алтарь фото православный храм
Алтарь в православной Церкви
Алтарь
Алтарь — это главная часть храма, находящаяся на восточной стороне. Слово алтарь происходит от латинскиъ слов alta и ara: возвышенный жертвенник или жертвенник, находящийся на возвышении. Он действительно всегда находился на возвышении, по сравнению с остальной площадью храма. Почему так? Алтарь — это символ Престола Господня.
Алтарь в храме сложно не заметить, ведь прообраз Престола должен быть прекрасным. Его всегда стараются украшать и выделять. Во время богослужения священник то выходит из алтаря, то вновь удаляется. Войти в алтарь может далеко не каждый. Именно там свершается подготовка к Таинству Евхаристии. И все же, каждый крещеный мужчина, хоть раз бывал в алтаре даже, если не помнит этого. Подробности о том, что такое алтарь и, какое место он занимает в храме — в нашем материале.
История
Алтари появились еще на заре христианства. В те времена в катакомбных храмах, где христиане иногда вынуждены были скрываться, в восточной части были отгорожены мощи святых мучеников. Мощи хранились в саркофаге — особой каменной гробнице. Именно там совершалось Таинство Евхаристии в воспоминание о Господе нашем Иисусе Христе по Его Завету.
Алтари находились на возвышении по сравнению с остальными зонами храма и символизировали собой Престол Господень. Поэтому Алтарь всегда стараются держать в чистоте, украшать коврами, а входить туда имеет право не каждый. Там, где совершается Таинство Евхаристии символически проходит Тайная Вечеря, когда Христос собирал Своих учеников. Раньше, в Ветхозаветные времена алтарь называли «Святая святых».
Устройство алтаря
Жертвенник
Жертвенник — это стол, который находится в северо-восточной части алтаря, неподалеку от Престола. В соответствующие моменты литургии жертвенник представляет собой пещеру, где родился Христос, Голгофу, где Он был распят, и небесный Престол Славы, куда Он вознесся по Воскресении.
Именно здесь ведутся приготовления к Причастию, а в самом жертвеннике хранятся сосуды для свершения Таинства. Жертвенник обычно красиво украшен.
Престол
Престол — это стол, который находится в центральной части алтаря. Именно здесь свершается Таинство Евхаристии, и прикасаться к этому столу могут только священники. Для мирян это — запрещено. Нижний покров Престола называется катасаркой, верхний – индитией, что в переводе с греческого означает – «одеваю». Покров, которым накрывают престол со всеми находящимися на нем священными предметами по окончании богослужения, называется пеленой.
На престоле обычно хранятся:
Ризница
Справа от престола располагается особое место, где в специальные одежды облачаются священнослужители. В ризнице хранятся богослужебные одежды священников, диаконов и иподиаконов. Здесь находятся и богослужебные книги, а также предметы, которые используются во время литургии. В болгарских храмах, особенно в старинных церквях ризницей чаще всего становится самый обычный гардероб или даже простой стол.
Кафедра
Кафедра — это кресло, на котором сидит правящий архиерей, символизируя Христа Вседержителя, а духовенство в свою очередь изображает апостолов или тех старцев-священников, из видения евангелиста Иоанна Богослова во время архиерейских богослужений. В современных храмах чтят древние традиции и в восточной стене алтаря с внешней стороны храма оставляют полукружие – абсиду.
Кто может входить в алтарь
Поскольку женщины не могут быть священниками, в алтарь входить им тоже запрещено, хотя абсолютного запрета все-таки нет. В редких случаях в алтарь могли заходить диаконисы или инокини в женских монастырях.
Не могут заходить в алтарь и миряне-мужчины, не получившие на это специального благословения.
Зато все священнослужители имеют право находится в алтаре:
Один раз в жизни в алтаре побывали все крещеные мужчины. Во время Таинства Крещения священник берет младенца на руки, подносит к Царским вратам и, если речь идет о мальчике, вносит его в алтарь.
