аланский богоявленский женский монастырь официальный сайт
Основание обители
Аланский Богоявленский женский монастырь
18 марта 2004 года Указом преосвященнейшего Феофана, Епископа Ставропольского и Владикавказского, православное сестричество Свято-Успенского скита города Алагир Республики Северная Осетия-Алания было преобразовано в Богоявленский Аланский женский монастырь.
Богу было угодно, чтобы возрождение женского монашества на осетинской земле началось в Алагирском ущелье, столь богатом древними православными святынями, а монастырь был основан близ дороги, соединяющей Северную и Южную Осетию.
Первые сестры обосновались в Алагире в мае 2002 года. Недостроенный дом в триста квадратных метров и двадцать соток необработанной земли – такое хозяйство им досталось, когда они прибыли сюда из Рыльска по благословению своего духовного отца, старца Ипполита (Халина), настоятеля Свято-Николаевского мужского монастыря Желание монашествовать на родной земле было столь велико, что видимые трудности не испугали сестёр и уже спустя год скитский дом стал жилым, а земля рождающей. Тут и обреталась женская монашеская община до 2004 года.
С приходом на Ставропольскую и Владикавказскую кафедру Епископа Феофана судьба сестричества кардинальным образом изменилась. Посетив женскую общину зимой 2004 года, Владыка Феофан благословил искать новое место под основание монастыря. И таковое было найдено практически сразу. По ходатайству Архипастыря правительством РСО-Алания и Рескомом профсоюзов сестричеству были переданы 15 гектаров земли и полуразрушенные помещения бывшего пансионата в пяти километрах от Алагира. А уже в марте был дан Указ Преосвященного Феофана на образование Богоявленского Аланского женского монастыря. На месте же бывшей общины было определено находиться Алагирскому подворью монастыря.
Так первые несколько монахинь начали трудный путь созидания Аланской обители в одном из красивейших мест Осетии. Уже 29 декабря 2004 года определением Священного Синода монастырь был утверждён, а старшая сестра обители, монахиня Нонна (Багаева), была назначена его настоятельницей, с возложением наперсного креста по должности.
Инокиням, пришедшим на вновь обретённое место, досталась не только красота окружающей природы, но и горы мусора, разрушенные здания, неустроенность в полном её объёме. Первый год жили в помещениях, где до заселения сестер содержалась скотина. Обходились без водопровода, газа, электричества, средств связи. Всё нужно было возводить с основания.
По милости Божьей и благодаря трудам и чаяниям Владыки Феофана новая обитель начала отстраиваться небывалыми темпами. За короткий срок в монастыре были построены храм, гостиница, отдельный корпус под монастырские мастерские, большая трапезная, сестрический корпус, Реабилитационный центр для детей, пострадавших в бесланском теракте. На территорию обители провели воду, газ, электричество, линии связи. Параллельно с созиданием монастыря в него прибывали новые насельницы. Сегодня Аланское сестричество состоит из тринадцати монахинь и двух послушниц.
Хозяйство новоначального монастыря сравнительно невелико, но работы с лихвой хватает всем насельницам. Сестры трудятся в просфорной, в швейной и иконописной мастерских, в монастырской гостинице и в трапезной, в Реабилитационном центре, построенном для детей, пострадавших в бесланском теракте. Есть у монастыря своя пасека и птичье хозяйство, два огорода и цветники, с ранней весны до поздней осени удивляющие паломников россыпью красок.
Всего за пять лет некогда заброшенная территория близ Алагира стала местом паломничества тысяч верующих – не только из Северной и Южной Осетии, но и со всего юга России. Тысячи жителей Осетии приняли святое крещение в водах монастырского озера.
Помощь обители детям Беслана и пострадавшим в ходе войны в Южной Осетии отмечена наградами государственных и общественных организаций.
Духовник обители
Иеромонах Савватий (Максим Дзантимирович Томаев)
В 2009-ом году Максим поступил в Ставропольскую Духовную семинарию. Он всё ещё продолжал работать в миру и поэтому форма учёбы была выбрана заочная. В это же время Максим с подачи отца Владимира начал осваивать пономарское послушание, изучать церковный богослужебный устав и впервые вошёл в алтарь.
— В миру я довольно долго был прихожанином Церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Осетинской горке. Часто во время богослужения я смотрел на алтарь и мне представлялось, что это Небо, недостижимое, святое и что я, грешный, даже смотреть в сторону престола Божия не достоин. Всего внутри меня охватывал трепет и душа замирала. И вдруг, я- пономарь. Помню, когда впервые вошёл в святая святых, сердце было переполнено благодарностью к Богу за Его великую милость, я плакал и стоя на коленях, прикладывался к стенам алтаря как к чудотворным иконам, так велико было чувство благоговения.
Уже на втором курсе семинарии Максим принял решение об избрании монашеского пути. Но от решения до исполнения задуманного, порой тоже нелегко дойти.
Иеромонах Савватий с матерью |
Когда Максим уже внутренне определился, самым тяжёлым стал момент с матерью – она настаивала на женитьбе и была категорически против монашества.
— В один из дней я заехал домой. Мама накрыла на стол и позвала обедать. Я же есть отказался, сказал: «Пока, наконец, не благословишь меня на монашеский путь, к еде не притронусь». Глаза мамы наполнились слезами и, пожалуй, это был самый трагический момент во всей этой истории. Мама понимала, что ей нужно на это решиться и спросила меня: «Что я должна сделать?». Я объяснил и мать меня перекрестив, благословила. В последствии делилась с соседками, что как только сделала это, у неё будто камень с души упал и все внутренние переживания мгновенно закончились.
С епископом Владикавказским и Аланским Леонидом |
С благословения родителей, когда они не противятся промыслу Божьему о своих чадах, судьбы детей складываются необыкновенно счастливо и всё нужное и полезное происходит с ними стремительно. Так получилось и с Максимом. В июне 2011 года он поступил в число братии Аланского Свято-Успенского мужского монастыря. А уже 20 августа того же года в Иверском соборном храме мужской обители, по благословению архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосимы (Остапенко), Максим был пострижен в мантию с наречением имени Савватий, в честь прп. Савватия Соловецкого. Постриг совершил наместник монастыря архимандрит Антоний (Данилов).
12 июля 2012 г. в Свято-Георгиевском соборе г. Владикавказа архиепископом Владикавказским и Махачкалинским Зосимой (Остапенко) монах Савватий был рукоположен в иеродиакона, а 15 июля 2012 г. во иеромонаха. Практически сразу, по ходатайству игуменьи Нонны (Багаевой), был направлен для несения послушания в храм св. вмц. Елисаветы и инокини Варвары Аланского Богоявленского женского монастыря.
Вместе с протоиереем Владимиром Колесниковым |
— Для меня не было сложностью или новостью возвращение в родную сердцу обитель. Я был этому рад и только молил Бога, чтобы быть Ему на этом месте полезным, только бы справиться с Божьей помощью с возложенным на меня послушанием. В то время в монастырском храме служил протоиерей Владимир Колесников. Возможность находиться рядом и продолжать учиться у такого опытного и духовного священника, как он, я считал для себя великой милостью Божией. Перед моими глазами был пример истинного пастыря. И глядя на него, я всё время не переставал удивляться промыслу Божьему в отношении себя, как же я стал священником. В служении пастыря больше всего меня пугало необходимость говорить проповеди. По этой же причине, я сомневался в том, быть ли мне священником. Теперь, когда я выхожу на проповедь и вижу как люди приближаются к амвону в стремлении услышать полезное для своей души, то понимаю какой духовный голод испытывают верующие. Понимаю, что без назидания людей оставлять никак нельзя. И хоть самое малое согласно Евангелию и учению Православной церкви необходимо до них доносить. Поэтому, я делюсь с ними теми духоносными текстами, что сам нахожу в писаниях Святых Отцов. Что сам для себя открываю в ежедневном чтении. А уж потом, иногда, что-то добавляю из своего скудного личного опыта. И самое главное для меня объяснить людям в чём смысл нашей земной жизни- «Ищите прежде Царствия Небесного».
Биографическая справка:
Иеромонах Савватий (Максим Дзантимирович Томаев)
Дата рождения: 5 мая 1973 г.
День тезоименитства: 10 октября
Биография:
Родился 5 мая 1973 г. в г. Владикавказе. Крестился в 1990 г. в храме пррока Божия Илии г. Владикавказа.
В 1988 г. получил среднее образование и поступил во Владикавказский Горно-Металлургический техникум, который окончил в 1992 г.
1990 – 2000 гг. занимался тренерской практикой по восточным единоборствам, имеет звание мастера спорта.
1992 – 1993 гг. работал по специальности на заводе «Электроцинк».
2000 – 2009 гг. работал по специальности на пищевых предприятиях РСО-Алании.
2002 гг. работал по специальности на предприятиях г. Владикавказа.
С 2002 г. являлся прихожанином храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Владикавказа.
С 2007 г. нес алтарное послушание в храме Аланского Богоявленского женского монастыря.
В 2009 г. поступил в Ставропольскую духовную семинарию.