алапаевск храм святой троицы
По святым местам Урала
Путешествия по святым местам и другим достопримечательностям Урала
Свято-Троицкий собор в Алапаевске
от admin
Дореволюционная история Свято-Троицкого собора
Рядом с мостом через Алапаиху, бывшей плотиной старого завода, возвышается трехпрестольный Свято-Троицкий собор. Первоначально храм был однопрестольным и назывался Алексеевским храмом. Построен он был, как и Алапаевский завод, еще в 1702 году верхотурским воеводой Алексеем Калетиным и считается самым первым на Среднем Урале каменным храмом, правда с тех пор значительно перестраивался.
Говорят, Алапаевск стоит на камне, и потому, по оригинальным расчетам верхотурского воеводы, едва ли не дешевле было возводить храм сразу в камне, нежели, как везде, строить из дерева. В результате основной объем храма был воздвигнут из камня, а шатровый верх и колокольня – из дерева.
По другой версии, в начале XVIII века началось каменное строительство в Верхотурье, потому для воеводы Калетина алапаевский храм был своеобразной репетицией перед строительством верхотурского Свято-Троицкого храма. Еще существует предание, что свое название Алексеевская церковь получила по имени небесного покровителя молодого и амбициозного верхотурского воеводы (зятя Андрея Виниуса, одного из сподвижников Петра Великого). Оттого и главная улица Алапаевска, ныне улица Ленина, до революции называлась Алексеевской.
Первоначальный вид алапаевского храма
В дальнейшем Алексеевский храм не раз достраивался и перестраивался. Окончательный свой вид он приобрел в середине XIX века. Рассказывают, что в 1832 году в здание церкви ударила молния, храм сильно пострадал. Именно после этого начались реставрационные работы под руководством известного уральского зодчего М. П. Малахова, ученика знаменитого А. Н. Воронихина, и окончательно определился современный облик храма, потерявшего барочные украшения.
Алапаевская Алексеевская церковь связана с детством русского композитора П. И. Чайковского. Дом, в котором жили Чайковские, находится через дорогу от храма. Часто маленький Петя просыпался под звон колоколов, здесь ежедневно он присутствовал на службах, здесь крестили его братьев Модеста и Анатолия. Говорят, атмосфера Алексеевской церкви сыграла свою роль, когда много позднее Чайковский написал «Детский альбом», две части которого «Утренняя молитва» и «В церкви» связаны с детскими впечатлениями композитора при посещении храма.
Троицкий собор (до 1912 года Алексеевская церковь) в начале XX века. Склеп — справа на берегу пруда
Большие размеры церкви и три придела позволили Святейшему Синоду в 1912 году присвоить храму соборный статус.
Романовы и Свято-Троицкий собор в Алапаевске
После революции, в 1918 году, во время пребывания в алапаевском заточении Великая княгиня Елизавета Федоровна и другие князья рода Романовых несколько раз бывали на службах в Свято-Троицком соборе. После гибели Романовых и отпевания в соборе гробы с телами мучеников по личному распоряжению адмирала Колчака были установлены в склепе собора. Этот склеп еще в XIX веке использовался в хозяйственных целей. Существует легенда, что в свое время из этого склепа вел подземный ход, который связывал храм с другими важными зданиями города.
Склеп Свято-Троицкого собора
В июле 1919 года во время отступления Белой армии решено было тела Романовых эвакуировать в Сибирь. Пропуск и вагон для эвакуации тел выдал известный атаман Семенов, а перевозкой гробов занялся отец Серафим (Кузнецов), тот самый, кто накануне ареста предлагал Елизавете Федоровне уехать из Москвы и скрыться, избежав преследования большевиков, в скитах под Алапаевском!
По рассказам, к товарному вагону, стоявшему на железнодорожных путях на противоположном берегу речки Алапаихи, от склепа был протянут трос, по которому гробы переправлялись прямо в вагон. Рассказывают также, что вплоть до вступления в Алапаевск частей Красной армии некая старушка поддерживала в склепе горение лампадки.
Свято-Троицкий собор в Алапаевске: от разрушения до возрождения
В 1932 году Свято-Троицкий собор в Алапаевске был закрыт, частично разрушен, в его стенах начал работать хлебозавод, склеп засыпали шлаком, отходами кочегарки хлебозавода. Лишь с 1991 года в храме под руководством первого Почетного гражданина Свердловской области Ивана Даниловича Самойлова начались восстановительные работы. Говорят, что средства на реконструкцию храма ему удалось найти лишь благодаря тому, что он стал депутатом Верховного Совета СССР.
В Свято-Троицком соборе
Внутри храма расчистили и частично восстановили около ста квадратных метров старинной настенной росписи, в том числе полностью была восстановлена роспись на сюжет Нагорной проповеди. В 1999 году состоялось освящение храма. В 2000 году, во время приезда в Алапаевск, собор посетил Патриарх Алексий II, здесь он и встретился с Иваном Даниловичем. Рассказывают, что когда Святейший Патриарх увидал Самойлова, то вдруг весь облик его враз изменился, и он произнес: «Вот мы и снова встретились, коллега?» Мало кто знал, что Алексий II вместе с Иваном Даниловичем плечом к плечу долгое время работал в Верховном Совете СССР.
Троицкий собор в Алапаевске сегодня
Святыни Свято-Троицкого собора в Алапаевске
Среди святынь современного храма верующими более всего почитается ковчег с частицами мощей святых преподобномучениц Елисаветы Федоровны и ее неизменной спутницы инокини Варвары. Также в Свято-Троицком соборе пребывают старинные храмовые иконы, пережившие период опустошения, — икона Пресвятой Троицы, преподнесенная собору в 1905 году алапаевскими мастеровыми и образ Августовской иконы Божией Матери.
Ковчег с частицами мощей святых Елисаветы Федоровны и Варвары в Свято-Троицком соборе
Адрес: Свято-Троицкий собор, Свердловская область, г. Алапаевск, ул. Чайковского, 19.
Свято-Троицкий кафедральный собор г. Алапаевск
Основан в 1702 году. Первый каменный храм на Среднем Урале. В склепе собора в 1918-19 гг располагались святые мощи прмцц. Вел. кн. Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары.
Свято-Троицкий кафедральный собор г. Алапаевск запись закреплена
Свято-Троицкий кафедральный собор г. Алапаевск запись закреплена
Свято-Троицкий кафедральный собор г. Алапаевск запись закреплена
Вечером, 23 октября, накануне дня памяти святых отцов VII Вселенского собора, по благословению временно управляющего Алапаевской епархией епископа Каменского и Камышловского Мефодия, всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Алапаевска совершил епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид. Его Преосвященству сослужили: секретарь Алапаевской епархии, настоятель собора иерей Димитрий Ямщиков, клирик соборе иерей Димитрий Помыткин, клирик храма иерей Алексей Ралдугин.
Показать полностью.
В VIII столетии император Лев Исавриец воздвиг жестокое гонение на св. иконы, которое продолжалось при сыне его и внуке. В 787 году против этой иконоборной ереси царицею Ириною созван был Седьмой Вселенский Собор в г. Никее, на который явились 367 отцов.
Вселенские Соборы (которых было всего семь) собирались для уяснения вопросов веры, непонимание или неточное истолкование которых вызывало смуты и ереси в Церкви. Также на Соборах вырабатывались правила церковной жизни. В конце VIII века в Церкви обозначилась новая ересь — иконоборчество. Иконоборцы отрицали почитание земной святости Матери Божией и святых Божиих угодников и обвиняли православных в поклонении тварному созданию — иконе. Вокруг вопроса о почитании икон возникла ожесточенная борьба. На защиту святыни поднялись многие верующие, на которых обрушились тяжкие гонения.
Все это потребовало дать полное учение Церкви об иконе, ясно и четко определить его, восстанавливая иконопочитание наравне с почитанием Святого Креста и Святого Евангелия.
Святые отцы VII Вселенского Собора собрали церковный опыт почитания святых икон с первых времен, обосновали его и сформулировали догмат об иконопочитании на все времена и для всех народов, которые исповедуют Православную веру. Святые отцы провозгласили, что иконопочитание — это законоположение и Предание Церкви, оно направляется и вдохновляется Святым Духом, живущим в Церкви. Изобразительность икон неразлучна с евангельским повествованием. И то, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение.
Седьмой Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности и через Богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих. Через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаем о Боге, мы познаем Бога; через иконы святых угодников Божиих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни; через икону мы получаем всеосвящающую благодать Святого Духа. Каждый день Святая Церковь прославляет иконы Матери Божией, празднует память святых Божиих угодников. Их иконы кладут перед нами на аналой для поклонения и живой религиозный опыт каждого из нас, опыт нашего постепенного преображения через них, делает нас верными чадами Святой Православной Церкви. И это истинное воплощение в мире трудов святых отцов VII Вселенского Собора.
Алапаевск храм святой троицы
Описание Свято-Троицкого собора в г. Алапаевск
28 сентября 1918 г. в город вступили части 15-го Курганского Сибирского стрелкового полка под командование полковника И. С. Смолина. В Алапаевске была создана Временная Военно-Следственная Комиссия, председателем комиссии был назначен прапорщик М. Ляховский. Следователем по Делу убийства князей Дома Романовых был назначен Член Екатеринбургского Окружного Суда Иван А. Сергеев. Старшим милиционером Т. Мальшиковым, этим прирожденным сыщиком было обнаружено место злодеяния, каменно-угольная Нижне-Селимская Шахта. С 7 по 11 октября на поверхность были подняты все тела мучеников (Тело Великой княгини Елисаветы Феодоровны было поднято 11 октября). Медицинскую экспертизу проводили в здании катаверной (морга), находившейся радом с Екатерининской церковью. Экспертиза установила причину мученической кончины Романовых. На месте катаверной 27 июня 2003 года был установлен Памятный Крест.
Игумен Серафим (Кузнецов), сопровождавший тела Алапаевских мучеников через Сибирь в Китай и далее во Святую Землю Иерусалим, в своих воспоминаниях указал на то, что Заупокойную службу служили собором духовенства в числе 13 протоиереев и священников.
При отступлении Белой Армии на восток, Алапаевск был оставлен без боя, но при этом было принято решение вывезти тела Алапаевских мучеников с отступавшими частями по железной дороге в сибирь. 14 июля 1919 года восемь гробов погрузили в товарный вагон, при этом сохранился рассказ как это происходило. Специально к вагону, стоявшему на железнодорожных путях на противоположном берегу речки Алапаихи, от склепа протянули канатный трос, по которому переправляли гробы прямо в вагон. Остались также воспоминания, что какое-то время после отправления гробов из Алапаевска в Склепе горела лампада.
Паломнические поездки к Свято-Троицкому собору в г. Алапаевск
По святым местам. Свято-Троицкий собор в Алапаевске
Аудио
Поделиться:
Нравится:
Предыдущие выпуски
Время эфира программы
Анонс ближайшего выпуска
Тихвинский Богородицкий женский монастырь существует в Цивильске с XVII века. В 1671 году Богоматерь явилась одной женщине и пообещала, что войска Степана Разина не возьмут город. В благодарность за спасение цивиляне построили храм, а затем появилась и святая обитель. Главной святыней монастыря является чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.
Помощь телеканалу
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
«Православная газета»
Мы в контакте
Последние телепередачи
Поддержите «Союз»! Обращение священника Михаила Кудрявцева
А.И. Осипов. Основные проблемы духовной жизни современного человека. Часть 2
Кино в Сети. Образы Великой Отечественной войны в кинематографе
Скорая социальная помощь. Даниил Газиев. Сбор на реабилитацию
Благая часть. 5 ноября
Вопросы и ответы
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
© 1999-2021 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр
Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.
Дорогие друзья
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!
Свято-Троицкий собор. Склеп
Дореволюционная история Свято-Троицкого собора
Рядом с мостом через Алапаиху, бывшей плотиной старого завода, возвышается Свято-Троицкий собор. До 1912 года собор назывался Алексеевским храмом, построен он был, как и Алапаевский завод, еще в 1702 – 1704 годы верхотурским воеводой Алексеем Калетиным и считается самым первым на Среднем Урале каменным храмом, правда с тех пор значительно перестраивался.
Говорят, Алапаевск стоит на камне, и потому, по оригинальным расчетам верхотурского воеводы, едва ли не дешевле было возводить храм сразу в камне, нежели, как везде, строить из дерева. В результате основной объем храма был воздвигнут из камня, а шатровый верх и колокольня – из дерева.
По другой версии, в начале XVIII века началось каменное строительство в Верхотурье, потому для воеводы Калетина алапаевский храм был своеобразной репетицией перед строительством верхотурского Свято-Троицкого храма. Еще существует предание, что свое название Алексеевская церковь получила по имени небесного покровителя молодого и амбициозного верхотурского воеводы (зятя Андрея Виниуса, одного из сподвижников Петра Великого). Оттого и главная улица Алапаевска, ныне улица Ленина, до революции называлась Алексеевской.
В дальнейшем Алексеевский храм не раз достраивался и перестраивался. Окончательный свой вид он приобрел в середине XIX века. Рассказывают, что в 1832 году в здание церкви ударила молния, храм сильно пострадал. Именно после этого начались реставрационные работы под руководством известного уральского зодчего М. П. Малахова, ученика знаменитого А. Н. Воронихина, и окончательно определился современный облик храма, потерявшего барочные украшения.
Алапаевская Алексеевская церковь связана с детством русского композитора П. И. Чайковского. Дом, в котором жили Чайковские, находится через дорогу от храма. Часто маленький Петя просыпался под звон колоколов, здесь ежедневно он присутствовал на службах, здесь крестили его братьев Модеста и Анатолия.
Главный придел собора освящен в честь — Святой Живоначальной Троицы, северный — Архистратига Михаила, южный — преподобного Алексия человека Божия.
Большие размеры церкви и три придела позволили Святейшему Синоду в 1912 году присвоить храму соборный статус.
После революции, в 1918 году, во время пребывания в алапаевском заточении Великая княгиня Елизавета Федоровна и князья рода Романовых несколько раз бывали на службах в Свято-Троицком соборе.
После мученической кончины Романовых и отпевания в соборе, гробы с телами мучеников по личному распоряжению адмирала Колчака были установлены в склепе собора. Об этом написал близкий друг Елизаветы Федоровны Романовой игумен Серафим (Кузнецов): «Вечером 18 октября собором духовенства в числе 13 протоиереев и священников была отслужена заупокойная всенощная. Народу было так много, что не только заполнен был храм, но и вся окружающая площадь.
Траурный крестный ход с гробами алапаевских мучеников 19 октября 1918 года
Утром 19 октября из Свято-Троицкого собора пришли крестным ходом в кладбищенскую Екатерининскую церковь, где отслужили панихиду, и с пением «Святый Боже» гробы понесли в собор, где была совершена заупокойная литургия, а после таковой отпевание мученически пострадавших Августейших Страстотерпцев. На отпевании было еще больше народу, ибо собрались люди не только Алапаевска, но и из окрестных деревень. Многие плакали навзрыд. После отпевания певчие пели трогательные стихиры святого Иоанна Дамаскина, народ прощался с мучениками, а после прощания гробы были взяты на руки и при пении многолюдного хора «Святый Боже», похоронном перезвоне колоколов и духовной военной музыке «Коль Славен» были перенесены в каменный склеп, по правую сторону алтаря собора, где были поставлены, и вход в склеп был заложен кирпичом».
В июле 1919 года во время отступления Белой армии решено было тела Романовых эвакуировать в Сибирь. Пропуск и вагон для эвакуации тел выдал известный атаман Семенов, а перевозкой гробов занялся игумен Серафим (Кузнецов).
По рассказам, к товарному вагону, стоявшему на железнодорожных путях на противоположном берегу речки Алапаихи, от склепа был протянут трос, по которому гробы переправлялись прямо в вагон.
Свято-Троицкий собор в Алапаевске: от разрушения до возрождения
В 1932 году Свято-Троицкий собор в Алапаевске был закрыт, частично разрушен, в его стенах начал работать хлебозавод, склеп засыпали шлаком, отходами кочегарки хлебозавода. Лишь с 1991 года в храме под руководством первого Почетного гражданина Свердловской области Ивана Даниловича Самойлова начались восстановительные работы.
В 1999 году состоялось освящение старинного храма. В 2000 году, во время приезда в Алапаевск, собор посетил Патриарх Алексий II.
Знаменательное событие произошло 29 июня 2017 года, когда на Соборной площади по инициативе Императорского Православного Палестинского общества был установлен уникальный памятник преподобномученице Елисавете Феодоровне.
В 2018 году, в честь празднования 100-летия мученического подвига прмцц. Елисаветы и Варвары, город Алапаевск и Свято-Троицкий собор посетил с Первосвятительским визитом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Соборная площадь с памятником преподобномученице Елисавете Феодоровне