александро невский собор даугавпилс
Даугавпилс. Собор Александра Невского.
Daugavpils Svētā labticīgā kņaza Ņevas Aleksandra pareizticīgo katedrāle
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В 1839 году был утвержден проект застройки города, градостроительная концепция которого не имела аналогов : монументальная композиция, в которой главная площадь примыкала к магистрали, переходила в эспланаду, замыкалась валами крепости и вертикалью иезуитского собора. Есть основания считать, что дальнейшее развитие площади предполагало симметричное размещение на двух её концах двух соборов – католического и православного. Однако позже размещение рынка нарушило этот план. Католический собор построили, а для православного пришлось искать новое место. В 40-х годах 19 века по проектам петербургского архитектора A. Е. Штауберта в глубине главной площади города, в стиле позднего ампира были построены двухэтажные здания присутственных мест и гимназии. В середине площади кипела торговая жизнь округи. Деревянные лавки и лабазы нескольких рынков занимали это пространство, торговыми павильонами постепенно перекрывая монументальную перспективу с видом на крепость. В 1864 году в центре площади был построен Александро – Невский собор, который стал ее доминантой. Он возвышался над суетой рынка, как бы олицетворяя собой противостояние и победу духовного над материальным. На купол православного собора была ориентирована перспектива улицы Саулес. Позднее, во времена Латвийской республики, в 1937 году на месте рынка был построен многофункциональный комплекс Дома Единства, замкнувший площадь и изменивший её монументальный масштаб. Скромное пространство позади собора было превращено в сквер, благоустроено, здесь устроили фонтан.
Архитектурная практика 40-х годов 19 века в России – это время обращения к национальному наследию, адаптация теории официальной народности. Церковное строительство тех лет велось в официальном русско-византийском стиле. Были опубликованы альбомы «Проекты церквей, сочинённые архитектором Константином Тоном», рекомендованные Высочайшим указом 1841 года в качестве образцов для строительства храмов, по мотивам которых были построены многие церкви в России. Исследователи называют такие проекты, выполненные другими архитекторами в манере Мастера – «второй линией» тоновских церквей. Влияние тоновского почерка и прототипы-образцы ясно прослеживались в архитектуре собора св. Александра Невского в Даугавпилсе, однако облик собора был, несомненно, своеобразен. Это была провинциальная версия тоновского образца, вписанная в контекст местной стилистически единой городской среды.
Собор был заложен в 1856 году и закончен в 1864 году, освящен 30 августа 1864 года во имя Св. благоверного князя Александра Невского. Строительство велось на средства казны. В 1875 году был устроен второй придел с престолом во имя праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Размеры собора в плане были 25 х 17 метров, высота – 16 метров. Интерьер собора был выполнен в стиле барокко, иконостас – с иконами живописного письма работы академика Вишневецкого. В настоящее время некоторые из монументальных пристенных киотов собора находятся в Борисо-Глебском храме Даугавпилса. По ним можно почувствовать и представить себе масштаб внутреннего пространства собора. В 1910 году рядом с собором был построен дом для причта. Число прихожан было самым большим (4965 человек) в 1906 году, а перед Второй мировой войной в 1938 году – 1630 человек. При соборе существовали молодежные и детские кружки, воскресная школа, богослужения совершались каждый день. Таким образом храм участвовал в формировании культурного пространства Даугавпилса. Собор пострадал во время Второй мировой войны, но был восстановлен на средства общины.
Церковь Александра Невского (Даугавпилс)
Церковь Александра Невского в Даугавпилсе — деревянный православный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского в Даугавпилсе (Латвия). Расположен на Погулянке, на старом гарнизонном кладбище неподалёку от Динабургской (Даугавпилсской) крепости. Сооружена в 1897 году без единого гвоздя в стиле, который был характерен северной части России. Украшена деревянной резьбой. Взята на учёт и охрану как памятник деревянного зодчества. Церковь представляет собой замечательный образец одного из наиболее заметных направлений в русском зодчестве второй половины XIX века — национально-фольклорную линию архитектора Ивана Ропета (1845—1908). Декор выполнен, как тогда говорили, «в русском народном вкусе».
Содержание
История
Деревянная церковь была построена петербургским купцом Чуксановым (Чуксиным) и по его желанию освящена 30 августа 1897 года. Первая и Вторая мировые войны не повредили её. Сохранилась до наших дней, взята на учёт и охрану как памятник деревянного зодчества.
Проводился ремонт в 1990-х [2] и начале 2000-х [3] лет.
В 1998 году знаменитый хирург Виктор Калнберз предложил перенести церковь в Ригу в район Плявниеки. [4] Долгое время церковь была без священника, иногда совершались службы священниками Борисоглебского собора.
В 2002 году храм посетил Митрополит Рижский и Латвийский Александр (Кудряшов) и благословил священника иерей Владимир на служение в этой церкви, ремонт. [5]
Александро невский собор даугавпилс
История
В середине XIX века Даугавпилс (тогда Динабург) являлся уездным городом. В 1810 году началось строительство Динабургской крепости, в 1826 году был утверждён проект города, согласно которому сложилась сеть улиц с регулярной квартальной застройкой, сформировалась центральная площадь. По проектам петербургского архитектора А. Е. Штауберта по периметру площади в стиле позднего ампира были построены здания присутственных мест и гимназии. В середине XIX века основное пространство площади занимали рынки. В 1864 году в центре площади был построен православный Александро-Невский собор, который стал её доминантой. На постройку собора было затрачено 37816 рублей 18 копеек. 30 августа 1864 года его освятил архиепископ Полоцкий и Витебский Василий.
Земельных угодий при Соборе, кроме церковного погоста, было 7,5 га пахотной земли в имении Гофтенберг (ныне Крауя), Науенская волость и огородной — 4,274 га близ фольварка в Черепово. Собору принадлежал двухэтажный каменный дом, построенный в 1908—1910 годах, и каменная сторожка, воздвигнутая в 1934 году. При Соборе существовало «Православное Содружество» — организация учащейся молодёжи. Его члены устраивали беседы, читали рефераты и принимали участие в церковном пении.
Архитектура
Проект собора был утверждён в 1843 году, автор проекта — архитектор И. Т. Таманский. В архитектуре собора, построенного в русско-византийском стиле, прослеживалось влияние прототипов-образцов официального храмостроительства XIX века. Такие проекты, выполненные в манере Константина Тона, принято называть «второй линией» тоновских церквей. В Латвии собор был единственным образцом этого стиля. Несмотря на общность с прототипами в архитектурных деталях и приемах композиции, облик собора был оригинален и своеобразен. Размеры собора были 25?17?16 метров. План — в форме равноконечного креста, крестово-купольная структура пространства, пятиглавие, открытая звонница над притвором. Интерьер собора был выполнен в стиле необарокко. Иконостас украшали живописные иконы, выполненные академиком Вишневецким. Вокруг храма была ограда с кирпичными столбами и деревянными решетками заполнений.
Разрушение
Усилия оказались тщетными, 18 ноября 1969 года в 5 часов утра Собор Александра Невского был разрушен (взорван). Три дня экскаватор нагружал грузовики остатками собора. Остатки собора были увезены и высыпались в низину на перекрестке улиц Суворова и Балву у речки Шуницы, другая часть возилась в Черепово. Место разровняли и сделали газон, позднее посадили ели. Имеются снимки собора на утро после взрыва. В городском музее хранится ключ от дверей собора.
Восстановление
В 1991 году был изготовлен памятный крест на заводе ЛРЗ, 11 сентября в 16 часов собравшимися людьми начато шествие, крест несён на руках из мастерской до проходной, от проходной завода по улицам Марияс, Красноармейской, Виестура, Карла Маркса и Падомью до места, где находился ранее собор. Внутри контура фундаментов собора была заранее приготовлена яма для основания креста, в которую и был установлен крест вечером 11 сентября. 12 сентября в Престольный праздник Собора День памяти Св. Александра Невского при стечении верующих и горожан прошёл чин освящения памятного креста, совершён чин освящения отцом Виктором (Контузоровым), настоятелем Борисоглебского собора. Первый крест простоял до 1996 года, пять лет. Он был заменён вторым крестом и простоял до мая 1999 года, до начала строительных работ в мае 1999 года. 12 мая 1999 года началось строительство храма-часовни, начали вскрывать фундаменты собора.
Внешне новая церковь напоминает прежний собор, но это не копия прежнего храма. В формах бесстолпной одноглавой часовни авторы проекта старались найти преемственность с образом собора, восстановить духовную среду городской площади, творчески осмысляя традицию. Канонические формы были воспроизведены в современном контексте застройки, воплощены в новых технологиях. Проект разработан коллективом проектировщиков из Риги, под руководством архитектора Людмилы Клешниной. Первоначально была предусмотрена отдельно стоящая звонница, в ходе строительства к часовне пристроен притвор. Несущая часть и резьба иконостаса выполнена И. Разживкиным по проекту Л. Клешниной. Роспись стен и иконы — Владимир Клесов.
Акт о сдаче часовни в эксплуатацию был подписан 9 декабря 2002 года. 8 февраля 2003 года митрополит Рижский и Латвийский Александр освятил новый колокол и кресты, всего семь штук. После освящения колокол был поднят и установлен на звонницу храма, раздался первый звон колокола. 10 февраля был поставлен малый крест на колокольню, 11 февраля на купол установлен большой крест, 12 февраля остальные маленькие кресты.
Габариты основного объема часовни — 7×7 метров, а высота вместе с крестом — около 20 (16) метров. Колокол весом 325 кг отлит в городе Минск. Анодированные под золото кресты были изготовлены по современной технологии в Риге (SIA «Sidrabe», конструктор А. Бояринов). Высота самого большого креста около 2,5 метров и вес 112 кг. Первая церковная служба состоялась на Пасху в ночь с 26 на 27 апреля 2003 года.
Интересные факты
Новая часовня расположена на подиуме-возвышении, точно повторяющем рисунок и габариты плана собора. На месте алтаря собора установлен камень, взятый из старого фундамента храма. По периметру подиума устроены откосы, на которых высажены цветы-подснежники, которые первыми цветут в апреле — как символ духовного пробуждения и надежды приобщения к духовным ценностям.
Александро-Невский собор
Александро-Невский собор
Александро-Невский собор в начале XX века
Александро-Невский собор
Источник:
Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Подробнее см. Условия использования.
Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак некоммерческой организации
Даугавпилсская церковь Александра Невского
Даугавпилсская церковь Александра Невского
Церковь Александра Невского в Даугавпилсе — деревянный православный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского в Даугавпилсе (Латвия). Расположен на Погулянке, на старом гарнизонном кладбище неподалёку от Динабургской (Даугавпилсской) крепости. Сооружена в 1897 году без единого гвоздя в стиле, который был характерен северной части России. Украшена деревянной резьбой. Взята на учёт и охрану как памятник деревянного зодчества. Церковь представляет собой замечательный образец одного из наиболее заметных направлений в русском зодчестве второй половины XIX века — национально-фольклорную линию архитектора Ивана Ропета (1845—1908). Декор выполнен, как тогда говорили, «в русском народном вкусе».
История
Деревянная церковь была построена петербургским купцом Чуксановым (Чуксиным) и по его желанию освящена 30 августа 1897 года. Первая и Вторая мировые войны не повредили её. Сохранилась до наших дней, взята на учёт и охрану как памятник деревянного зодчества.
Проводился ремонт в 1990-х [2] и начале 2000-х [3] лет.
В 1998 году знаменитый хирург Виктор Калнберз предложил перенести церковь в Ригу в район Плявниеки. [4] Долгое время церковь была без священника, иногда совершались службы священниками Борисоглебского собора.
В 2002 году храм посетил Митрополит Рижский и Латвийский Александр (Кудряшов) и благословил священника иерей Владимир на служение в этой церкви, ремонт. [5]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
История
В середине XIX века Даугавпилс (тогда Динабург) являлся уездным городом. В 1810 году началось строительство Динабургской крепости, в 1826 году был утверждён проект города, согласно которому сложилась сеть улиц с регулярной квартальной застройкой, сформировалась центральная площадь. По проектам петербургского архитектора А. Е. Штауберта по периметру площади в стиле позднего ампира были построены здания присутственных мест и гимназии. В середине XIX века основное пространство площади занимали рынки. В 1864 году в центре площади был построен православный Александро-Невский собор, который стал её доминантой. На постройку собора было затрачено 37816 рублей 18 копеек. 30 августа 1864 года его освятил архиепископ Полоцкий и Витебский Василий.
Земельных угодий при Соборе, кроме церковного погоста, было 7,5 га пахотной земли в имении Гофтенберг (ныне Крауя), Науенская волость и огородной — 4,274 га близ фольварка в Черепово. Собору принадлежал двухэтажный каменный дом, построенный в 1908—1910 годах, и каменная сторожка, воздвигнутая в 1934 году. При Соборе существовало «Православное Содружество» — организация учащейся молодёжи. Его члены устраивали беседы, читали рефераты и принимали участие в церковном пении.
Архитектура
Проект собора был утверждён в 1843 году, автор проекта — архитектор И. Т. Таманский. В архитектуре собора, построенного в русско-византийском стиле, прослеживалось влияние прототипов-образцов официального храмостроительства XIX века. Такие проекты, выполненные в манере Константина Тона, принято называть «второй линией» тоновских церквей. В Латвии собор был единственным образцом этого стиля. Несмотря на общность с прототипами в архитектурных деталях и приёмах композиции, облик собора был оригинален и своеобразен. Размеры собора были 25×17×16 метров. План — в форме равноконечного креста, крестово-купольная структура пространства, пятиглавие, открытая звонница над притвором. Интерьер собора был выполнен в стиле необарокко. Иконостас украшали живописные иконы, выполненные академиком Вишневецким. Вокруг храма была ограда с кирпичными столбами и деревянными решётками заполнений.
Разрушение
Усилия оказались тщетными, 18 ноября 1969 года в 5 часов утра собор Александра Невского был разрушен (взорван). Три дня экскаватор нагружал грузовики остатками собора. Остатки собора были увезены и высыпаны в низину на перекрёстке улиц Суворова и Балву у речки Шуницы, другую часть увозили в Черепово. Место разровняли и сделали газон, позднее посадили ели. В городском музее хранится ключ от дверей собора.
Восстановление
Внешне новая церковь напоминает прежний собор, но это не копия прежнего храма. В формах бесстолпной одноглавой часовни авторы проекта старались найти преемственность с образом собора, восстановить духовную среду городской площади, творчески осмысляя традицию. Канонические формы были воспроизведены в современном контексте застройки, воплощены в новых технологиях. Проект разработан коллективом проектировщиков из Риги, под руководством архитектора Людмилы Клешниной. Первоначально была предусмотрена отдельно стоящая звонница, в ходе строительства к часовне пристроен притвор. Несущая часть и резьба иконостаса выполнена И. Разживкиным по проекту Л. Клешниной. Роспись стен и иконы — Владимир Клесов.
Акт о сдаче часовни в эксплуатацию был подписан 9 декабря 2002 года. 8 февраля 2003 года митрополит Рижский и Латвийский Александр освятил новый колокол и кресты, всего семь штук. После освящения колокол был поднят и установлен на звонницу храма, раздался первый звон колокола. 10 февраля был поставлен малый крест на колокольню, 11 февраля на купол установлен большой крест, 12 февраля остальные маленькие кресты.
Габариты основного объёма часовни — 7×7 метров, а высота вместе с крестом — около 20 (16) метров. Колокол весом 325 кг отлит в городе Минск. Анодированные под золото кресты были изготовлены по современной технологии в Риге (SIA «Sidrabe», конструктор А. Бояринов). Высота самого большого креста около 2,5 метров и вес 112 кг. Первая церковная служба состоялась на Пасху в ночь с 26 на 27 апреля 2003 года.
Прочие сведения
Новая часовня расположена на подиуме-возвышении, точно повторяющем рисунок и габариты плана собора. На месте алтаря собора установлен камень, взятый из старого фундамента храма. По периметру подиума устроены откосы, на которых высажены подснежники, которые первыми цветут в апреле — как символ духовного пробуждения и надежды приобщения к духовным ценностям.