александровская слобода успенский монастырь

АЛЕКСАНДРОВСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

александровская слобода успенский монастырь
Александровский кремль с высоты птичьего полёта

Женский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Александрове Александровской епархии

Успенский монастырь расположен на восточной окраине города на спокойном рельефе высокой коренной террасы правого берега реки Серой. Ныне с западной, южной и северной сторон близко к обители придвинулась городская жилая застройка. С восточной стороны большая площадка, окруженная валами, остается открытой. Монастырь хорошо обозревается из-за реки Серой с западной своей стороны. Восточная его сторона открывается с валов.

После времён царя Иоанна Грозного слобода не раз была разоряема врагами, причём некоторые из разграбленных храмов оставались неисправленными. Одним из таких храмов был Успенский, и при нём, при участии старца Лукиана возникла в середине XVII века женская обитель. В 1649 году отец Лукиан постриг в монашество двух женщин, затем еще нескольких [2]. В 1651 году царь Алексей Михайлович пожаловал им землю слободы с церковью Успения.

После кончины старца Лукиана много потрудился для благоустроения обители игумен Лукиановой пустыни Корнилий. При нем в 1654 году с благословения патриарха Никона Успенская церковь, стоящая «в пусте без пения», была вновь освещена. Затем обители был также передан собор во имя Живоначальной Троицы. Игумен Корнилий скончался в 1681 году и был погребен под алтарем Троицкого собора.

В 1698 году в обители были пострижены в монашество сестры царя Петра I, царевна Марфа, в монашестве Маргарита и Феодосия, в монашестве Сусанна. Впоследствии они были погребены в усыпальнице монастырской Сретенской церкви. В 1718 году сюда были сосланы игуменья Марфа и старица Капитолина, замешанные в деле царицы Евдокии. С октября 1727 года по май 1728 года жила под надзором Варвара Арсеньева, свояченица князя А.Д. Меншикова. Вклады в монастырь вносили цари Алексей Михайлович, Феодор Алексеевич, император Петр I, императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II, а также другие высокородные лица.

К 1727 году в монастыре насчитывалось уже почти 400 насельниц.

При секуляризационной реформе в 1764 году, по новым монастырским штатам, обитель была отнесена к штатным первоклассным, с определением жалования для ста монахинь. Таких женских монастырей в России в то время было всего четыре.

александровская слобода успенский монастырь
Панорама Александровского Успенского монастыря

Образ жизни в Успенском Александровском монастыре ставили в пример для других женских обителей на заседаниях Священного Синода. Епархиальные архиереи посылали в него монахинь обучаться печению просфор и стройному церковному пению. Славилось монастырское шитье риз для икон и вышивка церковных облачений.

К концу XIX века при монастыре действовали школа для девочек, больница, странноприимный дом, а с 1889 года также рукодельная мастерская.

В начале XX века в Успенском монастыре находилась чудотворная Владимирская икона Божией Матери и местночтимая икона Успения Божией Матери. Ризница заключала в себе много достопримечательных вкладов царских и других лиц XVII и XVIII веков, в библиотеке было немало рукописей и синодиков XVI и XVII веков, подлинных царских грамот и письма царевны Марфы-Маргариты. Ежегодно в день кончины игумена Корнилия 11 августа совершалось о нем заупокойное богослужение.

После революции началось постепенное разорение обители, в которой в то время было около 300 насельниц. Монастырь должен был принять военную часть красноармейцев, которая к концу Гражданской войны размещалась в строениях, прилегающих к Покровскому храму. Тем временем С. С. Погодин, краевед и историк, которого возвели в чин агента по охране культурных памятников и по делам музеев Владимирского Губернского подотдела, в августе 1919 года выступил с мыслью об основании тут музея-заповедника «Александровская слобода».

13 февраля 1923 года монастырь был ликвидирован, и всё имущество и ценности были полностью переданы музею. Последним 19 мая 1923 года был отнят у верующих Успенский храм, с которого в XVI веке началась монашеская жизнь в Александровой слободе. В том же году был официально открыт музей-заповедник «Александровская слобода».

Территория бывшего монастыря официально была названа посёлком «Заря». В большей части жилых построек — в келейном корпусе, игуменском доме, деревянных домах-келиях в ужасной тесноте и никогда не ремонтируемых помещениях — поселились люди, вели хозяйство. Многочисленные сараи, подсобные пристройки, погреба и огороды, даже свинарники находились в монастырских стенах, на кладбище пытались разводить кроликов, а после уничтожения надгробий землю использовали под огороды.

В храмах разместились экспозиции музея, склады, под Троицким собором десятилетия было овощехранилище. В церкви Сретения Господня разместился молокозавод. Были уничтожены гробницы царевны Феодосии Алексеевны и инокини Маргариты (царевны Марфы). Распятскую церковь-колокольню сначала использовали как складское помещение, а 1971 г. в ней был устроен планетарий и детская площадка. Красильную палату занимала небольшая кондитерская, а в келейном корпусе был кинопрокат. Уникальные памятники архитектуры во власти новых хозяев и без должной реставрации подвергались постепенному разрушению.

В 1960 году монастырский комплекс был отреставрирован.

10 ноября 1991 года монастырь был вновь открыт.

На начало XXI века соседствовал с государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником «Александровская Слобода».

Статистика

Настоятельницы

александровская слобода успенский монастырь
План Александровского Успенского монастыря

Архитектура

Монастырь-кремль со всех сторон окружен высокой кирпичной оградой с четырьмя круглыми угловыми башнями, с входами с западной, южной и восточной сторон, один из которых (западный) считается главным, оформлен устройством святых ворот и надвратной церковью во имя великомученика Федора Стратилата над ними. В плане монастырь приближается к прямоугольнику, имея в основе построения план свойственный крепостям Руси XVI века. Стены монастырской ограды строго прямые, только на южной стене небольшой прямоугольный выступ.

Монастырский комплекс состоит из восьми построек XVI-XVII веков, со стенами, башнями и палаткой для наливания воды XVIII века. Это редкий памятник архитектуры представляющий из себя единый ансамбль построек одной эпохи. Постройки объединены наличием белокаменных подвалов, применением смешанной кладки (кирпич/белый камень) и мотивами украшений.

Площадь монастыря большая, имеет в окружности 152 сажени. Храмы поставлены на просторной территории свободно, достаточно далеко друг от друга, располагаясь в центре ее и по периметру. Скомпонованы в зависимости друг от друга. Основная планировочная структура и композиция кремля была определена уже в начале XVI века, еще до возникновения обители.

александровская слобода успенский монастырь
Троицкий собор Александровского Успенского монастыря. Фото на август 2003 г.

Троицкий собор

Соборный храм в честь Живоначальной Троицы является главной постройкой монастырского ансамбля. Он построен в центре комплекса, напротив главных западных ворот. Воздвигнут в 1513 году. Каменный собор относится к типу одноглавых четырехстолпных трехапсидных, трехнефных храмов, фасады которых расчленены на прясла и завершены полукруглыми закомарами. Отмечен характерными чертами русского церковного зодчества конца XV–начала XVI веков. Достопримечательностью собора служат входные так называемые «Васильевские» врата, сооруженные в 1336 в Новгороде для Софийского храма по повелению архиепископа Василия Калики и привезенные сюда великим князем Василием Иоанновичем [5]. Также здесь имеются и «Тверские» врата, привезенные царем Иоанном Васильевичем из Твери.

В XVI-XVII веках вместо гульбища появилась закрытая галерея, были пристроили приделы. В XVIII–XIX веках были переделаны крыльца и появились вновь 4 главки, позднее убранные.

александровская слобода успенский монастырь
Распятская церковь-колокольня Александровского Успенского монастыря. Фото на август 2003 г.

Распятская церковь-колокольня

Церковь-колокольня в честь Распятия Господня была построена в XVI веке, в 30 метрах южнее Троицкого собора. Шатровая постройка, характерная для начального периода каменного строительства на Руси, и тип храма «церковь под звоном», широко распространившихся в XVII веке. Сооружение оставлено их трех объемов: собственно ярусной шатровой колокольни, вертикального придела с ярусом звона и низких одноэтажных Марфиных палат.

Покровский храм

Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы XVI-XVII веков расположена к востоку от Троицкого собора. Это образец шатровых храмов в своей древней основе (собственно храм), в результате перестроек приобретший обычную трехчастную структуру церквей построек XVII века. Храм подвергался некоторым переделкам, которые были устранены во время реставрации 1960 года.

Сретенская больничная церковь

Сретенская церковь XVII века постройки стоит в юго-восточном углу монастыря. Она интересна наличием белокаменного подвала и небольшой звонницы. У нее необычная форма апсиды: четвериковая и большей величины, чем основной объем. С северной стороны к центру примыкает больничный корпус. Храм был перестроен в 1858 году.

александровская слобода успенский монастырь
Успенский храм Александровского Успенского монастыря. Фото на август 2003 г.

Успенский храм

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы был воздвигнут в юго-восточной части монастырского комплекса в XVI веке. Успенская церковь необычайно живописна по силуэту и компоновке объемов, ассиметрична и своеобразна в объемно-пространственном и планировочном решении. Составлена она из пятиглавого (первоначально одноглавого) четверикового четырехстолпного трехапсидного удлиненного вверх храма с приделами, трапезной, колокольней с папертью–крыльцом и большим северным приделом. Церковь поставлена на высокий подклет, трапезная и северный придел двухэтажные. Под церковью имеется белокаменный подвал.

К основному объему в XVII–XVIII веках пристроили придел во имя пророка Иоанна Предтечи, здание келий. В конце XIX века к колокольне пристроили крыльцо.

Кельи

Здание келий XVII века замыкает монастырский двор с северной и части восточной сторон. Его особенности: необычайную протяженность, «Г-образный» план, однотипные трехчастные секции первого этажа и ряд характерных для архитектуры того столетия черт декора.

См. также

Литература

Использованные материалы

[1] По данным «Музей-заповедник «Александровская Слобода»,» частный сайт Города России, http://prorossiu.ru/?page_id=881

[2] Дата по «Летописи о зачатии Успенского девичьего монастыря, что в Александровской Слободе». Статья «Успенские монастыри» энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона указывает что монастырь был возобновлен в 1642 году.

Источник

Успенский женский монастырь

город Александров

александровская слобода успенский монастырь

Вечная память новопреставленному Сергию

александровская слобода успенский монастырь

Ночью 3 ноября 2021 года от болезни скончался наш прихожанин, трудившийся долгое время в монастыре охранником и водителем, Сергей Дмитриевич Соколов. Всем, кто знал этого доброго, трудолюбивого и готового всегда бескорыстно помочь человека, будет его очень не хватать.

Отпевание будет совершаться в соборе Рождества Христова г. Александрова в пятницу, 5 ноября. Начало в 12.30.

Царствие Небесное новопреставленному Сергию, да приимет его Господь во свои обители!

Преставление преподобного Корнилия

александровская слобода успенский монастырь

23-24 августа, приглашаем всех на празднование памяти преподобного Корнилия Александровского (+1681).

Богослужение в монастыре возглавят митрополит Челябинский и Миасский Алексий и епископ Александровский и Юрьев-Польский Иннокентий.

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

понедельник 23 августа

Малая вечерня с акафистом преподобному Корнилию – 14.30

Всенощное бдение – 16.00

вторник 24 августа

Водосвятный молебен – 7.30

Божественная Литургия – 9.00, по окончании крестный ход.

В этот день мы также молитвенно поминаем двух исповедников веры – служившего в нашем Троицком соборе протодиакона Сергия Зензевеева (1905 – 1978) и родившегося на нашей земле расстрелянного протоиерея Максима Сикова (1889 – 1937).

Празднование в 6 Неделю по Пасхе

александровская слобода успенский монастырь

В воскресенье, 6 июня 2021 г., в день памяти прпп. Лукиана и Корнилия Александровских, Божественную литургию в нашем монастыре будет совершать Высокопреосвященнейший Тихон, митрополит Владимирский и Суздальский, в сослужении архиереев Владимирской митрополии.

Расписание богослужения 6 июня:

7.30 — Водосвятный молебен

9.00 — Встреча иконы Рождества Богородицы из Лукиановой пустыни и частицы мощей св. блгв. кн. Александра Невского и Божественная Литургия

Накануне, в субботу, 5 июня:

14.30 — Малая вечерня с акафистом преп. Корнилию Александровскому

16.00 — Всенощное бдение

Освящение куличей

александровская слобода успенский монастырь По окончании Великого Поста в праздник Святой Пасхи Христовой в церкви совершается благословение праздничной скоромной снеди: яиц, сдобного хлеба — куличей, сыра (творожной пасхи). Священник читает особую молитву и окропляет продукты святой водой.

У нас в монастыре освящение будет совершаться на улице перед Троицким собором накануне перед Пасхой в Великую Субботу (1 мая) с 12 до 18 часов Читать далее →

Вечная память протоиерею Николаю Чуть

александровская слобода успенский монастырь

14 апреля 2021 года на 73-м году жизни скончался клирик храма в честь Боголюбской иконы Божией Матери города Александрова
протоиерей Николай Николаевич ЧУТЬ. В 2019 году несколько месяцев батюшка служил в нашем монастыре, оставив о себе добрую память. Царствие Небесное новопреставленному протоиерею Николаю!

Отпевание состоится в субботу, 17 апреля, после Божественной Литургии в храме Боголюбской иконы Божией Матери города Александрова.

Вечная память новопреставленной Галине

александровская слобода успенский монастырь

Просим молитв о скончавшейся 29 марта 2021 года нашей прихожанке Галине Николаевой, которая с 1990-х годов помогала монастырю. Погребена вдали от г. Александрова, так как жила в последнее время у родственников.

Крестопоклонная неделя

александровская слобода успенский монастырь

Приступим очищеннии воздержанием, тепле облобызающе во хвалении Древо Всесвятое, на нем же, Христос распинаем, спасе мир, яко благоутробен

Русская Православная Церковь
Владимирская митрополия
Александровская епархия
По благословению Епископа Александровского и Юрьев-Польского Иннокентия

Источник

Успенский женский монастырь

город Александров

александровская слобода успенский монастырь

ИСТОРИЯ

александровская слобода успенский монастырьУспенский девичий монастырь был основан преподобным Лукианом Александровским на месте загородного государева двора в Александровой слободе в 1651 году по жалованной грамоте царя Алексия Михайловича и благословению Патриарха Иосифа.

Духовником монастыря с 1662 года стал преподобный Корнилий Александровский, настоятель Лукиановой пустыни. При нем обитель расширилась, число сестер увеличилось до 200. Устав монастыря был общежительным, на содержание его отпускались средства из царской казны. Сами Благочестивые Государи-цари Алексей Михайлович и Феодор Алексеевич, а также многие знатные бояре, дворяне и купцы посещали для богомолья Успенскую обитель.

Трудами преподобного Корнилия архитектурный ансамбль обители принял тот вид, который имеет в настоящее время. Преподобным старцем были построены каменный келейный корпус, каменная ограда с башнями и Святыми вратами с церковью великомученика Феодора Стратилата, больничный корпус с церковью Сретения Господня.

С 1698 года до своей кончины в 1707 году в монастыре жила сестра царя Петра I царевна Марфа Алексеевна, в иночестве Маргарита. Неоднократно посещал Успенскую обитель, совершая в ней богослужения, святитель Димитрий Ростовский. В это же время монашество принимали в Успенской обители многие именитые московские боярыни. К 1727 году в монастыре насчитывалось уже почти четыреста насельниц.

В 1764 г., при введении императрицей Екатериной II монастырских штатов, Успенский девичий монастырь в Александровой слободе был причислен к первому классу, на содержание игумении и 100 монахинь выделялись средства из казны. Таких женских монастырей в России в то время было всего четыре.

Образ жизни в Успенском Александровском монастыре ставили в пример для других женских обителей на заседаниях Священного Синода. Епархиальные архиереи посылали в него монахинь обучаться печению просфор и стройному церковному пению. Славилось монастырское шитье риз для икон и вышивка церковных облачений.

Неоднократно из сестер обители избирались достойнейшие для поставления в сан игумений других монастырей епархии.

Почитатели монастыря, благотворившие ему при жизни, часто завещали по смерти предавать себя земле в его стенах. Так, в 1713 году рядом с сестрой-инокиней Маргаритой под Сретенской церковью была погребена царевна Феодосия Алексеевна. Склеп под Троицким собором стал родовой усыпальницей генерала-аншефа Ивана Ивановича Бутурлина (†31.12.1738). Там же похоронена казначея царевны Марии Алексеевны Евфимия Андреевна Львова (†12.12.1727). Большое кладбище мирян находилось за Успенской церковью.

Умерших монахинь вплоть до 1850 г. хоронили у Сретенской церкви по древнему обычаю в особых усыпальницах — деревянных погребах, где гробы ставили один на другой.

Жили в монастыре своим трудом: все время, свободное от богослужений, занимались возделыванием земли, содержанием скота, покосами, рукоделием, преподаванием в монастырской школе для девочек, обслуживанием старых и больных монахинь в богадельне, а в годы первой мировой войны ухаживали за ранеными солдатами.

Славился монастырь двумя садами — игуменским и монастырским (в них было посажено около 100 яблонь, кедровые деревья), липовыми аллеями (с 1883 года), пчельниками, прудами, многочисленными цветниками. Можно себе представить, в какое дивное селение, напоминающее об обителях Небесных, превратилась опустошенная царская вотчина трудом и молитвами нескольких поколений инокинь.

После революции началось постепенное разорение обители, в которой в то время было около 300 насельниц.

13 февраля 1923 года Успенский монастырь в г. Александрове был ликвидирован, и всё имущество и ценности были полностью переданы музею. Последним 19 мая 1923 года был отнят у верующих Успенский храм, с которого в XVI веке началась монашеская жизнь в Александровой слободе.

Мало кому из бывших насельниц монастыря удалось избежать гонений за веру: многие из них были лишены избирательных прав, а некоторые претерпели аресты и заключение. Известно о репрессиях, которым подверглись игумения Тамара, монахини Адолия (Афонская), Аглаида (Холуйская), инокини Анна Ивановна Пичугина, Евгения Васильевна Иванова, Анастасия Спиридоновна Любавина, Мария Ивановна Буланова, Пелагея Ивановна Белова, Дарья Ивановна Голядкина, Домна Ивановна Питерцева.

Осуждены они были по статье 58 ч.10 УК за так называемую «антисоветскую и религиозную агитацию, участие в контрреволюционных группах церковников, «Братстве тайного монашества», распространении провокационных слухов». Приговорены кто к нескольким годам ссылки, кто к 8 или 10-ти годам исправительно-трудовых лагерей и поражению в избирательных правах. Все они впоследствии были реабилитированы – «за недоказанностью обвинения».

Великое мужество и крепкая вера помогли этим гонимым женщинам устоять, не отречься от Бога, не оставить Церковь и не изменить своим монашеским обетам.

После закрытия монастыря территория его официально была названа посёлком «Заря». В большей части жилых построек — в келейном корпусе, игуменском доме, деревянных домах-келиях в ужасной тесноте и никогда не ремонтируемых помещениях — поселились люди, вели хозяйство. Многочисленные сараи, подсобные пристройки, погреба и огороды, даже свинарники находились в монастырских стенах, на кладбище пытались разводить кроликов, а после уничтожения надгробий землю использовали под огороды.

В храмах разместились экспозиции музея, склады, под Троицким собором десятилетия было овощехранилище. В церкви Сретения Господня разместился молокозавод. Были уничтожены гробницы царевны Феодосии Алексеевны и инокини Маргариты (царевны Марфы). Распятскую церковь-колокольню сначала использовали как складское помещение, а 1971 г. в ней был устроен планетарий и детская площадка. Красильную палату занимала небольшая кондитерская, а в келейном корпусе был кинопрокат. Уникальные памятники архитектуры во власти новых хозяев и без должной реставрации подвергались постепенному разрушению.

Казалось, что это святое место навсегда утратило свое истинное предназначение, но через семь десятилетий по воле Божией предстательством Пресвятой Богородицы, заступничеством преподобных основателей Лукиана и Корнилия и молитвами всех подвизавшихся на этом месте во Имя Христово 10 ноября 1991 года Успенская женская обитель открылась вновь.

Русская Православная Церковь
Владимирская митрополия
Александровская епархия
По благословению Епископа Александровского и Юрьев-Польского Иннокентия

Источник

Послушание – историк

александровская слобода успенский монастырь Монахиня Сергия (Каламкарова)

В этом году исполняется 30 лет со времени восстановления монашеской жизни в Успенском женском монастыре города Александрова. Обитель была основана во второй половине XVII века преподобным Лукианом Александровским на месте загородного государева двора в знаменитой Александровской слободе.

Еще в 1990-е годы одновременно с восстановлением монастырских зданий и устройством монашеской жизни сестры начали работу в архивах по изучению монастырской истории, по крохам собирали сведения о прежних насельницах обители и священниках, совершавших служение в монастырских храмах. Через некоторое время Успенский женский монастырь в Александрове стал центром работы по канонизации новомучеников и исповедников Владимирской епархии. Трудами сестер был собран огромный материал о пострадавших за Христа в земле Владимирской, подготовлены документы для прославления исповедников: святителя Афанасия (Сахарова) и пресвитера Петра Чельцова. Эта работа продолжается до сих пор. Последние двадцать лет послушание, связанное с изучением истории обители, несет монахиня Сергия (Каламкарова), благочинная Успенского женского монастыря города Александрова. С ней мы и побеседовали о том, что включает в себя монастырское послушание такое рода и с какими трудностями приходится сталкиваться исследователям новейшей истории нашей страны:

александровская слобода успенский монастырь

После отъезда в 2002 году инокини Сергии (Ежиковой) в Брянск, где она стала игуменией, с благословения настоятельницы матушки Иоанны (Смуткиной) я получила послушание изучать историю монастыря. Честно сказать, мне это занятие очень по душе, хотя образования специального у меня нет, работе в архиве и на компьютере пришлось учиться самостоятельно. Часть полученной информации уже размещена на нашем монастырском сайте, но многое еще хранится в черновиках и ждет публикации.

александровская слобода успенский монастырь Игумения Тамара Лихарева

Наш монастырь был создан в середине XVII века, храмы построены еще в XVI веке, так что изучать приходится документы четырех столетий. ХХ век вошел в круг моих поисков в первую очередь, конечно, для выяснения судеб наших монастырских священников, последней настоятельницы, игумении Тамары (Лихаревой) и монахинь, а также духовенства, служившего здесь с 1946 года, когда Троицкий собор был открыт и действовал как приходской храм. Впоследствии пришлось расширить круг исследовательской деятельности, потому что в наших краях никто больше судьбой репрессированного духовенства и мирян не занимался. Активнее эта работа стала вестись с тех пор, как при образовании Александровской епархии по благословению архиепископа Евстафия в 2014 году была создана Церковно-историческая комиссия, в состав которой включили и меня.

Чему учат эти исследования? Вспоминаете ли в трудные минуты судьбы людей, с которыми познакомились, просматривая архивные дела?

Приходится осознавать, насколько наши проблемы, тревоги мелочны, а скорби и болезни не соизмеримы с тем, что людям пришлось пережить в годы гонений! Причем круг пострадавших в те годы включает в себя не только духовенство, но и их семьи жен, детей. Да, бывало, что кто-то отказывался от своих отцов публично, через газету, чтобы благополучно устроится в этом новом мире. Но многие пронесли свой крест до конца вместе с отцами и мужьями, претерпели скорби и гонения, но сохранили веру и не отступались от Христа.

Особое почтение я испытываю к тем пастырям, которые приняли священнический сан после революции, когда уже начались гонения. Многие из них имели не только духовное, но и хорошее светское образование, и стали достойными служителями Церкви. Хочется назвать имена протоиерея Максима Сикова и священника Алексия Рождественского, которые были расстреляны в 1937 году. Пастыри Троицкого собора города Александрова исповедники, многократно репрессированные, протоиерей Николай Харьюзов и протодиакон Сергий Зензивеев служили примером для прихожан в 1940-60-е годы. Они осознанно избрали священнический путь, не ради благ земных, а для служения Богу, Церкви и людям. Они шли этим путем, несмотря ни на что, и были готовы лишиться всего, но не потерять верность Христу. В обществе, отступившем от Христовых заповедей, многие монахи и монахини хранили монашеский образ и исполняли данные при пострижении обеты. Верующим людям приходилось в то время очень нелегко, храмы повсеместно закрывали, молиться было сложно. В нашем Александровском районе не было ни одной действующей церкви с 1937 до 1946 года, пока не открыли Троицкий собор.

александровская слобода успенский монастырь

С какими, на Ваш взгляд, трудностями чаще всего приходится сталкиваться историкам в наши дни?

Думаю, основная проблема для большинства исследователей это недоступность или не полная доступность следственных дел. Многое зависит от сотрудников ведомственных архивов, и в разных регионах встречается различное отношение к исследовательской работе. Где-то категорически отказывают в просмотре дел, где-то не дают делать копии. Славу Богу, с архивом Владимирского УФСБ Владимирской и Александровской епархии удалось наладить за эти годы относительно успешное сотрудничество. Хочется отметить, что не все имена пострадавших за веру мы знаем. Те списки репрессированных, которые составлялись в конце 1980-х начале 1990-х годов, совершенно не полны. Ведь до сих пор не все дела пересмотрены и рассекречены, к тому же часть священнослужителей была осуждена не по политической 58-й статье Уголовного кодекса, а «как чуждые элементы». Приходится подавать запрос на пересмотр дел, на реабилитацию. Многие имена активных прихожан, пострадавших за защиту своих храмов, мы не узнаем до тех пор, пока не найдем в архивах списки церковных советов и документы по истории храмов 1920-30-х годов.

Но информация из следственных дел, часто искажающая образ человека, не может быть единственным или главным источником сведений о пострадавших за веру. И, хотя временами это проблематично, нужно находить биографические факты о человеке из иных архивных источников, как дореволюционных времен, так и времен советской власти. Возможных источников не так уж мало. На одной из конференций о новомучениках, которые проводятся нашим монастырем в рамках ежегодных образовательных епархиальных чтений, я как-то даже делала доклад на эту тему. В архивах буквально по крупицам приходится находить информацию. Печально, что многие источники не сохранились. Многие и церковные и семейные архивы (фотографии, документы, переписка) были уничтожены в годы гонений. Скорбно, что свидетелей тех гонений почти не осталось в живых. Есть потомки пострадавших от репрессий, которые до сих пор живут в страхе и стараются не вспоминать о своих предках. Может быть, боятся того, что это может повториться. Тем более ценно, когда неожиданно находятся потомки репрессированных священнослужителей и чудом уцелевшие у них фотографии и документы.

александровская слобода успенский монастырь

Некоторые из них можно увидеть в экспозиции монастырского музея. Как удалось получить эти уникальные экспонаты?

Первые церковные документы мы получили от дочери протоиерея Сергия Андреева, который служил в селе Снегиреве Кольчугинского района, где много лет было наше монастырское подворье. Эти небольшие, ветхие справки 1920-40-х годов необычайно ценны не только тем, что уточняют биографию их владельца, но и подписями, печатями Владимирских архиереев тех лет.

александровская слобода успенский монастырь Протодиакон Сергий Зензивеев

В алтаре нашего Троицкого собора в сейфе хранился орден святого равноапостольного князя Владимира. Им был награжден лишь один из служивших здесь протодиакон Сергий Зензивеев. Копию документа об этой церковной награде прислали внучки отца Сергия.

Уникальный документ ставленую грамоту священника 1919 года, подарила музею наша прихожанка Раиса Васильевна Якиманская. Она принадлежала ее тестю репрессированному священнику Алексею Ивановичу Якиманскому.

Я упоминала о репрессированном протоиерее Максиме Сикове. В процессе изучения следственных дел удалось найти его дочь, ныне здравствующую Клавдию Максимовну Иванову, с которой мы близко познакомились. Спустя пару лет она посетила нашу обитель, подарив музею фотографические альбомы Московской духовной академии и семинарии, Александровской женской гимназии, фотографии духовенства. Удивительно, какой ценой удалось матушке Александре Владимировне Сиковой сохранить эти тяжеленные альбомы во время многочисленных переездов.

александровская слобода успенский монастырь

Расскажите об игумении Тамаре (Лихаревой). Ведь как раз при ней произошло закрытие монастыря?

Игумения Тамара имела дворянское происхождение, родилась в Москве, где ее отец Василий Яковлевич Лихарев служил чиновником. Но ее родители происходили из духовного сословия, корни отцовского рода Лихаревых в селе Покров Александровского уезда. Александра Васильевна, так звали игумению Тамару в миру, пришла в монастырь совсем молоденькой послушницей. Настоятельницей обители была в то время ее родная тетя заслуженная, много раз награжденная матушка игумения Евфрасия (Лихарева). И руководству обителью игумения Тамара училась у своей тети настоятельницы, стала ее верной помощницей. А в 1913 году, после кончины игумении Евфрасии, приняла игуменский крест. Ей достались самые последние, тяжелые годы: Первая мировая война, революция, разграбление монастыря, голод, когда сестры вынуждены были ходить по улицам просить милостыню. Многим из них пришлось покинуть монастырь, помещения отбирали, жить было негде. И все же до 1923 года обитель удалось сохранить, зарегистрировав сестер как членов трудовой артели. В 1922 году матушка Тамара была арестована вместе с ризничей, монахиней Адолией (Афонской) во время процесса изъятия церковных ценностей. Им предъявили обвинения в сокрытии и краже церковных ценностей, в том, что якобы они пытались скрыть монастырские описи. Хотя недавно удалось найти сведения в архиве, что оказывается, игумения Тамара официально числилась сотрудницей и даже заведующей отделом государственного музея, который был открыт в стенах монастыря. Именно монахиням директор музея Сергей Погодин, мог доверить охрану тех ценностей, которые они и до последних событий хранили многие столетия.

Но во исполнение политического заказа матушка Тамара и монахиня Адолия были приговорены к двум годам заключения во Владимирской тюрьме. В это время, в феврале 1923 года закрыли монастырь. После освобождения у игумении Тамары не было возможности сюда вернуться, и она поехала в подмосковный город Рузу к сестре Софии, бывшей супруге протоиерея Иоанна Крутякова. Там в 1931 году матушка Тамара снова была арестована. Советские власти опасались ее, потому что она имела авторитет, верующие женщины часто обращались к ней за советом. Когда в Рузе была устроена кампания по поводу закрытия собора и люди были возмущены этим, матушку Тамару арестовали. Вместе с несколькими монахинями их обвинили в том, что они препятствовали закрытию собора. Матушку приговорили к пяти годам ссылки в Казахстан. Причем срок мог быть и большим, но «повезло» следователю не было известно о ее игуменском сане, предполагалось, что она была помощницей настоятельницы. Игумении Тамаре было 65 лет, но она мужественно перенесла эту ссылку. Вернулась в Подмосковье, в Павшино под Красногорском, к брату заштатному священнику Леониду.

александровская слобода успенский монастырь погребение монахини ок. 1959 г. Протодиакон Сергий Зензивеев, прот. Петр Успенский, иерей Константин Тивецкий

Приезжала она и в наши края, духовно руководила сестрами, давала советы, отличаясь духовной мудростью. К сожалению, точное место упокоения, могилу игумении Тамары (Лихаревой) в Павшино нам не удалось найти. Но с помощью родственников матушки в Красногорском ЗАГСе узнали дату ее кончины 14 февраля 1953 года, и в этот день особо ее поминаем.

Некоторые из насельниц нашей обители тоже были репрессированы. В послевоенные годы кто-то из монахинь жил в Александрове и прислуживал в открывшемся соборе алтарницами, певчими. Но, к сожалению, мы не застали их в живых, и прямого преемства не произошло. Что-то знаем по рассказам прихожан, где-то удается найти отдельные фотографии, какую-то информацию обретаем в следственных делах и других архивах.

А открытия и находки в исторических исследованиях бывают неожиданные. Например, в конце прошлого 2020-го года удалось ознакомиться в Москве в Синодальной библиотеке с частью церковного архива священномученика Дамиана (Воскресенского), бывшего в 1920-е годы Переславским епископом. Также были обнаружены многие новые сведения о духовенстве храмов нашей епархии в те годы. Я очень признательна курскому священнику Владимиру Русину за указание на этот архив и директору Синодальной библиотеки протоиерею Александру Троицкому за возможность поработать с документами. Хочу сказать также слова благодарности москвичам, прихожанам Воскресенского храма села Воскресенье Петушинского района, которые с благословения настоятеля отца Димитрия Черепанова оказывают нам большую помощь с расшифровкой следственных дел и доработкой сайта. На нашем епархиальном сайте «Подвиг веры» собрано много материалов, есть возможность статистических исследований по биографическим сведениям, санам, видам репрессий. На данный момент в книге памяти, представленной на сайте, собран материал о 762 человеках, а скольких еще можно включить в нее! Сайт существует несколько лет, правда, он не до конца оформлен, но и та размещенная на нем информация уже находит много откликов. Обращаются к нам люди, обнаружившие информацию о своих предках, исследователи из других храмов и епархий.

александровская слобода успенский монастырь

Не сложно ли заниматься подобной работой, будучи насельницей монастыря?

Наоборот, в этой работе находишь помощь для монастырской жизни. Чувствуется связь с теми, кто жил в обители до нас, а поименно мы знаем более двух с половиной тысяч монахинь. Помогает и молитвенное предстательство почивших священнослужителей. Удивительно, что когда о ком-то начинаешь узнавать и поминать этого человека, совершенно неожиданно находятся новые сведения, новые документы, фотографии. И ты чувствуешь, что он сам тебе помогает. Безусловно, информация о жизни советского времени безрадостная, материалы о закрытии храмов, подробности следственных дел иногда тяготят, и временами хочется окунуться в прежние века. Тогда изучение документов ХVII-XIX веков становится некоторым отдохновением и дает возможность ненадолго дистанцироваться от горестных событий ХХ-го столетия. Но, конечно, параллельно приходится изучать и то, и другое время.

Одно из направлений наших архивных поисков это изучение истории приходских храмов Александровской епархии, как сохранившихся, так и уничтоженных в ХХ веке. К 30-летию со времени возобновления монашеской жизни в монастыре, с благословения матушки-игумении, собран материал о духовенстве храмов города Александрова с ХVII по ХХ век, с Божией помощью, если найдутся благотворители, надеемся издать о них биографический справочник.

александровская слобода успенский монастырь

Хотелось бы восстановить для церковного поминовения все имена пострадавших за веру в ХХ веке священнослужителей, их родных, верных прихожан, а также служителей Церкви прежних веков. Надеюсь, что с Божией помощью, работа эта будет продолжаться. А образец истинного следования заповедям Божиим, веры, терпения и стойкости в испытаниях мучеников и исповедников ХХ века станет нам ободряющим примером в искушениях и научит ценить дарованную свободу, возможность жить в монастыре и беспрепятственно молиться за богослужениями в храме.

Снимки предоставлены Успенским женским монастырем г. Александрова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *