акустика в храмах чертежи
От чего зависит акустика в храме
Наш собеседник – Вадим Сергеевич Киранов, звукорежиссёр, инженер по звуковоспроизводящему оборудованию Белорусской Государственной академии искусств, преподаватель звукорежиссуры. Без малого 24 года Вадим Сергеевич проработал научным сотрудником на кафедре физики полупроводников и наноэлектроники Белорусского Государственного университета.
— Вадим Сергеевич, скажите, от чего зависит акустика в храме? Бывает, что и здание просторное, и хор хорошо поет – а либо из-за эха трудно разобрать слова, либо звук уносится куда-то ввысь и пропадает там…
Своды в форме параболоида дают наилучшее распространение звука в храме
— Важным фактором, определяющим акустические свойства храма, является форма сводов. Наблюдения показывают, что в храмах, своды которых имеют сферическую форму, то есть представляет собой часть правильной сферы, акустика оставляет желать лучшего. Для того чтобы звук равномерно распространялся по всему церковному помещению, лучше делать своды в форме параболоида. Параболо́ид – это тип поверхности второго порядка в трехмерном евклидовом пространстве. Правильный параболоид сделать сложно. Но вполне допустимо сделать его в виде небольших плоских ячеек, сориентированных под определенным углом. Источник звука должен находиться в фокусе параболоида. Тогда, отражаясь от сводов, звуковые волны будут равномерно и параллельно достигать прихожан. Мы помним из школьного курса физики, что угол падения равен углу его отражения. По этому принципу и должна рассчитываться форма сводов в храме. В кирпичном храме свод состоит как бы из ступенек (маленьких плоских ячеек), скажем, по одному кирпичу, от каждой из которых звуковые волны параллельными лучами отражаются в определенные места храма, или падают вертикально вниз.
— Но в храме обычно бывает несколько источников звука: священник, клирос… Затем: батюшки во время службы перемещаются по храму: то они дают возглас из алтаря, то с амвона, то из центра храма. А лития вообще совершается в притворе…
— Параболоидов может быть несколько: один перекрывает алтарь и амвон, второй – клирос. Такую форму сводов имеет, к примеру, православный Свято-Троицкий собор в г. Хайновка в Польше, в котором ежегодно проходят международные фестивали церковной музыки. Здание довольно авангардное по внешнему виду (см. фото), зато с хорошей акустикой. Там несколько парабол, которые сразу же бросаются в глаза, даже снаружи храма. Несмотря на то, что в центре помещения все же возникает небольшое «порхающее» эхо вследствие параллельности стен и неидеальности парабол, сзади и у боковых стен этого большого храма четко слышно все произносимое с амвона безо всякого усиления звука. В Троицком соборе Московского Свято-Данилова монастыря хорошо слышно пение хора именно за счет того, что параболический свод расположен над клиросом. Кстати, там есть и еще один эффект: на клиросе хорошо слышны возгласы священника из алтаря, что помогает регенту ориентироваться в службе. Но, тем не менее, в этом храме есть и электронная звукоусилительная аппаратура, которая служит главным образом для подзвучки чтецов, проповеди, а также для трансляции богослужения на улицу и в другие помещения монастыря, включая колокольню. Сейчас, зная законы распространения звуковых волн, довольно просто рассчитать с помощью компьютера оптимальную форму сводов храма для обеспечения хорошей акустики, а как добивались этого древние зодчие – нам понять сложно. Может быть, они просто молились Богу и Господь направлял их мысли и действия в нужное русло, открывая все необходимое… И, возможно, сами не осознавая почему, они делали правильно. А затем эти правильные решения становились традицией, передаваясь от учителя к ученику.
Православный собор в Хайновке (Польша) благодаря необычной форме сводов имеет прекрасную акустику
— Но, наверное, акустика зависит не только от формы свода?
— Конечно. Хорошо, когда боковые стены храма не совсем параллельны друг другу, и его пространство немного сужается к алтарю. Это позволяет уменьшить эхо и улучшить разборчивость слов. Имеют значение и материалы облицовки стен. Стены и своды не должны быть идеально гладкими. Внизу звук должен поглощаться больше, чем вверху. Теоретически, с целью уменьшения эха можно подобрать для облицовки храма и современные звукопоглощающие материалы, например, разработанные для студий звукозаписи. Некоторые из этих материалов можно даже расписывать. Конечно, нужны материалы не со стопроцентным звукопоглощением, а с умеренным. Тогда в храме не будет сильного эха и, в тоже время, храм не будет «глухим». Вверху, от сводов, звук должен отражаться сильнее. Для этого хорошо подойдет обычный кирпич, покрытый штукатуркой – традиционное решение.
— С помощью обивки стен можно решить проблему эха в храме?
— Да. Если добиться того, чтобы коэффициент поглощения звука у стен был выше, чем у сводов – это не только ослабит эхо, но и уменьшит разницу в акустике пустого и наполненного людьми храма.
— Как еще можно решить проблему плохой акустики в храме?
— Во многих храмах, главным образом современной постройки, ее решают с помощью различных систем звукоусиления. Сейчас достаточно много фирм и предприятий, занимающихся озвучиванием различных помещений, в том числе и храмов. Мы тоже этим занимаемся. Однако, мы предлагаем не стандартную аппаратуру, которую легко можно приобрести во многих магазинах, торгующих звуковым оборудованием, а специализированную, использующую иные принципы усиления и обработки звукового сигнала, нежели стандартная. Во-первых, она чисто аналоговая, а не цифровая. За редчайшим исключением мы не применяем приборы цифровой обработки звука. При том, что цифровые системы предоставляют пользователю несоизмеримо бóльшие возможности в плане частотной и динамической обработки звука, нежели аналоговые, аналоговые дают более натуральное и более «живое» звучание. Ценители музыки могут подтвердить, что «цифровой» звук менее красив, нежели аналоговый. Именно поэтому сегодня вновь набирают популярность виниловые пластинки. При цифровом воспроизведении звук искажается неравномерно на разных частотах: одни частоты искажаются меньше, другие – больше, гармония звучания как бы деформируется, что придают звуку специфическую «цифровую» окраску. В аналоговых системах этого эффекта нет. Сейчас существуют цифровые системы, звучание которых приближается к аналоговым, но стоят они намного дороже.
Микрофон для чтеца, совмещенный со светильником
— В чем особенность вашей аппаратуры?
— Главная особенность состоит в том, что электронная начинка нашей аппаратуры работает на токовых принципах – принципах передачи, обработки и усиления тока, а не напряжения, которые используют стандартные звуковые системы. Это обеспечивает лучшую помехозащищенность и меньшие искажения звукового сигнала на длинных линиях. Благодаря этому можно использовать более дешевые кабели. И, что очень важно для храмов, в нашей системе уровень громкости, при которой начинается самовозбуждение, «заводка» – гудение или писк за счет акустической обратной связи – выше, чем у стандартных звуковых систем. Это в свою очередь позволяет располагать микрофоны дальше от источника звука. Акустические системы (колонки) мы строим на базе широкополосных динамиков. Двух- и трехполосные системы применяем редко, главным образом, для трансляции службы на улицу, поскольку в подавляющем большинстве уличные всепогодные колонки мы используем стандартные, которые являются двух- или трехполосными. Стоит упомянуть и то, что колонки внутри храма, где есть возможность, мы выполняем в виде элементов декора, что делает их практически незаметными. Микрофоны часто используем стандартные, но также стараемся их замаскировать, где это возможно, например, в районе Царских врат (см. фото). Большинство элементов и комплектующих для нашей аппаратуры изготавливаются по спецзаказу на разных предприятиях России и Беларуси. Финальная сборка оборудования осуществляется в частной мастерской.
— Как началась ваша работа с этой системой звукоусиления?
Встроенный в иконостас микрофон практически незаметен
— Главный разработчик и изобретатель – ученый из Таганрога Геннадий Викторович Коваленко. Это ему принадлежит идея использовать в звуковых системах не напряжение, а ток. Когда я узнал об этом, то понял: именно так и надо делать! А то, что делают все производители звукового оборудования, включая фирмы мирового масштаба, неправильно с точки зрения законов физики. Это и есть та главная причина, по которой ламповые усилители звучат лучше полупроводниковых (транзисторных) при, казалось бы, худших параметрах! Это парадокс, о котором не прекращаются споры в интернете. Дело в том, что на радиолампах (электровакуумных приборах) трудно сделать хороший генератор напряжения. Ламповые усилители представляют собой нечто среднее между генератором напряжения и генератором тока. И именно за счет этого звук получается заметно чище. А если на полупроводниковых приборах (транзисторах, микросхемах) сделать хороший генератор тока, то при воспроизведении звука с помощью колонок на базе широкополосных динамиков (и в большинстве случаев даже двух- и трехполосных систем) звучание становится еще лучше и чище, чем с ламповым усилителем. Мы стали сотрудничать, и благодаря этому родилось наше оборудование.
— Много ли храмов оборудованы вашей системой звукоусиления?
— Более десяти. Среди них – храм Ризоположения в Леоново в Москве, Покровский храм и храм в честь равноапост. Николая Японского, а также храмы Свято-Елизаветинского монастыря в Минске, храмы Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке, Свято-Троицкая церковь д. Киевец Минской области. Работали мы и в Брестской, и в Витебской, и в Гродненской областях Беларуси, в Краснодарском крае России, и в других местах. Сотрудничаем мы не только с храмами, но и с музыкантами-исполнителями, с оркестрами, со студиями звукозаписи и т.п. Не только усиливаем звук, но и записываем его. Интересно, что оркестровая музыка на нашем оборудовании звучит совершенно по-иному. В звучании появляется объем, воздух. Становятся слышны инструменты, которые на стандартном оборудовании просто «теряются», сливаются в общий фон. Музыка, особенно классическая, действительно начинает звучать иначе, «берет за душу» даже тех, кто до сих пор не считал себя любителем классики. То же происходит и с хоровой музыкой, и даже с инструментальной и вокальной. Интересно, что и сами певцы, работая с нашей системой звукоусиления, хоть иногда и говорят, что звучание для них непривычное, но начинают петь чище, потому что при четкой передаче звука малейшая фальшь становится намного заметнее. А если у исполнителя со слухом все в порядке, он подсознательно начинает исправлять свои ошибки.
Как мы озвучили храм
Зоны озвучивания, фрагмент схемы
Храмы, синагоги, церкви, костёлы, мечети и прочие крайне специфические с точки зрения акустики объекты озвучиваются весьма нетривиально.
Большое время реверберации, отсутствие возможности изменить архитектурную акустику (и иногда даже установить микрофоны), необходимость учесть культурные и исторические особенности, а еще обучение использованию этой системы персонала без технического образования – неполный перечень причин сложностей такого проекта.
Задача озвучивания собора была для нас не совсем обычной – раньше мы не занимались такого рода проектами. Драматизма ситуации придавал тот факт, что освящение собора должно было состояться через несколько месяцев.
Когда мы пришли на место в первый раз, как раз шла утренняя служба. С амвона служитель читал молитвы. В радиусе 4-5 метров мы разбирали слова, но как только отходили дальше от священника, все звуки сливались в ровный гул из-за нескончаемого переходного процесса. Понятно было, что при большом скоплении людей речь будет совсем не различимой.
Нашей задачей было решить эту проблему. Нужно было обеспечить звукоусиление, передачу речи и при этом минимизировать влияние гигантского объема бетонного помещения на вынуждающие колебания акустики. Основная проблема была в том, что любой звук из точки, где стоял священнослужитель, многократно отражался от стен, пола и потолка и звучал ещё около 10 секунд. То есть соотношение мощности сигнала (речи) и создаваемого шума из-за переотражений было крайне низким.
Задача усложнялась зонированием площади храма: «Вон там детей крестят, тут семинары проводят, и ваша система не должна им мешать», — объясняли нам священники. «Но когда идут службы, все должны слышать, что мы читаем, и на улице тоже».
Прорабатывая решение по озвучке алтаря, мы долго думали, как разместить микрофоны. «На растяжках над престолом? Или может вывести кабель снизу? Ну или хотя бы на семисвечник… Летать-то микрофоны не могут — чудес не бывает,» — озвучивал варианты я. «Бывают, сын мой», — отрезал священник.
Задача
Почему задача вообще возникла? Дело в том, что каноны церковной архитектуры и, следовательно, акустики соблюдались веками. Большое время реверберации украшало длинные ноты органа, церковного хора. Почти все молитвы имеют ритм, которому помогают отражения звука, и протяжные ноты также должны быть украшены реверберацией. Правда, стоит отметить, что монотонный (характерный для РПЦ) речитатив на старославянском с точки зрения акустики не очень разборчив даже в безэховой камере.
Озвучивание религиозных сооружений всегда отличалась от проектирования систем оповещения для вокзалов, аэропортов и других подобных объектов. Важна не столько разборчивость речи (индекс STI), сколько равномерное звуковое поле по всей площади прихода.
В идеале архитектура самого сооружения такова, что, несмотря на акустическую неравномерность поверхностей, храм представляет собой связанные прямоугольные и цилиндрические резонаторы с собственными модами колебаний. Говоря более простым языком, архитектура и материалы храма должны «поднимать» голос служителя вверх и направлять его на каждого слушателя внизу так, чтобы звук шел «объёмно» как бы «с небес». Но на момент старта проекта на данном объекте архитектура не только не решала эту задачу, но и, наоборот, мешала разбирать голос.
Здание храма представляет собой связанные общим объемом цилиндрические и прямоугольные резонаторы с собственными частотами. Такие резонаторы описываются решениями уравнения Гельмгольца, содержавшие функции Бесселя. Одна из проблем новоделов – то, что в дань традициям архитекторы предусматривают снижение добротности цилиндрических резонаторов (вмонтированные глиняные горшки под куполом), убирая «ненужные» бесселевы моды шеи и купола из спектра, а вот печные воздуховоды проектировать забывают, ибо отопление уже дано централизованное, с местной теплоцентрали. Это приводит к тому, что пропадает дополнительная связь между «верхними» и «нижними» резонаторами и голос служителя звучит не объемно, а из точки, откуда он читает псалмы. С учетом размеров храма, служба больше походит на местное шушукание. Вдобавок, не все обладают сильными голосами. Мы должны были учесть все эти нюансы.
И, конечно, всем хотелось чтобы все было автоматически. Чтобы даже кнопку никто никакую не нажимал. Иначе весь эффект пропадёт: что за служба, если священнослужитель сначала нажимает кнопку или лезет в конфиг?
Проектирование
Для начала мы сделали замеры и начали строить полную модель в EASE 4.3. Это позволило провести основные выкладки, но, очевидно, что ни одна модель, ни один набор параметров не даст точного представление о звуковой картине объекта. К тому же статистические методы расчета и методы геометрической акустики нечувствительны к препятствиям и длине волны. Тем не менее, даже без применения волновых методик полученные в результате расчета данные позволили расставить акустические системы оптимальным образом, подобрать начальную мощность, выбрать направление излучения таким образом, чтобы минимизировать поздние отражения и получить достаточно равномерную структуру ранних отражений.
Фрагмент схемы размещения динамиков
Именно это позволило минимально изменить собственное звучание храма и одновременно с этим создать равномерное звуковое поле. Поскольку в модели было более 2000 поверхностей, расчет проводился в кластере «облака» КРОК, в виртуальной машине мощностью в 32 ядра и 32 ГБ оперативной памяти. Слава профессорам Анерту и Фейстелю за возможность параллелить процессы в EASE. Каждый расчет модулем AURA занимал всего 9 часов.
Фрагмент представления результатов модуля AURA
Самой сложной задачей было создание микрофонной системы, причём удобной для использования. И пригодной для работы с реверберацией больше 7 секунд. Выход был один — линейные микрофоны и радиосистемы (микрофонный парк в готовом решении, кстати, обновляется и расширяется, благо система матричной коммутации это предусматривает).
Спектр задач по озвучиванию оказался достаточно большим. Прежде всего требовалось обеспечение многозонной структуры комплекса по сути дела в едином пространстве. Как уже было сказано, здесь и службы проходят, и семинары, венчания, и т.д. Создать разделенные звуковые зоны можно только направленным контролируемым излучением, с учетом того, что по данным измерений стандартное время реверберации (RT60) составляло порядка 8 секунд. Поэтому первое решение, которое было принято — озвучивать будем линейными массивами. Разумеется это не ноу-хау, сейчас почти все католические соборы озвучены именно так. Раньше использовались специальные воздуховоды, резонаторы в куполе и другие решения, то есть архитектура храма уже имела «интегрированную» систему звукоусиления – но наш объект был «новоделом», поэтому потребовалась электроника.
Выбор вендоров весьма широк: Intellevox, HKAudio, Bose, MeyerSound, JBL (справедливости ради надо сказать, что свои CAL и CBT Мейер и Харман еще не выпустил к тому времени) и так далее. Но, вспомнив об ограничениях по цене, скорости поставки и качеству, выбор остановился на Bose.
А еще мы сделали мультимедийную систему конфернец-зала нижнего храма, но это совсем другая история.
Фрагмент схемы коммутации
Площадь была разбита на зоны: центральная приалтарная, 4 зоны за колоннами, солея, притвор и внешние зоны снаружи храма. Центральная зона озвучена стековым решением — двухметровые массивы (24 четырехдюймовых динамика) Bose MA12. Конечно, в ближней зоне чувствуется наличие боковых лепестков ДН, но уже на расстоянии 2 — 3 метров можно наслаждаться цилиндрической волной (на 1 кГ). Это решение оправдано большой площадью озвучивания. Мощность, подводимая к акустическим системам, рассчитана таким образом, что сигнал от основных звуковых колонн маскируется по времени сигналом акустических систем заколонных зон.
Заколонные зоны озвучены «самодельными» массивами — четырьмя вертикально установленными колонками DS16SE. Такой подход обеспечил коэффициент направленного действия порядка 2. Расстояние между центрами динамиков в этих массивах было сделано большим чем в MA12, что обеспечило больший контроль направленности в области нижних частот.
Проблем с настройкой на месте не возникло, потому что при моделировании попали довольно точно. Возникали трудности с обратной связью (микрофонный эффект, то, что не учитывает EASE), однако за счет автоматических фильтров и компенсации основных резонансных мод эффект удалось сделать минимальным. В общем, после проектирования и монтажа оборудования осталось только настроить все каналы усиления, детектировать частоты самовозбуждения, записать несколько пресетов для различных сценариев служб и научить персонал пользоваться системой.
На момент публикации этого топика система уже давно сдана в эксплуатацию и продолжает безупречно работать.
Реализация проекта оснащения микрофонно-акустической системой Алексеевской церкви Благовещенского монастыря Нижнего Новгорода
Компания СитиМедиа завершила реализацию проекта оснащения микрофонно-акустической системой внутреннего размещения Алексеевской церкви Благовещенского монастыря Нижнего Новгорода.
Техническое описание проекта по разделам:
Раздел 1. Задачи.
Акустика должна быть настенного вида, закрепленной на балкончике. Там же должны быть проложены кабеля. Очень важен внешний вид! Колонки желательно бежевого цвета в количестве 6 штук с автономным управлением.
Предусмотреть процессор для компенсации основных резонансных модуляций и микрофонного эффекта. Предусмотреть возможность аппаратного управления системой без использования ПК. Предусмотреть пресеты для различных сценариев служб. Микшер+процессор+услилитель смонтировать в напольном или настенном 19 дюймовом закрытом шкафу с фильтрами и вентиляционными отверстиями.
Раздел 2. Реализация.
Для реализации поставленных задач магазином интерактивных решений СитиМедиа было предложено оборудование ведущего европейского бренда ECLER.
Компания Ecler была основана в 1965 году в Испании и успешно функционирует на рынке аудиовизуальных технологий уже почти 50 лет.
Бренд устойчиво ассоциируется с профессиональными акустическими решениями в корпоративном секторе. Оборудование отлично подходит для инсталляции в образовательных, медицинских, административных и иных учреждениях, а также предприятиях торговли.
Высокую популярность бренда Ecler подтверждает широкая география инсталляции оборудования по всему миру. Государственные университеты в Италии и Великобритании, театр в Швейцарии, музей автомобилей в Германии, сеть торгово-развлекательных комплексов в Сингапуре, отели Valuas в Голландии, рестораны Midpoint в Турции – лишь некоторые из примеров инсталляции акустики Ecler.
В качестве основных приоритетов своей деятельности Ecler выделяет высокий уровень надежности, качество и постоянное стремление к инновациям. Компания делает упор на проектирование новейших продуктов, способных меняться вместе с новыми технологиями.
Система звукоусиления в храме
Для удобства рассмотрения системы звукоусиления разделим её на 7 основных составляющих.
Составляющая 1. Микрофоны
Православное богослужение состоит из: чтения, возгласов священников, дьяконских ектений и прокимнов и пения хора.
Сам храм разделяется на алтарь, находящийся за иконостасом, солею с амвоном, само храмовое помещение и притвор со смежными галереями. Так же ещё оборудуются два специальных места для чтецов, на солее и отдельно для хора, называемое клирос. Клирос обычно находится, с краю солеи. Таким образом, основные источники звука находятся в районах солеи, клироса, алтаря и центра храмового помещения.
Микрофоны в храме применяются двух основных видов:
Основные стационарные микрофонные точки:
1 микрофон сбоку от царских врат для ектений, чтений евангелия и апостола и возгласов из алтаря обращенных в створ царских врат.
Беспроводные микрофоны, учитывая определённую сложность в эксплуатации радиолиний в храме, применяются профессионального уровня со сдвоенным (диверситивным) приемником, дабы избежать неприятных казусов при выпадении радиосигнала.
Миниатюрный лавалье (петличный микрофон), укрепляемый на облачениях или одежде. Используется для проповеди с амвона, чтения шестопсалмия в центре храма и других служб вне действия стационарных микрофонов. Карманный передатчик удобно крепится на поясе или в кармане одежды. В проекте предусмотрены 2 петличных микрофона CK99AKGДля соборного чтения акафистов, пассии и т.п. использовалась радиосистема AKG DMS70 D на микрофонной стойке типа журавль.
Таким образом, стандартный набор, составляющий микрофонное хозяйство, состоит из 1 стационарной точки и двух радиолиний плюс микрофон на стойке. Данный комплект способен обеспечить звукоусилительную систему исходным сигналом в достаточном количестве и качестве, озвучивая все моменты богослужения, необходимые для последующего усиления.
Составляющая 2. Микшерная консоль
Задача звукоусиления разбивается на несколько зон по следующим причинам:
2. Необходимость получения различных миксов в разные каналы звукоусиления. Так, например, алтарный микрофон обязательно нужен во всех зонах, кроме самого алтаря, микрофон клироса нужен во всех громкоговорителях, кроме расположенных возле клироса и т.д.
3. Необходимость решения проблем с возникновением акустической обратной связи. Необходимо развязывать близко расположенные микрофон и громкоговоритель.
Способов развязки здесь может быть несколько, но каждый из них требует наличия индивидуальной шины микширования в громкоговоритель, из-за которого возникает ОАС (обратная акустическая связь).
Установлен матричный пульт с большим количеством шин микширования.
Принимая во внимание, что нет необходимости оперативного управления всей системой, выбор пал на цифровую матрицу Ecler MIMO88. Это цифровая аудиоматрица 8х8, полностью программируемая и расширяемую до размеров 16х16 с использованием еще одной матрицы MIMO88 и возможностью подключения любого входа на любой выход.
Матрицу можно конфигурировать и управлять ей по сети Ethernet благодаря бесплатному модулю EclerNet. Модуль EclerNet обладает рядом полезных дополнительные функций:
Профессиональный уровень предлагаемого оборудования предполагает наличие собственной шины микширования на каждый канал усиления и максимальное разделение на зоны усиления. Эту задачу можно решить, только используя цифровой матричный пульт. Стандартный набор зон выглядит примерно так:
При добавлении других помещений, линий трансляции, соответственно добавляется количество зон.Последнюю зону, при наличии дополнительных aux-посылов, предполагается разделить на столько, насколько позволит архитектура пульта и возможность получить раздельные каналы усиления.
Составляющая 3. Громкоговорители и усиление
Усиливать в храме нужно только человеческую речь и пение акапелла. Частотный спектр звуков, издаваемых человеческим голосовым аппаратом, довольно узок и находится в районе от 100 до 1000 Гц., поэтому здесь важна не широта частотного диапазона, а способность передавать все нюансы человеческой речи и пения.
По своим физическим параметрам с этой задачей лучше всего справляются акустические системы, в конструкции которых использованы динамические головки с диаметром диффузора от 6 до 8 дюймов. Храмовые помещения обладают, как правило, большим уровнем реверберации, а для повышения разборчивости важно преобладание в звуке прямого сигнала, поэтому акустические системы необходимо расположили как можно ближе к адресатам на высоте примерно 2-2,5 м и направили вниз под углом 20-30 градусов и небольшой мощности, чтобы по совокупности звукового давления как можно меньше вызывать реверберацию.
Помимо частотного диапазона и уровня звукового давления, акустические системы обладают таким параметром как «угол раскрыва», определяющего широту и форму звукового потока.
Очень важно, чтобы слушатели находились в зоне действия громкоговорителя, так как всё, что не попадёт в уши, уйдёт на «разгон» реверберации. И, как уже говорилось ранее, зоны действия акустической системы и работы микрофона должны иметь минимальное пересечение. Это достигается не только выбором направленности микрофона, но и выбором направленности громкоговорителя.
Таким образом, в проблемных местах возле микрофонных точек (в первую очередь на солее) используются узконаправленные громкоговорители с настенным креплением, позволяющем точно установить углы наклона.
Помимо чисто вербальной функции, в храме ещё важна эстетическая составляющая. Кроме самой информации, необходимо донести и образ, в который «упакована» эта информация, то есть важна так называемая «музыкальность» звука акустических систем.
В данном проекте использовалась акустическая система ECLER [AUDEO 106 WH], цвет белый, дизайн GIUGIARO. Крепление в комплекте.
Спецификация акустичесих систем выглядит примерно так:
6 – громкоговоритель над входом в храм.
Составляющая 4. Усилители
При наличии зон, использующих большое количество маломощных громкоговорителей данном проекте использовался:
Усилитель MPA серии ECLER [MPA6-80R] 6-канальный,80Вт/4Ом,52Вт/8Ом,мост 123Вт/8Ом, технология SMP, LED индикаторы на канал, баланс входы XLR, выходы EUROBLOCK, Stack, VCA порт для удаленных панелей управления,бесшумное охлаждение, высота 2U, отличающийся высокой выходной мощностью и возможностью регулировки каждого канала отдельно.
Составляющая 5. Размещение и хранение
20 мая 2015 состоялось праздничное богослужение в честь праздника Вознесения Господня, где и прошла «боевое крещение» установленная в церкви система. На практике получилось очень четкое звучание голоса служащих, хорошо оформленное пением церковного хора. Прихожанам очень понравилось праздничное богослужение в новом формате, на практике реализуя поставленную задачу донесения слов провославной проповеди до каждого прихожанина, независимо от его расположения в храме.