актуальные вопросы методики обучения грамоте

Характеристика современного метода обучения грамоте. Традиции и новое в методике обучения грамоте

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

актуальные вопросы методики обучения грамоте

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема: Характеристика современного метода обучения грамоте. Традиции и новое в методике обучения грамоте Цели: 1. Охарактеризовать современный метод обучения грамоте. Познакомить с основными приемами анализа и синтеза

Литература: 1. М.Р. Львов и др. Методика русского языка, 2012 2. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте, 2001 г. Общая характеристика современного метода обучения грамоте. Приемы анализа и синтеза. Характеристика современных учебных комплектов по обучению грамоте.

. 1. Общая характеристика современного метода обучения. Современный метод обучения грамоте является звуковым. Обу­чаясь, дети знакомятся с основными звуками русского языка, учатся слышать их и выделять из речи, обозначать буквами; при этом особое внимание уделяется анализу последовательности звуков в словах и различению твердости и мягкости согласных. Обозначе­ние звука буквой выполняется после его выделения из слов и изу­чения его звучания в разных словах. Это метод аналитико-синтетический. Изучение звуков проис­ходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом. Зву­ковой анализ предшествует синтезу, но тесно с ним связан.

. Со времен К.Д. Ушинского звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте прошел сложный путь развития. Рассмот­рим основные принципы метода. I. С точки зрения целей формирования личности. Обучение грамоте носит воспитывающий характер, задачи воспитания реализуются через использование материалов букваря и азбуки. Обучение носит развивающий характер, обеспечивающий умственное развитие через систему упражнений в анализе и синтезе, через речевые упражнения; оно опирается на систему наблюде­ний природы и окружающей жизни, требует высокого уровня со­знательного чтения.

. II. С точки зрения психолого-лингвистической. Обучение опирается на живую речь учащихся, на имеющийся речевой опыт, на образцовые тексты; включает систему развития речи. За основу аналитико-синтетической работы берется звук (буква вводится как обозначение звука после знакомства с ним). Главное внимание уделяется звуковому анализу, артикулированию звуков, развитию речевого слуха. В качестве единицы чтения берется слог (слоговой, или позиционный, принцип как следствие аналогичного принципа рус­ской графики). Особое внимание уделяется слоговой работе: чтению и произношению слогов, использованию слоговых таблиц. 6. Вводится слогозвуковой анализ слова, в процессе которого не только выделяются звуки, но и устанавливается их количество и последовательность, определяются связи между ними.

. III. С точки зрения организационной. Устанавливается определенная последовательность изучения звуков и букв (по частотному принципу). Выделяются добукварный (подготовительный) и букварный (основной) периоды обучения. Письмо не отрывается от чтения, а идет параллельно с ним. Систематически вводятся пропедевтические элементы грамматики, словообразования, орфографии (на практической основе).

. IV. С точки зрения приемов обучения. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в связи со значительными различиями в их общем развитии и в готовности к чтению и письму. Введение элементов моделирования. Использование моделей слогов, слов, предложений.

. Синтез Составление слогов и слов из разрезной азбуки (печатание). Чтение и преобразование слогов на передвижной азбуке или по слоговым таблицам. Чтение слов по таблице, букварю с опорой на дополнитель­ные пометы. Чтение предложений и связных текстов. Типовой план может изменяться в связи с изучаемым материалом или сокращаться по мере усвоения детьми знаний и приобретения ими навыков в аналитико-синтетической работе. При использовании приемов звукового анализа ставится задача помочь учащимся осознать звуковой состав слов и последовательность звуков в словах.

. 2. Приемы анализа и синтеза. Основа метода – изучение живого произношения слова. В свя­зи с этим был выработан типовой план изучения нового звука и буквы, который применяется в букварный период. Анализ Выделение из речи предложений. Деление предложений на слова. Выделение из предложений (или по картинке, загадке) слова для анализа. Деление слова на слоги, установление их количества. Выделение и изучение нового звука из слога (слова), установление его характеристики: гласный или согласный, твердый или мягкий согласный. Установление места данного звука в звуковой структуре слов. Обозначение выделенного звука буквой.

. Выделение нового звука, т.е. звука, предназначенного для изучения на данном уроке, может быть организовано такими способами, как: выделение из предложения звука-слова («Слива и груша» – звук [и]); выделение гласного, образующего целый слог: о-сы, у-сы, или йотированного: ю-ла, я-ма; прием звукоподражания (Как жужжит пчела? — ж-ж-ж-ж); выделение согласного звука из закрытого слога, где он наи­менее прочно связан с предшествующим гласным (сом, мак); выделение согласного звука из открытого слога, преимущественно «длительных» согласных [ш], [с], [ж] (Шура, Саша); выделение глухих согласных в конце слов (кот, суп); выделение звонких согласных в начале слова со стечением согласных (брат, грач).

. Анализ последовательности звуков в словах, подсчет их количества, определение характера связи между ними, слогового соста­ва является началом фонетического разбора, которому дети будут обучаться в последующих классах. Аналитическая и синтетическая работа учащихся связана с использованием моделей (схем). Схемы-модели являются важным условием развития у детей фонематического слуха, умения произво­дить слогозвуковой анализ звучащего слова, овладения продуктив­ными способами чтения. В букваре и азбуке, а также учителем предлагаются следующие схемы. 1. Предложение: 2. Слово: 3. Слово, разделенное на слоги: 4. Слово с ударением: 5. Слог-слияние: 6.Звуки:

. 3. Характеристика современных учебных комплексов Обучение грамоте организуется с помощью учебных книг: букваря, который используется для обучения семилетних детей, и азбуки – для обучения шестилетних детей. Изучение звуков и букв в них происходит по принципу частотности: сначала используются наиболее употребительные звуки и буквы, (исключение сдела­но для гласных ы и у), затем идут менее употребительные, и, наконец, вводится группа малоупотребительных. Это позволяет значительно обогатить лексику ученика и ускорить процесс ста­новления техники чтения.

. Материалы каждой страницы учебника объединены одной те­мой, что направлено на систематизацию представлений детей об окружающей действительности. На каждый урок отводится две страницы букваря (разво­рот азбуки), которые содержат текстовой материал: столбики слов, предложения и тексты для чтения. Текстовой материал дополняется иллюстративным: предметными и сюжетными кар­тинками. Предметные картинки используются для подбора сло­ва, в процессе звукового анализа которого выделяется новый звук, а также для проведения лексических и логических уп­ражнений. Сюжетные картинки содействуют прояснению смыс­ла прочитанного, позволяют организовать работу по составле­нию предложений и рассказов. Для упражнений в связном рас­сказывании на отдельных страницах специально помещены серии рисунков

Общие требования к уроку Определенность, ясность, четкость, реальность основной дидактической цели урока. Изучение содержания учебного материала на правильной психолого-педагогической основе. Педагогически оправданный подбор форм и методов для занятия в целом и для каждого его структурного элемента. Целесообразное сочетание групповой и индивидуальной работы с учащимися в зависимости от общей, дидактической и частной цели урока

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ Слого-звуковой анализ Чтение Развитие речи Письмо

Полка, парус, компот, плот, суп. [П] Назови звук, который повторяется во всех словах Чистоговорки Са-са- са- вот бежит лиса. Су-су-су-волк живет в лесу Скороговорки У ежа – ежата, у ужа- ужата. [с] [Ж]

Чтение слогов со слоговой таблицы са бы ла ля ка ва ра ре пе сы те мик ту ро го рук и бу ни ло ша мы во ки да лу жа

Наращиваем слова Ко Кот Котик Котище Котишко

ЧТЕНИЕ ИМЁН СОБСТВЕННЫХ И НАРИЦАТЕЛЬНЫХ РОЗА ШАРИК ЛИЛИЯ ДРУЖОК Роза Шарик Лилия Дружок ЗАМЕНА БУКВЫ В СЛОВЕ КОШКА МОШКА МИШКА МУШКА ПУШКА Анаграммы Сосна-45312 Насос

«Улитка» Цель: Развивать умение анализировать предложения(определять количество слов в предложении, отделять слова друг от друга, определять последовательность слов, находить предлоги (союзы). Закреплять знания о правилах написания предложений (первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставиться точка). Развивать навык чтения.

Осень. Наращивание предложений. СОКРАЩЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДО ОСНОВЫ Мама читает нам книгу о зиме. Наступила осень. Наступила поздняя осень. Наступила холодная поздняя осень. Мама читает нам книгу. Мама читает нам. Мама читает.

Составление рассказа по опорным словам Золотая, разноцветные, листопад, пошли, на экскурсию, собирали

Умение сочетать в одном уроке обучения грамоте решение образовательной и воспитательной задачи, организацию дифференцированной работы с младшими школьниками, а также формирование у детей познавательного интереса к предмету, составляет основу мастерства учителя начальных классов.

актуальные вопросы методики обучения грамоте

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

актуальные вопросы методики обучения грамоте

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

актуальные вопросы методики обучения грамоте

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

актуальные вопросы методики обучения грамоте

Номер материала: ДБ-1421548

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

актуальные вопросы методики обучения грамоте

актуальные вопросы методики обучения грамоте

В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение

Время чтения: 2 минуты

актуальные вопросы методики обучения грамоте

Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям

Время чтения: 1 минута

актуальные вопросы методики обучения грамоте

Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы

Время чтения: 1 минута

актуальные вопросы методики обучения грамоте

Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме

Время чтения: 1 минута

актуальные вопросы методики обучения грамоте

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

актуальные вопросы методики обучения грамоте

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для образовательных учреждений

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Современные проблемы обучения грамоте старших дошкольников

актуальные вопросы методики обучения грамоте Анна Дядюх
Современные проблемы обучения грамоте старших дошкольников

1.1. Современные проблемы обучения грамоте старших дошкольников

От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Проблема обучения грамоте в детских садах в России не является новой. Вплоть до 1944 г. предусматривалось обучение грамоте детей от 7 до 8 лет. С 1944 г., когда школа перешла на обучение с семилетнего возраста, и до 1962 г. вопрос об обучении дошкольников чтению и письму в программе детского сада не ставился.

Вместе с тем психологические и педагогические исследования (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Е. И. Тихеева и другие, опыт детских садов, семейного воспитания показали необходимость и возможность более раннего обучения детей грамоте. (ОК 6)

Во второй половине 50-х гг. под руководством А. П. Усовой и А. И. Воскресенской была проведена большая экспериментальная работа с целью изучения особенностей, содержания и методики обучения чтению и письму детей шести лет. На ее основе в «Программу воспитания в детском саду» (1962г.) был включен раздел «Обучение грамоте», который предусматривал обучение чтению и письму детей подготовительной к школе группы на неполном алфавите. При апробации программы ее содержание по ряду причин (отсутствие квалифицированных кадров, недостатки разработанной методики, слабая материальная база)претерпевало существенные изменения: сначала было исключено обучение письму, а затем и чтению.

К началу 70-х гг. в программе осталась только подготовка к обучению грамоте. Вместе с тем все это время не прекращались исследования по разработке методики для дошкольников. Коллективом научных сотрудников НИИ дошкольного воспитания АПН Л. Е. Журовой, Н. С. Баренцевой, Н. В. Дуровой, Л. Н. Невской была создана методика обучения чтению детей 5 — 6 лет на основе системы Д. Б. Эльконина (20, с. 386-388).

Исследования позволили установить наиболее оптимальные (сенситивные) сроки для начала обучения грамоте. Было выявлено, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают (Н. С. Баренцева). А вот формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразно начинать раньше, на пятом году, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, к словотворчеству (Н. В. Дурова).

Результаты этих исследований нашли отражение в «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» (1984г.). Где отмечено, что подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, она начинается значительно раньше. Так, уже во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук». Анализ программы показывает, что основное внимание в ней уделяется ознакомлению со звуковым строением слова, формированию действий звукового анализа и последующему обучению началам грамоты.

Содержание работы по обучению грамоте дошкольников в современных программах существенно отличается.

В программе «Истоки» обучение грамоте предусмотрено в старшем дошкольном возрасте. Оно основывается на единстве чтения, письма и счета как «общекультурных навыков». Определено, что к 7 годам ребенок должен читать плавно и четко, по слогам и целыми словами, писать слова в тетрадке, знать правила «жи-ши», «ча-ща», «чу-шу», знать все буквы алфавита.

В программе «Детство» выделены специальный раздел «Скоро в школу», где доступно изложены основные показатели развития ребенка перед поступлением в школу, определено основное содержание работы по обучению грамоте. Указано, что по окончании детского сада ребенок должен слитно читать короткие тексты, владеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков в слове.

Вариативная программа «Радуга» включает раздел «Обучение детей чтению». Авторы считают, что в работу с детьми 6-7 лет необходимо включить целенаправленное, систематическое, методически грамотное обучение чтению.

Таким образом, во всех программах, предназначенных для обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, отдельно выделяется задача подготовки дошкольников к обучению грамоте.

В современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения, т. е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы.

При обучении грамоте это проявляется в том, что обучающиеся должны:

различать четко все гласные и согласные фонемы;

находить гласные фонемы в словах;

ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы;

усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными (2, с. 384).

Анализ механизма чтения приводит к выводу, что дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи. Исследователи подчеркивают, что необходимо уделять большое внимание развитию фонематического слуха, более высоких его форм, при которых дети могли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е. производить анализ звуковой структуры слова. Д. Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием.

Готовность к обучению грамоте заключается также в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности, поскольку уже первоначальный этап овладения навыками чтения и письма требует умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

Подготовка детей к письму осуществляется в единстве с подготовкой к обучению чтению. Письмо, как и чтение, невозможно без высокого уровня развития устной речи, являющейся базой для их формирования, ее осознания и анализа, а также без развития общей способности к аналитико-синтетической деятельности.

Второй аспект подготовки к письму связан непосредственно с овладением техникой письма, с двигательной стороной графического навыка, с формированием психомоторной готовности к письму (20, с. 407).

Особый интерес современных детей к чтению и социальный заказ родителей обусловили изменение содержания занятий по подготовке детей к обучению грамоте в детском саду. Появились задачи, которые раньше не ставились перед детьми и педагогами дошкольных учреждений. К числу первостепенных задач относится обучение старших дошкольников чтению. (ОК9)

Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо, сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. (ОК. 7)

Таким образом, содержание современных программ по разделу «Подготовка к обучению грамоте» существенно отличается. Вместе с тем закономерности овладения чтением и письмом, предпосылки к обучению грамоте, имеющиеся у дошкольников, наличие детально разработанной и апробированной методики обучения, данные о ее положительном влиянии на умственное и обще речевое развитие детей позволили исследователям выделить основные направления работы по обучению дошкольников грамоте.

Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамотеважен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.

Консультация «Эффективные приемы обучения дошкольников грамоте» МАДОУ «Детский сад» №104 комбинированного вида» Консультация на тему: «Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников с ОНР».

актуальные вопросы методики обучения грамотеИгровые методы подготовки старших дошкольников к обучению грамоте Игровые методы подготовки старших дошкольников к обучению грамоте. Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего.

Использование занимательных игр и упражнений для обучения дошкольников грамоте Каждый поступающий в школу ребёнок должен хорошо овладеть грамотой. Правильное и достаточно беглое чтение, как и грамотное письмо, являются.

Психолого-педагогические основы проблемы развития мышления старших дошкольников Понятие мышления Мышление – это высокая форма отражения мозгом окружающего мира, в наибольшей степени сложный познавательный процесс, свойственный.

Современные подходы к ранней профориентации старших дошкольников через социально-коммуникативное развитие Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания — формирование духовности и культуры, инициативности,.

Современные средства формирования познавательной активности старших дошкольников Концепция развития современного образования ориентирует педагогов дошкольных учреждений на формировании творческой, самостоятельной личности,.

Специфика проблемного обучения у старших дошкольников Специфика проблемного обучения в том, что оно не предполагает получения знаний в готовом виде, а способствует поддержанию познавательного.

Структура фронтальных занятий по подготовке к Обучению грамоте старших дошкольников СТРУКТУРА ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО подготовке к ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Слайд 1 СТРУКТУРА ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ.

Опыт работы «Технологии проблемного обучения в развитии связной речи старших дошкольников» Технологии проблемного обучения в развитии связной речи старших дошкольников (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Инновационные формы работы по речевому.

Источник

Имени » Актуальные проблемы преподавания в начальной школе

И. А. Шубкина,

учитель начальных классов 2 квалификационной категории

МОУ СОШ п. Первомайский, Балашовский район

Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников

Овладение учащимися грамотным письмом — одна из важнейших задач начального обучения. Что значит правильно, грамотно писать? По мнению профессора Н. С. Рождественского, это значит, прежде всего, писать с соблюдением установленных норм письма. Эта важная установка требует процесс обучения грамоте строить таким образом, чтобы работа шла во взаимосвязи четырех сторон грамотного письма: каллиграфической (соблюдение правил начертания букв и их соединений в слоги), графической (правила соотношения звуков и букв), орфографической и пунктуационной. Грамотное письмо — это компонент речевой деятельности, протекающей в письменной форме.

Каждый учитель делает все возможное, чтобы школьники писали грамотно на своем родном языке. Тем не менее уровень грамотного письма младших школьников по-прежнему не является высоким: 9—14 % ошибочно пишут падежные окончания имен существительных, 10—20 %
в словах, 8—12 % — падежные окончания имен прилагательных, 11—15 % — личные окончания глаголов, 16—20 % допускают ошибки при обозначении буквами безударных гласных в корне слов, 8—10 % — при обозначении парных звонких и глухих согласных.

К актуальным проблемам обучения грамоте младших школьников можно отнести следующие:

I. Проблема формирования каллиграфического навыка письма.

Важно на протяжении всего урока создать условия для развития
у учащихся внимания к написанию букв (каллиграфическую зоркость), самоконтроля. Этому способствует спокойная рабочая обстановка на уроке, дозировка объема письменных заданий, систематическая проверка тетрадей, использование наглядных пособий по каллиграфии. Своевременное исправление ошибок в начертании букв, показ в тетрадях образца написания буквы, ее соединений — вот пути решения данной проблемы.

II. Проблема графической стороны письма.

Она направлена на устранение ошибок, связанных с заменой, пропуском и перестановкой букв в словах. Типичные причины ошибок: у учащихся слабо развит фонематический слух, не сформировано умение соотносить в слове звуки и буквы, не выработано умение контролировать себя в процессе письма и проверять написанное.

III. Проблема орфографической зоркости (письмо по правилам, требующим проверки с использованием знаний из области фонетики, грамматики, словообразования).

В формирование орфографической зоркости входит больше действий, между которыми нужно установить связь, чтобы решить орфографическую задачу — узнать, какой буквой обозначить звук в корне, приставке, суффиксе, окончании. Например, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, ученик 4 класса выполняет комплекс действий: узнает, в какой части слова находится проверяемая буква (орфограмма); распознает часть речи; ставит глагол в неопределенную форму и по суффиксу определяет спряжение; узнает время, лицо и число глагола, вспоминает окончание глагола этого спряжения в данном лице.

IV. Проблема пунктуационной стороны письма.

Правильная постановка знаков препинания в предложении возможна при условии, если ученику понятны содержание и цель своего высказывания, в соответствии с ними он использует в предложении определенный порядок слов, определенную интонацию.

Необходимо подчеркнуть, что повышение пунктуационной грамотности учащихся не ограничивается изучением предложения. Одновременно это и работа над овладением текстом: над его правильным восприятием, воспроизведением и созданием.

Учебная и социально-педагогическая деятельность
с учащимися, имеющими трудности в обучении


Л. В. Борзова,

доцент кафедры ПиМНО БИСГУ, г. Балашов

Проблема гармонизации процесса развития детей, имеющих
трудности в обучении

Изменившиеся социально-экономические условия развития общества предполагают новые требования к системе образования, к целям и направлениям ее реформирования: повышение гибкости и мобильности образования, создание реальной вариативности образовательных систем, наиболее полный учет индивидуальных запросов и личных возможностей обучаемых.

Современная школа находится в поиске моделей обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей.

По данным педагогической статистики, в России от 30 до 40 % детей испытывают трудности в обучении уже в начальных классах, 44 % —
с проблемами в развитии, 6 % нуждаются в особых образовательных услугах. Сегодня уже на этапе поступления в школу 92 % детей, не имеющих классических форм аномалии развития, характеризуются низким уровнем школьной зрелости, испытывают трудности в обучении и освоении социальной роли ученика, имеют повышенный риск школьной дезадаптации.

Процесс гуманизации отношений между личностью и обществом, направленный на сохранение духовной наследственности человеческих взаимоотношений, требует особого внимания к нуждам детей с трудностями в обучении. Выявление причин возникновения трудностей в усвоении младшими школьниками учебных предметов, причин школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении; поиск оптимальных путей их обучения
и воспитания, создание условий для социального развития — таковы основные задачи педагогической науки и объекты междисциплинарных исследований и практических поисков.

Создание адекватных потребностям детей условий может идти разными путями. Такие условия могут создаваться как в специальной, так и в общеобразовательной школе или образовательном дошкольном учреждении. В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и социальному окружению.

Все чаще подчеркивается необходимость выбора учеником содержательных и процессуальных аспектов образования и максимальное приближение этого выбора к реальным интересам и возможностям ученика.

Все чаще перспективы развития современной системы образования усматривают в большей альтернативности и индивидуализации обучения, в расширении форм образовательной деятельности.

Е. Б. Вячина,

педагог-психолог II квалификационной категории

ГС(К)ОУ «С(К)ОШ № 11 VIII вида г. Балашова»

Значение дополнительных коррекционно-развивающих программ
для коррекции личностных качеств учащихся
с трудностями в обучении

В связи с введением в учебную программу коррекционной школы специальных уроков по развитию познавательных процессов учащихся, основной задачей психологического сопровождения детей с интеллектуальным недоразвитием является работа по коррекции эмоционально-личностных качеств и формированию позитивной модели поведения. Это задача обусловлена тем, что у многих учащихся школы основной дефект, которым является умственная отсталость, осложнен теми или иными нарушениями поведенческой, личностной и эмоционально-волевой сфер деятельности. Данная задача реализуется на групповых и индивидуальных занятиях с детьми.

Для занятий с конкретным учащимся составляется индивидуальная программа коррекции, основными моментами которой являются: анализ создавшейся проблемной ситуации, поиск конструктивного пути ее разрешения и, самое важное, достижение понимания ребенком необходимости соблюдения правил и норм поведения, общения, адекватности проявления эмоций в конкретной ситуации.

На групповых занятиях в зависимости от возрастной категории учащихся реализуются специально разработанные коррекционно-развиваю-щие программы. Так, с учащимися начальных классов проводятся занятия по программе «Удивительный мир эмоций», направленной на развитие эмоциональной сферы. Актуальность данной программы заключается
в том, что одной из выраженных особенностей наших детей является стойкое недоразвитие эмоциональной сферы, слабость и пассивность эмоциональных проявлений. Поэтому необходимо как можно раньше начать обучать детей с умственной отсталостью знаниям об эмоциях и их немаловажном значении в жизни каждого человека для более успешной социальной адаптации наших подопечных в современном обществе.

В. А. Денисова,

учитель информатики высшей квалификационной
категории МОУ СОШ № 12, г. Балашов

Особенности преподавания информатики и ИКТ в начальной школе

Объективные процессы информатизации Российского общества формируют социальный заказ сфере образования на увеличение внимания
к информационной грамотности.

Так как наиболее интенсивное развитие интеллекта происходит
в младшем школьном возрасте (внимание становится произвольным, происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, восприятие принимает анализирующий и дифференцирующий характер, совершенствуется память), возникла необходимость в переносе изучения пропедевтического курса информатики из средних классов школы в начальные.

Обучение информатике предполагает не только овладение учащимися компьютерной грамотностью, но и формирование у них навыков алгоритмического мышления, умения логически мыслить.

Экспериментальные исследования, связанные с разработкой содержания и методов изучения курса информатики в начальной школе, ведутся более десяти лет. За это время были предложены различные подходы
к его изучению в начальных классах, воплощенные в различных учебно-методических комплектах.

Уже 8 лет этот курс входит в школьное обучение как самостоятельный предмет. Уже 8 лет ведутся споры о том, кто должен преподавать информатику: учитель начальных классов или учитель-предметник?

Ведение уроков информатики требует от учителя начальных классов владения методиками введения понятий информатики, освоения компьютерных технологий на уровне, позволяющими вести практические занятия с младшими школьниками и использовать компьютер в качестве электронной доски, что не всегда возможно.

Учитель информатики владеет содержанием предмета, но обучение
в начальной школе требует специальных знаний психологических особенностей младших школьников.

Чтобы однозначно ответить на этот вопрос необходимо выбрать одно из двух направлений пропедевтического изучения информатики — развитие логического, алгоритмического и системного мышления, с одной стороны, и освоение практики работы на компьютере — с другой.

Это дает школе возможность сделать выбор по своему вкусу и по своим возможностям.

В 2005 году курс информатики был введен в нашей школе, начиная со 2 класса. Материально-техническая база позволила сделать упор на «технологическое» направление, доверив преподавание учителю информатики.

Поэтому «начинающему» учителю-предметнику могу дать несколько полезных советов.

Для успешного усвоения учащимися курса информатики в начальной школе, прежде всего, необходимо изучить психологические особенности учащихся младших классов, методику проведения физкультминуток, манеру задавать детям вопросы и методику организации всевозможных игр. Большую помощь в этом могут оказать школьный педагог-психолог
и учителя, работающие в начальной школе. Посещайте уроки коллег
в начальной школе и приглашайте их на свои «первые» уроки. Это позволит плодотворнее работать как вам, так и учителю начальных классов.

Не забудьте познакомиться с учебно-методическими комплектами, по которым занимаются дети, чтобы не тратить время на формирование того, что дети уже освоили на других уроках, опираться на их знания, добавляя то, что дает информатика в начальной школе.

Работа на компьютере должна строго соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. Для учащихся 2—4 классов время работы на компьютере составляет не более 15 минут, поэтому урок лучше разделить на две основные части: работа с тетрадью и работа за компьютером.

Дополнительно при выполнении практического задания всех учеников разделите на две подгруппы, чтобы каждый смог выполнить практическое задание на компьютере.

При выполнении одной подгруппой задания за компьютером, вторая выполняет аналогичные задания на карточках или тетрадях. Это позволит ученику работать в индивидуальном темпе, вам — осуществлять контроль темпа практических работ и оказание помощи нуждающемуся в ней ученику.

Чтобы сократить время и избежать хаоса при переходе за компьютеры, следует закрепить за каждым ребенком его рабочее место.

Я делаю так: на первом занятии во 2 классе каждый из учащихся получает за работу такую карточку:

где цифра 1 — номер компьютера (порядковый номер указан на каждом компьютере), цифра 2 — номер группы, в которой будет работать ученик.

Важно, чтобы в каждый момент своей работы учащиеся знали, чем именно они занимаются и к чему им надо стремиться, тогда трудятся
с большой охотой и желанием над отработкой даже самых рутинных навыков, если заранее знают результат, к которому надо стремиться.

Необходимо помнить, что преподавание информатики в начальной школе накладывает на учителя-предметника большую ответственность, каждый урок требует большой подготовки, четкого планирования всех этапов урока.

Пропедевтический курс информатики в начальной школе играет значительную роль в формировании целостного мировоззрения, учебных
и коммуникативных навыков.

С. В. Калякина,

педагог 2 категории
ГС(К)ОУ «С(К)ОШ № 11 VIII вида», г. Балашов

Специальные коррекционные занятия в системе обучения детей
с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционные занятия — это специальная работа, основанная на использовании практических упражнений, игр, элементов продуктивной
и других видов и форм деятельности, в итоге способствующая усвоению школьных базисных знаний и умений. Коррекционная направленность их проявляется в исправлении нарушенных психических функций, вызывающих у детей так называемые школьные трудности.

Пробелы в развитии и подготовке детей с интеллектуальной недостаточностью компенсируются за счет проигрывания той или иной части учебного задания подгруппой (или индивидуально), причем неоднократно, в разных вариациях и до тех пор, пока каждый ребенок не овладеет нужными знаниями и навыками. В одних ситуациях это совершается под руководством взрослого, а в других — самостоятельно, что будет означать возможность переноса усвоенных способов действия в учебную ситуацию на уроке и в повседневную жизнь. В целях получения максимального педагогического эффекта любое занятие организуется при условии положительного эмоционального отношения ребенка. Педагог вправе самостоятельно определить круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии, и выделить из них приоритетную. При этом необходимо учитывать темп прохождения программы по основным предметам. Осуществление межпредметных связей должно быть предусмотрено при изучении каждой темы программы.

Итак, каждое занятие должно быть направлено на развитие умственной активности ребенка, его самостоятельности, работоспособности, способствовать усвоению программного материала. Коррекционная направленность занятий не заменяет учебную работу на уроке, а дополняет ее.

О. С. Коннова,

учитель информатики и ИКТ
МОУ «Гимназия № 1 г. Балашова»

Формы и методы работы с неуспевающими детьми
по предмету «Информатика»

Неуспеваемость — острейшая проблема современной школы. Суммарная, комплексная итоговая неподготовленность учащегося, наступающая в конце более или менее законченного отрезка процесса обучения, и есть неуспеваемость. Она охватывает многие элементы образованности, воспитанности и развитости, образуя сложное целое. Отдельный же элемент неподготовленности, возникающий по ходу обучения, можно назвать отставанием. Суть предупреждения неуспеваемости в том и состоит, чтобы вовремя устранить отдельное отставание, не дать ему развиться [2]. К сожалению, еще нельзя утверждать, что в настоящее время педагоги и психологи выработали достаточно дифференцированные рекомендации, учитывающие как типологические особенности неуспевающих, так и различные формы учебной работы школы.

Какие же формы и методы работы рекомендуются для неуспевающих различных типов?

С неуспевающими, принадлежащими к первому типу (с низкой обучаемостью), необходимо в первую очередь проводить работу, направленную на перестройку тех особенностей мыслительной деятельности, которые тормозят успешное обучение.

Недостаточное развитие способности к обобщению, преобладание наглядно-действенного мышления над словесно-логическим заставляет обратить особое внимание на первых этапах обучения на развертывание материального или материализованного действия, на опору на наглядные образцы [1]. При этом педагог должен создавать такие условия, чтобы использование наглядных пособий не вызывало сосредоточения внимания на второстепенных признаках, отвлекающих от решения главной мыслительной задачи.

Следует практиковать задачи и упражнения, требующие перехода мысли от отвлеченного плана к конкретному, и наоборот (привести примеры, иллюстрирующие правило, или сделать обобщение на основе ряда частных случаев и т. д.). Рекомендуются упражнения по развитию логической структуры доказательств, по выработке умозаключений. Полезно больше упражнять детей со слабой обучаемостью в операциях и примерах, требующих сопоставительного анализа.

Как показал опыт работы, на начальных стадиях обучения детей
с низкой обучаемостью в целях выработки положительной мотивации
к учебному труду целесообразно занимать более простыми видами деятельности. Это дает возможность четко организовать выполнение учебной работы, а главное, вызвать у учеников удовлетворение от сознания того, что они справляются с ней успешно (вспомним о «стратегии формирования успеха»). Когда создано положительное отношение к учению, следует вовлекать детей в активную мыслительную работу, ставя перед ними проблемы и систематически обучая их приемам мышления. При этом очень важно, чтобы учителем была создана ситуация, в которой каждый ученик мог бы проявить себя, а преподаватель — поощрить его за любой, даже скромный успех [2].

В отличие от умственно отсталых детей учащиеся с пониженной обучаемостью охотно и успешно пользуются помощью взрослого. Эту особенность также следует умело использовать, последовательно уменьшая объем помощи с тем, чтобы зона самостоятельной деятельности детей непрерывно расширялась. Подсказывающие ответы желательно чередовать по характеру: это может быть и конкретизация задания, и совместное решение аналогичной задачи, и прямое указание приема, которым она решается, и предостережение от ошибки.

В системе заданий, предлагаемых детям, определенное место должны занимать и легкие, «очевидные» задачи, которые заведомо могут быть решены самостоятельно. Это поможет выработать положительное отношение к самостоятельной работе.

Большую роль играет правильный выбор форм учебной работы. Для одних детей с пониженной обучаемостью достаточно обеспечить индивидуальный подход в условиях фронтальных занятий с целым классом, для других наряду с этим желательно использовать такие виды группового обучения, при которых разные группы детей получают задания разной степени трудности (задания при этом различаются и по содержанию, и по объему, и по методике их предъявления) [1]. Работа с неуспевающими детьми может осуществляться как на уроке, так и вне урока (дополнительные занятия).

В процессе контроля за подготовленностью учащихся на уроке необходимо:

создать атмосферу особой доброжелательности при опросе;

снизить темп опроса, разрешить дольше готовиться у доски;

предложить учащимся примерный план ответа;

разрешить пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;

стимулировать оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала на уроке:

поддерживать интерес к усвоению темы;

чаще обращаться к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;

привлекать их в качестве помощников при подготовке компьютеров, мультимедийных проекторов к работе;

привлекать к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

В ходе самостоятельной работы на уроке:

разбивать задания на части, этапы (программированное обучение);

ссылаться на аналогичное задание, выполненное ранее;

напоминать приемы и способы выполнения задания;

указать на необходимость актуализировать то или иное правило;

ссылаться на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений;

инструктировать о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению;

стимулировать самостоятельные действия слабоуспевающих;

тщательно контролировать их деятельность, указывать на ошибки.

При организации самостоятельной работы:

выбирать для групп успевающих наиболее рациональную систему упражнений, а не механическое увеличение их числа;

подробно объяснять последовательность выполнения задания;

предупредить о возможных затруднениях, использовать карточки-консультации, карточки с направляющим планом действий.

Элементы технологии проблемно-модульного обучения (пошаговая инструкция к выполнению заданий на компьютере, специальные способы проектирования содержания обучения, система задач и упражнений, конструирование дидактических материалов, рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений) позволяют всем ученикам справляться
с заданиями успешно.

Малев В. В. Общая методика преподавания информатики: учеб. пособие. Воронеж: ВГПУ, 2005. 271 с.

Поташник М. М. Требования к современному уроку: методич. пособие. М.: Центр пед. образования, 2008. 28 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *