алгоритм работы при обучении аудированию

Методика обучения аудированию как виду речевой деятельности и типология упражнений по формированию навыков аудирования

В отечественной методике выделяют четыре основных механизма аудирования: речевой слух, память, вероятностное прогнозирование, механизм артикулирования (Соловова Е.Н.).

1. Трудности понимания иноязычной речи на слух и пути их преодоления

Все рассмотренные трудности аудирования могут быть преодолены с помощью правильного подбора текстов и методически целесообразной организации деятельности учащихся на их основе.

2. Система упражнений по формированию навыков аудирования

Под системой упражнений понимается организация взаимосвязанных действий, расположенных в порядке нарастания языковых и операционных трудностей, с учетом последовательности становления речевых умений и навыков в различных видах речевой деятельности.

При построении системы упражнений для аудирования следует учитывать следующее:

1) взаимодействие аудирования и говорения как двух форм устного общения;
2) взаимодействие подготовительных и речевых упражнений, их дозировка и последовательность выполнения зависят от языковой подготовки учащихся и их речевого опыта, в частности, в области восприятия на слух;
3) постепенное увеличение трудностей, что позволит гарантировать посильность выполнения упражнений на разных этапах обучения.

Цель подготовительных упражнений заключается в том, чтобы предварительно (до слушания текста) снять трудности лингвистического или психологического характера, что позволит аудитору сосредоточить свое внимание на восприятии содержания.

Учитывая факторы, влияющие на восприятие речевых сообщений, в подготовительных упражнениях можно выделить две группы:

1) упражнения, направленные на снятие трудностей лингвистического характера
2) упражнения, направленные на преодоление трудностей психологического характера.

В результате выполнения упражнений 1-й группы формируются следующие умения:

1) вычленение из речевых сообщений незнакомых явлений, их дифференциация и понимание;
2) соотнесение звуковых образцов с семантикой;
3) определение значения слов (с помощью словообразовательной догадки);
4) определение контекстного значения различных лексических единиц и грамматических конструкций;
5) распознавание и осмысление синонимических и антонимических явлений и др.

Вторая группа подготовительных упражнений способствует развитию:

1) прогностических умений;
2) объема кратковременной и словесно-логической памяти;
3) механизма эквивалентных замен;
4) речевого слуха;
5) умений свертывать (редуцировать) внутреннюю речь и др.

способствуют выработке умений воспринимать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному речевому общению. Они обучают:

а) определять наиболее информативные части сообщения;
б) устранять пробелы в понимании за счет прогнозирования на уровне текста;
в) соотносить текст с ситуацией общения;
г) членить аудиотекст на смысловые куски и определять основную мысль в каждом из них;
д) письменно фиксировать основную часть информации.

3. Приемы и методы обучения аудированию на различных этапах работы с текстом.

Для эффективного обучения аудированию важен выбор аудиотекста. Существует ряд требований к текстам для аудирования: воспитательная ценность, интересный сюжет, информативность, значимость и достоверность излагаемых фактов, соответствие возрастному уровню развития ученика и конкретным целям обучения на разных этапах, аутентичность текста. Для обучения аудированию в школе используются аутентичные, полуаутентичные и учебные тексты.

Как отечественные, так и зарубежные методисты традиционно предлагают разбить работу над текстом на три этапа (Соловова Е.Н.)

1) До прослушивания

Предварительная инструкция создает мотивационную и организационную установку, мобилизует на активную работу. Она включает формулировку задания, разъясняет пути его выполнения, ориентирует в трудностях, иногда указывает формы проверки понимания. От первичной установки зависит степень мотивации слушателей, а, следовательно, и процент усвоения содержания. Помимо усиления мотивации и формулирования установки на первичное прослушивание, учитель должен снять возможные трудности. Мотивационная установка показывает учащимся, на что обратить внимание, какие возникнут трудности и как в связи с ними организовать свою работу.

2) Во время прослушивания

3) После прослушивания

Учитель может предложить выполнить

– задания на творческую переработку воспринятой информации;
– задания на использование полученных сведений в общении и других видах деятельности (Рогова Г.В.).

Источник

ЭФФЕКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

учитель английского языка

МБОУ «Истобнянская СОШ»

ЭФФЕКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ

ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ

Что такое аудирование.

Аудирование – это процесс восприятия и понимания звучащей речи. Аудирование, наряду с говорением, обеспечивает возможность общения на иностранном языке. Аудирование – это мощное средство обучения языку. Оно даёт возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идет усвоение лексического состава языка и его грамматического оформления. В то же время аудирование облегчает овладение говорением, чтением, письмом.

Как средство обучения аудирование используется, например, при организации ознакомления учащихся с новым языковым (фонетическим, лексическим, грамматическим) или речевым материалом.

Как цель обучения аудирование выступает тогда, когда учащиеся воспринимают на слух связное целое и через аудиотекст получают какую-то, даже самую элементарную, содержательно-смысловую информацию.

Первое, что формирует у учащихся умение аудирования-эмоциональная, правильная, доступная им речь учителя на английском языке. Поэтому учителю стоит обращать самое пристальное внимание на своё речевое поведение на уроке.

Навыки аудирования формируются только в процессе восприятия речи на слух. При этом есть потребность в умении понимать речь разного темпа, разного интонационного оформления и разного уровня правильности.

Всякий, даже самый минимальный, уровень овладения аудированием предполагает сформированность ряда операций:

— опознание звукового потока;

— восприятие значения аудируемых единиц;

— выявление значимой информации в аудируемом тексте.

Несмотря на то, что процесс аудирования может протекать без внешних проявлений, это активный процесс, требующий больших интеллектуальных усилий. В ходе аудирования слушающий выполняет сложную перцептивно-мнемоническую деятельность и мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, противопоставления, абстрагирования, конкретизации и др. Успешность аудирования определяется как объективными, так и субъективными факторами. Объективные факторы складываются из особенностей предъявляемого текста и условий, в которых протекает его восприятие.

Субъективные факторы определяются особенностями психики слушающего и уровнем его подготовки.

При отборе текста для аудирования учитываются его языковые особенности, содержательная характеристика и композиционные особенности. При оценке психических особенностей обучаемого учитываются его речевой слух, внимание и память, способность к речевой догадке и вероятностному прогнозированию, уровень развития внутренней речи.

Важным условием при формировании умения аудирования является мотивация. Если слушающий испытывает потребность слушать, это ведёт к максимальной мобилизации его психического потенциала: обостряется речевой слух и даже чувствительность органов ощущения, более целенаправленным становится внимание, повышается интенсивность мыслительных процессов.

Для создания мотивации важным является правильный выбор аудиотекстов. Слишком трудные тексты могут вызвать разочарование учащихся, лишить их веры в успех. Слишком лёгкие тексты также нежелательны. Отсутствие момента преодоления трудностей делает работу неинтересной, и она не становится развивающим фактором в процессе обучения. Важно учитывать также интересы школьников той или иной возрастной группы. Для начальной школы можно использовать тексты, основанные на сказочных сюжетах, истории о животных, рассказы детей о своей семье, играх, любимых игрушках. Старшеклассников интересуют темы, связанные с политикой, жизнью в других странах, юмористические рассказы, детективы. Основные требования, предъявляемые к тексту для восприятия на слух – полная доступность и интересное содержание. Доступность определяется близостью темы к опыту учащихся, известным языковым материалом, простотой построения. Механизм развития сюжета должен быть предельно ясным, должны быть наглядными причинно-следственные связи, то есть должна быть ясно видна логика развития сюжета.

Для того, чтобы контекст был «прозрачным», структура его должна быть простой, действие должно развиваться прямолинейно, в одном временном плане, без экскурсов в прошлое или будущее. Желательно, чтобы в текстах было ограниченное число действующих лиц. Стилистически они должны быть очень простыми, так как, если в тексте встречаются выражения или слова, употребляемые в переносном смысле,-это очень затрудняет как их узнавание, так и понимание текста в целом.

В зависимости от конкретных учебных задач и по признаку полноты понимания информации различают два вида аудирования:

— с полным пониманием содержания;

— с пониманием основного содержания.

Тексты для аудирования с полным пониманием не включают незнакомой лексики. Отдельные новые слова должны легко пониматься учащимися. К ним относятся интернационализмы, слова, состоящие из известных элементов, или слова, значение которых легко выводится из контекста.

При аудировании текста с пониманием основного содержания учащиеся должны стремиться понимать текст в целом, даже если он содержит определённый процент незнакомых слов и выражений. Но эти незнакомые элементы не должны быть ключевыми в тексте.

На младшем этапе основное внимание уделяется развитию умения полностью понимать текст, основанный на знакомом материале. На этом же этапе формируется психологический механизм смыслового восприятия на слух и умения добиваться понимания вербальными средствами. На среднем этапе отрабатываются оба вида аудирования-с полным пониманием и аудирование смыслового содержания. На старшем этапе совершенствуются ранее сформированные умения и, по необходимости, корректируются.

С самого начала обучения аудированию темп речи должен быть нормальным. В слабо подготовленных классах можно давать информацию порциями, увеличивая длительность пауз между синтагмами, предложениями, абзацами для осмысления содержания. Можно увеличивать время на снятие трудностей перед восприятием текста. Продолжительность сообщения при этом не должна превышать 1,5-3 минуты (без зрительной опоры), так как по данным психологов утомляемость при аудировании наступает значительно раньше, чем при зрительном восприятии.

На понимание текста влияет его смысловая организация. Рассказ должен строиться так, чтобы легко выделялась его главная мысль, а детали примыкали к ней. Причём, если главная мысль выражена в начале сообщения, оно понимается на 100%, в конце сообщения — на 70%, в середине – на 40%.

Важен также чётко организованный контроль при аудировании. Он должен быть регулярным и охватывать всех учащихся. Нужно учитывать разную сложность приёмов контроля, начинать с более простых приёмов (ответы на общие вопросы) и постепенно переходить к более сложным (охарактеризуйте, объясните, почему), то есть от объяснения поверхностных фактов к глубинным.

С самого начала учитель вводит в употребление выражения классного обихода и постепенно их усложняет. При использовании нового выражения учитель заостряет внимание учащихся на его форме и значении. При этом может использоваться как контекстная семантизация, так и перевод на родной язык. Обучение и контроль понимания на начальном этапе должны проводиться регулярно в форме упражнения, в котором учащиеся выполняют разнообразные команды. На среднем и старшем этапах возможен контроль в виде перевода. Некоторое время учитель сопровождает свою речь мимикой, жестами, показом,- это контактное аудирование, при котором многое подсказывается ситуацией непосредственного контакта. Позже снимаются и эти опоры, то есть учащиеся воспринимают информацию исключительно по слуховому каналу – это дистантное аудирование.

В методике различают визуальные (изобразительные) и вербальные опоры при обучении аудированию. К визуальныи относятся карты, картинки, фотографии, схемы и другие графические материалы. К вербальным относятся ключевые слова, план, разнообразные анкеты, которые заполняются в процессе аудирования.

Эффективные упражнения и приёмы работы при обучении аудированию

Для того, чтобы научиться понимать устную речь, учащиеся должны овладеть следующими умениями:

— узнавать речевые образцы и их лексическое наполнение;

— понимать незнакомые элементы, опираясь на контекст;

— понимать целое, независимо от отдельных, непонятных мест;

— выделять факты, о которых идёт речь в сообщении;

— отделять основное в содержании от второстепенного;

— улавливать логические связи.

Для развития этих умений необходимы специальные упражнения, охватывающие процесс восприятия речи с разных сторон. Наиболее распространённые виды упражнений в аудировании можно разделить на две большие группы – подготовительные и речевые упражнения.

К числу подготовительных относятся упражнения, которые направлены на вычленение отдельных трудностей и их изолированную отработку. Они отрабатывают узнавание новых слов, словосочетаний и предложений. Они позволяют тренировать учащихся в узнавании речевых образцов, по аналогии с которыми можно будет понять предложения, впервые воспринимаемые.

Работа над речевыми образцами в плане понимания не менее важна, чем для обучения говорению. Это чисто тренировочные упражнения. Они нужны до тех пор, пока учащийся не овладел определённой степенью автоматизма в расшифровке языковой формы, а затем он может переключить внимание на содержание того, что он слышит. На последующих этапах работа над формой приобретает подчинённое значение и не выделяется в особое упражнение.

При выполнении речевых упражнений учащиеся сталкиваются не с отдельными трудностями, как в подготовительных упражнениях, а с комплексом трудностей. Речевые упражнения должны научить учащихся использовать усвоенные образцы в речевом синтезе, узнавать и понимать известные им конструкции в разнообразном окружении. При выполнении этих упражнений следует избегать перевода. Они могут сопровождаться анализом, но это будет только логический анализ, помогающий осмыслению содержания.

К речевым относятся упражнения, направленные на восприятие общего смысла высказывания или на выделение отдельных смысловых групп. Обязательным для них является то, что они направляют внимание слушающего на содержание речи и проводятся только на связном материале. Они всегда связаны с речевой ситуацией.

Учебная деятельность учащихся, связанная с аудированием, включает в себя два момента: учащиеся должны прослушать речь и показать, как они ориентируются в прослушанном. Это влечёт за собой использование упражнений, имеющих двойственный характер.

Каждое упражнение состоит из двух частей: первая включает сам акт восприятия речи, вторая сопутствует ему: «прослушать текст и определить его главную мысль», «прослушать описание и определить, к какому лицу оно относится» и т.д.

Примеры подготовительных упражнений:

Прослушивание фраз, содержащих легко смешиваемые элементы: восприятию речи сопутствует перевод этих фраз. Восприятию речи сопутствует выполнение действий.

Прослушивание фразы, затем прослушивание группы фраз, включающих и данную фразу. Выделение из группы фраз той, которую необходимо перевести.

Прослушивание ряда фраз. Предъявление картинок, иллюстрирующих каждую фразу.

Примеры речевых упражнений:

1. Прослушивание двух вариантов одного и того же текста. Определение расхождения между двумя вариантами.

2. 3-4 кратное прослушивание текста, трудного с точки зрения содержания или манеры изложения. Пересказ содержания с добавлением деталей после каждого нового прослушивания.

3. Прослушивание связного текста в нормальном темпе. Ответы на вопросы по содержанию.

Для того чтобы научить учащихся правильно слышать и точно понимать услышанное, мы должны развивать у них соответствующие психические процессы, то есть совершенствовать их мыслительную деятельность.

В методике разработаны разнообразные приёмы, направленные на формирование аудитивных навыков. Они необходимы на том этапе, когда у учащихся ещё не сформировался навык восприятия на слух и когда идёт процесс становления психических механизмов аудирования, которые играют важную роль в развитии памяти, внимания, формировании прогностических способностей.

Для развития вербальной памяти эффективны упражнения, построенные по принципу снежного кома, когда учащиеся по цепочке последовательно повторяют слова, словосочетания, предложения. Такую работу можно проводить в игровой форме, разделив учащихся на команды.

Приёмы для тренировки оперативной памяти могут предусматривать запоминание числительных, имён собственных, географических названий.

Особые приёмы направлены на тренировку внимания, особенно на начальном этапе, когда оно у учащихся рассеянно, неустойчиво. Например, учитель зачитывает текст, затем этот текст читается вторично, но в нём есть некоторые изменения. Учащиеся должны заметить эти изменения и прореагировать на них.

Для развития вероятностного прогнозирования используются задания, где нужно восстановить высказывание по услышанной части, то есть догадаться по речевой ситуации, какая часть сообщения пропущена.

Большую роль в развитии аудирования играет формирование механизма эквивалентных замен, то есть способность слушающего осуществлять замену слов другими словами, передающими смысл. Этому способствуют задания, такие как: « Передай содержание услышанного одним предложением», «Придумай заголовок к тексту», замены слов их синонимами.

Этапы работы с аудиотекстом:

В качестве особого приёма можно использовать индивидуальную мотивационную установку к аудиотексту. Например, можно дать задание: при прослушивании первый ряд следит за приметами времени и места действия, второй- за поведением персонажа, третий- называет кульминационный момент.

Мотивационная установка показывает учащимся, на что обратить внимание и возбуждает интерес к прослушиванию текста.

Предтекстовая ориентировка на восприятие речи состоит из постановки предтекстовых вопросов, предложении озаглавить текст, выбрать правильные утверждения из ряда данных, выбрать правильный вариант ответа на вопрос.

На этом этапе ведётся вопросно-ответная работа, составление плана пересказа, сжатый, ориентированный пересказ, расширение и продолжение текста учащимися, составление рассказа по аналогии, составление диалога по теме текста, описание картинок, иллюстрирующих содержание текста, постепенное переключение на другие виды речевой деятельности (чтение, письмо, говорение).

При проверке понимания можно использовать тестовые формы контроля:

— альтернативный тест (да – нет);

— тест множественного выбора (из 3-4 утверждений – одно правильное);

— тест дополнения, восстановления (учащиеся слушают текст, в котором часть слов пропущена, определяют по контексту эти слова и записывают на листок, нумеруя их).

Обучение аудированию в начальной школе.

На начальном этапе обучения аудированию как речевому умению дети учатся понимать на слух выражения классного обихода. Затем перед ними встаёт задача понимания небольшого текста, диалога, описания или рассказа.

Восприятие текста в ряде случаев может быть облегчено зрительными опорами: действиями кукол, показом серии картинок, мимикой и жестами.

Вначале учащимся предлагаются тексты, построенные на знакомом материале, объёмом не более 3-х фраз. Постепенно объём текстов увеличивается, в них могут появиться незнакомые слова (но не более 1 на текст), звучание которых практически совпадает с соответствующими русскими словами или слова, значение которых ясно из контекста.

Особенно важно применение наглядности в первый год обучения, что обусловлено психологическими особенностями детей младшего школьного возраста. Их внимание ещё очень неустойчиво, поэтому яркая, эмоциональная подача материала позволяет удерживать его дольше. Использование картинок, игрушек и других занимательных средств развивает образную и ассоциативную память.

Аудирование во 2 классе

Рассказ состоит из нескольких простых фраз. Перед прослушиванием и во время прослушивания используются картинки, изображающие семью девочки, о которой она рассказывает.

2. Прослушивание с показом картинок:

“ My name is Ann. I have got a family.

I have got a mother, father, a grandmother and a grandfather.

I have got a brother. His name is John.

I have got a cat. Its name is Pussy.

I like to play with my cat.

— с кем она любит играть?

— сколько человек в её семье?

Для ответа на последний вопрос может понадобиться вторичное прослушивание.

Задание: расскажи о своей семье.

Аудирование текста в 3 классе

— A giraffe, a crocodile, a monkey, a lion, …

— Where can they live in our country?

— Yes, at the Zoo. Now repeat after me: Zoo.

Учащиеся повторяют за учителем новое слово.

— What can these animals do? Can the giraffe jump? Can the crocodile swim?

Учащиеся отвечают на вопросы, вспоминая структуру с глаголом can/ can’t:

— The monkey can jump. The giraffe can run.

— What colour are these animals?

Учащиеся отвечают, вспоминая названия цветов:

— The lion is yellow. The elephant is grey.

— Now let’s listen to the story and think of a title for it.

“ My little brother and I like to go to the Zoo with Granny. At the Zoo we can see many animals: monkeys and elephants, tigers and giraffes, white bears and brown bears, hares and foxes, crocodiles and many other animals. We can see many birds too. They are green and blue, black and white, red and yellow. We can see big birds and little birds. I like to watch the monkeys. They are so funny. They can run and jump very well. They like to play. My brother likes to watch white bears. They are big animals. They can swim very well. We like the Zoo very much.”

— Where do the children like to go?

— With whom do they go to the Zoo?

— What animals can they see there?

— What colour are the bears, elephants, birds?

— What animals do they like to watch?

Обсуждаются варианты названия текста.

Возможно вторичное прослушивание и последующий пересказ.

Аудирование текста в 4 классе.

Тест дополнения, восстановления (closeprocedure).

Догадайтесь, какие слова пропущены и запишите их на листке ответа против соответствующих номеров.

“ One day the teacher at an English school came into the classroom and (1) to the pupils,

‘ I know you all like football very much. Some of you (2) football very well, others like to watch the game. I want you to (3) about the last football match.’

Then the teacher went to the blackboard, took a (4) of chalk and wrote,’The Last Football Match’.

All the pupils opened their exercise-books, (5) their pens and began to write. One little boy only wrote a few (6), then shut his exercise-book and held up his hand.

‘ Well, Tommy, why aren’t you (7)?’ asked the teacher.

‘ I have already finished.’

‘ Show me your exercise-book.’

The teacher opened it and read,’ Rain, no game’.

После первого следует вторичное прослушивание, в процессе которого учащиеся записывают пропущенные слова, нумеруя их по порядку и сверяют полученный результат с ключом.

Используя тестовые задания, учитель может вовлечь в работу всех учащихся одновременно и оценить результаты каждого.

Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник. – М.: Просвещение – 1982.

Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1985.

Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в образовательных учреждениях. – М.: Просвещение – 1998.

Источник

3 этапа работы с аудированием

алгоритм работы при обучении аудированию

Часто аудирование вызывает сложности даже у студентов высоких уровней. Чаще всего это связано с тем, что в школах на постсоветском пространстве не учили этому навыку. Как же помочь ученику тренировать это умение?
Для того, чтобы облегчить жизнь ученику, работу с аудированием принято делить на 3 этапа. Эти три этапа называются: pre-listening, while-listening и post-listening stages. Давайте рассмотрим подробнее каждый из них и разберемся, почему они важны.

Pre-listening Stage

алгоритм работы при обучении аудированию
Когда мы слушаем в реальной жизни, мы обычно имеем какие-то знания по теме. Мы слушаем не просто так, а для получения конкретной информации. Для того, чтобы помочь ученикам с аудиофрагментом, который им предстоит услышать, важно их настроить на правильную тему, помочь им с лексикой, выказать предсказания о предстоящем прослушивании. В этом суть первого этапа.

Как подготовиться к этому этапу преподавателю?

Прослушайте фрагмент заранее и постарайтесь найти для себя ответы на эти вопросы:

What is the situation?
How many people are speaking?
What different accents do you hear?
What is the topic?
Do you notice any language that students might find challenging (slang, colloquialisms, advanced level vocabulary)?

Проверьте учебник на наличие картинки связанной с текстом. Если таковой нет, подберите что-то интересное.

В классе

Обратите внимание учеников на картинку из учебника, или ту, которую подобрали вы. Задайте им вопросы по картинке, которые помогут им постараться предугадать, о чем аудиофрагмент. Для этих же целей можно использовать название аудио, или описание аудиофрагмента в учебнике.
Подумайте, о чем может быть аудиофрагмент. На этом этапе нет правильных ответов. Принимайте все предложения учеников, записывайте их на доску (в онлайн классе, записывайте идеи в чат или на online whiteboard).
Изучите лексику из аудио, неизвестную студентам. Выбирайте только те слова, которые реально помогут ученикам понять текст, не нужно брать все неизвестные слова.
Задания помогут ученикам подготовиться к прослушиванию. На данном этапе необходимо заинтересовать студента темой аудирования, мотивировать ученика на прослушивание аудиофрагмента, помочь с незнакомой лексикой важной для понимания фрагмента, а также прибегнуть к опыту студентов в этой теме. Данный вид работы предполагает много говорения со стороны студента, что делает процесс более коммуникативным.

While-listening Stage

алгоритм работы при обучении аудированию
Это непосредственная работа с аудиозаписью. Здесь должно быть минимум два прослушивания аудиофрагмента с разными целями. Слушаем мы в реальной жизни с разными целями. Работая с аудированием на уроке, наша цель научить студентов слушать с разными целями на английском языке.

Основные виды заданий на аудирование

Listening for gist – обычно это задание для первого прослушивания. Оно предполагает понимание учениками аудио в общем. Как правило, в этом типе задания мы просим учеников услышать конкретную информацию, необходимую для понимания общего смысла. Ученикам не обязательно понимать каждое слово. Цель задания – проверка предсказаний учеников на счет содержания аудиофрагмента, а также выяснение каких-то общих моментов.
Например, учеников могут попросить прослушать текст и проверить, правы они были или нет, когда предположили, что аудио будет на определенную тему. Другой пример, когда ученики слушают текст о подростке, рассуждающем о проблеме в школе. И ученикам необходимо услышать только в общем, в чем проблема подростка. Остальная информация не важна. Сюда же можно отнести вопросы, которые вы задавали себе выше, например, сколько человек говорят и кто они, о чем они в общем говорят.

Listening for specific information (scanning) – обычно это задание для второго прослушивания, иногда бывает для первого. Целью данного вида задания является научить учеников слышать в аудио фактическую очень конкретную информацию (дату, имя, номер рейса, название места, количество чего-то и т.д.). Когда у учеников стоит такая цель, важно ознакомить их с заданием заранее и удостовериться в том, что они понимают, что им необходимо услышать. Для выполнения данного вида задания опять же не нужно понимать каждое слово в аудиофрагменте и обращать внимание на детали. Этот вид задания помогает ученикам научиться выбирать основное из аудио, фокусироваться на фактической информации.

Listening for details – обычно это последний этап работы с аудированием. Учащиеся слушают аудио более детально, выбирая из текста конкретную информацию. Отличие от предыдущего вида аудирования заключается в том, что в данном случае мы слушаем для понимания деталей на уровне предложений, а в предыдущем случае – на уровне понимания слов, цифр и т.д. Обычно это задания T/F, ответы на список вопросов.
При работе непосредственно с аудиозаписью важно давать студентам возможность ознакомиться с заданием заранее, разобрать все вопросы перед прослушиванием. Немаловажно, чтобы ученики понимали цель прослушивания текста. Если построить работу с аудиозаписью постепенно, слушая с разными целями, это облегчит ученикам задачу и поможет им перестать боятся аудирования.

Post-Listening Stage

алгоритм работы при обучении аудированию
Это последний этап работы с аудированием. Он заключается в том, чтобы вывести в речь и обсудить все вопросы, касающиеся аудиофрагмента. Как правило это задание на говорение – обсуждение темы аудирования, выражение мнений, role-play по примеру аудирования. На этом этапе можно поработать со скриптом, разобрать больше лексики, а также использовать части скрипта для презентации нового грамматического материала. Данный этап очень важен для того, чтобы дать ученикам шанс закрепить выученное через аудирование в речи. Как правило, это тренировка в речи новой лексики и грамматики из аудиофрагмента, а также обучение выражению мнения по теме с использованием target language.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *