аланские храмы карачаево черкессия

Аланы, Магас и Лик Христа: тайны тысячелетних Зеленчукских храмов

аланские храмы карачаево черкессия

Горы Архыза манят туристов со всей России и ближнего зарубежья. И не только горнолыжными трассами, конными прогулками, рафтингом и шашлыками на берегу бурной реки.

Это место называется Нижнеархызским городищем, а три чудом сохранившихся каменных христианских храма — Зеленчукскими.

аланские храмы карачаево черкессия

Заплатив символические 100 рублей с человека вы попадаете на территорию истории. Можно пешком пройти все локации минут за 20-30, а можно и на машине за 10 минут всё объехать.

Как правило, по выходным тут гуляют толпы туристов. Бывает, в храмах устраивают свадебные фотосессии. Тем не менее, официально Нижнеархызское городище — памятник федерального значения с соответствующим охранным статусом.

аланские храмы карачаево черкессия

Давайте же прогуляемся по остаткам древнего аланского города.

В ту пору, когда Русь была еще языческой, здесь, в окруженной кавказскими горами живописной долине располагался древний город Магас, или Маас. Упоминания встречаются в византийских летописях.

аланские храмы карачаево черкессия

Магас был столицей Аланского государства. X век — период наибольшего могущества алан на Северном Кавказе, сумевших на время побороть внутренние противоречия.

Пару веков аланы довольно успешно лавировали между интересами таких игроков на кавказской сцене как иудаистский Хазарский каганат, исламский Арабский халифат и христианская Византийская империя.

Сквозь транзитный город Магас-Маас проходило ответвление Великого Шелкового пути. Через Марухский перевал шли в том числе христианские миссионеры из Византии, а также многочисленные торговцы, которые попадали сюда с территории современной Абхазии.

Но все хорошее рано или поздно заканчивается. Сколько раз подвергались разграблению и поруганию некогда величественные Зеленчукские храмы — установить невозможно. Есть точка зрения, согласно которой Аланское городище прекратило существование в конце XIII века из-за внутреннего упадка усугубленного татаро-монгольским нашествием, а поселок продержался до середины XIV века.

аланские храмы карачаево черкессия

В 1829 году кавказский генерал-губернатор Эммануэль отправил архитектора Бернардацци в Архыз. Итальянец также сделал подробные записи и составил первые план-схемы Зеленчукских храмов.

Эммануэль якобы просил императора Николая I выделить средства на реставрацию древних христианских храмов, но в те времена Кавказская война была в разгаре и просьба была отклонена.

аланские храмы карачаево черкессия

Он обнаружил надпись на греческом языке, которая датируется X веком. Также Струковым создан альбом ценных рисунков с натуры.

аланские храмы карачаево черкессия

Но куда интереснее возможная прямая связь живописца с так называемым Ликом Христа.

Наскальный лик Христа размером 140 на 80 см похож на синайскую икону Христа-Пантократора, списанную с лика, проступившего на Туринской плащанице. Сейчас Лик вкупе с Зеленчукскими храмами можно назвать одной из самых востребованных православных достопримечательностей Северного Кавказа.

По официальной версии обнаружили Лик на крутом склоне горы случайно. Это удалось жителям станицы Зеленчукской Сергею и Анатолию Варченко в 1999 году. Однако есть другая точка зрения, по которой первое упоминание о Лике приходится еще на предвоенное время.

Лик видел житель станицы Зеленчукской Иван Толопа. Есть и более позднее свидетельство Сергея Тоцкого. Ещё в 1970-71 годах во время экспедиции юношеской геологоразведочной партии Черкесска они с одноклассниками Александром Дармиловым, Сергеем Ерофеевым и Олегом Лафишевым фотографировались на фоне образа.

аланские храмы карачаево черкессия

Тем не менее, Митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон посетил место находки и благословил почитать икону как Нерукотворный Образ Спасителя нашего Иисуса Христа.

аланские храмы карачаево черкессия

Чтобы узреть лик Спасителя паломникам предстоит преодолеть 345-метровую лестницу из 526 ступенек. Лик Христа четко ориентирован на Восток. Взгляд Иисуса устремлен на Средний Зеленчукский храм.

аланские храмы карачаево черкессия

Кто знает, может авторами наскального Образа и были византийские мастера-иконописцы. Впрочем, есть смелая версия, согласно которой Лик Христа мог создать художник Струков.

Но вернемся к главной теме поста. Параллельно с археологами и художниками на территорию Нижнеархызского городища приходят православные монахи.

аланские храмы карачаево черкессия

В 1886 году в Архыз с Афона прибыл иероманах Серафим (Титов) с 11-ю монахами. Они строят общежития, организуют хозяйство. Так был основан Александро-Невский Афонский Зеленчукский монастырь, который большевики закрыли в 1918 году.

аланские храмы карачаево черкессия

Итак, что вас ждет на территории самого городища?

аланские храмы карачаево черкессия

Датируется памятник первой половиной XI века. Вероятно, когда-то в раннем средневековье его построило местное население, он разительно отличается от двух других как по стилю, так и по используемым для строительства материалам.

аланские храмы карачаево черкессия

Сейчас он выглядит как многие другие православные церквушки. Неудивительно, ведь здание перестраивалось, прежде чем принять «псково-печерский» стиль. Но это не отменяет его ценности. Обязательно зайдите сюда, поставьте свечку. Где еще вы прикоснетесь к тысячелетней истории.

аланские храмы карачаево черкессия

Следующий по пути от входа храм — Средний или Троицкий. Длина – 21,5 м, ширина – 13,25 м, высота – 15 м.

аланские храмы карачаево черкессия

Храм отличается размерной пропорциональностью предметов и деталей. Из внутренних деталей в алтарной части отмечались остатки престола.

аланские храмы карачаево черкессия

Считается, что Средний храм отличается особой акустикой. В XIX веке объект был практически разрушен, но его восстановили монахи. До революции использовался в качестве соборного храма монастыря.

аланские храмы карачаево черкессия

А вот так Cредний выглядел в 1930-е годы. Получше, чем сейчас.

аланские храмы карачаево черкессия

Ну и третий храм городища — Северный или Георгиевский. Крестообразный, с единым шатровым куполом. По мнению археолога Владимира Кузнецова, Северный храм был кафедральным собором Аланской епархии и центром духовной жизни Алании в Х-XIII вв. Построен при абхазском царе Георгии II (920–955 годы). Вдумайтесь в эти цифры. Вы можете посетить сооружение, которому 1100 лет!

аланские храмы карачаево черкессия

В храме проводится богослужение только один раз в году, 6 мая – в день памяти Георгия Победоносца.

аланские храмы карачаево черкессия

Посмотрите на фото ниже — это он, Северный храм в середине 1930-х. Тогда никто не следил за состоянием памятника. Фактически здание разрушено. Но позже его восстановили.

аланские храмы карачаево черкессия

А все потому, что в 1940 году экспедиция советских археологов обнаружила под полом в Северном храме клад с драгоценностями. Интерес вернулся.

Нашли элитное женское погребение, включавшее более 100 золотых украшений, серьги, массивные перстни, на одном из них арабскими буквами было вырезано имя царя Ашота.

Сокровища передали в Государственный Исторический музей. Потом археологи вскрывали руины христианских церквей и часовен, погребения, остатки жилых построек, но ничего особо ценного больше не обнаружили.

аланские храмы карачаево черкессия

Исследователи проводят параллели Зеленчукских храмов с архитектурой, характерной для православных церквей на черноморском побережье Кавказа. В частности, Северный храм принято считать аналогом Лыхненского в Абхазии.

аланские храмы карачаево черкессия

Будете ехать в Архыз — загляните на полчасика к Зеленчукским храмам. Постойте под сводами, послушайте ветер, прикоснитесь к камням — почувствуйте связь времен.

Источник

Потомки аланов не могут поделить храмы

РПЦ не спешит приобретать христианские древности Северного Кавказа

аланские храмы карачаево черкессияДревние аланские храмы X века – популярная туристическая достопримечательность Карачаево-Черкесии. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

В Зеленчукском районе Карачаево-Черкесской Республики (КЧР) находятся христианские святилища, воздвигнутые в период средневекового Аланского царства, окончательно разрушенного в XIV веке Тамерланом. Археологи считают, что эти храмы были воздвигнуты в VIII–XI веках и относились к Аланской епархии Константинопольского патриархата. В обиходе историков и политологов за храмами закрепился обобщающий термин «аланское наследие».

В Нижне-Архызском городище, если верить арабскому историку X века Абд аль-Хасану Масуди, располагалась столица Аланского царства Маас (Магас). До наших дней от древней Алании в городище полностью сохранились три храма, которые археологи называют Зеленчукскими, – Северный, Средний и Южный, а также 11 однонефных разрушенных или полуразрушенных церквей. В 7 км от райцентра Карачаевск, на горе Шоана возле села Коста Хетагуров, стоит древнеаланский храм Святого Георгия, или Шоанинский храм.

До 1917 года аланское наследие опекалось Александро-Невским Зеленчукским монастырем, а сейчас относится к музейному фонду КЧР. Карачаевцы, мусульмане по вероисповеданию считают себя потомками древних аланов, а памятники алан – достоянием своего народа (см. «НГР» от 16.11.16). Свои права на аланское наследие доказывают и осетины. В Шоанинском храме и возле него осетины со всей России отмечают национальный праздник Джеоргуба (день святого Георгия), проводимый в конце ноября каждого года.

Исповедующие православие осетины более 20 лет требуют, чтобы древний комплекс передали осетинской общине для богослужебных нужд. «Для нас храм является не только памятником культуры, но и святым местом, куда регулярно наши односельчане и паломники со всего мира приезжают помолиться. Мы убеждены, что на территории храма не должно вестись коммерческой деятельности», – писали в 2018 году главе КЧР Рашиду Темрезову осетины – переселенцы из КЧР. В 2017 году в КЧР стали муссироваться требования мусульманских активистов переделать аланские храмы Зеленчукского района в мечети, и это вызвало беспокойство Аланской епархии, действующей в Республике Южная Осетия (РЮО). Напомним, в РПЦ не признают Аланской епархии, так как считают РЮО канонической территорией Грузинской православной церкви.

По информации осетинских СМИ, Минкультуры КЧР не может проводить комплексной реставрации аланского наследия: это дотационный регион, бюджет Минкультуры ограничен. Шоанинский храм находится в относительно неплохом состоянии благодаря волонтерам-осетинам, говорит экскурсовод из КЧР, историк Инна Очкасова. «Осетинская община взяла благоустройство в свои руки. Хотя полностью им не дают это делать, например не дают поставить алтарь. Когда в минувшем году в Ильинском храме (Южный Зеленчукский храм. – «НГР») общиной за свой счет был сделан пол и минимальный ремонт, то поднялся скандал по поводу того, как «посмели испортить памятник архитектуры». Но пол уже проваливался, ходить там было невозможно, люди падали, но никто ничего не делал», – цитируют Очкасову СМИ Северной Осетии.

В качестве компромиссной меры многие православные активисты из КЧР предлагают передать аланское наследие Пятигорской и Черкесской епархии РПЦ – структуре, отстраненной от периодически обостряющихся карачаевско-осетинских исторических и политических споров. С этим в беседе с «НГР» согласился профессор МГЛУ, руководитель Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев: «Прекрасно можно понять желание тех же православных осетин Северной Осетии, чтобы древние храмы в КЧР отошли в духовное окормление к Владикавказу. Но это невозможно. Время, когда КЧР и Северная Осетия относились к одной епархии, закончилось еще в 2011 году. Аланские храмы в КЧР относятся к канонической территории архиепископа Пятигорского. Спор насчет того, кто должен быть хозяином этих храмов, РПЦ или власти КЧР, тянется как минимум 20 лет. Для властей КЧР эти храмы – символ древней государственности аланов-карачаевцев и доходная статья бюджета от туризма, что для небогатой республики очень актуально. Согласно Федеральному закону «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения», принятому в 2010 году, храмы должны быть переданы Пятигорской епархии РПЦ. Но передаче мешают карачаевские националисты, которые шантажируют власти тем, что после передачи церкви аланского – то есть карачаевского – наследия в КЧР начнется гражданская война. От карачаевских националистов можно услышать, что аланские храмы – это карачаевские древние памятники иного назначения. В итоге древними сооружениями никто толком не занимается, они приходят в упадок. Чтобы их отреставрировать, надо окончательно урегулировать их правовой статус».

РПЦ не имеет к этим храмам никакого отношения, сказал «НГР» главный редактор выходящей в КЧР информационно-аналитической программы «Черный куб» Владимир Биджиев: «Это исторические памятники карачаевского народа и должны оставаться таковыми в рамках республиканского музея. Мы, карачаевский народ, против передачи этих храмов РПЦ. Подчеркну – против передачи любой из ее епархий, что бы ни говорили некоторые эксперты, рассуждая о том, какой епархии будет проще отнять историко-культурное наследие нашего народа. Передача народного достояния может привести к серьезным волнениям». Биджиев уточнил, что у карачаевского народа нет претензий к осетинскому народу: «Мы против того, чтобы осетинское меньшинство КЧР решало судьбу исторического наследия карачаевского народа. За передачу храмов в подчинение РПЦ выступают некоторые одиозные активисты села Коста Хетагуров. Село названо в честь осетинского поэта и считается осетинским. Но по факту сегодня там осетин около 40–50%, а остальные жители – карачаевцы и русские. В этом селе стоит памятник Косте Хетагурову, он стал местом паломничества осетин. Был случай, когда в село съехалось много людей из Северной и Южной Осетии, и на культурном мероприятии в честь Косты Хетагурова зазвучали политические требования, притом что осетины не титульный народ в Карачаево-Черкесии. Естественно, молодежи республики это очень не понравилось».

«В КЧР многие считают, что за планом передачи карачаевского наследия РПЦ стоит сам глава республики Рашид Темрезов. Отработавший на своем посту два срока, он хочет идти еще на один срок. РПЦ – влиятельная структура. Я часто слышу, что, продав им наше наследие, глава КЧР хочет заручиться помощью руководства РПЦ в попытке остаться еще на один срок. В 2018 году Темрезов вывел храмы из структуры государственного музея-заповедника в пользу Аланского христианского центра (АХЦ), подотчетного Министерству туризма КЧР, тем самым практически лишив их музейного статуса. Сегодня они не переданы церкви только благодаря тому, что все понимают, что это может кончиться конфликтом. Темрезов поставил перед АХЦ задачу по реставрации и благоустройству храмового комплекса. Но за время существования этого центра сделано очень мало. Это, кстати, один из любимых аргументов руководства РПЦ, когда они требуют передать им храмы, они говорят, что республика не заботится о них. В 2002 году студенты из КЧР всех национальностей собирали деньги на реставрацию этих храмов и вместе их ремонтировали по мере своих сил», – говорит Владимир Биджиев.

«Наш университет тесно сотрудничает с Минкультуры КЧР по поводу аланских храмов, – сказал «НГР» профессор Северо-Кавказского федерального университета в Пятигорске Арушан Вартумян. – Замминистра культуры КЧР беспокоится насчет состояния комплекса. Убежден, что эти древние храмы не могут быть переданы РПЦ. Они были возведены задолго до крещения Руси. Как дербентская церковь IV века времен государства Кавказская Албания, который я лично раскапывал, или храм Тхаба-Ерды VIII века в Ингушетии».

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Источник

аланские храмы карачаево черкессия

Место силы, в которое хочется возвращаться снова и снова! Древние христианские памятники&красоты Кавказа в одном месте)

ВСЕМ ПРИВЕТ.

Продолжаем путешествовать по Кавказу)

В прошлый раз я писала, как мы посетили Сторожевую башню Адиюх и узнали одну красивую местную легенду.

Нижне-Архызское городище (Архызское городище) — археологический памятник X—XII веков, остатки крупного аланского поселения, расположенные у посёлка Нижний Архыз в Карачаево-Черкессии. По мнению некоторых исследователей этот древний город мог быть столицей Аланского государства— Магасом (Ма’асом), описанным арабским историком Аль-Масуди. Само поселение прекратило своё существование в конце XII века, по-видимому, в результате внутренних процессов приведших к упадку Западной Алании. Посёлок Аланской епархии, являющийся частью городища, продолжал существовать до второй половины XIV века. В конце XIX века, с целью сохранения оставшихся церквей и возобновления христианства среди местного населения на территории городища был создан Александро-Невский Афонский Зеленчукский монастырь (решением Священного Синода от 1889 года, кроме монастыря, была устроена богадельня для 10 пожилых солдат и иконописная школа для детей, в которой учились в основном дети священников Ставропольской епархии), закрытый после 1917 года. Постановлением Совмина РСФСР № 35 от 28.01.1988 г. комплекс включён в состав Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника а указом Президента РФ № 176 от 20.02.1995 г. объявлен памятником федерального значения.

Были здесь мы уже 2 раза, в начале октября прошлого, 2019г, и в июле уже этого, 2020го. Поэтому фото будут разные, в соответствии с сезоном)

Как добраться.

Из Черкесска, столицы республики, добираться сюда лучше на личном автотранспорте. Чуть дальше (км 20-25) от Нижнего Архыза находится просто Архыз (да-да, тот самый), в него ходят автобусы, но в Нижний не заходят, от перекрестка придется топать пешком. Так что всё-таки лучше на авто). Расстояние Черкесск-Нижний Архыз равно около 90 км. Дорога хорошая.

Чтобы проехать в поселок, нужно минуть КПП.

Платить здесь ничего не нужно, охранники списывают данные транспорта в журнал. Когда мы были во второй раз, в самую активную фазу карантина, с нас еще взяли честное пионерское, что мы за километр не подойдем к обсерватории)))

Чуть дальше, по левой дороге (справа дорога идёт туда, куда мы пообещали не соваться) находится еще один пост.

Вот здесь уже нужно купить билет.

ЦЕНА: детей до 7 лет пропускают бесплатно (хотя в машину никто особо не заглядывал и свидетельство о рождении не спрашивал). Со взрослых в сезон берут по 100 рублей с человека, в октябре мы заплатили по 150, взамен получили вот такие билетики.

Здесь же нам дали небольшие брошурки обо всех исторических памятниках КЧР. Нам есть еще, куда съездить!)

Далее буду кое-что из них цитировать, потому как сам регион пока знаю не очень хорошо)

По дороге от поста к храму стоит приличное количество табличек с различными историческими фактами и высказываниями историков. К сожалению, некоторые из них уже потеряли свой презентабельный вид и прочесть с них что-то, тем более, с фото, не представляется возможным. Поэтому покажу те, из которых можно почерпнуть какую-либо информацию.

Потомки алан поставили вот такой памятник свои предкам, стоит он недалеко от поста.

По пути к первому храму мы встретили вот такого симпатичного юношу, воина-тюрка.

Стоит он спиной к туристам, смотрит на речку

Здесь есть на что посмотреть, правда) Вода в Большом Зеленчуке невероятного бирюзового цвета. Когда нет дождей))) Шумит, бурлит, и уносится куда-то вдаль. Покупаться в ней едва ли кому понравится, течение, камни, ледяная вода. А вот смотреть можно бесконечно.

Лицо на солнце сложно фотографировать, видно плохо.

Поэтому вот, фото из вышеупомянутой брошурки.

Идем дальше. Т.к. комплекс достаточно большой, на нем есть указатели.

Основные объекты находятся по одной дороге, так что вряд ли здесь возможно заблудиться. Хотя, чтобы увидеть календарь, нужно свернуть немного влево. Покажу его сразу.

Единственный действующих из 3х храмов, расположенных на территории городища. И самый древний действующий христианский храм на территории России. Построен был в Х веке.

Интересной особенностью храма является его эллипсовидная форма, которая использовалась в византийской церковной архитектуре. На остальной части Кавказа, в Крыму и на Балканах аналогов подобного приема строительства нет.

Судя по архитектуре храма, его неоднократно перестраивали и реставрировали, видимо, не совсем умело. Потому как церковь получилась довольно эклектичной, смешанной по стилям.

Видно, что переделывали крышу и заметно приподнимали ее.

Храм Х века и современные технологии)

Кстати, такие таблички висят на всех храмах.

А уж симпатичного дракона, охраняющего яйцо, они обтерли вдоль и поперек!

Недалеко от Южного храма были найдены византийский крест X-XII и ванна. Здесь они сейчас постоянно и находятся.

А природа какая вокруг! Просто загляденье!

Если вы еще не сели в свое авто для дальнейшего продвижения, советую сделать это сейчас, т.к. до самой дальней точки нашего маршрута более 2х км)

СРЕДНИЙ ХРАМ

Находится между Северным и Южным, ближе к последнему.

Я так подозреваю, это были те же самые монахи, которые из византийского (по стилю) Южного храма сделали обычную русскую церковь.

Посетителей, кстати, здесь всегда много. Видела машины с номерами соседних регионов _ Краснодар, Ставрополь, Ростов. Летом вообще намечалась грандиозная гроза (мы в итоге попали под ливень, когда возвращались назад). Но путешественников это нисколько не отпугнуло. Интересно же, прикоснуться к истории и насладиться красотами Кавказа. 😍

Жаль только, что надписей «здесь был Вася» мы здесь тоже увидели предостаточно. Несмотря на предупреждения.

Напротив всех храмов комплекса для уставших путников поставили лавочки. Мы с удовольствием на них посидели (потому что в первый раз отправились рассматривать окрестности пешком, да в гору. Еле дошли назад)))

По узкой проселочной дороге, где едва ли разъедутся 2 авто, продолжаем свой путь.

Источник

Передача РПЦ аланских храмов в Карачаево-Черкесии может помочь спасти их или начнет гражданскую войну

Тысячелетние культовые сооружения находятся в печальном состоянии. РПЦ может помочь, но финал непредсказуем

аланские храмы карачаево черкессия

«Аланское» соперничество

Храмы в Теберде и Нижнем Архызе являются самыми старыми в России, они возведены еще до крещения Руси. Ранее они входили в состав Государственного Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника имени Марии Байчоровой, а потом – в состав «Аланского христианского центра» («АХЦ»), подведомственного Министерству туризма и молодежной политики КЧР.

аланские храмы карачаево черкессия

Туристы отмечают, что храмы находятся в печальном состоянии и недоумевают, на что расходовались федеральные средства, направляемые на реставрацию памятников архитектуры. Многие высказывают мысли о необходимости их передачи Русской православной церкви, которая позаботится о них, раз чиновники не могут привести их в порядок.

При этом ряд деятелей в КЧР активно протестует против передачи храмов церкви и проведения в них служб. Директор института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что дело не в религиозной нетерпимости:

— Тут ситуация другая: сам не могу или не хочу привести в порядок – и другим не отдам. На эти цели выделяются деньги из федерального бюджета, вопрос в том, проходят ли проверки того, как они расходуются.

аланские храмы карачаево черкессия

Другая проблема, с его точки зрения, заключается в претензиях некоторых осетин на данные территории, в связи с чем они активно продвигают мысль о передачи храмов РПЦ:

— Я видел, какое отношение у осетин к этим храмам не потому, что они христианские, а потому, что они считают их осетинскими.

Есть и проблема территории: в КЧР опасаются, что если в храмах разрешат служить осетинам, которые сейчас за ними ухаживают, то потом могут возникнуть и территориальные претензии.

Тем более, что некоторые радикальные представители осетинской молодежи дают пищу для этой позиции, рассматривая эти храмы как доказательства того, что это осетинская земля.

Проблема заключается и в претензиях на «аланство» и у карачаево-балкарцев, и у осетин:

— Потомками алан считают себя как осетины, так и карачаевцы, то есть передача аланских храмов осетинам может стать преимуществом в этом соперничестве за «аланство».

Сейчас единственный коренной христианский народ СКФО – это осетины, и они говорят, что это их храмы, потому что «мы их строили». Но отдать их невозможно, так как если их передать Осетии, то проблема Пригородного района покажется детским лепетом.

аланские храмы карачаево черкессия

В связи с этим собеседник уверен, что принимать решения по любым изменениям границ на Кавказе политически недальновидно и опасно:

— Все земли на Северном Кавказе всегда кому-то принадлежали, так что как только начнутся разговоры о «неправильных» границах, то полыхнет весь Кавказ: так как на любой территории здесь в разное время были разные хозяева, так что все могут претендовать на все. И только начни устанавливать здесь «историческую справедливость», то из гражданской войны не выберешься.

Одним из вариантов решения проблемы Дмитрий Журавлев считает обращение в Пятигорскую и Черкесскую епархию, которая не связана с Северной Осетией и воспринимается местным населением нейтрально:

— Если храмами займется не Владикавказская, а Пятигорская и Черкесская епархия – то это может быть нормальным вариантом, можно даже создать отдельное благочиние и поставить русского благочинного. Тогда и храмы останутся в КЧР, и конфликта с осетинами не будет, и церковь благоустроит их. Для этого, в том числе, нужна серьезная воля церкви.

На храмы нет политической воли

Экскурсовод Инна Очкасова впервые сама поехала к храмам в начале 1990-х годов, а с начала 2000-х водит людей: это как религиозные паломничества, так и светские экскурсии:

— За это время они находятся в одном и том же состоянии. Какие-то ремонты проводятся изредко, переделана крыша на черепичную: в 1990-х года в Свято-Георгиевском храме было побелено, но с тех пор погодные условия, отсутствие окон как таковых, птицы и банальный вандализм сыграли свою роль.

аланские храмы карачаево черкессия

Шоанинский храм находится в относительно неплохом состоянии, говорит Очкасова:

— Это потому, что осетинская община, диаспора, вопреки всему взяла благоустройство в свои руки, поэтому они имеют минимальную возможность поддерживать его в нормальном состоянии, хотя полностью им не дают это делать, например, не дают поставить алтарь. Но хотя бы ведутся богослужения, как и в Ильинском храме, они долгое время боролись хотя бы за право проводить богослужения.

аланские храмы карачаево черкессия аланские храмы карачаево черкессия аланские храмы карачаево черкессия

В связи с тем, что региональным властям не получается привести храмы в необходимое состояние, все чаще раздаются голоса передать их РПЦ, сообщила экскурсовод:

— Неоднократно к храмам пребывал архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, он пытался облагородить территорию, сделать что-то, чтобы там можно было проводить службы, потому что мы прекрасно видим, как в РПЦ все монастыри и храмы находятся в хорошем или идеальном состоянии. И если был принят закон о передаче церковных объектов церкви, то почему в этом случае закон не действует? Я этот вопрос задавала неоднократно во всех храмах, на что мне отвечали, что это политический аспект, связанный со страхом, что возникнут какие-то разногласия религиозного характера.

аланские храмы карачаево черкессия

Несмотря на то, что все пять храмов объединены в Аланский христианский центр, пока особых результатов от этого нет, разводит руками Инна Очкасова:

— Насколько мы можем видеть за время постоянных посещений, никаких сдвигов в сторону христианства в этом христианском центре не происходит, потому что юридически не переданы РПЦ. Некоторые и вовсе заявляют, что они и вовсе не православные и не имеют к современному православию никакого отношения.

Сейчас же даже попытки ремонта вызывают скандалы:

— Когда в минувшем году в Ильинском храме общиной за свой счет был сделан пол и минимальный ремонт, то поднялся скандал по поводу того, как посмели испортить памятник архитектуры. Но пол уже проваливался, ходить там было невозможно, люди падали, но никто ничего не делал. Собственный источник также мне сообщил, что на протяжении всех лет на благоустройство выделялись деньги: как на реконструкцию и реставрацию, так и на дорогу и так далее, но ничего этого нет, везде висят проекты, что будет делаться с храмами в Архызе, но пока воз и ныне там.

аланские храмы карачаево черкессия

Туристы и паломники со всей страны и из-за рубежа недоумевают происходящему, уверяет Очкасова:

— Приезжают тысячи людей, я сама вожу сотни людей, и все постоянно возмущаются, почему храмы не могут привести в должный порядок, а на это попросту нет политической воли. Вопрос прежде всего стоит даже не в службах, а в наведении порядка, выполнении ремонта, это возможно сделать в полной мере, только если объекты будут переданы церкви.

Мы посетили Шоанинский и Сентинский храмы. В Шоанинском, благодаря наличию смотрителя, поддерживается порядок, в здании чисто. Раз в год здесь проводятся службы.

аланские храмы карачаево черкессия

В Сентинском ситуация иная. По непонятным причинам смотрителя здесь нет, регулярных служб не проводится. Впрочем, иногда проходят молебны, как, например, произошло 19 августа, когда молебен провел архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. Само же состояние храма оставляет желать лучшего: здание внутри полностью покрыто «автографами» туристов, многие из которых проходят поверх остатков древних фресок. Вся территория вокруг покрыта коровьим пометом, никакой ограды нет.

аланские храмы карачаево черкессия аланские храмы карачаево черкессия аланские храмы карачаево черкессия аланские храмы карачаево черкессия

Согласно плану развития Аланского христианского центра, в первую очередь, должно было быть проведено благоустройство территории, а вторым – реставрация и восстановление храмов. Однако, судя по состоянию Сентинского храма, пока ни к чему этому еще не приступали.

Чьи храмы и где деньги?

Не всем известно, что старейшие христианские храмы на территории России находятся в Карачаево-Черкесии – это Шоанинский и Сентинский в Теберде и Нижне-Архызский историко-архитектурный и археологический храмовый комплекс, состоящий из Северного, Среднего и Южного храмов. Эти строения датируются первой половиной X века, то есть возведены ранее крещения Руси. На противоположном от комплекса берегу Большого Зеленчука расположена самая древняя наскальная икона в России.

аланские храмы карачаево черкессия

Ранее глава КЧР Рашид Темрезов подписал указ о создании «Аланского христианского центра» («АХЦ»), подведомственного Министерству туризма и молодежной политики КЧР на территории Нижне-Архызского городища.

аланские храмы карачаево черкессия

Против этого проекта высказался глава Конгресса карачаевского народа Кады Халкечев. В социальных сетях утверждают, что это было сделано после жалобы бывшего директора Государственного Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника имени Марии Байчоровой Умара Эльканова.

Авторы критических материалов утверждают, что Эльканов противодействовал передаче храмов «АХЦ» из-за потери денег, взимаемых за въезд на территорию Нижне-Архызского городища. В публикациях отмечается, что после передачи храмов в ведение Минтурмола КЧР была проведена проверка, которая выявила, что суммы за посещение храмов, указываемые Элькановым, были занижены в несколько раз, при этом было допущено разрушение нескольких памятников.

аланские храмы карачаево черкессия

Мы обратились с вопросами о сохранности храмов и разнице во взимаемых суммах за вход в Нижне-Архызское городище во время принадлежности его музею и «АХЦ» в сам музей и в Минтурмол КЧР.

Исполнявший обязанности директора с 17 октября 2018 года Халит Лепшоков сообщил:

— Про это ничего сказать не могу. Я исполняю обязанности директора временно. Поэтому что тут было до меня, какие финансовые издержки были, на эти вопросы вам ответить не смогу, потому что не в курсе этих событий.

Информацию о якобы уничтоженных памятниках в музее также опровергли:

— Это неправда. Никакие памятники не уничтожены, никакие памятники не пострадали. Наоборот, несколько памятников было отреставрировано, например, Северный храм и Средний храм.

аланские храмы карачаево черкессия

В самом министерстве туризма и молодежной политики сообщили, что не могут дать ответы на наши вопросы:

— Информацией, которую вы запрашиваете, мы не обладаем. Наше министерство не имеет к ним отношения. Кто этим занимается, мы тоже не знаем.

Фото: NewsTracker, Twitter, личный архив Инны Очкасовой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *