александро мариинский монастырь евлево
Тихвинский храм с. Евлево
Престольный праздник: иконы Божией Матери Тихвинская (9 июля)
Настоятель: протоиерей Владимир Евгеньевич Копенкин, 1965
Приделы: иконы Божией Матери «Знамение» (10 декабря)
свт. Петра, митрополита Московского (6 сентября, 3 января, 18 октября)
Из истории
Александро-Мариинский монастырь был устроен на острове, окруженном с трех сторон озером Великим, с четвертой — рекой Пра. Довольно высокий холмистый остров именовался «Ивлиев Корь» (лесок), а по-народному — «Микулин остров». В каталоге казенной палаты от 26 июля 1812 г. значится деревня Иевлево помещика Александра Щербинина. Название образовано от имени Ивлий (Иоиль), а затем изменилось в «Евлево».
В 1887 г. эту землю купила вдова унтер-офицера Марии Яковлевна Попова. После кончины супруга она дала обет основать женскую общину и по благословению преподобного Варнавы Гефсиманского приступила к делу. Общину назвали Александро-Мариинской — в честь чудесного спасения императора Александра III с семьей во время крушения поезда 17 октября 1988 г. М.Я.Попова купила еще земли в Стружанском Бору, в 20 верстах от монастыря. Там устроили хутор для сестер. За 1888—1890 гг. были построены два больших корпуса, одноэтажный и двухэтажный, для келий настоятельских и сестер, одноэтажный корпус для трапезы с кухней, двухэтажная гостиница. Все эти здания были деревянные, крытые железом. Построены также богадельня, дом для священника и здания для хозяйственных нужд.
Для возведения церкви к стоящему в центре общины деревянному на каменном фундаменте дому пристроили алтарь, надстроили купол, построили паперть и установили над ней небольшую тесовую колокольню. Храм освятили 1 октября 1890 г. в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
21 ноября 1892 г. официальное открытие общины совершил архимандрит Нестор, бывший наместник, а в описываемое нами время настоятель Николо-Радовицкого монастыря.
Это стало достойным итогом подвижнической жизни М.Я.Поповой. 22 декабря 1892 г. она скончалась.
Новая начальница общины монахиня Рафаила, бывшая казначея Сушкинского Никонова женского монастыря Спасского уезда Рязанской губернии, оказалась достойной ее преемницей. Возведение Вознесенского каменного пятиглавого, трехпрестольного храма стало главным делом матери Рафаилы. Колокол для храма весом 200 пудов пожертвовал старец Варнава. Все суммы складывались из монастырских доходов и пожертвований многих благотворителей, в том числе крестьян Димитрия и Петра Косоноговых, Афанасия Ивановича Дворецкого и других. А иконостас и средства для украшения внутренних стен предоставил коломенский купец Петр Матвеевич Глазунов. В 1897 г. в общине проживало уже 125 человек с трудниками. 16 сентября 1899 г. Александро-Мариинская женская община была обращена в общежительный женский монастырь.
Игумения Рафаила управляла монастырем до октября 1903 г., а 22 марта 1904 г. приехала новая начальница монахиня Валентина. До этого она сорок лет проживала в образцовом Иверском Выксунском монастыре Нижегородской губернии. При ней расширились владения монастыря, и к 1906 г. количество сестер возросло до 147-ми.
В 1931 г. в бесхозных зданиях монастыря разместился дом отдыха и пионерский лагерь издательства газеты «Известия». В 1996 г. они были закрыты, и сейчас это место охраняют лишь несколько сторожей.
С 1997 г. здесь проводятся богослужения, однако храм Церкви не передан.
Меню навигации
Пользовательские ссылки
Информация о пользователе
александро-мариинский женский монастырь.
Сообщений 1 страница 9 из 9
Поделиться1Пт, 12 Окт 2012 21:36
Всем привет, я не знаю была ли тема про это место или нет, но не боясь повторить решила все же написать.
Александро-Мариинский женский монастырь.Дата основания-1899г. Современный адрес Московская обл., Шатурский р-н, пос. Мещерский Бор.
Начнем с истории этого места. Основания святыни.
Издавна на Руси сложился такой порядок: церкви и монастыри всегда располагались в красивых, или, как тогда говорили, благолепных местах.
Этот остров принадлежал помещице Щербининой. После 1861 года по наделу половина острова (12 десятин) перешла от неё крестьянам деревни Евлево, находящейся около версты от монастыря за рекой. Вторая половина (12 десятин) была продана крестьянину села Спас-Клепики Антипу Евфимиевичу Баркасову. После вырубки и продажи строевого соснового леса земля ему стала не нужна, и в 1887 году он продаёт её вдове унтер-офицера Марии Яковлевне Поповой.
Эта женщина происходила из купеческого рода Кузьминых города Рязани (по мужу Попова). Отличаясь набожностью и любовью к народу, она давно имела заветную мечту: основать женскую общину. После смерти мужа она дала обет претворить в жизнь свою мечту. Не сразу решилась она на это высокое и трудное дело. Она дважды тяжело заболевала. Своё выздоровление после второй болезни она восприняла как указание свыше и, отбросив робость, по благословению старца иеромонаха Варнавы, покровителя Иверского Выксунского монастыря Ардатовского уезда Нижегородской губернии, немедленно приступила к делу. На приобретённом участке в 1887 году началось строительство зданий для размещения сестёр будущей общины. Старец Варнава всячески помогал М.Я. Поповой: руководил постройками зданий общины, правил и затем вводил в общине устав монастырского жития.
В это время происходит событие, которое существенным образом оказало влияние на судьбу и наименование рождающейся общины. 17 октября 1888 года близ станции Борки под Харьковом потерпел крушение императорский поезд. Только чудо спасло семью императора Александра III от неминуемой гибели. Православная Россия возносила благодарные молитвы Царю Царей и Царице Небесной за чудесное сохранение жизни августейшего семейства. Спустя три месяца после этого события М.Я. Попова обращается с прошением к Феоктисту, архиепископу Рязанскому и Зарайскому с прошением о разрешении открытия сказанной общины.
Оформив покупку земли, М.Я. Попова вновь обращается к епископу Феоктисту. В то же время под руководством старца, иеромонаха Варнавы, М.Я Попова продолжает обустраивать территорию будущей женской общины. За 1888-1890 годы были построены два больших корпуса, одноэтажный и двухэтажный, для келий настоятельских и сестёр, одноэтажный корпус для трапезы с кухней, двухэтажная гостиница. Все эти здания деревянные, крытые железом. Построены также богадельня, дом для священника и здания для хозяйственных нужд, тоже деревянные, крытые тёсом и дранью. Все здания, кроме гостиницы, богадельни и священнического дома, обнесены тесовой оградой.
Рязанскую духовную консисторию интересует, насколько готова женская община для её официального открытия. По её поручению в январе 1890 года был проведён осмотр места и строений будущей общины. В отчёте о результатах проверки, подписанном благочинным 3-го Егорьевского округа Рязанской губернии Протоиереем Василием Андреевичем Никитиным и приставом 2-го стана Егорьевского уезда Коллежским асессором Виктором Антоновичем Кранковским, отмечено, что «для всех вообще построек, а также и возведения Храма местность чрезвычайно удобна и не представляет никаких решительно препятствий в естественном отношении». «К сему считаю должным присовокупить и то, что в ограде дачи при деревне Евлево, где предполагается открыть женскую общину, построен новый прекрасный деревянный корпус 38 аршин в длину и 12 аршин в ширину, в коем может быть с большим удобством (может быть) сделана трапезная церковь: нужно только поставить иконостас и престол».
В своём рапорте протоирей В. Никитин ясно говорит о невозможности открывать женскую общину без храма. Здесь же он советует в уже построенном корпусе (38х12 аршин) сделать трапезную церковь. М.Я. Попова без промедления последовала этому совету. К стоящему в центре общины деревянному крытому железом на каменном фундаменте дому был пристроен алтарь, надстроен купол, построена паперть и над ней небольшая тесовая колокольня.
В клировых ведомостях церквей Егорьевского уезда за 1890г. имеется «Ведомость о церкви Тихвинской (так в документе), Егорьевского уезда, новоустраиваемой женской общины, что на острове «Иевлевский Корь».
Два года, прошедшие после освящения храма М.Я. Попова провела в неустанных заботах: строились несколько новых келий для сестёр и двухэтажный дом для новой гостиницы. В это время она обращается с ходатайством в Рязанскую Епархию, и вскоре, в конце августа 1892 года, Священный синод принимает решение об учреждении Александро-Мариинской женской общины. По благословению преосвящённого Феоктиста официальное открытие общины 21 ноября 1892 года совершал архимандрит Нестор, бывший наместник, а в описываемое нами время настоятель Николае-Радовицкого монастыря Егорьевского уезда.
Открытие женской общины стало достойным итогом подвижнической жизни М.Я. Поповой. 22 декабря 1892 года она внезапно скончалась. Неутешным было горе сестёр: пять лет совместной жизни и труда Мария Яковлевна была для них не только строгой наставницей, но и как бы второй родной матерью. К тому времени недалеко от западной стороны общины уже имелось огороженное штакетником кладбище. На нём и похоронили М.Я. Попову. На могильной плите была высечена надпись: «Здесь погребено тело Основательницы и Настоятельницы сего Монастыря
Марии Яковлевны Поповой, купеческой вдовы. Жития ей было от роду 67 лет. Скончалась 22 декабря 1892г.; до брака фамилию носила Кузьмина».
Новая начальница общины монахиня Рафаила, бывшая казначея Сушкинского Никонова женского монастыря Спасского уезда Рязанской губернии, оказалась достойной преемницей М.Я. Поповой. Возведение нового каменного храма стало главным делом матери Рафаилы. Колокол для храма весом 200 пудов был куплен и пожертвован старцем Варнавой. Новый храм пятиглавый, трёхпрестольный. Замечательной особенностью его строительства явилось то, что все суммы складывались из монастырских доходов и пожертвований многих благотворителей. Материалами для храма помогли крестьяне: Димитрий Никифорович Косоногов, Пётр Никифорович Косоногов, Афанасий Иванович Дворецкий и другие. А иконостас и средства для украшения внутренних стен предоставил коломенский купец Пётр Матвеевич Глазунов. Доказательством растущей известности и почитания общины является тот факт, что вся утварь, ризница и вещи храма Тихвинской иконы Божией Матери приобретались исключительно за счёт благотворителей. И если при основании ядро общины составляли двенадцать лиц, то в 1897 году в общине проживало уже 125 человек: 19 мужчин и 106 женщин. Правда, следует сделать оговорку, что не все они были членами общины: в это число входили и наёмные работники, и прислуга богадельни.
Вследствие таких благотворных изменений Указом Святейшего Синода от 16 сентября 1899г. за № 5125 по представлению преосвященного Мелетия Александро-Мариинская женская община была обращена в общежительный женский монастырь того же наименования с возведением настоятельницы в сан игуменьи. На торжественное открытие монастыря приезжал Архипастырь Мелетий, епископ Рязанский.
Ворота Александро-Мариинского монастыря
Игуменья Рафаила управляла монастырём до октября 1903 года, а 22 марта 1904 года приехала новая начальница монастыря Валентина. До этого она сорок лет прожила в образцовом Иверском Выксунском монастыре Нижегородской губернии Ардатовского уезда и теперь в Александро-Мариинском монастыре стала вводить тот же порядок, что и в Иверском монастыре. Своей деятельностью по управлению монастырём она в короткое время успела обратить на себя внимание преосвященного Аркадия, епископа Рязанского и Зарайского, и 10 сентября 1905 года возведена тем же преосвящённым в своём монастыре в сан игуменьи. При ней расширяются владения монастыря: в 1904 году она приобретает в с. Спас-Клепики землю под монастырское подворье. При ней же к 1906 году количество сестёр возросло на целую треть и составляло 147 сестёр.
дом матери-игуменьи
. О том, как в 1918 году закрывали монастырь, рассказывает пенсионерка из д. Евлево А. Финогенова: «Приехали военные. Монастырь закрыли ночью. А утром построили всех монашек и священника и погнали в ссылку. Монашки запели молитву «Морскою волною». С ней и уходили. Некоторые потом вернулись из ссылки».
Вот начало этой молитвы:
«1. ВОЛНОЮ МОРСКОЮ СКРЫВШАГО ДРЕВЛЕ ГОНИТЕЛЯ МУЧИТЕЛЯ, ПОД ЗЕМЛЁЮ СКРЫША СПАСЕННЫХ ОТРОЦЫ; НО МЫ ЯКО ОТРОКОВНИЦЫ ГОСПОДЕВИ ПОИМ, СЛАВНО БЕ ПРОСЛАВИСЯ».
В 1931 году в бесхозных зданиях монастыря разместился Дом отдыха газеты «Известия», впоследствии здесь же открылся пионерский лагерь «Синева» для детей известинцев. В нашу задачу не входит подробное изложение истории Дома отдыха и пионерлагеря. Напомним лишь конец этой истории. В 1996 году, разорённая перестроечными реформами, редакция «Известий» закрыла и Дом отдыха, и пионерлагерь «Синева». И с тех пор это чудесное место охраняют лишь несколько сторожей.
Проходил год за годом, но ничего не изменялось. Казалось, само время остановилось в этом месте. Но ничто не вечно под луной. Генеральный директор Издательского дома «Известия» Э.А.Галумов приехал своими глазами посмотреть легендарный дом отдыха, о котором он слышал столько рассказов от ветеранов-известинцев. Покорённый красотой этого места, он решил возродить знаменитую здравницу.
Уже восстановлена лодочная станция, сияет новая кровля на храме Тихвинской иконы Божьей Матери, идут работы на других объектах. Мы надеемся и верим в осуществление этих планов, в то, что в ближайшие годы возродится оздоровительная база «Известия» и вернёт себе былую славу.
дом матери-игуменьи
Сейчас там на самом деле дом отдыха.
Многие люди отдыхающие неоднократно видели призрака хранительницы основательницы, непосредственно самой М.Я. Поповой. Говорят что ее могила находится где то на территории данного места. Но точно утверждать это нельзя. Да и дети отдыхающие в лагере тоже видели ее. Для кого то это была байка у костра, а для кого то одно из самых тяжелых потрясений. Она как ангел хранитель этого места, поговаривают что своим появлением она уберегла компанию мальчишек от плохого,возможно даже рокового замысла. Парень Александр (один из тез ребят) до сих пор,по прошествии стольких лет не решается рассказать об этом случае подробно. Единственное что он говорит,что видел призрака монахини в белом одеянии. С слепыми или закрытыми глазами,и как будто припухлыми. Как если бы дама умерла утонув.
Место хоть и святое, но некоторым становится плохо на территории бывшего монастыря. Кого то охватывает паника, кто то не в своем уме несется наутек от этого места, кто то с пустого мета начинает предсказывать скорые беды. Люди находятся в таком состоянии,которого сами не могут объяснить. Как будто их разум и воля подчинены стороннему.Многих объединяет панический страх. Такие ощущения бывают при панических атаках. Панические атаки это по сути заболевание, которое врачи не могут вылечить. Могут лишь поддерживать больного в состоянии относительного покоя.Порой прибегая к сильным препаратам. При приступах больной испытывает удушающее чувство страха, тело бьет крупная дрожь, липкий холодный пот льет, некоторые могут терять сознание.
Так же известно что при ведении строительных работ было обнаружено кладбище. Очень древнее. Рабочие лишь спустя некоторое время поняли что это захоронение, когда после расчещения места увидели среди деревьев много рукотворных холмиков. Конечно не кроты и не предыдущие рабочие оставили это. Крестов не было как и надгробий. Возможно всему виной именно кладбище, которое даже не огорожено, что по канонам недопустимо! Может монахиня предупреждает гостей об этом не огороженном кладбище? Может она пытается уберечь людей. Неогроженное кладбище позволяет умершим душам гулять по всей территории, а значит странное поведение людей может быть признаком «подселения».
На данный момент известно, что кладбище огородят, как посоветовали добрые люди руководству дома отдыха. Надеемся что в самом месте воцарится покой и уют. И душа М.Я. Поповой будет спокойна.
Евлево. Александро-Мариинский монастырь.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Местность, в которой был основан монастырь, исстари называлась Микулин остров. Это наименование впервые встречается в писцовых книгах Владимирского уезда 1637-1648 гг. В это время здесь располагались пахотные земли крестьян деревни Иевлевской. Позднее остров стал именоваться Ивлиев Корь. До отмены крепостного права принадлежал помещице Щербининой. После 1861 года половина острова (12 десятин) перешла по наделу крестьянам деревни Евлево. Вторая половина была продана крестьянину села Спас-Клепики Антипу Евфимиевичу Баркасову. В 1887 году А.Е. Баркасов продаёт свою часть острова вдове унтер-офицера Марии Яковлевне Поповой. На приобретённом участке по благословению старца иеромонаха Варнавы Гефсиманского (Меркулова) М.Я. Попова начинает строительство зданий для будущей общины. В феврале 1889 года эта женщина обращается к архиепископу Рязанскому и Зарайскому Феоктисту с прошением об открытии женской общины во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Однако ей было отказано по причине недостаточности земли для создания и ведения хозяйственной деятельности общины. Не откладывая в долгий ящик, Мария Яковлевна приобретает ещё 238 десятин земли в Стружанском Бору Рязанского уезда недалеко от села Стружаны, в 20 км от создаваемой ей общины. На этих землях был устроен хутор для сестёр. Здесь они занимались полеводством, огородничеством, сенными покосами и скотоводством.
К 1890 году в общине проживало 40 сестёр. В 1892 году М.Я. Попова обращается с ходатайством в Рязанскую консисторию. На её прошение быстро получено пожительное ответное решение об учреждении на том месте женской общины. Община учреждена 9 сентября 1892 года, а 21 ноября 1892 года архимандрит Нестор, настоятель Николо-Радовицкого монастыря, официально открыл Александро-Мариинскую женскую общину. В память спасения императора Александра III Александровича и августейшей семьи в железнодорожной катастрофе под Харьковым, произошедшей 17 октября 1888 года, женская община получила название Александро-Мириинская в честь небесных покровителей царственной четы. Общине принадлежали 12 десятин усадебной и 124 десятин угодий пахотной, луговой и лесной земли. 22 декабря 1892 года Мария Яковлевна Попова скончалась в возрасте 67 лет. Новой начальницей общины в январе 1893 года стала монахиня Рафаила из Сушкинского Никонова монастыря Спасского уезда. В 1895 году начинается строительство огромного вместительного собора. В 1899 году Указом Святейшего Синода по представлению преосвященного Мелентия, епископа Рязанского, Александро-Мариинская женская община была обращена в общежительный женский монастырь с возведением настоятельницы в сан игуменьи. В обители тогда была собрана богатая библиотека, впоследствии утерянная.
В августе 1997 года был образован православный приход Тихвинского храма села Евлево Шатурского района. С этого времени в храме изредка проводятся богослужения. Недавно генеральный директор Издательского дома «Известия» Э.А. Галунов приехал в эти места, чтобы своими глазами посмотреть на легендарный дом отдыха. Покорённый красотой этого места, он решил возродить знаменитую здравницу. Через некоторое время была восстановлена лодочная станция, засияла новая кровля на Тихвинском (Крестовоздвиженском) храме, произведены работы и на других объектах, а также обнаружено ранее уничтоженное монастырское кладбище.
Александро-Мариинский монастырь
Фото и описание
Отдельные уцелевшие строения бывшего Александро-Мариинского монастыря расположены в окрестностях деревни Мещерский Бор в Шатурском районе в Подмосковье. До наших дней сохранились церковь Тихвинской иконы Божией матери, ворота подворья и здание, где находились покои игуменьи. В 30-х годах прошлого века постройки уже к тому времени закрытого монастыря были отданы в распоряжение издательства «Известия». Здесь был обустроен дом отдыха для сотрудников. С тех времен всеми сохранившимися зданиями Александро-Мариинского монастыря распоряжается издательство «Известия». Храм, построенный на территории монастыря в 1895-1903 годах, не является заброшенным. Сюда на службы приходят прихожане из окрестных сел.
История женской обители на Микулином острове, который позднее был переименован в Ивлиев Корь, началась в конце XIX века. Раньше всей территорией острова владела помещица Щербинина, затем эту местность разделили на две части. Одной распоряжались несколько крестьян из селения Евлево, вторая стала собственностью одного предприимчивого богатого крестьянина, который перепродал ее благочестивой даме Марии Яковлевне Поповой. Она и решила основать на острове монастырь. Поначалу идея казалась невыполнимой из-за отказа архиепископа, справедливо заметившего, что земли для нормального ведения монастырского хозяйства на острове недостаточно. Попова купила еще земли в Стружанском Бору. Участок находился в 20 км от места предполагаемого строительства монастыря. Там был основан хутор, где поселились монахини. Разрешение на возведение обители было получено в 1982 году только после строительства деревянного храма. Вскоре вместо него в монастыре появилась каменная церковь. Монахини покинули свои кельи в 1918 году и больше сюда не вернулись.
Александро мариинский монастырь евлево
АЛЕКСАНДРО-МАРИИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ, нештатный, общежительный, находился в деревне Евлево Егорьевского уезда Рязанской губернии (современная Московская область). Вдова унтер-офицера М.Я. Попова по благословению старца Варнавы (Меркулова) Гефсиманского приобрела 12 десятин земли на границе Егорьевского и Рязанского уездов на острове Евлевский Корь, окружённом озером Великим и рекой Пра. В 1887 г. Попова построила здесь несколько зданий для женской общины. Спустя три года был закончен двухпрестольный деревянный храм: придел в честь Тихвинской иконы Божьей Матери освящён 1 октября 1890 г. архимандритом рязанского Троицкого монастыря Владимиром по благословению Рязанского архиепископа Феоктиста (Попова); второй придел (во имя Иоанна Предтечи) освящён 19 октября 1914 г. настоятелем рязанского Иоанна-Богословского мужского монастыря архимандритом Тихоном по благословению епископа Димитрия (Сперовского). В память спасения императора Александра III и августейшей семьи в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 г. женская община получила название Александро-Мариинской в честь небесных покровителей царственной четы. Общине принадлежали 12 десятин усадьбы и 124 десятины угодий пахотной, луговой и лесной земли. К 1890 г. в общине проживало сорок сестёр. Настоятельницей монастыря была утверждена основательница Попова, а после её кончины в 1893 г. – монахиня Рафаила. 16 сентября 1899 г. община получила статус женского общежительного монастыря, и монахиня Рафаила была возведена в сан игуменьи. При ней была построена богадельня на 11 человек, расширен деревянный храм в честь Тихвинской иконы Божьей Матери, на пожертвования воздвигнут каменный трёхпрестольный собор с приделами: главным – в честь Воздвижения Креста Господня; левым – во имя святителя Петра, митрополита Московского, и преподобной Марии и правым – в честь иконы Божьей Матери «Знамение». Собор строился восемь лет, освящён 23 июня 1903 г. по благословению епископа Аркадия (Карпинского), настоятелем Солотчинского рязанского мужского монастыря архимандритом Платоном. В 1911 г. была построена каменная четырёхъярусная колокольня. В обители была собрана богатая библиотека, впоследствии утерянная. Монастырь имел подворье в Спас-Клепиках. К 1914 г. в монастыре проживали 184 насельницы: 28 мантийных монахинь, 117 рясофорных, 39 послушниц. После 1917 г. Александро-Мариинский монастырь был закрыт, в 1934 г. на его месте была устроена база отдыха газеты «Известия» и пионерский лагерь «Синева». При расчистке монастырского колодца были найдены останки расстрелянных насельниц. К 2000 г. сохранились ворота под аркой и Крестовоздвиженский собор, к которому в советское время был пристроен служебный корпус. В 1996 г. база отдыха и пионерский лагерь были закрыты, но к июлю 2000 г. здания обители РПЦ не были возвращены.