алапаевский свято троицкий собор
Свято-Троицкий кафедральный собор города Алапаевск
Свежие записи
Архивы
Православный календарь
Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63). Перенесение мощей прав. Иакова Боровичского, Новгородского, чудотворца (1544).
Свт. Игнатия, патриарха Константинопольского (877). Прп. Елисея Лавришевского (ок. 1250).
Сщмчч. Николая Агафоникова, Владимира Амбарцумова, Александра Соловьева, Николая Архангельского, Емилиана Гончарова и Созонта Решетилова пресвитеров (1937); прмц. Евфросинии Тимофеевой (1942).
Флп., 245 зач., III, 8–19.Лк., 50 зач., X, 1–15.Ап.:Гал., 200 зач., I, 11–19.Мф., 56 зач., XIII, 54–58.
Православный календарь
Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63). Перенесение мощей прав. Иакова Боровичского, Новгородского, чудотворца (1544).
Свт. Игнатия, патриарха Константинопольского (877). Прп. Елисея Лавришевского (ок. 1250).
Сщмчч. Николая Агафоникова, Владимира Амбарцумова, Александра Соловьева, Николая Архангельского, Емилиана Гончарова и Созонта Решетилова пресвитеров (1937); прмц. Евфросинии Тимофеевой (1942).
Флп., 245 зач., III, 8–19.Лк., 50 зач., X, 1–15.Ап.:Гал., 200 зач., I, 11–19.Мф., 56 зач., XIII, 54–58.
Расписание богослужений
16.00
Часы. Литургия. Молебен Архистратигу Михаилу
Вечерня. Утреня(Исповедь). Заупокойная лития
16.00
Часы. Литургия. Молебен благодарственный
Вечерня. Утреня(Исповедь). Заупокойная лития
Прп. Пелагии
16.00
Часы. Литургия. Молебен прп. Алексею человеку Божию
Вечерня. Утреня(Исповедь). Заупокойная лития
Ап. Иакова Алфеева
Часы. Литургия. Молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Августовская»
Вечерня. Утреня (Исповедь). Заупокойная лития
Прп. Амвросия Оптинского
Часы. Литургия. Молебен прмц. Елисавете
Вечерня. Утреня (Исповедь).
Прп. Льва Оптинского
Всенощное бдение Архиерейской (Исповедь)
Неделя 20-я по Пятидесятнице.
Память святых отцов VII Вселенского Собора
Часы. Литургия. Архиерейским чином. «Высшая»
Вечерня. Утреня (Исповедь). Заупокойная лития
Монастырь на месте гибели членов царской семьи близ Алапаевска
Летом 1918 года большевики в ожидании наступления колчаковцев расправились с находившимися на Урале под арестом членами императорской семьи. В ночь с 16 на 17 июля в подвале Ипатьевского дома в центре Екатеринбурга была расстреляна царская семья во главе с Николаем II. Не пожалели и детей. А следующей ночью расправились с князьями и княгинями Романовыми, которых держали в Напольной школе в Алапаевске.
По плану это должно было запутать приближающихся к Алапаевску колчаковцев. Но еще до инсценировки среди ночи под предлогом перевода из Алапаевска на Верхне-Синячихинский завод им связали руки, завязали глаза, вывели из здания и посадили на повозку.
Несмотря на ночное время, нашлись свидетели, как Романовых везли из города. Очевидцев удивила царившая тишина – никто не проронил ни звука.
В лесу, близ заброшенной шахты Межной лошадей остановили. Романовых подвели к темнеющему отверстию шахты и сбросили живыми. Затем шахту забросали гранатами. Но не все погибли сразу. Рассказывали, что еще несколько дней со дна шахты доносились стоны и молитвы…
Всего здесь погибло восемь человек, вот их имена:
Раньше шахта Межная входила в состав железного рудника Нижняя Селимская. В 1904 году ее выработали и забросили. Шахта располагалась неподалеку от перекрестка дорог, идущих от Алапаевска к Нижней и Верхней Синячихе. На тот момент она была частично затоплена.
28 сентября 1918 года в Алапаевск вошли белогвардейцы. Началось расследование по выяснению судьбы князей Романовых. Тела убитых были найдены лишь 19 октября. На то, чтобы их поднять, ушло несколько дней.
Шахта Межная, 1918 г.
Следствием было установило, что большинство несчастных от полученных ранений погибло практически сразу же после падения в шахту. Однако княгиня Елизавета Федоровна и князь Иоанн Константинович упали на выступ в 15 метрах от поверхности, что спасло им жизнь. Князь скончался позже от ран (он был перевязан), а Елизавета Федоровна прожила дольше всех и скончалась от голода. Она была верующим человеком, и ее молитвы несколько дней слышали проходившие поблизости крестьяне. Помочь ей никто не пытался. На груди княгини был найден образ Иисуса с драгоценными камнями.
Князь Палей также, по-видимому, погиб не сразу, так как его тело было найдено в сидячем положении. А князь Сергей Михайлович был убит большевиками еще на поверхности выстрелом в затылок, поскольку оказал сопротивление.
Верующие утверждают, что тело княгини Елизаветы Федоровны было обнаружено нетленным, а на ее лице была улыбка. Хотя если посмотреть на фотографии 1918 года с места страшной находки, то такого впечатления не складывается.
31 октября в Кладбищенской церкви Алапаевска провели службу, а на следующий день тела поместили в склепе около Свято-Троицкого собора. Перед этим состоялся многотысячный крестный ход.
Летом 1919 года на Урал вернулись красные. Во избежание уничтожения тел Романовых 14 июля колчаковцы отправили их на поезде в Читу. По воспоминаниям сопровождавшего их игумена Серафима, из-за жары тела разлагались. Из щелей гробов сочилась дурно пахнувшая жидкость, которую приходилось постоянно вытирать. А жидкость из гроба Елизаветы Федоровны якобы напротив благоухала.
Из Читы тела Романовых перевезли в Харбин. Где-то там, в Китае, они были захоронены. Точное место погребения не известно. Лишь тела Елизаветы Федоровны и инокини Варвары переправили в Иерусалим. РПЦ возвела княгиню Елизавету Федоровну и инокиню Варвару в святые. Остальных князей канонизировать не стали.
В память о трагедии в 1991 году около обвалившейся к тому времени шахты Межной установили поклонный крест. В 1992 году построили Елизаветинскую часовню. А спустя несколько лет, в 1995 году, началось строительство мужского монастыря во имя Новомученников Российских. В наши дни строительство продолжается. Монастырь здесь поскромнее, чем на Ганиной Яме. Ежегодно в годовщину трагедии сюда стекается много паломников.
На месте шахты Межной сейчас яма, окруженная заборчиком. Рядом стоит поклонный крест.
В самом Алапаевске в бывшей Напольной школе действует мемориальная комната имени Елизаветы Федоровны.
Как добраться до монастыря?
Для посещения монастыря Новомученников Российских на месте шахты Межной нужно доехать до Алапаевска. Затем следовать в направлении Верхней Синячихи. Вскоре после поворота на Нижнюю Синячиху слева от дороги покажутся ворота монастыря. Сюда можно заехать по пути, посещая достопримечательности Алапаевска, музей-заповедник деревянного зодчества в Нижней Синячихе и музей в Верхней Синячихе.
Алапаевск. Собор Троицы Живоначальной.
Троицкий собор
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Храм был построен в 1702 году на средства прихожан. Это был однопрестольный храм в честь святого человека Божия Алексия. Позднее к храму были пристроены колокольня, придел в честь Пресвятой Троицы и придел в честь Архистратига Михаила. В 1912 году Священный Синод присвоил храму статус собора. В 1918 году собор посещали князья Романовы и Елизавета Фёдоровна, находившиеся под стражей и убитые под Алапаевском. 1 ноября 1918 года обнаруженные ранее тела Алапаевских мучеников были перенесены в Свято-Троицкий собор. После завершения заупокойной литургии и отпевания тела поместили в склеп, устроенный в южной стороне алтаря, и замуровали вход в него кирпичом. Позднее останки были вывезены (см. Алапаевские мученики). С 1932 по 1992 годы в здании собора размещался хлебозавод.
В 1991 году начались восстановительные работы. С 1992 года Свято-Троицкий собор является архиерейским подворьем. 8 августа 1999 года собор был освящён архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием. К концу 1990-х годов был восстановлен и склеп, являвшийся местом временного захоронения Алапаевских мучеников.
Материал из Википедии
Основу композиции составляет двусветный четверик основного объема, завершенный куполом, над которым поставлены световые восьмигранные объемы, завершенные небольшой главкой. Также на куполе поставлены дополнительные боковые граненые барабаны, стоящие над небольшими треугольными фронтонами, завершающими фасады четверика. С востока примыкает пятигранная алтарная апсида главкой на восьмигранном барабанчике. С запада к основному объему примыкает трапезная, завершенная на с востоке собственными небольшими апсидами. К ней пристроена колокольня, завершенная высоким шпилем, поставленным над открытым ярусом свода. Арочные окна, прорезающие объемы, обрамлены наличниками, над которыми расположены бровки.
Свято-Троицкий собор, каменный, трехпрестольный. Заложен как приходская церковь. Построена на средства прихожан. Правый придел во имя прав. Алексия, человека Божия, освящен в 1702 г. В 1798 г. по случаю пожара вновь освящен. Левый придел во имя архангела Михаила, освящен в 1776 г., вновь освящен в 1811 г. В 1776 г. построена каменная колокольня. В 1793 г. с восточной стороны заложен главный храм в честь Святой Живоначальной Троицы, освящен в 1841 г. В 1833 г. построена новая колокольня. 11 мая 1912 г. указом Синода присвоен соборный статус. С 1923 г. до закрытия обновленческой ориентации. Закрыт в 1932 г. Возвращен в 1992 г. Главный храм освящен 8 августа 1999 г. Действующий.
Алапаевск получил начало в 1639 г. и был на первых порах небольшим поселком, населенным государственными крестьянами и состоявшим в владении Мурзинской слободы. В этом же году князь П. И. Пронский… основал Мурзинскую слободу и дер. Алапаиху для заселения их частью собрав вольных людей, не имевших земли, частью переведя крестьян из существующих поселков на речке Нейве…
В 1682 г., по донесению мурзинского приказчика, «Мурзинскую слободу воровские татары до конца разорили, храм и государевы житницы сожгли, а крестьян на полях всех побили и деревни все выжгли, и скот отогнали», посему в 1685 г. крестьяне дер. Алапаихи просили мурзинского приказчика Кондратия Хворова отвести им после башкирского погрома пустопорожнюю землю под пашню и сенные покосы с устья речки Алапаихи за реку Нейву на Каменку речку и далее, каковая просьба их и была удовлетворена.
В 1703 г., вследствие обнаружения хорошего качества железной руды в окрестностях Алапаихи, построен был казенный чугунно-плавильный завод на речке Алапаихе; в 1704 г. завод этот был уже отдан Никите Демидову и сыну его Акинфию, который установил судоходный путь по реке Чусовой и содействовал устройству между Алапаевским и Екатеринбургским заводами сухопутного сообщения… В 1781 г. Алапаевский завод был сделан уездным городом, а в 1797 г. упразднен и присоединен к Верхотурскому уезду с наименованием заштатного города.
За маловодьем пруда Алапаевского завода впоследствии (не ранее 1810 г.) заводские плотины и фабрики были перенесены с речки Алапаихи на реку Нейву, весьма обильною водой. В конце XVII ст. жители дер. Алапаихи и других смежных с нею деревень в виду дальнего расстояния до приходского Мурзинского храма стали ходатайствовать перед тобольским епархиальным начальством о постройке в их селении храма и образовании самостоятельного прихода. Ходатайство жителей было удовлетворено и в 1702 г. ими был построен на собственные средства небольшой каменный храм во имя праведного Алексия, человека Божия.
В 1771 г. разрешено было деревянные потолки храма и колокольню заменить каменными и пристроить к Алексеевскому храму каменный придел во имя Архистратига Божия Михаила. Вновь сооруженный придел в 1776 г. был освящен архимандритом Невьянского Богоявленского монастыря Исаией. В 1793 г. Алапаевскому причту и старосте дано было разрешение пристроить на средства прихожан к существующим Алексеевскому и Михайловскому храмам с восточной стороны новый холодный каменный храм во имя Св. Живоначальной Троицы и перестроен храм Алексеевский.
8 декабря 1798 г. в Алексеевском храме случился пожар, во время которого сгорела вся деревянная крыша с главами на обоих приделах и перилами на колокольне. Вследствие этого устройство Троицкого придела затянулось, и он освящен был лишь в 1816 г. В то же время каменная колокольня храма, вследствие слабого грунта земли, стала отходить от стен храма и грозила падением, посему в 1831 г. колокольня была разобрана и вместо нее в течение 1832 – 33 гг. была выстроена новая, существующая и до сего времени.
Алексеевской церкви принадлежат следующие здания: 12 каменных корпусов и один деревянный с лавками, переданными в ведение церкви заводовладельцами в 1856 г.; деревянный одноэтажный дом, построенный на средства церкви в 1891 г. для Алексеевской церковно-приходской школы; деревянный одноэтажный дом с двумя деревянными флигелями и усадьбой, купленный в 1900 г. на средства церкви для квартир младшему причту церкви.
Постоянных жителей в приходе числится 4723 души муж. пола и 5322 жен. пола. Кроме сего, в приходе временно проживает от 2000 до 3000 душ обоего пола мастеров и рабочих, прибывающих в Алапаевск из разных мест на заводские работы. Жители города – крестьяне занимаются главным образом работами заводскими, а жители – мещане большею частью состоят на службе в заводских конторах, на должностях заводских надсмотрщиков, штейгеров, надзирателей и смотрителей; жители деревень занимаются хлебопашеством и извозом. Все прихожане Алексеевской церкви русские, православные.
Ежегодно в начале мая месяца из приходского храма совершаются в нескольких местах молебствия и окропляются водой заводские фабрики и машины. Этот крестный ход установлен по просьбе прихожан и заводской администрации, когда заводской отчетный год кончался 1 мая. В состав прихода входят деревни: Алапаиха, Глухих, Верхняя Алапаиха, Устьянцева, Мостовая. В следующих деревнях прихода есть часовни: в дер. Алапаихе в честь св. пр. Илии; в дер. Устьянцевой в честь апост. Петра и Павла; в дер. Верхней Алапаихе в честь Вознесения Господня и в дер. Толмачевой в честь св. и чудотв. Николая.
«Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902.
Свято-Троицкий собор. Склеп
Дореволюционная история Свято-Троицкого собора
Рядом с мостом через Алапаиху, бывшей плотиной старого завода, возвышается Свято-Троицкий собор. До 1912 года собор назывался Алексеевским храмом, построен он был, как и Алапаевский завод, еще в 1702 – 1704 годы верхотурским воеводой Алексеем Калетиным и считается самым первым на Среднем Урале каменным храмом, правда с тех пор значительно перестраивался.
Говорят, Алапаевск стоит на камне, и потому, по оригинальным расчетам верхотурского воеводы, едва ли не дешевле было возводить храм сразу в камне, нежели, как везде, строить из дерева. В результате основной объем храма был воздвигнут из камня, а шатровый верх и колокольня – из дерева.
По другой версии, в начале XVIII века началось каменное строительство в Верхотурье, потому для воеводы Калетина алапаевский храм был своеобразной репетицией перед строительством верхотурского Свято-Троицкого храма. Еще существует предание, что свое название Алексеевская церковь получила по имени небесного покровителя молодого и амбициозного верхотурского воеводы (зятя Андрея Виниуса, одного из сподвижников Петра Великого). Оттого и главная улица Алапаевска, ныне улица Ленина, до революции называлась Алексеевской.
В дальнейшем Алексеевский храм не раз достраивался и перестраивался. Окончательный свой вид он приобрел в середине XIX века. Рассказывают, что в 1832 году в здание церкви ударила молния, храм сильно пострадал. Именно после этого начались реставрационные работы под руководством известного уральского зодчего М. П. Малахова, ученика знаменитого А. Н. Воронихина, и окончательно определился современный облик храма, потерявшего барочные украшения.
Алапаевская Алексеевская церковь связана с детством русского композитора П. И. Чайковского. Дом, в котором жили Чайковские, находится через дорогу от храма. Часто маленький Петя просыпался под звон колоколов, здесь ежедневно он присутствовал на службах, здесь крестили его братьев Модеста и Анатолия.
Главный придел собора освящен в честь — Святой Живоначальной Троицы, северный — Архистратига Михаила, южный — преподобного Алексия человека Божия.
Большие размеры церкви и три придела позволили Святейшему Синоду в 1912 году присвоить храму соборный статус.
После революции, в 1918 году, во время пребывания в алапаевском заточении Великая княгиня Елизавета Федоровна и князья рода Романовых несколько раз бывали на службах в Свято-Троицком соборе.
После мученической кончины Романовых и отпевания в соборе, гробы с телами мучеников по личному распоряжению адмирала Колчака были установлены в склепе собора. Об этом написал близкий друг Елизаветы Федоровны Романовой игумен Серафим (Кузнецов): «Вечером 18 октября собором духовенства в числе 13 протоиереев и священников была отслужена заупокойная всенощная. Народу было так много, что не только заполнен был храм, но и вся окружающая площадь.
Траурный крестный ход с гробами алапаевских мучеников 19 октября 1918 года
Утром 19 октября из Свято-Троицкого собора пришли крестным ходом в кладбищенскую Екатерининскую церковь, где отслужили панихиду, и с пением «Святый Боже» гробы понесли в собор, где была совершена заупокойная литургия, а после таковой отпевание мученически пострадавших Августейших Страстотерпцев. На отпевании было еще больше народу, ибо собрались люди не только Алапаевска, но и из окрестных деревень. Многие плакали навзрыд. После отпевания певчие пели трогательные стихиры святого Иоанна Дамаскина, народ прощался с мучениками, а после прощания гробы были взяты на руки и при пении многолюдного хора «Святый Боже», похоронном перезвоне колоколов и духовной военной музыке «Коль Славен» были перенесены в каменный склеп, по правую сторону алтаря собора, где были поставлены, и вход в склеп был заложен кирпичом».
В июле 1919 года во время отступления Белой армии решено было тела Романовых эвакуировать в Сибирь. Пропуск и вагон для эвакуации тел выдал известный атаман Семенов, а перевозкой гробов занялся игумен Серафим (Кузнецов).
По рассказам, к товарному вагону, стоявшему на железнодорожных путях на противоположном берегу речки Алапаихи, от склепа был протянут трос, по которому гробы переправлялись прямо в вагон.
Свято-Троицкий собор в Алапаевске: от разрушения до возрождения
В 1932 году Свято-Троицкий собор в Алапаевске был закрыт, частично разрушен, в его стенах начал работать хлебозавод, склеп засыпали шлаком, отходами кочегарки хлебозавода. Лишь с 1991 года в храме под руководством первого Почетного гражданина Свердловской области Ивана Даниловича Самойлова начались восстановительные работы.
В 1999 году состоялось освящение старинного храма. В 2000 году, во время приезда в Алапаевск, собор посетил Патриарх Алексий II.
Знаменательное событие произошло 29 июня 2017 года, когда на Соборной площади по инициативе Императорского Православного Палестинского общества был установлен уникальный памятник преподобномученице Елисавете Феодоровне.
В 2018 году, в честь празднования 100-летия мученического подвига прмцц. Елисаветы и Варвары, город Алапаевск и Свято-Троицкий собор посетил с Первосвятительским визитом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Соборная площадь с памятником преподобномученице Елисавете Феодоровне
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
Kalns un Laime, Гора и Счастье В 1911 году в Риге, в Гризинькалнсе родилс.
=Еврейские мальчики= 110 лет назад родился мальчик, которому суждено было стать одним из сам.
✨Выдающийся портретист Савелий Сорин Его имя, к сожалению, почти неизвестно мног.
✨ 1925-й год. Знаменитый танцевальный зал Монпарнаса «Бюлье». П.
«Турандот» Пуччини в постановке Пражской оперы. Л.
—Музыка
—Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
ИСТОРИЯ СВЯТО-ТРОИЦКОГО СОБОРА В АЛАПАЕВСКЕ[
Не в бревнах, но в ребрах.
Свято-Троицкий собор. Ночь перед Рождеством
Свято-Троицкий собор в Алапаевске. Конец XIX века
. Как хороши, как свежи были булочки! Горячие, вкусные и невероятно мягкие, лишь внешне они напоминали те – внавалку сгрудившиеся на дощатом лотке в хлебном отделе ближнего магазина, остывшие и обволакивающе, как банная губка, пружинящие на зубах. Булочки приносила соседка, тетя Маша. Она кочегарила на хлебозаводе, наискосок через дорогу от нашего барака, день за днем, в любое время года, коптила небо, а зимой впридачу укрывала неплотно вязанными из грязной сажи половиками все окрестные сугробы.
Этот дымящийся хлебозавод, чумазый и замызганный, выкрашенный неприятной охрой, каждое утро тоскливо упирался в окно нашего барачного, три метра по узкой стороне и шесть по широкой, угла. Рядом с хлебозаводом зачем-то была разбита совершенно неуместная здесь площадь, на которой летом неизменно стояла бочка с квасом, а с наспех сколоченных прилавков продавали дешевые яблоки и болгарский перец. Иногда раскидывал свой шатер приезжий цирк – с гоняющими по стенам мотоциклистами и медведем, который к восторгу публики совершал пару кругов по арене на автомобиле. От барака площадь была отгорожена летней пельменной – за ней по вечерам пили, ссали, матерились и дрались.
Ничто тогда, в 1970-е, не напоминало о том, что этот хлебозавод когда-то был собором, который во время праздничных литургий собирал в своих стенах чуть ли не весь город.
Величественный белый пятиглавый корабль, простирающий к небесам ладонь мачты-колокольни – таким он предстает на старой фотографии в краеведческом музее: снимали в 1904 году, в дни, когда Алапаевский завод отмечал свое 200-летие.
Тогда, в 1970-е, все это казалось давным-давно прошедшим и навсегда утраченным прекрасным далеко, безвозвратным плюсквамперфектом.
Известия о рождении и первых годах жизни Свято-Троицкого собора скудны и противоречивы.
«В конце XVII столетия жители деревни Алапаихи и других смежных с нею деревень ввиду дальнего расстояния (50 верст) до приходского Мурзинского храма, стали ходатайствовать пред Тобольским Епархиальным Начальством о постройке в их селении храма и образовании самостоятельного прихода. Ходатайство это Алапаевских жителей было удовлетворено, и в 1702 году ими был построен на собственные средства небольшой каменный храм во имя праведного Алексия, человека Божия».
Так повествуется об основании Свято-Троицкого собора в Алапаевске в книге «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии», изданной в 1902 году.
Это свидетельство о рождении нашего собора сегодня во многом можно считать легендарным. Как пишет в своем исследовании «Некоторые сведения о заселении центральной части Алапаевского района в XVII – начале XVIII веков» Юрий Коновалов, «первой ревизией Алапаевского завода 1721 года подробно расписано время и обстоятельства прихода на завод практически всех его работников. Среди них выделяются четыре двора, в трех из которых владельцами названы Чернавины. Про всех троих сказано, что живут в своих домах с рождения и Алапаевские заводы построены на их Чернавиных заимках». Вряд ли Чернавины могли в конце XVII столетия ходатайствовать о постройке на их заимке храма и образовании самостоятельного прихода.
Строительство Алексеевской церкви на высоком берегу речки Алапаихи близ ее впадения в Нейву очевидно, как ребенок с матерью, изначально связано с началом строительства в 1702 году, по указу Петра I, Алапаевского железоделательного завода. Работами непосредственно, на месте, руководил верхотурский воевода Алексей Калетин. Одновременно с заводом стали строить и церковь, которую по завершении освятили во имя Алексия, человека Божия. То был небесный покровитель воеводы, и не исключено, что храм получил свое название именно по этой причине.
Вряд ли достоверным является и утверждение, что Алексеевская церковь была построена на деньги прихожан. В книге «Описание уральских и сибирских заводов» 1735 года издания «от артиллерии генерал-лейтенант и кавалер» Вильгельм де Геннин, который непосредственно проверял положение дел на Алапаевском заводе в 1723 году, в числе «старого строения», то есть того, что было построено «до ведомства берг-коллегии и обербергамта с 1704 по 1721 год», называет «церковь каменную, верх и глава деревянная, во имя Алексея Божия человека» и «колокольну на столбах деревянную, на ней больших и малых 6 колоколов». И добавляет, что «оные церковь и колокольна построены на казенные Его Императорского Величества деньги».
Свидетельство Геннина позволяет утверждать, что Алексеевская церковь – будущий Свято-Троицкий собор – была завершена постройкой не ранее 1704 и не позднее 1721 года. Следовательно, это была одна из первых, а, может быть, и самая первая каменная церковь на Урале.
Переписные книги Алапаевских железных заводов 1710 года сохранили имена первого священника Алексеевской церкви – Иоана (sis!) Михайлова, 28 лет от роду, и его близких: жены Василисы, 34 лет, семилетнего сына Якова, трехлетней «дщери» Дарьи и сестры «девицы Евдокии», 23 лет; а также пономаря Ивана Сафьянова, 35 лет, с ним «жена Марья, 40, сыновья Андрей, 16, Василий, 12, дочери Пелагия, 10, Евдокея, 6, Анна, 5».
Таким Свято-Троицкий собор был в первой половине XVIII века – один из первенцев сибирского барокко
В книге «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» за 1902 год читаем, что в 1771 году разрешено было деревянные потолки храма и колокольню заменить каменными и пристроить к Алексеевскому храму каменный придел во имя Архистратига Божия Михаила. Вновь сооруженный придел в 1776 году был освящен архимандритом Невьянского Богоявленского монастыря Исаией. В 1793 году Алапаевскому причту и старосте было дано разрешение пристроить на средства прихожан к существующим Алексеевскому и Михайловскому храмам с восточной стороны новый холодный каменный храм во имя Святой Живоначальной Троицы и перестроить храм Алексеевский.
8 декабря 1798 года в Алексеевском храме случился пожар, во время которого сгорела вся деревянная крыша храма с главами на обоих приделах и перилами на колокольне, вследствие этого устройство Троицкого придела затянулось, и он освящен был лишь в 1816 году. В то же время каменная колокольня храма, вследствие слабого грунта земли, стала отходить от стен храма и грозила падением; посему в 1831 году колокольня эта была разобрана, и вместо нее в течение 1832 и 1833 годов была выстроена новая, просуществовавшая до 1930-х годов.
Однако эти сведения расходятся с записями клировых ведомостей, которые, в свою очередь, также противоречат друг другу. Так, в клировой ведомости 1836 года говорится о двух приделах, построенных в 1793 году; в клировой же ведомости за 1892 год записано, что придел во имя Михаила Архангела построен в 1811 году, а придел во имя Живоначальной Троицы в 1841 году.
Чтобы как-то примирить эти противоречия, ограничимся следующим абсолютно верным утверждением: в конце XVIII – первой половине XIX века Алексеевская церковь снова и снова достраивается и перестраивается, и, в конце концов, после того, как в мае 1830 года ударом молнии были повреждены ее колокольня и иконостас, главная контора Алапаевских заводов с разрешения правления в Санкт-Петербурге, поручает дело ее строительства архитектору Михаилу Петровичу Малахову. В 1833 году по его проекту была построена новая каменная колокольня, а церковь приобрела, в основном, свой современный вид, сбросив узорчатый барочный наряд и облачившись в строгий костюм эпохи классицизма.
Свято-Троицкий собор в Алапаевске. Конец XIX века
Деревянная Екатерининская церковь
Деревянная Екатерининская церковь первоначально находилась в Богоявленском монастыре близ села Невьянского. В 1792 году, после закрытия монастыря, она по просьбе алапаевских рабочих была перевезена на городское кладбище, которое находилось тогда на территории нынешнего завода. В 1832 году, в связи с расширением нового Нейво-Алапаевского завода, Екатерининская церковь была разобрана и перенесена на северо-восточную окраину города, на высокий берег Нейвы, где находилось новое кладбище. В следующем, 1833 году она была освящена. Дважды разбираемая и вновь собираемая, старая церковь прослужила почти двести лет.
Строительство каменной Екатерининской церкви. Год 1912-й
В 1912 году рядом с ней, на средства прихожан и богатых алапаевских купцов Николая Ивановича Абрамова и Константина Егоровича Черных была построена новая однопрестольная каменная церковь, в том же году освященная во имя Святой Великомученицы Екатерины. Ветхая деревянная церковь была окончательно разобрана. А белокаменная Екатерининская церковь оказалась одним из тех храмов, которые не тронула советская власть.
Екатерининская церковь сегодня
В 1894 году двухпрестольный красавец-храм засиял куполами на крутом берегу Нейвинского пруда. 4 сентября 1895 года при большом стечении народа состоялась торжественная церемония его освящения Екатеринбургским епископом Симеоном. Александро-Невский храм до 1902 года был приписан к Алексеевской церкви.
В 1900 году в приход Алексеевской церкви, кроме города, входили деревни Алапаиха с часовней Святого Пророка Ильи, Верхняя Алапаиха с часовней в честь Вознесения Господня, Устьянцева с часовней в честь апостолов Петра и Павла, Мостовая, Глухих, Толмачева с часовней в честь Святителя и Чудотворца Николая – всего 1150 дворов и около 9000 прихожан.
С 1899 по 1903 год по утверждению епархиального начальства был создан строительный комитет алапаевской Алексеевской церкви, возглавляемый настоятелем протоиереем Михаилом Поповым. Ко дню празднования в 1904 году 200-летия Алапаевского железоделательного завода облик храма окончательно был приведен к единому архитектурному классическому стилю.
Празднование 200-летия Алапаевского железоделательного завода. Год 1904-й
И НАСТУПЯТ ПОСЛЕДНИЕ ВРЕМЕНА…
Снятие колоколов с Александро-Невского храма
А до тех пор, пока он не наступил, вот вам черный дым над оскверненным собором, летняя пельменная с пивом, бочка с квасом и наскоро сколоченные прилавки, с которых продают дешевые яблоки и болгарский перец, да иногда – шатер с приезжим цирком на бывшей Соборной площади…
Храм-страстотерпец,
все поношения снесший,
битый,
клейменный
и обезглавленный;
моливший вслед за княгиней святой:
«Не поставь им сего греха…»
О, мученик-храм,
днесь ты стоишь пустой,
ослепленный.
Ждешь воскрешенья.
Чудо!
— Зрачком в глазнице пустой
теплится свечка.
Слышишь невидимых пенье?
В призрачном алтаре проскомидию служат;
просфорою – булка за бывшие двадцать копеек.
Контраст, конечно, был разительный.
Город начинает задумываться о будущей судьбе Свято-Троицкого собора.
19 октября 1990 года на сессии городского Совета с предложением о его восстановлении выступает создатель музея-заповедника деревянного народного зодчества в Нижней Синячихе Иван Данилович Самойлов. Народные депутаты поддерживают это предложение.
Сначала на должность руководителя реставрационных работ был объявлен конкурс. Но желающих взяться за дело, которое казалось безнадежным, не находилось. И тогда председатель горисполкома А. Шмулей предложил Ивану Даниловичу заняться восстановлением собора самому. Самойлов не мог не согласиться. 14 марта 1991 года решением исполкома горсовета он был утвержден руководителем реставрационных работ в Свято-Троицком соборе.
Вот в таком состоянии вернула верующим Свято-Троицкий собор cоветская власть
Он смог восстановить этот храм, потому что взвалил на себя одного всю ту работу, которая выполняется целыми реставрационными мастерскими
Возведение колокольни, купола и барабанов глав дело, действительно, было нешуточное. Трудно было найти мастеров – кровельщиков, каменщиков, штукатуров и плотников, которые не боялись высоты. Трудно было с деньгами, с транспортом – красный цельнолитый кирпич возили из Екатеринбурга.
К тому же кто-то ночами повадился воровать с таким трудом добываемые материалы, инструменты. Ломали лебедку, бетономешалку, электрощиты… Работа останавливалась на недели, пока все не приобретали заново.
«На текущий год предстоят серьезные работы. Внутри собор больше похож на каменный карьер – нетрудно представить, что осталось от печей, от убранных перекрытий трех этажей из тавровых балок, от оборудования на бетонном основании. Нужно выполнить большой объем высококачественной штукатурки стен, колонн, арочных сводов, вытянуть пояски шабронами. Заново сделать полы, электроосвещение, водопровод… Все работы дорогостоящие, требуют наличия живых денег».
А вот их-то, живых денег, как раз и не было. Зато были живые люди.
Фреска «Нагорная проповедь» над аркой перед амвоном Свято-Троицкого собора
ДЛЯ НОВЫХ ВОД ПОДЪЕМЛЯ ПАРУС НЫНЕ…
17 июля 1998 года, в час пополудни, над городом вновь раздался колокольный звон – в соборе совершалась панихида по убиенному Императору Николаю II и его семье; минуло 80 лет со дня Екатеринбургской трагедии…
8 августа 1999 года Свято-Троицкий собор был освящен архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием. Теперь это – архиерейское подворье.
Свято-Троицкий собор. Вид с речки Алапаихи
Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Лавр спускается к склепу Свято-Троицкого собора. Год 2004-й
Потом был молебен в склепе:
— Величаем, величаем вас, святые страстотерпицы Елизавето и Варваро, и чтим честная страдания ваша…
Шел дождь, небо словно оплакивало тех, кто был погребен здесь тогда, в 1918-м.
Владыка Кирилл взволнованно вспоминал, как в 1981 году, незадолго до канонизации Елизаветы Федоровны Русской Православной Церковью Заграницей, он, будучи еще только пострижен в монахи, с другим молодым монахом Иосафом, в храме Марии Магдалины в Гефсимании вскрывал гробы, в которых покоились мощи Елизаветы и Варвары.
Гробов было пять, один внутри другого – чередовались деревянные и цинковые. Чем ближе к сердцевинному гробу, тем сильнее становился резкий запах кислоты – тела мучениц были облиты маслом, которое окислилось, ведь прошло более шестидесяти лет…
— Когда запах кислоты развеялся, раздалось дивное благоухание. Мощи оказались нетленными.
Удар грома. Словно подтверждение свыше истинности сказанного.
Когда стали выходить из склепа, дождь как-то сразу сник, сошел на нет. Ударил первый солнечный луч, за ним – тысячи других.
…А через четыре месяца, 4 октября 2004 года собор ждал обретения святых мощей преподобномучениц великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары. Они все-таки вернулись в этот город, где приняли мученическую кончину.
И вот – вечерняя Литургия в Свято-Троицком соборе. Служба, которая совершается на Руси изо дня в день, на протяжении более тысячи лет. Рядом с аналоем – ковчежец с ее нетленной правой десницей. Пальцы сжаты для крестного знамения – свидетельствуют: она осеняла им своих убийц: «Отпусти им, Господи, ибо не ведают, что творят…».
Таким вы видите Свято-Троицкий собор, когда сегодня в него входите.
В собор пришли сотни людей. Каждый по-своему, со своим. И все вместе. Кто-то поклониться, кто-то попросить прощения, кто-то искать заступничества. Из Алапаевска. Из окружающих его деревень и сел, из близких и не очень близких других городов. Двери храма были открыты всю ночь. И люди шли, шли…
А утром полетел снег. Мокрый, хлесткий. Вместе с нею прошли крестным ходом до Напольной школы, ее последнего земного пристанища. Там ее снова ждали сотни людей.
Восстанавливается связь времен.
***
Русь, Россия… Она редко жила богато, чаще бедствовала. Но, отказывая себе во всем, строила храмы Божии. Город тяжело жил в 1990-е годы. Иногда – на пределе, на грани. Но, несмотря ни на что, поднял два храма. И это – на века.
Свято-Троицкий собор. Вид с горы Ялунихи
О чем будут говорить через сто лет, вспоминая наше время? Наши дни останутся в памяти, в истории, как годы, в которые был восстановлен Свято-Троицкий собор, в которые был построен монастырь Новомучеников Российских.
А значит, как бы тонка она ни казалась сегодня, нить, которая связывает Россию нынешнюю, такую вроде бы безвременную Россию, со святой Русью, она не оборвалась. Прочная она, эта ниточка.
В соавторстве с Надеждой Швец и Юрием Жирковым,
стихотворение Любови Архиповой,
не архивные снимки Владимира Макарчука, Евгения и Александра Калугиных, Игоря Заложнева.
- Что любят мужчины при близости
- тренировки для натуралов бодибилдинг