александро невского кафедрального собора

История Свято-Александро-Невского кафедрального собора в г. Симферополе

Собор святого благоверного князя Александра Невского

Идею о возведении собора высказала императрица Екатерина Великая во время посещения Симферополя, но строительство долго не начиналось из-за смерти Г. А. Потемкина, а затем и самой императрицы. В мае 1810 года состоялось освящение места будущего строительства и закладка храма.

Однако строительство собора продвигалось очень медленно из-за отсутствия средств. В 1812 году началась Отечественная война, которая потребовала от России напряжения всех сил. Строительство храма временно прекратилось, завершить его собирались после окончания войны.

В 1816 году повелением императора Александра I была создана следственная комиссия. Осмотрев храм, члены комиссии пришли к выводу, что здание необходимо разобрать из-за глубоких трещин в его стенах и подыскать для строительства собора более удобное место, подальше от обрывистых берегов Салгира. Существует предание, что место будущей постройки указал сам Александр I.

Новый собор положили строить на просторной площади перед Суворовским редутом. С точки зрения архитектуры, собор, расположенный в центре города, должен был связать в единое целое всю будущую застройку. Новый проект разработали в строительном комитете министерства внутренних дел Санкт-Петербурга. Его автором стал известный архитектор титулярный советник И. Шарлеман.

Храм был заложен 12 марта 1823 года. Собор стал одной из первых монументальных построек нового губернского города.

Освящение нового соборного храма во имя благоверного великого князя Александра Невского последовало в 1829 году.

В 1860 году Александро-Невский собор стал кафедральным для новоучреждённой Таврической епархии.

Впоследствии Александро-Невский собор продолжал расширяться и перестраиваться. В 1869 году в нём были построены три алтаря и устроена галерея на западном фасаде. В 1881 году начались работы по удлинению собора.

В декабре 1922 года собор был закрыт, а годом позже подвергся кощунственному погрому – неизвестные злоумышленники изорвали ризы, содрали украшения с Евангелия. Некоторое время его использовали как хранилище для церковного имущества, изъятого в храмах и монастырях Крыма. В 1929 году храму постарались придать «гражданский» вид: сняли колокола, сбили кресты. Но собор, стоявший в центре города, мешал новой власти самым своим видом.

В 1944 году на месте где ранее стоял собор в братской могиле были похоронены солдаты, освобождавшие Симферополь от фашистских оккупантов. Над их могилой в качестве памятника был установлен танк Т-34. Позже останки воинов перезахоронили на воинское кладбище, но танк-памятник остался.

Вскоре после падения советского режима всё больше голосов в Симферополе стали выступать за восстановление былого собора. С первых месяцев своего пребывания на Крымской кафедре владыка Лазарь (Швец) поднял вопрос о возрождении собора. 22 июня 1994 году в сквере Победы установили поклонный крест. В 1999 году Верховный Совет АР Крым приняла решение о создании духовно-патриотического комплекса, в который вошли бы восстановленный собор, Долгоруковский обелиск в честь освобождения Крыма от турецких захватчиков в XVIII веке, и памятник воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны.

9 января 2000 года был освящён первый камень и заложена капсула в основание собора, а 2 июня 2003 г. началось его строительство. Танк-памятник был перемещён в пределах сквера Победы. Воссоздание собора находилось под попечением митрополита Киевского и всея Украины Владимира; постановлением Кабинета Министров Украины собор был включен в перечень выдающихся памятников архитектуры, требующих безусловного восстановления. 31 июля 2009 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение пяти купольных крестов для строящегося кафедрального собора святого благоверного князя Александра Невского. «Сегодня в центре Симферополя мы являемся свидетелями того, как после разрушения наступает возрождение. Дай Бог, чтобы этот яркий символ возрождения — собор святого князя Александра Невского — многому нас научил и дал нам надежду на наше возрождение, на возрождение души, духа, возрождение жизни человеческого общества», — сказал Святейший Патриарх Кирилл.

В 2014 году воссоздание собора продолжалось под непосредственным патронатом президента России В. В. Путина.

5 июля 2014 г. освящен нижний храм собора в честь Святителя Гурия Митрополитом Симферопольский и Крымский Лазарем в воссоздаваемом соборе святого благоверного князя Александра Невского.

7 июня 2016 года в Симферополе состоялось перенесение мощей святителя Гурия (Карпова), архиепископа Таврического, из Петро-Павловского кафедрального собора в собор святого благоверного князя Александра Невского.

Источник

Новости

александро невского кафедрального собора

В Александро-Невском кафедральном соборе встретили старинную Казанскую икону Божией Матери

александро невского кафедрального собора

Глава Нижегородской митрополии совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе

александро невского кафедрального собора

В день памяти православных христиан, пострадавших за веру в годы богоборчества, митрополит Георгий совершил Божественную литургию и панихиду в Александро-Невском кафедральном соборе

александро невского кафедрального собора

Глава Нижегородской митрополии совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе

александро невского кафедрального собора

Глава Нижегородской митрополии совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе

александро невского кафедрального собора

Высадка «Аллеи семейного бизнеса» прошла рядом с Александро-Невским кафедральным собором
Богослужения в великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы

александро невского кафедрального собора

У Александро-Невского кафедрального собора работники нижегородской прокуратуры высадили каштановую аллею

александро невского кафедрального собора

В кафедральном соборе торжественно встретили написанную на Афоне в XIX веке Иверскую икону Божией Матери

александро невского кафедрального собора

В день памяти преподобного Сергия Радонежского митрополит Георгий возглавил богослужения в Александро-Невском кафедральном соборе

александро невского кафедрального собора

Праздничные Богослужения, проходящие в соборе согласно расписанию служб, можно посмотреть по данной ссылке серафим.рф в онлайн-режиме.

Понедельник

Прор. Иоиля. Мч. Уара и с ним семи учителей христианских

09 00 Часы, Божественная Литургия.

17 00 Исповедь, вечерня, утреня.

2 НОЯБРЯ

Вторник

Вмч. Артемия

08 30 Молебен блгвв. кн. Петру и кн. Февронии.

09 00 Часы, Божественная Литургия.

17 00 Исповедь, всенощное бдение.

3 НОЯБРЯ

Среда

Прмц. Пелагии Тестовой (1944)

08 30 Молебен сщмч. Киприану и мц. Иустинии.

09 00 Часы, Божественная Литургия.

17 00 Исповедь, всенощное бдение.

4 НОЯБРЯ

Четверг

Празднование Казанской иконе Божией Матери

06 00 Ранняя Литургия

09 00 Часы, Божественная Литургия.

17 00 Исповедь, вечерня, утреня.

5 НОЯБРЯ

Пятница

Апостола Иакова, брата Господня по плоти

08 30 Молебен свт. Луке Крымскому.

09 00 Часы, Божественная Литургия.

17 00 Исповедь, вечерня, заупокойная утреня.

6 НОЯБРЯ

Суббота

Димитриевская родительская суббота. Сщмчч. Лаврентия, еп. Балахнинского, Алексия Порфирьева пресвитера и мч. Алексия Нейдгардта (1918)

06 00 Ранняя Литургия. Панихида.

09 00 Часы, Божественная Литургия. Панихида.

16 00 Молебен блж. Матроне Московской.

17 00 Исповедь. Всенощное бдение.

7 НОЯБРЯ

Воскресенье

Неделя 20-я по ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

Прп. Матроны Власовой исп. (1963)

06 00 Ранняя Литургия.

08 00 Исповедь, параклис Пресвятой Богородице.

09 00 Часы, поздняя Литургия, водосвятный молебен.

17 00 Исповедь, вечерня, полиелейная утреня.

Источник

Александро-Невский собор г.Петрозаводска

Сообщество клириков, прихожан Александра-Невского собора и их друзей.

Банковские реквизиты:
Местная религиозная организация православный Приход Александро-Невского кафедрального собора г. Петрозаводска Петрозаводской и Карельской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Показать полностью.
ИНН 1001124924
КПП 100101001
ОТДЕЛЕНИЕ №8628 ПАО СБЕРБАНК
г.Петрозаводск
Сч.Банка 30101810600000000673
БИК Банка 048602673
Сч. получателя 40703810325000000836
ОГРН 1031002192264
Назначение платежа: ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА УСТАВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1 ноября (понедельник) Мученика Уара
08.30 Исповедь – иерей Евгений
09.00 Литургия – иерей Евгений, протодиакон Алексий
Дежурный священник – иерей Евгений
18.00 Вечернее богослужение – иерей Евгений, протодиакон Алексий

2 ноября (вторник) Великомученика Артемия
08.30 Исповедь – протоиерей Роман
09.00 Литургия – протоиерей Роман, протодиакон Владимир
Дежурный священник – протоиерей Роман
18.00 Вечернее богослужение – протоиерей Роман, протодиакон Владимир

3 ноября (среда) Преподобного Илариона Великого
08.30 Исповедь – иерей Евгений
09.00 Литургия – иерей Евгений
Дежурный священник – иерей Евгений
18.00 Вечернее богослужение, полиелей – иерей Евгений, протодиакон Алексий

4 ноября (четверг) Казанской иконы Божией Матери
08.30 Исповедь – иерей Андрей
09.00 Литургия – собором духовенства
Дежурный священник – протоиерей Роман
18.00 Вечернее богослужение – протоиерей Роман, протодиакон Владимир

5 ноября (пятница) Апостола Иакова
08.30 Исповедь – иерей Евгений
09.00 Литургия – иерей Евгений
Дежурный священник – иерей Евгений
18.00 Вечернее богослужение, парастас – иерей Евгений, протодиакон Алексий

6 ноября (суббота) Димитриевская родительская суббота
07.00 Литургия – иерей Андрей 06.30 Исповедь – иерей Евгений
10.00 Литургия – протоиерей Иоанн 09.30 Исповедь – иерей Евгений
Дежурный священник – иерей Андрей
18.00 Всенощное бдение – собором духовенства

7 ноября (воскресенье) Мучеников Маркиана и Мартирия
07.00 Литургия – иерей Евгений 06.30 Исповедь – иерей Андрей
10.00 Литургия – протоиерей Иоанн 09.30 Исповедь – иерей Андрей
Дежурный священник – иерей Евгений
18.00 Вечернее богослужение, полиелей – иерей Андрей, протодиакон Владимир

александро невского кафедрального собора

александро невского кафедрального собора

Александро-Невский собор г.Петрозаводска запись закреплена
Петрозаводская и Карельская епархия РПЦ

В праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства митрополит Константин совершил Божественную Литургия в Александро – Невском кафедральном соборе г. Петрозаводска

Петрозаводск. 4 ноября 2021 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил Божественную литургию в кафедральном Александро – Невском соборе г. Петрозаводска.
Показать полностью.

Накануне вечером Владыка совершил Всенощное бдение в Крестовоздвиженском соборе г. Петрозаводска.

Его Высокопреосвященству сослужили клирика кафедрального собора. Богослужебные песнопения исполнил хор собора.

Владыка Константин вознес у Престола Божия молитву об избавлении от морового поветрия. Также была вознесена сугубая молитва о медицинских работниках, исполняющих свой долг в это тяжелое время.

Проповедь перед Причастием произнес клирик храма иерей Евгений Барышев. Было совершено славление Пресвятой Богородице. По окончании Литургии митрополит Константин обратился к верующим со словом.

Информационный отдел Петрозаводской Епархии, 2021

александро невского кафедрального собора

александро невского кафедрального собора

Александро-Невский собор г.Петрозаводска запись закреплена

СВЯТЫНИ СОБОРА: Икона священномученика Николая Богословского

4 ноября 2004 г. православные Карелии впервые чествовали память священномученика Николая. В этот день в Александро-Невском кафедральном соборе был совершен чин канонизации святого. 25 марта 2004 года на заседании Священного Синода под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II протоиерей Николай Богословский был включен в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века от Петрозаводской епархии.
Показать полностью.

Священномученик Николай Богословский родился 3 мая 1875 года в селе Паяницы Петрозаводского уезда Олонецкой губернии в семье священника Иоанна Богословского. По окончании Казанской Духовной семинарии в 1897 году он был рукоположен во священника и служил до 1918 года, когда поступил в Казанскую Духовную академию, которую к тому времени, несмотря на начавшиеся гонения, сумел сохранить ее ректор, епископ Анатолий (Грисюк).

В 1921 году о. Николай окончил академию, но служить в храме стал только с 1925 года — сверхштатным священником Свято-Духовского кафедрального собора в Петрозаводске. В 1926 году отец Николай был возведен в сан протоиерея, 30 октября 1929 года утвержден штатным священником собора. В этом же году храм закрыли, и все его духовенство перешло служить в церковь во имя великомученицы Екатерины. Здесь отец Николай прослужил до 1937 года, когда было арестовано все духовенство храма. Священники обвинялись в создании контрреволюционной группы церковников. Протоиерея Николая забрали 31 августа и заключили в тюрьму в Петрозаводске.

Допросы начались сразу же после ареста и продолжались в течение двух месяцев. Только Богу ведомо, что пришлось пережить в условиях неволи и мучительств протоиерею Николаю, но он не подписал ни один из тех протоколов следствия, в которых следователь требовал признания в выдвинутых против него обвинениях в контрреволюционной деятельности. «Участником контрреволюционной организации я не являюсь и о существовании такой организации мне ничего неизвестно», – заявил отец Николай. 2 ноября 1937 году тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Протоиерей Николай Богословский был расстрелян 4 ноября 1937 г. и погребен в общей безвестной могиле в пригороде Петрозаводска.

Источник

Кафедральный Александро-Невский собор

Официальная страница Александро-Неского кафедрального собора г. Симферополя.
Симферопольская и Крымская епархия.

Адрес: г. Симферополь, улица Александра-Невского, 4 А
Показать полностью.

Информация о церковных таинствах по тел:
+ 7 (3652) 51-20-26

В Александро-Невском кафедральном соборе в каждую среду в 16:30 и каждую субботу в 15:00 проводятся огласительные беседы для крестных родителей.

Каждое воскресенье в 15:00 проводится огласительная беседа для брачующихся.

Телефон старосты собора: +7 (978) 720-78-73
Телефон охраны: +7 (978) 222-95-02

александро невского кафедрального собора

Кафедральный Александро-Невский собор запись закреплена

александро невского кафедрального собора

Кафедральный Александро-Невский собор запись закреплена

4 ноября Церковь чествует Казанскую икону Божией Матери. Этот образ является одной из самых почитаемых русских святынь, связанных с важнейшими событиями истории Российского государства. Предлагаем вам комментарий к тропарю праздника.
Показать полностью.

Установление празднования Казанской иконы Божией Матери началось в Казани, и совершалось оно 8 (21) июля – в день ее обретения. 22 октября 1612 года при сражении русских войск с поляками в Москве список с этой иконы находился у князя Дмитрия Пожарского. Молитвами и заступничеством Владычицы, явлением Ее чудотворной Казанской иконы государство Российское было освобождено от поляков. Царь Михаил Федорович в память об этом событии установил празднование в Москве. В 1649 году царь Алексей Михайлович в память о рождении наследника в день празднования Казанской иконы Богородицы повелел праздновать 22 октября (4 ноября) по всей России.

Каждому церковному празднику посвящаются богослужебные тексты. Среди них особое место занимают тропари, которые являют собой словесную икону празднуемого Церковью события. Читателям портала «Православие.ru» предлагаем богословско-филологический комментарий основного песнопения праздника.

Спустя 15 лет явления чудотворной иконы, в 1594 году митрополит Казанский Ермоген – будущий Патриарх Московский и всея Руси, который был очевидцем и участником обретения образа, – написал «Повесть о явлении Казанской иконы». Данный труд был использован при составлении тропаря, который выглядит следующим образом:

«Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред Пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».

Переводчики богослужения на русский язык не обошли стороной известное верующим песнопение. Так, протоиерей Владимир Успенский в начале XX века делает такой перевод тропаря:

«Усердная защитница, Матерь Господа Вышняго! Ты о всех молишься Сыну Своему, Христу Богу нашему, и содействуешь спасению всех прибегающих под Твою могущественную защиту. О Госпожа Царица и Владычица! Защити и нас всех, обремененных многими грехами, находящихся в искушениях, в скорбях и болезнях, нас, (ныне) предстоящих и молящихся Тебе со слезами, с умиленным духом и сокрушенным сердцем, пред Твоим пречистым образом и имеющих на Тебя непостыдную надежду – (на) избавление от всех зол; даруй всем полезное (для души) и спаси всех, Богородица Дева; ибо Ты – Божественный покров (защита) для Своих рабов».

александро невского кафедрального собора

Кафедральный Александро-Невский собор запись закреплена

4 ноября – день памяти Казанской иконы Божией Матери.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Казанской

Заступнице усердная,/ Мати Господа Вышняго,/ за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ и всем твориши спастися,/ в державный Твой покров прибегающим./ Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице,/ иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими,/ предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею/ и сокрушенным сердцем/ пред пречистым Твоим образом со слезами/ и невозвратно надежду имущих на Тя,/ избавления всех зол,/ всем полезная даруй/ и вся спаси, Богородице Дево:// Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

александро невского кафедрального собора

Кафедральный Александро-Невский собор запись закреплена

александро невского кафедрального собора

Кафедральный Александро-Невский собор запись закреплена

Наставления преподобного Гавриила (Ургебадзе)

«Вера — это талант, данный Богом».

Смирение — угодная Богу свеча
Показать полностью.
«Смирение — неугасимая, угодная Богу свеча!»
«Всякое испытание мимо смиренного пройдет и не коснется».
«Милость — это золото, смирение — бриллиант».
«Когда я начинаю считать себя лучше других, тогда надеваю на голову свою диадему и выхожу на улицу босиком. Люди смотрят на меня и смеются, а я вижу, какое я ничтожество».

Чужие грехи — не твое дело
«Чужие грехи — не твое дело. Ты сиди и плачь о своих грехах».
«Если увидишь убийцу, или блудницу, или пьяницу, валяющегося на земле, не осуждай никого, потому что Бог отпустил его повод, а твой повод держит в руках. Если твой тоже отпустит, ты окажешься в худшем положении: можешь впасть в тот грех, в котором осуждаешь другого, и погибнуть».
«Господь помиловал блудницу, спас разбойника. Мария Египетская была блудницей, но с помощью Божией она стала подвизаться в пустыне, постилась, молилась и победила страсти, очистилась и стала достойной Царствия Небесного. Господь умалит и возвысит».
«Только с сердцем, полным любви, можно обличать грехи другого человека».
«Ты не осуждай, судья — Сам Бог. Тот, кто осуждает, — как пустой колос пшеницы, у которого всегда поднята голова и который поэтому всегда смотрит на других сверху вниз».

Надо любить всех
«Надо любить всех. Но если не можешь, хотя бы желай всем добра».
«Нет на земле человека, который мог бы полностью объяснить, что такое любовь. На земле ты это так и не поймешь».
«Если ненавидишь хотя бы одного человека — в его образе ненавидишь Самого Христа и далек от Царствия Небесного».
«Живи так, чтобы не только Бог любил тебя, но и люди любили — больше этого ничего нет».

Добрые дела — это и есть любовь

«Бог не приемлет пустых слов, Бог любит дела. Добрые дела — это и есть любовь».
«Если кто-то болен и нуждается в лекарстве, а его надо принести издалека, может быть и ночью, и через лес пройти, где волки бродят, — и ты, не раздумывая, отправляешься в путь ради спасения ближнего — это и есть любовь».
«Как будет спокойна душа человека, когда ближний в опасности? Если у тебя дома больной и за ним некому ухаживать, лучше не ходить в церковь, остаться дома».

Не исполняя заповедей Божиих, не беспокойте Бога молитвами
Однажды старец спросил духовных чад: «Кто объяснит мне, что означает: вменил молитву в грех?» «Наверное, неправильно молился», — был ответ. «Нет, правильно молился», — сказал старец. — «Наверное, несердечно молился». — «Нет, сердечно молился». — «Наверное, невнимательно, рассеянно молился». — «Нет, сейчас я вам объясню…» — сказал старец. В это время к нему зашла одна прихожанка за благословением. Старец попросил ее что-то сделать, а она ответила, что сейчас не может, а потом посмотрит. «Сейчас она пойдет и в течение пяти часов будет молиться. Но как Бог услышит ее молитву — она же не помогла просящему? Если не исполняете заповедей Божиих, не беспокойте Бога многими молитвами, не услышит Он, и ваша молитва будет вам во грех».

Как молиться о врагах?
Отца Гавриила спросили, как молиться о врагах. Старец ответил: «Сперва начинай молиться о тех, кого больше всего любишь, например, о своих детях. Потом молись об остальных членах твоей семьи. Потом обо всех твоих соседях и родственниках, чтобы у тебя не было врагов. Благослови тот город, где ты живешь, но Тбилиси не один — благослови всех жителей Грузии. И Грузия не одна, она окружена другими странами — проси Бога, чтобы люди не враждовали. Теперь, когда ты помолился обо всех и остался один враг, — и его не оставляй. Проси Бога наполнить его сердце добротой, а разум — мудростью. Вот так и сможешь помолиться о своем враге».

По одежде человека видно и его духовное состояние
«Тех, кто увлечется мирскими соблазнами, узнаете так: они будут ходить раздетыми. Христиане будут одеты прилично. По канонам Святой Церкви, женщина не должна носить брюк. По одежде человека видно и его духовное состояние».

Не спеши давать советы
«Не зная духовного состояния ближнего, не давай советы. Твой совет может погубить его».

Свою «судьбу» мы создаем сами
«Некоторые говорят: “на роду написано”. Но, если человеку было так “на роду написано”, тогда почему же судит Бог? Свою “судьбу” мы создаем сами. Если человек, безрассудно подвергая свою жизнь опасности, погибает, он совершает грех, а судьба здесь ни при чем».

Зачем Господь посылает скорби на землю?
«Раньше я думал: “Зачем Господь посылает скорби на землю?” А теперь я понял: камень разбивают молотом… Многих людей только горе и скорби могут привести к Богу».

Дух разумен и всё знает о совести
«Раньше, до грехопадения, духу подчинялись и душа, и плоть. После грехопадения связь с духом прервалась, и душа осталась под властью плоти. Чего пожелает плоть, то делает душа. Душа передвигает, а дух разумеет. Бог для спасения человека вложил в него совесть. Дух разумен и всё знает о совести. Разбирается в том, что такое хорошо и что такое плохо. Не случайно, что, когда незнакомый человек проходит мимо тебя, ты то радуешься, то вздрагиваешь».

Что такое пост?
Один монах спросил старца, что такое пост. «Сейчас объясню», — ответил он и рассказал монаху обо всех грехах, им совершенных. От стыда монах не знал, что и делать. Упав на колени, он плакал. А старец с улыбкой сказал: «А теперь иди — ешь обед». — «Нет, отче, спасибо, я не хочу», — ответил монах. — «Вот это и есть пост, когда помнишь о своих грехах, каешься и уже не думаешь о еде».

Какая благодать сходит на Литургии!
«Когда произносишь имя Господа, встань и перекрестись».
«Не Господь оставляет человека, человек оставляет Бога. Ад — это отдаление от Господа».
«Если бы вы видели, какая благодать сходит на Литургии, то были бы готовы собирать пыль с пола храма и умывать ею свое лицо!»

Хороший монах должен иметь чуткое сердце

«Монах не может быть беззаботным. Он — воин».
«Монах должен выполнять физическую работу, иначе будет унывать и не спасется».
«Монашествующие должны жить в простоте. Простота — это благодать Божия».
«Хороший монах должен иметь чуткое сердце, как у женщины».
«Хороший монах и одной просфорою сыт».
«Похвала для монаха пагубна. Кто хвалит монахов, тот враг монашества».

Главное — это стремление к Богу
«Для Бога не важно, кто ты: монах или мирянин. Главное — это стремление к Богу. Этим стремлением человек и спасается. С монашествующего спросится монашеское, а с мирянина мирское».
«Если мирянин победит ради Христа свои страсти, будет приравнен к монахам».
«Неустанно стремись к Богу. Видя твое стремление, Бог даст всё необходимое»

александро невского кафедрального собора

Кафедральный Александро-Невский собор запись закреплена

Же­ла­ние мо­на­ше­ства воз­ник­ло в нем еще в юные го­ды. Поз­же ста­рец го­во­рил: «Боль­ше­го ге­ро­из­ма, чем мо­на­ше­ство, нет». Мать его дол­гое вре­мя бы­ла про­тив стрем­ле­ния сы­на к мо­на­ше­ству, но под ко­нец жиз­ни при­ми­ри­лась с его вы­бо­ром, а за­тем и са­ма при­ня­ла по­стриг и была по­хо­ро­не­на в мо­на­сты­ре Сам­тав­ро.

Во дво­ре сво­е­го до­ма на тби­лис­ской ули­це Тет­риц­ка­рой­ской отец Гав­ри­ил по­стро­ил мно­го­гла­вую цер­ковь. Он воз­во­дил ее сво­и­ми ру­ка­ми и за­кон­чил око­ло 1962 го­да. Ико­ны для этой церк­ви отец Гав­ри­ил на­хо­дил на го­род­ских свал­ках, ку­да в те го­ды сво­зи­ли и вы­ки­ды­ва­ли вме­сте с му­со­ром мно­го­чис­лен­ные свя­ты­ни. Ино­гда он це­лы­ми дня­ми бро­дил по свал­кам. У него бы­ла неболь­шая ма­стер­ская, где он очи­щал ико­ны, де­лал им окла­ды из раз­ных ма­те­ри­а­лов. Сте­ны его церк­ви сплошь бы­ли уве­ша­ны об­ра­за­ми. Да­же фо­то­гра­фии и изо­бра­же­ния икон из свет­ских жур­на­лов он по­ме­щал в ра­моч­ки.

1 мая 1965 го­да во вре­мя де­мон­стра­ции иеро­мо­нах Гав­ри­ил сжег 12-мет­ро­вый порт­рет Ле­ни­на, вы­ве­шен­ный на зда­нии Вер­хов­но­го Со­ве­та Гру­зин­ской ССР, и стал про­по­ве­до­вать со­брав­шим­ся лю­дям Хри­ста. Его за это силь­но из­би­ли и по­са­ди­ли в изо­ля­тор КГБ Гру­зии. На до­про­се отец Гав­ри­ил го­во­рил: он это сде­лал по­то­му, что «нель­зя бо­го­тво­рить че­ло­ве­ка. Там, на ме­сте порт­ре­та Ле­ни­на, долж­но ви­сеть Рас­пя­тие Хри­ста. Сла­ва не нуж­на че­ло­ве­ку. На­до пи­сать: «Сла­ва Гос­по­ду Иису­су Хри­сту»». В ав­гу­сте то­го го­да был по­ме­щён в пси­хи­ат­ри­че­скую боль­ни­цу на об­сле­до­ва­ние. Там был при­знан су­ма­сшед­шим. Стар­цу по­ста­ви­ли ди­а­гноз: «пси­хо­па­ти­че­ская лич­ность, ве­рит в Бо­га и ан­ге­лов». Ему вы­да­ли «бе­лый би­лет».
Впо­след­ствии цер­ков­ные иерар­хи, в уго­ду свет­ским вла­стям, не раз­ре­ша­ли ему за­хо­дить в цер­ковь, не пус­ка­ли на служ­бы, про­го­ня­ли. У ба­тюш­ки не бы­ло воз­мож­но­сти при­ча­стить­ся, а он же­лал это­го всей ду­шой. Он мог по несколь­ко дней об­хо­дить­ся без еды, по­дол­гу не спать, но очень тя­же­ло пе­ре­но­сил невоз­мож­ность от­чуж­де­ние от церк­ви. Ста­рец ча­сто от бес­си­лия пла­кал, от­кры­вая ду­шу сво­им сест­рам.

Игу­ме­нью Фе­о­до­ру, ко­гда она бы­ла еще мо­на­хи­ней, он брал с со­бой в Тби­ли­си и за­став­лял по­про­шай­ни­чать. Они вдво­ем про­си­ли ми­ло­сты­ню, а по­том ста­рец раз­да­вал всё ни­щим. Ес­ли они воз­вра­ща­лись на так­си, он мог на­кри­чать на так­си­ста и со­всем не дать де­нег, а мог и за­пла­тить во мно­го раз боль­ше.

В Страст­ную сед­ми­цу из его ке­льи до­но­сил­ся по­сто­ян­ный плач. Неко­то­рые ви­де­ли, как во вре­мя мо­лит­вы он под­ни­мал­ся над зем­лей на 40–50 сан­ти­мет­ров и от него ис­хо­дил свет. Ве­ру­ю­щие лю­ди по­чи­та­ли от­ца Гав­ри­и­ла ве­ли­ким по­движ­ни­ком, они при­хо­ди­ли к нему как к жи­во­му свя­то­му.

Отар Ни­ко­ла­и­шви­ли был ду­хов­ным ча­дом ба­тюш­ки и ча­сто про­во­дил вре­мя в его ке­лье. Од­на­жды отец Гав­ри­ил неожи­дан­но ска­зал ему, что на­до сей­час же, сроч­но ехать в мо­на­стырь свя­то­го Ан­то­ния Март­коп­ско­го. Отар сму­тил­ся: ма­ши­на не на хо­ду, с ней про­бле­мы. Ба­тюш­ка на­сто­ял, и они кое-как по­еха­ли. До­ро­га ста­ла под­ни­мать­ся в го­ру, ав­то­мо­биль «за­каш­лял и за­чи­хал», но ста­рец вдруг ска­зал: «Сы­нок, ты не бес­по­кой­ся, с на­ми на зад­нем си­де­нье едет сам пре­по­доб­ный Ан­то­ний Март­коп­ский, но ты не обо­ра­чи­вай­ся». И ма­ши­на вдруг так рва­ну­ла впе­ред, что во­ди­те­лю при­шлось да­вить на тор­мо­за. Ко­гда они въе­ха­ли в мо­на­стыр­ские во­ро­та, ма­ши­на тут же за­глох­ла. В это же вре­мя ту­да во­шли несколь­ко во­ору­жен­ных лю­дей, агрес­сив­но на­стро­ен­ных. Ста­рец тут же вы­шел впе­ред и ска­зал: «Стре­ляй­те в ме­ня». Это сму­ти­ло и отрез­ви­ло бан­ди­тов, и они по­ки­ну­ли оби­тель.

Отец Гав­ри­ил умер 2 но­яб­ря 1995 го­да от во­дян­ки. По за­ве­ща­нию стар­ца его те­ло обер­ну­ли в ци­нов­ку и пре­да­ли зем­ле там, где под­ви­за­лась свя­тая Ни­на.

24 де­каб­ря 2012 го­да ре­ше­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да Гру­зин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви ста­рец Гав­ри­ил про­слав­лен в ли­ке свя­тых как пре­по­доб­ный. Это про­изо­шло в неве­ро­ят­но ко­рот­кий срок по­сле его кон­чи­ны — через 17 лет.

22 фев­ра­ля 2014 го­да бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ные мо­щи свя­то­го.

25 де­каб­ря 2014 го­да Свя­щен­ный Си­нод Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви по­ста­но­вил «вклю­чить в ме­ся­це­слов и Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви имя пре­по­доб­но­го Гав­ри­и­ла Сам­та­врий­ско­го с уста­нов­ле­ни­ем празд­но­ва­ния его па­мя­ти 2 но­яб­ря, как это уста­нов­ле­но в Гру­зин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви».

Молитва преподобному Гавриилу Самтаврийскому
О́, блаже́нне Гаврии́ле, древним отцем подо́бниче и тве́рдый веры испове́дниче, от младенства Госпо́да всем сердцем возлюбивый и ре́вностно Ему после́довавый! Мы же, яко раби́ недостойнии, благочестия и смире́ния не имущии, обаче себе́ на всяк день в души́ велича́ющии, ближних осуждающии, не и́мамы пред Бо́гом, чим оправдатися! Сего ради молим тя: моли́ за нас Господа, да пода́ст нам ум, сло́во Его разуме́ти, да бу́дем не то́кмо слы́шателие, но и ревностнии его творцы и да разуме́ем, я́ко ничесо́же мо́жем, кроме́ по́мощи Бо́жия.
Ей, святче Божий! Помози нам Господа возлюбити и Тому прилепитися все́ю душе́ю свое́ю, всем се́рдцем и помышле́нием, да пода́ст нам ра́дость, мир, долготерпение и утеше́ние в ско́рбех по неизрече́нней Свое́й ми́лости, Ему́же подобает всякая сла́ва, честь и держа́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *