александровская слобода монастырь официальный сайт

Успенский женский монастырь

город Александров

александровская слобода монастырь официальный сайт

Успенская церковь

александровская слобода монастырь официальный сайт

Направо от южного входа в обитель расположена небольшая Успенская церковь, давшая название всему монастырю. Построенная в начале XVI в. (по другой версии, в 70-х гг. XVI в.), она служила домовой великокняжеской церковью. Кроме основного престола в честь Успения Божией Матери, имела два придельных: северный — Николая Чудотворца, и южный – Иоанна Крестителя.

Построенная из белого камня и кирпича, изначально церковь Успения была четырехстолпной, одноглавой, трехапсидной, возвышалась на высоком подклете, под которым находились хорошо сохранившиеся до нашего времени белокаменные погреба. Расположенные с трех сторон открытые галереи во 2 пол. XVI в. были заложены кирпичом.

Сейчас — это пятиглавый храм. Пристроенные позднее четыре главки были сделаны глухими, без окон, их барабаны перетянуты двумя валиками. Кресты на чешуйчатых главах завершаются украшениями в виде венцов. Облик церкви отчасти искажен его четырехскатным покрытием, сделанным, по всей видимости, в XVIII веке. Колокольня храма приземиста, шатер ее поставлен на четверик, грани последнего прорезаны открытой аркадой.

Двухъярусные каменные паперти частично были восстановлены архитектором Н.В. Сибиряковым в подклете здания. Фрагмент верхнего яруса галереи раскрыт в интерьере церкви, на южной стене Иоанно-Предтеченского придела. Можно увидеть первоначальные белокаменные резные порталы Успенской церкви: южный раскрыт полностью, северный — частично. Западный портал, вероятно, был растесан при перестройке.

В самом начале XVII столетия, в период Смуты, церковь значительно пострадала и до середины века службы в ней не было.

В 1651 г. указом царя Алексея Михайловича Успенская церковь, «что в буграх» была передана для устроения девичьей обители. Монастырская летопись сообщает: «И тая церковь от разорения была пуста, и запорошена и не освящена И старицы Анисия и Феодора святую церковь очистили и иконы измыли и все добре устроили.». На пожертвованные «ради всемирныя радости» о рождении Царевича Алексия Алексеевича Царицей Марией Ильиничной 40 рублей «иконы починили и церковь украсили». Обновленный храм был освящен по благословению Патриарха Никона преподобным Лукианом 15 августа 1654 г. в праздник Успения Пресвятой Богородицы.

В 1663-1666 гг., при новом духовнике обители, старце Корнилии, Успенская церковь была значительно перестроена: в четверике переложили свод, разобрали два западных столба для увеличения объема церкви и сделали вместо одной главы, венчающей церковь, пять. Одновременно с запада была пристроена трапезная с хлебной и поварней под ней, к которой вскоре была «приделана колокольня каменная, на ней восемь колоколов да часы железные проведены к тем же колоколам». Несколько позднее пристроили с севера двухэтажную сводчатую палату на основании старых дворцовых палат. Производили все эти работы «государевы мастера», присланные Царем Алексеем Михайловичем и Царицей Марией Ильиничной по ходатайству благодетелей монастыря боярина Ф. М. Ртищева и его сестры А.М. Вельяминовой.

Бывший придел святого Николая Чудотворца был освящен во имя преподобной Марии Египетской — небесной покровительницы Царицы Марьи Ильиничны. Монастырская опись 1675 — 1676 гг. гласила: “Церковь каменная, старая, во имя Успения Пречистые Богородицы починена, своды в олтаре и в церкви сделаны новые, престол и жертвенник, и мост переделаны на ново, да по стороне де тое церкви зделана у них другая церковь предельная, каменная, во имя Марии Египетские, на старом основании вся новая.”

В 1667 г., после большой перестройки, Успенский храм заново был освящен, о чём свидетельствовала надпись на кресте: «Освятися сей алтарь Господа нашего Иисуса Христа во храме Пресвятыя Богородицы честнаго и славного ея Успения в девиче монастыре, что в Александровой слободе, лета 7175 (1667) августа в 14-й день при Благоверном Царе и Великом князе Алексее Михайловиче всея Руси, при Патриархе Иоасафе втором, при Духовнике Строителе иеромонахе Корнилии, при игумении Анисии».

В 1743 году на деньги, выданные из Коллегии Экономии, заменили обветшавшие тесовые крыши, заново опаяли жестью главы церкви. В 1755 г. для укрепления сводов были заложены арки в подвалах.

В конце XIX — начале XIX в. слюдяные окна церкви были заменены «российскими стеклами», тесовые крыши покрыты «сибирским железом», а ветхие штучные шахматные дубовые полы заменены «гжельской лешадью» — плиткой.

Большие ремонтные работы в XIX веке проводились в Успенской церкви игумениями Евгений (Ивановой), Елисаветой (Лавровой), Евфрасией (Лихаревой). В 1869 году церковь была обновлена на средства московского купца А.М. Полежаева и его зятя александровского купца В.П. Зубова в память о рано умершей дочери Полежаева Анне († 22.07.1866 г.). На пожертвование его дочери Клавдии Алексеевны Зубовой в 1900 году была окрашена крыша храма и главы, которые распестрили разными красками, как было прежде.

Успенский храм был теплым, отапливался замечательно украшенными изразцовыми печами, и в нем круглый год совершались ранние литургии. В нижнем этаже церкви располагались монастырские квасоварня и просфорня.

В храме находились 2 чудотворные иконы Божией Матери середины XVII в.: образ Успения (с 1961 г. хранится в запасниках фонда древнерусского искусства Владимиро-Суздальского музея-заповедника в г. Суздале) и Страстная икона (в наши дни находится в Троицком соборе). Привезенную из Иерусалима в 1887 году Любовью Михайловной Соболевой икону Успения Божией Матери, украсив окладом с вызолоченным сиянием, поместили над царскими вратами Успенской церкви. По воскресеньям, во время торжественных молебнов, святую икону спускали, чтобы верующие могли приложиться к ней. Особой святыней Успенской церкви, привлекавшей богомольцев, был позолоченный ковчег с частицами святых мощей многих угодников Божиих, у которого дежурила одна из монахинь.

Когда в феврале 1923 года монастырь был закрыт, прихожане, зарегистрировав религиозную общину, отстояли Успенскую церковь, и в ней продолжались богослужения, но не долго: после Пасхи, в мае, храм отобрали у верующих и передали Александровскому историко-бытовому музею.

Посетивший в 1927 году г. Александров В.П. Зубов с горечью описывал, что Успенский храм «имеет заброшенный, покинутый вид. Для осмотров он закрыт, здесь хранятся неразобранные музейные вещи, помещены реставрируемые, еще не окончательно расчищенные иконы».

В настоящее время Успенская церковь находится в ведении музея-заповедника «Александровская слобода».

Источник

Успенский женский монастырь

город Александров

александровская слобода монастырь официальный сайт

ИСТОРИЯ

александровская слобода монастырь официальный сайтУспенский девичий монастырь был основан преподобным Лукианом Александровским на месте загородного государева двора в Александровой слободе в 1651 году по жалованной грамоте царя Алексия Михайловича и благословению Патриарха Иосифа.

Духовником монастыря с 1662 года стал преподобный Корнилий Александровский, настоятель Лукиановой пустыни. При нем обитель расширилась, число сестер увеличилось до 200. Устав монастыря был общежительным, на содержание его отпускались средства из царской казны. Сами Благочестивые Государи-цари Алексей Михайлович и Феодор Алексеевич, а также многие знатные бояре, дворяне и купцы посещали для богомолья Успенскую обитель.

Трудами преподобного Корнилия архитектурный ансамбль обители принял тот вид, который имеет в настоящее время. Преподобным старцем были построены каменный келейный корпус, каменная ограда с башнями и Святыми вратами с церковью великомученика Феодора Стратилата, больничный корпус с церковью Сретения Господня.

С 1698 года до своей кончины в 1707 году в монастыре жила сестра царя Петра I царевна Марфа Алексеевна, в иночестве Маргарита. Неоднократно посещал Успенскую обитель, совершая в ней богослужения, святитель Димитрий Ростовский. В это же время монашество принимали в Успенской обители многие именитые московские боярыни. К 1727 году в монастыре насчитывалось уже почти четыреста насельниц.

В 1764 г., при введении императрицей Екатериной II монастырских штатов, Успенский девичий монастырь в Александровой слободе был причислен к первому классу, на содержание игумении и 100 монахинь выделялись средства из казны. Таких женских монастырей в России в то время было всего четыре.

Образ жизни в Успенском Александровском монастыре ставили в пример для других женских обителей на заседаниях Священного Синода. Епархиальные архиереи посылали в него монахинь обучаться печению просфор и стройному церковному пению. Славилось монастырское шитье риз для икон и вышивка церковных облачений.

Неоднократно из сестер обители избирались достойнейшие для поставления в сан игумений других монастырей епархии.

Почитатели монастыря, благотворившие ему при жизни, часто завещали по смерти предавать себя земле в его стенах. Так, в 1713 году рядом с сестрой-инокиней Маргаритой под Сретенской церковью была погребена царевна Феодосия Алексеевна. Склеп под Троицким собором стал родовой усыпальницей генерала-аншефа Ивана Ивановича Бутурлина (†31.12.1738). Там же похоронена казначея царевны Марии Алексеевны Евфимия Андреевна Львова (†12.12.1727). Большое кладбище мирян находилось за Успенской церковью.

Умерших монахинь вплоть до 1850 г. хоронили у Сретенской церкви по древнему обычаю в особых усыпальницах — деревянных погребах, где гробы ставили один на другой.

Жили в монастыре своим трудом: все время, свободное от богослужений, занимались возделыванием земли, содержанием скота, покосами, рукоделием, преподаванием в монастырской школе для девочек, обслуживанием старых и больных монахинь в богадельне, а в годы первой мировой войны ухаживали за ранеными солдатами.

Славился монастырь двумя садами — игуменским и монастырским (в них было посажено около 100 яблонь, кедровые деревья), липовыми аллеями (с 1883 года), пчельниками, прудами, многочисленными цветниками. Можно себе представить, в какое дивное селение, напоминающее об обителях Небесных, превратилась опустошенная царская вотчина трудом и молитвами нескольких поколений инокинь.

После революции началось постепенное разорение обители, в которой в то время было около 300 насельниц.

13 февраля 1923 года Успенский монастырь в г. Александрове был ликвидирован, и всё имущество и ценности были полностью переданы музею. Последним 19 мая 1923 года был отнят у верующих Успенский храм, с которого в XVI веке началась монашеская жизнь в Александровой слободе.

Мало кому из бывших насельниц монастыря удалось избежать гонений за веру: многие из них были лишены избирательных прав, а некоторые претерпели аресты и заключение. Известно о репрессиях, которым подверглись игумения Тамара, монахини Адолия (Афонская), Аглаида (Холуйская), инокини Анна Ивановна Пичугина, Евгения Васильевна Иванова, Анастасия Спиридоновна Любавина, Мария Ивановна Буланова, Пелагея Ивановна Белова, Дарья Ивановна Голядкина, Домна Ивановна Питерцева.

Осуждены они были по статье 58 ч.10 УК за так называемую «антисоветскую и религиозную агитацию, участие в контрреволюционных группах церковников, «Братстве тайного монашества», распространении провокационных слухов». Приговорены кто к нескольким годам ссылки, кто к 8 или 10-ти годам исправительно-трудовых лагерей и поражению в избирательных правах. Все они впоследствии были реабилитированы – «за недоказанностью обвинения».

Великое мужество и крепкая вера помогли этим гонимым женщинам устоять, не отречься от Бога, не оставить Церковь и не изменить своим монашеским обетам.

После закрытия монастыря территория его официально была названа посёлком «Заря». В большей части жилых построек — в келейном корпусе, игуменском доме, деревянных домах-келиях в ужасной тесноте и никогда не ремонтируемых помещениях — поселились люди, вели хозяйство. Многочисленные сараи, подсобные пристройки, погреба и огороды, даже свинарники находились в монастырских стенах, на кладбище пытались разводить кроликов, а после уничтожения надгробий землю использовали под огороды.

В храмах разместились экспозиции музея, склады, под Троицким собором десятилетия было овощехранилище. В церкви Сретения Господня разместился молокозавод. Были уничтожены гробницы царевны Феодосии Алексеевны и инокини Маргариты (царевны Марфы). Распятскую церковь-колокольню сначала использовали как складское помещение, а 1971 г. в ней был устроен планетарий и детская площадка. Красильную палату занимала небольшая кондитерская, а в келейном корпусе был кинопрокат. Уникальные памятники архитектуры во власти новых хозяев и без должной реставрации подвергались постепенному разрушению.

Казалось, что это святое место навсегда утратило свое истинное предназначение, но через семь десятилетий по воле Божией предстательством Пресвятой Богородицы, заступничеством преподобных основателей Лукиана и Корнилия и молитвами всех подвизавшихся на этом месте во Имя Христово 10 ноября 1991 года Успенская женская обитель открылась вновь.

Русская Православная Церковь
Владимирская митрополия
Александровская епархия
По благословению Епископа Александровского и Юрьев-Польского Иннокентия

Источник

Успенский женский монастырь

город Александров

александровская слобода монастырь официальный сайт

Расписание богослужений

2021 год (даты по юлиан./ григор. календарю)

октябрь/ноябрь

БОГОСЛУЖЕНИЯ СОВЕРШАЮТСЯ В СРЕТЕНСКОЙ ЦЕРКВИ МОНАСТЫРЯ

ВОСКРЕСЕНЬЕ 18/31

Неделя 19-я по Пятидесятнице. Глас 2-й. Апостола и евангелиста Луки (I).

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ — 8.00, по окончании ВОДОСВЯТНЫЙ МОЛЕБЕН

ВЕЧЕРНЯ с акафистом преп. Корнилию Александровскому — 16.00

ПОНЕДЕЛЬНИК 19/1

МОЛЕБЕН преп. Корнилию, ПАНИХИДА — 8.00

ВТОРНИК 20/2

МОЛЕБЕН преп. Корнилию, ПАНИХИДА — 8.00

ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ с великим славословием — 16.00

СРЕДА 21/3

Вмч. Артемия (362, с 20/2). Сщмч. Дамиана (Воскресенского), архиеп. Курского(1937).

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ — 8.00

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ — 16.00

ЧЕТВЕРГ 22/4

Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г).

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ — 8.00

ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ с великим славословием — 16.00

ПЯТНИЦА 23/5

Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63).

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ — 8.00

ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ с полиелеем — 16.00

СУББОТА 24/6

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ — 8.00

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ — 16.00

Служащий священник седмицы – иерей Петр Кравцов

Требный священник седмицы – иерей Олег Федоров

Русская Православная Церковь
Владимирская митрополия
Александровская епархия
По благословению Епископа Александровского и Юрьев-Польского Иннокентия

Источник

Успенский женский монастырь

город Александров

александровская слобода монастырь официальный сайт

Архив рубрики: Документы

О перенесении престола Крестовоздвиженской церкви в Успенский женский монастырь 1707 г.

РГАДА ф. 235, оп. 1 ед.хр. 6447 Челобитная игумении Макрины о перенесении престола Крестовоздвиженской церкви в Успенский женский монастырь в Александровой слободе Переславль-Залесского уезда. Август 1707 г. (2 л.) … Читать далее →

Опись Успенской церкви 1877 года

Публикация описи имущества Успенской церкви монастыря за 1877 год (ГАВО ф. 566 оп. 1 д. 339) с примечаниями согласно описи 1919 года … Читать далее →

Ведомость о монастыре за 1918 год

Ведомость об Александровскомъ первоклассномъ Успенскомъ женскомъ монастыре, о храмах онаго, зданiяхъ, угодьяхъ, капиталахъ и разныхъ документахъ, на 1918 годъ (Государственный Архив Владимирской области Фонд 566 Оп. 2 дело № 96) … Читать далее →

Монастырский синодик: о поминовении усопших

С начала устроения Успенской обители в середине XVII века началось написание в ней синодиков-помянников для поминовения усопших. Некоторые из них, как написанные на средства монахини-уставщицы Таисии (Антетовой) в 1706 году и игумении Митрополии (Васильевой) в 1751 году по данному ими … Читать далее →

1707 год. Челобитная игумении Макрины о перенесении престола Крестовоздвиженской церкви в Успенский монастырь

РГАДА ф.235 Патриарший казенный приказ, оп.1 ч.2, ед.644. Август 1707 г. Челобитная игумении Макрины о перенесении престола Крестовоздвиженской церкви в Успенский монастырь в Александровой слободе Переславль-Залесского уезда. (на 2 л.) Державнейший Царь Государь милостивейший, в прошлом Государь во 177[1] году … Читать далее →

1669 год. Грамота о воздвиженской земле.

Царская грамота 1669 года о владении Успенским монастырем церковной «воздвиженской» землей, приписанной к церкви Воздвижения Креста Господня и об обидах от крестьян. РГАДА, ф. 281 (Грамоты Коллегиии Экономии) д. 9294 … Читать далее →

1658 год. Грамота Патриарха Никона о поставлении в строители Лукиановой пустыни иеромонаха Корнилия

Грамота, данная 13 мая 1658 года Патриархом Никоном о поставлении иеромонаха Корнилия в строители Лукиановой пустыни (Документ из собрания Н.С. Стромилова, происходит из Лукиановой пустыни) Источник: ОПИ ГИМ. Ф. 195 ед.хр.600 лл.1-3. От великого Государя Святейшаго Никона Патриарха Московского и … Читать далее →

Источник

Успенский женский монастырь

город Александров

александровская слобода монастырь официальный сайт

Троицкий собор

Троицкий соборалександровская слобода монастырь официальный сайт

В конце XV — начале XVI века в новой Александровской слободе возводится загородная резиденция Великого Князя Московского Василия Иоанновича (1505 – 1533). Центром построек великокняжеского двора стал Покровский собор — третий по величине после Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля. Дата его освящения зафиксирована в богослужебном сборнике первой половины XVI в. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры: «Лета 7022 (1513) декабря 11 священа бысть церковь Покров Святей Богородицы в новом селе в Олександровском, тогды ж князь Великий и во двор вшел».

александровская слобода монастырь официальный сайтАрхитектура храма обусловлена ориентацией мастеров Василия III на главную святыню близлежащего Троице–Сергиева монастыря – храм во имя Святой Троицы. Кирпичная кладка стен, сводов и главы Покровского собора эффектно контрастирует с белокаменной кладкой столбов четверика, порталов, архитектурного декора и входных киотов, белокаменного подклета с обходной галереей. Особенности композиции и орнаменты украшающей храм резьбы представляют замечательный пример объединения итальянского декора и ранне-московской белокаменной резьбы начала XV в.

В начале XVII века шведский дипломат Петр Петрей де Ерлезунда так описывал облик Покровской церкви: «Камни ее расписаны разными красками так, что один черный, другой — белый и посеребренный, третий — желтый и позолоченный; на каждом нарисован крест. Все это представляет красивый вид для проезжающих дорожных людей».

александровская слобода монастырь официальный сайтВнутренним украшением храма стали выполненные в XVI веке красочные, разнообразные по своим повествовательным сюжетам фрески, а также царские трофеи — привезенные из Новгородского и Тверского соборов врата XIV века, установленные в западный и южный порталы. Первоначальный иконостас собора представлял собой каменную алтарную преграду с фресками. Поверх нее находились тябла с иконами деисусного чина. Каменный престол был обложен медными посеребренными пластинами, резная сень над ним была позолочена.

Главный престол собора первоначально был освящен во имя Покрова Божией Матери. В северной части открытой белокаменной галереи был устроен придел в честь преподобного Сергия Радонежского, в южной – святителя Николая Чудотворца. Под алтарем, в белокаменном подклете, находилась крипта для захоронений.

Причт Покровского собора в XVII веке составляли протопоп, 2 попа, диакон, 2 пономаря, 3 сторожа и просвирница. Все они получали из царской казны денежное годовое жалование. Грамотой царя Алексея Михайловича с 1672 года его выдавали в Александровой слободе из кружечного двора «без московской волокиты». Кроме того, священнослужители получали жалование зерном (рожь и овес), а к праздникам – сукно на одежду. Из царских приказов поступали в собор ладан, церковное вино, воск на свечи, мука для печения просфор. Имевший редкий в то время высокий чин протопопа настоятель собора был старшим над священниками всех окрестных селений.

Молитвы к Богу в Покровском храме возносил во время посещений Александровой слободы его создатель Великий Князь Василий III Иоаннович. Царь Иоанн IV Васильевич был усердным богомольцем собора с декабря 1564 по декабрь 1581 года. В 1645 году в Покровском соборе молился Царь Михаил Феодорович, в дар он оставил вызолоченный потир и большое серебряное кадило. В 1671 году приезжал Царь Алексей Михайлович.

Царь Феодор Алексеевич (1676-1682), ежегодно посещавший Успенскую девичью обитель в 1676-81 годах, был в Покровском соборе 29 ноября 1676 года, 30 сентября 1680 года слушал всенощное бдение на престольный праздник Покрова, а за Литургией молился 1 октября в Никольском приделе.

К 1682 году приходской Покровский собор перешел в ведение Успенского монастыря, и, вероятно, в это же время был переосвящен в честь Пресвятой Троицы. Жалование протопопа стал получать монастырский духовник, служили с тех пор в церкви монастырские священники и диаконы, а просфорница стала не нужна, так как просфоры пекли отныне монахини.

В сентябре 1687 года, к приезду в монастырь царя Петра Алексеевича, в Троицком соборе московскими царскими мастерами был поставлен новый пятиярусный иконостас, сохранивший и часть икон XVI века. Перед ним в 1696 году затеплились 6 серебряных с золочеными украшениями лампад и 7-я подъемная, подаренные Царевичем Алексеем Петровичем для поминовения своей бабушки — царицы Наталии Кирилловны.

В сентябре 1700 года в бывшем Никольском приделе освящен престол в честь праведного Симеона Богоприимца (упразднен в 1870 году).

К началу XVIII века окружающая собор галерея была закрыта, объединив в одно здание две западные белокаменные палаты, где помещались богатая ризница и монастырская библиотека с коллекцией рукописей, документов и старопечатных книг.

В XVIII-XIX вв. в Троицком соборе неоднократно производились большие ремонтные работы. На средства купца Зубова в Сергиевском приделе в 1852 году был установлен новый резной позолоченный иконостас, а к 1889 году в таком же стиле на средства александровских купцов Первушиных – пятиярусный в центральном храме, с сохранением старых икон. В 1887-89 гг. под руководством археолога Г.Д. Филимонова художником-живописцем А.Д. Белоусовым очищены от трехслойной записи масляными красками алтарные росписи и 6 фресок на столбах, а по нижней части стен открыты хорошо сохранившиеся полотенца.

Весной 1922 года комиссией по изъятию церковных ценностей были вывезены многие драгоценные оклады, ризы и венцы с икон, а наиболее ценные предметы переданы местному музею. В январе 1923 года Троицкий собор был отобран у монастыря и передан в ведение музея, которым использовался как склад для хранения реквизированных церковных ценностей из храмов и монастырей Александровского уезда, а с 1931 года – как антирелигиозный отдел.

В мае 1923 г. в ходе реставрации архитектор П.Д. Барановский снял с Троицкого собора 4 поздних главы (1824-25 гг.). В 1926 году была смыта позолота с иконостасов, а вскоре разобран и сам иконостас собора.

В 1927 году размещенными на территории беспризорниками из Троицкого собора были украдены несколько подсвечников и лампад. В последующие годы наиболее ценные иконы и оклады, церковная утварь, рукописи, изразцы были вывезены в фонды Государственного Исторического музея (г. Москва) и Владимиро-Суздальского музея (г. Суздаль).

По неотступным просьбам верующих в 1946 году власти разрешили возобновить богослужения в Троицком соборе монастыря. 24 августа (в день памяти преп. Корнилия) он был передан в аренду приходской общине и на долгие годы стал единственным действующим храмом в районе.

В эти трудные для церкви годы священнослужителями в нём были образованные, высокой духовной жизни пастыри: протоиереи Петр Успенский, Николай Харьюзов, Леонид Розанов, Андрей Бородачёв, профессор протоиерей Андрея Сергеенко, протодиакон Сергий Зензивеев и другие. Почти все они перенесли страдания за веру: тюрьмы и лагеря, унижения и притеснения. Среди прихожан храма были уцелевшие монахини, которые пели на клиросе, прислуживали в алтаре.

Утраченный иконостас был заменен новым, выполненным в стиле позднего классицизма, из церкви села Покрова. В конце 1940-х годов под руководством архитекторов П.С. Полонского и Н.В. Сибирякова значительно обветшавший храм на средства прихода был отремонтирован. Удалены два боковых крыльца, сделана отмостка вокруг храма с отводом воды, восстановлены подклеты, отремонтирован купол и устроено водяное отопление. В 1980-х годах Владимирской реставрационной мастерской были произведены пробные расчистки фресок XVI в., а также поновлена фресковая живопись купольной части, северной и западной стен основного объема.

С открытием монастыря 1 января 1992 года в Троицком соборе возобновились богослужения по монастырскому уставу и чтение неусыпаемой псалтири. В мае 1995 года в соборе были помещены обретенные мощи преподобного Корнилия (†1681), перед которыми стали служиться молебны. За два десятилетия монастырем произведены большие ремонтно-реставрационные работы, закончено восстановление уникальных фресок. В 2010 году воссоздан пятиярусный тябловый иконостас.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *