александро невский монастырь история создания
Александро-Невская лавра
Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией. Считалось, что именно здесь, при впадении Чёрной речки (ныне Монастырки) в Неву, 15 июля 1240 года произошла битва дружины князя Александра Невского со шведами.
Идея строительства нового монастыря впервые возникла у Хутынского архимандрита Феодосия (Яновского), передавшему свою мысль князю Меншикову. От последнего, согласившегося отдать часть своих владений под монастырь, идея перешла к Петру I [4, с. 66]. Новая столица требовала наличия при ней священных реликвий. Одну из них, мощи святого князя Александра Невского, Пётр решил поместить в новой обители.
Проектировка монастырского комплекса была поручена Доменико Трезини. Причём в данном случае поручена была именно проектировка, но не строительство. Наблюдение за всеми строительными работами поручили Христофу Конрату. В 1712 году здесь стали появляться первые деревянные строения: заложены деревянная Благовещенская церковь и часовня. Вокруг них возникла монастырская слобода. 25 марта 1713 года церковь была освящена. Первым настоятелем монастыря стал архимандрит Феодосий.
Проект монастыря Трезини подготовил в 1715 году: были готовы чертежи и проектная модель. Через год этот проект был утверждён Петром I и использован художником Зубовым при создании одной из изображающих Петербург гравюр. В архиве Меншикова сохранилось его распоряжение:
Сразу после этого распоряжения начали рыть канавы под фундамент. Трезини только составил проект. Из-за его занятости другими работами руководство строительством монастыря поручили саксонцу Кристофу Конрату. Первым стали строить правое монастырское крыло: Благовещенскую церковь (заложена 21 июля) и Духовской корпус.
В 1716 году при монастыре было основано Лазаревское кладбище (ныне некрополь XVIII века), при котором в 1717 году была построена каменная церковь Святого Лазаря.
В 1717 году в церкви Святого Лазаря была похоронена сестра Петра I Наталья. В Лазаревском некрополе впоследствии были похоронены В. Шереметев, Ф. Уваров, М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, Д. Кваренги, И. Е. Старов, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Ф. Тома де Томон, К. Росси, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский.
После отъезда Христофа Конрата в Москву 1 июля 1720 года строение монастыря поручили Теодору Швертфегеру. Швертфегером был составлен новый проект главного монастырского храма. Трезини предусмотрел собор расположенным так, что главный фасад смотрел в сторону Невы, а вход на восток. Тем самым нарушались правила строительства православного храма, по которым вход с храм должен быть с запада, а алтарь на востоке. По всей видимости, именно это заставило Петра I приказать архитектору пересмотреть план Трезини. Кроме того, для приданию монастырскому ансамблю большей симметрии Швертфегер разместил в юго-западной части набережной линии ещё один храм. Сад, который Трезини планировал между монастырём и Невой, Швертфегер поместил к западу от обители.
После Швертфегера строительство в разное время продолжали П. М. Еропкин, М. Д. Расторгуев, И. Е. Старов.
Освящение придела Александра Невского в Благовещенской церкви входило в общий план мероприятий, входящих в церемонию переноса мощей Святого князя Александра Невского из Владимира в Александро-Невский монастырь. Данное событие стало чрезвычайно заметным в жизни города. Процессию с мощами святого князя близ Усть-Ижоры встречал на ботике Петра I лично император.
Благовещенская церковь стала местом захоронений значительных людей и царственных особ. Здесь находится прах Анны Леопольдовны, Алексея Разумовского, Александра Суворова, Наталья Алексеевна (сестра Петра I).
В 1724 году при монастыре был разбит сад, построены оранжереи. Просека от Новгородского тракта была обсажена берёзами. Напротив Благовещенской церкви был построен наплавной, а позднее подъёмный мост. К 1725 году завершены работы над тремя уступами главной линии (Духовской) монастырского комплекса.
Работы над южной частью монастырского комплекса начались в конце 1727 года, когда до карниза были выведены стены собора [2, с. 232]. Начинал их Т. Швертфегер. После прихода к власти императрицы Анны Иоанновны строительством монастыря заведовали Швертфегер, подполковник Военной коллегии Аничков, М. Г. Земцов, П. М. Еропкин.
Возведение главного Троицкого храма то прекращалось, то вновь возобновлялось. К 1740-м годам особой комиссией недостроенное здание было признано непригодным для использования.
Южную часть монастыря в 1742 году продолжил возводить Пьетро Антонио Трезини. До 19 сентября 1744 года укладывался фундамент. В докладе об окончании этих работ Трезини указывал, что строителям мешала плохая дождливая погода. Дождь шёл практически ежедневно с 16 августа, но всё-равно фундамент был сделан «с добрым порядком». В следующем июне императрица Елизавета Петровна повелела наконец-то заложить храмы и назвать их в честь благоверного князя Фёдора и Иоанна Златоуста. Возведение стен Фёдоровской церкви было завершено в июне 1747 года. Её облик практически полностью повторил формы Благовещенской церкви.
П. А. Трезини уехал из России в 1751 году. К этому времени три построенных флигеля Фёдоровского корпуса были покрыты пильными досками и покрашены в красный цвет. Тогда же была переделана в двухскатную без перелома кровля трёх флигелей Духовского корпуса. Строительство продолжалось по проектам Трезини, но под руководством других людей: каменных дел мастеров Эркуле Казасорпа, Иоганна Георга Вейса, Антонио Антониетти. Последний возводил Семинарский и Просфорский корпуса, Митрополичий дом. С 1 июля 1753 года руководство строительством Александро-Невского монастыря осуществлял Игнатио Росси. Возведение Фёдоровского корпуса и Фёдоровской церкви завершили в 1754 году.
Уже к середине XVIII первые построенные корпуса Александро-Невского монастыря обветшали. В июле 1748 года Канцелярия Александра-Невского монастыря требовала построить новую деревянную колокольню. В аварийном состоянии находились жилые покои:
«В полатах а особливо в ризничих жить невозможно, в которых от потолку подмаска валица, чего ради и потолок столбами подперт. и в кельях мазанках построенных с начала монастыря, в которых почти все монашествующие живут, верхние и нижние переклады и потолки весьма погнили и жестоко нагнулись да и стены весьма ненадёжны, чего ради ежели б во многих местах не имелось подпоров, то б давно и розвалилось всё а подмаска многократно падала и ныне падет, понеже везде бывает от ветхости теча немалая и жить во оных кельях весьма опасно дабы не учинилось падения. а кроме показанных келейных мазанок для жительства братии других в будущую зиму келей не имеется» [Цит. по: 2, с. 337].
Когда главный собор был почти достроен, 29 марта 1753 года императрица приказала разобрать его вплоть до фундамента. Разборку завершили к августу 1755 года [2, с. 338].
В 1756-1758 годах западную часть монастыря обозначил Митрополичий (Архиерейский) дом. Автором его проекта часто называют М. Д. Расторгуева, так как его фамилия обозначена на чертежах. Но судя по другим документам, Михаил Дмитриевич Расторгуев был всего-лишь архитектурным учеником, в обязанности которого входило копирование проектной документации. Самостоятельным проектированием он никогда не занимался, и умер в 38 лет в том же чине [2, с. 341]. Здания Просфорного (северо-западного) и Семинарского (юго-западного) корпусов построены к 1762 году. Немного позже к западному фасаду Благовещенской церкви был пристроен двухэтажный павильон с лестницей, ведущей на второй этаж.
Сооружение циркумференции вокруг монастырского двора началось в 1756 году. Его проектированием занимался итальянский архитектор Джузеппе Венероне, который перед этим создал проект нового главного собора. Строительство циркумференции было поручено Антониетти, который в мае 1769 года вернулся на родину. Его место 1 июля 1769 года занял архитектор Пауль Йозеф Шпекле.
Спустя более чем пол века с начала строительства монастыря его служители всё ещё испытывали недостаток в служебных постройках. В феврале 1771 года архиепископ Санкт-петербургский Гавриил писал кабинет-секретарю Г. Н. Теплову о том, что храмов на территории монастыря предостаточно, а вот для ризницы и библиотеки места совсем нет. Для решения этой проблемы он попросил: «. на углу, которой к Чорной речке, место назначенное для верхней церкви отделать для ризницы, а внизу кельи ризничему, так чтоб из них вход в ризницу был. В другом углу верхней и нижней этаж отделать для библиотеки» [Цит. по: 2, с. 453]. Положительный ответ на такой запрос был получен в октябре следующего года.
Возведение циркумференции было завершено в 1774 году. Территория монастыря стала замкнута почти полностью, брешь оставалась лишь на месте главного храма. Новый проект соборной церкви был составлен архитектором И. Е. Старовым и в феврале 1776 года представлен Екатерине II. После сооружения фундамента 30 августа 1778 года произошла закладка Свято-Троицкого собора в присутствии императрицы. Его строительство началось в мае следующего года.
30 августа 1790 года состоялось освящение Свято-Троицкого собора. Тогда же в него из Благовещенской церкви была перемещена рака с мощами Александра-Невского.
Авторство скульптурного убранства храма принадлежит Ф. И. Шубину. После постройки Свято-Троицкий собор ни разу не подвергался ремонту, никогда не менял внутренний облик.
Свято-Троицкий собор хранит несколько картин известных живописцев: «Образ Благовещения Пресвятой Богородицы» Рафаэля Менгса, «Спаситель Благословляющий» Антониса ван Дейка, «Воскресение Христово» Питера Пауля Рубенса.
18 декабря 1797 года по повелению императора Павла I монастырь получил статус лавры (наивысший статус для монастыря).
В 1800 году в Благовещенской церкви хоронили Александра Васильевича Суворова. Многие присутствующие сомневались, пройдёт ли под сводом лавры высокий балдахин катафалка с гробом. Как говорит легенда, сомнения развеял уверенный голос одного из ветерана суворовских походов: «Не бойтесь, пройдёт! Он везде проходил». Лаконичную надпись на могильной плите придумал лично генералиссимус: «Здесь лежит Суворов».
С 1806 года в нижнем этаже Фёдоровской церкви начали производить захоронения. Здесь хоронили грузинских и имеритинских царевичей, многие управлявшие монастырём духовные лица.
В 1818-1821 годах в Благовещенской церкви произошли перестройки, связанные с расширением Духовского корпуса лавры. В 1821 году архитекторов В. П. Петровым были сооружены каменные ворота со стороны реки Монастырки.
Из-за тесноты Лазаревского кладбища рядом с ним было основано новое место захоронения, которое стали называть Ново-Лазаревским. Здесь, ныне в некрополе XIX века, похоронены: Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, Ф. М. Достоевский, М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, А. А. Иванов, Б. М. Кустодиев, В. И. Демут-Малиновский, Б. И. Орловский, П. К. Клодт, В. П. Стасов, В. Ф. Комиссаржевская, Н. К. Черкасов.
В 1868-1871 годах по проекту епархиального архитектора Григория Карпова на средства купца Н. И. Русанова была построена Никольская (кладбищенская) церковь. В цокольном этаже этого храма была устроена семейная усыпальница Русановых. В 1869-1873 годах по проекту Н. П. Гребёнки на Ново-Лазаревском кладбище была построена Тихвинская церковь.
К началу XX века на территории Александро-Невской лавры насчитывалось 16 церквей. В 1920 году весь комплекс был взят под охрану государства как памятник архитектуры. Несмотря на это, в дальнейшем во многих бывших церковных помещениях были размещены различные мастерские.
В 1922 году мощи Святого князя Александра Невского были перенесены в музей религии и атеизма (Казанский собор), а серебряная рака отдана в Эрмитаж. Из Благовещенской церкви были изъяты все ценности. В 1930 году на основе некрополя был основан Музей городской скульптуры. С 1932 года ему стала принадлежать надвратная церковь. В 1933 году Благовещенская церковь была закрыта. Её первый этаж был передан Музею городской скульптуры, а второй в 1935 году был разделён на отдельные помещения. Тихвинская церковь Ново-Лазаревского кладбища была передана почте.
В 1948-1949 годах оба этажа Благовещенской церкви занял Музей городской скульптуры. Свято-Троицкий собор возвращён церкви 5 апреля 1956 года.
В 1960-х годах при реконструкции Невской набережной было значительно сокращено Никольское кладбище. Позже здесь были похоронены историк Л. Н. Гумилёв и первый мэр города А. А. Собчак. Никольское кладбище в настоящее время является единственным действующим местом захоронения при Александро-Невской лавре.
В 1988 году началась комплексная реставрация Благовещенской церкви. Мощи Александра Невского вернулись в Свято-Троицкий собор в 1989 году. В здании бывшей Тихвинской церкви разместили выставочный зал Музей городской скульптуры.
Как строили Александро-Невскую лавру
В начале XVIII века только родившийся город Санкт-Петербург — будущая столица Российской империи — остро нуждался в собственных святынях. Место исторических сражений недалеко от заложенной на Заячьем острове крепости и память о громких победах святого князя Александра Невского идеально легли в канву строительства первого большого монастыря Санкт-Петербурга.
Сегодня Александро-Невская лавра — не просто крупнейший монастырь города. Этот уголок Петербурга имеет особенное значение как для православных верующих, так для культуры и истории в целом. Как строился первый монастырь, ставший практически ровесником Петербурга?
Как выбирали место для Лавры
Впервые мысль о строительстве монастыря в честь князя Александра Невского возникла у Хутынского архимандрита Феодосия (Яновского). Идею поддержали царь Пётр I и первый губернатор Петербурга Александр Меншиков, который, кстати, отдал под будущий монастырь часть своих земель.
Место для строительства выбрал Пётр I в 1704 году. Оно находилось в деревне Вихтула, которую на русский лад нередко называли Викторией — «победой». Именно здесь, как считалось, в 1240 году состоялась знаменитая битва Александра Невского и его дружины против шведов.
В июле 1710 года архимандрит Феодосий установил деревянный поклонный крест. Надпись на нём гласила: «Повелением Царского Пресветлого Величества на сем месте имеет создатися монастырь». На правом берегу Чёрной речки (ныне — реки Волковка и Монастырка, разделённые Обводным каналом) было решено строить монастырские строения, на левом берегу — частные.
Рисунок А. Зубова на основе чертежей Д. Трезини
Создатели Александро-Невской Лавры: главные имена
Основные этапы строительства
Историк Иван Пушкарёв так описывал первоначальный план нового монастыря:
«Назначен был с восточной стороны (где сейчас Никольское кладбище) монастыря полуциркульною оградою с замковым вокруг строением двор; к нему из Чёрной речки предполагалось провести судоходный канал сквозь подъёмные ворота до монастырской восточной стены, окружённой также каналом, а за этим двором, к Неве, рыболовный пруд. В самой площади монастырского внутреннего двора два водоемные бассейна. Около всего монастыря также судоходный канал; на западной же стороне за монастырём (где сейчас митрополичий сад) обширный Итальянский сад с простирающимися в окружающие леса просеками; в левой стороне сада лабиринт, и весь сад обвести судоходным каналом».
В 1712 году на месте будущей Александро-Невской лавры стали появляться первые деревянные строения: заложены Благовещенская церковь и часовня. Вокруг них возникла монастырская слобода, построены братские кельи-мазанки.
Чтобы монастырь был более доступен для Адмиралтейской части города до Новгородского тракта в первые годы строительства монахи прорубили просеку. Эта дорога спустя года становится Невским проспектом, а имя Александра Невского ещё не раз найдёт отражение в топонимике Петербурга.
В 1716 году при монастыре было заложено Лазаревское кладбище — некрополь XVIII века, а в 1717-м при нём построили каменную церковь Святого Лазаря. Здесь покоятся привилегированные особы: сестра Павла I Наталья, архитекторы Джакомо Кваренги и Карл Росси, учёные Михаил Ломоносов и Леонард Эйлер. Для погребения на Лазаревском кладбищ требовалось разрешение самого Петра I.
В 1717—1723 годах на месте деревянной Благовещенской церкви по проекту Трезини построили каменный храм. Сегодня здание — старейшая постройка на территории лавры. 12 сентября 1724 года здесь освятили придел Александра Невского на втором этаже, а 25 марта 1725 года — Благовещенский придел на первом.
В 1720 году Теодор Швертфегер разработал новый проект главного монастырского храма.
В 1724 году при монастыре разбили сад и построили оранжереи, высадили берёзы на просеке, ведущей к обители.
В 1725 году завершили работы над тремя уступами главной линии (Духовской) монастырского комплекса, а в конце 1727 года начали трудиться над южной частью монастырского комплекса. В 1742—1751 годах здесь под руководством Пьетро Антонио Трезини укладывали фундамент, возводили Фёдоровскую церковь и три флигеля Фёдоровского корпуса. После отъезда П. Трезини строительство вели Эркуле Казасорп, Иоганн Вейс, Антонио Антониетти и Игнатио России. В 1754 году строительство Фёдоровского корпуса и церкви было завершено.
Уже к середине XVIII столетия первые корпуса монастыря успели обветшать. В 1748 году канцелярия требовала построить новую деревянную колокольню, также в аварийном состоянии находились жилые покои:
«В полатах а особливо в ризничих жить невозможно, в которых от потолку подмаска валица, чего ради и потолок столбами подперт. и в кельях мазанках построенных с начала монастыря, в которых почти все монашествующие живут, верхние и нижние переклады и потолки весьма погнили и жестоко нагнулись да и стены весьма ненадёжны, чего ради ежели б во многих местах не имелось подпоров, то б давно и розвалилось всё а подмаска многократно падала и ныне падет, понеже везде бывает от ветхости теча немалая и жить во оных кельях весьма опасно дабы не учинилось падения. а кроме показанных келейных мазанок для жительства братии других в будущую зиму келей не имеется».
Возведение главного Троицкого храма шло с переменным успехом: строительство начиналось, останавливалось и вновь продолжалось. К 1740 году особая комиссия признала недостроенное здание непригодным для использования, а в 1753-м Елизавета Петровна и вовсе приказала его разобрать. В том же году императрица повелела изготовить большую серебряную раку для мощей святого благоверного князя Александра Невского. Саркофаг был укрыт чеканными барельефами, повествующими о важнейших событиях из жизни князя, и украшен надписями Михаила Ломоносова.
Рака для мощей Александра Невского
С 1756 по 1774 год шло сооружение циркумференции вокруг монастырского двора по проекту Джезеппе Венероне. После завершения территория монастыря ставноиалсь почти замкнутой. Исключение оставалось лишь на месте главного храма.
В 1766 году завершили отделку внутреннего убранства Фёдоровской церкви, спустя ещё 4 года на первом этаже постройки освятили церковь во имя Иоанна Златоуста, а на втором — во имя Фёдора Святославовича.
В 1776 году архитектор Иван Старов представил Екатерине II проект главного собора обители, который был одобрен. В 1778 году был заложен фундамент Свято-Троицкого собора, а в следующем году началось строительство, которое длилось чуть больше 10 лет. 30 августа 1790 года собор был освящён, тогда же в него из Благовещенской церкви переехала рака с мощами благоверного князя.
В 1783—1785 годах по проекту Старова были возведены въездные ворота с надвратной церковью во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».
С 1806 года начали производить захоронения в нижнем этаже Фёдоровской церкви.
В 1818—1821 годах была частично реконструирована Благовещенская церковь в связи с расширением Духовского корпуса лавры.
В 1821 году со стороны реки Монастырки возвели каменные ворота во проекту архитектора Василия Петрова.
Тем временем на Лазаревском кладбище места для захоронений уже не хватало и рядом было основано новое место — некрополь XIX века или Ново-Лазаревское кладбище. На нём были похоронены Фёдор Достоевский, Михаил Глинка, Николай Римский-Корсаков, Модест Мусоргский, Вера Комиссаржевская, Борис Кустодиев и другие видные представители культуры.
Некрополь мастеров искусств в Александро-Невской лавре
В 1861 году было основано ещё одно монастырское кладбище — Никольское. Среди похороненных на нём — адмирал Григорий Бутаков, герой Порт-Артура генерал Роман Кондратенко, писатели Иван Гончаров и Дмитрий Мамин-Сибиряк, литературовед Фёдор Батюшков и другие. Из всех кладбищ Александро-Невской лавры Никольское — единственное действующее по сей день.
В 1868—1871 годах на территории Александро-Невской лавры была возведена кладбищенская Никольская церковь. Средства на её строительство выделил местный купец Николай Русанов. На первом этаже храме была устроена фамильная усыпальница Русановых.
В 1869—1873 годах Ново-Лазаревском кладбище была построена Тихвинская церковь.
В 1910 году по проекту Льва Шишко возвели трёхэтажное здание для ризницы, библиотеки и архива. Сегодня здесь расположены библиотека, древлехранилище и покои наместника.
К XX столетию на территории обители насчитывалось 16 церквей.
Александро-Невская лавра в XX и начале XXI века
В 1920 году весь ансамбль перешёл под охрану государства как памятник архитектуры. В советское время в бывших церковных помещениях располагались мастерские, хозяйственные помещения, музей, почта. Мощи Александра Невского были перенесены в Казанский собор, а серебряную раку передали в Эрмитаж.
Свято-Троицкий собор вернули церкви в апреле 1956 года, в 1957 году в нём возобновили богослужения.
В 1989 году в лавру вернулась главная святыня — мощи благоверного князя. А в 1996 году началось возрождение обители как монастыря под руководством епископа Назария.
Сегодня на территории Александро-Невской лавры кипит не только духовная, но и ремесленная жизнь. Функционируют мастерские — ювелирная, иконописная, швейная, гончарная, христианской оловянной миниатюры, работают краснодеревщики и реставраторы, даже есть своя сыроварня.
На территории обители проходят культурные мероприятия: концерты духовной музыки, выставки, экскурсии.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга»
Александро-Невская лавра
Монастыри и церкви издавна служили местом поклонения богам, святым защитникам и покровителям той земли, где они построены. Путей возникновения обителей в мировой истории зафиксировано несколько, среди которых выделим два наиболее важных:
Так возникла и Александро-Невская лавра, воздвигнутая на берегах Невы по Указу Петра I, почитавшего святого благоверного князя Александра Невского и его заслуги перед Русью в борьбе с извечным врагом Швецией.
Петр I лично в 1704 году выбирал место для нового монастыря, призванного стать оплотом и новой столицы, и всей православной Руси, духовной жизни. Препятствовали скорейшему началу строительства два обстоятельства:
Строительство начинается
На некоторое время идея возведения храма была отложена. Вернуться к ней удалось только после 1710 года, когда был взят Выборг. Санкт-Петербург больше не находился на непосредственной линии огня, город был надежно защищен с севера от возможных набегов. Петр Великий вновь лично занялся выбором места. Подходящая территория была определена на берегах Черной речки, там, где по предположениям летописцев и состоялось Невское побоище.
Будущий монастырь изначально был передан под руководство архимандрита Феодосия, лично водрузившего 2 креста на месте будущего строительства: по одному на каждом из берегов речки.
Важно отметить, что выбор места был сделан исторически неверно. Предполагалось, что именно здесь происходила битва между новгородской дружиной и войском ярла Биргера. Только позже историки смогли достоверно указать, где на самом деле Александр Невский потопил ратников, закованных в сталь: в устье реки Ижоры. И это место стало свято для каждого жителя Руси.
Другие исследователи предполагают, что при выборе места для строительства Преображенской церкви больше ориентировались на другую битву, в которой участвовал сын князя Александра Невского — Андрей. Ему принадлежит честь разрушения неприступной крепости Ландскроны, защищавшей владений Швеции в этом регионе.
Непосредственный указ о начале строительства последовал 20 февраля 1712 года. Чтобы получить средства на возведение всех необходимых зданий, к новой лавре был приписан Иверский монастырь, обладавший достаточным количеством земель и вотчин. Новодевичьему монастырю было приказано передать под управление лавры Ояцкое село, дававшее значительный доход. Крестьяне, населявшие передаваемые земли, могли 3 года не платить подати.
Первые службы в новом храме
Петр I лично руководит разработкой проекта и строительством Александро-Невской лавры. Из Италии приезжает Доменико Трезини, которому и поручается руководство возведением нового монастыря и храма. Сказать, когда точно было начато строительство, невозможно. В бумагах, оставшихся после Петра I, упоминается середина июня, ориентировочно 14-е число 1713 года. Первоначально была заложена деревянная церковь, строительство которой было завершено 25 марта (по старому стилю) 1713 года. На освящении присутствовал император. В этот же день была отслужена первая литургия в новом храме.
Важно подчеркнуть, что, когда был назначен Митрополит нового монастыря, здесь еще не было ни одного богомольца. Первые послушники были собраны приказным порядком с окрестных обителей. Даже с Волги и Дона присылали монахов.
Предполагалось строительство всего комплекса в форме буквы «П», именуемой тогда «покоем». Здесь должны были разместиться церкви, помещения для монахов и предстоятеля. Был запланирован даже сад с цветниками.
Для строительства основного здания был выбран берег небольшой речки Монастырки. Над воротами монастыря была возведена Надвратная церковь, посвященная Божьей матери.
На смену деревянным церквям приходят каменные
Появление первых каменных зданий относится к 1724 году, когда первых молящихся приняла Благовещенская церковь, возведенная на месте деревянной предшественницы. Архитекторами стали Д. Трезини и Т. Швертфегер. Для основного здания была выбрана пятиугольная форма, для купола — восьмиугольная. Здесь по первоначальному плану был упокоены мощи святого князя Александра Невского. Позже под сводами церкви были захоронены Анна Леопольдовна, Андрей Разумовский и Александр Суворов.
Уже после смерти Петра I в Александро-Невской лавре были возведены дом Митрополита, корпуса Семинарии, Просфорный. Архитектором стал М. Д. Расторгуев. Перед входом в монастырь появилась круглая площадь по проекту И. Старова. В соответствии с указом Павла I в 1797 году монастырю был присвоен статус лавры.
К концу 18-го века (1776-1790 гг.) относится возведение Троицкого собора, расположенного между Духовским и Федоровским корпусами. За основу был выбран стиль классицизм. Фронтон — треугольный, дополненный шестиколонным кортиком. Форма непосредственно здания была выбрана более характерная для католических храмов — в виде креста. В соборе можно выделить три нефа, для разделения которых использовались массивные пилоны. Отделка выполнялась из мрамора, привезенного из Италии. Для отделки «царских ворот» использовались кованые изделия из бронзы тончайшей работы. В 1989 году в Троицкий собор были перенесены мощи князя Александра Невского.
Некрополь Алексанро-Невской лавры
По православной традиции в непосредственной близости от монастыря было организовано кладбище, получившее название Лазаревского (1716 год). На территории некрополя заработала церковь Святого Лазаря.
Здесь нашли свое последнее пристанище В. Шереметев, писатели Д. И. Фонвизин и Ф. М. Достоевский, баснописец И. Крылов, поэт В. А. Жуковский, историк и поэт Н. М. Карамзин. Здесь же покоится прах музыкантов М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского. Похоронен здесь и гений русской земли М. В. Ломоносов.
В 1823 году Лазаревское кладбище было объединено с Тихвинским под общим названием Некрополь. В 1861 году к Некрополю было присоединено Никольское кладбище Санкт-Петербурга, названное по церкви, находящейся на территории и освященной в честь Николая Мирликийского. К сожалению, в послевоенные годы часть Никольского кладбища была снесена, когда строился Невский проспект и набережные. На Никольском кладбище и в настоящее время хоронят людей, внесших заметный вклад в жизнь страны или города.
Наши дни
На текущий момент времени Александро-Невская лавра остается одним из наиболее привлекательных мест для туристов и жителей города, духовной «меккой» верующих. Здесь можно ощутить величие русского духа, поклониться праху лучших сынов России. Мужской монастырь работает круглогодично. Здесь продолжают молить у Господа защиты для Земли Русской. В Троицкий собор и церкви на моления приезжают верующие со всей страны.
На территории Некрополя работает музей русской скульптуры. Ему были так же переданы здания Лазаревской и Тихвинской церквей.