алтарь в храме гроба господня в иерусалиме
Алтарь «Жен Мироносиц» в Храме Гроба Господня в Иерусалиме: рассказ реставратора
Восстановленный в конце 2018-го начале 2019-го года алтарь «Жён Мироносиц» в Храме Гроба Господнего в Иерусалиме – один из примеров современных реализованных проектов по реставрации церковного убранства. В ходе работы столкнулись с рядом интересных особенностей, касающихся как непосредственно самой работы, так и описания памятника. Он располагается в армянской части Храма Гроба Господнего, напротив главной святыни всего христианского мира.
Уже в Москве с более полным письменным переводом надписей помогла искусствовед Мария Соколовская, начальник Отдела хранения музейных коллекций МГОМЗ.
Յիշատակ է պատկերս հանդերձ բոլոր խաչկալիւ սրբոյ Աթոռոյս միաբան դ(?)րպաճի Զաքարիա եպիսկոպոսի աշակերտ Վանեցի Կարապետ վարդապետի սր որդւոց ծնողացն մահտեսի Խաչատուրին եւ Բրաբիոնին թիւ ՌՍ բ Մարտի
Иными словами, икона и проскинитарий были заказаны на средства вардапета Карапета, в память его самого, его (?) сыновей и (или душ) родителей, в 1751(52) г.
Центр: Նկարակերտեալ գեղպատկերիս այս տիրական Իւղաբերից սուրբ սեղանոյս զարդ իսկական ի ժամանակ սրբոյ գահոյս պատրիարքութեան տեառն Թէոդորոսի [10] վեհանձնութեան
Карниз: Թիւ Խաչին կրկնեա յոպէլին ի ամսեան դեկդեմբերին
Удвой число Креста юбилеем, месяц декабрь [11]
Справа: Շինեցաւ ձեռամբ վանեցի
Слева:անարժան մահտեսի Մարտիրոսին
. недостойного махтеси Мартироса
На примере описываемого образа Богоматери скажем несколько слов и об армянской иконописи, которая отличается от русской и византийской, и которая появилась относительно недавно, не ранее XVII-XVIII вв.
Армянские иконы писались маслом на холстах, в подавляющем большинстве это были изображения Богоматери и представляют собой интересное сочетание манеры рисования армянских художников,узнаваемых типажей персонажей, колористического решения и ряда архаических приёмов для XVIII-го века с использованием определённых западных композиционных схем, изображением архитектурных деталей. Организующим в становлении армянской иконы стало творчество семейства Овнатанянов. И при сопоставлении иконы «Богоматерь на престоле» Овнатана Овнатаняна из Национальной Галереи Армении с иконой из Храма Гроба Господнего легко можно выявить общие стилистические черты, а также высокое художественное исполнение нашей иконы. Что говорит о знакомстве мастера с лучшими традициями армянского искусства, а, возможно, и даже его отношение к мастерской Овнатаняна, в которой, как известно, всегда было много учеников. Но это только предположения. А вот фактом остаётсявысокое художественное исполнение иконы, и продуманное символическое значение с изображенными предстоящими перед Богоматерью с Младенцем Иаковым Заведеевым, и Иаковым Младшим (Братом Господним), первым епископом Иерусалима. Архипастырский Трон Иакова младшего расположен в правой стороне клироса Кафедрального Собора Монастыря Святых Иаковов в армянском квартале Иерусалима. Армянский Иерусалимский Патриарх является преемником Иакова Младшего.
Теперь, что касается состояния алтаря и проведённых работ. Сохранность иконы хорошая, как обычно присутствуют пылевые загрязнения и, что более всего в таком месте, загрязнение от копоти. Было несколько записей вокруг нимбов, после расчистки красочного слоя оказавшихся темнее оригинального красочного покрытия. Поэтому они были удалены. Также были укреплены несколько трещин холста и сделана тонировка потёртостей красочного слоя. Икона неоднократно подвергалась реставрации. И при предыдущих работах была сдублирована на новое основание, имеет несколько вставок в оригинальных холст. Но интересно, что после такой профессиональной работы несколько десятилетий назад была просто прибита гвоздями к стене прямо через холст, что вызвало немало трудностей при нынешней реставрации.
Очень интересен резной золочёный киот с орнаментальными росписями. Больше всего разрушений было с его деревянными деталями, особенно в его нижней части в основании колонн. Это были также поверхностные загрязнения, но больше механических повреждений, прогоревших частей, утрат, и следов предыдущих реставраций, к сожалению,не очень удачных. Пришлось все позднейшие гипсовые вставки заменить на деревянные.
В нижней части киота позолота постоянно обновлялась, а вот в верхней сохранилась оригинальная. И поэтому было принято решение всю старую позолоту сохранить и восстанавливать только в местах утрат и потёртостей. У основания колонн имелось множество механических повреждений деревянной основы, утрат некоторых элементов, и прогоревших частей. Этот вид повреждений случается здесь довольно часто, т.к. в храме всегда большое количество людей, которые опаляют свечи, особенно во время схождения благодатного огня, и очень трудно следить за сохранностью.
Масштабные работы по реставрации Кувуклии в 2016-м году подтолкнули к ряду реставрационных работ и в других частях Храма. Одним из которых стала работа по реставрации и восстановлению Алтаря армянской церкви.
[1] Хачкал, буквально: «держащий крест». Так армяне называют преграждение алтаря, наподобие иконостаса, но происходящее от западных retable. В данном случае хачкалом назван проскинитарий.
[2] Неизвестное слово, вероятно турецкое или даже персидское.
[3] Вардапет: особый сан в неженатом духовенстве Арм. Церкви. Условно переводится как архимандрит.
[5] Буквы սր ничего не означают. Если напись не повреждена, то логически должно быть սորա, т. е. «его», хотя в таком случае должно было бы имется знак сокращения.
[6] Надпись не совсем понятна, может здесь слово ոգւոց, т. е. душ (родителей), хоть видно, что перед нами не буква գ, а դ.
[7] Магдеси или хаджи: паломник в Св. Землю.
[8] Арм. летосчисление начинается с 551/552 г. после Р. Х.
[9] Последнее слово плохо видно, логически должен быть март.
[10] Патриарх ФеодоросI Хоренаци, 1751-1761. Феодорос II Ванский, 1800-1818.
[11] При хронологии или подписании своих творений армянские писцы иногда прибегали к загадкам, криптограммам. Здесь должно быть именно загадка, которую нужно еще расшифровать.
ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ
Иерусалимский храм Воскресения Христова (Гроба Господня) |
Иерусалимский храм Воскресения Христова, Храм Гроба Господня [1], кафедральный собор Иерусалимской Православной Церкви.
Современный Храм Воскресения Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия, Кафоликон (соборный Храм) являющийся кафедральным для патриархов Иерусалимской Православной Церкви, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений, галерей и т. п.
Проекция храма Гроба Господня |
Разпределение частей храма
Римо-католическая Кустодия Святой Земли совершает литургию на Гробе Господнем после армян. Ей принадлежат северная половина 2-го яруса ротонды, церковь Явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии, престол cвятой Марии Магдалины, северная галерея (Аркады Девы), подземная часовня Обретения Креста (совместно с православными) и южный придел Голгофы.
Схема храма Гроба Господня |
Антихалкидонские Армянская, Коптская, Эфиопская и Сирийская церкви каждая имеет особые права в храме. Армяне совершают литургию на Гробе Господнем с 4 часов утра. Во владении Армянской церкви находятся 8 южных из 16 колонн ротонды, южная половина 2-го яруса ротонды (с храмом Второй Голгофы), место Трех Марий у входа на галерею и престол святых Жен-мироносиц в юго-восточной части ротонды, придел святых Никодима и Иосифа Аримафейского к западу от Кувуклии и придел Разделения риз в амбулатории, подземные церкви святителя Григория Просветителя (греч. название: церковь святой Елены) и часовня cвятого Вардана в восточной части комплекса. Копты владеют небольшой часовней, пристроенной к западной части Кувуклии. Эфиопам принадлежит церковь Четырех священных животных (за Голгофой) и монастырь на кровле церкви свято Елены (ещё в начале XIX века им принадлежала сама церковь святой Елены, отошедшая затем к армянам). Сирийцы имеют право служить по воскресным и праздничным дням в приделе святого Никодима, считающемся в настоящее время собственностью армян.
Описание
Главный вход
Колонна Святого Огня – одна из мраморных коринфских колонн, оформляющих портал слева. Она была чудесно расколота почти наполовину в Великую субботу 1634 года. В связи с возникшими тогда спорами о пасхалии (православные праздновали в тот год Пасху 6 апреля, на неделю раньше, чем армяне-антихалкидониты) османские власти по настоянию армянского наместника заперли храм, не допустив православных на службу Святого Огня. По молитве православных верующих, собравшихся у закрытых дверей во главе с митрополитом Вифлеемским Парфением и архиепископом Газским Афанасием (патриарха Феофана IV в то время не было в Иерусалиме), из налетевшей грозовой тучи ударила молния и из трещины расколовшейся колонны явился Святой Огонь [2].
В правом, северо-восточном углу двора наружная лестница ведет к небольшой часовне, служившей вестибюлем Голгофского придела. Ныне она называется часовней Богоматери Скорбящей или «часовней франков», иногда упоминается как часовня Совлечения риз в воспоминание о том, как римские солдаты делили между собой одежды Распятого. Под римо-католическим приделом, на 1-м этаже, отдельный вход ведет в православный парекклисион преподобной Марии Египетской.
Камень помазания
Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с V века в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу 6 архиереев переносят с Голгофы на Камень помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона.
Кувуклия, общий вид с севера. Фото нач. 2000-х гг. |
Часовня Гроба Господня (Кувуклия)
Кувуклия (8,3х5,9 м) состоит из 2 частей: западной, 6-угольной в плане (2,07х1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4х3,9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской православной литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе). В часовне 15 лампад (в 3 ряда, по числу основных исповеданий). В северной и южной стенах – овальные оконца для передачи Святого Огня в Великую субботу (северное – для православных, южное – для армян). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа – простирающий к ним руку архангел Гавриил (по надписи), вверху портала – мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».
Схема Кувуклии |
Пещера Гроба Господня – небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 году. Максим Симеос, последним видевший в 1810 году каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены 3 иконы Воскресения (от каждого из христианских исповеданий). Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии – греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе на Пасху 1821 года.
В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел (Ин 20, 12). С византийских времен на этом месте существовал небольшой престол. Крестоносцы называли часовню «кавет» (на нормандском диалекте «голова»), поскольку она находилась в головной части Кувуклии. По армянским источникам, часовня сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в 1300 году. Впоследствии армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте. В 1810 году православные греки реконструировали Кувуклию без коптской часовни, восстановленной 30 годами позже по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагим-паши, сына египетского хедива Мухаммада Али. Коптские монахи приводят легенду о том, что при перестройке кувуклии в 1810 году ниша Святого ложа была усечена в западной части, так что место, где покоилась глава Спасителя, оказалось в часовне коптов.
Ротонда
Множество приделов расположено вокруг кувуклии в ротонде, делящейся по вертикали на 3 яруса. 2 верхних яруса опираются на 6 квадратных в плане столбов и 10 коринфских колонн. В 1810 году в целях укрепления конструкции западные столбы и колонны были соединены стеной и внешнее кольцо ротонды оказалось поделено перегородками на отдельные небольшие комнаты и хранилища. Нижний ярус ротонды имеет 3 апсиды с южной, западной и северной сторон.
Южная часть нижнего яруса принадлежит армянам. Перед лестницей на галерею помещен мраморный киворий на 4 колоннах с 6-гранным куполом над круглой мраморной плитой, отмечающей место, где стояла, по преданию Армянской церкви, Пресвятая Дева в момент Распятия. Предполагают, что в византийский период часовня Пресвятой Девы (или Трех Марий), уничтоженная при перестройке храма крестоносцами, находилась на месте современного Камня помазания.
На галерее находится армянская церковь, именуемая Второй Голгофой (по уровню пола она почти совпадает с подлинной Голгофой). Церковь построена по благословению Армянского патриарха Мартироса в 1439 году, после того как армяне лишились права на владение Голгофой. Главной святыней храма армяне чтут фрагмент колонны, который их предание связывает с Колонной бичевания (Ин 19, 1) [3]. Второй престол храма посвящен святителю Макарию Иерусалимскому, при котором совершилось обретение и воздвижение Креста Господня.
В западной апсиде, напротив часовни коптов, расположен армянский (ранее сирийский) придел святого Никодима. Небольшой проход в юго-западной стене ведет к 2 гробницам (тип древнееврейских ниш-кокким) праведных Иосифа Аримафейского и Никодима.
Северная часть ротонды принадлежит римо-католикам. Вблизи Кувуклии расположен престол святой Марии Магдалины. Над ним, на восточной стороне столба,- современный литой рельефный образ с изображением встречи святой Марии Магдалины с Воскресшим Спасителем.
Римо-католикам-францисканцам принадлежит церковь Явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии. Главной святыней храма римо-католики чтут находящийся справа от алтаря, в специальной нише, фрагмент порфировой колонны, который их предание связывает с Колонной бичевания (Ин 19, 1) [3]. Ранее эта церковь была частью единого ансамбля, здесь размещался открытый внутренний дворик Греческой Патриархии. Из западной части храма можно пройти во францисканский монастырь, пристроенный к северной части храмового комплекса. В этой же церкви почитается место, на котором, по преданию, воскресла умершая женщина от прикосновения к Животворящему Кресту Господню в день его обретения.
Справа от капеллы францисканцев, за массивной дубовой дверью – римо-католическая ризница, где главной достопримечательностью являются меч и шпора Готфрида – командующего армией крестоносцев взявших Иерусалим в 1099 году. Эти реликвии используются при церемонии посвящения латинским патриархом в рыцари Святого Гроба.
Триумфальная арка
Невысоким, в одну ступеньку, подиумом Кувуклия соединена с Триумфальной аркой (или Аркой Мономаха, названной в память о восстанавливавшем в 1048 году храм Восточно-Римском императоре Константине IX Мономахе) и открывающимся за ней храмом Воскресения. Перемычка под аркой содержит со стороны кафоликона надпись на греческом: «Радуйся, Сионе, святая Матерь Церквей Божиих!» В проходе арки устроены слева и справа небольшие балконы, обращенные в сторону Кувуклии, на которых до 1917 года размещались при торжественных богослужениях консулы и другие почетные представители главных православных держав – России и Греции.
Храм Воскресения Господня (Кафоликон)
Ранее храмовый комплекс Гроба Господня состоял из нескольких обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (православной и римо-католичской) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии. Базилика крестоносцев объединяла эти объекты в едином внутреннем пространстве. Ныне кафоликоном (соборным храмом) Воскресения Господня в называют «срединный» объем комплекса храма, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара 1808 года. Греческая перестройка того времени изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас. С литургической точки зрения было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для православного богослужения.
Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата, почему тут имеется 2 тронных места в его восточной части – престолы патриарха Иерусалимского у южного столба и его представителя, митрополита Петро-Аравийского, у северного. Над иконостасом – галерея с 3 выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками), откуда по древневизантийскому правилу диакон должен читать Евангелие. Вся восточная часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, северный и южный входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора.
Галереи кафоликона
Кафоликон, как и ротонда, окружен просторными галереями, в которых размещаются несколько приделов.
В северной галерее храма находится место, называемое Аркады Девы: огромные 4-гранные столбы, несущие высокие своды, перемежающиеся с колоннами, между которыми выделяется беломраморный фрагмент постройки императора Адриана. Предполагается, что из 7 колонн 4 центральные относятся к Трипортику Константина.
В амбулатории, позади алтарной апсиды кафоликона, находятся еще 3 придела. Первый, православный, посвящен святому Лонгину Сотнику. На его мраморной балюстраде начертан стих из Евангелия: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и всё бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф 27, 54).
Следующий, расположенный в галерее придел принадлежит Армянской церкви и посвящен Разделению риз (Ин 19, 23-24); согласно преданию, именно на этом месте распинавшие Христа легионеры разделили Его одежды (при этом на Голгофе существует римо-католический престол того же посвящения).
Близ лестницы, уходящей вниз к церкви святой Елены, помещается придел Тернового венца. В центре придела, под престолом, под стеклом помещен фрагмент толстой, круглой колонны серого мрамора, именуемой Колонной поругания. По преданию [4], на этой колонне, высотой не более 30 см, сидел Спаситель в момент увенчания Его терновым венцом (Мф 27, 29). По свидетельству русских паломников середины XIX века, тут же «в стене за стеклом и за решеткой» сохранялась часть тернового венца [5].
Подземные храмы
Церковь cвятой Елены 13 ступенями соединена с римо-католичской церковью Обретения Креста, расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cвятой Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийский эрцгерцогом Максимилианом. В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным православным крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо. Пещера Обретения, по словам А. А. Дмитриевского в начале XX века, «составляет ныне почти безраздельную собственность католиков, но еще в 1835 г. здесь стоял греческий престол» [6]. В праздник Воздвижения православным духовенством во главе с патриархом совершалась торжественная литания, именуемая парусией: крестный ход выходил из южных дверей кафоликона и по амбулаторию проходил к лестнице храма Елены. Затем процессия спускалась в пещеру Обретения, где исполнялся тропарь праздника и совершался патриархом чин Воздвижения Креста в 4 местах – по концам воображаемого Креста. Затем крестный ход направлялся к Кувуклии и, трижды обойдя ее, поднимался на Голгофу, где чин Воздвижения Креста повторялся [7].
Слева от православной плиты на месте Обретения Креста из выемки в стене слышно, по словам паломников, «адское гудение». «В сущности это явление происходит оттого, что против этой выемки находится под храмом огромная, ныне пустая цистерна» [8]. В 1970 году по благословению Армянского патриарха было исследовано пространство к северо-востоку от апсиды церкви святой Елены. Обнаружили помещение, доступ в которое был закрыт еще в древности. Эта вновь обретенная часть храма получила название часовни святого Вардана Полководца или Армянских воинов-мучеников с проходом из церкви святой Елены. В центре часовни расположен алтарь с хачкаром во имя 1036 армянских мучеников, павших во время армяно-персидской войны в 451 году.
Голгофа
Православный престол, высотой в метр, выполнен из розового мрамора; под престолом находится отверстие, в которое был водружен Крест Распятия. Поверхность скалы скрыта мраморным полом, лишь справа и слева от престола в застекленных проемах можно видеть серый камень самой Голгофы и трещину, прошедшую через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Спасителя (Мф 27, 51).
Южный придел церкви Голгофы – Пригвождения ко Кресту – принадлежит римо-католикам-францисканцам. Он приобрел современный вид в результате реставрации в конце 1930-х годов по проекту А. Барлуцци, после землетрясения 1927 года. От мозаик времени крестоносцев сохранился лишь фрагмент композиции «Вознесение Христово» на своде центральной арки. Серебряный алтарь (мастер Д. Портиджани из монастыря Сан-Марко во Флоренции) был пожертвован в храм в 1588 году великим герцогом Тосканским Фердинандо Медичи. Считается, что алтарь поставлен на месте, где прибивали ко Кресту руки и ноги Спасителя. Первоначально он предназначался для Камня помазания, чем объясняется его вытянутая форма, однако из-за трений между конфессиями францисканцы вынуждены были поставить его в приделе церкви Голгофы.
Под аркой, отделяющей римо-католическую часть Голгофы от православной, находится римо-католический алтарь «Stabat Mater» (по первым словам молитвы итальянского поэта-францисканца XIV века Якопоне да Тоди). За престолом помещено скульптурное изображение Пресвятой Девы с мечом в груди в соответствии с предсказанием Симеона Богоприимца (Лк 2, 35) (скульптура пожертвована португальской королевой Марией I Браганца и доставлена в Иерусалим из Лиссабона в 1778).
Под скалой Распятия расположен придел Адамовой главы, иначе известный как придел Мелхиседека, по преданию совершившего здесь погребение главы прародителя рода человеческого. Отсюда видна расселина в Голгофе шириной около 15 см.
Из этого придела дверь справа ведет в кабинет-келью епитропа храма (бывший придел святого Иоанна Предтечи), откуда можно пройти в православную ризницу, где хранится крест-реликварий с частицей Животворящего Древа и множество частиц мощей святых.
Храм Гроба Господня. Вид на площадь перед главным входом |
Двор и его постройки
Территория площади перед входом в храм почти целиком принадлежит Иерусалимской Патриархии. В левом углу двора возвышается колокольня, построенная французским зодчим Журденом в 1160-1180 годах. Храмы в левой части двора, выходящие апсидами на западную сторону площади, имеют общий вход слева от портала храма, рядом с колокольней.
Под колокольней расположена церковь Сорока Севастийских мучеников, являющаяся усыпальницей Иерусалимских патриархов. Крест, увенчивающий иконостас, поддерживают 2 резных декоративных дракона, символизируя освящение Голгофской Жертвой всего тварного мира.
Слева от церкви Сорока мучеников под открытым небом находится церковь Жен-мироносиц, без крыши, только иконостас имеет небольшой козырек, предохраняющий иконы и внутреннее убранство алтаря. Посреди храма небольшой беломраморный киворий указывает место явления Воскресшего Господа святой Марии Магдалине (Ин 20, 11-18).
Слева от церкви святых Жен-мироносиц, в западной части двора, помещается церковь святого Иакова, брата Господня. Этот храм является приходским для православных Иерусалима. В западной части храма, в притворе, находится чудотворная икона Божией Матери, помещенная, по преданию, на месте той, от которой был голос преподобной Марии Египетской.
Из общего вестибюля описанных храмов широкая каменная лестница ведет на 2-й этаж, где расположена патриаршая домовая церковь равноапостольных Константина и Елены. По устройству Святогробского братства вся Иерусалимская Патриархия представляет собой монастырь во имя этих святых. Святейшие владыки Иерусалимские как законные блюстители главного христианского храма жили в непосредственной близости от него. После прихода крестоносцев православный патриарх был изгнан из Иерусалима и его палаты на некоторое время заняли католики. Саладин, в свою очередь изгнавший крестоносцев, возвратил храм православным, но патриаршие палаты остались за новыми завоевателями. Церковь равноапостольных Константина и Елены была восстановлена после векового запустения в 1579 году патриархом Софронием IV и обновлена в 1986 году. От убранства XVI века до XXI века сохранились иконостас и царские врата, которые ныне расположены в пещерной церкви святителя Николая Чудотворца Лавры Саввы Освященного. За левым клиросом церкви находится окно внутрь храма, из которого видна Кувуклия. Одна из древних икон храма – Иорданская икона Божией Матери, почитаемая чудотворной. Ценность этой старинной иконы стала вновь известна её хранителям после 1835 года, когда о ней рассказал русский паломник А. С. Норов, напомнивший, что свидетельство об этой иконе как о чудотворной содержится в «Хождении» игум. Даниила.
Восточную сторону площади занимает православный Авраамиев монастырь, главный храм которого, расположенный на 2-м этаже, имеет символическое значение горы Мориа, т. е. места, где праведный Авраам намеревался в знак покорности воле Божией принести в жертву сына Исаака. Подлинное место горы Мориа принадлежит мусульманам, поэтому Православная Церковь символически обозначала в собственном литургическом пространстве важнейшее из ветхозаветных событий, явившееся прообразом Голгофской Жертвы Христа, приблизив его к месту жертвоприношения новозаветного Агнца. Условное место жертвоприношения Авраама обозначено мраморным кругом посреди церкви. Из церкви имеются проходы на Голгофу и в алтарь церкви Воскресения.
Другая монастырская церковь Двенадцати апостолов сохраняет память об одноименном монастыре, находившемся ранее позади Авраамиева и совпадавшем, по сообщениям некоторых источников, по местоположению с позднейшим клуатром крестоносцев (здесь помещаются теперь кельи эфиопов).
Часть нижнего этажа Авраамиева монастыря также принадлежит православным. Храм имеет 3 престола. Главный алтарь, по преданию, воздвигнут на месте, где стоял во время распятия Спасителя евангелист Иоанн Богослов (Ин 19, 25-28). На 2-м, правом престоле, посвященном Страстям Господним, хранится часть Колонны бичевания из дома первосвященника Каиафы. 3-й, расположенный слева престол посвящен жертвоприношению Авраама.
Храм эфиопов соединен с террасой (уровень пола первоначальной базилики императора Константина), посреди которой высится купол подземной церкви святой Елены. Здесь сохранились развалины внутренней галереи монастыря крестоносцев XII-XIII веков, заменившего в свою очередь древний Авраамиев монастырь, входивший в состав Святогробского комплекса. Среди руин помещаются маленькие кельи эфиопских монахов, вытесненных на крышу в 1660 году, после утраты принадлежавших им святых мест внутри храма.
За площадкой с эфиопским монастырем расположены здания Коптской Патриархии, известные под названием Дейр-эс-Султан (Монастырь султана), поскольку были подарены коптской общине султаном Салах-ад-Дином. Соборный храм монастыря посвящен преподобному Антонию Великому, другой храм – святой царице Елене. В глубине его удлиненного помещения скрывается узкая лестница, по ступеням к-рой можно спуститься к цистерне святой Елены – самой большой из цистерн, расположенных вокруг храма. По преданию, именно ею пользовались при строительстве зодчие, возводившие Храм Гроба Господня.
В южной стороне площади, напротив входа в храм, расположена Малая Гефсимания – подворье Гефсиманского Успенского монастыря. В этой небольшой церкви, в последний раз перестроенной и отреставрированной в 1953 году, у алтаря, в киоте Иерусалимской иконы Божией Матери, хранится плащаница Богородицы. Плащаница представляет собой вырезанное на доске по контуру двустороннее изображение Богоматери размером около 1 м. Серебряно-вызолоченная риза «в венцах, сияющих драгоценными камнями». По иконографии, материалу и типу исполнения плащаница – произведение русско-иерусалимского церковного искусства XIX века, ее копии известны в российских храмах.
Использованные материалы
[2] Датировка и детали по греческому преданию, изданному по рукописи из Иерусалимской Патриаршей библиотеки А. И. Пападопуло-Керамевсом. «Рассказ о чуде, совершившемся со Св. Светом в 1634 г.», ППС, 1894, т. 13, вып. 2(38), 19-23. О других версиях предания, с различными датировками и дополнительными подробностями, содержащихся в рассказах инока Серапиона (1830) и иеромонаха Парфения (1845), см. Румановская, Е. Л., Два путешествия в Иерусалим в 1830/1831 и 1861 гг., М., 2006, 49-50, 73-74.
[4] Древнейшее дошедшее до XXI века свидетельство датируется 1384 годом.