албанский храм в нюгди
Албанский храм в Нюгди
Албанский храм в Нюгди Artvin, Wikicommons
Эта древняя святыня сохранилась удивительно хорошо для своего внушительного возраста. Жители селения Нюгди (Мола-Халил) — преимущественно азербайджанцы, мусульмане. Но они относятся к христианскому храму с почтением и следят за ним: история святыни и правда внушает почтение. Датой постройки первой часовни на этом месте называют 357 г. Притом споры относительно того, какой именно народ выстроил церковь (а значит, играл главную роль в распространении христианства в Дагестане), не утихают до сих пор.
Церковь в Нюгди посвящена св. Григорису, епископу Албанскому и Иверийскому, внуку Григория Просветителя, крестившего первого правителя Кавказской Албании. Юный Григорис принял сан в 330-х гг., но прошло менее 10 лет, и он был убит правителем воинственных гуннов (маскутов). На месте его гибели была построена небольшая часовня. Армянская церковь настаивает на том, что храм выстроили именно армяне, но реальных подтверждений тому нет. Впервые церковь упоминается в письменных источниках в 1857 г., хотя место, на котором она выстроена, считалось священным задолго до того — и не только христианами.
Постройка, которую можно увидеть здесь сегодня, датируется периодом позднего Средневековья и отличается замечательной выразительностью. Она не столь уж монументальна: высота храма составляет не более 20 м. Но ее симметричность и строгая пропорциональность, купол-призма, сквозные крестообразные отверстия в стенах придают зданию церкви характер и твёрдость.
Как сообщают исследователи, храм в Нюгди долгие годы был одним из наиболее чтимых среди христиан Восточного Кавказа, и к нему прибывали многочисленные паломники. Советская власть признала церковь историческим памятником, хотя храм и оставался заброшенным. В конце 20 — начале 21 вв. церковь начали восстанавливать, и с 1990-х гг. к ней опять ежегодно прибывают на поклонение святому армянские семьи из Дербента и окрестностей.
Практическая информация
Нюгди (Мола-Халил) расположен под Дербентом, немного южнее Белиджи.
Дом с историей. Армянский храм в Дагестане — место гибели христианского святого
Село Нюгди расположено на юге Дагестана, в 30 километрах юго-восточнее Дербента — совсем недалеко отсюда граница с Азербайджаном. Село многонациональное и многоконфессиональное: в нем есть и шиитская, и суннитская мечети и иудейская синагога, но самая необычная история связана с армянским храмом.
Фото: Зарема Алиева
Фото: Зарема Алиева
Фото: Зарема Алиева
Фото: Зарема Алиева
Фото: Зарема Алиева
Храм стоит на окраине села у густого лианового Самурского леса. Именно здесь в первой половине IV века погиб миссионер Григорис, внук святого Григория Просветителя — первого католикоса, то есть главы Армянской апостольской церкви.
Часть территории нынешнего Дагестана входила тогда в состав могущественной Кавказской Албании. Правители царства, желая принять христианство, обратились за помощью к армянскому царю Трдату III Великому. Нести христианскую веру в Албанию отправился внук Григория. Григорису было всего 15 лет.
Мовсес Хоренаци, «История Армении». Книга 3
«Хотя у царя и были сомнения в правильности этого шага, вызванные несовершеннолетним возрастом Григориса, но, видя величие его души и вспомнив царствование двенадцатилетнего Соломона над Израилем, он отправил его с большой уверенностью…»
— Епископ Григорис прибыл в стан царя прикаспийской области Маскут. Маскуты-язычники приняли и его, и его проповеди. Но позже, разобравшись в Христовых законах, узнали, что Богу ненавистны грабежи, убийства, воровство и жадность. Тогда-то они и решили избавиться от Григориса, который учил их быть угодными Богу, — рассказывает дагестанский историк, кандидат наук Дмитрий Геворкьян.
Григорис погиб смертью мученика. Юного проповедника привязали к хвосту коня и пустили животное вдоль берега моря. Примерной датой гибели считают начало 330 года.
Позже на месте гибели Григориса возвели часовню. В середине XIX века она была хорошо известна на всем Кавказе. Из Армении на поклонение сюда съезжались тысячи паломников.
— Раньше приезжали семьями, разбивали палатки, жили и молились тут все лето. Местные жители относились к этому с уважением, — рассказывает Геворкьян.
В самом же Нюгди армянская община жила до конца XVIII века.
Маленькая часовня же существовала до начала XX века.
— Она представляла собой постройку с двухскатной крышей, у входа имелась табличка о том, что в 1879 году здание отреставрировали на средства купеческого армянского рода Кочкацянц. В 1916 году два брата из другого влиятельного рода — Ванецовых, или Ванецянц, они были крупнейшими промышленниками на юге России, решили возвести на месте часовни небольшую церковь во имя святого Григориса. Именно она и стоит уже более 100 лет на окраине села Нюгди, — рассказывает историк.
В советское атеистическое время храм был в запустении, но сохранился благодаря тому, что жители села почитали его как святое место. Рассказывают о местном жителе, который хранил в своем доме плиту с непонятной для него надписью на армянском языке и завещал своему сыну отдать ее «хозяевам», когда те придут за нею — это и была табличка о реставрации часовни в 1879 году.
За многие годы давно не действующий храм обветшал. В 2004 году Союз армян России при поддержке местных властей взялся за реставрацию. Здание разобрали и собрали вновь на крепком растворе, восстановили двери и окна, нашли в реке затопленные ворота, камень алтаря и другие церковные атрибуты. Внутри храм расписал местный живописец. А не так давно в Нюгди из Краснодара привезли освященный крест.
Албанский храм в нюгди
— Но смысл веры не в том, чтобы поселиться на небесах, а чтобы поселить небеса в себе.
— Они этого не знают.
— Тогда о чем они говорят?
Замершие во времени дома, старый быт и величественные природные объекты. Все это Дагестан. А мы продолжаем повесть о храме, армянской святыне, что с давних времен приютил Нюгди. В летописях апостольского периода говорится о проповеднике Елисее, начавшем путь духовного наставника веры Христовой уже в 62 году нашей эры.
Предание Церкви святого Григориуса рассказывает об апостолах Христа Варфоломее, Фадее и Елисее. Варфоломей, что принадлежит к одному из двенадцати учеников Христа, после проповедей в Малой Азии и Индии отправляется в земли Кавказской Албании, как раз туда, где стоит наш храм.
Албанский храм в Нюгди, Дагестан
В IV веке нашей эры официально Кавказская Албания провозгласила христианство. Дербент был центром Патриаршего престола. Некоторые путают храмы албан с армянскими церквями. Поясним, потомки албан или алпан лезгины.
Позднее, примерно, с VII века Дербент стал центром распространения мусульманства, но раньше он был христианским.
В 313 году царь Кавказской Албании Урнайр и его войско приняли крещение от рук святого Григория. Воины крестились в реке Евфрат. С того момента христианство официально провозгласили религией государства. Но цель Урнайра шла куда глубже, нежели принятие веры. При помощи новой религии он рассчитывал сплотить племена своего государства для успешного противостояния зороастрийской Персии.
Албанский храм внутри
Ныне известный нам высокочтимый армянами святой Григорис, внук того самого Григория, что крестил царя и его войско, упросил Урнаира рукоположить его в епископы Албании. Епископ Григорис нес благую весть о Христе в земли Албании, проповедовал иереям, уговаривая их во служении святым. Далее его путь лежал к кочевым племенам маскутов, народов, чьи представления о добре и зле противоречили ценностям не убивать и не красть.
Государство вело кочевой образ жизни, процветая за счет убийств и награбленного. Какое им дело до чужой нравственности?
Царь маскутов Санесан посчитал, что Григорис подосланный шпион и приказал жестоко разделаться с ним. Мученическую сметь принял Григорис. Его привязали к дикой лошади, которую пустили галопом в поле, называемое по тем временам Ватнеан, чьи земли покоятся на берегу моря.
Смерть свою встретил Григорис в 337 году как раз в тридцати километрах от юга Дербента.
Ученики нашли тело Григориса, перевезли в монастырь Амарас, где и похоронили. Исследователи считают, что могила святого находится на вершине горы Джалган рядом с одноименным селением. С Джалгана хорошо просматриваются окрестности Дербента.
Икона святого Григориса
Там, где погиб Григорис, в наше время притих поселок Нюгди. Жизнь тут, что штиль в прибрежном океане, тревожится лишь волной паломнических набегов армян. Первые, кто построил часовню, названную в честь святого, его ученики. 1700 лет срок немалый. Для человеческой жизни. Но за это время часовня реставрировалась неоднократно. А в 1916 году на ее месте возвели храм.
В постройку церкви немало вложись богатые астраханские купцы Ванацянц, что держали недвижимость в Дербенте.
Первое письменное свидетельство о храме относится к периоду 1857 года. Очевидно, его возвели гораздо раньше. Если верна та история, что мы рассказали, храм святого Григориса принадлежит к древнейшим христианским культовым памятникам современной России.
Каждая старинная вещь, каждый древний архитектурный объект хранит историю не только матери эпохи, какой был рожден, но и отдельных людей.
yarodom
Летопись: Люди, места, события, свидетельства
Память о первых христианах
Корреспондент «Русской планеты» побывал в мусульманском селе Нюгди, где было построено первое христианское культовое сооружение на территории России — часовня святого Григориса
Нюгди затерялся в 35 километрах южнее Дербента. Из ближайшего крупного населенного пункта Белиджи, туда ведет пыльная грунтовка. Вот и первые нюгдинские дома, огороды, гуси, куры, индейки, и ни одной живой человеческой души, чтоб спросить, правильной ли дорогой идем мы с товарищем. ©
Армамс Данилов армянин из Дербента, согласился поехать со мной в Нюгди, чтоб показать все и рассказать о храме. Но и он, бывавший здесь не раз, едва не пропустил улочку к храму. Вот мы у местной мечети. А вдали, из-за деревьев, выглядывает купол храма.
Он был построен на месте часовни 98 лет назад. А сама часовня только в XIX веке дважды перестраивалась зажиточными армянами. Удивительно, что сами они не живут в Нюгди уже более 200 лет. При царе Павле I, село временно, отошло к Персии, и армяне были вынуждены переехать вглубь Российской империи. На их место переселились представители ираноязычных народов и горские евреи. В 90-х годах прошлого века основная масса евреев эмигрировала в Израиль. Сейчас в Нюгди проживают азербайджанцы и лезгины. Но армяне продолжали следить за состоянием часовни первого епископа Кавказской Албании святого Григориса и издалека. Они совершают сюда паломничество. «Дербентские армяне, а также их соотечественники из других городов России, раз в год приезжали в Нюгди на поклонение», — писал в «Истории Дербента», вышедшей в 1906 году, Евгений Козубский.
Ну, вот мы приближаемся к месту, где было самое древнее христианское культовое сооружение. Дербентские исторические памятники находятся под охраной ЮНЕСКО. А храм святого Григориса охраняет, как оказалось, обыкновенная азербайджанская семья. Мы зашли к хозяевам за ключами, а они угостили нас крепким чаем. В 1962 году постановлением Совета министров СССР храм был признан памятником истории. Однако в годы советского атеизма паломничество сюда прекратилось, церковь пустовала. А в 90-х годах прошлого века, и вовсе оказалась заброшенной, и начала разрушаться. Листая монографию, наткнулся на фотографию, на которой видно как на крыше храма росли деревья. Похоже, дербентский ракушечник — самый плодородный из камней. Стены, купол, крыша, храма построены из этого самого дербентского камня-ракушечника. Возле храма большой дуб осыпает храм желудями. Армамс Данилов показывает рядом двухметровые кустарники дуба, и говорит, что такие же росли на крыше храма.
Армяне выходцы из Дербентского района, решили восстановить традицию. В начале двухтысячных годов здесь появляются первые паломники нового поколения. Теперь, в день святого Григориса, который отмечается в последнее воскресенье августа, в Нюгди приезжает от 400 до 800 армян. Многие из них вносят свой вклад в реставрацию храма, и благоустройство территории вокруг него. Среди них — медиамагнат Арам Габрелянов.
Территория храма огорожена и постепенно приводится в порядок. Внутри произвели капитальный ремонт, с крыши убрали деревья. Каменную крышу и купол специальным раствором очистили от их корней, и покрыли итальянской мастикой. На потолок скоро поднимут большую люстру. На стенах — иконы святого Григориса, и других святых мучеников распространявших веру на этой земле. Недавно заказали подъемник из Пятигорска, чтоб установить на куполе крест.
– Храм в селе Нюгди в южном Дагестане хранит память о первых христианах, проникших на территорию РФ в первом веке нашей эры. Письменные источники апостольского периода сообщают, что уже в 62 году нашей эры апостол Елисей начал проповедь веры Христовой в Чоле и Топрах-Кале, — рассказал нам заместитель директора Дербентского музея заповедника Вели Мирзоев.
Из предания церкви известно, в южном Дагестане проповедовали апостолы Христа Варфоломей, Фадей, Елисей. Один из двенадцати учеников Христовых, святой апостол Варфоломей, после проповеди Слова Божия в Малой Азии и Индии направился в Кавказскую Албанию. Страна вела постоянные войны с персами, гуннами, маскутами. Когда дербентский регион оказался под протекторатом Персии, христиане подвергались гонениям.
– В четвертом веке нашей эры христианство стало государственной религией Кавказской Албании. Само государство существовало еще за сотню лет до нашей эры. В Дербенте находился Патриарший престол. Церкви албанского периода, некоторые путают с армянскими. Потомками албан —алпан — являются лезгины, и другие народы которые утратили христианство с приходом арабов. Позже, в седьмом веке, именно Дербентский регион становится центром распространения ислама, — рассказал РП руководитель Махачкалинского отделения лезгинской народного движения «Садвал» Альберт Эседов.
Согласно историческим сведениям, в 313 году албанский царь Урнайр вместе со своим войском принимает крещение от святого Григория на реке Евфрат. С этого времени христианство провозглашается государственной религией Кавказской Албании. С помощью новой религии Урнайр рассчитывает, во-первых, объединить разноплеменное государство, а во-вторых, противостоять зороастрийской Персии. Внук Григория просветителя, Григорис по просьбе Урнаира, был рукоположен в епископы Албании и Иверии.
Историю про святого Григориса РП рассказал, руководитель армянской общины в Дербенте, краевед Виктор Данилян.
– Прибыв в Албанию из Армении, епископ Григорис рукополагал иереев, убеждал их служить святым. Затем он отправился для проповеди в лагерь кочевого государства маскутов, — говорит Данилян. — Но христианские ценности «не убий», «не укради», противоречили основам государства маскутов. Государство существовало за счет набегов и грабежей. Царь маскутов, Санесан принял Григориса за специально подосланного шпиона, и приказал казнить. Григориса привязали к дикой лошади, которую пустили по берегу моря.
На месте гибели Григориса, где ныне находится село Нюгди, ученики возвели часовню. На протяжении 1700 лет она неоднократно реставрировалась. Армянские письменные источники говорят, что в XIX веке часовня перестраивалась дважды. А в 1916 году, на месте часовни возвели храм.
Перевод армянской надписи, над одним из входов указывает на дату строительства нынешнего здания: «Храм построен на месте мученичества св. Григориса, внука отца нашего Григория Просветителя, построен на средства родных братьев Ванаценц, Григора и Лазаря Петросовичей, в год Господен 1916». Известно, что к роду Ванацянц принадлежали крупные астраханские купцы, имевшие недвижимость и в Дагестанской области.
Есть свидетельство ныне живущего в Европе Артура Паповяна, в семейном архиве которого хранится снимок часовни, датированной в 1899 годом: на переднем плане группа паломников, в том числе его дед по матери Айрапет-бек Нерсесов, проживавший в Дербенте.
В храме-часовне св. Григориса в селе Нюгди находится камень с надписью на армянском языке. Его хранил у себя дома один из местных жителей, и завещал сыну отдать его «хозяивам», когда придет время. Сын выполнил волю отца. Надпись на камне гласит: «Я, госпожа Елизовета Кочкачянц, построила церковь в память о себе и своей семье 1879 г.» В письменных источниках 1850 года, говорится, что часовню посетил Архиепископ Саркис Джалалянц «…построена маленькая часовня, внутри которой квадратная могила…»
Албанский храм в нюгди
Армянский храм в Дагестанском поселке Нюгди
— Думаешь, они действительно будут сидеть на облаках, и говорить о вере?
— Да, я в этом твердо убежден.
Стелется густеющее небо, омывая вечерней пурпурной зарей потерянный мусульманский поселок Нюгди. Притаился он в 35-ти километрах юго-восточнее Дербента, почти рядом с границей от Азербайджана. Ближайший крупный населенный пункт Белиджи. Струится издалека пыльная грунтовка, добегая до нашей цели — небольшого селения. В Нюгди дорога лучше, машина идет устойчивей. По пути встречаются гуси, утки, другая домашняя птица…
И ни одной живой души, чтобы спросить куда ехать дальше.
Паломничество в Нюгди
Наше поселение армянских корней, окружено густым лесом, глубокими печальными оврагами. Поселок многонациональный и многоконфессиональный. Есть тут и две мечети, шиитская и суннитская, есть иудейская синагога, армянская часовня святого Григориса. Пожалуй, последний объект древнего архитектурного наследия привлекает куда больше, нежели все остальное.
Крохотная улочка затаила дыхание среди домов, едва не пропустили. Зачем ей это? Сторожит вход к древнему храму. Купол обители чуть виднеется из-за густых крон деревьев.
Храм возвели на месте часовни около ста лет назад. Здание часовни тоже перестраивалось неоднократно. Зажиточные армяне не щадили средств ради прославления христианской веры. Но поразительно, что сами они покинули Нюгди больше двухсот лет назад. Во время правления Павла I поселок перешел во владения Персии. Армянам пришлось уйти с родных мест, переехав в глубинку российских земель. Их место заняли ираноязычные народы и горские евреи. 90-е годы послужили благодатной почвой для миграции основной массы евреев в Израиль. Сейчас в Нюгди проживают больше лезгины и азербайджанцы.
Храм святого Григориса в Нюгди
Но армяне не бросили святыню на произвол судьбы. Тот случай, когда вера выражается делом, а не поверхностным наличием ее присутствия. Они продолжали служить часовне издалека. Паломничеством армян к церкви первого епископа Кавказской Албании святого Григориса в здешних местах никого не удивишь. «Раз в год в Нюгди съезжаются не только армяне, проживающие в Дербенте, но и из других российских городов» — запись сделана Евгением Козубским в «Истории Дербента», книга вышла еще в 1906 году.
Такая вот ирония. Древние христианские культовые сооружения относятся к историческим памятным объектам Дербента и находятся под охранной ЮНЕСКО. О храме святого Григориса пекутся обычные армянские семьи.
В 1962 году еще при правлении советской власти здание признали памятником истории. Но период советского атеизма внес свои коррективы, как в христианство, так и в мусульманство. Обе религии пострадали. Паломничество запретили, посчитав издержками дикости. Церковь опустела, как и многие духовные обители по тем временам.
В 90-е годы стены, купол и крыша начали разрушаться, зарастать деревьями. Видимо, дербентский ракушечник, из которого строили здание, оказался не менее плодородным, чем земля Центрального Черноземья России, хоть и считается камнем.
Архитектура армянской церкви в Нюгди
Когда гонения на христианскую веру прекратились, армяне решили вернуть забытую традицию. В двухтысячных годах у храма вновь появляются паломники, но уже представители нового поколения. День святого Григориса отмечается в последнее воскресенье августа. И маленький поселок оживает.
Сюда приезжают до восьмисот армянских семей.
Этот храм не просто святыня из ракушечника, символ глубокой веры армян, — что, без сомнения, так и есть. Но глубокая память о первых христианах, попавших на земли России в первом тысячелетии нашей эры. Следуем далее…