александро куштский монастырь вологодская область

Успенская церковь Куштского монастыря

александро куштский монастырь вологодская область

александро куштский монастырь вологодская область

Ныне стоит она здесь: https://yandex.ru/maps/-/CVd4ZQmv, в на редкость изысканном монастыре Димитрия Прилуцкого, а когда-то стояла на 40 км севернее, в куда более скромной и тихой обители Александра Куштского, там: https://yandex.ru/maps/-/CVd4jN8k.
Перевезена и реставрирована в начале 1960-х гг.

1
александро куштский монастырь вологодская область

Датируется обычно «1-й пол. XVI в.», либо «после 1519 г.» и наряду с новгородской церковью из села Передки считается одной из старейших деревянных шатровых в России.

александро куштский монастырь вологодская область

В основе здания крещатый сруб (примерно 17Х17 м, высотой ок. 10 м), на нём восьмерик (ок. 8 м) и шатёр (ок. 9 м). Общая высота с крестом «до 16 сажень» (ок. 34 м).

Ветви крещатого сруба завершены бочками (высота до конька бочек ок. 14.5 м).

александро куштский монастырь вологодская область

Датировка храма иногда вызывает возражения. Пишут, дескать «основана на сопоставлении с храмами, также не имеющими твердо обоснованной даты», что вызывает удивление, ибо никогда она не основывалась «на сопоставлении» с чем-то, а попросту восходит к трудам наших дореволюционных историков и краеведов.

александро куштский монастырь вологодская область

Так в известном сборнике Ивана Константиновича Степановского (1890) значится:
«Деревянная во имя Успения Богоматери, старинная, строенная около половины XVI столетия.»

александро куштский монастырь вологодская область

Вологодский епархиальный миссионер Николай Николаевич Следников (в будущем епископ Неофит) после посещения Куштской обители писал (1907): «. храму насчитывается почти 400 летъ, въ немъ сохранились еще слюдяныя окна».

александро куштский монастырь вологодская область

александро куштский монастырь вологодская область

Другим аргументом критиков традиционной датировки служат заявления, будто «крестообразная композиция с четырьмя прирубами по сторонам света появилась в деревянном зодчестве Русского Севера только в середине-второй половине XVII века», что снова вызывает удивление, ибо «крещатый оклад» деревянных храмов известен ещё по истории с устюжским собором, т.е. минимум с конца XV века.

александро куштский монастырь вологодская область

А история таки весьма известная:
«Когда в 1490 году в Великом Устюге сгорела соборная церковь, срубленная в 1397 году, «древяна вельми велика», то, по просьбе соборных попов, великий князь велел ростовскому владыке Тихону поставить вновь такую же. Однако церковь стали рубить не по старине, а «крещатой». «Устюжанам тот оклад… стал нелюб, и хотели они о том бить челом великому князю». Владыка не велел бить челом и обещал поставить церковь «круглу, по старине, о двадцати стенах», которую и срубили в 1492 году».

александро куштский монастырь вологодская область

В южном крыле крещатого сруба, как пишет Суворов, «издавна существовал» придел Александра Куштского. Когда он появился, дело тёмное, как и с канонизацией этого святого. Годы начала почитания неизвестны, но пишут, что «преподобным Куштским чудотворцем» его называли уже в начале XVI века. Служба и житие появились «не позднее 1575 года», но точной даты, как я понял, нет.

александро куштский монастырь вологодская область

В монастыре была и другая деревяннная церковь, Никольская, поставленная по завещанию преподобного Александра после его кончины (1429), также погибшая в пожаре 1519 года и затем восстановленная, но до нас не дошедшая.

александро куштский монастырь вологодская область

александро куштский монастырь вологодская область

Перед разборкой и перевозкой в Прилуки объект обследовал Борис Васильевич Гнедовский, только что перешедший из ЯСНРПМ в ЦНРМ. Уже на стадии предварительных работ при вскрытии поздней обшивки был найден ряд интересных деталей.
александро куштский монастырь вологодская область

Западный фасад.
Следы опиленных консолей (обведены мелом) и след пристенной скамьи утраченной галереи:

александро куштский монастырь вологодская область

Дверь из северного крыла на галерею:

александро куштский монастырь вологодская область

Паз от балки перекрытия галереи (стрелочки мелом), над ним детали косящатого окна:
александро куштский монастырь вологодская область

Сейчас на западном фасаде есть пара таких окон:

александро куштский монастырь вологодская область

Южное крыло с запада:
александро куштский монастырь вологодская область

Алтарь с юга. Дверь, вертикальный паз и красное окно:

александро куштский монастырь вологодская область

По этим следам был восстановлен переход в алтарь придела, который тоже плод реставрации:

александро куштский монастырь вологодская область
(так её огородили, что и не подойдёшь, потому фото с «СОБОРОВ»)

Алтарь с востока. Слева видна каменная церковь:
александро куштский монастырь вологодская область

Волоковое окно в алтаре:
александро куштский монастырь вологодская область

После перевозки Успенской церкви Никольская осталась на берегу Кушты в гордом одиночестве.

александро куштский монастырь вологодская область

К тому же и колокольню снесли.

александро куштский монастырь вологодская область

Вот на этой лужайке Успенская и стояла:
александро куштский монастырь вологодская область

Чуть восточней неплохо сохранился келейный корпус, но уж больно нравится кому-то его обшивка, видимо для шашлыков удобная.

александро куштский монастырь вологодская область

А брёвна под той обшивкой как новые:

александро куштский монастырь вологодская область

В годы коллективизации в корпусе и храме поселили раскулаченных, выселенных окрестных сёл и деревень. Тут они наслаждались счастьем освобождённого труда во имя светлой цели строительства коммунизма.

александро куштский монастырь вологодская область

Затем по старой доброй совковой традиции здесь устроили психушку.
Пишут, конкретно в церкви была баня.

александро куштский монастырь вологодская область

А что тут теперь, не знаю, ни одной живой души не встретил.

александро куштский монастырь вологодская область

александро куштский монастырь вологодская область

александро куштский монастырь вологодская область

Источник

Александро куштский монастырь вологодская область

В августе 2014 года по заданию администрации района я готовила историческую справку о здании Александровской (Николаевской) церкви в местечке Александрово Усть-Кубинского района. Возможно, читателям районной газеты тоже будет интересно вновь обратиться к шестисотлетней истории развития одного из древних монастырей Вологодчины, расположенного на территории Усть-Кубинского района.

Каменная церковь в местечке Александрово является одной из сохранившихся церквей мужского монастыря «Александро-Куштская Успенская пустынь».

Монастырь был основан в 1420 году преподобным Александром Куштским, иноком Спасо-Каменного монастыря. Впоследствии монастырь стал заметным центром духовной культуры Заозерья в XV-XVI веках.

Будущий преподобный игумен Куштский, в миру Алексий, в юном возрасте пришел из Вологды в Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере к преподобному Дионисию Греку и через несколько месяцев был пострижен им в монашество с именем Александр. Строгой жизнью, послушанием, непрестанной молитвой он заслужил уважение братии. Афонский устав монастыря способствовал подвижнической жизни Александра Куштского.

Стремясь к уединению, Александр Куштский удалился из Спасо-Каменного монастыря на северный берег Кубенского озера, затем перешел на берег реки Сянжемы, поставил себе небольшую келью и проводил жизнь в молитве и безмолвии. Из-за близости своей кельи к деревням Александр Куштский оставил это место и ушел к устью реки Кушты и в 4 километрах от села Устья встретил преподобного Евфимия Сянженского. Он, как и Александр Куштский, долгое время проходил послушание в Спасо-Каменном монастыре, куда пришел из Великоламских пределов, затем покинул монастырь и поселился на восточном берегу Кубенского озера вблизи реки Кушты. Среди непроходимых болот и лесов построил себе келью, в которой подвизался в полном одиночестве. Пришедший к нему Александр Куштский уговорил преподобного Евфимия обменяться кельями, так как искал для себя совершенно безмолвного места. Преподобный Евфимий согласился и переселился на реку Сянжему. Он не отказывал местным жителям в духовных беседах и наставлениях, затем построил церковь в честь Вознесения Христова и устроил при ней монастырь.

Александру Куштскому тихая пустынь на реке Куште очень полюбилась. Спустя некоторое время к нему пришел один старец, а через 5 лет – третий брат. Александр Куштский решил устроить храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Он отправился в Ростов к архиепископу Дионисию (1418-1425), своему бывшему игумену, который благословил строение храма, дал ему икону Пресвятой Богородицы и церковную утварь. Получив благословение архипастыря, преподобный Александр возвратился в свою пустынь и приступил к построению храма. В то время Заозерьем владел князь Дмитрий Васильевич, происходивший из второй династии ярославских князей и живший в дереве Чирково, в трех верстах от пустынной кельи Александра. Он был рад тому, что в его отчине появился такой подвижник и поспешил дать старцу всё необходимое для постройки обители. Супруга князя княгиня Мария украсила нововыстроенный храм иконами и подарила Евангелие. Следуя примеру князя, боярин Василий отдал преподобному свою деревню Колябино на речке Куште на помин души. После смерти князя Дмитрия его вдова княгиня Мария, которая очень почитала преподобного Александра, на поминовение мужа в пользу обители пожертвовала село с крестьянами.

При своей жизни Александр Куштский в обители, в которой прожил до своей кончины, построил только одну деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Вторая деревянная церковь была возведена во имя святителя Николая по завещанию Александра Куштского.

В 1519 году при игумене Нафанаиле весь монастырь и обе первоначальные церкви полностью выгорели. Но вскоре монастырь был выстроен вновь, и на месте сгоревших церквей построили две деревянные церкви – Успенскую и Николаевскую.

Первая из них – церковь Успения Пресвятой Богородицы Александро-Куштской Успенской пустыни – сохранилась до наших дней. Деревянная шатровая церковь, датируемая первой половиной XVI века, – одна из старейших в России. Она была закрыта не позже 1930-х годов. В 1962 году вывезена в Спасо-Прилуцкий монастырь, где была отреставрирована и располагается по настоящее время. Церковь Успения Пресвятой Богородицы Александро-Куштской Успенской пустыни является объектом культурного наследия регионального значения. Первоначальный иконостас церкви не сохранился. Известно, что в южном крыле издавна существовал престол во имя преподобного Александра Куштского, устроенный над самой гробницей святого Угодника, впоследствии он был перенесен на верхний этаж каменной церкви. Часть икон более позднего сохранившегося иконостаса Успенской церкви и удивительной резьбы Царские врата из монастырских церквей экспонируются в экспозиции художественного отдела Вологодского государственного му- зея-заповедника г. Вологды.

александро куштский монастырь вологодская область

Церковь Успения Пресвятой Богородицы Александро-Куштской Успенской пустыни уже полвека находится в Спасо-Прилуцком монастыре в Вологде

Александр Куштский скончался 9 июня 1439 года на 68 году жизни. По завещанию преподобного Александра его тело было положено у южной стороны алтаря храма. Вскоре на могиле преподобного Александра выросла рябина. У крестьянского мальчика, отломившего от нее ветку, сильно заболела рука. Он выздоровел после того, как помолился Александру Куштскому и приложился к его гробу. Это было первое посмертное чудо святого. По причине множества чудесных исцелений (в большинстве случаев больных, одержимых душевными болезнями) в начале XVI века Александра Куштского стали называть «преподобным Куштским чудотворцем». В древнем рукописном житие преподобного Александра записано 20 чудес, совершенных при его гробе, последнее из которых произошло в 1573 году. В 1835 году над гробом преподобного его учениками была выстроена каменная двухэтажная теплая церковь в честь святителя Николая, освятили ее в день памяти преподобного Александра.

Церковь Александра Куштского в Александро-Куштской пустыни (синоним названия – церковь Николая Чудотворца в Александро-Куштской пустыни) – двухэтажная, кирпичная, с декором в стиле классицизма, увенчанная невысоким деревянным четвериком под куполом, с колокольней. В верхнем храме на месте левого клироса стоит пустая гробница (кенотафии) над мощами преподобного Александра, которые покоятся в нижнем храме под спудом над ними – медная рака.

В 1764 году монастырь «Александро-Куштская Успенская пустынь» был упразднен и Николаевскую церковь обратили в приходскую. С 1833 года церковь из-за малочисленности прихода была приписана к Спасо-Каменному монастырю, в тот период он именовался как Спасопреображенская Белавинская пустынь.

Вериги Александра Куштского хранятся в приходском храме святителя Афанасия Александрийского, расположенного в д. Чирково Усть-Кубинского района. При советской власти после закрытия монастыря в 1920-х годах в Николаевской церкви и 2-этажных братских кельях жили раскулаченные. Они занимались выращиванием сельскохозяйственной продукции. До настоящего времени часть постройки каменной Николаевской церкви, святой колодец, по преданию выкопанный преподобным Александром, сохранились.

До недавнего времени на территории монастыря размещалось отделение социально-трудовой адаптации АУ СО ВО «ВПНИ №1» в м. Александрово. В здании церкви располагалась баня.

Источник

Свято-Успенский Александро-Куштский монастырь

александро куштский монастырь вологодская область

александро куштский монастырь вологодская область

Александро-Куштский монастырь был основан около 1420 года преподобным Александром Куштским.

В советские годы монастырь был закрыт.
Показать полностью.

В сентябре 2017 года указом митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия на территории бывшего монастыря образовано Архиерейское подворье «Свято-Успенский Александро-Куштский монастырь», настоятелем назначен иеромонах Александр (Кораблев).

александро куштский монастырь вологодская область

александро куштский монастырь вологодская область

александро куштский монастырь вологодская область

александро куштский монастырь вологодская область

александро куштский монастырь вологодская область

Свято-Успенский Александро-Куштский монастырь запись закреплена

александро куштский монастырь вологодская область

Свято-Успенский Александро-Куштский монастырь запись закреплена

В гневе Своем на народ неверный и неблагодарный, погрязший в беззаконии, семя злодейское, сынов испорченных, на князей, ставших как князи Содома, и на народ, ставший как народ Гоморры; и в таком гневе Господь все-таки не отступает от милости, но призывает к покаянию.
Показать полностью.

Это подобно тому, как после сильной грозы идет тихий дождь. Таков Господь: долготерпелив и многомилостив, если и до конца прогневается. Но только в том случае, когда грешники перестанут зло творить, а научатся добро творить и придут к Господу со смирением и покаянием, станут они белыми, как снег.

У Господа могущество и добрая воля. Никто, кроме Него, не может грешную душу человеческую от греха очистить и чистотою убелить. Сколько бы ни мыли полотно в воде, с пеплом и мылом, сколько бы его ни выбивали и отжимали, оно не может приобрести белизны, пока не распростерто под светом солнца. Так и душа наша не может убелиться, сколько бы ни очищали ее своим трудом и своими усилиями, при помощи всех средств законных, пока не вынесем ее, открытую и распростертую, к подножию Бога, чтобы свет Божий ее осиял и убелил. Господь же и одобряет и поощряет все труды наши, все усилия наши; а именно, Он желает, чтобы мы душу свою слезами омыли, покаянием сжали, угрызениями совести отжали, затем добрыми делами одели. Но в конце концов Он призывает нас, чтобы пришли к Нему: Тогда приидите – и рассудим, – говорит Господь, то есть: Я посмотрю и увижу, есть ли Я в вас, а вы посмотрите в Меня, как в зеркало, и увидите, какие вы.

Святитель Николай Сербский.
Поучения.

александро куштский монастырь вологодская область

Свято-Успенский Александро-Куштский монастырь запись закреплена

Войны между христианскими народами и войны между язычниками не одно и то же. Язычники воевали с гордостью, а христиане воюют со стыдом. Языческие верования населили свое небо только воинами, христианская же вера обещает небо святым. Но, повторяя, по слабости, также некоторые иные грехи языческие, христиане повторяют и грех войны.

Однако Бог испытывает сердца и знает, с каким настроем грешат язычники, а с каким – христиане. Христа отрицали фарисеи, отрекся от Него и Петр. Но фарисеи отрицали Его со злобой нераскаянной, а Петр отрекся со стыдом и опять признал Его с покаянием.

А что мы, братья, скажем о мечах и копьях страстей, которыми убиваем души свои и души своих ближних? О, если бы перековать эти мечи на орала, чтобы глубоко вспахивать души и сеять благородные семена мира Христова в себе! И если бы перековать те копья на серпы, чтобы сжинать сорняки в душах и сжигать! Тогда бы мир Христов установился в душах всех нас, как установился он в душах святых. Кто бы тогда и думал о войне против соседей и народов соседних?

Святитель Николай Сербский.
Поучения.

александро куштский монастырь вологодская область

Свято-Успенский Александро-Куштский монастырь запись закреплена

«И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы» (Ис.2:2).

Это пророчество относится к Церкви Христовой. Насколько таинственным пророчество это могло представляться иудеям до Христа, настолько нам сегодня оно ясно.
Показать полностью. Гора, или высота, дома Господня – это, действительно, устремленная ввысь гора, то есть вершина высот небесных, ибо Церковь Христова держится прежде Небом, а не землей, ибо ведь часть членов Церкви (и сейчас это большая часть) находится на небе, тогда как другая часть еще на земле.

Кроме того, Церковь Христова возвышается над холмами, то есть над всеми земными и человеческими величинами. И философия человеческая, и искусство, и все культуры народов, и все ценности земные представляют собою всего лишь низкие холмы по сравнению с необозримой высотой Церкви Христовой. Ибо все эти холмы для Церкви нетрудно было создать, тогда как ни какой-то один из них, ни все они вместе взятые на протяжении многих тысячелетий не могли создать Церковь.

И наконец, говорит пророк, потекут к ней все народы. К кому, действительно, до сих пор стекались все народы, если не к Церкви Христовой? Храм Иерусалимский был недоступен для язычников, под угрозой смертной казни. Церковь же от начала призывала все народы на земле, исполняя заповедь Господа: Идите научите все народы (Мф.28:19).

Святитель Николай Сербский.
Поучения.

александро куштский монастырь вологодская область

Свято-Успенский Александро-Куштский монастырь запись закреплена

4 ноября празднование Пресвятой Владычице нашей Богородице в честь ее образа «Казанская».

Почему же праздник, как видно из самого названия его, местный, праздник только одного города становится торжеством общенародным и всероссийским? Почему в нем участвуют русские православные люди по всему лицу земли русской, каким бы огромным расстоянием они ни были отделены от Казани?
Показать полностью.

Готов ответ в словах святого апостола к христианам: «Вы — тело Христово, а порознь — члены. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1Кор.12:26-27).

Когда наши предки, на заре своей исторической государственной жизни, были просвещены верою Христовой, в это время Запад Европы уже давно был христианским. Но истина христианская все более и более омрачалась здесь человеческими мудрованиями и установлениями. Церковь Христова обмирщалась и в заблуждениях римских пап, потянувшихся к мечу и короне, к блеску земной власти древнего и гордого Рима, все более и более обращалась из царства Божьего и Небесного в царство земное и человеческое.

Неповрежденная истина апостольской веры хранилась на Востоке, в древней Византии. Но страны православного Востока в это время находились уже и изнемогали в тяжкой борьбе с надвигавшимся мраком изуверного мусульманства. Одна за другою погасали лампады древних церквей, одни за другими потом падали православные царства; сама Византия видимо и бесповоротно клонилась к упадку; древлеправославные Египет, Сирия, Палестина, Малая Азия, Грузия, потом Болгария, Сербия склонились пред страшным разливом изуверного ислама. Все более и более они теряли возможность просвещать другие, окружающие их племена и народы, сидящие во тьме неведения Христовой истины. А поприще для проповеди, а жатва для делания христианского были прямо безграничны.

В этот-то поздний час истории Господь воздвигает новый светильник веры правой на далеком севере, в юном русском княжестве, среди народа русского, молодого и даровитого, полного сил и энергии. Промысел Божий, призывая нас, русских славян средней Европы, в лоно Церкви Христовой, в самом географическом положении нашей страны на границе Европы и Азии, Запада и Востока, и в ее племенном составе указывал нам великую задачу: нести полученное сокровище чистой и истинной веры к малоизвестному востоку и северу Европы и далее, в неведомые и таинственные в то время страны сопредельной Азии, бороться с мраком язычества и распространяющегося мусульманства, просвещать дикие многочисленные племена инородцев и приобщать их к участию в Царстве Божием и в жизни образованного человечества.

Поистине, это была единственная в истории человечества, величайшая мировая задача, данная святой Руси. Наши предки часто сознательно, часто полусознательно, инстинктом духовным уразумели ее и стали осуществлять непосредственно со времен святого Владимира Великого. Удивительно быстро и прочно в первые после крещения Руси два столетия христианство начинает распространяться среди языческих племен теперешней средней и северной России, несмотря на множество сильнейших препятствий совне и внутри, несмотря на крайнюю малочисленность русских славян, носителей веры, как бы утопавших в море окружающего их инородчества.

Но вот, когда от берегов Днепра и Ильменя христианство проникло уже до крайних пределов севера и востока Европы, когда русской Церкви предстояло уже шагнуть с проповедью Евангелия в глубину Азии, в это время, в XIII веке, Россию постигает великое бедствие, которое сковало русскую жизнь и замедлило на время великое и христиански-просветительное дело России.

Этим бедствием было монгольское иго – тяжкий и мировой мученический подвиг русского народа. Предстояло Святой Руси этим подвигом многолетнего страдания искупить грех своего разъединения, распрей и раздоров, перегореть в них и закалиться, сознать всю необходимость единства веры и единения политического, выковать и выносить истину единодержавия и самодержавия, познать тщету и пагубу народовластия. Вместе с тем предстояло задержать вторжение диких варваров в Европу, отстоять грудью и сохранить для мира сокровища христианской европейской цивилизации. В этом навеки незабвенная в истории заслуга русского народа пред всем человечеством.

Много трудов стоило России пережить и свергнуть тяжелое монгольское иго, чтобы снова приступить беспрепятственно к исполнению главного и существенного мирового призвания, указанного Руси Провидением. Наконец, более чем через 200 лет после нашествия монголов исполняется заветное желание наших князей и святителей и всего народа русского: татарская орда, не раз разбиваемая русским воинством, отодвинулась от пределов наших, ослабела, распалась. и Русь сделалась свободною!

И тотчас же вновь началось движение наше к Востоку с Крестом и Евангелием. Но на пути, как преграда этому движению, лежало некогда страшное и могущественное татарское Казанское царство.

В великий праздник Покрова Божией Матери, 1 октября 1552 года, во время службы Божественной, при возглашении слов Евангелия: «и будет едино стадо и един Пастырь» пала некогда грозная Казань, и русскому народу открылся беспрепятственный путь в Азию.

Было ли угодно Господу это поступательное движение наше на Восток и это ниспровержение царства неверного? Был ли народ русский в этом деле орудием миродержавного Промысла? Исполнил ли он при этом свыше указанную ему задачу?

Как бы в ответ на такие возможные недоуменные мысли, кроме отмеченных уже обстоятельств самого завоевания Казани, свыше дается новое знамение.

Господь чудесно являет в Казани образ Богоматери, под покровом Которой совершилось и самое завоевание ее, — образ, данный свободной России, знак Небесного благословения русскому народу в историческом просветительном шествии его к Востоку, в глубь Азии, в его служении своему мировому призванию.

Не раз потом эта чудесная икона Богоматери приносила и проявляла нам милость Божию в годины бед народных, и недаром сделалась она святынею всероссийскою. И всякий раз, в решительные моменты жизни России, в сохранении ее целости и самостоятельности, русскому народу как бы давалось новое и новое подтверждение его исторического призвания.

Была тяжелая пора, поистине «смутное время» на Руси, когда пресекся в ней род Владимира Святого, когда поляки, овладев большею половиной русской земли, вторглись, наконец, в самое сердце ее – в Москву – и в ней засели. Уже корона России предлагалась польскому королевичу Владиславу, а отец его, Сигизмунд, фанатический слуга римского папы, захотел соединить Россию с Польшей, не скрывая намерений ввести в ней католичество.

Чистоте веры русского народа, основным устоям его религиозного и национального существа, следовательно, его историческому призванию грозила страшная опасность.

«Мати Божия, спасай землю русскую!» – такой клич вырвался из сердец лучших сынов нашего народа.

И Матерь Божия услышала их молитвы. В Казанской иконе Своей пришла Она к полоненной Москве во главе русского воинства. Пред Нею изливали тогда мольбы свои доблестные Минин и Пожарский; на Её благодатную помощь надеялись русские люди, в виду необыкновенной трудности взять силою ратною тот город, который из твердыни России теперь обратился в крепкий оплот ее врагов. А войско русское, наскоро собранное, было и нестройно, и не обучено, и немногочисленно, и к тому же не совсем единодушно и согласно.

И вот находящемуся в плену у поляков епископу Арсению ночью во сне является преподобный Сергий, молитвенник за землю ему родную святорусскую, и объявляет, что Господь, по ходатайству Богоматери, на следующий же день низложит врагов.

Предсказание сбылось: действительно, на другой день, 22 октября 1613 года, Кремль Московский был взят, враг изгнан, Россия стала свободною и скоро уже имела и Царя, природного русского, из нового царственного рода Романовых.

С тех пор Казанская икона Богоматери сделалась семейною святыней русского Царского рода Романовых, а вместе с тем — святынею и всего народа русского. Праздник ее – не церковный только, но и государственный праздник, что многим у нас неизвестно; храмы ее и в Москве у Кремля, и в Петрограде, – это самые чтимые народом и притом Царские храмы.

Пред Казанскою иконой Богоматери в этих храмах всегда являются наши Цари в важные дни своей жизни, пред нею прежде всего являются после брачного союза, прося благословения, наследники Престола.

Так сделалась она святынею не местною Казанскою, а всероссийскою, общечтимою. И поныне она чаще всего видится в старинных православных русских домах, как священное наследие и благословение предков, передаваясь из рода в род. И поныне иконою этою благословляют всякий новый семейный союз. Из Казани в течение веков ежегодно она была носима на огромном протяжении по всей прилегающей стране иноверия и зловерия; она являла силу Божию врагам христианства, она объединяла русских людей и крещеных инородцев, она утверждала в восточном Поволжье силу Христову, силу Святой Руси.

В наши дни, в русско-японскую войну, опять Россия в борьбе на Дальнем Востоке стояла в своем мировом историческом призвании. Призвание это – нести свет христианства, крест и евангелие на всем великом историческом движении русского народа. Увы, свет этот стал у нас самих и в нас самих меркнуть; Крест и Евангелие стали попирать и предавать русские люди. Пала вера, ослабело благочестие; опять явились распри и раздоры, ослабление власти и почтения к ней, неуважение к сокровищу Царского Самодержавия, которое всегда было спасительною силой в тяжкие дни жизни России.

Как раз в момент, когда развертывались события войны и приближались роковые битвы, имеющие решить исход брани, вместо подъема веры, вместо воодушевления молитвы, вместо подвига покаяния в Казани украли святую икону. Не раздалось всеобщего вопля, не слышно было всенародного стенания. Был суд. Судили преступников так же, как будто они украли у соседей корову или домашнюю мебель.

В тяжких предчувствиях у многих верующих людей упало сердце; было ясно всякой чуткой душе, способной разумевать знамения времен, что суд Божий над нами не дремлет, что многими скорбями надлежит нам войти в крепость духа и в силу прежнего достоинства. И вот эти скорби настали.

Под знаменем Православия, при Небесном заступничестве и благословении Богородицы будем мы совершать служение наше на всех поприщах жизни. Матерь Божия спасет землю русскую, облегчит ей труд свыше данного призвания. Украден образ Богоматери, но не украсть никому Ея благодатной помощи. И как остались Ея иконы – списки Казанского образа, так останутся с нами и милость и заступление Богородицы, если мы того будем достойны по вере и жизни. Помнить только нужно, в чем наша сила и призвание: в Православии. При верности ему не погибнет Русь, это дитя Божие, дитя столь великих слез и молитв, не погибнет народ наш, если он останется пред Богом чадом послушания.

Восстань же в подвиге веры и благочестия, русский народ, проникнись сознанием и долгом своего призвания, — и сгинут твои беды и напасти. Залог этого упования — чудотворный образ Богоматери, который некогда явился в благословении тем, кто так же, как и мы, верили и уповали, ожидая избавления России от тяжких бед. Вера их не обманула, упование их не посрамило!

1908 год. Священномученик Иоанн Восторгов.
Источник: http://www.pravoslavie.ru/49507.html

александро куштский монастырь вологодская область

Свято-Успенский Александро-Куштский монастырь запись закреплена

Оставим, братья, иудейское идолопоклонничество, за которое иудеи были достаточно наказаны, и обратим внимание на идолопоклонство среди нас, христиан. Чем, как не идолом, является накопленное золото? Чем еще, как не идолом из праха, являются присвоенные поля? Чем, как не идолом, изготовленным из кожи и шерсти животных, является роскошная одежда? И куда спрячутся идолопоклонники нашего поколения, когда появится страх Господень и когда явится слава величия Его? Беги в золото, золотопоклонник! Залезай в землю, землепоклонник! Прячься в кожи животных, укрывайся шерстью лисицы и волокном от мертвых букашек, идолопоклонник! – О, горькая ирония! Все это огонь поглотит в День Господень, в тот страшный День. И человек станет лицом к лицу с Единственным Величественным и Непреходящим. Все идолы человеческие будут уничтожены огнем прежде людей, и Судия Бессмертный спросит у идолопоклонников: где же боги ваши?

Святитель Николай Сербский.
Поучения.

александро куштский монастырь вологодская область

Свято-Успенский Александро-Куштский монастырь запись закреплена

Чтобы детское недоумие и женские прихоти не властвовали над человеком или народом, нужно строго держаться Закона Божия, установленного Богом для людей, так же, как все сотворенные твари держатся Закона Божия, установленного Богом для них.

Святитель Николай Сербский.
Поучения.

александро куштский монастырь вологодская область

Свято-Успенский Александро-Куштский монастырь запись закреплена

Господь наш Иисус Христос сказал: Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех! То есть, блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня, радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф.5:11–12).
Показать полностью.

Некоторые могут подумать, что наставление Господа не страшиться ненависти не относится к ним и дано совсем не для наших времен и обстоятельств. Мы не живем ныне, скажут они, среди врагов и гонителей христианства, как жили первые последователи Христовы; мы живем христиане между христианами; мир, который некогда ненавидел христианский род, в продолжение времен сам переродился в мир христианский.

Те, которые истинно Христовы и желают убедиться, как ненавидит мир и ныне, всегда это могут испытать на себе. Чем они будут совершеннее и приметнее для мира, тем скорее возбудится ненависть. Пусть они обратятся к премудрым и разумным века сего, например, с учением о премудрости Божией, или о повреждении человеческого естества, или о внутреннем человеке, или о жизни созерцательной, или о действии Святого Духа, чем они будут глубже излагать это бесконечно глубокое учение, тем разумные будут менее разуметь его и тем скорее вследствие уверенности в превосходстве своего ума они презрят их, как опасных учителей. Пусть кто-либо из состоятельных отважится с полной христианской решимостью отвергнуть пышность и роскошь, забавы и зрелища, раздать имение нищим, решиться жить исключительно Церковью, какими уязвляющими взорами будут люди преследовать этого беглеца. Сколько стрел остроумия или, справедливее, острого безумия на него посыплется! Нет сомнения, что найдутся люди, которые усомнятся в его здравомыслии потому только, что он решился мыслить и поступать по-христиански, не применяясь к миру и его ложным понятиям.

Чтобы понять, почему это так делается, почему мученичество современно нам, надо вникнуть в вопрос кто эти мучители? Действительно, кто может среди самого христианства воздвигать вражды, раздоры, смятения, ненависти, гонения? Тот, кто наполнил первые века христианскими мучениками. Тот, который не давал покойного дня в жизни столпам Православной Церкви, кто терзал Василия Великого, Григория Богослова; кто несколько раз изгонял Афанасия, заточил Златоуста. Кто же производил и производит такие ужасы, как не мир, некогда побежденный верою нашею, но потом – о горе и бесславие христианству! – нередко побеждающий в нас веру нашу, не по ее немощи, но по нашему расслаблению и малодушию.

Вси хотящии благочестиво жити о Христе Иисусе, гоними будут, – говорит св. Апостол (2Тим.3:12). Следовательно, гонимы будут все истинные христиане до скончания века; будут страдать от скорбей, печалей, искушений, клеветы и бедствий. Мы не должны смущаться таким порядком вещей. Человеку, который борется со злом, говорит Златоуст, невозможно не испытывать скорбей. Борцу нельзя предаваться неге, воину невозможно пиршествовать в сражении. Поэтому пусть никто из находящихся в борьбе не ищет покоя, не предается наслаждениям. Настоящее время есть время борьбы, сражения, скорбей, воздыханий, есть поприще подвигов. Время покоя будет после, а теперь – время усилий и трудов. Праведники терпят бедствия для их испытания, а грешники – в наказание за свои грехи. Тот, кто знает Священные Писания, как должно знать, не соблазняется ничем случающимся, все переносит мужественно, иное принимает верою и приписывает непостижимому Промыслу Божию, а для иного видит основания и находит примеры в Писаниях.

Вражда, гонения, мученичество – дело не новое, а потому Христос и учит взирать на это равнодушно, без страха, смятения и говорит нам: Аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавидех! (Ин.15:18).

Мужайтесь, и да крепится сердце ваше, вси уповающии на Господа! Аминь.

Священномученик Серафим (Чичагов).
Проповеди.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *