актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальной школе
Проблемы преподавания русского языка в начальной школе
Введение
Проблема преподавания русского языка в начальной школе в настоящее время является актуальной, так как использование исключительно традиционных урочных форм, проведения уроков неспособно обеспечить устойчивый интерес к языку и мотивацию его изучения.
Просмотр содержимого документа
«Проблемы преподавания русского языка в начальной школе»
Проблема преподавания русского языка в начальной школе в настоящее время является актуальной, так как использование исключительно традиционных урочных форм, проведения уроков неспособно обеспечить устойчивый интерес к языку и мотивацию его изучения.
Хорошо организованная и систематически проводимая внеурочная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой – глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами языка, которые не изучаются на уроках, но знание которых необходимо в речевой практике. Она создает благоприятные условия для речевой практики: учащийся упражняется в устной речи по мере своих сил и возможностей при активной помощи учителя и товарищей. Создаваемая на внеклассных занятиях речевая микросреда подготавливает учащихся к речевой деятельности в естественных условиях.
Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений и навыков создает многосторонняя внеурочная работа. На внеурочныхзанятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, общаться, дискутировать, аргументировать свое мнение.
Формирование положительной мотивации изучения русского языка должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Но первая и естественная потребность обучения – коммуникация. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы обучения, которые будут стимулировать деятельность учащихся. Таковыми, прежде всего, являются формы внеурочной работы, разнообразие которых позволяет учителю заинтересовать учащихся изучением русского языка, сделать этот процесс максимально интересным, занимательным и неформальным для младших школьников. К таким формам следует отнести: спектакль, научный праздник, экскурсию, видеозанятие, различные игры, тематические праздники и так далее (Яковенко 1997: 23).
Опыт школьных учителей и исследования педагогов-новаторов показали, что внеурочные формы занятий поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.
Главным достоинством внеурочных форм организации обучения является развитие и совершенствование языковой компетенции учащихся, расширение, по сравнению с базовым уровнем, знаний о русском языке.
Проблематика преподавания русского языка в начальной школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Современная жизнь требует переориентации содержания преподавания русского языка, практического претворения в учебных планах и программах провозглашенных принципов гуманизации и гуманитаризации образования.
Для любого учителя результативность труда очень важна, поэтому снова и снова встает вопрос об эффективности урока, о путях повышения качества преподавания.
В последней трети XX века отечественная методика все громче стала говорить о том, что грамматико-правописная направленность в обучении русскому языку не только делает уроки скучными и малоэффективными, но и не обеспечивает усвоения языка как средства общения, инструмента профессиональной деятельности. Учебники нового поколения стали гораздо больше внимания уделять проблемам развития речи. Однако владение языком предполагает не столько знание правил, сколько умениесоставлять речь, текст в соответствии с коммуникативными целями и условиями общения. В свою очередь, формирование таких умений возможно только при условии постижения законов организации текста.
Если раньше язык художественного произведения рассматривался только при изучении литературы, то сегодня все больше заданий подобного типа включается в учебники русского языка. Это один из самых интересных и самых трудных аспектов работы с текстом, так как требует внимательного отношения к слову.
Теперь, в начальной школе ребенок должен научиться не только читать, считать и писать, ему должны привить две группы новых умений.
К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа информации.
Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Источниками знания, как правило, были учитель и учебник. Сейчас, хотим мы этого или не хотим, информационная база у детей гораздо шире, и задача учителя показать спектр возможностей поиска информации. И не просто поиска, а как эту информацию воспринимать, оценивать, как оперировать ею. Ребенок должен понимать, каких знаний ему не хватает, где и как можно получить дополнительные знания.
Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний. Ученика уже не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.
Поэтому учитель должен понимать, «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?»
Кроме того, в соответствии требованиям нового стандарта, учителю предстоит освоить современную технику и образовательные технологии, выбрать УМК, использовать возможности материально – технической базы, научиться разрабатывать и реализовывать учебные программы, программы внеурочной образовательной деятельности, участвовать в проектировании образовательной программы.
В новом стандарте четко обозначены требования к его результатам :
— личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки личностной позиции обучающихся, социальные компетенции и т. п.);
— метапредметным (умение учиться);
Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.
Вот тут мы и сталкиваемся с главной, на наш взгляд, проблемой обучения русскому языку в современной школе: учитель имеет стандартное филологическое образование, предусматривающее преподавание русского языка как родного, а в классах с каждым годом присутствует всё большее количество учеников, для которых русский язык не является родным. Как правило, эти дети плохо владеют русским языком и, соответственно, плохо понимают или почти не понимают речи учителя. Учебники, программы, традиционные методики также ориентированы на детей, для которых русский язык является родным.
Что же делать учителю в такой ситуации? Каким образом обеспечить выполнение требований нового ФГОС? Как вовлечь в активную учебную деятельность всех учащихся? Какие педагогические системы и технологии выбрать? С чего начать?
Во-вторых, это упражнения для развития артикуляционной базы: скороговорки, чистоговорки, потешки, речевые разминки, заучивание небольших стихотворений и т. д. Такие виды работы не только стимулируют познавательную активность всех учащихся, но и развивают навыки восприятия русской речи на слух, помогают улучшать произношение и вырабатывать навыки беглого проговаривания словосочетаний и предложений, облегчают запоминание лексико-грамматического материала.
Не менее важна детям-инофонам на уроках постоянная работа с речевыми моделями и образцами. При необходимости с такими учащимися можно вести индивидуальные справочники. Основной принцип обучения – от речевого опыта к правилу. Когда речевой образец не просто заучивается, а происходит естественное овладение в ходе повторения, проигрывания различных коммуникативных ситуаций.
Большую помощь всем детям в обучении русскому языку оказывают словари, причём учителю важно научить каждого ребёнка работать не только с толковым словарём, где он может найти лексическое значение незнакомого для него слова. Важна и работа со словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов и грамматическими словарями.
Интересной и важной формой лексической работы являются языковые игры, загадки с любым лексическим наполнением в исполнении детей, в которых нужно отгадать человека, животного, игрушку и пр. по описанию размера и цвета, того, что он умеет делать, что он любит. Например: «Я серого цвета, пушистая, умею мяукать. Люблю ловить мышей и пить молоко».
Учителю важно помнить, что учащиеся 7-10 лет, лучше усваивают лексические и грамматические явления, если работа сопровождается кинестетическими ощущениями
( увидеть что-то конкретное, почувствовать, услышать, подержать в руках). Без тщательно продуманной и подготовленной учителем наглядности на уроке обойтись просто невозможно. Это и натуральная, и предметная наглядность, использование интернет-ресурсов и интерактивных досок и т.п.
Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования. Если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он сам сможет стать “архитектором и строителем” образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы. Таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя, от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Таким образом, реализация ФГОС в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:
1. Использование дифференцированных заданий.
2. Включение в образовательный процесс ИКТ.
Презентация » Проблемы русского языка в начальной школе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проблемы русского языка в начальной школе Выполнила Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 6 г. Железнодорожного Мурашова С.О.
Целью обучения русскому языку в начальных классах является формирование и развитие у учащихся умений и навыков эффективного владения языком (в устной и письменной форме) в различных ситуациях общения.
Основной проблемой современной школы является безграмотность и неумение сформулировать свои мысли не только в письменной, но и в устной форме.
Отгадайте загадки и запишите без ошибок отгадки. Мы – проворные сестрицы – Быстро бегать мастерицы. В дождь – лежим, В снег – бежим, Уж такой у нас режим. Идут, бегут. С места не сойдут.
Отгадайте загадки и запишите без ошибок отгадки. Кот живёт у нас на крыше, А в чулане живут … Белая звёздочка с неба упала, Мне на ладошку легла – И пропала.
Исправьте ошибки. еж ерш ч волч ч пищ крич ы и ы и я йка а ю лок у я та а я а ю у
Анаграммы (переставив буквы местами, образуйте новые слова). лучок чулок сачок часок ниша шина манишка машинка
Разгадайте ребус, запишите слово. л ш
Спишите, дописывая слова, подходящие по смыслу. В небе летают В лесу расцвели У зайчихи родились стрижи. ландыши. зайчата.
СПАСИБО за внимание
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
Номер материала: ДВ-549217
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
«Спутник» объявили словом года в России
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для образовательных учреждений
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Слово педагога
Автор: Золотарева Юлия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №39
Населённый пункт: г.Таганрог
Наименование материала: статья
Тема: Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе
Раздел: начальное образование
Актуальные вопросы преподавания русского языка и литературного
чтения в начальной школе
Актуальные задачи, стоящие перед современной школой в условиях
кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в
области просвещения, определяют и главные проблемы лингвистического и
литературного образования, диктуют учителю-филологу современные
подходы к процессу обучения. И в этой связи складывается сложная
ситуация, обусловленная противоречиями между необходимостью нового
подхода к изучению языка и классической и современной литературы с
одной стороны и риском утратить те положительные подходы и методики
преподавания, которые годами и десятилетиями складывались в советской и
российской школе с другой стороны. Характерной приметой нашего времени
является повышение статуса гуманитарных наук, наблюдающиеся во всем
цивилизованном мире. Новое мышление – это, прежде всего, отстаивание
общечеловеческих духовных ценностей, это защита нравственных
принципов, которое веками вырабатывало человеческое сознание.
Ведущая роль здесь принадлежит, конечно, учителю, человеку, знающему и
умеющему правильно, точно, красиво выражать мысли и вести за собой
Каким должен быть урок в современной школе? Как сегодня сохранить
обязательный компонент любого урока – триединство обучающей,
развивающей и воспитывающей целей? Не ошибусь, если скажу, что сегодня
нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с
учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное
– тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли бы преобразовать
в собственное мировосприятие и мироощущение.
Актуальными вопросами гуманитарного образования в условиях перехода на
ФГОС являются: гуманистический характер образования, приоритет
общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека,
любви к окружающей природе, Родине, семье.
Возникает много проблем в обучении русскому языку. Сегодня мы
остановимся на некоторых типичных проблемах, мешающих такому
гармоничному процессу обучения. Прежде всего это проблема социальная,
когда изменившиеся условия жизни общества внесли свои коррективы в
образовательное пространство. Что греха таить…Сегодняшние дети не
мечтают быть Гагаринами. Их больше манит своей видимой простотой
взлета модельный бизнес, карьера удачливого предпринимателя. К тому же
для этого не нужно особо вникать в премудрости русского языка или
постижение нравственных исканий героев русской литературы. Ничуть не
умаляя достоинства перечисленных профессий, я все же хочу констатировать
снижение мотивации успешного обучения или даже качественное изменение
Еще одна проблема выражена, на наш взгляд, в концепция толкования
письменной и устной речи как сложной формы психической деятельности,
что нашло отражение в работах Л. С. Выготского, Н. И. Жинкина, А. А.
Леонтьева, А. Р.Лурия, Д. Б. Эльконина и др.
Несвоевременное формирование языковых (именно к ним относится
письменная речь) и речевых навыков ведёт к нарастанию неуспешности в
общем обучении. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов
являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого
снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка,
проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной
деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи,
который предполагает определенную степень сформированности средств
языка ( произношение, грамматический строй, словарный запас), а также
умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в
Нарушения речи у большого количества, поступающих в первые классы,
носят характер системного недоразвития речи средней степени для которого
— недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
— аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
— нарушения сложных форм словообразования;
— недостаточная сформированность связной речи ( в пересказах наблюдаются
нарушения последовательности событий);
Хорошее развитие устной речи ребенка одна из необходимых предпосылок
овладения умением читать и писать. Письменная речь только и возможна на
основе хорошо развитой устной речи. К моменту поступления в школу
ребенок должен понимать обиходную речь, правильно произносить звуки,
правильно строить фразы.
Но, к сожалению, еще многие дети приходят в 1 класс с дефектами
звукопроизношения. Невнимание к ребенку в раннем возрасте, в период
активного овладения речью, неправильная речь окружающих, подражание
сверстникам – все это может привести к тому, что ребенок будет говорить
неправильно. Недостатки произношения чаще всего отражаются, как в
зеркале, в письме и чтении. Борьба с этими недостатками ложится на ребенка
дополнительной нагрузкой. Если ему не помочь, он может и не справиться
сам с возникающими трудностями. В младшем школьном возрасте ещё не
поздно исправить имеющиеся у ребенка недостатки произношения. Если
упустить это время, недостатки звукопроизношения закрепляются и могут
остаться на всю жизнь.
Отставание на каком-то этапе речевого развития редко проходит бесследно,
следы его остаются на долгие годы, хотя они могут быть сглажены, едва
уловимы. Иногда легкую недостаточность речи родители расценивают как
мелочь, пустяк. Но наличие указанных симптомов требует повышенного
внимания к речи ребенка.
У учащихся начальных классов нередко встречаются и расстройства чтения.
Трудности проявляются и при овладением навыками чтения, и в понимании
прочитанного, сказываются они в темпе чтения. Дети подолгу не могут
сложить буквы в слоги, а слоги в слова и пытаются по отдельным буквам
угадать слово. Все это приводит к искажению слов, к непониманию
Мы в своей работе используем алгоритм звукового анализа слов
Начинать работу надо с простых и правильно произносимых ребенком слов.
Например: возьмите слово «кот», подберите картинку. Ребенок должен
определить количество звуков, их последовательность, определить какой
гласный, какой согласный. После звукового анализа слов следует звуко-
слоговой: ребенок учится делить слова на слоги. В данном случае
используется схема. Одновременно со звуковым анализом (разбором) можно
проводить и звуковой синтез (сборка). Предлагается несколько звуков и
слогов, а затем просят объединить их в слово.
Дети испытывают часто затруднения в анализе и синтезе слов: не могут
определить последовательность звуков в слове, составить слово из отдельных
букв, а следовательно, правильно его записать. В письме это выражается в
таких ошибках, как пропуски букв, раздельное написание частей слова,
смешанное написание предлогов, частиц, слогов со словами. Иногда дети
затрудняются, какой буквой обозначить тот или иной звук, не может
поставить знаки пунктуации, не способен обозначить ударения
.Практические задания. мастер класс
В современной школе одной из главных задач обучения русскому языку
младших школьников – это формирование орфографической грамотности.
Она является одной из составных частей общей языковой культуры,
обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в общении. Но
проблемы орфографической грамотности у детей в начальной школе
известны давно и пути решения рассматриваются до сих пор.
Соответственно, актуальность данного вопроса связана прежде всего с тем,
что в настоящее время вопрос формирования грамотной языковой личности
является одним из приоритетных требований образования и современного
Формирование грамотности у обучающегося младших классов всегда было
одной из важных задач методики обучения русскому языку. Но изучение
орфографических правил и применение их на практике не всегда с успехом
даются «начинающему» ученику. Часто младший школьник, зная такое
правило, не может его верно применить или совсем не владеющий правилом
ребенок пишет слова правильно на интуитивном уровне. Такие проблемы
нередки именно в начальной школе на уроках русского языка, потому что у
ребенка в этом возрасте еще не сформированы в полной степени многие
речевые и письменные механизмы, ему сложно дается контроль за
письменной речью, которую он вынужден достаточно быстро кодировать при
помощи знаков или букв.
В течение многих десятилетий ученые, методисты, учителя-практики
старались найти оптимальные методы и приемы, позволяющие формировать
у учащихся прочные орфографические учебные умения и навыки. Однако до
настоящего времени эта проблема также остается актуальной, поскольку, как
показывает практика, больше всего проблем в обучении младших
школьников связано именно с орфограммами, обнаружением
орфографически опасных мест.
Вопросами обучения родному языку и формирования грамотности ребенка
всегда интересовались писатели, педагоги, психологи-исследователи. Среди
них можно назвать такие известные фамилии, как К.Д. Ушинский, Л.Н.
Толстой, Л.С. Выготский. Их интересовали общепедагогические и узко
психологические аспекты формирования грамотной речи у ребенка.
Главная заслуга К.Д. Ушинского заключается в том, что он создал звуковой
аналитико-синтетический метод обучения грамоте, который и по сей день
применяется в современной начальной школе. Обучение грамоте носит
развивающий характер, обеспечивая умственное развитие через систему
упражнений, через речевые упражнения, опираясь на жизненный опыт самих
учеников, что требует высокого уровня сознательности чтения и письма.
Звуковые упражнения, предложенные Ушинским весьма полезны для
развития внимания в детях и прекрасно подготовляют их к правильному
Орфограмма же как научное понятие исследовалась намного позже, прежде
всего в работах методистов М.В. Ушакова, Н.С. Рождественского, М.Р.
Львова. Ведущими русскими методистами считается, что главным в
обучении правописанию является орфографическое правило, т.е. решение
орфографической задачи путем применения нужного правила. Но решение
такой задачи возможно, только если обучающийся видит объект применения
правила, то есть орфограмму. Только обнаружив орфограмму в слове,
обучающийся сможет решить вопрос о конкретном применении правила.
Получается, что именно умение обнаружить орфограмму, именуемое
методистами орфографической зоркостью, становится базовым
орфографическим умением ребенка, основы которого формируются в
начальной школе на уроках русского языка.
По нашему мнению, недостаточно уделяется внимания именно
формированию орфографической зоркости на практическом уровне, т.е. на
уроках русского языка в начальной школе
Какой образ современного учителя? Кто он? Профессионал, оптимист,
организатор, трудяга, воспитатель, новатор, он – генератор новых идей. Он
не считается с личным временем. Скорей бы в школу учить, помогать,
убеждать. Даже слова рифмуются сами собой, потому что в любые времена
учитель был, есть и будет ключевой фигурой, активным участником всех
инновационных начинаний, ведущих к успеху и знаниям. Знаниям языка,
литературы, традиций и культуры своей малой Родины, что является одним
из актуальных вопросов преподавания в условиях перехода на ФГОС