актуальность темы крещение руси
Крещение Руси
Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:37, реферат
Описание работы
Актуальность данной темы состоит в том, что христианство на Руси выходит из далекого прошлого, а также показывает немало современных проблем, непосредственно соотносимых с религией в целом, ее ролью для каждой исторической эпохи. Для этого именно сейчас будет уместно рассмотреть причины появления и распространения христианства на Руси.
Содержание
Введение
Причины крещения:
а) мнения историков
б) объективные мнения
Испытание вер
Крещение Руси:
а) Крещение Владимира
б) Распространение христианства на Руси
Церковь и государство
Вывод
Список использованной литературы.
Работа содержит 1 файл
Реферат по истории на тему Крещения Руси.doc
РГАУ – МСХА имени К. А. Тимирязева
по Отечественной истории
1 курса дневного отделения
а) мнения историков
б) объективные мнения
а) Крещение Владимира
б) Распространение христианства на Руси
Список использованной литературы.
Христианство стало мировой религией, потому что его идея заключалась в том, чтобы относиться ко всем людям одинаково, не смотря на их положение в обществе, несмотря на то, из какого человек «рода или племени», идея утверждала связь между Богом и человеком. Христианство сменило ориентацию ценностей в сторону свободы личности и индивидуальности человека.
В 1988 году в России отмечался 1000 юбилей принятия христианства на Руси, этот праздник имел важное значение и по всему миру проходили встречи, конференции и выставки.
В 21 веке мы можем спокойно и объективно изучить тему принятия христианства на Руси, т.к. до 1917 века все без исключения верили в существования Бога, а в середине 20 века в стране был полный атеизм.
Актуальность данной темы состоит в том, что христианство на Руси выходит из далекого прошлого, а также показывает немало современных проблем, непосредственно соотносимых с религией в целом, ее ролью для каждой исторической эпохи. Для этого именно сейчас будет уместно рассмотреть причины появления и распространения христианства на Руси.
Чтобы понять, что представляло из себя это событие, можно обратиться к работам русских историков по этой теме, у которых в свою очередь были разные взгляды на это событие.
Крещение Руси являлось стартом для создания российской православной цивилизации, определяющую ее последующую историю и другие факторы.
Вот что Н.М. Карамзин писал о принятии православия и причинах его принятия: «…Владимир не хотел, кажется принуждать совести; но взял лучшие, надежнейшие меры для истребления языческих заблуждений: он старался посвятить россиян. Чтобы утвердить веру на знаниях книг божественных, еще в IX в. переведенных на славянский язык Кириллом и Мефодием и, без сомнения, уже давно известных киевским христианам, Великий князь завел отроков училища, бывшие первым основанием народного просвещения в России. Сие благодеяние казалось тогда страшной новостью, и жены знаменитые, у коих неволею брали детей в науку, оплакивали их как мертвых, ибо считали грамоту опасным чародейством».
Отсюда мы можем заметить, что Карамзин указывает на недостаточном просвещении Руси до принятия православия. По его мнению, это главная причина принятия христианства. Политические и экономические причины он считает менее важными.
Несомненно, христианство принесло просвещение (грамотность и письменность). Для правильного ведения налогообложения, торговли требовались письменность, грамотность и они существовали на высшем уровне государства. В этот момент то и было необходимо создать сильное государство и христианство, как мощная объединяющая сила, помогла этому процессу. Хотя и в прошлом Русь не была такой уж отсталой страной.
Многие историки предполагают, что крещение Руси носило насильственный характер. Люди, которые не хотели креститься, убегали в леса, убивали священников и других людей, принявшие новую религию. Хотя это неправильно процесс принятия христианства полностью сводить к насилию со стороны государства (крещение на Руси во многом отличалось от крещения различных слоев людей в других странах). Распространение новой религии на Руси не являлось упорным насаждением извне чужой культуры; это был закономерный и естественный процесс. По мнению некоторых ученых крещение Руси князем Владимиром стало завершением крупной настоящей реформы в духовной сфере, сопоставимой по своим политическим последствиям и общему значению для русской истории с преобразованиями Петра Великого, т.к. Владимир прочно обосновался, в отличие от своих предшественников, в Киеве и сделал его культурной, духовной и политической столицей государства, а также он стремился политически объединить все союзные славянские племена с помощью общей для всех религии.
Государственная реформа Владимира пробудила огромный духовный потенциал народа, и дала толчок бурному развитию страны. Вместе с новой религией на Русь пришли письменность и книжное просвещение на понятном для всех славянском языке. Более того изменился гражданский и семейный быт, появились новые нравственные понятия и правила этикета в обществе. Церковь и ее служители стремились укрепить политический авторитет князей и предать их власти «священный» характер. Это так же способствовало объединению страны и дальнейшему ее развитию.
Объективные причины принятия христианства на Руси:
В основном историки указывают три основные причины:
Возможно, время сыграло одну из главных ролей в принятии христианства, потому что государство необходимо было укреплять во всех сферах жизни. И Владимир сделал то, что должен быть сделать. Для утверждения Руси, как современного государства на политической карте мира, необходимо было перестроить страну на новый лад, который был принят в большинстве цивилизованных государств, как Европы, так и Азии, а в те времена главным просветительским и объединяющим фактором являлась именно Церковь, и только через нее это было сделано.
Важной представляется также проблема “испытание вер и ее выбор”, от решения которой во многом зависел весь ход русской истории.
Во-вторых, православие было более терпимым к местным традициям, и ко всему прочему Византия в то время являлась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы.
В Византийской империи проходили мятежи полководца Варды Фоки, не желавший подчиняться законам императора и спорил с ним о державе. Это обстоятельство принудили императора попросить помощи российского князя спасти трон, и тогда Василий II отдаст под венец свою сестру Анну. И когда Владимир примет христианство, он получит и руку царевны, и царство небесное. Владимир помог императору с мятежом, оно было подавлено, но не получил то, о чем они договаривались.
Тогда, собрав многочисленное войско, Великий князь пошел на судах к греческому Херсону, торговый город, сохранивший свою славу, не смотря на опустошения, сделанные дикими народами. Город признавал над собою верховную власть императоров греческих, но не платил им дани; избирал своих начальников и повиновался собственным законам. У этого города хорошо шла торговля, все было в изобилии. Владимир высадил на берег войско и со всех сторон окружил город. Жители города оборонялись мужественно. Но у горожан был тайный подкоп, откуда они уносили ту землю, которую войско сыпало перед стенами, чтобы окружить его валом. Но в городе оказался один человек, который пустил к войску стрелу, где было указано, что на востоке находится колодец, откуда жители берут воду. Великий князь спешил воспользоваться информацией и велел перекопать водоводы. Тогда граждане, изнуряемые жаждой, сдались россиянам. Условия были выполнены. Царевна отправилась в Херсон на корабле, сопровождаемая знаменитыми духовными и гражданскими чиновниками; там народ встретил её как свою избавительницу со всеми знаками усердия и радости. В летописи говорилось, что у Владимира заболели глаза и он ничего не мог видеть, тогда Анна убедила его немедленно креститься и он прозрел в самую ту минуту, когда святитель возложил на него руку. Бояре российские, удивленные чудом, вместе с государем приняли истинную. Херсонский митрополит и византийские пресвитеры совершили этот торжественный обряд, за которым следовало обручение и самый брак Анны с Владимиром.
Распространение христианства на Руси:
Проходило истребление кумиров. Народ не имел право защитить своих мнимых богов, но проливал слёзы, они были для них последней данью суеверия: ибо Владимир на другой день велел объявить в городе, чтобы все люди русские, бедные и богатые шли креститься. И народ, уже лишенный предметов древнего поклонения, устремился толпами на берег Днепра, рассуждая, что новая вера должна быть мудрою и святою, когда Великий князь и бояре предпочли её старой вере отцов своих. Там явился Владимир, в сопровождении греческих священников, и, по знаку, множество людей вступило в реку: большие стояли в воде по грудь и шею; отцы и матери держали младенцев на руках; иереи читали молитвы крещения и пели славу Вседержателя. Когда же обряд торжественный совершился, когда священный собор нарек всех граждан киевских христианами, тогда Владимир, в радости и в восторге громко произнес молитву: “Творец земли и неба! Благослови сих новых чад твоих; дай им познать тебя, Бога истинного; утверди в них веру правую. Будь мне помощью в искушениях зла, да восхвалю достойно святое имя твое. ”
Проектно-исследовательская работа «Крещение Руси»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
дополнительного образования «Центр дополнительного образования»
ученица 4 «б» класса
Густова Вера Дмитриевна
2.1. Во что верили люди до крещения Руси.
2.3. Крещение Руси. Его значение для народа.
3.Заключение стр.7 4.Список литературы стр.8
Без Бога нация — толпа,
Объединённая пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что ещё страшней, — жестока.
И пусть на трон взойдёт любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
. кто не понимает в народе нашем его Православия и окончательных целей его, тот никогда не поймёт и самого народа нашего.
Тему своей работы под названием «Крещение Руси» я выбрала неслучайно. В прошлом учебном году я начала посещать воскресную школу. На занятиях нам рассказывают о православных праздниках, о святых, о заповедях, о Библии. И, конечно, очень много мы узнаём о том, когда произошло крещение Руси, кто был его основоположником, и какое значение это имело для всех людей. Меня заинтересовала эта тема. Я решила более подробно узнать о крещении Руси, о князе Владимире.
Главный вопрос, который меня интересовал – «Почему именно христианство было избрано Князем Владимиром, как главная религия Руси». Я решила изучить данную проблему и полученные результаты отразить в своей работе.
Актуальность: Изучение данной темы актуально, т. к. дает возможность познакомиться с историей своего народа, воспитывает интерес и уважение к своей вере. Считаю, что мои сверстники мало знают о крещении Руси. Полученные результаты моей работы могут стать интересны моим одноклассникам, и я хочу выступить со своей работой на классном часе.
Цель работы – познакомиться с историей крещения Руси.
1.Отыскать в литературных источниках информацию по данной теме.
2.Провести анализ информации.
3.Описать в своей работе результаты, полученные в ходе анализа литературы.
4.Представить полученные результаты ребятам на классном часе.
Гипотеза: Князь Владимир крестил Русь, чтобы укрепить и объединить государство.
Предмет исследования – роль Князя Владимира в крещении Руси.
Во что верили люди до Крещения Руси
В далёкие времена, наше государство Россия, было Древней Русью. Русь стала довольно большим объединением племён. Во главе стоял князь. После Святослава Киевской Русью правил его сын, внук князя Игоря и княгини Ольги, князь Владимир.
Князь Владимир родился очень давно, более 1000 лет назад. На земле русской тогда ещё жили языческие народы, которые поклонялись идолам.
Славяне верили и поклонялись различным богам: неба, солнца, молнии, грома и т.д. Верили они в духов: домового, водяного, лешего…Души утонувших девушек якобы становились русалками. Не было на Руси храмов, были капища, на которых приносились жертвы идолам.
Однако с этого момента что-то в князе переменилось. Бывало, устроит он пир, приглашённые веселятся, а он печален. Стоят перед глазами светлые лица мучеников, в ушах звенят укором слова: «Нас-то за что? Разве мы враги твои?»
2.Великий Князь Владимир.
Однажды, когда Владимира избрали князем, он подумал о том, какая вера правильная и послал послов в разные страны. Послы вернулись, и стали рассказывать, о каких верах узнали. Они предлагали разные веры, но Владимир выбрал православную: веру во Иисуса Христа.
Узнав об этой вере, князь Владимир поехал креститься в Херсонес. По дороге он ослеп. Когда приехал Владимир в Херсонес и окрестился, то снова прозрел. Вернувшись в свой город, князь привез иконы, мощи святых, священные книги. Он стал готовить Русь к принятию христианской веры. Князь не заставлял, а убеждал народ креститься.
— Христианство учило людей доброте, честности, кротости, терпению, справедливости, взаимопомощи и поддержке бедных и обездоленных, уважению, уважению власти тех правителей, которые справедливо управляли своими народами. Христиане верили, что после смерти любой почитающий эту веру и выполнявший всё, о чём говорил Сын Божий, будет вознаграждён. Его ожидала вечная счастливая жизнь в раю. Тех же, кто не следует этим правилам, ожидали вечные страдания и мучения в аду. Покрестить одного человека бывает сложно, а князь Владимир покрестил целый народ. В этом его неоценимая заслуга.
3.Крещение Руси. Его значение для народа.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема проекта : История крещения Руси князем Владимиром.
Целью данной работы является: осмысление факта Крещения Руси как основы развития её культуры, факта, обусловившего особенности её быта, системы жизненных ценностей её граждан.
Почему он принимает христианскую веру?
Какую роль в истории сыграет крещение Руси?
Задачи данной работы :
нравственно-этическое оценивание нового материала,
воспитание любви и уважения к православным святыням России;
формировать умение отбирать главное, синтезировать;
оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы;
заложить представление о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия православия, этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры;
использования ИКТ при оформлении результатов работы.
Тип проекта : информационный.
— выбор творческого названия проекта;
— обсуждение плана работы;
— обсуждение возможных источников информации;
— оформление результатов в виде исследовательской работы,
— защита полученных результатов
Результаты представления исследования:
Презентация, макет церкви.
Работу выполнили: А.Морозов, Е.Зайцева, учащиеся 9 класса МСКОУ СОШ №9
Тема нашего проекта «История Крещения Руси князем Владимиром » представляет собой большой интерес для изучения и исследования.
На уроках истории мы изучали житиё князя Владимира, его деятельность, личность, роль в судьбе древней Руси, было интересно, увлекательно. И нам захотелось ещё больше о нём узнать.
Например: Князь Владимир был язычник.
Почему он принимает христианскую веру?
Принятие христианства в качестве государственной религии является одним из наиболее важных событий в истории Руси—России.
Целью нашей работы является:
Актуальностью темы исследования в том, что крещение стало началом пути укрепления государства и определило его дальнейшее развитие.
Русь стала одним из самых могучих государств. И основой ее мощи было православие.
Школьник Ю.К. Древняя Русь Москва.2014 с.15
Я познаю мир. Детская энциклопедия. История. Москва.1996.с.164
Спектор А.А.история России. Москва 2014 с.34
Наши предки, восточные славяне были язычниками и верили во множество богов. Они считали, что мир сотворил бог Род. Воюя, они просили помощи у бога войны Перуна. За торговлю и скот отвечал бог Велес. Хороший урожай давал бог плодородия. Ярило и бог солнца Хорс. Богам молились на священных местах, капищах, где стояли идолы богов. Богослужения вели жрецы, общающиеся с богами. Все вокруг славяне населяли духами : дом сторожил домовой, лес – леший, реку – водяной. От злых духов обороняли чуры – духи предков. В испуге мы до сих пор вскрикиваем ( чур меня ), даже не зная, что призываем на помощь древних чуров.
3.В 988 году князь Владимир Красно Солнышко ввёл на Руси новую религию – христианство.
4. В те времена христианская религия – вера в Иисуса Христа – была распространена в большинстве стран Европы. Князь Владимир решил, что если Русь станет Христианской. Ей будет гораздо удобнее договариваться с соседними странами.
5. А брак с сестрой императоров могущественной Византийской империи Анной сулил много выгод Руси. Императоры уступили с условием, что Владимир примет крещение. Анну привезли в Херсонес. В херсонесском храме прошло крещение и венчание русского князя.
6. До нее князь, руководствуясь языческим обычаем, имел многих жен. Теперь он с ними расстался, поскольку христианину нельзя состоять в браке с несколькими женщинами одновременно.
7. Первыми Владимир Святославович и византийские священники окрестили киевлян в водах Днепра. В назначенный день люди собрались на берегу, вошли в воду. И священники начали читать молитву. Князь Владимир с высокой горы наблюдал за крещением.
8.Вслед за Киевом Владимир Красно Солнышко ввёл христианство и в других русских городах.
9. Но даже став христианами, жители Киевской Руси не забывали древних богов и продолжали им молиться. А вера в духов домовых, леших, водяных – сохранялась ещё дольше.
11. Позднее в храмах возникли школы. Детей учили славянской и греческой грамоте, знакомили их с книгами.
13.Итак, русские люди приходили в православные храмы, слушали молитвы, песнопения, отрывки из богослужебных книг, постигая новую веру.
Но князь Владимир был мудрым правителем и понимал, что этого мало.
Для просвещения народа князь приказал создать училища. Так было положено начало русского образования детей. Просвещение стало делом государственно – церковным.
14. После крещения Руси князя Владимира прозвали Крестителем.
Работу выполнил Герасимов Александр с помощью руководителя кружка _______________________________________________
Спасибо за внимание!
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) образовательная школа № 9 – VIII вида.
« История Крещения Руси князем Владимиром ».
Крещение Руси
Авторская разработка на тему «Крещение Руси» по предмету «Культурология» содержит 62 страницы, 5 рисунков, 6 таблиц и 36 источников.
Ключевые слова: Культурология, История Отечества, История культуры, Педагогика.
Объектом исследования является анализ условий «Крещение Руси». Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы «Крещение Руси» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.
В процессе работы выполнялся теоретико-методологический анализ темы «Крещение Руси», в том числе исследовались теоретические аспекты изучения явления «Крещение Руси», изучалась природа темы «Крещение Руси».
Далее проводилось исследование актуальности «Крещение Руси» в современных условиях с привлечением статистических данных и научных публикаций последних лет.
В результате исследования выявлены и количественно обоснованы конкретные пути решения проблемы «Крещение Руси», в том числе обозначены некоторые возможности решения проблемы «Крещение Руси» и определены тенденции развития тематики «Крещение Руси».
Предложенные мероприятия с некоторой конкретизацией могут быть использованы в работе кадровых служб российских предприятий.
Реализация предлагаемых мер позволяет обеспечить более точное понимание природы и актуальных проблем «Крещение Руси».
В списке литературы, использованной при подготовке данной работы, представлено 36 библиографических источников. Охарактеризуем некоторые из них:
Обозначенную проблему «Крещение Руси» рассматривает Т. В. Ильина в книге «История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия», изданной в 2013 году и содержащей 480 стр. Из описания книги можно сделать вывод, что
Настоящее издание является частью дилогии по курсу «История искусства». В нем рассматриваются процессы развития живописи и скульптуры, архитектуры и прикладного искусства нашей страны с древности до конца XX века. Издание снабжено списком рекомендуемой литературы и хорошо иллюстрировано, в том числе имеются цветные иллюстрации. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов вузов, преподавателей школ и колледжей.
Также проблем регулирования современных вопросов по теме «Крещение Руси» касается Т. В. Ильина в монографии «История отечественного искусства. От Крещения Руси до начала третьего тысячелетия». Данная книга была выпущена в издательстве «Юрайт, Юрайт» в 2010 году, содержит 480 стр.
Настоящее издание является частью дилогии по курсу «История искусства». В нем рассматриваются процессы развития живописи и скульптуры, архитектуры и прикладного искусства нашей страны с древности до конца ХХ века. Издание снабжено списком рекомендуемой литературы и хорошо иллюстрировано, в том числе имеются цветные иллюстрации. Для студентов вузов, преподавателей школ и колледжей. Благодаря свободному, лексически богатому стилю изложения, а также обилию иллюстративного материала книга может быть интересна широкому кругу читателей.
Ряд актуальных проблем был затронут в книге «Крещение Киевской Руси». Аполлон Кузьмин определил актуальность и новизну этой темы в своем исследовании, опубликованном в 2012 году в издательстве «Алгоритм». В описании книги сказано следующее.
В данной книге А.Г.Кузьмин выдвинул принципиально иную версию крещения Руси, в которой на передний план выходят кирилло-мефодиевская традиция, арианство.
Представленная работа посвящена теме «Крещение Руси».
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Тема «Крещение Руси» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «Крещение Руси».
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «Крещение Руси». Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Крещение Руси» определяют несомненную новизну данного исследования.
Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме «Крещение Руси» необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Крещение Руси» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа «Крещение Руси».
Теоретическое значение изучения проблемы «Крещение Руси» заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
Объектом данного исследования является анализ условий «Крещение Руси».
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы «Крещение Руси» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.
Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы «Крещение Руси». Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов «Крещение Руси».
В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы «Крещение Руси».
Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития «Крещение Руси».
По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.
Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы «Крещение Руси», круг вопросов и логическую схему ее построения.
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.
Источниками информации для написания работы по теме «Крещение Руси» послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «Крещение Руси», справочная литература, прочие актуальные источники информации.
Культурология | образцы работ |
История Отечества | образцы работ |
История культуры | образцы работ |
Педагогика | образцы работ |
Свяжитесь со мной, если вам нужна консультация по этой теме или сопровождение.
Спасибо, ваше сообщение отправлено
В ближайшее время мы пришлем сообщение с ценой и возможными сроками консультации. Если Вас все устроит, то мы начнем работать.
Если никто из сотрудников не сможет вас проконсультировать, то мы сообщим об этом письмом в течение суток.