К алтарю надо относится с уважением и благоговейным трепетом, без разрешения входить в алтарь просто из любопытства не допускается. Алтарь по причине совершаемого в нем Таинства Евхаристии — священное место. Надеемся, что знания об устройстве православного храма, помогут вам лучше понимать и суть совершаемых в нем Таинств.
Алтарь. Инфографика
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Алтарь (лат. «высокий») — священное место для принесения жертвы Богу. В храмовом пространстве алтарь символизирует Рай. Главное в алтаре —Святой престол, на нем совершается главное Таинство Церкви — Евхаристия.
Горнее место
— самая дальняя, восточная часть алтаря. На седалище, устроенной на Горнем месте, восседает архиерей в определенные моменты архиерейского богослужения, а сослужащее ему духовенство располагается по сторонам. В обычных приходских храмах на Горнем месте символически располагается трон Архиерея или стоит лампада или высокая свеча, а по сторонам — скамьи для священников.
Горнее место символизирует видение Иоанна Богослова: Сидящего на престоле Господа, а возле него восседавших царей и священников (Откр 4:4).
Святой престол
— стол, стоящий в центре алтаря напротив Царских врат. На престоле совершается Таинство Евхаристии, а также располагаются священные предметы: антиминс (четырехугольный плат с изображением положения Христа во Гроб и вшитой в него частицей мощей) с подписью правящего архиерея, Евангелие, напрестольные кресты и дарохранительница. В дарохранительнице хранятся запасные Святые Дары. Таким образом в храме постоянно объективным образом присутствует Сам Господь.
Семисвечник
— особый светильник с семью лампадами. Семисвечник стоит на престоле напротив Царских врат, либо отдельно, сразу за престолом. Изначально семисвечник был в Скинии Собрания, а затем в Иерусалимском храме. Семисвечник символизирует семь духов Божиих из видения апостола Иоанна Богослова (Откр 4:5), полноту даров Святого Духа и семь Таинств Церкви.
Запрестольный крест
— большой переносной крест с изображением Распятия. Во время крестного хода запрестольный крест выносится из алтаря. Симметрично с запрестольным крестом расположена выносная икона Богородицы. Запрестольный крест располагается за престолом напротив Царских врат у Горнего места — у правого угла престола, икона Богородицы — у левого.
Жертвенник
— стол у северной стены алтаря, слева от престола. На жертвеннике совершается проскомидия, т. е. готовятся хлеб и вино для Евхаристии. На жертвеннике или рядом с ним хранятся священные сосуды для совершения Евхаристии.
Иконостас – стена из нескольких рядов икон во всю ширину храма, отделяющая алтарь. Для прохода в алтарь в иконостасе имеются три двери – Царские врата, северные и южные дьяконские врата.
Царские врата — символизируют двери Рая.
Завеса — занавес за иконостасом, разделяющий Царские врата и престол. Во время богослужений она то открывается, то закрывается. Завеса может быть разного цвета в зависимости от праздника. В ветхозаветном храме завеса отделяла Святое Святых от храма. Во время крестной смерти Спасителя завеса Иерусалимского храма разорвалась надвое в знак того, что рай теперь открыт для всех, кто последует за Христом.
Амвон (древнегреч. «возвышение») — полукруглое возвышение перед иконостасом напротив Царских врат.
На амвоне читается Евангелие, произносятся ектении и проповеди.
Солея (греч. «ровное место») — возвышение перед иконостасом во всю ширину храма.
Алтарь в православной церкви: его внешнее и внутреннее устройство
Православные верующие зачастую приходят в храмы и церкви для того, чтобы преклониться пред святыми иконами, помолиться им о здоровье близких людей, покаяться и т.д. Но мало кому известно, как устроены святые места, какие важные части в нем существуют, и какова их значимость. Храмовые строения, как правило, состоят их трёх важнейших частей — это алтарь с солеей, притвор и собственно сам храм.
Что представляет собой алтарь
Алтарь — это третья храмовая часть, располагающаяся в восточной стороне. Считается, что именно алтарь — это символ рая, духовного неба и места, в котором пребывает Господь. Будучи основной частью церкви, ее могут посещать исключительно мужчины (священники, иподиаконы и чтецы). Помимо этого, посетить право алтарь имеют мужчины, которые благословлены на это церковным настоятелем или архиереем.
Что касается женщин, то они не могут входить в эту часть храма. Буквально несколько столетий назад это место было открыто для посещения диаконисами, занимающимися подготовкой оглашенных женщин. Сейчас же алтарь служит местом для совершения служений и треб священнослужителями мужского пола.
Алтарь состоит из нескольких основных частей:
Алтарные стены могут покрываться различными фресками, изображающими библейские сюжеты, Спасителя, Богородицу, святых и т.д. Чтобы понять всю значимость алтаря, стоит подробнее познакомиться с назначением каждого элемента.
Святой престол
Основным местом, занимающим центральную часть алтаря, является Святой Престол, считающийся местом пребывания Господа. Представляет он собой просторный стол, который покрыт парчой. Под церковным Святым престолом располагаются нетленные останки какого-то святого. Данная традиция сохранилась до нашего времени с периода первых гонений христиан, совершающих богослужения в подземных лазах, где располагались гробы скончавшихся верующих собратьев. Кладут часть нетленных мощей перед началом службы в храме.
Помимо стационарных Святых престолов встречаются и передвижные варианты, использующиеся при выездных службах. Их применяют в местах, где невозможно возвести церковь, при выполнении святых таинств, во время военных действий и при длительных путешествиях.
Главное назначение Святого престола — это совершение литургии, именно здесь готовится всё необходимое для причастия. Помимо святых мощей, здесь располагаются и другие предметы для богослужений:
Дарохранительница, мирница и дароносица
В дарохранительнице имеется лампадка. Тут же располагается два подсвечника, в которых устанавливается по одной свече, находящиеся по правую и левую сторону. Сама дарохранительница представляет собой конструкцию в форме небольшой церкви или гробницы. Возле хранительницы даров располагается мирница, в которой хранится Святой Миро.
Не меньшее значение имеет дароносица, предназначенная для сохранения и ношения святых даров. Ее используют, если необходимо причастить православных христиан, не способных самостоятельно посетить храм из-за физического недомогания.
Семисвечник и запрестольный крест
Позади престола располагается подсвечник под семь свечей, носящий название семисвечник, с высокой ножкой. Стоит отметить, что несколько веков назад данного алтарного элемента не было. В древние времена священнослужители зажигали только две свечки, символизирующие природу Иисуса Христа — божественную и человеческую. Позднее в молитвенных домах начали появляться подсвечники под семь свечей. Сейчас же без этого элемента не обходится ни одно богослужение. О семисвечниках можно найти упоминания в Ветхом Завете, где рассказывается о размещении его в алтаре иудейского храма.
Этот элемент весьма символичен, что описывается подробно в Новом Завете, а именно книге Откровение, которая была написана Святым Иоанном Богословом. Священное писание гласит, что семисвечник — это символ семи божественных духов, семи церковных таинств, семи соборов, такого же количества чаш божественного гнева, громов, печатей таинственного писания, труб ангелов.
Недалеко от семисвечника располагается запрестольный крест с изображением распятого Сына Божьего. Он имеет достаточно большие размеры, выполняется зачастую из дерева.
Жертвенник
Еще одним важным алтарным элементом является жертвенник. Он располагается по левую сторону молитвенного дома в северной части престола. Второе название жертвенника — предложение или протисисот. По размерам он мало отличается от престола, не отличается он и высотой. Когда возводились первые православные храмы, жертвенник располагался в другой части церкви, позднее его начали переносить в алтарь.
Также в жертвеннике есть звездица, имеющая вид двух переплетающихся дуг, соединенных крестом. Она предназначена для того, чтобы частицы хлеба для причастия, покрывающиеся покровцами, не падали на пол. Тут же можно увидеть чашу из металла для теплой воды, получившая соответствующее название — теплота. Также для причастия используется специальная ложечка лжица. На жертвеннике еще находится воздух — тканый отрез с четырьмя углами (70*70 см), покровцы (ткань в форме креста), губка и многое другое.
Прочие богослужебные предметы
В алтаре представлены и другие важные предметы для совершения богослужений — это кадило (кадильница), дикирий, трикирий, рипида.
Дикирий представляет собой подсвечник с двумя свечками, символизирующими две природы Сына Божьего. Трикирий — это подсвечник, куда устанавливается три свечи, являющиеся символом трех лиц Святой Троицы. Чаще всего они применяются священнослужителями, патриархами и митрополитами во время благословения людей, посетивших храм.
Рипида (чаще всего в алтаре их два) — это круг на длинном шесте, выполненный из металла. Когда христианство только устанавливалось, их изготавливали из павлиньих перьев. Ими отгоняли насекомых, слетающихся на Священное причастие. Сейчас же рипида имеет духовную символику и говорит о присутствии ангелов около тела Иисуса Христа.
Ризница — еще один важный алтарный элемент, располагающийся по правую престольную сторону. Именно здесь священники переодеваются, здесь же хранятся одежды для богослужений. Помимо этого, в ризнице хранятся священные книги, различная церковная утварь.
Горнее место находится между престолом и алтарной стеной с восточной стороны. Оно стало элементом алтаря много веков назад, и представляет собой возвышенность, где ранее располагалось архиепископское кресло (трон).
Знакомство с православным храмом
Этот цикл фотографий мы задумали как проект знакомства с православным храмом.
Не секрет, что многие люди, попав в храм (особенно в незнакомый), теряются. Кому-то может показаться, что все храмы разные. На самом же деле, все храмы строятся по похожему принципу и расположение основных храмовых элементов также одинаково.
Вот мы и решили показать вам устройство православного храма. Мы объясним, где что в храме находится, и коснемся истории происхождения того или иного предмета, обычая.
35 Фото
Перед нами – самая главная книга христиан: Святое Евангелие. Под одной обложкой собраны четыре Евангелия (Матфея, Марка, Луки, Иоанна), в которых рассказывается о жизни и служении Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Искусно украшенное Евангелие находится в храме прямо на престоле и во время богослужения торжественно выносится для чтения и целования верующими.
10 Фото
Часовня – это небольшая постройка религиозного назначения. Само название «часовня» происходит, по-видимому, от слова часы – так называются краткие службы, совершающиеся в Православной Церкви. Часовня, как не имеющая алтаря, предназначена именно для подобных молений. Литургию служить в часовне не положено, но можно служить молебны, панихиды, часы и проч.
6 Фото
С древнейших времен, согласно «Постановлениям Апостольским», православный храм повелевалось созидать «наподобие корабля, продолговато устроенным, на восток обращенным, от обеих стран к востоку притворы имеющим». И действительно, форма храмов в виде корабля получила наибольшее распространение, так что многие наши храмы создают весьма впечатляющий зрительный образ корабля с высокой мачтой – колокольней и наполненными ветром парусами – куполами, устремившегося на восток, к восходу солнца.
Но вместе с тем в форме храма выражались и иные символы, иные богословские истины.
22 Фото
Мы входим в храм – и видим сияние множества звезд в полумраке его пространства. Это церковные светильники. В чем их предназначение, их сокровенный смысл?
В этом фотоальбоме мы расскажем о свечах, используемых за богослужением.
26 Фото
Просфора – маленький хлеб с оттиснутым крестом на верхней корочке, излюбленное лакомство детей и старушек…
В фотоальбоме, который перед вами, мы о просфоре и поговорим.
13 Фото
В фотоальбомах из серии ВХОЖДЕНИЕ ВО ХРАМ мы много говорили о разных деталях храмового убранства. В данном альбоме кратко повторим сказанное. Давайте представим, что мы зашли в храм. Как «прочитать» интерьер, убранство, которое перед нами?
13 Фото
Входя в храм, мы прежде всего попадаем в притвор.
В древности притвор был обязательной и очень важной частью храма – в притворе молились оглашенные (готовящиеся к крещению), кающиеся.
Сегодня в притворах устраиваются свечные или книжные лавки. Хотя, делая покупку, мы совершаем ее в специально предназначенном для того месте – притворе, а не в самом храме, следует сохранять благоговение и тишину.
4 Фото
Духовное средоточие храма – алтарь, в центре которого – святой престол. Престол в переводе со славянского означает просто высокий стол (пре-стол), или высокую скамью. Более торжественно слово престол можно перевести как трон.
13 Фото
В настоящем фотоальбоме поговорим о поведении верующих людей в храме.
В православном храме можно стоять или сидеть за богослужением. В России сложился обычай стоять.
Мы стоим спокойно, не привлекаем к себе внимание жестами, осеняем себя крестным знамением и кланяемся в положенное время (когда это делают священнослужители, например диакон).
11 Фото
Слово паперть происходит от старославянского языка, в котором оно является производным от утраченного пьрть – дверь. (От этого же древнеславянского утраченного слова происходят наши: переть, запереть, отпереть, взаперти и проч.).
Таким образом, буквальный перевод слова паперть – преддверие.
4 Фото
Священное Писание нам сообщает, что на Небесах совершается богослужение, в котором принимают участие Ангелы и святые. Земное богослужение – своего рода отблеск, отображение Небесной Литургии. Именно поэтому храм наш наполнен знаками и символами небесной реальности, мы используем предметы (кадила, свечи), которые никак не могут быть названы современными, сами священнослужители одеты в ризы непривычные. Все во время богослужения говорит о том, что, хотя мы на земле, мы соприкасаемся с Небесными вещами и Небесной реальностью.
27 Фото
Когда Тайнозритель Иоанн Богослов был вознесен на Небеса, он видел Небесное богослужение. Прямо перед Троном Бога Вседержителя Иоанн Богослов видел семь светильников огненных, «которые суть семь духов Божиих» (Откр. 4, 5). В алтаре православного храма в соответствии с этим обычно также имеется особый светильник из семи ветвей (семисвечник), укрепленных на одной высокой подставке, который ставится перед Горним местом.
11 Фото
О кресте как символе нашего спасения, главном знаке нашей веры говорить можно много.
Крест мы носим на шее, начертываем на себе кисточкой с елеем или сложенными перстами. Крест венчает любой православный храм или часовню. Это напоминание нам о том, какой ценой куплено спасение человека, каждого из нас.
28 Фото
Кадилом называется сосуд, в который во время богослужения вкладывают раскаленный уголь и благовонный ладан. Ароматный дым плавящегося ладана символизирует молитву и любовь человека к Богу, поднимающиеся к небесам.
Кадила использовались с глубокой древности, о каждении ладана мы много читаем в Ветхом Завете. Каждение принято и в Христианской Церкви.
8 Фото
В настоящем фотоальбоме поговорим об устройстве алтаря православного храма.
Слово алтарь, скорее всего, происходит от греческого altus – высокий. Первоначально этим словом обозначались камни, или площадки, устроенные для принесения жертв языческим богам (отсюда выражение «принести жертву на алтарь Отечества»).
У древних христиан (I–II вв.) алтарь – это особый стол, за которым в чьем-либо доме происходила агапа («вечеря любви»). Позднее в Православии алтарем стали называть престол храма, на котором совершается Таинство Евхаристии.
11 Фото
Мы говорили о Таинстве Покаяния (или Исповеди) подробно в соответствующем фотоальбоме: ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ, здесь укажем лишь на некоторые обрядовые моменты чина исповеди.
4 Фото
Об иконостасе можно рассказать много. Этой теме посвящены большие книги, исследования. Мы будем лаконичны. Расскажем лишь о самых основных моментах, которые позволят вам «читать», то есть понимать, иконостас.
Итак, иконостас, в переводе с греческого, означает «подставка для икон».
20 Фото
В центре храма всегда находится икона праздника, или, как ее еще иногда называют, Праздничная икона. Она находится на аналое (специальном столике с наклонной крышкой). По этой иконе легко узнать, какой праздник чествуется в этот день. В воскресенье кладется икона Воскресения Христова, в большие праздники – икона празднуемого события. В обычный день – икона месяцесловная (обычно маленького размера), то есть показывающая святых этой недели, а то и календарного месяца.
8 Фото
При входе в каждый православный храм мы видим лавку или ларек, где принимают записки. Что это за записки? Зачем их пишут и подают в храме?
Об этом и поговорим, рассмотрев фотографии…
11 Фото
Слева от престола, у стены, находится жертвенник, в богослужебных книгах чаще всего именующийся предложением.
Это прочный стол, по размеру больший или меньший, чем престол. Высота жертвенника всегда равна высоте престола. Жертвенник облачают (последовательно) в те же одежды, что и престол, – срачицу, индитию, покрывало. Оба своих названия – жертвенник и предложение – это место алтаря получило оттого, что на нем совершается проскомидия, первая часть Божественной литургии, где предложенные к священнодействию хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для последующего Таинства Тела и Крови Христовых.
12 Фото
В этом небольшом фотоальбоме мы поговорим с вами о самой главной богослужебной книге – Евангелии.
Евангелие означает само Слово Божие, находящееся среди нас, в Церкви, в христианском собрании. Слово Божие сконцентрированное, записанное… И чтение Евангелия – это отнюдь не назидание (как у протестантов, а сейчас и у католиков), а голос Самого Христа, звучащий с высоты небесной в нашем мире.
20 Фото
На каждом престоле, находящемся в алтаре, стоит странное сооружение, похожее на маленький дворец. Это дарохранительница, то есть ковчег для хранения Cвятых Даров – Тела и Крови Христовых.
9 Фото
Откуда пошел обычай устраивать Горнее место?
Прообразом для устройства христианского храма и алтаря послужил… небесный храм, в который был однажды вознесен Апостол Иоанн Богослов. Об этом читаем мы в книге Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова). Святой Иоанн увидел «дверь отверсту на небе» (Откр. 4, 1) и, войдя в нее, попал в небесный алтарь.
10 Фото
В настоящем фотоальбоме мы говорим о Голгофе и кануне.
Голгофой называется изображение Распятия Христова. Канун – специальный столик, на который ставятся свечи с поминанием усопших.
Именно возле Распятия мы молимся за усопших, служим панихиды, заочные отпевания.
13 Фото
Сегодня мы поговорим о святой воде. Я расскажу об истории возникновения такого явления в Православии, как освящение и почитание воды, мы с вами окажемся на службе освящения воды в кафедральном соборе Санкт-Петербурга (в Казанском соборе), а также на берегу Невы, где в двадцатитрехградусный мороз совершалось освящение воды прямо в реке.
40 Фото
В настоящем альбоме мы поговорим с вами об антиминсе.
В переводе с греческого это слово означает «вместопрестолие». Зачем он нужен? Можно ли служить без антиминса? Можно ли взять антиминс и поехать в лес и там, на пне, совершать службу. Об этом читайте в настоящем альбоме.
30 Фото
Амвон – это особое место в храме (в переводе с греческого амвон – «возвышенное место»).
За последнее тысячелетие оно претерпело сильные изменения, и сегодня амвон – это площадка перед алтарем. На этой площадке диакон обычно произносит ектении. Но в древности амвон находился не у алтаря, а на середине храма. И к нему вела каменная дорожка-помост…
17 Фото
Как известно, за богослужением используются книги с молитвами и текстами.
Но кто читает за богослужением эти книги? Некоторые (такие, как Евангелие) – лишь священник и диакон, другие имеют право читать специально поставленные на это церковнослужители, которые зовутся чтецами.