актуальность личностно ориентированного обучения
Статья Технология личностно-ориентированного обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технология личностно-ориентированного обучения
Учение как субъектная деятельность воспитанника, обесечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание.
Основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.
Понятие личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Функции личностно-ориентированного обучения, т. е. образования:
В личностно-ориентированном образовании предполагается следующие позиции педагога:
развития личностного потенциала ребенка и умение максимально
стимулировать его развитие;
— отношение к ребенку как к личности, способной учиться добровольно, по
собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
— опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные)
каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.
Содержание личностно-ориентированного образования:
— помощь воспитаннику в выстраивании собственной личности и определении
собственной личностной позиции в жизни:
— выбор значимых для ребенка ценностей и овладение им определенной
— выявление интересующих научных и жизненных проблем и освоение
способов их решения,
— открытие рефлексивного мира собственного «Я» и умение управлять им.
Личностно-ориентированный подход складывается из трех составляющих, включающих в себя основные понятия, принципы, методы и приемы ЛОП-а: Теперь ответим на третий вопрос: из каких компонентов складывается личностноориентированный подход? С этой целью охарактеризуем три составляющие данного подхода.
1. Первая составляющая — основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности.
К основным понятиям личностно ориентированного подхода можно отнести следующие:
— индивидуальность — неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;
— личность — постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;
— самоактуализированная личность — человек осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
-Самовыражение — процесс и результат развития, и проявление индивидом присущих ему качеств и способностей;
— субъект — индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;
— субъектность — качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектами обладающие активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;
— Я-концепция — осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;
— выбор — осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;
— педагогическая поддержка — деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в учебе, жизненным и профессиональным продвижением (О. С. Газман, Т. В. Фролова).
2. Вторая составляющая — исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся, т. е. принципы.
— Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
— Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога — это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
— Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными качествами и полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным объектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать обогащению его субъектного опыта.
— Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы ученик жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
— Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности школьника.
— Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса. Вера в ребенка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю.
3. Третья составляющая — это технологический арсенал личностноориентированного подхода, то есть, методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:
— направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
— представление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора.
Большинство педагогов включают в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы педагогической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации.
Личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному (командному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.
В центре внимания личностно-ориентированных технологий – личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются – развитие, личность, индивидуальность, свобода, самостоятельность, творчество.
Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.
Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.
Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри.
Педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают получение определенного результата.
А личностно-ориентированные технологии – это педагогические новации, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным способностям школьника, различному уровню сложности содержания общения, специфическим особенностям каждой школы.
Различают четыре основные группы технологий:
Рассмотрим личностно-ориентированные технологии:
1. Технология разноуровневого обучения принимает во внимание личные способности и возможности, которые обеспечивают гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы. Эта структура включает в себя следующие подсистемы:
— индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях.
— психологические характеристики (мышление, воображение, память, внимание, воля, чувство, эмоции.
— опыт, включающий знания, умения, привычки.
2. Коллективное взаимообучения
Очевидно, что учить ребят нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха. Бессмысленно и безнравственно обучать и воспитывать детей, если они не осознали их значимости, если им не интересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности. Начиная с начальной школы учителя и воспитатели уже должны использовать личностный подход к обучению и воспитанию на предметных уроках и уроках труда, занятиях, кружках, напр. рисования, хореографии, и других, учитывая индивидуальные склонности и желания учащихся.
При переходе в среднее звено обучения, на предметных уроках и уроках труда, занятиях, учащиеся уже приобретают умения, навыки, творческие способности в определённых направлениях трудовой деятельности и совершенствуют свои зуны. Для многих воспитанников первичная социализация проходит в условиях интернатного учреждения. Именно в стенах школы-интерната закладываются многие важные качества, необходимые для последующей полноценной самостоятельной жизни.
При переходе в старшее звено обучения, предметные уроки и уроки труда, занятия проходят уже с элементами профориентации.
3. Технология модульного обучения предусматривает самостоятельную работу ученика, но с определенной дозой помощи. Модули позволяют перевести обучение на индивидуальную работу с отдельными учащимися, изменять формы общения учителя и ученика. Представленные личностно-ориентированные технологии обучения позволяют максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям обучающихся.
Методологические основы организации личностно-ориентированного занятия.
Личностно ориентированный урок (занятие) в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика (воспитанника). Изменяются позиции ученика (воспитанника) – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности
Основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком (занятием).
Традиционный урок Личностно- ориентированный урок
1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков 1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта
2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий 2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий
3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам 3. Стремится выявить реальные интересы детей и согла совать с ними подбор и организацию учебного материала
4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми 4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком
5. Планирует и направляет детскую деятельность 5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность
6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки 6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки
7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми 7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила по ведения и контролировать их соблюдение
8. Разрешает возникающие конфликты между деть ми: поощряет правых и наказывает виноватых 8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения
Деятельность воспитателя на занятии
С личностно-ориентированной направленностью
— Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех воспитанников в ходе урока.
— Сообщение в начале занятия не только темы, но и организации учебной(воспитательной) деятельности в ходе занятия.
— Применение знаний, позволяющих воспитаннику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
— Использование проблемных творческих заданий.
— Стимулирование воспитанников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
— Обсуждение с детьми в конце занятия не только того, что «мы узнали» (чем овладели, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
Совокупность теоретических и методологических положений, определяющих современное личностно-ориентированное образование, представлено в работах Е. В. Бондаревской, С В. Кульневича, Т. И. Кульпиной, В. В. Серикова, А. В. Петровского, В. Т. Фоменко, И. С. Якиманской и других исследователей. Объединяет этих исследователей гуманистический подход к детям, «ценностное отношение к ребёнку и детству, как уникальному периоду жизни человека».
В исследованиях раскрывается система ценностей личности, как смыслов человеческой деятельности. Задачей личностно-ориентированного образования является насыщение личностными смыслами педагогический процесс как среду развития личности.
Разнообразная по содержанию и формам образовательная среда даёт возможность раскрыть себя, самореализоваться. Специфика личностноразвивающего образования выражается в рассмотрении субъективного опыта ребёнка как личностно-значимой ценностной сферы, обогащение его в направлении универсальности и самобытности, развития содержательных мыслительных действий как необходимого условия творческой самореализации, самоценных форм активности, познавательных, волевых, эмоционально-нравственных устремлений. Учитель, ориентируясь на социально значимую модель личности, создаёт условия для свободного творческого саморазвития личности, опирается на самоценность детских и юношеских представлений, мотивов учитывает динамику изменений в мотивационно-потребностной сфере воспитанника.
Овладевая теорией и методико-технологической основой личностно-ориентированного педагогического подхода и взаимодействия педагог, обладающий высоким уровнем педагогической культуры и достигающий вершин в педагогической деятельности в перспективе сможет и должен использовать свой потенциал для собственного личностного и профессионального роста.
Список использованной литературы:
Использование личностно-ориентированного подхода в воспитании
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Новосибирской области «Сибирский Кадетский Корпус»
«Использование личностно – ориентированного подхода в воспитании».
Воспитатель интерната
Использование личностно-ориентированного подхода в воспитании.
«Личностно – ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности»
В сформулированном определении отражены следующие важные аспекты,такие как:
• Личностно – ориентированный подход является, прежде всего ориентацией в педагогической деятельности;
• Личностно – ориентированный подход представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;
• Личностно – ориентированный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъектных качеств.
Педагоги исследователи и практики показали главное отличие личностно – ориентированного подхода от традиционного подхода. Использование в педагогической деятельности того и другого подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка. Однако если при применении личностно – ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ученика, то при использовании традиционного подхода реализуется другая целевая установка – освоение учащимися социального опыта, то есть каких – то знаний, умений и навыков, определенных в типовых программах обучения и воспитания и обязательных для усвоения каждым воспитанником. Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго – с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без получения и учета информации об индивидуальных особенностях школьника.
С точки зрения Степанова Н. И. и Александровай М. А. к основным понятиям личностно – ориентированного подходаможно отнести следующие:
• индивидуальность – неповторимое своеобразие человека;
• личность – постоянно изменяющееся системное качество;
• самоактуализированная личность – человек, осознанно и актуально реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои способности и возможности;
• самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;
• Я – концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;
• выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;
• педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию оперативной помощи в решении их индивидуальных проблем, связанных с их физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.
Из основных понятий вытекают исходные положения и основные правила построения процесса воспитания школьников, которые отражаются в следующих принципах личностно – ориентированного подхода:
•принцип самоактуализации: важно побудить и поддержать стремление учащегося к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей;
•принцип индивидуальности: каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ;
•принцип субъектности: следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта;
•принцип выбора: педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора форм и способов организации учебно- воспитательного процесса в классе и школе;
•принцип творчества и успеха: благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности;
•принцип доверия и поддержки: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля;
Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. Именно в нем происходит общественно ценная и значимая для детей деятельность.
Во-первых, динамичное развитие современного общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. В современном мире возросла ценность личности, а значит, необходимым становится использование личностно-ориентированных подходов как в обучении, так и в воспитании детей.
Во-вторых, психологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность, а это, в свою очередь, требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
Принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании Я – педагог взаимодействую с учеником, а ученик – взаимодействует со мной, он субъект, он – равноправный партнер в нашей совместной деятельности.
Вот эти ориентиры и определяет личностно-ориентированная педагогика
Личностно-ориентированный подход в воспитании предполагает реализацию педагогом воспитательных задач применительно к возрасту, полу, уровню воспитанности учащихся. Работа направлена на изучение качеств личности, её интересов, склонностей. Эффективность данной работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога-воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, педагог определяет методы и формы воспитательного воздействия на личность каждого школьника.
Часто личностно-ориентированный подход путают с индивидуальным подходом. В чем же их различие и особенности?
Чтобы показать наглядно целевое и принципиальное их различие,сравним их составляющие:
Индивидуальный подход подразумевает учет особенностей ребенка при организации воспитательно-образовательного процесса. То есть учитываются возрастные особенности ребенка, физические и психические особенности ребенка (здоровье, темперамент и т. д., уровень имеющихся знаний, уровень коммуникативных качеств и т. д.
Личностно-ориентированный подход подразумевает направленность на развитие яркой индивидуальности ребенка. И соответственно предполагает создание условий и стимулирование развития индивидуальности, личностных качеств, помощь в самовыражении, самоактуализации ребенка.
На практике это выглядит так : При подготовке к классному часу я использую индивидуальный подход: смышленый, ответственный, бойкий отличник получает задание подготовить доклад. Все остальные готовят рисунки на заданую тему (например, освоение космоса).Результат: хороший доклад и выставка хороших и средних рисунков.
Отличник самореализовался, все дети проявили участие в подготовке. Но такой подход не может решить проблему полного охвата учащихся интересной для них работой. Ведь для доклада я выбрала одного (можно2-3) самого способного с моей точки зрения ученика. Но ведь при проведении классного часа важно не столько уделять внимание сведениям о том или ином событии, сколько пробуждать к нему интерес, заставлять задуматься, прочитать о проблеме в газете, журнале, книге. И вот тут поможет личносто-ориентированный подход: с целью создания условий для развития и самовыражения после каждого выступления предусматривается возможность задать вопросы выступающему, дополнить сообщения новыми фактами и примерами, обменяться мнениями, сформулировать выводы по обсуждаемому вопросу. Такая технология организации классных часов расширяет диапазон решения воспитательных задач, повышает активность и самостоятельность учащихся, формирует опыт проявления в коллективе своих личностных качеств и способностей. Тем ценнее это, что происходит без навязывания учителем сверху, а по собственной инициативе. А уж по своим наблюдениям в следующий раз для тех, кто отмолчался сегодня, я стараюсь подобрать другую интересную тему.
Если воспитательная система класса строится на принципах личностно- ориентированного подхода, то одна из важнейших воспитательных технологий – это коллективно-творческое дело. Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). Отличия личностно-ориентированного КТД от классического КТД должны заключаться в смещении акцента в совместной деятельности с задач, представляющих в основном коллективный интерес, на задачи личностного развития.
Эти различия отражает следующая таблица:
Коллективная подготовка Акцент на групповой работе Акцент на принятия решений на добровольной основе и развитие творческих стратегий каждого
Коллективное проведение дела Только командное участие Согласованность индивидуальной деятельности с групповой
Коллективный анализ по итогам Оценка группового участия в организации дела Оценка личностного участия, развития своего потенциала Постановка нашего класса была признана лучшей. Однако у себя в классе мы разобрали и оценили участие каждого
Отличается и анализ КТД, который содержит вопросы для рефлексии собственной деятельности воспитанником.
Последовательность анализа КТД:
• Первым дает обратную связь участник КТД.
• Затем обратную связь дают участники группы.
• Завершает анализ педагог.
Примерные вопросы анализа:
1. Что хорошо удалось? 2. Как это меня лично продвинуло?
3. Что получила творческая группа? Каковы основные результаты?
4. Что мне следует изменить? 5. Пожелания всем.
6. Кому отдельное спасибо? 7. Что делать дальше?
Таким образом, личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Развитие воспитанника как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития. Каждый ребёнок должен быть в чём-то не хуже других, а может быть, и превосходить в чём-то: кто-то хорошо уметь писать стихи, кто-то — танцевать, кто-то знает математику лучше других, кто-то — русский, а кто-то читает много книг… Иначе говоря, каждый школьник интересен своей уникальностью, и личностно-ориентированное воспитание позволяет сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развить склонности и таланты, расширить возможности каждого «Я» и, попросту говоря, — воспитать маленького человека лучше, чем он есть
Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. Именно в нем происходит общественно ценная и значимая для детей деятельность.
У каждого ребенка есть свои интересы и потребности, характерологические особенности к тому или иному виду деятельности.
Ярко выраженная подражательность детей младшего школьного возраста, ограниченность их жизненного опыта, недостаточно развитая самостоятельность, неумение критически осмыслить свое поведение и поведение своих товарищей – такой далеко не полный список возрастных особенностей и тех трудностей, с которыми встречаемся мы, учителя начальных классов, при работе с коллективом, поступающим в 1 класс.
Как помочь детям с наибольшей пользой для развития сильных и слабых сторон, как сохранить их эмоциональное благополучие, оптимизм, веру в свои силы, дать толчок саморазвитию?
В. В. Зеньковский утверждал, что «задача воспитания не только труднее, но важнее, чем задача обучения». Ребенок является ценностью воспитания.
В процессе воспитания с первых дней поступления ребенка в школу я стараюсь учитывать возрастные особенности детей, беречь детскую индивидуальность, каждого ребенка принимать, учить и воспитывать таким, каким он есть, обеспечивая ему зоны развития.
Для организации детского коллектива большое значение имеет установление дежурства по классу. Дети с обязанностями дежурного знакомы из практики детского сада. Дежурство начинаем со 2 го дня, объясняю детям, что одной очень трудно приготовить класс к уроку, поэтому мне будут помогать дежурные по классу. Объясняю, что входит в обязанности дежурных,помогаю в установлении отношений: дежурные выступают в роли руководителя детского коллектива, и каждый ребенок должен уметь принимать их законные просьбы и распоряжения (дежурит каждая парта по одному дню).
В конце первого месяца, когда дети адаптируются,организую выборы классного актива: старосты, санитаров, хозяйственников, цветоводов, физрука, игровиков, библиотекарей и т. д., заранее подбирая кандидатуры ребят. Известно, что дети лучше и охотнее выполняют ту работу, которую они выбрали, поэтому при распределении поручений я учитываю не только возможности, но и желания каждого ребенка.
При распределении поручений придерживаюсь правил:
1. каждому ребенку должно нравиться его поручение;
2. каждый ребенок должен чувствовать важность своего поручения и ответственность за выполнение;
3. каждый ребенок должен иметь поручение;
4. эпизодически (перед сменой поручений) рассказываю, какую роль играет каждое поручение и что должен делать ответственный.
Поручения в 1 классе в 1 полугодии даю на 1 неделю, т. к. они могут надоесть ребенку, затем меняем на классном часе.
Во втором полугодии поручение дается на две недели.
Подбираю каждому ученику поручение, независимо от его поведения и успеваемости, что должно обеспечить комфорт детей, удовлетворенность от приложения их умственных и практических усилий.
Бывают случаи, когда ребенок не хочет выполнять поручение; выясняю причину отказа, стараюсь убедить ребенка в необходимости его работы для класса.
Правильно организованное воспитание должно способствовать развитию ребенка.
При обсуждении итогов работы и ее оценке внимание ребят обращаю не только на результат, но и на процесс выполнения, отношения между детьми. Помогаю детям осмыслить реальные отношения, которые возникли между ними, увидеть и отметить проявления требовательности, доброжелательности, справедливости.
Считаю необходимо научить детей видеть и отрицательные явления,которые возникают в отношениях между ними: зависть, злорадство, тщеславие, хитрость, несправедливость, приучить детей бороться с этими явлениями.
В ходе выполнения поручений постепенно вырабатываем критерии оценки.
1. Отношение к своим обязанностям (как выполняет, что делает, старается ли, проявляет инициативу)
2. Взаимоотношение в коллективе (справедлив ли в распределении поручений по отношению к другим, помогал ли другим, как, ведет себя, не злоупотребляет ли своей «властью»)
3.Результаты общей работы: класс дает оценку работы каждого ребенка, которая выражается в словах, а в уголке – все это отражается в стенной печати.
В четвертом классе дети уже имеют богатый опыт в выполнении поручений. Поэтому более ответственно их выполняют, чувствуя ответственность не только за себя, но и за общие дела класса. На этом этапе происходит значительное расширение детского самоуправления, оно постепенно переходит из рук учителя в руки самих школьников. Перед детьми встает задача самим организоваться для совместного мероприятия, праздника, работы.Самоуправление создает четверокласснику новую роль: он не только исполнитель, но и организатор, инициатор каких – либо дел. Эта роль требует самостоятельных решений и личной ответственности, помогает самоутверждению личности не только благодаря успехам в учении, но и успехам в других полезных видах деятельности.Участие в самоуправлении требует от ребят организаторских способностей и навыков: умело организовать своих товарищей для выполнения задания, уметь распределить работу, следить за ее ходом и оценивать результат (оценки по критериям п. 1-3).
Самоуправление ввожу постепенно: вначале дети организуют самостоятельно перемены и свободное время до урока без моей помощи (зарядка, игры, затем при ведении классных собраний, часов, советов отряда привлекаю постепенно старосту, заместителя и т. д., т. е. постепенно стараюсь «отходить» от дел, наблюдая со стороны, помогая в подготовке мероприятия, вовлекая пассивных ребят, чтобы не перегружать активных.
Стараюсь не влиять на решение ребят, пусть сами пройдут этот путь «проб и ошибок», принимая важное решение, пусть почувствуют, что их решение важно для класса, разумно, что учитель с ним согласен. Главное в этот момент не навязывать своего мнения, не решать за детей, т. к. вся работа сведется к нулю. Ведь общие суждения, совместно принятые детьми решения сплачивают детский коллектив. Дети видят, что существует несколько мнений в решении конкретного вопроса, эти мнения порой противоположны, отличны. Стараюсь научить детей доказать, обосновать свою мысль, но и выслушать мнения других, совместно выбрать наиболее приемлемый вариант. Такие обсуждения воспитывают в детях чувство ответственности за себя и за класс в целом, формируя чувство долга, ответственности за порученное дело перед коллективом. Учителем закладываются новые представления ребенка о собственном «я», об отношениях с окружающими людьми. Поэтому, особое внимание обращаю на то, что нужно усвоить детям, как сделать это с наибольшей пользой для них, как сохранить их эмоциональное благополучие, оптимизм, веру в свои силы, дать толчок саморазвитию. А это возможно в том случае, если воспитывать у уч-ся такие качества как высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельности, самодисциплины, независимость суждений, сочетающиеся с уважением к мнению других людей, умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития.
В заключении хочу сказать, что наш класс – станет сплоченным дружным коллективом. Работая, дети вместе научились жить, принимать совместные решения, давать оценку своей работе, анализировать, сравнивать. Каждый учащийся попробовал свои силы в разных направлениях и формах деятельности, сделал для себя какие-то выводы. Считаю, что такая организация деятельности классного коллектива имеет большие возможности для личностно- ориентированного воспитания учащихся.
Дополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников Дополненная реальность — новый способ подачи образовательного материала, и в усвоении информации дошкольниками. Трехмерное изображение стимулирует.
Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода Слайд 1 На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст.
Конспект ОД «Моя семья» с применением системно-деятельностного подхода Задачи: Образовательные: Познакомить детей с писателем Марком Шварцем. Побуждать детей понимать смысл литературного текста. Закреплять.
Личностно ориентированная модель педагогического взаимодействия с дошкольниками Концепция дошкольного воспитания выдвинула в качестве основного направления перестройки системы образования гуманизацию воспитательной работы.
Личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Видео-презентация Личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Выступление на РМО. Видео-презентация.
Проектная деятельность. Значение личностно развивающего взаимодействия ребенка и воспитателя Проектная деятельность. Значение личностно-развивающего взаимодействия ребенка и воспитателя. Многочисленные исследования психологов и педагогов.
Использование театрализованной деятельности в духовно–нравственном воспитании и развитии детей План сообщения 1. Проблема нравственного воспитания. 2. Значимость нравственного воспитания. 3. Концепция духовно-нравственного развития.
Тематическая неделя «Птицы» по личностно-ориентированной технологии в первой младшей группе Тематическая неделя в первой младшей группе «Птицы» по личностно-ориентированной технологии. Воспитатель Арутюнян Л. А. Цель: Воспитать любовь.