материала (от 14% до 34%), логичная последовательность учебного материала и занятий (от 28% до 36%), хорошая техническая оснащенность и качество программно-технического функционирования (от 7% до 14%), возможность максимально реализовать свои познавательные интересы (от 12% до 35%), лучше усвоить и презентовать учебный материал (от 8% до 14%), приобрести хорошие знания (от 10% до 43%), получить удовольствие от учебного процесса (от 14% до 43%), меньше времени тратить на подготовку к занятию (от 22% до 35%).

При сравнении того, что нравится и не нравится респондентам при дистанционном обучении, особенно при оценке полярных объектов одного и того же, по сути, фактора, были установлены средние показатели (если суммировать оценки сразу трех вузов по одному фактору, например «постоянное зависание программы»), которые в комплексе вопросов типа «не нравится» по уровню выше, чем оценки «нравится». Такой же эффект дает определение диапазона каждой оценки. Скажем, в оценке «нравится» показатель «удаленность преподавателя/студентов» оценивался в диапазоне 7–29% опрошенных, а в оценке «не нравится» показатель «отсутствие близкого контакта со студентами/преподавателем» был в диапазоне от 43% до 64%. То же самое можно сказать и о других показателях. Следовательно, в целом показатели, выявленные в комплексе вопросов с позиции «нравится дистанционное образование», по уровню поддерживающих такое мнение оказываются гораздо ниже, чем уровень эмоционального отношения к оцениваемым факторам с позиции «не нравится дистанционное образование».

Для того чтобы в процентном соотношении выявить тенденцию, рассчитывалась средняя величина всех показателей в процентах по группам и затем сравнивалась между выборками респондентов вузов (табл. 1).

Сравнение оценок респондентами факторов дистанционного обучения с позиции «нравится» и «не нравится»

Характер отношения респондентов к дистанционному обучению (ДО)

Источник

Новости о переводе студентов и школьников на дистанционное обучение появились в сети

Студентов и школьников переводят на дистант или нет?

Перейдут ли школы и вузы на дистанционное обучение с 8 ноября 2021 года объявили в Минобрнауки. В ведомстве отметили, что большинство российских вузов с понедельника, 8 ноября уйдут на онлайн обучение. Причем при наличии сессий, их так же рекомендовали провести дистанционно.

В России все еще растет ежедневное число заболеваний коронавирусом, также увеличивается число смертей от новой заразы, поэтому руководство страны решило продлить для учащихся вузов домашний режим обучения.

Переведут ли школьников на дистанционное обучение с 8 ноября 2021 года?

С момента того, как в России появился коронавирус, в стране активно начали вести обсуждение относительно введения дистанта для школьных учреждений. Когда ситуация с COVID-19 усугубилась, тема о дистанционном обучении стала еще более популярной.

актуальность дистанционного обучения при коронавирусе © РИА Новости / Владимир Астапкович

Однако на федеральном уровне пока не планируют вводить дистант для школьников. Губернатор Московской области Андрей Воробьев заявил о том, что никто в Подмосковье не собирается переводить школьников на удаленное обучение.

То, что о дистанте пока никто не говорит, подтвердила заместитель мэра столицы России Анастасия Ракова. Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов тоже считает, что пока нет предпосылок для введения дистанционного обучения. Так как большинство регионов Российской Федерации не поддерживают идею о дистанте, скорее всего, не стоит говорить о том, что с 8 ноября 2021 года школьники отправятся на удаленное обучение.

Однако полностью исключать дистант не стоит, ведь к нему прибегнут те регионы страны, в которых эпидемиологическая ситуация с коронавирусом обострилась. Напомним, большинство школьных учреждений отправились на осенние каникулы с 28 октября. В планах продлить отдых школьникам до 7 ноября.

Глава Роспотребнадзора Анна Попова заявила, что одной недели карантинных ограничений недостаточно, чтобы остановить коронавирус. Следовательно, есть вероятность, что власти продлят локдаун.

Дистанционное обучение вузов в ноябре 2021 года: что известно на данный момент

Минобрнауки РФ обязало высшие учебные заведения России выпустить в течение двух недель приказы относительно того, как они будут работать в ноябре 2021 года. В результате этого большая часть университетов приняла решение отправить студентов на дистант до конца нынешнего года.

Например, УрФУ будет проводить обучение для тех групп, где больше 25 человек, в удаленном формате. Такое решение было принято в связи с тем, что количество заболевших гриппом и коронавирусом увеличилось.

Высшая школа экономики также вернулась к дистанту, который продлится до 30 декабря 2021 года. Так, начиная с 8 ноября, все занятия в университете, в том числе сессия будут проводиться в режиме онлайн при помощи современных технологий дистанционного обучения. И только для тех занятий, которые нельзя проводить удаленно, студенты небольшими группками по 15 человек смогут посещать вуз, соблюдая все санитарные нормы.

В МГТУ с 8 ноября 2021 года будет введен QR-код, чтобы у студентов была возможность посещать спортивные, культурные и другие мероприятия. Учащиеся сами придумали себе код. Его смогут получить те, кто младше 18 лет, а также студенты, которые сделали первую прививку. А уже с 25 ноября «Бауманский QR-код» оставят только тем, кто не достиг совершеннолетия.

В удаленном формате продолжат обучение с 8 ноября и крымские вузы. Как долго продлится дистант, пока неизвестно. Все зависит от того, какая будет эпидемиологическая обстановка в регионе.

Родители школьников выступили против «дистанта»

Родители учеников из России против того, чтобы власти вводили режим дистанционного обучения. Об этом они написали в социальных сетях. По словам родителей, дистанционный режим обучения не способен дать те же знания, как если бы ученики были за партой в школе. Кроме того, не у всех есть средства, на которые можно приобрести ноутбук, компьютер и все необходимое для комфортного обучения в домашних условиях. Вот что пишут пользователи в соцсети Instagram:

“Зачем эта дистанционка, если вы не можете обеспечить школьников компьютерами и всем необходимым? Знаете, сколько ноутбук стоит с хорошей веб-камерой, через которую будет видно ребенка? Посмотрите на цены, а потом говорите о дистанте!”, — пишет пользовательница под ником VeraVera1971.

Отметим, что против такого формата выступал и президент страны. По словам Владимира Путина, дистанционный формат никогда не сможет заменить очный, как бы это кто не старался сделать. Однако, если ситуация не позволяет учиться в школах, то приходится прибегать к дистанционке, с этим ничего не поделать.

Впервые дистанционный формат обучения был введен в 2020 году. В том году вирус распространялся очень быстро, и буквально за несколько месяцев “захватил” Москву и другие города Российской Федерации.

Удаленное обучение в вузах с 8 ноября 2021 года: как будет проходить

На период дистанционного обучения студенты должны быть обеспечены методической поддержкой со стороны преподавателей. За три дня до того, как дать ученику самостоятельное задание, они должны обсудить весь объем работы. В обязательном порядке необходимо проверить, как студент усвоил пройденный материал.

Руководство университетов обязано контролировать качество выполненных работ. Студенты должны иметь бесперебойный доступ к интернету, чтобы не возникало никаких проблем с обучением.

Источник

Опыт работы по теме «Организация дистанционного обучения в период пандемии коронавируса»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Автор Шорохова Наталья Александровна

МБОУ «Хорошовская средняя школа» Рославльский район Смоленская область

Опыт работы по теме «Организация дистанционного обучения

в период пандемии коронавируса»

не должно увеличивать нагрузку

на обучающихся, педагогов и родителей «

Особенно это проявляется в провинции, где школы не оборудованы не только необходимой техникой, но и часто отсутствует нормальное интернет соединение. Многие школьники не имеют компьютеров или средств выхода в интернет. Нет отечественного программного обеспечения.

В таких ситуациях нужны инструкции для слаженных действий. Они обеспечивают оперативность всех уровней управления образованием и координируют действия школ, а, значит, снижают потенциальный ущерб здоровью и благополучию обучающихся и работников школ.

В случае ухудшения эпидемической ситуации следует переходить на дистанционное обучение, при этом готовность должна быть обеспечена заранее: следует учесть скорость интернета, наличие необходимого оборудования и программного обеспечения, организовать обучение педагогов работе с цифровыми сервисами. В учебном заведении должна быть создана электронная информационно-образовательная среда, позволяющая осуществлять синхронное и асинхронное взаимодействие учителя и ученика.

Следует также использовать образовательные онлайн-платформы, которые специально созданы для взаимодействия педагогов и обучающихся. Нужно предпринять все усилия, чтобы не допустить неравенство школьников из-за технических или других ограничений, связанных с переходом на дистанционное обучение.

Важным моментом является организация соответствующего обучения педагогов, издание приказа о переходе на дистанционное обучение, размещение на сайте школы графика и расписания занятий, проведение с родителям (онлайн или другими доступными средствами) разъяснительной работы, ответить на их вопросы, взять под личный контроль обучающихся с риском учебной неуспешности и социального неблагополучия.

В этом случае школьник выполняет задания в обычных тетрадях, при необходимости фотографирует и отсылает педагогу сделанное, педагог проверяет, делает пометки, также при необходимости фотографирует и возвращает обучающемуся. На основе анализа результатов учитель может внести необходимые коррективы в план-конспект последующих уроков, предназначенных для конкретного ученика.

Приемлемый уровень качества преподавания в дистанционном формате может быть достигнут, если педагог использует асинхронный режим обучения и готовые пакетные цифровые решения. В такой модели педагог работает на образовательной платформе и назначает задания, которые проверяются автоматически.

В то же время большая вовлеченность обучающихся в работу достигается при условии, если учитель ведет онлайн-уроки на базе доступных образовательных платформ. В этом случае педагогу рекомендуется использовать технологию смешанного обучения в формате «перевернутого класса», когда основной упор на онлайн-занятиях делается на отработке умений и навыков, интерактивном консультировании, новый материал отдается на самостоятельное освоение.

«Технология «перевернутый класс» подходит дистанционному обучению гораздо больше, чем традиционный урок с объяснением нового материала. Педагог может оптимизировать рутинные задачи и использовать готовые уроки с любой из доступных цифровых платформ. В этом случае на онлайн-уроке он должен обязательно взаимодействовать с обучающимися: настроить их на работу, часто обращаться с вопросами, разбирать задания и т. д.»,

Всеобщее дистанционное обучение – одна из новаций, которую привнесла в нашу жизнь пандемия коронавируса. Школы были вынуждены экстренно переводить свои программы в онлайн-формат, и оказалось, что многие из них к этому не готовы.

В четвертой четверти 2019-2020 учебного года, в период пандемии коронавируса, МБОУ «Хорошовская средняя школа» работала в режиме дистанционного обучения. Эта форма обучения была организована на основании разработанных нормативно-правовых документов, помещенных на школьном сайте. На сайте школы обучающимся, их родителям (законным представителям) обучающихся и педагогам был предложен широкий набор электронных образовательных платформ, бесплатных федеральных и региональных интернет-ресурсов, учебников в цифровом формате, онлайн библиотеки, электронный журнал и инструкции работы с ними. В процессе материалы корректировались, добавлялись.

Обучающиеся поддерживали связь с учителями разными способами: по видеосвязи по скайпу и ватцапу, с помощью электронной почты и социальных сетей (в основном Вконтакте). Основными формами дистанционного обучения школьников явились:

— использование образовательных интернет-ресурсов (просмотр на сайтах ранее записанных видеоуроков чужими учителями);

— использование ресурсов, созданных учителями школы;

— общение с учителем через электронную почту;

— использование специализированных порталов дистанционного обучения.

Для организации дополнительного образования и досуга школьников на сайте школы были размещены ссылки на музеи, театры, детское радио и журналы, спортивные организации. Дети могли совершить онлайн туры по российским городам, музеям и выставкам, принять участие в конкурсах.

Таким образом, процесс обучения продолжался, не выходя из дома: своевременно, удобно, безопасно, с выполнением учебной программы.

Учителя работали в 3-4 раза больше обычного, потому что столкнулись с гигантской нагрузкой, неорганизованностью учеников, с их беспорядочным режимом дня, непониманием многих и агрессией отдельных родителей. Одни готовы принять дистанционное обучение, умеют организовать свою работу и работу детей в этой форме, другие категорически ее не приемлют, и учиться не хотят (кто-то в силу своих убеждений, кто-то в силу возраста). Первые признают, что дистанционная система обучения действительно дает возможность для саморазвития обучающегося, помогает оценить собственные возможности и навыки, мобилизовать познания материала, а вторые опровергают это.

Дистанционная форма обучения больше подходит для среднего и старшего звена, т.к. младших школьников родителям все равно приходится контролировать и помогать им, потому что они еще не умеют концентрироваться и заниматься самообразованием.

Положительные стороны дистанционного обучения:

дистанционно можно обучаться везде, где есть интернет;

ребенок учится самообразовываться и при дистанционном обучении большую часть материала усваивает самостоятельно, что исключает репетиторство;

время и темп занятий ребенок выбирает сам, если не зависим от общего расписания, поэтому может учиться по индивидуальному плану;

возможность прогулять урок сведена к минимуму;

есть возможность обучаться во время болезни;

любой учебный материал (онлайн учебники, дополнительный материал) доступен в электронном виде, можно выбрать более подходящий, понятный, доступный для усвоения;

застенчивые, стеснительные дети, ученики, испытывающие комплексы при публичных выступлениях, ведут себя при дистанционном обучении более раскрепощено, менее тревожно;

отсутствуют лишние мероприятия – школьные линейки, дежурства, классные часы.

у ребенка появляется больше свободного времени при правильной расстановке действий и сил;

совместное участие в учебном процессе детей и родителей.

Минусы дистанционного обучения:

снижается способность к анализу, снижает концентрацию на информации, снижает коэффициент усвоения знаний, следовательно, падает уровень успеваемости, ребенок не способен анализировать, и, как последствие, у него снижается успешность в карьере и жизни, он становится податливым к манипуляциям и влиянию;

неумение учителя разбираться в цифровых технологиях, и способность научить пользоваться ими детей и родителей, причем в короткий срок, без инструкций;

отсутствие у большинства педагогов реальной практики и умения строить онлайн-обучение;

учителю приходится разрабатывать новые формы контроля и способы мотивации тех учеников, которые решили, что при дистанционном обучении вообще можно не учиться. А такие есть всегда, и есть семьи, в которых за учебой ребенка контроль изначально не присутствовал;

отсутствие границы между свободным и рабочим временем учителя, и всех сотрудников школы, кто работает удаленно. Поэтому из-за колоссальных перегрузок высокая утомляемость;

зависимость учителя и ученика от технических средств. Трудно планировать, разрабатывать эффективные стратегии онлайн обучения, сохранять хладнокровие, когда западает техническая сторона вопроса: не каждый ребенок может выйти на урок, потому что другой член семьи занял компьютер, пропал интернет, сел телефон, не грузится материал, перегружен сервер, отключили свет, и т.д.;

обучаясь удаленно, ученик лишает себя многих положительных «побочных эффектов» академического образования. Например, процесс конспектирования тренирует скорость письма, развивает механическую память, учит на ходу вычленять наиболее важные фрагменты из потока информации. Все эти навыки очень полезны в повседневной жизни, но дистанционное обучение их не дает;

ввиду недостаточного опыта дистанционного обучения много времени приходится тратить на техническую организацию урока. На сегодняшний день объём материала меньше и качество онлайн-урока ниже, чем обычного школьного урока, проведённого в классе;

нет гарантии самостоятельного выполнения учебных заданий и задач.

Дистанционное обучение не дало возможности расслабиться ни учителям, ни детям, ни их родителям. Факт перехода обучения в дистанционную форму показал, что современные технологии позволяют перевести в удаленный формат почти все этапы учебного процесса, отдельные темы из курсов учебного плана, на которых происходит закрепление, обобщение, повторение изученного материала, и факультативные курсы. Но к этому должны быть хорошо подготовлены все участники образовательного процесса и техническая система обеспечения такой формы обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *