аквариум метод интерактивного обучения
idum.uz
Портал об образовании и воспитании
Метод «Аквариум»
Аквариум – это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее.
Этапы реализации:
1. Всех участников разделить на малые группы (по 2-3 человека).
2. Участники одной из малых групп садятся за стол (в «аквариум») в центр зала (активная рабочая группа), ведущий предлагает им задания для выполнения и необходимую информацию. А остальные участники (пассивная рабочая группа) выступают в роли наблюдателей.
3. Участникам активной рабочей группы для выполнения задания необходимо:
Участники пассивной рабочей группы должны на этой стадии мероприятия слушать, не вмешиваясь в процесс обсуждения, и наблюдать.
4. Участники активной рабочей группы после озвучивания общего мнения занимают свои места, а участники пассивной рабочей группы обсуждают следующие вопросы:
5. После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа и обсуждает следующую ситуацию.
Все группы поочередно должны побывать в «Аквариуме», и деятельность каждого из них должна быть обсуждена аудиторией.
Дискуссионная технология «Аквариум»
Эта разновидность дискуссии применяется для обсуждения спорных, противоречивых вопросов, для формирования умения у обучающихся отстаивать и аргументировать свою позицию. В то же время она активно используется как метод социально-психологического обучения, так как позволяет ее участникам отрефлексировать свое поведение в процессе дискуссионного общения, проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне и откорректировать его.
Дискуссия «Аквариум» включает следующие этапы:
3) анализ хода и результатов дискуссии может проводиться в один или два этапа, в зависимости от цели дискуссии. Если необходим анализ характера взаимодействия в «аквариумной» группе, педагог просит ее участников оценить степень своей удовлетворенности тем, как проходило обсуждение, и проанализировать причины удовлетворенности или неудовлетворенности. Затем «аналитикам» предоставляется возможность оценить ход и результаты дискуссии, характер взаимодействия ее участников. И наконец, педагог систематизирует выводы школьников и подводит общий итог совместной деятельности.
Дебаты
Дискуссия в ролевой форме дебатов представляет собой разновидность дискуссии-спора и применяется для обсуждения сложной и противоречивой проблемы, по которой существуют резко противоположные точки зрения.
1) Ведущий предлагает участникам (на выбор) две или несколько возможных точек зрения на проблему. Позиции могут иметь ролевой характер и имитировать разнообразные подходы к решению данной проблемы. Это могут быть представители разных профессиональных и социальных групп, политических партий и объединений и т.д.
2) Школьники выбирают, какую точку зрения они будут отстаивать и объединяются в микрогруппы, численный состав которых может быть разным.
3) Определяются правила дискуссии, продолжительность обсуждения в группах и регламент выступлений группы в дебатах (каждая группа имеет право на 3 выступления);
4) Организуется обсуждение проблемы в микрогруппах:
распределяются роли между членами каждой группы; выстраивается система аргументов для убеждения оппонентов;
продумываются ответы на возможные вопросы;
решается вопрос о том, как распорядиться предоставленным временем.
5) Ведущий по очереди предоставляет группам слово, определяя регламент выступления;
6) В завершение дебатов проводится совместный анализ результатов дискуссии.
Дискуссия «Эстафета»
Дискуссия направлена на организацию последовательного обсуждения предложенных вопросов и аспектов одной темы в малых группах с последующими анализом и согласованием различных подходов и принятием коллективного решения.
Алгоритм дискуссии «Эстафета»:
группы располагаются в пространстве аудитории по кругу. Каждой группе выдается лист бумаги с вопросом, проблемой и дается время на обсуждение данной проблемы. Дискуссия в микрогруппе заканчивается записью общего решения на листе бумаги с вопросом (проблемой);
затем каждый такой лист передается по часовой стрелке следующей группе, которая обсуждает новый вопрос, также фиксируя свое мнение на этом листе. Процедура повторяется столько раз, сколько предложено вопросов, проблем и сколько создано групп;
по окончании работы каждой группе возвращается выданный первоначально лист и дается время на анализ и консолидацию (согласование) записанных на нем точек зрения или решений;
группы озвучивают результаты своей работы;
подводятся итоги, анализируется работа групп школьниками и педагогом.
Методика «Дерево решений»
Вариант 1: … | Вариант 2: … | Вариант 3: … | |||
Плюсы | Минусы | Плюсы | Минусы | Плюсы | Минусы |
Мини-лекция
Это метод повествовательного изложения информации, применяемый педагогом как средство подачи нового материала для обучения школьников.
Длительность мини-лекции в среднем составляет 10—15 минут и не должна превышать 20 минут. За это время педагог должен дать всю необходимую информацию по выбранной им теме. Во время мини-лекции используются наглядные средства, иллюстрирующие представляемый материал: выписывает на доску ключевые фразы, создаются рисунки, которые служат маркерами для запоминания, использует метафоры. В качестве метафор могут быть использованы притчи, анекдоты, поговорки, примеры из личного опыта. Особыми выразительными средствами во время мини-лекции являются интонация, мимика, жесты и позы самого тренера. Желательно, чтобы в ходе мини-лекции педагог, как актер, сыграл сценку, демонстрирующую конкретные примеры, которые являются иллюстрацией теоретической информации. Педагог не просто подает материал, а наблюдает за тем, как подаваемый им материал воспринимается каждым школьником.
Практикум
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Метод обучения Аквариум 5-11 классы
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
УРОК ИНФОРМАТИКИ В 5 КЛАССЕ
Тема урока: Компьютерные программы. Окно программы
Цель урока: Дать понятие компьютерной программы, расширить понятие про окно программы, ознакомиться с основными объектами окна, закрепить умение учащихся запускать программы на выполнение и корректного завершения программы, развивать логическое мышление, память, речь, воспитывать культуру умственного труда
Метод обучения «Аквариум» (групповой)
Ученики объединяются в группы и получают «рыбок»- карточки с названиями объектов. Они должны назвать, какая группа объектов им досталась, и поместись лишний объект в аквариум.
1. Кроссовки, танкетки, сандалии, сапоги, босоножки, блокнот;
2. Археологический музей, нумизматический музей, художественный музей, военный музей, калькулятор;
3. Спорттовары, магазин одежды, хозтовары, автомагазин, текстовый документ;
4. Треугольник, шестиугольник, четырехугольник, пятиугольник, компьютерная игра;
5. Крайнее, Шелковичное, Митяево, Лесновка, музыкальный файл
Мотивация: В аквариуме собрались объекты под общим названием Компьютерные программы. О них пойдет речь на сегодняшнем уроке.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Практическая работа по информатике 6 класс
Обобщение и систематизация знаний по теме «Начала программирования на языке Паскаль»
Самостоятельная работа «Устройство компьютера»
Рабочая программа по информатике 10-11 класс к учебнику Полякова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс к учебнику Босовой
Презентация на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ГРАФИКИ НА ПЛОСКОСТИ И В ПРОСТРАНСТВЕ»
Реферат на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ГРАФИКИ НА ПЛОСКОСТИ И В ПРОСТРАНСТВЕ»
Презентация на тему «Аналитические возможности MS WORD 2010»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5264277 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
«Спутник» объявили словом года в России
Время чтения: 2 минуты
В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для образовательных учреждений
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Использование технологии Аквариум при обучении диалогической речи
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Фрагменты уроков с использованием технологии «Аквариум» при обучении диалогической речи.
Все мы любим, наблюдать за тем, как в аквариуме хаотично двигаются рыбки, общаются между собой на непонятном нам языке жестов. На уроках также можно сделать своеобразный аквариум и наблюдать за действием детей, которые поставлены в позицию рыбок. Итак, для того, чтобы создать условия для этой технологии, нужно выбрать пару или группу детей, которые будут в центре класса в своеобразном «аквариуме». Учитель перед классом ставит какую-то задачу или задает проблемный вопрос и дети, которые находятся в «аквариуме» принимают активное участие в его обсуждении, составляют диалоги. Они выдвигают свои мысли, обсуждают их. Главная их задача – мыслить и озвучивать мысли. Дети, которые наблюдают за всем этим, должны быть очень внимательны. Они тоже думают параллельно, но сопоставляют свои мысли с теми, которые озвучиваются в центре. По истечении отведенного времени команда «аквариума» озвучивает окончательный вывод, к которому пришла команда.
Может сложиться впечатление, что в группу активных обсуждающих следует включать успешных учеников, которые всегда могут высказать свое мнение. На самом деле в «аквариум» должны попадать разные ученики, и слабее, и сильнее. Таким образом, более слабый будет тянуться за сильным и пробовать высказывать свои мысли.
Очень важно обеспечить содержательность высказываний на изучаемом языке, исключить высказывания, не имеющие связи с действительностью, не соответствующие ей. Необходимо постоянно привлекать внимание ребят к тому, о чем говорится: “Is it really so?”, “Do you agree?”, “You don’t say so!”, “How so?” и другие.
Фрагмент урока по овладению мини – диалогом “My favorite season”.
Now let’s ask each about your favourite season. On the black board you may see the scheme.
“ What is your favourite season?
My favourite season is…. Or I like….”
Ребята по схеме на доске задают друг другу вопросы и отвечают на них.
“ Where do you like to walk in autumn?”
“ What can you do in summer?”
Now ask each other.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Затем задают эти вопросы друг другу.
“ In autumn I like to walk to…”
Обучение мини – диалогу может строиться на иллюстративной основе. На одном из уроков к учащимся 4 класса пришли в гости учащиеся (на доске фотографии детей). Учитель: Сегодня на урок к нам в гости пришли две школьницы. Одна девочка из американской школы, а другая из московской. К сожалению, они не могут с нами поговорить, но они записали. Посмотрите внимательно на фразы и скажите, что делают эти девочки? (они знакомятся) как вы догадались, что они знакомятся? Зачитайте мне фразы, которые показывают, что ученицы знакомятся. Далее учитель говорит, что одна из гостей очень устала и отправилась домой. Давайте, заменим её, и проговорим то, что она хотела сказать. Учащиеся проговаривают реплики одной из учениц в диалоге. Но далее задание усложняется. Учитель сообщает, что и вторая гостья ушла. Теперь нам придётся говорить за обеих учениц. Учащиеся приговаривают весь мини – диалог. Сначала учащимся предлагаются разные виды вопросов с ответами, но постепенно следует переходить к свободному общению через мини –диалог. Закреплением данного умения стало выполнение домашнего задания, которое заключалось в следующем: Учитель: дома вы должны написать письмо иностранному другу по переписке, в котором вы будете использовать фразы, звучавшие на уроке. Но вы должны не только рассказать о себе, но и спросить как можно больше своего друга. На следующем уроке по вашим письмам мы будем составлять диалог, который вы будете озвучивать со своим соседом по парте.
Например : Hi! Hello!
What is your name? My name is Kate.
Are you British? No, I’m Russian.
Are you a pupil? Yes, I am.
The letter to my pen friend.
Hello! My name is Rate. I am 10. I am a pupil. I live in Russia.
What is your name? Are you British? Are you a pupil?
После того, как умения и навыки применения мини диалогов в реальном общении были доведены до автоматизма, я перешла к следующему этапу.
Изучение иностранного языка предполагает многократное повторение. Однако, говоря о диалогических умениях не следует повторять одно и то же на каждом уроке в течение четверти, полугодия или учебного года. Видя, что ученики твердо усвоили определенный круг вопросов и ответов, полезно, в зависимости от обстановки, конкретной ситуации, внести что-то новое.
Следующим этапом формирования диалогических умений был диалог. На данном этапе использовались следующие методы организации учебной деятельности:
Форма организации учебной деятельности:
Диалог лишь тогда будет живым и естественным, если в содержание реплик будут включаться приветствия, сообщения, приглашения, выражения различного рода чувств (удивления, благодарности, уверенности, сомнения), оценка факторов и т.д.
Примеры диалогов, используемые на уроках английского языка по формированию диалогических умений:
P2: I am fine thanks and you?
P1: I am all right! The weather is fine togas. Let’s go to the park
P2: Good Idea! With pleasure.
Р 1: Good morning! Glad to see you!
Р 2: Good morning! Glad to see you too!
Р 1: Lot’s go to the park!
Р 2:With great pleasure!
Фрагмент урока по овладению диалогом “My favourite season”.
Дети разыгрывают диалоги.
What is your favourite season?
Where do you like to walk in autumn?
What can you do in summer?
When is your birthday?
My favourite season is….
I like to walk to….in autumn.
In summer I can ride a bike.
My birthday is on the…of….
Т : What’s the weather Tike today?
Т : Is the scene shining?
Р 3: No? It isn’t, but it is going to rain.
Т : What is your time – table for today?
Р 1: We have English, Raiding and Kissing.
Т : How you already had Russian lessons.
Т : Have you done your English homework?
Т : What have you done for today?
Т : What day is it today?
Р 2 It is Saturday.
Т : Was it Friday yesterday?
Р3 It was Thursday.
При подготовке к урокам диалогические речевые схемы составлялись с учетом индивидуальных интересов учеников; в отдельных случаях сообщались дополнительные речевые образцы; для участия в той или иной ситуации выбирались школьники, которым данная ситуация была намного интереснее, чем другим учащимся, так как содержание речи должно вызывать у учащихся желание говорить и слушать высказывания товарищей на иностранном языке.
Кроме того, были разработаны упражнения для семантизации лексики и для демонстрации функций грамматических конструкций, где использовались факты из жизни родного города обучаемых, их небольшого жизненного опыта, а также предлагались задания, направляющие внимание школьников на содержание речи.
Разрабатывая ситуации, я стремилась к расширению обсуждаемой темы, к привлечению ранее изученных тем. На мой взгляд, такой подход способствовал преодолению условности речевого общения и развитию формируемых навыков и умений говорения. При этом я учитывала два основных момента: какие подтемы будут обсуждаться при изучении данной темы,; какие из пройденных тем и подтем можно подключить к обсуждению.
На протяжении всего процесса обучения навыкам говорения, мною делался акцент на аудирование текстов и демонстрацию диалогов-образцов.
На основе методики развития диалогических умений при обучении устной речи я, в первую очередь, ставила перед собой цель – создать ситуацию общения на уроке.
“ Вы встретились с туристом из Великобритании. Давайте познакомимся с ним поближе. Диалог “Знакомство”.
При изучении темы “Внешность”: К нам в класс пришел сотрудник милиции. Разыскивается преступник. Имеется свидетель. Составляются диалоги по описание внешности преступника, составляется фоторобот.
Тема “Моя квартира”. Дается картинка, где женщина занимается домашними делами, затем дается речевая задача: “Это ваша мама. Познакомьте меня с ней и расскажите немного о вашей квартире”.
Так при изучении темы “Досуг” можно предложить следующие ситуации: “Это Катя. Она очень любит готовить. Это её хобби. Вы были у нее на дне рождения, и вам очень понравился её торт. Попросите Катю рассказать рецепт приготовления торта”.
“ Вика очень любит музыку. Послушайте её рассказ о своем увлечении и задайте ей вопросы”.
Хотелось бы отметить, важность применение ситуативных картинок, которые помогают активизировать речевую деятельность учащихся. По картинкам можно поговорить, выбирая из накопленного в памяти материала то, что требуется для беседы в данной ситуации. Ученики сами становятся действующими лицами. Рекомендации к такому виду работы: рассмотреть картинку, с тем, чтобы представить себе ситуацию, в которой будет протекать беседа; постараться вспомнить отдельные реплики, которые можно использовать в беседе в данной ситуации. Учащиеся сам определяют структуру диалога для данной конкретной задачи.
Ситуации можно представить учащимся в виде карточек:
Тема: Мир вокруг меня.
Ситуация: Вы встречаете на улице своего знакомого В.
Задание: Вежливо поприветствуйте и пригласите его в парк погулять.
Тема: Мир вокруг меня.
Ситуация: Вы встречаете на улице своего знакомого А, который пригласил вас пойти погулять в парк.
Задание: Ответьте на приветствие и согласитесь вместе погулять в парке.
Тема: День рождения.
Ситуация: Твоя подруга Лена пригласила вас на день рождения.
Задание: Поздравьте Лену с днем рождения.
Тема: День рождения.
Ситуация: У тебя день рождения. Твоя подруга Яна поздравляет тебя.
Применение технологий «Техника аквариума»
В образовательной практике используется множество педагогических технологий. Широкое распространение получили технология проектной деятельности, модульная технология, аудиовизуальные, информационные, личностно-ориентированные, развивающие технологии, технологии проведения учебных дискуссий и многие другие. Основу выбора педагогических технологий для обучения составляют: индивидуальные особенности и исходный уровень знаний обучающихся; отбор видов деятельности, адекватных целям усвоения и возрастному развитию обучающихся. Оптимально выбранные технологии позволяют наилучшим образом решать поставленные задачи обучения, а также способствовать развитию личности учащихся.
Цель: развитие критического мышления обучающихся, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры.
«Техника аквариума» выглядит следующим образом:
1. Выдвигаем проблему. Учитель сам предлагает ученикам проблему для обсуждения.
2.Класс делится на группы. Учитель может сам распределить в группы, но я предпочитаю, чтобы это сделали ученики.
3.Учитель либо участники каждой из групп выбирают представителя. Этот ученик будет представлять позицию группы всему классу.
4.Группы обсуждают проблему и определяют общую точку зрения. Время на работу дается небольшое.
5. Представители групп собираются в центре класса. Они высказывают, и защищают позицию своей группы в соответствии с полученными от нее указаниями. Кроме представителей, никто не имеет права высказаться, однако участникам групп разрешается передавать указания своим представителям записками.
6.Учитель может разрешить представителям и группам, взять перерыв для консультаций.
7. Такое обсуждение проблемы между представителями групп заканчивается либо по истечении заранее установленного времени, либо после достижения решения.
8.После обсуждения проводится его критический разбор.
Включенность всех участников достигается участием каждого в начальном групповом обсуждении, после чего группа заинтересованно следит за работой и поддерживает связь со своими представителями.
Например, я использую «Технику аквариума» на уроках в 9 классе «Свободное падение тел», в 10 классе «Тепловые двигатели».