алабин в г многолетняя тренировка юных спортсменов

«РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В БАРЬЕРНОМ БЕГЕ»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В БАРЬЕРНОМ БЕГЕ»

Савидова Тамара Михайловна 3 курс,

ИСО КГУ им. К.Э. Циолковского

Аннотация: в статье рассматривается скоростно-силовая подготовка легкоатлетов, специализирующихся в барьерном беге. Исследуется развитие скоростно-силовых качеств барьеристов.

Ключевые слова: барьерный бег, развитие физических качеств.

Одной из центральных проблем теории и методики спортивной тренировки является задача управления в тренировочном и соревновательном процессе спортивной формой спортсмена, которая во многом определяет достигаемый спортивный результат. В работах ряда специалистов ( В.В. Балахничев, А.П. Бондарчук, Ю.В. Верхошанский, В.Г. Никитушкин, Р.Я. Отрубянников) показано, что успешное выступление спортсменов обусловлено высоким развитием скоростно-силовых качеств [2, 3, 4, 9, 10].

Развитие скоростно-силовых качеств у спортсменов сложная проблема, т.к. в спортивных локомоциях скоростно-силового характера ключевыми биомеханическими характеристиками являются три параметра: прилагаемые усилия, скорость движения и развиваемая мышечная мощность. Из этого следует, что диапазон реальных для каждого спортсмена значений этих переменных весьма широк, а их сочетания в каждом конкретном случае кардинально влияют на выбор тренировочных средств, методов их применения и величин самих нагрузок.

Цель работы. Целью нашей работы является экспериментальное обоснование методов и методических приемов, позволяющих повысить эффективность развития скоростно-силовых качеств барьеристов.

Результаты исследования. Специалисты, изучающие вопросы развития скоростно-силовых качеств барьеристов утверждают, что развитие быстроты движений тесно связанно с решением задач повышения функциональных возможностей, которые способствуют ее проявлению. К ним, например, можно отнести гибкость и динамическую силу.

Быстрота развивается с помощью упражнений, которые выполняются на предельной или около предельной скорости. Для того чтобы эффект от их применения был высок, они должны отвечать ряду требований, и выполнять их следует после соответствующей разминки и подготовки. Упражнения должны быть доступны и технически освоены, чтобы спортсмен мог сконцентрировать свое внимание исключительно на скорости их выполнения. Продолжительность упражнения, интервалы отдыха между повторениями и общий объем должны позволить выполнять его без заметного снижения скорости к концу упражнения. В тренировке барьериста используются не только собственные упражнения, но и различные средства, заимствованные из арсенала спринтера.

Из средств общефизической подготовки (ОФП) как способствующих развитию скорости движения, рекомендуются следующие:

1. Бег прыжками или скачки, выполняемые с места или небольшого разбега.

2. Беговые упражнения (семенящий бег, бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестыванием голени, колесо, прыжки с ноги на ногу, выполняемые в быстром темпе).

3. Бег с высоким подниманием бедра в упоре.

4. Быстрое выпрыгивание из положения «полуприсед» с подтягиванием бедер к груди.

5. Смена ног при выпрыгивании из глубокой разножки.

6. Упражнения для мышц брюшного пресса в висе на гимнастической стенке – быстрые встречные движения выпрямленных ног в вертикальной плоскости или более легкий вариант, лежа на мате («ножницы»).

7. Аналогичные упражнения для мышц спины и разгибателей бедра (выполняются, лежа на гимнастическом коне лицом вниз).

8. Имитация беговых движений с небольшими гантелями.

Из арсенала специальной физической подготовки можно рассмотреть следующие упражнения, способствующие развитию скорости:

1. Бег в гору и бег с горы.

2. Бег с сопротивлением (например, с автомобильной шиной)

3. Бег с поясом (вес 2-5кг.)

4. Бег прыжками со стартовых колодок.

5. Разгон и преодоление первого барьера со старта, уменьшенного на два беговых шага.

6. Упражнения циклического характера с мягким резиновым амортизатором, имитирующие движения рук и ног спринтера или барьериста.

7. Имитация движения толчковой или маховой ногой в упражнениях с барьером на месте, выполняемые на время (15-20 циклов в подходе).

Следует заметить, что продолжительность сохранения скоростного характера упражнений ОФП и СФП зависит от интенсивности их выполнения. Упражнения, выполняемые с максимальной интенсивностью, сохраняют скоростной характер приблизительно 6-8 секунд. Рекомендуется выполнять упражнения с около предельной интенсивностью, чтобы его длительность равнялась или немного превосходила планируемый результат барьериста.

В качестве основного упражнения для развития скорости гладкого бега в тренировке барьериста используется спринтерский бег со старта и с ходу на отрезках до 80 метров. Интенсивность пробежек близка к максимальной скорости или равна ей. Интервалы отдыха между пробежками должны быть такой продолжительности, чтобы при достаточно полном восстановлении работоспособности не произошло значительного снижение возбуждения. Оптимальная величина их равно приблизительно 3-4 мин.

В зависимости от этапа подготовки и уровня тренированности барьериста объем спринтерского бега в тренировочном занятии колеблется от 200-250 до 500-700 метров. Для повышения объема спринтерского бега квалифицированные спортсмены используют серийный метод. В ходе тренировки рекомендуется изменять длину отрезков, что позволит избежать раннего наступления утомления из-за монотонности работы.

Многократные повторения однообразных движений в тренировке на скорость приводят к стабилизации временных параметров движений и препятствуют совершенствованию скорости бега. Чтобы избежать этого, в подготовке квалифицированных спортсменов учитывают долю упражнений ОФП и СФП, способствующих росту быстроты движений.

Кроме того, иногда следует прекратить использование стандартных упражнений на 2 недели. Один из перспективных путей преодоления скоростного барьера, по мнению специалистов, состоит в использовании средств и создании условий, которые помогут спортсмену превысить предельную скорость. К этим средствам относят бег по наклонной дорожке (угол наклона не должен превышать 5°), бег с отягощением и другие упражнения. Обязательным в тренировке является сочетание упражнений такого плана (изложенного выше) и стандартного с целью закрепления навыков.

Особенность технической подготовки барьериста в процессе развития быстроты движения состоит не только в обучении технике барьерного бега на высоких скоростях, но в условиях, которые позволяют контролировать движения. Для этого изменяют высоту и расстановку барьеров, а также применяют бег в 5 и 7 шагов между барьерами.

Следовательно, развитие быстроты связано с увеличением общей выносливости, так как, не обладая ею, нельзя прибегать к большой тренировочной нагрузке, направленной на развитие быстроты. При недостаточном уровне потенциальных возможностей анаэробных биохимических процессов величина и длительность выполнения скоростно-силовых нагрузок должны возрастать постепенно. Важное значение, имеет также, решение проблемы взаимосвязи в развитии физических качеств и также формирование основного двигательного навыка. В этой связи большой интерес представляет проблема взаимосвязи скоростно-силовых качеств и двигательных навыков у спортсменов.

Список использованных источников

Алабин В. Г. Многолетняя тренировка юных спортсменов: Учебное пособие /В.Г.Алабин, А.В. Алабина, В.П. Бизин. – Харьков: Основа, 2003. – 240 с.

Балахничев В. В. Бег на 110 метров с барьерами /В.В. Балахничев. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 80 с, ил.

Бондарчук А.П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса /А.П. Бондарчук. – М.: Олимпия Пресс, 2007. – 272 с. (Библиотека легкоатлета).

Верхошанский Ю. В. Основы специальной подготовки в спорте /Ю.В. Верхошанский.– М.: ФиС, 2000. – 331 с.

Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена /Л.В. Волков. – Киев: Здоровье, 2004. – 180 с.

Еременко И.А. Построение спортивной тренировки бегунов-барьеристов на этапе начальной спортивной специализации в групповой индивидуальной подготовке /И.А, Еременко; Автореф. дис.канд. пед. наук. – М., 1996. – 19 с.

Захаров Е.Н. Энциклопедия физической подготовки /Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов. – М.: Лотос, 2004. – 368 с.

Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры /Л.П. Матвеев: Учебник для инс-тов физ. Культуры. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, Спорт Академ Пресс, 2008. – 544 с.

Никитушкин В.Г. Теория и методика юношеского спорта /В.Г. Никитушкин: учебник. – М.: Физическая культура, 2010. – 208 с.

Отрубянников Р.Я. Подготовка юношей в барьерном беге /Р.Я. Отрубянников, В.Д. Полищук. – Киев: Здоровье, 1980. – 88 с.

Теория спорта: Учебник для институтов физ. культ. /Под ред. В.Н. Платонова. – Киев: Высшая школа, 2007. – 484 с.

Чистякова Е.В. Планирование тренировочного процесса бегунов /Е.В. Чистякова: Автореф. дис. канд. пед. наук. – СПб: ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2001. – 24 с.

Источник

Построение годичного цикла тренировки юных бегунов на короткие дистанции 17-19 лет с учетом индивидуальных особенностей физической и технической подготовки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.04, кандидат педагогических наук Гапеев, Александр Викторович

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Гапеев, Александр Викторович

Глава I. Особенности тренировки юных спортсменов на этапе спортивного совершенствования. 7

1.1. Физическая подготовка бегунов-спринтеров на этапе спортивного совершенствования. 7

1.2. Техническая подготовка юных спортсменов на этапе спортивного совершенствования. 15

1.3. Индивидуальные особенности юных спортсменов в скоростно-силовых видах спорта. 22

Глава II. Задачи, методы и организация исследования. 32

2.1. Задачи исследования.

2.2. Методы исследования. 32

2.3. Организация исследования. 38-

Глава III. Исследования индивидуально-групповых особенностей бегунов на короткие дистанции 17-19 лет. 40

3.1. Индивидуально-групповые характеристики физической подготовленности бегунов-спринтеров. 41

3.2. Индивидуально-групповые характеристики технической подготовленности бегунов-спринтеров. 47

3.3. Индивидуально-групповые характеристики тренировочных нагрузок бегунов-спринтеров. 52

Глава IV. Экспериментальное обоснование построения годичного цикла тренировки бегунов на короткие дистанции 17-19 лет в связи с их индивидуальными особенностями. 58

4.1. Построение тренировочных нагрузок в годичном цикле тренировки бегунов спринтеров в связи с их индивидуальными особенностями. 58

4.2. Обеспечение технической подготовки в соответствии с физической подготовленностью бегунов-спринтеров в индивидуальном плане. 64

Глава V. Обсуждение результатов исследования. 77

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

Индивидуально-дифференцированная методика подготовки девушек-спринтеров на этапе углубленной специализации 2013 год, кандидат педагогических наук Шабанов, Игорь Николаевич

Индивидуализация подготовки квалифицированных женщин-спринтеров на основе моделирования соревновательной деятельности 2010 год, кандидат педагогических наук Врублевский, Денис Евгеньевич

Биологическая состовляющая технологии совершенствования физической подготовительности юных пловцов-спринтеров высокой квалификации 2009 год, кандидат биологических наук Смольский, Сергей Михайлович

Биологическая составляющая технологии совершенствования физической подготовленности юных пловцов-спринтеров высокой квалификации 2009 год, кандидат биологических наук Смольский, Сергей Михайлович

Структура и содержание годичного цикла тренировки квалифицированных бегунов на 400 м на основе преимущественного использования средств скоростно-силовой подготовки 2013 год, кандидат педагогических наук Пресняков, Виталий Валерьевич

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Построение годичного цикла тренировки юных бегунов на короткие дистанции 17-19 лет с учетом индивидуальных особенностей физической и технической подготовки»

Актуальность. Эффективность повышения спортивного мастерства юных бегунов на короткие дистанции во многом определяется степенью управления тренировочным процессом. В настоящее время продолжают активно проводиться исследования по обоснованию параметров тренировочных нагрузок. При этом к наиболее сложным, по мнению специалистов, относятся вопросы обеспечения должной преемственности в величинах тренировочных нагрузок в подготовке юных спортсменов (50,82,88,124).

Успешная реализация накопленного двигательного и технического потенциала в условиях соревновательной деятельности каждого из спортсменов во многом зависит от правильности принимаемых решений тренером и учеником. Для этого необходимо рассматривать тренировочный процесс под углом индивидуализации спортивной тренировки.

На этапе спортивного совершенствования бегуну-спринтеру предстоит решать ряд частных задач: повышение скорости бега по прямой и по виражу, достижение оптимального сочетания длины и частоты шагов, совершенствование стартового ускорения, сохранение контроля над свободой движений на максимальной скорости бега (особенно при финишировании), развитие индивидуальных особенностей. Все это требует совершенствования технического мастерства спортсмена.

Вопросам изучения и совершенствования технического мастерства бегунов-спринтеров посвящены работы В.Г.Алабина, Т.П.Юшкевича (1), С.С.Добровольского (28), И.Л.Жукова (39), В.А.Збарского (44), В.В.Михайлова (72), В.В.Степанова (107) и др. Однако вопросы построения тренировочных нагрузок юных квалифицированных бегунов на короткие дистанции в связи с их индивидуальными особенностями физической и технической подготовленности рассматриваются впервые и являются актуальными.

Гипотеза исследования. Мы предполагали, что разделение квалифицированных юных спортсменов по индивидуально-групповым характеристикам физической подготовленности позволит более детально изучить технические параметры спринтеров. Это явится основой для индивидуального планирования тренировочных нагрузок и совершенствования технического мастерства квалифицированных юных бегунов на короткие дистанции. ^ Предметом исследования являются индивидуально-групповые характеристики технической подготовленности квалифицированных юных бегунов на короткие дистанции.

Научная новизна заключается в следующем:

• определены индивидуально-групповые характеристики физической подготовленности юных бегунов-спринтеров;

• впервые разработаны индивидуально-групповые параметры технической подготовленности;

• выявлены индивидуально-групповые объемы тренировочных нагрузок в годичном цикле на этапе спортивного совершенствования;

• установлена высокая взаимосвязь параметров технической 4 подготовленности с основным соревновательным результатом;

• обоснована тренировочная программа юных бегунов на короткие дистанции с учетом их технической подготовленности.

Практическая значимость. Результаты исследований могут быть использованы:

• для коррекции основной направленности тренировочного процесса юных спринтеров с учетом технических параметров бега;

• в контроле за уровнем технической и физической подготовленности юных спортсменов;

• при разработке программно-нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ и ШВСМ.

Основные положения, выносимые на защиту:

• изучение соревновательной деятельности спортсмена, познание закономерностей развития этого процесса, позволяет внести более весомый вклад в изучение технической подготовленности квалифицированных юных бегунов на короткие дистанции;

• индивидуальные параметры тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки должны строится с учетом индивидуально-групповых характеристик физической и технической подготовленности;

• параметры технической подготовки бегунов-спринтеров, имеющие высокие уровень взаимосвязи с основным соревновательным результатом оказывают решающее влияние на весь процесс индивидуальной подготовки юного спортсмена.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы. Диссертация

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

Скоростно-силовая подготовка на ранних этапах многолетнего тренировочного процесса легкоатлетов-спринтеров 2000 год, кандидат педагогических наук Аль Раггад Раид

Индивидуально-дифференцированная методика воспитания специальной выносливости у спринтеров 17-19 лет 2009 год, кандидат педагогических наук Сбитный, Сергей Николаевич

Построение тренировочных нагрузок бегунов на средние дистанции 13-15 лет с учётом их индивидуальных особенностей 2000 год, кандидат педагогических наук Блоцкий, Сергей Михайлович

Специальная подготовка спринтеров на основе управления реализацией двигательных возможностей 2009 год, кандидат педагогических наук Усков, Михаил Анатольевич

Заключение диссертации по теме «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», Гапеев, Александр Викторович

1. Проведенные исследования подтвердили сформулированное положение о значении факторов и условий, повышающих возможность улучшить спортивные результаты в беге на короткие дистанции, при этом необходимо выделить три группы факторов: а) генетическая (врожденная) или индивидуальная одаренность к занятиям спринтерским бегом; б) система тренировок; в) социальная среда.

6. Результаты контрольного тестирования технической подготовленности юных спринтеров в рамках педагогического эксперимента показали, что по времени полета не обнаружено достоверных различий между всеми группами. По остальным показателям различия достоверны. Использованная в эксперименте тренировочная программа с учетом индивидуально-групповых характеристик технической подготовленности способствовала выходу на запланированные результаты и учебные нормативы.

7. Результаты контрольного тестирования физической подготовленности в рамках педагогического эксперимента показали, что в беге на 150 м не обнаружено достоверных различий между всеми группами. По остальным упражнениям различия достоверны.

Теоретические и практические результаты диссертационного исследования могут быть положены в основу следующих практических рекомендаций для тренеров, решающих задачи подготовки юных спортсменов.

Мероприятия, направленные на применение методов индивидуализации в учебно-педагогическом процессе, целесообразно проводить в несколько этапов.

1. На первом этапе спортсменов необходимо протестировать и определить уровень их физического развития. Тем самым, это даст возможность разделить спринтеров на группы по преимущественному развитию доминирующего физического качества.

2. На втором этапе необходимо построить индивидуальные программы ведения тренировочного процесса для той или иной группы спортсменов и применить их на практике.

При ведении тренировочного процесса у юных спортсменов на этапе спортивного совершенствования целесообразно учитывать следующие задачи:

1. Укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие;

2. Совершенствование избранного вида;

3. Постепенное и неуклонное увеличение тренировочных нагрузок;

4. Повышение спортивного мастерства;

5. Воспитание специальной выносливости;

6. Возрастание объема средств локального воздействия на мышечные группы, работа которых является решающей в избранном виде спорта;

7. Развитие физических качеств;

8. Углубленная специализация с использованием всей совокупности средств и методов тренировки;

9. Повышение психической устойчивости спортсмена;

10. Овладение тактическими действиями в процессе соревнований;

11. Овладение теоретическими знаниями в вопросах спортивной подготовки.

В конечном итоге мы рекомендуем, для управления тренировочным процессом спортивной подготовки в целях достижения высоких результатов, каждому спортсмену определить специфические параметры тренировочной нагрузки, отдыха, количество тренировочных занятий и стартов.

3. На третьем этапе проводить контрольные испытания на каждой отдельной группе по разработанной индивидуальной программе.

Контрольные нормативы должны в полной мере отвечать тому уровню спортивных результатов, который планируется для юного спортсмена на конкретном этапе многолетней подготовки, в частности, в нашем случае, на этапе спортивного совершенствования.

Мы рекомендуем проводить контроль за уровнем физического развития спортсмена по тестам, которые в полной мере помогают определить степень развития тех физических качеств, наиболее необходимых для повышения спортивного мастерства юного спринтера, исходя из специфики данного вида легкой атлетики, таких как:

• бег на 20 м с/х, 30 м, 60 м, 100 м, определяющих степень развития быстроты;

• бег на 150 м, 200 м, 300 м, 400 м, выявляющий уровень развития скоростной и специальной выносливости;

• тройной прыжок с места, прыжок в длину с места, определяющий степень развития скоростно-силовых качеств.

Объединение современных методов педагогического контроля за уровнем физического развития юных спортсменов с научно обоснованными методами принципами индивидуализации имеют важное практическое значение. Этим путем может быть достигнуто повышение результативности подготовки спортивных резервов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Гапеев, Александр Викторович, 1999 год

2. Алабин В.Г., Кривоносое М.П. Тренировочные устройства и приспособления для тренировки бегунов // Тренажеры и специальные упражнения Ц Физкультура и спорт,-1982.—л/*2. с. ¡8-‘в.

3. Алабин В.Г., Алабин A.B., Бизин В.П. Многолетняя тренировка юных спортсменов. Харьков: Основа, 1993.-243с.

4. Андрис Э., Арзуманов Г., Годик М. Планирование нагрузок ^Легкая атлетика.-1978-№4гс. 11.

6. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978.-223с.

7. Бауэр В.Г., Никитушкин В.Г., Филин В.П. Организационные и научно-методические перспективы развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996.-№2.-с.28-32.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Научная электронная библиотека disserCat — современная наука РФ, статьи, диссертационные исследования, научная литература, тексты авторефератов диссертаций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *