алкоголь на руси до крещения

История пьянства на Руси: от «Царёва кабака» Ивана Грозного до «сухого» закона Николая II

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

алкоголь на руси до крещения

Древняя Русь – хмельные напитки

В стародавние времена на Руси алкогольные, а правильнее сказать, исключительно хмельные напитки употребляли нечасто, на тризнах, игрищах, пирах. К тому же самыми популярными были медовуха, пиво и брага, которые изготавливались на основе меда, и потому не столько опьяняли, сколько бодрили. Вино, сделанное из винограда, стали пить лишь с X века, когда оно пришло из Византии.

алкоголь на руси до крещения

Всем в детстве читали русские народные сказки, поэтому поговорка о меде и пиве, которые по усам текли-текли, а в рот так и не попали, знакома каждому. Что имелось под выражением «не попало в рот»? А смысл в том, что хмельные напитки не пили просто так, их подавали как приятное дополнение к щедрой трапезе.

Напитков было много, и все они были очень вкусные. Начиная со времен правления Владимира Великого и до середины XVI века использовали хмельные напитки на основе забродившего мёда или виноградного сока. Это были квас, сито, березовица, мед, вино, пиво, сикера, упомянутые выше и ставшие национальными напитками медовуха и брага.

Надо отметить, что письменных свидетельств, что в Древней Руси пьянство считалось тяжёлой социальной проблемой, нет. Старики времен Киевской Руси говорили молодёжи, чтобы они пили вино ради веселья, но не для того, чтобы сильно опьянеть: «пейте, да не упивайтесь».

Начало «пьяной эпохи»

Сегодня Россия у многих иностранцев ассоциируется с водкой. Когда этот напиток появился повсеместно, сказать невозможно. Однако есть некоторые документы, в которых можно найти сведения, что во второй половине XV века в России началась переработка ржи, научились изготавливать чистый спирт.

алкоголь на руси до крещения

Чуть ранее, в 1533 году Иван Грозный выпустил приказ об открытии «Царёва кабака», который стал первым в стране питейным заведением. Начало XV века для России ознаменовалось появлением таких напитков, как хлебное, варёное и горячее вино. И это были уже не безобидные хмельные напитки из винограда или меда, а самый настоящий самогон, который получали при помощи перегонки.

Простой люд не мог позволить себе напиваться ежедневно, как это делали царские опричники. Рабочие люди баловались алкоголем в Святую неделю, на Рождество, в Дмитровскую субботу. К этому же периоду относятся и первые попытки борьбы с пьянством: если простолюдин напивался в неподобающая время, его безжалостно избивали батогами, а тому, кто перешел все границы, светила тюрьма.

Если рассмотреть пьянство как способ получения прибыли, то именно при Иване Грозном это явление стало распространяться. После «запуска» первого царёва кабака прошло немного лет, и в 1555 году царь разрешил открывать кабаки по всей территории Руси. Кажется, ничего особо страшного не произошло, однако в этих заведениях не подавалась еда, и ее запрещали приносить с собой. Дорвавшийся до спиртного человек, употребляя алкоголь без закуски, мог спустить за день всё, что у него было с собой, вплоть до одежды.

Толчок развитию пьянства дало и то, что всем крестьянам, простолюдинам и посадским было официально запрещено изготавливать в своём доме хмельные напитки и самогон. Естественно, люди стали посещать питейные заведения всё чаще и чаще. Началась пьяная эпоха, когда кабаки получали огромные прибыли, шедшие в Государственную (Царёву) казну.

Вклад в развитие пьянство внес Борис Годунов, при котором на территории Руси были безжалостно закрыты все корчмы, где подавали не только алкоголь, но и еду. Монополия государства в торговле водкой была узаконена. В 1598 году царь выпускает указ, который гласит, что частные лица не имеют право торговать водкой ни на каких условиях. Прошло всего сто лет, а пьянство схватило Россию за горло своей железной рукой.

По словам прусского дипломата Адама Олеария, который создал известные «Описания путешествия в Московию», он был поражён количеству пьяных, валяющихся на улице. Пили мужчины и женщины, молодые и старые, священники и светские люди, простолюдины и титулованные особы. К сожалению, такие русские национальные черты как гостеприимство, сыграли в распространении пьянства не последнюю роль. В России было принято встречать гостя радушно, с трапезой и алкоголем. Если гость мог выпить всё, что ему наливали, то к нему относились лучше, чем к тому, кто пил «худо». Это отмечал дипломат Питер Петрей в своих «Московских Хрониках».

Борьба с пьянством

Началом борьбы с пьянством можно читать 1648 год, когда начались так называемые кабацкие бунты. Причина была проста: простолюдины просто не могли отдать все долги за выпитое в этих заведениях. Владельцы кабаков тоже не хотели остаться внакладе, поэтому кабацкая водка становилось всё хуже и хуже качеством. Бунты были настолько сильными, что без применения военной силы и их подавить не удалось.

Этот факт не прошел мимо царя Алексея Михайловича, которым в 1652 году был созван Земский собор, получивший историческое название «собора о кабаках». Результатом был указ об ограничении числа питейных точек на территории России и определении запрещенных для продажи алкоголя дней. Надо сказать, что их было немало, целых 180. Также царь запретил продавать водку в долг. Были повышены цены на этот продукт аж в три раза. Один человек мог купить только одну чарочку водки, которая тогда имела объем 143,5 грамм.

алкоголь на руси до крещения

Всё бы было хорошо, если бы царский указ беспрекословно соблюдался в течение долгих лет. Нет, этого не произошло. Количество кабаков не уменьшилось, а остальные пункты указа работали примерно семь лет.

К сожалению, экономическая выгода не позволила сильно сократить торговлю алкоголем. Когда водочная выручка быстро поползла вниз, государственные интересы перевесили. Однако до того, как к власти пришел Петр 1, пьяницами становились в основном малоимущие люди, которые употребляли алкоголь в кабаках. Купцам и аристократам было можно лакомиться вином дома, используя обильную закуску, потому среди них спившихся личностей было значительно меньше.

Петр I тоже пытался бороться с пьянством. Например, он приказал выпустить медали весом более 7 кг и раздавать их всем, кто был замечен в сильном пьянстве. Носить такую медаль нужно было семь дней, снимать ее запрещалось.

Кампания за трезвость и ее результаты

В 1914 году была начата компания за трезвость. Во время мобилизации на основе царского указа продажа любого спиртного было строго запрещена. Это был тот самый Сухой закон, о котором сегодня много говорят. Чуть позднее местные общины получили право самостоятельно решать, осуществлять торговлю алкоголем или же нет.

алкоголь на руси до крещения

Эффект превзошел все ожидания. Царский указ был поддержан в большинстве регионов, и всего за год потребление алкогольных напитков уменьшилась в 24 раза. Отмечалось уменьшение больных с диагнозом алкогольный психоз, снизилось количество прогулов и «пьяных» травм. Широко развернулись агитационные кампании, направленные против пьянства.

Однако эта продолжалась недолго. Постепенно достигнутые эффекты стали сходить на нет, самогоноварение и производство подпольного алкоголя увеличились очень сильно.

Производство спирта продолжалось, и появилась проблема его хранения. В сентябре 1916 года Советом министров оно было запрещено, а запасы продукта должны были быть уничтожены, что привело к существенному снижению доходов государства.

Чтобы компенсировать потери от сухого закона, повышались налоги. Дрова и лекарства, спички и соль, табак, сахар и чай – все подорожало. Были увеличены пассажирские и грузовые пошлины. А народ продолжал гнать самогон и пить.

алкоголь на руси до крещения

Пьянство стало настигать не только простолюдинов, но и дворянство, интеллигенцию. Так называемые земские гусары (сотрудники службы обеспечения, которые не участвовали в боевых действиях), развернулись вовсю, воруя и спекулируя алкоголем. Между городскими думами и земствами возникла борьба за расширение влияния, проходящая под знаком компании за трезвость, что превратило сухой закон в причину расшатывания социально-экономического положения Российской империи.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Славяне никогда ранее не имели пристрастия к спиртному

алкоголь на руси до крещения

Хуже того, что они, как и индейцы, вовсе не приспособлены и естественным образом не подготовлены самой природой к курению и употреблению алкоголя.

Сухой закон был отменен только после смерти Ленина.

Во время войны производство и потребление алкоголя резко упало, правда, многие статистические данные об этом не обнаружены. Но почти все винокуренные заводы были закрыты: тогда было не до водки.

На уровень довоенного 1940 года мы вышли только в 1952 году и, начиная с этого времени, в нашей стране с алкоголем начало твориться что-то невообразимое.

За каких-то 25 лет мы выскочили на уровень производства 10,8 л на душу населения.

В 1980 году превысили средний мировой уровень употребления алкоголя в пьющих странах почти в 2,5 раза. Был построен график. Получилась идеальная прямая. Эта прямая в 2000 году достигла отметки 20 л. алкоголя на душу населения в год.

Пётр I начал убивать исконно русские православные традиции, уклады и законы. И однозначно воспринимать эту фигуру, как благо для русского народа просто вредно.

Несомненно, некоторые реформы, как назревшая необходимость, имели положительное действие, но и вред от некоторых из них произвел катастрофические разрушения в дальнейшем. Наследие предков было переписано многочисленными привезёнными из Европы Петром иносранными академиками в историю.

На восьмой день, 1 января, после Рождества Христова его обрезали, согласно иудейским традициям и мы, славяне, на протяжении 300 лет с диким восторгом, согласно указаниям Петра, празднуем обрезание нового бога, как самый большой праздник России и по пышности и по протяженности выходных. Теряя за эти праздники в пьянстве тысячи своих родичей.

Издревле на Руси пьянство считалось позорным делом. Об этом рассказывалось в материале, присланном в редакцию нашим читателем из Краснодара Сергеем Близниченко («Красная звезда», 14 января с.г.). Сегодня мы публикуем окончание этого материала.

СИТУАЦИЯ с употреблением алкоголя начала негативно меняться в Московии с 1552 года, когда Иваном Грозным в России был открыт сначала «царев кабак» для опричников, а потом и «для всего люди».

Народ стали спаивать и вином, и 40-градусной водкой. В 1613 году при царе Михаиле Федоровиче в Астрахани был заложен сад «для двора государева». Привезенные из-за границы виноградные саженцы хорошо прижились на благодатной почве. Уже в 1656 — 1657 годах к царскому столу подавались партии отечественного вина.

«В 1720 году Петр I указывал астраханскому губернатору на необходимость разводить виноград, а на Тереке «помимо персидских сортов винограда приступить к разведению венгерских и рейнских форм и послать туда виноградных мастеров».

Спустя несколько лет при посещении Парижа российский император передал с гордостью французам несколько бочек отечественного вина.

«Екатерина II открыла на Руси такое количество кабаков, что треть всех поступлений в государственную казну была за счет прибыли от продажи алкоголя. На вопрос княгини Дашковой: «Ваше величество, зачем вы спаиваете русский народ?» — Екатерина II цинично заявила: «Пьяным народом править легче».

А что же сам-то народ? Быстро ли он стал стадом? Оказывается, нет. Боролся долго. Первая волна антиалкогольных бунтов прошла в 1858 — 1860 годах. Н.А. Добролюбов писал: «Сотни тысяч народа в каких-нибудь 5 — 6 месяцев без всяких предварительных возбуждений и прокламаций в разных концах обширного царства отказались от водки».

Народ не только отказывался от водки, но и громил шинки торговцев сивушной отравой. Только за один 1858 год за бойкот алкоголя и разгром шинков наказанию подверглись более 110 тыс. крестьян.

Вторая волна трезвеннического движения прокатилась по России в 1885 году. Начали создаваться первые общества трезвости. Одно из них называлось «Согласие против пьянства».

В мае 1885 года царское правительство под давлением общественного мнения вынуждено было издать закон «О предоставлении сельским обществам права закрывать в пределах своих территорий кабаки». Этим правом незамедлительно воспользовались десятки тысяч сельских общин.

ОДНАКО в первое десятилетие XX века ситуация ухудшилась. Вот что писал в 1912 году И.А. Родионов в статье «Неужели гибель» по поводу финансовой политики царского правительства, использующего алкоголь как одну из важнейших статей дохода:

„Разве возможно в государстве в век расцвета либерализма и гуманитарных идей сделать всевыносящей осью государственной финансовой политики народное пьянство — отвратительнейший порок, разоряющий, развращающий и в буквальном смысле убивающий русский народ.

Мало того, что этот ужас допущен, за него, за этот исторический грех, равного которому не записано на скрижалях истории, правительство держится, как за самый надежный якорь спасения.

Великая страна, точно одержимая легионами дьяволов, бьется в судорогах бешеных, и вся деревенская жизнь обратилась в один сплошной пьяный кровавый кошмар, а правительство, как припертый к стене нечистый игрок, заявляет перед народными представителями, что у него нет достаточных данных, точно устанавливающих чрезмерное потребление народом водки, оно не находит, что народ через кабак разоряется и спивается».

Третья волна трезвеннического движения в России начинается с 1912 года. Наши соотечественники били тревогу при потреблении абсолютного спирта на душу населения 3 литра в год (сейчас эта цифра балансирует на отметке около 19 литров).

В 1916 году Государственная дума рассматривала вопрос «Об установлении трезвости в Российской империи на веки вечные». Но тут подоспела Советская власть. Сначала Совнарком запретил производство алкоголя для собственной же безопасности.

Но, окрепнув, новая власть в 1924 году по инициативе Бухарина (обратим внимание на фамилию) приняла решение «О введении водочной монополии». Водку тогда разрешалось пить в цехах в рабочее время, на рабочем месте.

Более того, на заводах содержался дополнительный штат рабочих для подмены упившихся. До 3 дней в месяц разрешалось прогуливать во время запоев.

Результаты не замедлили сказаться. Начались тотальное производство брака, невыполнение планов, прогулы, разложение трудовых коллективов. Только в одном 1927 году в пьяных драках погибли и получили тяжелые увечья более 500 тысяч человек. Народ не мог терпеть более.

Четвертая волна трезвеннического движения прокатилась по стране начиная с 1928 года. В это время было создано «Общество борьбы с алкоголизмом», учрежден журнал «Трезвость и культура» и многое другое. Страна начала возвращаться к нормальной жизни.

Власти в 1929 году приняли серьезные противоалкогольные законы. Школьники устраивали антиалкогольные митинги и демонстрации. Они пикетировали в дни зарплаты проходные фабрик и заводов с плакатами: «Папа, принеси получку домой!», «Долой полку винную, даешь полку книжную!», «Мы требуем трезвых отцов!»

Это принесло ощутимый эффект. Государство снизило производство алкогольных напитков. Стали закрываться точки торговли спиртным. Со страниц «Известий» М.Г. Кржижановский заявил даже о том, что во второй пятилетке предлагается вообще не планировать производство алкогольных изделий.

ОЧЕРЕДНАЯ попытка народа сбросить с себя алкогольное ярмо закончилась, однако, к 1933 году упразднением «Общества борьбы с алкоголизмом», закрытием журнала «Трезвость и культура», позиция которых на страницах центральной печати была названа «узкотрезвеннической, не соответствующей своеобразию текущего момента».

алкоголь на руси до крещения

Организаторы и активисты антиалкогольного движения были репрессированы и отправлены за решетку. К началу Великой Отечественной войны пили около четырех литров абсолютного спирта на душу населения в год.

При Никите Хрущеве стали строить коммунизм, все сильней пьянея с каждым годом. В 1980 году было продано населению алкогольных изделий в 7,8 раза больше, чем в 1940 году. И это при том, что население увеличилось всего лишь в 1,36 раза.

Пятая попытка установления трезвости в России при Горбачеве была потоплена 19 литрами потребления абсолютного спирта на душу населения, умышленно вредительским уничтожением в сельскохозяйственных районах лучших виноградных плантаций.

Вместо того чтобы продавать населению отборный виноград, его хищнически вырубали, провоцируя негативные общественные настроения. Да и кого было отрезвлять, если народ в период «застоя» уже впал в состояние стада, из которого он так и не вышел.

Водка у древних славян являлась ничем иным, как безалкогольным травяным настоем. По праздникам же славяне пили сурицу, приготавливаемую из забродившего мёда с различными добавками, различные морсы и квасы.

Потому то и круг жизни у древних славян составлял 144 года. Отсюда и говорилось: «положи на круг», сколько тебе осталось.

Да что там далеко ходить, в видимой недавней жизни мы еще могли наблюдать, как, чем и сколько жили наши прадеды, дедушки и бабушки.

Интенсивное спаивание началось после Отечественной войны, после смерти Сталина. В 60-е годы мы уже сами наблюдали, какие катастрофические масштабы приобретало пьянство и алкоголизм.

После развала Советского Союза эта катастрофа уже приобрела параметры геноцида против своего народа. Его просто начали травить отравленными спиртными напитками, медикаментами и продуктами.

Мы ждём какой-то Правды с небес, какого-то Всевышнего суда. Кого и над кем? Пока, как в анекдоте «Рыба гниёт с головы, но чистить мы её будем с хвоста». И очистили уже до костей.

А необходимо помнить, как говаривали в старину: «Глазу перед ухом вера». Откройте в конце концов глаза, хотя бы на видимый Вами отрезок прожитой жизни. Это нужно быть полными дебилами или подлыми трусами, чтобы не понимать, что делают с Россией.

Источник

Какие горячительные напитки пили на Руси до того, как придумали водку

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

алкоголь на руси до крещения

Не пропадать же добру

В центральных регионах России с древних времён в начале весны практиковался сбор берёзового сока. Славяне давно заметили, что этот напиток обладает тонизирующим, общеукрепляющим и даже целебным эффектом. Однажды берёзовый сок, собранный в большие деревянные бочки, забродил. А бережливый крестьянин пожалел сразу же вылить испорченный продукт, предпочтя прежде попробовать его. К своему удивлению, человек обнаружил, что такой сок обладает пьянящим эффектом.

алкоголь на руси до крещения

Именно так появился у славян один из первых алкогольных напитков, которому дали название “березовица пьяная”. Благодаря природному “сырью”, используемому при изготовлении этого алкоголя, березовица была мягкой. Для ускорения процесса брожения в берёзовый сок добавляли разнообразные фрукты. Это делало вкус березовицы ещё более приятным и освежающим.

Два разных меда

С древних времен в русской кухне мед был одним из самых “многофункциональных” продуктов. Кроме использования его как десерта или природного подсластителя для разных блюд, из меда делали тонизирующие прохладительные напитки. А со временем научились делать и алкоголь. Первыми, кто стал производить из меда “хмельное питие” на Руси, были бортники. При этом делали они мед двумя способами: его варили или же настаивали.

алкоголь на руси до крещения

В первом случае получался напиток довольно невысокого качества. При варке меда в него добавляли как фрукты, так и специи. Второй способ был более длительным: в бочки с мёдом добавляли свежий ягодный сок и затем оставляли “дозревать” содержимое в течении нескольких десятилетий. Конечный продукт отличался высокими вкусовыми качествами, а также мог храниться 25-30 лет.

Ягодно-медовое “питие”

Одним из древних русских алкогольных напитков, рецептуру которого экспертам удалось восстановить, был вишняк. Не трудно догадаться из названия, что готовился этот алкоголь из вишни. Ягоды мыли и наполняли ими большие дубовые бочки, которые после заливали их мёдом. Далее все емкости плотно закупоривали и оставляли в тёмном прохладном месте на 3 месяца для брожения.

алкоголь на руси до крещения

Несмотря на то, что приготовления вишняка было по времени весьма продолжительным, этот спиртной напиток был очень популярен на Руси. И не только из-за своих отменных вкусовых качеств. Вишняк мог очень долго храниться. При этом не только не портясь, но даже становясь со временем ещё крепче и вкуснее.

Почти как пиво

Одним из первых русских горячительных напитков, которые делались без традиционной алкогольной дистилляции, был “ол”, или же “олус”. Первые упоминания об этом алкоголе датированы началом XIII века. Там же была и описана технология приготовления олуса. Варили его примерно так, как варят современное пиво.

алкоголь на руси до крещения

С той разницей, что вместе с хмелем обязательными ингредиентами были душистые травы. Такие, например, как полынь. Срок хранения ола был небольшой – примерно 2-3 суток. Поэтому его варили зачастую накануне торжества. Перед употреблением этот напиток, как и современное пиво, принято было охладить.

Алкоголь родом из Библии

Во времена древней Руси ещё одним весьма популярным в народе алкогольным напитком была похожая на вино “сикера”. Впрочем, если брать название, то этот алкоголь вряд ли можно именовать исконно русским – ведь упоминания об этом напитке встречается ещё в Библии.

алкоголь на руси до крещения

Однако от библейской сикеры “русская” отличалась ингредиентами: для приготовления этого “пития” кроме сока фруктов и мёда на Руси добавляли ещё и квас. В итоге получался напиток, который по вкусу напоминал вареный мед, однако был более крепким и насыщенным. Как и олус, сикеру предпочитали употреблять охлаждённой.

Алкогольный напиток дворянской аристократии

Весьма популярным в XV веке среди зажиточных русских дворян был алкогольный напиток, называемый “лампопо”. Если разобраться правильно, то он не являлся отдельным спиртным напитком, а был по сути одним из первых алкогольных коктейлей. Само название является анаграммой русского слова “пополам”, что как нельзя лучше обозначает способ его приготовления. “Классический” лампопо готовили путём настаивания смеси пива и рома на кисло-сладком хлебе.

алкоголь на руси до крещения

Однако многие любители этого напитка зачастую привносили в его рецепт массу поправок, добавляя другие ингредиенты. Такие, как лимонный сок или цедру, патоку, сахар и корицу. Данные ингредиенты в ту пору были доступны только зажиточным дворянам. Это в большой степени объясняет тот факт, что лампопо не был популярен среди простолюдинов.

Предшественник водки

Один из эталонов алкогольной крепости русской водки называется “полугар”. Однако мало кто знает, что до появления “беленькой” это было названием самостоятельного спиртного напитка. В начале XV века полугар ещё называли в народе “хлебным вином”. Готовился этот напиток, так же как и водка – способом брожения с последующей дистилляцией. Спиртовая крепость готового полугара составляла примерно 36-38%.

алкоголь на руси до крещения

В отличие от водки, которую придумали на столетие позже, у полугара своеобразный хлебный привкус был намного более выраженным. Да и оттенок полугар имел своеобразный, напоминающий больше виски или коньяк.

После изобретения водки большинство исконно русских алкогольных напитков было несправедливо забыто. И напрасно. Ведь они являются неотъемлемой частью истории народа, его быта, традиций и вековых обычаев. А уж о том, что их неповторимость и разнообразие однозначно могли бы дополнить “винную карту” любого русского ресторана, даже и спорить никто не станет.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *