албанский храм в дербенте
Албанский храм в Нюгди
Албанский храм в Нюгди Artvin, Wikicommons
Эта древняя святыня сохранилась удивительно хорошо для своего внушительного возраста. Жители селения Нюгди (Мола-Халил) — преимущественно азербайджанцы, мусульмане. Но они относятся к христианскому храму с почтением и следят за ним: история святыни и правда внушает почтение. Датой постройки первой часовни на этом месте называют 357 г. Притом споры относительно того, какой именно народ выстроил церковь (а значит, играл главную роль в распространении христианства в Дагестане), не утихают до сих пор.
Церковь в Нюгди посвящена св. Григорису, епископу Албанскому и Иверийскому, внуку Григория Просветителя, крестившего первого правителя Кавказской Албании. Юный Григорис принял сан в 330-х гг., но прошло менее 10 лет, и он был убит правителем воинственных гуннов (маскутов). На месте его гибели была построена небольшая часовня. Армянская церковь настаивает на том, что храм выстроили именно армяне, но реальных подтверждений тому нет. Впервые церковь упоминается в письменных источниках в 1857 г., хотя место, на котором она выстроена, считалось священным задолго до того — и не только христианами.
Постройка, которую можно увидеть здесь сегодня, датируется периодом позднего Средневековья и отличается замечательной выразительностью. Она не столь уж монументальна: высота храма составляет не более 20 м. Но ее симметричность и строгая пропорциональность, купол-призма, сквозные крестообразные отверстия в стенах придают зданию церкви характер и твёрдость.
Как сообщают исследователи, храм в Нюгди долгие годы был одним из наиболее чтимых среди христиан Восточного Кавказа, и к нему прибывали многочисленные паломники. Советская власть признала церковь историческим памятником, хотя храм и оставался заброшенным. В конце 20 — начале 21 вв. церковь начали восстанавливать, и с 1990-х гг. к ней опять ежегодно прибывают на поклонение святому армянские семьи из Дербента и окрестностей.
Практическая информация
Нюгди (Мола-Халил) расположен под Дербентом, немного южнее Белиджи.
Загадочное крестово-купольное сооружение Нарын-Калы раскрыло часть своих тайн
Открытие Международной конференции «Загадка крестово-купольного сооружения на территории крепости Нарын-Кала. История Христианства в Дербенте». Дербент, 2020 г.
На состоявшейся 19 ноября в Дербенте международной конференции «Загадка крестово-купольного сооружения на территории крепости Нарын-Кала. История Христианства в Дербенте» были озвучены результаты сенсационных исследований данного объекта, о которых РИА «Дербент писало ранее. Организаторами конференции выступили Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО, Администрация города Дербента и Дербентский музей-заповедник.
Мероприятие состоялось благодаря активной поддержке Госсекретаря Дагестана Хизри Абакарова, который, находясь еще в должности главы Дербента, много времени уделял вопросу подготовки международной конференции. Он поприветствовал участников международной конференции от лица врио Главы Дагестана Сергея Меликова, который не смог принять участия в ней.
Предшественник Хизри Абакарова, известный общественный деятель Имам Яралиев, возглавлявший Дербент в 2010-2015 годы впервые за много лет поднял вопрос статуса крестово-купольного сооружения и способствовал возвращению известного археолога Александра Кудрявцева в Дагестан и продолжению его археологических раскопок в древнем городе. Кудрявцеву вновь пришлось уехать после прихода в Дагестан Рамазана Абдулатипова и вернуться уже при Хизри Абакарове.
Открытие Всероссийской научно-практической конференции «1700-летие принятия христианства в Дербенте как государственной религии Кавказской Албании». Дербент, 2013 г.
В этой связи необходимо также отметить проведение в 2013 году Всероссийской научно-практической конференции «1700-летие принятия христианства в Дербенте как государственной религии Кавказской Албании», инициированной экс-главой Дербента Имамом Яралиевым. Ее организаторами выступили также Махачкалинская и Грозненская епархия РПЦ, Дербентский филиал ДГУ.
Примечательно, что в нынешней конференции участвовал Спецсоветник генерального директора ЮНЕСКО Мунир Бушенаки, который совместно с другим организатором конференции, ответственным секретарем Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Григорием Орджоникидзе 20 лет назад провел совместную работу по включению Дербента в список наследия ЮНЕСКО.
С момента обнаружения крестово-купольного сооружения ведутся споры о его первоначальном назначении. Заслуженный деятель науки России и Дагестана, профессор Александр Кудрявцев, полвека посвятивший изучению Дербента, и чьи труды открыли миру его древнюю историю, вновь озвучил свою версию о том, что крестово-купольное сооружение является одним из древнейших христианских храмов мира.
Свою версию он обосновывает наличием 10-метрового культурного слоя, располагающегося буквально в метре от него. На его взгляд, изначально объект стоял на поверхности земли, а его архитектурные особенности схожи с раннехристианскими храмами.
Об этом известный ученый рассказал в своем докладе на конференции. Также он подробно осветил вопрос появления первых очагов христианства на территории Восточного Кавказа и христианизации Кавказской Албании, возводя их начальный этап в апостольские времена.
Очень интересным оказался содоклад о назначении и функционале археологического объекта в разные годы его существования, озвученный замдиректора Института истории материальной культуры РАН Натальей Соловьевой и ведущим научным сотрудником сектора архитектурной археологии Государственного Эрмитажа Виктором Мыцем.
Слайд из доклада ведущего научного сотрудника сектора архитектурной археологии Государственного Эрмитажа Виктора Мыца
Они предположили, что первоначально крестово-купольное сооружение являлось мартирием (культовое сооружение, возводимое над захоронением христианских мучеников – РИА «Дербент»).
Возраст объекта они оценили по технике строительства наиболее древних его частей, отнеся их к ранневизантийской архитектурной школе, распространенной в V-VII века нашей эры. Спустя 400-500 лет была отремонтирована кровля, а последнее преобразование сооружение получило в 17-18 века, став цистерной для бани.
В качестве обоснования своей гипотезы о первоначальном предназначении объекта они привели два аргумента. Первый – кладка на цемянковом растворе (смешанная с известковым раствором керамическая крошка – связующее вещество, аналог современному цементу – РИА «Дербент»), сохранившаяся до основания сводов и парусов. Второе обоснование, являющееся, по их мнению, более важным, основано на древней метрологии. Размеры объекта показывают полное совпадение или очень небольшие отклонения от цифр, если их перевести в византийские футы: получались целочисленные и полуцелочисленные значения. О случайности в данном случае, как считают исследователи, говорить не приходится.
Также исследователи обратили внимание на отсутствие в восточной ветви креста алтарной части с апсидой, отличающий мартирий от церкви. В то же время церковь (или базилика), по их мнению, должна была располагаться рядом с мартирием, составляя единый комплекс. Дальнейшее археологическое изучение сопредельных участков должно дать ответ на этот вопрос.
Спецсоветник генерального директора ЮНЕСКО Мунир Бушенаки и Заслуженный деятель науки России и Дагестана, профессор Александр Кудрявцев
Результаты геофизического исследования сооружения были представлены Руководителем географической группы Geor.ru Дмитрием Шишковым. Их ценность заключалось в выявлении аномалий, которые в дальнейшем смогут более детально восстановить историю переделок объекта, или выявить его скрытые детали. Эти обстоятельства, по мнению исследователя, также могут быть свидетельствами иного предназначения здания, ставшего позднее хранилищем воды.
Георадар позволил обнаружить аномальные участки, которые могут оказаться входной группой, окном и фрагментами иных конструкций.
Особенно значимыми оказались результаты сканирования нижней части объекта. Одни обнаруженные объекты, по мнению Шишкова, похожи на выявленные в других археологических объектах полые керамические трубы, используемые для отопления дымом в холодное время. Другие – на систему подогрева пола.
Однако Соловьева и Муц, увидев изображение последнего объекта, предложили иную интерпретацию системы подогрева. По их мнению, они больше напоминают захоронения, которые там и должны быть, если сооружение является мартирием.
По завершению основных докладов были высказаны мнения об обсуждаемом вопросе. Предположение о том, что в основе крестово-купольного сооружения было именно раннехристианское здание, церковь или мартирий было поддержано директором филиала ФГБУ «НИИП Минстроя России» НИИТИАГ, завотделом архитектуры и градостроительства Древнего мира и Средних веков, доктор искусствоведения Арменом Казаряном. Вероятность того, что первоначально объект не был водохранилищем, по его мнению, довольно высока, так как об этом свидетельствуют не только результаты исследований самого объекта, но и исторические свидетельства той эпохи.
«Но на данном этапе, пока не проведены дополнительные археологические изыскания, нельзя высказать однозначное мнение на этот счет», – тем не менее, заключил эксперт.
Организаторами международной конференции в конце выступлений были подведены предварительные итоги.
Врио Главы Дербента Рустамбек Пирмагомедов, поблагодарив участников Международной конференции за неподдельный интерес к городу и за большую проделанную работу на высоком организационном уровне, обратился к врио Главы РД Сергею Меликову с просьбой рассмотреть вопрос о внесении изменений в Распоряжение Правительства РФ от 01.06. 2009. № 759-р в части изменения названия «Водохранилище крестообразное» на прежнее название «Крестообразный храм в цитадели».
«Сомнений в том, что это было ранее христианское сооружение, а не водохранилищем, нет», – с воодушевление отметил Ответственный секретарь Комиссии России по делам ЮНЕСКО Григорий Орджоникидзе.
В конце научного мероприятия всех участников конференции поблагодарил Госсекретарь Дагестана Хизри Абакаров. Он также посчитал неправильным продолжать указывать древнее сооружение в качестве водохранилища.
«Это загадка, которую мы должны разгадать, и придти к какому-то единому мнению»,– резюмировал он, тем самым показав, что проведенная конференция при всей ее сенсационности, на самом деле создает основу для дальнейшей более интенсивной работы по изучению исторического прошлого и христианского наследия Дербента.
Албанский христианский храм в Дербенте
Recommended Posts
Архивировано
Эта тема находится в архиве и закрыта для публикации сообщений.
Our picks
Купля-Продажа Автомобилей В Азербайджане Будет Осуществляться Только По Безналичному Расчету
Купля-продажа автомобилей в специализированном порядке, в том числе через комиссионные и торговые организации, будет осуществляться только по безналичному расчету.
Как сообщает 1news.az cо ссылкой на АПА, это нашло отражение в предлагаемом изменении в Закон «О безналичных расчетах».
Проект был вынесен сегодня на обсуждение комитета Милли Меджлиса по экономической политике, промышленности и предпринимательству и был рекомендован пленарному заседанию парламента.
https://1news.az/news/20211103031957260-Kuplya-prodazha-avtomobilei-v-Azerbaidzhane-budet-osushcestvlyatsya-tolko-po-beznalichnomu-raschetu
Picked By
Срочно продаётся 2х комнатная квартира
Срочно продается 2х комнатная квартира в новостройке. 75 квадрат. 8й этаж с видом на море.
Адрес : Пр Гянджа 67 (Хязярь).
Цена : 700 азн 1 кв.
Picked By
Picked By
Статистика 17Го Кубка Диспута По Мини-Футболу
Тут будет вестись статистика 17го Кубка Диспута по футзалу. Тема будет закрыта на всё время турнира, она несёт информативный характер.
Группа «А»
Метеор
Спартак
Араз-Нахчыван
Группа «В»
Банда
Лига-Нефтчи
Карабах
«Метеор»
1. Фахри Гасымов (GK)
2. MilanEllo (C)
3. Cristiano
4. Geneve
5. Хороший Человек
6. Sa11hoff
7. K.A.
«Спартак»
1. Azad (GK)
2. Zenin (C)
3. Ruslan15
4. Faiq Ismayilov
5. BocnomuHaHue
6. Number0031
7. Pikiner
«Араз-Нахчыван»
1. Abbasov J. (GK)
2. Sators (C)
3. Khanlarov
4. Fariz_050
5. Milanfan
6. Abu Lu Lu
«Банда»
1. Porridge (GK)
2. GITTAR (C)
3. Existence
4. Agil Abdullayev
5. Forward
6. 164780
«Лига-Нефтчи»
1. Ajdaha Goalkeeper (GK), (C)
2. Zaur Ibragimov
3. Mekhman92
4. Element360
5.Barcafan85
6. Abbas0311
«Карабах»
1. morJ (GK)
2. AeD (C)
3. Neftchi_37
4. Enver
5. Sashko8km
6. Raul Gonzalez
7. nakamurik
Picked By
Депутат Предложил, Чтобы Мужчины Оплачивали Домашнюю Работу Своих Жен
Picked By
Город Профессий Для Детей В Баку. Кто Уже Побывал Там?
Picked By
Продается Дачный Дом В Горадил
Picked By
Предложение От Darx Real Estate: 3-Х Комнатная Квартира
Darx Ofis posted тему in Новостройки, October 13
Nəsimi rayonunda mənzil satılır. Ümumi sahəsi 97 kv olan mənzil 3 otaqdan ibarətdir. Mənzil 15 mərtəbəli binanin 7-ci mərtəbəsində yerləşir. Mənzil tam infrastrukturlu yerdə yerləşir və yaxşı təmir olunub. Qaz, su, işıq daimidir.
Şəhərin mərkəzində çoxlu sayda mənzil seçimlərimiz var!
ELƏ İNDİ ZƏNG EDİN! Qiymət: 160000 AZN
Ətraflı məlumat uçun əlaqə nömrəsi :
+994553087001
+994124087001
[email protected]
Продаётся квартира в Насиминском районе. Квартира общей площадью 97 кв.м состоит из 3 комнат. Квартира находится на 7-ом этаже 15-ти этажного здания. Квартира расположена в районе с полной инфраструктурой и качественно отремонтирована. Газ, вода, электричество постоянно.
Полное сопровождение сделки!
ЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС! Цена: 160000 АЗН
Контактный телефон для получения дополнительной информации:
+994553087001
+994124087001
[email protected]
In the Nasimi district for sale 3-room apartment, with good repair. The area is 97 m2. Located on the 7th floor of a 15-storey building. The apartment is in good condition, being available completely renovated.
Fast settlement and paperwork guaranteed!
Large selection of apartments in the center!
CALL RIGHT NOW FOR MORE INFORMATION! Price: 160000 AZN
+994553087001
+994124087001
[email protected]
Албанский храм в дербенте
Армянский храм в Дагестанском поселке Нюгди
— Думаешь, они действительно будут сидеть на облаках, и говорить о вере?
— Да, я в этом твердо убежден.
Стелется густеющее небо, омывая вечерней пурпурной зарей потерянный мусульманский поселок Нюгди. Притаился он в 35-ти километрах юго-восточнее Дербента, почти рядом с границей от Азербайджана. Ближайший крупный населенный пункт Белиджи. Струится издалека пыльная грунтовка, добегая до нашей цели — небольшого селения. В Нюгди дорога лучше, машина идет устойчивей. По пути встречаются гуси, утки, другая домашняя птица…
И ни одной живой души, чтобы спросить куда ехать дальше.
Паломничество в Нюгди
Наше поселение армянских корней, окружено густым лесом, глубокими печальными оврагами. Поселок многонациональный и многоконфессиональный. Есть тут и две мечети, шиитская и суннитская, есть иудейская синагога, армянская часовня святого Григориса. Пожалуй, последний объект древнего архитектурного наследия привлекает куда больше, нежели все остальное.
Крохотная улочка затаила дыхание среди домов, едва не пропустили. Зачем ей это? Сторожит вход к древнему храму. Купол обители чуть виднеется из-за густых крон деревьев.
Храм возвели на месте часовни около ста лет назад. Здание часовни тоже перестраивалось неоднократно. Зажиточные армяне не щадили средств ради прославления христианской веры. Но поразительно, что сами они покинули Нюгди больше двухсот лет назад. Во время правления Павла I поселок перешел во владения Персии. Армянам пришлось уйти с родных мест, переехав в глубинку российских земель. Их место заняли ираноязычные народы и горские евреи. 90-е годы послужили благодатной почвой для миграции основной массы евреев в Израиль. Сейчас в Нюгди проживают больше лезгины и азербайджанцы.
Храм святого Григориса в Нюгди
Но армяне не бросили святыню на произвол судьбы. Тот случай, когда вера выражается делом, а не поверхностным наличием ее присутствия. Они продолжали служить часовне издалека. Паломничеством армян к церкви первого епископа Кавказской Албании святого Григориса в здешних местах никого не удивишь. «Раз в год в Нюгди съезжаются не только армяне, проживающие в Дербенте, но и из других российских городов» — запись сделана Евгением Козубским в «Истории Дербента», книга вышла еще в 1906 году.
Такая вот ирония. Древние христианские культовые сооружения относятся к историческим памятным объектам Дербента и находятся под охранной ЮНЕСКО. О храме святого Григориса пекутся обычные армянские семьи.
В 1962 году еще при правлении советской власти здание признали памятником истории. Но период советского атеизма внес свои коррективы, как в христианство, так и в мусульманство. Обе религии пострадали. Паломничество запретили, посчитав издержками дикости. Церковь опустела, как и многие духовные обители по тем временам.
В 90-е годы стены, купол и крыша начали разрушаться, зарастать деревьями. Видимо, дербентский ракушечник, из которого строили здание, оказался не менее плодородным, чем земля Центрального Черноземья России, хоть и считается камнем.
Архитектура армянской церкви в Нюгди
Когда гонения на христианскую веру прекратились, армяне решили вернуть забытую традицию. В двухтысячных годах у храма вновь появляются паломники, но уже представители нового поколения. День святого Григориса отмечается в последнее воскресенье августа. И маленький поселок оживает.
Сюда приезжают до восьмисот армянских семей.
Этот храм не просто святыня из ракушечника, символ глубокой веры армян, — что, без сомнения, так и есть. Но глубокая память о первых христианах, попавших на земли России в первом тысячелетии нашей эры. Следуем далее…
Албанский храм в дербенте
Церковь Святого Григориса
Памятники культуры и истории генерируют духовную энергию, вложенную в них людьми, их создателями, а также теми, кто на протяжении многих веков им поклонялся. Разрушая достояния культуры, мы разрушаем самое ценное — энергию всех и каждого из нас.
Продвигаясь по глухой и пыльной грунтовой дороге на юг, в 35 км от Дербента, в местечке Нюгди стоит храм святого Григориса. На краю села, гранича с лианами Самурского леса, на месте старой часовни — покоится он уже век. Во времена правления императора Павла I село Нюгди передали Персии. Армяне, населявшие эти места, покинули родную землю. Здесь поселились выходцы из Ирана и кавказские евреи. Сегодня в Нюгди живут азербайджанцы и лезгины.
Паломничество в Нюгди к церкви Святого Григориса
Несмотря на переселение армян, состояние здания часовни Святого Григориса без внимания не оставалось. Ежегодно армяне совершали паломничество к своей святыне.
Хорошо это или плохо, но храм, являющийся историческим памятником с 1962 года, не находится под охраной ЮНЕСКО. Ключи от церкви хранит у себя дома простая азербайджанская семья. В конце XX века церковь оказалась заброшенной, в полуразрушенном состоянии. Паломничество прекратилось. Крыша поросла деревьями, зацвела густыми травами.
Сегодня традиция паломничества восстановлена, день Святого Григориса празднуется в последнее воскресенье августа. К этому времени армяне, ныне живущие по всем уголкам страны и ближнего зарубежья, съезжаются в Нюгди для празднования знаменательного дня. Меценаты приводят в порядок запущенную территорию. Внутри храма сделали капитальный ремонт и реконструкцию. На стенах вывесили иконы христианских мучеников.
Церковь в Нюгди — памятник первым христианам, прибывшим сюда в I веке н.э.
Церковь в Нюгди, Дагестан
Кавказская Албания возникла ещё в конце II до н.э. и постоянно воевала то с персами, то с гуннами, то с маскутами. Из исторических документов известно, что в 313 году албанского царя Урнайра и всё его войско крестил Святой Григорий на реке Евфрат. И христианство теперь исповедует вся Кавказская Албания.
Внук Григория просветителя Григорис становится епископом Албании и Иверии, это современная Грузия. В Дербенте располагался Престол патриарха, позже, уже в VII веке, именно этот регион начнёт распространять ислам.
Новый епископ Григорис решил посетить маскутов с проповедью, призвать кочевников к главным догматам христианства. Но повелитель Санесан Аршакид гостю был весьма не рад, ведь главные заповеди проповедника расходились с разбойническим образом жизни кочевников.
Маскуты казнили Григориса зверски в 337 году, его привязали к лошади и пустили животное галопом.
Армянская церковь изнутри
В ауле Нюгди, там, где погиб проповедник, ученики возвели часовню. В течение почти двух тысяч лет её много раз реставрировали и даже перестраивали. Храм возвели уже в 1916 году.
Над входом можно увидеть прикрепленную табличку с надписью на армянском языке, на которой указан год строительства храма — 1916, и что построен он на месте мученической смерти Святого Григориса. А средства для постройки выделили два брата из рода Ванацянц — Григор и Лазарь Петросовичей. Род Ванацянц состоял из астраханских купцов, обладавших богатым недвижимым имуществом в Дагестане.