алексеевский монастырь в воронеже

Алексиевский Акатов женский монастырь

алексеевский монастырь в воронеже

Алексеево-Акатов женский монастырь (первоначально мужской) — один из старейших монастырей Воронежского края. Находится в частном секторе около водохранилища, недалеко от Чернавского моста.

Содержание

История [ править ]

Алексиево-Акатов монастырь, один из старейших монастырей Воронежской епархии, был основан в 1620 году по обету горожан, в благодарность за дарованную им победу над многочисленным войском литовцев и черкас. Сражение это пришлось на день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца, которому и был посвящен храм обители. Основателем обители и первым настоятелем стал игумен Кирилл, двадцатью годами ранее (в 1600 году) основавший в Воронеже монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Монастырь был устроен на началах пустынножительства, о чем свидетельствует и старинный документ – так называемая сказка игумена Феодосия, в которой обитель именуется не иначе, как «новой пустынью Олексея Митрополита Московского Чудотворца». За короткое время были построены церковь («древена клецки»), келья игумена и четыре кельи для старцев – также деревянные.

С именем одного из них – архимандрита Никанора – связано появление в Алексиевском монастыре главной его святыни – чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица», привезенной из Новоиерусалимского Воскресенского монастыря, где архимандрит Никанор начинал свой монашеский путь и в последние годы был настоятелем. Икона эта, представлявшая собой список с древнего образа, была особенно любима воронежцами, верившими в ее чудодейственную силу.

В царствование императрицы Екатерины II, резко сократившей число монастырей, Алексиевский монастырь был отнесен ко второму классу. По штату ему полагалось 17 человек. За монастырем были оставлены восемь десятин земли и озеро для рыбной ловли.

Сведения об Алексиево-Акатовом монастыре в XVIII–XIX веках касаются более внешней, официальной стороны его жизни. Наиболее известны труды настоятелей по строительству и благоукрашению обители, их духовно-просветительская деятельность (с 1796 года эта должность традиционно стала совмещаться с должностью ректора духовной семинарии; с 1742 года монастырь был под управлением викарных епископов Острогожских). Архимандритом Иларионом (Боголюбовым) было составлено «Описание Воронежского Алексеевского Акатова мужского второклассного монастыря» (1859), наиболее полное для своего времени.

Конец XIX века отмечен особенным расцветом просветительской деятельности в стенах обители, во многом благодаря трудам ее настоятеля Преосвященного Владимира (Соколовского), имевшего большой миссионерский и педагогический опыт. В это время при монастыре действовал Епархиальный училищный совет и Епархиальный комитет Православного Миссионерского общества, размещалась учительская и регентская школа, проводились воскресные религиозно-нравственные чтения со световыми картинами, был создан прекрасный хор мальчиков (их обучению уделял немало внимания сам Владыка Владимир).

На протяжении XVIII–XIX веков обитель продолжала строиться и благоукрашаться. В 1804–1819 годах была построена двухэтажная каменная церковь, сохранившаяся и ныне действующая. Нижний храм был освящен в 1812 году во имя святителя Алексия (в настоящее время – в честь Владимирской иконы Божией Матери), верхний – в 1819 году в честь Воскресения Христова (ныне – во имя святителя Алексия). Строительство велось по проекту губернского архитектора И. Волкова на пожертвования купеческой вдовы Евдокии Аникеевой. Прежний, также каменный, храм был разобран в 70-е годы XIX века. Колокольня, оставшаяся от него, в настоящее время является самой древней постройкой в Воронеже (1674).

Огненные испытания, выпавшие на долю Русской Церкви в ХХ веке, не миновали Алексиевского монастыря. Ранее малоизвестный, он в 20-е годы, когда многие храмы в Воронеже были закрыты или заняты раскольниками-обновленцами, на некоторое время становится центром духовной жизни города, местом пребывания епархиального архиерея. Здесь жил и был погребен в 1926 году митрополит Владимир (Шимкович), смиренный старец-архипастырь, стойкий защитник Православия пред лицом богоборческой власти.

Летом 1931 года Алексиево-Акатов монастырь был закрыт. Все имущество монастыря, богослужебная утварь, чтимые иконы (в том числе чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Троеручица»), библиотека и архив были изъяты и исчезли бесследно. Храм и другие монастырские здания использовались различным, нередко самым неподобающим образом. В разное время здесь были жилые квартиры, художественные мастерские, склады, конюшни. Надругательству подвергались могилы на монастырском кладбище, впоследствии сровненном с землей и заросшем бурьяном. Над этой печальной картиной запустения возвышалась старинная колокольня, еще в 70-е годы взятая под охрану как исторический памятник и в 1986 году частично отреставрированная.

Восстановительные работы начались здесь с 1990 года, после передачи монастыря Воронежской епархии. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II на этом месте была открыта женская обитель. 4 ноября 1990 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, в храме возобновленного монастыря была отслужена первая Божественная литургия. 4 января 1992 года был совершен первый постриг десяти сестер, в том числе монахини Варвары (Сажневой), в апреле того же года ставшей настоятельницей и в апреле 1993 года возведенной в сан игумении.

Современное состояние [ править ]

В настоящее время в обители в трудах и молитвах служат Господу более пятидесяти сестер. Несколько инокинь постоянно живут и трудятся на хозяйственном подворье монастыря, расположенном недалеко от города, где с любовью ухаживают за коровами, телятами и домашней птицей. В сельской местности имеется участок земли, куда сестры выезжают на сезонные работы. С 1994 года в обители существует детская воскресная школа, в которой занимаются дети от 5 до 15 лет. Сестры преподают им Закон Божий, церковнославянский язык, основы живописи и церковного пения.

На территории монастыря восстановлены все уцелевшие здания (храм, колокольня), построены келейные корпуса, трапезная, часовня для водосвятных молебнов и часовня в честь новомучеников Воронежских с мозаичными иконами. Взамен утраченных храмовых росписей были выполнены новые. Вначале группой воронежских иконописцев под руководством Вадима Гладышева был расписан нижний храм. Несколько лет продолжалась работа над росписью верхнего храма, выполненной в технике фрески елецким иконописцем Владимиром Марченко. По завершении работ храм был вновь освящен Высокопреосвященнейшим Сергием, митрополитом Воронежским и Борисоглебским, в день памяти святителя Антония (Смирницкого), прославленного в лике местночтимых святых в 2003 году.

В 1999 году Алексиевскому монастырю была передана Введенская церковь (в прошлом, до закрытия, приходская), одна из красивейших церквей Воронежа. В настоящее время обитель святителя Алексия принимает множество богомольцев, приезжающих из разных мест поклониться воронежским святыням.

Храмы [ править ]

Источник

Легенды Воронежа. Алексеевский Акатов монастырь

алексеевский монастырь в воронеже

Легенды Воронежа. Алексеевский Акатов монастырь

РИА «Воронеж» запустило новый проект – «Легенды Воронежа». Корреспондент Мария Андреева вместе с известными краеведами побывает в самых необычных местах Воронежа, узнает, какими легендами окутаны городские достопримечательности, и попытается отделить правду от вымысла.

Алексеевский Акатов монастырь своим появлением, как ни удивительно, обязан захватчикам. В 1620 году жители недавно основанной воронежской крепости смогли отбить нападение врагов – «литовцев и черкас». За свои уцелевшие жизни воронежцы поблагодарили Бога возведением монастыря.

алексеевский монастырь в воронеже

Победное сражение произошло в день памяти митрополита Алексия, впоследствии признанного святым – поэтому новому монастырю дали имя «Алексеевский», и с тех пор один из его главных праздников – день памяти святого, который отмечается 25 февраля.

Вторая часть названия обители произошла от места, где ее построили: на «окате» – заросшей поляне на берегу реки, вдали от стоящей на горе крепости. Впоследствии «Окатов» незаметно превратился в «Акатов».

алексеевский монастырь в воронеже

Поначалу мужской Алексеевский монастырь был младшим и бедным братом монастыря Успенского, но к середине XVII века разбогател – имел крепостных, деревни и земли. На солидные доходы в 1674 году монастырь построил первую в Воронеже каменную церковь, освятив ее в честь митрополита Алексия. Колокольня церкви сохранилась и до наших дней – сейчас это самое старое каменное здание Воронежа.

алексеевский монастырь в воронеже

А потом в Воронеж приехал Петр I и все кардинально изменил.

Петр в 1700-1701 году издает указ о переселении коренных жителей, преимущественно торговцев, из городского посада к Акатову монастырю. Таким образом, в начале XVIII века здесь образовалось городское предместье, получившее название Акатовского или Акатова,

алексеевский монастырь в воронеже

Ольга Рудева

краевед, основатель сообщества «Воронеж. Пешком»

Недавняя глухомань на долгое время стала центром города, где находились оба воронежских монастыря – мужской Алексеевский Акатов и Покровский девичий. Здесь же проходила главная улица города – Большая Девическая (шла к женской обители), ныне это улица Сакко и Ванцетти. Именно тут появились первые школа, типография и библиотека. На этой территории предпочитали селиться богачи. В народе предместье Акатово прозвали Девичком – по имени девичьего Покровского монастыря.

алексеевский монастырь в воронеже

В 1764 году Екатерина II постановила сократить число монастырей и перевести их вотчины в государственные, а оставшиеся содержать за счет казны. Алексеевский монастырь признали значимым и не закрыли. Документы 1770 года сохранили интересные детали: Алексеевскому Акатову монастырю полагалось 1312 рублей в год, из них 300 уходило на пропитание и жалование архимандриту, 250 рублей – на починку монастырских строений, 30 рублей – на пиво. Пономарь зарабатывал 10 рублей в год.

алексеевский монастырь в воронеже

В начале XIX века в монастыре прошла большая перестройка. Старинную кирпичную церковь 1674 года снесли, оставив от нее лишь колокольню. Рядом в 1804 году начали возводить двухэтажный каменный храм. Строительство велось на большие пожертвования купеческой вдовы Авдотьи Аникеевой. Аникеева то и дело жаловалась на подрядчика Богданова губернатору. Например, в 1805 году в церкви обвалился карниз. Официальной причиной было отступление от архитектурного плана. Но религиозные жители Акатова предместья шептались: во всем виноват Богданов, заставивший рабочих делать кладку в праздничный день. На это указывала в жалобе губернатору и вдова Аникеева.

алексеевский монастырь в воронеже

алексеевский монастырь в воронеже

Как монастырь Акатова обитель закрылась в 1931 году. Нового предназначения ее помещения так и не получили. Они устояли даже в годы Великой Отечественной, несмотря на то, что и немецкие, и советские войска корректировали огонь по самым высоким зданиям города, а потому обе стороны старались такие «маяки» уничтожить. Но даже возвышающаяся над окрестностями колокольня 1674 года уцелела. После освобождения Воронежа маленькие монастырские кельи использовали как жилье – иного в разрушенном городе зачастую просто не было.

алексеевский монастырь в воронеже

В послевоенные годы, когда город строился, на Девичке все чаще стали передавать из уст в уста рассказы о внезапно разбогатевших соседях. Легенда о найденном кладе – одна из самых распространенных.

Легенда имеет под собой самые что ни на есть твердые основания. Здесь определенно должны быть клады. Правда, какие – вопрос. Ведь все по-своему понимают слово «клад»,

Ольга Рудева

В поздние советские годы Акатов монастырь игнорировали: не восстанавливали, но и не разрушали.

– Мы сюда любили ходить гулять с детьми на свежем воздухе. В 80-е годы храм был поврежден, в привратной церкви работал хлебный магазин. Я помню, как первый раз вошла внутрь главного храма. Окон, естественно, не было, на стенах у ростовых фресок сколоты лица и руки. Я тогда думала: «Кто же это сделал? То ли на поклонение, то ли в антирелигиозных целях». Скорее всего, второе. Монастырь был в ужасном состоянии, казалось, вот-вот рухнет. Но даже тогда он продолжал служить людям. Тут, на стенах алтарной апсиды, тренировались альпинисты. Бывало, едешь по Чернавскому мосту и видишь, как по стене храма движутся маленькие фигурки людей, – вспомнила Ольга Рудева.

алексеевский монастырь в воронеже

В 1989 году здания обители вернули Русской православной церкви. Возрожденный Алексеевский Акатов монастырь стал женским. В 90-х на его территории перезахоронили останки почитаемых священников, блаженной Феоктисты и некоторых уважаемых воронежцев.

Источник

Храмы монастыря

Алексеево-Владимирский храм

Первый алексеевский монастырь в воронежекаменный храм обители был построен в 1674 году. Впоследствии он многократно перестраивался, а к середине XIX века обветшал и в 1879 году был разобран. Сохранившаяся шатровая колокольня, построенная одновременно с ним, сохранилась до наших дней. Новый двухэтажный храм строился в 1812-1819 годах по проекту губернского архитектора И.И. Волкова в стиле классицизма. Первоначально верхний храм был посвящен Воскресению Господню, а нижний освящен во имя свт. Алексия Московского. Поэтому историческое название храма – Алексеево-Воскресенский. В настоящее время нижний храм освящен во имя Владимирской иконы Божией Матери, а верхний храм — во имя свт. Алексия Московского. Двухэтажный храм и старинная колокольня — историко-культурный памятник XVII-XIX вв. федерального значения.

алексеевский монастырь в воронеже

Храм в честь преподобного Сергия Радонежского

Об этом храме имеются следующие исторические сведения: «В створе Введенской улицы (ныне улица Освобождение Труда), в северо-западной оконечности монастыря в 1879-1880 гг. выстроили надвратную колокольню. Ее четыре яруса со шпилем и крестом устремлялись ввысь на 23 сажени (49 метров). В первом ярусе, рядом с входными вратами, была устроена крестовая церковь в память преподобного Сергия Радонежского, освященная 27 июня 1903 года. Она служила домовой церковью для викариев епархии – епископов Острогожских, имевших пребывание в Акатовом монастыре. Во втором ярусе помещалась зала для народных чтений. В 30-е годы XX века верхний ярус со шпилем колокольни были разрушены.

В 90-е годы начато восстановление храма. Освящение купола и накупольного креста и водружение на кровлю храма состоялось 19-20 мая 2015 г. 15 октября 2015 года Великое освящение восстановленного Сергиевского храма в Алексиево-Акатовом монастыре совершил митрополит Воронежский и Лискинский Сергий. В настоящее время в храме служится Литургия в дни памяти прп. Сергия Радонежского: 5 июля / 18 июля – Обре́тение честных мощей прп. Се́ргия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1422) и 25 сентября / 8 октября – Преставление прп. Се́ргия, игумена Ра́донежского, всея России чудотворца (1392).

В настоящее время в храме служится Литургия в дни памяти прп. Сергия Радонежского: 5 июля / 18 июля – Обре́тение честных мощей прп. Се́ргия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1422) и 25 сентября / 8 октября – Преставление прп. Се́ргия, игумена Ра́донежского, всея России чудотворца (1392).

Храм во имя Введения во храм Пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (Введенский)

С 1999 года к монастырю приписана находящаяся за оградой обители Введенская церковь, построенная в 1780 г. – одна из красивейших в городе, является историко-культурным памятником XVIII в. федерального значения.

Весной 1700 года из прихода Успенской церкви, где развернулось кораблестроение, в Акатовское предместье переселились посадские люди Григорий Кошкин, Захар Елисеев и Яков Аникеев. В октябре того же года они обратились к находившемуся в Воронеже Петру I за разрешением на вырубку леса для строительства церкви. Храм вскоре был построен и освящен епископом Митрофаном во имя Введения во храм Пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Внешний облик небольшой по размерам деревянной церкви неизвестен. Пожар 1748 года ее миновал. В 1770 году «за ветхостью и малопоместительностью» она была заменена каменной двухпрестольной. Уже 10 ноября 1771 года освящен придел во имя святого Иоанна Воина.

алексеевский монастырь в воронеже

Главный храм был полностью завершен к июню 1780 года. Позже, уже в середине XIX века, в трапезной появился еще один придельный алтарь во имя святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. Серьезным перестройкам церковь никогда не подвергалась. В историческом описании, опубликованном в «Воронежской старине» (1908), дотошный автор, священник Николай Никонов, детально отобразил ее внешний облик, указал даже размеры: купол имел высоту 27 аршин (19 метров).

Главы церкви и колокольни были вызолочены и увенчаны позолоченными четырехконечными крестами. Окрестности оглашали звоном девять колоколов — от 162-пудового (1,6 тонны) до 17-фунтового (7 кг). Здесь же упомянуты три особо ценимые верующими иконы, все в серебряных окладах: икона Божией Матери «Всех скорбящих радости», иконы святых Сисиния Лаодикийского и Иоанна Воина. Среди редких вещей отмечался потир с надписью: «1704 года ноября 15 дня во святую церковь ко Введению Пресвятыя Богородицы дал сии сосуды воронежец посадский человек Григорий Данилов сын Кошкин по своих родителях; весу в них во всех 371 золотник». Купец Аникеев пожертвовал храму Евангелие 1698 года издания.

При Введенской церкви с 1887 года существовало попечительство о малосостоятельных прихожанах, с 1891 года — первая в епархии женская приходская школа «с рукодельными классами». В ограде церкви издавна хоронили богатых купцов из окрестных семейств.

В этом храме были крещены великий русский писатель Иван Бунин выдающийся художник, автор известных исторических и религиозных картин Николай Ге.

В начале 1920-х годов церковь добровольно рассталась с теми немногими ценностями, что у нее были. Богослужебные предметы ушли в бездонные закрома государства. Закрытие Введенского храма произошло в середине 1930-х годов. Первое время здание пустовало, перед войной его заняла под свой цех артель промысловой кооперации. В 1943 году возвратившиеся в полуразрушенный город люди использовали церковь под жилье. Комнатушки появились в алтаре, в трапезной.Следующим хозяином храма стало городское ремонтно-строительное управление. В середине 1970-х годов, вспомнив о прежней красоте Введенской церкви, решили ее восстановить и открыть археологический филиал Краеведческого музея. Десятилетняя реставрация ощутимых перемен в облике здания не произвела. В 1990 году Введенскую церковь возвратили епархии в весьма плачевном состоянии.

В 1994 году завершилось воссоздание внешнего облика здания, работу по прежнему проекту вели каменщики-реставраторы во главе с Игорем Буровым. Архитектурные детали выпукло выделены цветом. Благоустроена и вся прилегающая территория, церковный двор вновь обрел ограду. Внутренняя отделка храма длилась еще пять лет. После длительной реставрации Введенская церковь освящена 4 декабря 1999 года и приписана к Алексеево-Акатову монастырю.

В настоящее время Введенский храм находится на реставрации. Проводится роспись храма.

Колокольня — первое каменное здание Воронежа (1674)

Игумен Корнилий с братией и мирянами в 1674 году построили первую в городе каменную церковь во имя митрополита Алексия, которая была в 1879 году порушена. Колокольня сохранилась до наших дней.

алексеевский монастырь в воронежеКраевед Николай Валукинский так описывал в 1912 году этот памятник старины: «Весь корпус Окатовской колокольницы состоит из трех частей: нижней четверичной, средней восьмигранной призмы и верхней пирамиды, увенчанной кирпичной главкой. …Стиль русский: большие стены, малые отверстия, большая лобовая часть являются характерными знаменателями старания строителей привлечь богомольцев чистотою своих помыслов, бескорыстной, благородной души. Средняя часть — восьмигранная призма — на едва показавшемся четырехскатном начале, прячет углы в пилястрах и украшена в середине поясом, а вверху карнизом, состоящим из фриза и чередующихся ребер торца. С четырех сторон — открытые арки для звона. Непосредственно от карниза идет кирпичная пирамида шатра с четырьмя слухами. Углы пирамиды, как и призмы, спрятаны в пилястры, не доходящие до барабана (шейки главки), обнимая тем самым переход от пирамиды. Москва от земли до креста!».

Историк архитектуры Юрий Успенский делал общий вывод (1922): «Все части колокольни: и нижний четверик, и средний восьмигранник, и верхний шатер представляют из себя формы, легко воспроизводимые в дереве. В этом и есть разгадка архитектурного стиля этих чисто русских колоколен, явившихся всецело повторением в камне столь привычных и излюбленных деревянных форм. Колокольня Алексеевского монастыря является единственным сооружением типа вполне московского, допетровского. Все сооружение, если нельзя назвать одним из лучших образцов столь пленительных, интимных колоколен Московской Руси, если в нем и виден известный провинциализм стиля, — однако, все же оно в целом является одним из трогательных образчиков самостоятельного старого зодчества».

Колокольня устояла в годы Великой Отечественной, несмотря на то, что и немецкие, и советские войска корректировали огонь по самым высоким зданиям города, а потому обе стороны старались такие «маяки» уничтожить. После оккупации города использовалась как склад, позднее стала тренировочной стеной для альпинистов….

Как памятник архитектуры восстановление колокольни предварило на несколько лет открытие обители. Звонницу оштукатурили, и она стояла островком в запустении, среди бурьяна и свалки мусора, как будто ожидая прихода сестер. Надгробные памятники вокруг нее давно исчезли, и следов кладбища было уже не сыскать.

Источник

Святыни

О главной святыне Алексеево-Акатова монастыря до его закрытия — чудотворной иконе Божией Матери «Троеручица» — известно, что она была привезена в Воронеж архимандритом Никанором из Ново-Иерусалимского монастыря.

Икона эта, как свидетельствуют видевшие ее и подтверждает дошедшая до нас цветная литография, была прекрасного строгого письма и хорошо сохранившейся. В храме она стояла за левым клиросом в резном позолоченном киоте, увенчанном короной в память коронования государя императора Николая II.

По молитвам перед этой иконой происходили исцеления. И как знак благодарности исцеленных, к образу было сделано много серебряных подвесок в виде частей человеческого тела в подражание преподобному Иоанну Дамаскину, с именем которого связана история древней иконы «Троеручица». К сожалению, записи исцелений в монастыре не велось.

Каждое воскресенье пред иконой совершалось акафистное пение, для чего образ выносился на середину храма и полагался на аналое. А для служения пред нею молебнов на дому по просьбе прихожан был изготовлен особый переносной позлащенный киот. После закрытия и разорения монастыря эта святыня была изъята. Её дальнейшая судьба до сих пор не известна.

В годы гонений были изъяты и все другие принадлежавшие монастырю иконы. Имеются сведения, что большая часть их оказалась в запасниках музея и, не вывезенные заранее, они были сожжены во время оккупации города немецкими войсками в 1943 г.

После открытия в 1990 г. Алексеево-Акатова женского монастыря в возрожденную обитель были переданы иконы из других храмов, из Художественного музея и от частных владельцев. История большинства из неизвестна. С некоторыми связаны благодатные явления.

Главной святыней возрожденной обители стала икона Божией Матери «Живоносный Источник», переданная из Покровского кафедрального собора в 1991 г.

В России было известно много чтимых икон «Живоносный источник». Основная их особенность – изображение Пресвятой Богородицы, исходящей из чаши, преисполненной живительной воды, что иногда истолковывают как прообраз купели Крещения.

Чтимая икона «Живоносный Источник» была и в Алексеевском мужском монастыре. Стояла она за правым клиросом верхнего храма в таком же киоте, что и «Троеручица». Поэтому в некоторых печатных изданиях высказывалось предположение, что в обитель вернулась прежде принадлежавшая ей святыня, но это мнение оказалось ошибочным: нынешняя икона афонского письма 1-й половины XIX века отличается по иконографии от прежней, более ранней, по написанию, и никогда не закрывалась ризой. Известно, что на иконе, находившейся в Алексеевском монастыре, изображение Божией Матери было меньших размеров и занимало не все пространство иконы, а только центральную часть. На чеканной ризе были помещены изображения Господа Саваофа и по сторонам предстоящих апостола Иоанна Богослова, Иоанна Крестителя, свт. Алексия, свт. Николая, а также вправлены частицы мощей апостола Тита, равноапостольного царя Константина Великого, свт. Иоанна Златоуста, прп. Пимена Великого, прп. Михаила Малеина, прп. Саввы Освященного, прп. Стефана Печерского. Риза, «устроенная» в 1820 приснопоминаемым архимандритом Мефодием впоследствии поновлялась, дополнилась новыми святынями (так, вероятно, после прославления святителя Митрофана в ней появилась частица мощей Воронежского угодника). живопись на иконе, как отмечает составитель описания, уже в XIX веке была неясной, частично облупившейся, но любовь воронежцев к своей святыне, благоговейное почитание е очевидны – о том явно свидетельствует богатство её убранства. В 1845 г. к ней была сделана новая сребропозлаченная риза, украшенная бриллиантами и стразами[ii].

Прежняя икона оказалась утраченной, но именно через образ, одноименный утраченной святыне Божия Матерь даровала сестрам и прихожанам обители радость ощутить Свою произливающуюся благодать, преподала Свое благословение на возрождение монашеской жизни на этом месте, прежде освященном, а потом на несколько десятилетий преданного поруганию.

алексеевский монастырь в воронеже

Икона эта написана на Святой Горе Афон в первой половине XIX века. Божия Матерь с Предвечным Младенцем на руках изображена как бы исходящей из источника воды, имеющего вид купели или большой чаши. С иконы Пресвятая Дева смотрит на нас с дивным выражением кротости и неземной любви, взгляд Богомладенца мудр и не по-детски серьезен. Окружающее их золотое сияние и облако, закрывающее край чаши, создают впечатление отверстых небес. 4 октября 1992 года, накануне престольного праздника Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, образ начал мироточитъ. С тех пор это чудо Божие повторялось многократно.

О чудесной помощи Божией Матери есть много свидетельств, вот одно из них, относящееся к первым годам возрождения обители, когда мироточение наблюдалось чаще.

алексеевский монастырь в воронеже алексеевский монастырь в воронеже

В одном киоте с «Живоносным Источником» помещена икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение»

Первое упоминание об иконе с таким именованием связано преданием о цареградском патриархе святителе Афанасии III Пателарии, с которым она побывала во всех скитаниях и путешествиях владыки и в 1653 году впервые прибыла в Россию.

После кончины святителя в 1654 году икона была принесена в Афонский монастырь Ватопед, где и пробыла до октября 1849 года, когда был открыт русский Андреевский скит, став келейной святыней его основателя иеросхимонаха Виссариона (Вавилова). Он благословил братию образом со словами: «Да будет сия икона вам отрадою и утешением в скорбях и печалях».

Прославление иконы совершилось в России, когда она была привезена иеромонахом Паисием в 1863 для сбора пожертвований. Пребывание образа в уездном городе Слободском Вятской губернии было ознаменовано многими чудесными явлениями, самым ярким из которых стало исцеление 18-летнего немого юноши Владимира Неболина.[iii]

Возвращаясь на Афон, О. Паисий оставил в Преображенском монастыре первый список этой чудотворной иконы.

27 марта 1890 года святыня была вновь привезена в Россию и помещена в Санкт-Петербурге в Благовещенском соборе при подворье Андреевского скита. В настоящее время образ хранится в алтаре Санкт-Петербургского Николо-Богоявленского морского собора. Икона выносится для поклонения раз в год перед вечерним богослужением накануне 2 декабря и возвращается в алтарь 2 декабря. Эта икона устроена в виде створчатого складня. Кроме Пресвятой Пречистой Богоматери, на ней изображены святые великомученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский на конях, святой Иоанн Предтеча и святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, преподобные Антоний, Евфимий, Онуфрий, Савва Освященный, святители Спиридон Тримифунтский и Николай Чудотворец.

В нашей обители хранится список с афонской святыни, на котором написано: «Сия икона написана и освящена на святой Афонской Горе в Русской Обители Святого Иоанна Златоустого при настоятеле иеросхимонахе Кирилле 1905 года».

Образ Богоматери занимает почти всё пространство. Ей предстоят только Предтеча с возлюбленным учеником Христовым. Два ангела держат венец над главою Пречистой, лик Которой – воплощение скорби, вмещающей скорби всего мiра.

С этой иконой связано чудесное явление, надолго запомнившееся сестрам монастыря. В 1999 году из очей Божией Матери истекли до самого края иконы две прозрачные струйки, подобные слезам. След от них оставался несколько дней. Впоследствии мироточение повторялось еще несколько раз, но в меньшей степени.

За левым клиросом верхнего Алексеевского храма в таком же киоте стоят иконы афонского письма Божий Матери Скоропослушница и Иверская, также афонского письма.

В нижнем Владимирском храме неизменно привлекает к себе большая икона Божией Матери Казанская, появившаяся в обители с самого начала её обновления.

Многие иконы оказались сопричастны трагическим событиям истории Русской Церкви. Так, в начале октября 2002 года монастырю был пожертвован образ Божией Матери «Утоли моя печали», очевидно, претерпевший в свое время надругательства: фон был испещрен ранами от ножа, но богоборцы не дерзнули коснуться лика Пречистой. В день празднования иконе, 7 февраля 2003 года, который совпадает с днем памяти священномученика Петра Воронежского, когда образ был положен на аналой посреди храма, явственно почувствовалось благоухание. На другой день благоухание ослабло, а икона стала значительно светлее: очевидно, с нее сошли остатки старой позолоты. И ныне с иконы, помещенной в резной киот, смотрит на нас всепрощающим взором Пресвятая Дева, утоляющая всякую слезу от лица земли, исцеляющая болезни и грешных скорби разрушающая.

В 2006 году, после Пасхи, в обитель была передана частными владельцами икона Спасителя в терновом венце, принадлежавшая ранее Знаменскому женскому монастырю Землянского уезда Воронежской губернии, — потемневшая, но прекрасного письма. В Великий пост образ этот полагался (в настоящее время полагается его фотокопия) на аналое посередине храма.

Среди старинных икон Алексеево-Акатова монастыря преобладают иконы XIX – начала XX вв., но имеются и более древние.

XVII веком датируются иконы апостола Андрея Первозванного и прп. Онуфрия Великого. Обе иконы переданы из Художественного музея, и в настоящее время пребывают в храме прп. Сергия Радонежского.

Некоторые иконы. находились ранее в иконостасах приходских храмов. Например, образ свт. Митрофана Воронежского и прп. Сергия Радонежского.. Неизвестный иконописец особенно ясно выразил в своем творении мысль о том, что для Бога нет расстояний и времени, разделяющих нас на земле. Никогда не встречавшиеся в земной жизни угодники Божии ведут беседу в Царствие Небесном, может быть, о скорбях наших, о судьбах нашего края и молятся о нем.

В иконостасе сельского храма находилась переданная обители икона свтт. Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. За время пребывания в монастыре образ стал значительно светлее, лики на нем прояснились.

В 1997 году сестры и прихожане обители стали свидетелями чудесного обновления иконы святителя Питирима Тамбовского, которую передали в монастырь также из сельского храма в самый год возобновления обители. Икона была потемневшая, с поблекшими красками, так что трудно было прочитать на ней надпись с именем святого, и лишь немногие знали, что перед ними образ духовного друга и собеседника святителя Митрофана Воронежского. Через эту икону Господь явил Свою благодатную силу. После окончания вечернего богослужения заметили, что лик святителя Питирима просветлел, все краски на иконе стали яркими и сочными. Создалось впечатление, что с образа спала темная пелена, скрывавшая его свет и чистоту. На следующий день икона стала источать миро.

XVIII веком датируется написание одного из наиболее почитаемых образов обители — праведного отрока Артемия Веркольского. Икона эта большого размера, писаная на дереве, размещена на южной стене Владимирского храма и неизменно привлекает к себе богомольцев. В клеймах нижней части мы читаем краткое житие святого отрока, убиенного молнией и прославленного у Бога.

Нельзя не сказать и об особом почитании в обители великомученика и целителя Пантелеимона, большая икона которого помещена у северной стены Владимирского храма. К этому образа несколько лет назад прикреплен мощевик с частицей мощей великомученика.

В обители благоговейно сохраняются иконы с частицами мощей

Вмч. Варвары (Алексеевский и Сергиевский храм)

Сщмч. Петра (Зверева) (Владимирский храм)

Свт. Николая Чудотворца (Владимирский храм)

Иоанна Предтечи (иконостас Владимирского храма)

Прп. Серафима Саровского (Владимирский храм)

Свт. Питирима Тамбовского (Сергиевский храм)

[i] Более подробно о чудесном источнике и храме, выстроенным над ним, который не раз за свою историю разрушался и вновь восстанавливался, о чудесах от живительной воды см. в книге Сказание о чудотворных иконах Богоматери и о ея милостях роду человеческому / [Предисл. Е. Поселянина]. — [Репринт. изд.]. — Коломна : Свято-Троиц. Ново-Голутвин жен. монастырь, Б. г. (1994). — 799,[1] с. : ил.;

[ii] Описание приводится по изданию Поликарпов Н.И. Воронежский Алексеевский монастырь и находящаяся в нем чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Троеручица» // Воронежская старина1909 г., выпуск 8

[iii] Более подробно см. в книге Сказание о чудотворных иконах Богоматери и о ея милостях роду человеческому / [Предисл. Е. Поселянина]. — [Репринт. изд.]. — Коломна : Свято-Троиц. Ново-Голутвин жен. монастырь, Б. г. (1994). — 799,[1] с. : ил.;

Частицы святых мощей и другие святыни монастыря, хранящиеся в ковчегах

Свт. Митрофана Воронежскогоалексеевский монастырь в воронеже

Свт. Тихона Задонского

Прпп. Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского

Сщмч. Владимира Киевского

Свт. Димитрия Ростовского

Свт. Иоанна Златоустого

Прп. Антония Оптинского

Прп. Анатолия (Зерцалова) Оптинского

Прп. Исаакия (Антимонова) Оптинскогоалексеевский монастырь в воронеже

Сщмч. Илариона Киевского

Прп. Петра Афонского

Прп. Амвросия Георгиевского

Прп. Кукши Одесского

Прп. Нестора Летописца

Прп. Дамиана Печерского, целебника

Прп. Илариона Троекуровского

Прав. Софрония Ибердского

Прп. Феодора Санаксарского

Прп. Сергия Печерского, Послушливого

Прав. воина Феодора Ушакова

Прп. Агапита Печерского, врача безмездного

Прав. Симеона Богоприимца

Мчч. младенцев Вифлеемских

Сщмч. Игнатия Богоносца

Сщмч. Маврикия (IV век)

Прп. Антония Великого

Свт. Димитрия Ростовского

Свт. Игнатия Брянчанинова

Свт. Феофана Затворника

Свт. Иннокентия Херсонского

Свт. Иоанна Шанхайского

Свт. Луки Крымского

Свт. Афанасия Ковровского

Сщмч. Николая Искровского

Прп. Лаврентия Черниговского

Прп. Севастиан Карагандинского

Блгв. кн. Февронии Муромской

Прп. Елены Флоровской

Блж. Матроны Московской

Блж. Любови Рязанской

Свт. Иоанна Суздальского

Свт. Феодосия Черниговского

Свт. Филарета Московского

Свт. Иннокентия Московскогоалексеевский монастырь в воронеже

Свт. Игнатия Ростовского

Прп. Шио Мгвимского

Прп. Макария Калязинского

Прп. Феодосия Тотемского

Прпмчч Хозевитских и Иерусалимских

Прп. Амвросия Оптинского

Прп. Анатолия Оптинского (младшего)

Прп. Нектария Оптинского

Прп. Феофана Христа ради юродивого

Блгвв. кнн. Константина, Михаила и Феодора Муромских

Блгвв. кнн. Петра и Февронии Муромских

Блж. Василия Московского

Прп. Антония, наместника Троице-Сергиевой лавры

Прп. Германа архимандрита Святогорского

Задонских подвижников: архиеп. Антония, схииг. Евсевия, иеросхим. Нафанаила, Авраамия, Агапита, иеромон. Павла, Иринея, Георгия затворника, схим. Митрофана, старицы Евфимии, блж. Антония

Часть одежды с кровию сщмч. Владимира Киевского

Часть схимы прп. Иова Почаевского

Часть рясы праведного преподобного Иоанна Кронштадтского

Часть одежды от мощей свт. Иоанна Тобольского

Часть гроба священномученика Владимира митрополита Киевского

Часть гроба святителя Филарета Московского

Часть гроба прп. Кукши Одесского

Часть гроба прп. Ионы Киевского

Лист Неопалимой Купины Синая

Небесные покровители

Подвижники благочестия

«Понеже в премудрости Божией не разуме
мир премудростию Бога, благоизволил
Бог буйством проповеди спасти верующих».
(1 Кор.1:21)

«Эта раба Божия в меру Антония Великого»
Жизнеописание Воронежской подвижницы блаженной старицы Феоктисты

Поделиться:

Популярные записи

Страницы

А р х и в

Икона дня

Православный календарь

Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63). Перенесение мощей прав. Иакова Боровичского, Новгородского, чудотворца (1544).

Свт. Игнатия, патриарха Константинопольского (877). Прп. Елисея Лавришевского (ок. 1250).

Сщмчч. Николая Агафоникова, Владимира Амбарцумова, Александра Соловьева, Николая Архангельского, Емилиана Гончарова и Созонта Решетилова пресвитеров (1937); прмц. Евфросинии Тимофеевой (1942).

Флп., 245 зач., III, 8–19.Лк., 50 зач., X, 1–15.Ап.:Гал., 200 зач., I, 11–19.Мф., 56 зач., XIII, 54–58.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *