алапаевск храм великомученицы елизаветы
Алапаевск храм великомученицы елизаветы
на мэстэ мученической кончины Великой кнzгини Елисаветы Fеодоровны Романовой,
инокини Варвары и членовъ семьи Дома Романовыхъ
Мужской монастырь новомучеников и исповедников Российских строится на месте, где 18 июля 1918 года были сброшены живыми в шахту Великая Княгиня Елизавета Феодоровна Романова, инокиня Варвара (Яковлева), члены Дома Романовых: Великий Князь Сергей Михайлович с секретарем Феодором Ремезом, Князья Императорской крови Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, Князь Владимир Палей. Братья и сестры! Дорогие Дорогие братья и сестры! Работает раздел сайта «вопросы священнику». На Ваши вопросы отвечает наместник монастыря игумен Моисей. МОНАСТЫРЬ С ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА! Смотрите в разделе видео. Рождество Христово. 2017 г. Смотри рубрику Статьи. Воскресная школа. День рождения Елизаветы Федоровны в воскресной школе. Смотри рубрику Статьи. Воскресная школа. Рождественские чтения. Смотри рубрику Статьи. Воскресная школа. Начало учебного года в в воскресной школе. Смотри рубрику Статьи. Разное. Проект мужского монастыря новомучеников и исповедников Церкви Русской «Памяти Великой Княгини посвящается». Смотрите в разделе видео. Видео с праздника Царских дней. Смотрите в разделе видео. «Христос Воскресе!». О социальном служении. Пасха 2016. Смотри рубрику Статьи. Разное «Радость нескончаемая!». Статья, посвященная Рождеству Христову. Смотри рубрику Статьи. Разное Фоторепортаж 7 января 2016 года. Социальное служение. Фоторепортаж о посещении детских учреждений Фоторепортаж 18 июля 2015 года Фоторепортаж Проект «Памяти Великой Княгини посвящается» см. информацию здесь Установка куполов и крестов на храме во имя Царственных Страстотерпцев. Фоторепортаж. Статьи. Разное «Как странно, но теперь я смерти не боюсь». Статья, посвященная солдатам Великой Отечественной Войны. Смотри рубрику Статьи. Разное Статья, посвященная памяти монахини Феклы. Смотри рубрику Статьи. Разное Фоторепортаж с празднования памяти св. преподобномучениц Вел.Кн.Елисаветы и ин.Варвары. Смотри рубрику Жизнь монастыря Статья, посвященная памяти монахини Феклы. Смотри рубрику Статьи. Разное Престольный праздник с архипастырем. Смотри рубрику Жизнь монастыря Воспоминания протоиерея Георгия Ларина о святом Иоанне Шанхайском. Смотри рубрику Статьи Постриги в монастыре. Фоторепортаж. Смотри рубрику Жизнь монастыря О строительстве храма вблизи Святой Шахты! Смотри рубрику Жизнь монастыря В рубрику Статьи добавлена проповедь протоиерея Валериана Кречетова «О неотступности молитвы» Пользоваться архивом вопросов стало удобнее: теперь можно делать выборку вопросов по годам, и по темам! В рубрику Статьи добавлена статья игумена Моисея об убиенном 6 января 2007 г. настоятеле храма свв. апп. Петра и Павла иерее Олеге Ступичкине 5 февраля 2007 г. исполняется год со дня преставления приснопамятного старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина). В рубрику Статьи добавлены воспоминания протоиерея Владимира Волгина о старце архимандрите Иоанне (Крестьянкине) В рубрику Статьи добавлена проповедь протоиерея Валериана Кречетова «О духовной мудрости. « В рубрику Статьи добавлена проповедь протоиерея Валериана Кречетова В рубрике Жизнь монастыря читайте информацию о праздновании Дня памяти свв. прпмцц. Елисаветы и Варвары 18.07.06 Добавлены фотографии в исторический фотоархив. Добавлены фотографии в современный фотоархив. Добавлено подробное описание Иконы Собора Новых Мучеников и Исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных. Ссылка на акафист всегда доступна со страницы посвященной княгине Елисавете. В ней будет рассказыватся о разных интересных моментах из жизни нашей обители. Ссылка на рубрику всегда доступна со страницы «О монастыре». Немного изменены структура и оформление сайта. Основные структурные изменения коснулись фотогалереи и раздела «Статьи». На сайт добавлена страница со стихами Князя Владимира Палея. Ссылка на эти стихи всегда доступна со страницы посвященной Князю. Добавлена статья об отце Валериане Кречетове, а также, одна из его проповедей. Добавлена статья о старце Николае Гурьянове. Немного изменена структура сайта. На сайт добавлена статья об Адмирале Колчаке первая из цикла «Белое Движение». Добавлены фотографии в исторический и современный фотоархивы. 19 августа 2005 года был запущен этот сайт (http://www.svelizaveta.ru). Благодарим Игоря Подвысоцкого за помощь в оформлении сайта. По святым местам УралаПутешествия по святым местам и другим достопримечательностям Урала Женский монастырь во имя святой Елисаветы Феодоровны в Алапаевске В 1998 году в Алапаевске, в память о пребывании и мученической кончине в этом уральском городе святой преподобномученицы Елизаветы Федоровны, возникает женская община. Во дворе Напольной школы в это время пустовало здание бывшего детского сада. Так и получилось, что первые насельницы монастыря обосновались рядом с местом, где провела последние свои дни Великая княгиня Елизавета Федоровна. Сестры начинают заниматься приемом паломников, которых в то время становилось все больше в Алапаевске, проведением экскурсий, оказывают помощь неврологическому диспансеру, детскому дому и приюту. В 2003 году для паломников в здании Напольной школы открывается Мемориальная комната (в этом помогли сестры Марфо-Мариинской обители из Москвы, с которыми завязываются очень теплые отношения). В 2005 году община решением Святейшего Синода была преобразована в монастырь во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. В 2006 году утверждена его первая настоятельница — монахиня Олимпиада. В следующем году она совершила поездку в Иерусалим, где покоятся мощи святой Елисаветы Феодоровны, где ей была передана в дар частица мощей преподобномученицы — сейчас это главная святыня обители. В этом же году при монастыре открывается богадельня. Все эти годы в монастыре действовала лишь домовая церковь, которую освятили в помещении бывшего детского сада, что был передан общине в 1998 году. Наконец в 2015 году начинается строительство отдельного храма во имя святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, который освятили 15 июля 2018 года, к столетию мученической гибели Романовых. Храм построен с использованием элементов старой русской архитектуры. К этой же дате установили Памятный камень о событии, вокруг — обустроили территорию монастыря и сквер вблизи него. Монастырский сквер выглядит очень красиво. Здесь много зелени, цветов, тропинки, выложенные плиткой, декоративные фонари и скамьи. Одно из чудных мест, которое полюбилось уже многим жителям Алапаевска. Турфирма «Малыш и Карлсон» город РежМатериал представляет турфирма «Малыш и Карлсон» из города Реж. Турфирма «Малыш и Карлсон» одна из старейших в Свердловской области, основана в 1996 году. За издательскую деятельность, посвященную туристическому потенциалу Среднего Урала, в 2010 году турфирма «Малыш и Карлсон» стала лауреатом конкурса «Лидер уральского турбизнеса». Телефон для связи 89024453823 Молитва у алапаевской шахтыТри часа я ехал сюда из Екатеринбурга на стареньком трясущемся «Пазике» по выбитой, в ямах, пыльной дороге, а когда наконец добрался, монастырь встретил меня звенящей тишиной. Братия была на послушаниях, время вечерни еще не пришло, и в монастырском храме была только немолодая доброжелательная свечница и мальчик-послушник. Мальчик старательно убирал подсвечники и наливал масло в лампадки, а свечница раскладывала записки и тихо молилась. В тишине монастырского храма с молчаливыми ликами святых, смотрящими на меня со всех сторон, радостное возбуждение от путешествия куда-то улетучилось, и, может, впервые за долгое время мне расхотелось о чем-то говорить и расспрашивать. Я подал записки, молча зажег перед иконами свечи и молча опустился перед иконой преподобномученицы Елисаветы на колени. Еще минуту назад дорога казалась невыносимой, а сейчас я возненавидел бы себя, если бы ехал сюда с комфортом, под уютную музыку, с кружечкой латте. Нет ничего плохого в приятной музыке и хорошем кофе, но в этом храме все это стало таким смешным и неважным, что вызывало почти физическое отвращение. Наверное, так почувствовала бы себя рыба, окажись она в Диснейленде. Там много ярких огней и шумных аттракционов, но все, что нужно рыбе, – это живительная вода. Я смотрел, как капли воска бесшумно стекают по горящей свече, и, как Иона из чрева кита, выдыхал из сердца: «От тли, Боже, возведи мя» и «Верую, Господи, помоги моему неверию».
На улице дул холодный апрельский ветер, а вокруг монастыря лежала только-только освободившаяся от снега тяжелая, сырая земля без цветов и красок. Место, куда я шел, было еще непригляднее и страшней, чернее самой темной ночи и ярче самого чистого золота, и имя ему − Голгофа. По маленькому, игрушечному ярко-бордовому мостику, перекинутому через ручей, словно граница, отделявшая землю живых от земли мертвых, дорожка из серой и красной плитки вела к шахте, куда палачи живыми сбросили великую княгиню Елизавету Федоровну, инокиню Варвару и князей-новомучеников.
Не мир пришел Я принести, но меч (Мф. 10: 34). И по правую руку – блаженные верующие, наследующие Царство Божие, а по левую – в ужасе замершие над адской бездной, завороженные ее страшной, пугающей неотвратимостью и силой. Здесь древнее зло от начала мира собралось во всей своей видимой торжествующей мощи, вознеслось до Небес, возопило и возрадовалось, так что и камни потряслись, и раздралась завеса, а Небо потемнело от ужаса. Сам Иисус Христос до кровавого пота молился и просил Бога-Отца пронести эту Страшную Чашу. Никакой человеческий разум не в силах оправдать этой страшной Крестной Жертвы, и только преданное до смерти, верующее сердце было способно довериться воле Господа и вымолвить: «Да будет не так, как я хочу, но как Ты, Господи, Боже мой!» Воющая безумная тьма поглотила Его и скрыла в недрах земли, но потом оказалось, что в ней родился Вечный Преображенный Человек, который стал властвовать над смертью и всей вселенной по праву умершего и рожденного Бога.
… Ночью великую княгиню Елизавету Федоровну и других узников разбудили и повезли на нескольких повозках по дороге в деревню Синячиху. В восемнадцати километрах от Алапаевска находилась шахта заброшенного рудника, которую чекисты выбрали для своего изуверского плана. Там палачи с дикой руганью, избивая несчастных прикладами, набросились на своих жертв. Первой в зияющую черную бездну сбросили великую княгиню Елизавету Федоровну. Она крестилась и громко молилась за своих убийц: «Господи, прости им, не знают, что творят!» Всех, кроме великого князя Сергея Михайловича, который в последний момент стал бороться и схватил одного из убийц за горло, столкнули в шахту живыми. Когда все было кончено, чекисты забросали шахту гранатами, а потом завалили хворостом и подожгли. Но мученики не умирали. Когда из недр земли послышалось молитвенное пение, на убийц напал ужас, и некоторые не выдержали и побежали в лес. Свирепая расправа над невинными была так ужасна, что двое из палачей сошли с ума. Потом в газете «Новое русское слово», выходившей в США, были опубликованы воспоминания одного из палачей – Рябова. Он вспоминал, что, побросав своих жертв в шахту, чекисты думали, что узники погибнут, разбившись о камни, упав с 60-метровой высоты, или утонут в воде на дне шахты. Но когда они услышали голоса из глубины шахты, испугались, а Рябов бросил туда гранату. Граната взорвалась, затем послышался стон и пение молитвы Животворящему Кресту − «Спаси, Господи, люди Твоя». Убийц охватил ужас, они стали беспорядочно бросать в шахту гранаты, затем завалили шахту хворостом, облили бензином и подожгли. Когда Белая армия во главе с адмиралом Колчаком заняла Алапаевск, нашла старый рудник, тело великой княгини Елизаветы Федоровны было на уступе, рядом с князем Иоанном, за которым она ухаживала до последних минут жизни. В кромешной тьме, изнемогая от боли, святая мученица, как могла, старалась облегчить его страдания. Голова князя Иоанна была перевязана апостольником княгини, а пальцы сложены для крестного знамения. В таком же положении были персты у самой Елизаветы Федоровны и инокини Варвары. На груди великой княгини была икона Спасителя с надписью: «Вербная суббота 13 апреля 1891 года». Этот день – 13 апреля 1891 года − был днем перехода великой княгини Елизаветы Федоровны в Православие.
И вот ты стоишь перед этой шахтой, вглядываешься в темноту, а душа смертельно томится и плачет. О, бедный, безумный, несчастный человек! Зачем тебе все царства мира, их слава и власть, если все закончится здесь? На краю этой шахты пропадают улыбки, становятся неважными споры, исчезает лицемерие, алчность и гордыня. Уютная оболочка самовлюбленного эгоизма слетает, как шелуха, и ты остаешься один на один с этой черной бездной, которую мир всеми силами прятал от тебя до этого часа. Внизу – ад, вверху – рай, ты посередине. Екатерининская церковьИстория Екатерининской церквиВ 1711 году в стенах мужского Богоявленского монастыря (находившегося на месте современного села Кировского Алапаевского района), одной из старейших на Среднем Урале обителей, был построен деревянный храм во имя святой великомученицы Екатерины. В XVII столетии Богоявленский монастырь сыграл важнейшую роль в хозяйственном и духовном освоении южной части Среднего Урала, иноки обители участвовали в сражениях с отрядами кочевников, опустошавшими в XVII веке селения первых русских поселенцев. В 1764 году по закону о секуляризации обитель лишилась всех своих земельных владений, а через несколько лет совсем была упразднена. В 1783 году монахи монастыря со всем имуществом были переведены в западносибирское село Абалак, где был основан новый Абалакский монастырь, позднее ставший самым известным на территории Западной Сибири. В 1792 году деревянное здание Екатерининской церкви было разобрано, перенесено в Алапаевск и установлено на кладбище (ныне это район металлургического завода). Во время строительства нового Нейво-Алапаевского завода в 1832 году церковь вновь переносят уже на северо-восточную окраину города на новое кладбище (она стояла на месте, где в наше время находится трапезная). Современный каменный храм в эклектичном стиле с использование архитектурных элементов прошлых эпох русского и европейского зодчества возвели в 1912 году на средства благочестивого купца Николая Черных и его жены Елены. Храм был построен в память безвременно умершей дочери семьи Черных. После сооружения храма в нем сразу выполнили росписи, фрагменты которых сохранились на куполе. Нынешний иконостас – подарок для церкви от рабочих металлургического завода, изготовлен в Алапаевских иконостасных мастерских. После революции в 1918 году история храма была связана с жизнью и мученическим подвигом Елизаветы Федоровны и других князей из рода Романовых. В годы советской власти храм единственный на территории большой округи никогда не закрывался. Произошло это во многом благодаря сильной православной общине. Власти не решились закрыть все храмы и сохранили удаленную от центра кладбищенскую церковь. Ядром церковной общины стали монахини закрытого в середине 1920-х годов Бобровского женского монастыря, находившегося недалеко от Алапаевска. После разрушения обители многие из монахинь пришли в Екатерининскую церковь. Здесь в самые тяжелые для православия времена они сохраняли церковную жизнь согласно старинным правилам, жили, убирали храм, сторожили, крестили, отпевали, проповедовали, терпели гонения от властей, храня до лучших времен еле заметный огонек православной веры. На кладбище рядом с Екатерининской церковью до наших дней сохранились могилы монахинь, сыгравших важнейшую роль в сохранении очага православия на Алапаевской земле. Их имена помнят и сейчас – схиигумения Таисия, которую сестры называли за ее молитвенный подвиг Моление наше, монахиня Ольга, инокиня Аполлинария, монахиня Анна, схимонахиня Антонина, прослывшая прозорливой, и многие другие. Екатерининская церковь в Алапаевске и алапаевские мученикиВ мае – июне 1918 года Екатерининская церковь и Свято-Троицкий собор стали последними храмами, где молилась Великая княгиня Елизавета Федоровна и алапаевские мученики, находившиеся в заточении в Напольной школе. Именно здесь, в катаверной при кладбище у Екатерининской церкви, были на первое время после поднятия из злополучной шахты, в октябре 1918 года, помещены тела убиенных Романовых. И здесь, в Екатерининском храме, была отслужена первая заупокойная служба по невинно убиенным князьям. Чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница»До наших дней в храме сохранилось много старинных икон. Они были собраны из многих закрытых и разрушенных храмов в Екатерининскую церковь и тем самым спасены от уничтожения в советские годы. Верующие особенно почитают икону Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», список с древней афонской святыни (ныне это один из самых известных чудотворных образов на Среднем Урале). Икона была написана в 1904 году в русском монастыре святого целителя Пантелеймона на Афоне и затем торжественно проследовала в Бобровский женский монастырь. Еще до революции в стенах обители икона прославилась чудотворениями. С тех пор ежегодно 21 сентября и 9 ноября, день повсеместного празднования икон «Скоропослушницы», в монастырь стекалось большое количество богомольцев. Во время закрытия Бобровской обители «Скоропослушница» явила чудо: по преданию, богоборцы попытались выбросить икону из храма, но не смогли пронести ее и нескольких шагов. Настоятельница Татиана с сестрами вывезли икону в деревню Калганово, где поселились общинно. Схиигуменья Таисия (принявшая схиму Татиана) после смерти завещала похоронить ее на кладбище в Алапаевске, а икону «Скоропослушницы» перевезти в кладбищенскую церковь святой великомученицы Екатерины. В марте 1954 года отец Павел Чазов и казначей Алексей Павлович Сажин на подводе перевезли икону в Алапаевск. У Екатерининской церкви икону торжественно встретили отец Иоанн Зыков, множество прихожан и хор. Особая радость была среди монашествующих сестер Бобровской обители, которые жили при Екатерининском храме. С тех пор икона «Скоропослушницы» пребывает в Екатерининской церкви. В настоящее время Екатеринский храм является подворьем мужского монастыря Новомучеников и Исповедников Российских. LiveInternetLiveInternet—Рубрики—Поиск по дневнику—Подписка по e-mail—Интересы—Постоянные читатели—Сообщества—СтатистикаАлапаевск. Последний путь преподобномученицы Елизаветы Федоровны.Уральский городок Алапаевск не сильно изменился за последние сто лет. Большинство зданий – в один-два этажа. Асфальтированные улицы – в центре. Почти 2 тысячи км от Москвы – а кажется, что не только километры, но целые эпохи отделяют столицу от этого небольшого местечка. Мы идем по одной из окраинных улиц города, огибая заросли репейника и крапивы – к улице Ленина, чтобы пройти по тому же маршруту, что когда-то прошла здесь великая княгиня Елизавета Федоровна и еще семь человек. Именно на улице Ленина находится Напольная школа, в которую привезли в 1918 году арестованных Романовых, келейницу Елизаветы Федоровны инокиню Варвару и управляющего делами великого князя Сергея Михайловича Федора Ремеза. Школа называлась Напольной, потому что находилась «на поле», на окраине Алапаевска. Она работает до сих пор – как школа, как избирательный участок, как мемориальная комната алапаевских мучеников. Сначала режим заключенных был свободным – они могли передвигаться по городу, рядом со школой ими был разбит сад. Сад тоже сохранился – он теперь находится на территории недавно созданного женского монастыря во имя прмц. Великой Княгини Елизаветы Федоровны. Монастырь расположился в здании бывшего детского сада. Насельниц в нем немного. Именно здесь можно остановиться во время паломничества в Алапаевск. На втором этаже, в одной из комнат, оборудован домовый храм монастыря. Именно сюда, к чудотворной иконе прмц. Елизаветы приходят Вера Викентьевна с внучкой Кристиной. У Кристины с рождения больные ножки. «Проси матушку об исцелении!» – шепчет девочке бабушка. Чудотворная икона прмц. Елизаветы и рака с частицей мощей. В женском монастыре всегда рады паломникам – здесь есть специальные комнаты для тех, кто приезжает поклониться прмц. Елизавете Федоровне и почтить ее память у места гибели святой. Нас усадили за стол с монахинями и накормили обедом. Матушка Олимпиада, игуменья обители, читает благодарственные молитвы после еды. Из окон обители видна Напольная школа. «Видите липу и березку? Их посадили Елизавета Федоровна и инокиня Варвара», – рассказывает нам одна из насельниц.
Сейчас здесь мемориальная комната. 21 июня из Екатеринбурга поступило указание о переводе арестованных на тюремный режим: «Было конфисковано всё их имущество — обувь, бельё, платье, подушки, золотые вещи и деньги; оставлено было только носильное платье и обувь, и две смены белья…» — пишет в книге «Убийство царской семьи» Н.А. Соколов. Узникам были запрещены прогулки по городу и переписка, а также ограничен продовольственный паёк. Из личных вещей почти ничего не сохранилось. Экскурсия в Мемориальной комнате. Одна из посетителей пишет отзыв об экскурсии. Из Напольной школы – по окраинам города – дорога выходит в сторону поселка Нижняя Синячиха. Именно сюда ночью 18 июля тайно – по одному – были перевезены все восемь человек, содержавшихся в Напольной школе. По городу были пущены слухи, что заключенные сбежали. Однако на самом деле все было не так. Их вывезли за 14 км от города, к старым шахтам: «Мы вошли в здание, где содержались женщины, через незапертую дверь, разбудили их и сказали, чтобы те немедленно оделись… Они повиновались безропотно. Мы связали им руки за спину и потом завязали глаза, вывели их наружу и посадили в подводу, которая специально их ждала рядом со школой, и отправили к месту назначения». (Воспоминания Василия Рябова, одного из участников убийства). Узников вывезли за город к одной из заброшенных шахт железного рудника Нижняя Селимская и после удара обухом топора по голове сбросили в шахту. Шахту забросали гранатами, часть из которых не взорвалась, завалили жердями, брёвнами и присыпали землёй. Сейчас на месте шахты – небольшая яма, заросшая травой и деревьями. Когда позднее тела были извлечены из шахты, было обнаружено, что некоторые жертвы погибли практически моментально, а другие остались живы и после падения, умирая от голода и ран. Елизавета Федоровна умерла не сразу. Она, израненная и покалеченная, еще оказывала помощь упавшему рядом с ней князю Иоанну – куском своего апостольника она перевязала ему рану на голове. В 1991 году около обвалившейся шахты был установлен Поклонный крест. На следующий, 1992 год, была построена Елизаветинская часовня. В 1995 году на этом месте было начато строительство мужского монастыря во имя Новомучеников Российских. Как утверждают исследователи, решение о казни алапаевских узников было принято большевистской партийной организацией Алапаевска самостоятельно, без санкции Уралобкома РКП(б) и Уралоблсовета. Однако из допроса чекиста Петра Старцева, участвовавшего в убийстве, следует, что «убийство Августейших узников произошло по приказанию из Екатеринбурга». Следователь Н. А. Соколов делает вывод, что «и екатеринбургское и алапаевское убийства — продукт одной воли одних лиц». В постановлении Генеральной прокуратуры России от 1998 года о прекращении уголовного дела № 18/123666-93 «О выяснении обстоятельств гибели членов Российского императорского дома и лиц из их окружения в период 1918—1919 годов» называются поимённо 22 человека и двое неустановленных следствием рабочих Верхне-Синячихинского завода, которые организовали и исполнили в ночь с 17 на 18 июля 1918 года «умышленное убийство членов Российского императорского дома и лиц из их окружения». 6 июля 1996 года заложен первый камень в строительство монастырского храма. Первая Божественная литургия в еще недостроенном храме была отслужена 6 июля 1998 года, а 4 ноября 2000 года состоялась первая служба в уже полностью построенном храме. 18 июля 2001 года храм был освящен в память всех Новомучеников Российских Высокопреосвященнейшим Викентием, архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским. В монастырском храме находятся привезенные из Иерусалима частицы святых мощей преподобномучениц Елизаветы Федоровны и Варвары и священноисповедника Сергия (Сребрянского). Икона св. прмц. Елизаветы Федоровны 28 сентября 1918 года Алапаевск заняла армия адмирала А. В. Колчака. Поручение разыскать тела убитых князей было дано старшему милиционеру Т. Мальшикову. Он смог найти свидетелей, которые «ночью 18 июля возвращались в Алапаевск по синячихинской дороге и в одиннадцать-двенадцать встретили целый „поезд“ лошадей, направляющийся в сторону Верхне-Синячихинского завода». 19 октября была найдена фуражка одного из великих князей, а затем и сами тела, которые в течение четырёх дней извлекали из шахты. В верхнем храме Новомучеников Российских После извлечения тел из шахты их отправили в морг при кладбищенской Екатерининской церкви. Там было проведено медицинское освидетельствование и судебно-медицинское вскрытие. На месте морга, «катаверной», как называли его тогда в народе, теперь стоит поклонный крест. После опознания тела были омыты, положены в гробы и помещены в Екатерининской церкви. Как пишет «Русская газета» (Париж, 1924): «По словам лиц, участвовавших в извлечении тел из шахты, только на теле Великого Князя Сергия Михайловича была огнестрельная рана в задней части головы внизу затылка; все остальные замученные были брошены в шахту живыми и умерли от повреждений, полученных при падении и от голода. Тело Великой Княгини Елизаветы Феодоровны, несмотря на то, что все тела находились в шахте в течение нескольких месяцев, было найдено совершенно нетленным; на лице Великой Княгини сохранилось выражение улыбки, правая рука была сложена крестом, как бы благословляющая. Тело Князя Иоанна Константиновича тоже поддалось лишь частичному и весьма незначительному (в области груди) тлению, все остальные тела подверглись в большей или меньшей степени разложению». 31 октября 1918 года собор из 13 священников отслужил у гробов заупокойную всенощную. Екатерининская церковь сегодня является подворьем мужского монастыря. Деревянный храм был перевезен из села Невьянское еще в 1792 году. Каменную церковь построили в 1915 году. В советское время Екатерининская церковь не закрывалась. Дорога от церкви в город – именно по ней в 1 ноября к Кладбищенской церкви отправился многолюдный крестный ход из Свято-Троицкого собора Алапаевска. После панихиды на руках гробы были перенесены в собор. Иван живет в Алапаевске всю жизнь. С крыши его одноэтажного дома «хорошо видна Екатерининская церковь, можете сфотографировать». Колодец, освященный в память прмц. Великой Княгини Елизаветы Федоровны. Свято-Троицкий собор, куда после панихиды были перенесены тела Романовых, инокини Варвары и Федора Ремеза. Здесь убитые были отпеты, а затем их тела поместили в склеп, устроенный в южной стороне алтаря Свято-Троицкого собора, и замуровали вход кирпичом. Здесь тела мучеников находились до 14 июля 1919 года, когда в связи с наступлением Красной Армии было принято решение вывезти гробы с убитыми из Алапаевска. Сейчас в склепе стоит икона прмц. Елизаветы Федоровны и инокини Варвары, здесь совершаются молебны. На дверях в Троицкий собор висит газета «Православие и мир». Свято-Троицкий собор Алапаевска – один из старейших храмов Екатеринбургской епархии. Он построен в 1702 году на средства прихожан, жителей Нейво-Алапаевского завода. В советское время храм был закрыт, в нем была устроена зернодробилка и хлебозавод. Восстановительные работы в храме ведутся с 1991 года. Однако недостаток средств не позволяет закончить ремонт, который продолжается уже больше 20 лет. 8 августа 1999 года собор был освящён архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием. С 1992 года Свято-Троицкий собор является архиерейским подворьем. 1918-1919 годы в истории Алапаевска сделали его известным на весь мир. Именно здесь мученически закончили свою жизнь великая княгиня Елизавета Федоровна, инокиня Варвара (Яковлева), великий князь Сергей Михайлович, князь императорской крови Иоанн Константинович, князь императорской крови Иоанн Константинович (младший), князь императорской крови Игорь Константинович, князь Владимир Павлович Палей и управляющий делами великого князя Сергея Михайловича Фёдор Семёнович (Михайлович) Ремез.
|