алтарь в католическом храме

Алтарь в католическом храме

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Католический храм (здание). Часть 2.

Заключительная половинка статьи.

В нефе также располагается конфессионал (исповедальня), напоминающий чаще всего деревянную будку или большой шкаф. Он должен быть сделан так, чтобы соответствовать архитектуре здания, но также и чтобы быть явным знаком таинства примирения. Конфессионал устроен так, чтобы человек мог исповедоваться священнику без смущения, именно поэтому чаще всего лицо прихожанина не видно священнику из-за резной перегородки между ними. Иногда конфессионал весь и состоит из одной решетки. Чаще всего конфессионалы помещаются вдоль боковых сторон храма, там, где есть достаточно свободного места. Также принято, чтобы кающийся располагался во время исповеди лицом к алтарю и дарохранительнице.

Проходя по нефу, обратим внимание на своды. Сводом называют кровельное сооружение из перекрывающих проем каменных арок. Несмотря на свою прочность, каменные или бетонные своды нуждаются в дополнительной опоре, эту роль часто играют выступающие части стены, называемые контрфорсами. Разумеется, своды и контфорсы представляют собой заманчивые поверхности для художественного выражения религиозной мысли. Средневековые своды часто расписывали под звездное небо, позже там начали помещать изображения ангелов и сцены из небесной жизни и Библии, особенно на купольных сводах. Мастерство архитекторам придает сводом легкость, часто кажется, что своды невесомы и, как парашюты, удерживаются только внутренним давлением. Подобная легкость вызывает ощущение парения и помогает отвлечься от повседневных мыслей и настроится на высшее.
Великолепный расчет конструкции сводов, визуальная гармония, для которой архитекторы применяли все свое мастерство и познания, свидетельствовали о том, что интеллект, воля и творческие задатки, считавшиеся даром Небес, использовались по назначению – для прославления Божьего творения. Архитекторы стремились построить как можно более сложные своды не только затем, чтобы прославить себя и посоперничать с другими мастерами, но, по большей части, чтобы прославить своим сооружением величие Бога. Гармоническая геометрия, лежащая в основе архитектурных решений, отражает порядок Вселенной и вызывает восторг, приближая верующего к пониманию Замысла Господа. А форма свода может многое сказать тому, кто изучает церковную архитектуру.

Главный неф ведет нас к пресвитерию – части храма между нефом и алтарем, или, можно сказать, что алтар расположен внутри пресвитерия. Название пресвитерия указывает на то, что туда можно входить только клирикам – пресвитерам. В действующем храме не стоит заходить в пресвитерий, чтобы лучше разглядеть алтарь или заалтарные образы.

Обычно пресвитерий и алтарь располагаются в восточной части храма. В храмах старой постройки пресвитерий может либо входить в хор (будучи его центральной или восточной частью), либо располагаться между хором и алтарём. Если храм с такой постройкой действующий, то есть в нем совершаются службы, нередко можно наряду со старым алтарем видеть и новый, использующийся после литургической реформы 1969 года. Пресвитерий и алтарь часто находятся в сужающейся части храма. Снаружи алтарную часть храма можно узнать по полукруглому выступу – апсиде.

Отсюда следует, что, если и Церковь, и литургия иерархичны, храм должен эту иерархичность отражать. Наиболее очевидным это становится, когда размышляешь над различиями между нефом и пресвитерием. Пресвитерий должен быть отдельной от нефа частью церкви. Отсюда провозглашается Писание, здесь священник приносит Священную Жертву Мессы, и здесь же обычно принимают Иисуса в Пресвятом Таинстве.

Во-вторых, пресвитерий приподнимается над нефом для того, чтобы прихожане могли лучше видеть различные части литургии, совершаемые в нем. Так им предоставляется более полный обзор амвона, алтаря и трона, с которого епископ обращается к народу. Но пресвитерий ни в коем случае не следует приравнивать к сцене.

До недавних пор алтарная преграда имелась почти во всех католических церквях, где служили по Римскому обряду. Так было по меньшей мере с XVI столетия. До того вместо нее существовала низкая стена, имевшая практически ту же функцию и зримо отделявшая пресвитерий от нефа, не нарушая связи между ними.

В связи с этой традицией мощи святых помещались внутри алтаря, и до недавних пор требовалось, чтобы в алтаре содержались реликвии по меньшей мере двух канонизированных святых. Этому обычаю до сих пор следуют во многих местах, хотя церковный закон к нему больше не обязывает. Но при посещении храма всегда стоит помнить, что в алтаре, даже старом и явно не использующимся, лежат кости мучеников, умерших за веру Христову, и проявлять к ним должное уважение.

Действующий алтарь от недействующего визуально определить можно по белой ткани, которая прикрывает действующий алтарь. Недействующие алтари, например, выставленные в музеях церковных, не прикрыты.

Поскольку служба соединяет Небесное и земное, украшения алтаря часто указывают на слияние Небес с земным временем и пространством. Образы можно разворачивать на нескольких уровнях понимания: подобно тому, как на Небесах ангелы и праведники собираются вокруг престола Господа, так и участвующие в литургической службе собираются вокруг алтаря, где пребывает сам Господь под видом вина и хлеба.

Алтарь, как самая важная часть церкви, дополняется и украшается многочисленными предметами поклонения. Поскольку все они либо используются в религиозном действе, либо подчеркивают его важность, произведения искусства, окружающие алтарь, относятся к числу самых заметных в церкви. Алтари покрывают несколькими слоями ткани, часто – вышитыми или с кружевами. У алтаря и на алтарь ставят высокие свечи в искусно сделанных подсвечниках.

В католической традиции образы помешаются и за алтарем на особых экранах – заалтарные образы. Особенно они величественны в Испании, где носят название ретабло. Над их созданием трудились лучшие художники своего времени.

Согласно рубрикам, то есть правилам Мессы, в пресвитерии должно присутствовать распятие. В соответствии с католической традицией, следует, чтобы оно несло изображение Иисуса, страдающего на кресте. Это способствует нашему соединению с крестными страстями Христа, и «сходит с пути прямого тот, кто заказал бы распятие такого вида, чтобы божественное тело Искупителя не несло никаких знаков Его жестоких страданий». Распятие помещается в пресвитерии либо на стене над алтарем, либо за ним, поскольку то, что оно представляет, неразрывно связано со Священным Жертвоприношением Мессы, которое и совершается на алтаре.

Входя в храм, католик оказывает почтение самому Христу, явленному зримо в Святых Дарах. Почтение выражается в том, что верующий преклоняет колено в ту сторону, где находятся Святые Дары. Чаще всего они находятся за главным алтарем храма, если же их там нет – верующий найдет их и преклонит колено или поклонится им и в другом месте храма. Нельзя верному войти в храм и не оказать почтение Святым Дарам, если они там есть.

В пресвитерии, кроме алтаря, амвона, дарохранительницы могут размещаться Sedilia – кресла для отправляющих службу священнослужителей. В старых храмах они каменные или деревянные, в новых – это стулья или скамьи. Еще может быть в алтарной части каменная чаша – туда сливают святую воду, оставшуюся после богослужения, и она через специальное отверстие стекает в землю.

Почитание Девы Марии и святых. В крупной церкви или соборе может быть множество приделов – отдельных помещений, где находятся статуи Девы Марии и святых, иконы, мощи, боковые алтари. Католики почитают не сами изображения, а святых (хотя, как всякие люди, верующие могут и забывать о высоких принципах собственной религии). Дева Мария, в отличие от святых, может быть «приписана» к месту почитания – Дева Мария Парижская, или Дева Мария Монсерратская, или Гваделупская. Являясь жителям этого места, Дева Мария творит чудеса и учит, как поклоняться Иисусу. Святые же более исторически-конкретны, и если уж святой Олаф – норвежский, значит, никаким другим он быть не может. Но почитать его можно, конечно, и не в Норвегии и не норвежцам, как и Деву Марию Гваделупскую почитают не только в Латинской Америке.
Кроме «общей» или местной Девы Марии в приделах могут быть изображения как общепопулярных, так и сугубо местных святых. Разумеется, в церкви обязательно присутствует изображение того, в честь кого эта церковь и названа. И если иные святые подписаны, то об именах и заслугах других нужно узнавать у местных жителей, или же из путеводителей.

Приделы могут быть пристроены к основному зданию позже его возведения, а потому отличаться по стилю. Убранство разных приделов и часовен также может быть весьма различным. Придел Девы Марии чаще всего находится в самом большом приделе за нефом, с восточной стороны от главного алтаря.
Часто статуи, мощи и иконы ставятся не в особом приделе, а в нише, отгороженной от нефа рядом колонн.

Крестный путь. Это богослужение, воссоздающее в памяти верующих основные моменты страданий Иисуса Христа. По традиции состоит из 14 остановок на пути. Каждая остановка описана в Евангелии, соответствующий отрывок из которого и зачитывается верующим. В храме часто висят таблицы Крестного пути, изображающие эпизоды из Евангелия, верующие двигаются по храму процессией, делая остановки у этих табличек, совершая молитвы и коленоприклонения. Особенно часто Крестный путь повторяют во время Страстной недели – последней неделей перед Пасхой. Особые стояния совершаются в Храме Гроба Господня в Иерусалиме – так как часть традиционного Крестного пути находится вне пределов храма, то там другие стояния, числом также 14.

Процессия – это шествие, составляющее часть богослужения или так называемую благочестивую практику, то есть не относящееся непосредственно к литургии, но традиционное и не запрещенное церковными властями действие. В славяно-византийской лексике процессии часто называют крестным ходом. В католичестве процессия символизирует жизнь христианина и его паломничество к Царствию Небесному. Можно сказать, что процессия – паломничество в миниатюре. Процессии бывают двух основных типов: праздничные и покаянные. Особенно торжественные процессии во всем католическом мире совершаются на праздник Тела Христова, когда верующие идут крестным ходом не только по храму, но и по улицам и даже до соседних сел и городов.

Евхаристическая адорация, или поклонение Святым Дарам – особого рода богослужение, во время которого и совершается поклонение выставленным Святым Дарам. Адорация – это выражение веры реальное присутствие Иисуса Христа в евхаристических дарах, в вине и хлебе. Обычно Святые Дары выставляются в дароносице на главном или одном из боковых алтарей храма, где верующие поклоняются им в безмолвии, или же читая молитвы. На празднике Тела Христова Святые Дары несут во главе процессии верующих.

Другие примечательные детали архитектуры и убранства.

Помимо главного алтаря, часто в храме имеются боковые алтари. Они в храме для того, чтобы либо служить много месс множеством священников, либо чтобы служить мессу в память какого-то святого, чье изображение и находится над алтарем.

Деамбулаторий – внутренняя галерея в апсиде храма, в пространстве за алтарем. По ней паломники совершают обход вокруг алтаря и посещают крипту. Небольшие помещения амбулатория – венец капелл – распространенный элемент французских соборов.

Окна, особенно украшенные витражами, дают возможность проникнуть в храм естественному свету и символизируют знание, посредством которого Бог просвещает человека. Окна бывают простые и сложные, самых различных форм, бывают со ставнями и ложные. Но никогда они не воспринимаются просто как дыры в стене, в структурной композиции здания они указывают на замысел и цели. Оконное окружение выступает как разновидность перехода от горизонтали к вертикали, часто используя для этого изменение материалов, и дает хорошую возможность украсить храм декоративными и символическими образами. На витражах изображены как сцены из Библии и жития святых, но и указания на донаторов, дававших деньги на постройку храма или создание витража. Донаторы изображаются на витражах либо лично, либо – гербом или же картинкой, изображающий род занятий донаторов, как на одном из витражей Шартского собора.

Реликварий – ларец, где содержатся (или содержались) реликвии – почитаемые предметы особо духовной ценности, например части Истинного креста, Терновый венец, мощи святых или кусочки их одеяний. Реликварии часто бывают очень сложной формы, состоятельные прихожане жертвовали на них золото, серебро, драгоценные камни. Как и дарохранительницы-табернакли, реликварии часто делали в форме небольших зданий, что напоминает об их происхождении от шатра и предрекает грядущие Небесные богатства. Иногда под реликварий отводится отдельное помещение в церкви.

Крипта – в сущности, это подвал церкви. Часто используется для захоронений. Во многих современных больших соборах исторического значения крипты отведены под музеи церковной утвари.

Клуатр – крытая галерея, обрамляющая внутренний дворик квадратной формы, засаженный культурными растениями. Квадратный сад символизирует землю, возрожденную Христом. Гуляя по клуатру, священнослужители и монахи предавались благочестивым разговорам, размышлениям, а также читали молитвы. На стенах галерей часто изображены сцены из Библии и жития святых.

Гробы и надгробные плиты. Многие прихожане, особенно – донаторы церкви, епископы, короли, монашествующие – пожелали быть похороненными прямо в церкви. Чтобы гробы не мешали движению прихожан, их часто прикрепляли на стены, или же хоронили под полом церкви, оставляя на поверхности только надгробную плиту. Так что внимательнее присматривайтесь к полу, по которому идете в старом храме. Особенно почитаемые покойники лежат в специальных помещениях – усыпальницах. Часто там проводят отдельные богослужения.

Интересным, хотя и не обязательным для храма элементом украшения башен и крыши являются горгульи и химеры. Горгульи – фантастические существа, выполняющие функцию водостоков, чтобы вода не лилась прямо под фундамент храма и не размывала его. Горгульи призваны изображать тех, кто лишен царства Небесного, но иногда в водостоках используют очень странные образы, например, отдельно человеческой ноги, как в монастыре Сан-Хуан де лос Рейес (Толедо, Испания). Химеры – это мифические создания, составленные из частей различных животных. Химеры крепятся ко внешней стороне зданий, но они не служат водостоками, как горгульи. Они символизируют беспорядок в мире, отвергнувшем Бога.

Разнообразное назначение храмов.

Кроме общих функций, храмы также выполняют и специальные. Паломнические церкви предназначены для почитания мощей святых, чудотворных икон или статуй. Их отличает широкая галерея в обход алтаря, так как почитаемые вещи находятся как раз в пространстве за алтарем. Храмы монастырские обычно небольшие, предназначены для собрания монастырской общины. Кафедральные соборы названы так потому, что в них находится епископская кафедра – место служения епископа, главы епархии. В таких соборах можно видеть епископский трон.
Мартиарии – церкви, построенные на месте казни христианских мучеников в память о них, часто имеют форму круга – толоса.

Храм похож на сундук с сокровищами, и чем больше знаешь, тем больше можно в них увидеть. Об архитектурных стилях зданий храмов, о том, как они менялись в зависимости от времени и места, о сюжетах живописи и скульптуры можно почитать в других статьях на нашем сайте.

В этой статье использованы:
Статья Майкла Роуза «Экскурсия по Дому Божьему», размещенная здесь: http://www.unavoce.ru/library/rose_tour.html

Книга Дениса Р. Макнамара «Как читать церкви»

Источник

Почему у католиков алтарь открытый, а у православных-закрытый

алтарь в католическом храме

Устройство христианского храма более-менее знакомо всем, кто хоть изредка там бывал, а потому наверняка многие знают, что самое важная часть любого храма – это алтарь, место, где совершается Евхаристия. Однако, если в католических храмах он открыт для обозрения и находится за небольшой оградой, то в православных – обычно полностью скрыт высоким иконостасом и завесой.

Ещё в Иерусалимском храме, согласно библейским текстам, Святая Святых, где хранился Ковчег Завета, была отделена от остальной части особой завесой. Туда раз в год мог входить для совершения богослужения лишь первосвященник.

В первые века в христианских церквях алтарь, скорее всего, был открыт – во всяком случае, никаких сведений о необходимости его закрывать или о подобной практике не имеется. Самые ранние свидетельства об алтарной преграде в христианском храме относятся к IV веку – например, в книге Евсевия Кесарийского «Церковная история». В этом труде описывается эпизод, когда святитель Василий Великий распорядился сделать искусную ограду алтаря в новом выстроенном им храме.

Довольно долгое время алтарная преграда была вполне «прозрачна», представляя собой несколько колонн, между которыми снизу были невысокие решётки или мраморные плиты, а сверху объединяющая балка (архитрав). В центре и сбоку находились (как и теперь) Царские врата и дьяконские двери. Закрывалось это пространство изнутри завесой.

Изначально древнерусские храмы строились и украшались по византийским образцам, но особенности климата вносили корректировки. Например, в силу того, что большинство храмов строилось из дерева, фрески заменяли иконами, что способствовало росту алтарной преграды. Так к XVII веку появился классический русский пятиярусный иконостас.

Постепенно это явление получило в православии и богословское осмысление: иконостас, закрывая алтарь как место священнодействия и тайны, разделяет мир «горний» и человеческий, но он же и соединяет их посредством священных образов, являясь своеобразным «окном» для молящейся души.

Источник

Католический храм

Храм является средоточием всей жизни приходской общины и выполняет многообразные функции. Здесь верующие осознают свое единство и сообща испытывают чувство встречи с Богом. Но главное предназначение храма в том, что он является местом проведения литургии.

Одно из отличий католического храма от православного заключается в том, что его главный алтарь обращен на Запад. Ведь на Западе, по учению Католической церкви, расположена столица Вселенского христианства, Рим, местопребывание папы римского – главы всей христианской церкви. В католических храмах, в отличие от православных, нет иконостасов. Алтари (их может быть много) дозволяется устраивать у западной, южной и северной стен храма. Алтарь в католическом храме соответствует православному престолу, но не алтарю: это накрытый покрывалом стол с богослужебными книгами и утварью. У алтаря происходит основное священнодействие.

Католические храмы чаще всего строятся в виде базилики, а также как купольные храмы в виде латинского креста. Крест в плане храма символизирует искупительную жертву Христа. Боковые нефы часто служат местами для капелл с самостоятельными алтарями. При сооружении алтаря в основу фундамента всегда кладут мощи какого-либо святого. Над алтарем помещается главный храмовый образ. Алтарь украшает дарохранительница – табернакль – для освященных гостий (делается обычно в виде шкафчика). На алтаре обязательно есть скульптурное распятие, чаша для причастия, патена – плоское блюдце для гостий, и корпорал – салфетка, на которую ставят чашу и патену, чтобы после освящения даров собрать с нее частицы хлеба. Иногда здесь же ставят циборий – чашу с крышкой для хранения гостий, и монстранцию – сосуд для выноса гостий во время религиозных процессий. Как правило, в больших католических храмах есть кафедра на возвышении, с которой произносится проповедь. В католических храмах, в отличие от православных, прихожанам разрешается сидеть во время богослужения. Его участники должны вставать только в определенные моменты – во время чтения Евангелия, возношения Святых Даров, благословения священника и т. д.

До V–VI вв. у священников не было особых литургических облачений, они появились позже, хотя и восходят к одеждам обычных римлян того времени. Облачения священников должны были напоминать о добродетелях и обязанностях священника. Перед свершением мессы священник надевает поверх сутаны – длинного одеяния со стоячим воротником, наглухо застегнутого снизу доверху, – белую длинную тунику, часто украшенную кружевами, так называемую альбу (от лат. alba – белая). Пояс в виде веревки или шнурка должен напоминать о веревках, которыми был связан Иисус во время ареста. Стола – лента, надеваемая на шею, – главная часть литургического облачения. Стола символизирует власть священника. Поверх всего этого надевается орнат (от лат. orno – украшаю), безрукавная накидка с вырезом – из бархата или парчи. Орнат должен напоминать священнику о грузе евангельского учения и символизировать его. Для других служб, совершаемых вне храма (например, для процессий), надевается белая рубашка до колен – комжа, и плащ. Его называют капа или плувиал, поскольку он должен защищать от дождя (от лат. pluvium – дождь). Священник носит на голове четырехугольную шапочку – биретту. Голову епископа украшает митра. Со времен Павла VI (1963–1978), который отказался от тиары как слишком дорогого убора для главы церкви бедных, папы также носят митру. Ступени священства и церковные чины различаются по цвету повседневной одежды священнослужителя – сутаны. Священник носит черную сутану, епископ – фиолетовую. Кардинальский пурпур – красная сутана кардинала – символизирует, что он готов до последней капли крови защищать Святой Престол. Основной цвет папской одежды – белый.

Как правило, католические храмы богато украшены живописными и скульптурными изображениями. На стенах в виде скульптурных рельефов или живописных картин изображается крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Это 14 так называемых «станций», то есть этапов крестного пути. В каждом католическом храме есть специальные кабинки для исповеди. Их окна обычно закрываются решетками и занавесками, чтобы обеспечить анонимность покаяния. При входе в храм помещается чаша со святой водой.

Католическая церковь, как и Православная, почитает иконы (от греч. eikon – образ, изображение). Икона – это почитаемое Церковью сакральное изображение, плоскостное или объемное. В католическом богословии икона трактуется прежде всего как свидетельство о том, что Бог принял подлинную человеческую природу, выразил себя в человеческой личности. Почитая иконописный образ, учит Церковь, христиане поклоняются Прообразу и Творцу всего сущего. Икона стала одним из способов фиксации и передачи учения Церкви. Культ икон в христианстве утвердился только в VIII в. в результате победы над иконоборческими движениями, связанными с несторианством и монофизитством. На VII Вселенском (II Никейском) соборе 787 г. иконоборчество было торжественно осуждено Западной и Восточной церквами. Однако в почитании икон между ними имеются различия. Восточная церковь признала икону как «богословие в образах», и в почитании икон боролась «не за красоту, а за истину». Близким по духу восточному богопочитанию является в католицизме только почитание чудотворных икон и статуй. Католическая иконопись по преимуществу является итальянской. Начиная с XIII в. развитие религиозного искусства на Западе испытывает все большее влияние индивидуального стиля художников. Начало этому процессу положил Джотто. В эпоху Возрождения на смену канонической иконе пришла религиозная живопись с новым пониманием священных образов. Согласно учению Тридентского собора об иконе, она, не заключая в себе самой Божественной силы, освящает молящихся через «отпечаток первообраза», то есть в силу своего отношения с первообразом. Католическая церковь тем не менее до наших дней сохранила отношение к религиозной картине как сакральному образу. В католической традиции принято, что сакральные изображения должны украшать храмы и другие места христианской жизни, иллюстрировать историю спасения, побуждать творить добро и содействовать процветанию христианских добродетелей. Много общего во внешних знаках почитания сакральных изображений у католиков и православных: это коленопреклонение, поклоны, каждение, зажигание перед иконами свечей и лампад.

II Ватиканский собор признал, что сакральная икона – одна из различных форм присутствия Христа среди верующих. Однако современный Кодекс канонического права (канон 1188) рекомендует священнослужителям и верующим соблюдать меру в иконопочитании: «Иконы необходимо размещать в умеренном количестве и с соблюдением необходимого порядка, дабы они не вызывали у верующих чувства удивления и не давали им повода для искажения набожности».

Каждый католический храм, начиная со времен Древней церкви, стремится обрести мощи и реликвии (от лат. reliquae – остатки, останки) какого-либо местного или особо почитаемого святого, а также предметы, связанные с жизнью Христа, Богородицы и святых. В католических храмах и монастырях в особых мощехранительницах, или реликвариях, хранятся реликвии – остатки одежды Христа, кусочки креста, на котором он был распят, гвозди, которыми он был прибит, и т. п., а также части облачения Девы Марии, ее волосы, молоко Богородицы и пр. Особо почитаемыми являются Святые Реликвии Страстей Господних. Со времен Средневековья и до наших дней обладающие реликвиями храмы и монастыри привлекают к себе многочисленных паломников.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Поучение 2-е. Введение во храм Пресвятой Богородицы (Уроки из празднуемого события: а) мы должны чаще посещать храм Божий; б) должны твердо хранить данные обеты, и в) родители должны водить в храм своих детей с ранних их лет)

Поучение 2-е. Введение во храм Пресвятой Богородицы (Уроки из празднуемого события: а) мы должны чаще посещать храм Божий; б) должны твердо хранить данные обеты, и в) родители должны водить в храм своих детей с ранних их лет) I. Родители Пресвятой Девы Марии, праведные Иоаким

Поучение 3-е. Введение во храм Пресвятой Богородицы (Что нужно, чтобы хождение в храм Божий приносило пользу?)

Поучение 3-е. Введение во храм Пресвятой Богородицы (Что нужно, чтобы хождение в храм Божий приносило пользу?) I. Праведные родители Пресвятой Девы Марии, Иоаким и Анна, дали обет посвятить Богу на служение в храме Его дитя свое, если Бог им дарует его. Господь даровал им

2. Римско–католический экуменизм

2. Римско–католический экуменизм Хотя Римско–католическая церковь поначалу противилась целям, выраженным в программе ВСЦ, она затем решила широко сотрудничать с этим органом. Второй Ватиканский Собор (1962–1965), который все больше рассматривал папство в

Католический ответ: Тридентский собор об оправдании

Католический ответ: Тридентский собор об оправдании Вполне очевидно, что Католическая Церковь должна была дать официальный и определенный ответ Лютеру. К 1540 г. имя Лютера приобрело известность во всей Европе. Его сочинения читались и усваивались с различной степенью

Католический ответ: Тридентский собор о Писании

Католический ответ: Тридентский собор о Писании Тридентский собор мощно отреагировал на то, что он посчитал протестантской безответственностью в отношении вопросов авторитета и толкования Писания. Четвертая сессия собора, закончившая свои заседания 8 апреля 1546 г.,

Католический ответ: Тридентский собор о таинствах

Католический ответ: Тридентский собор о таинствах Тридентский собор не спешил с выражением своего отношения к реформационным взглядам на таинства. Седьмая сессия Тридентского собора завершилась 3 марта 1547 г. изданием «Декрета о таинствах». Во многом это была временная

Раздел II. Католический культ

Раздел II. Католический культ «Освящающая задача Церкви» Культ в любой религии (от лат. cultus — почитание, поклонение) – это совокупность обрядовых действий, при помощи которых верующий воздает почести сверхъестественной реальности. Католический культ отличается

§105. Еретический и католический аскетизм

§105. Еретический и католический аскетизм Но мы должны сейчас провести разграничение между двумя разными типами аскетизма в христианской древности: еретическим и ортодоксальным, или католическим. Первый основан на языческой философии, второй — на христианских

98. Православный и католический взгляд на Святую Троицу. О философском смысле филиокве

98. Православный и католический взгляд на Святую Троицу. О философском смысле филиокве Арианство как течение христианской мысли к VI в. утратило свое значение. Однако разногласия в понимании Триединства в Святой Троице продолжали волновать богословов. Различия между

Римско-католический церковный год

Римско-католический церковный год Нынешний римско-католический календарь явился результатом вышеописанного постепенного сокращения и переделки псевдо-Иеронимова календаря. Нынешний свой вид получил при папе Григории XIII, который поручил исправить его кардиналу

Римско-католический табель праздников

Римско-католический табель праздников В римско-католической церкви праздники по степени торжественности делятся на 6 разрядов. Праздники первых 4 разрядов, так как обнимают собою каждый около двух дней (некоторые имеют канун или вигилию, другие продолжаются на некоторых

МОДЕРНИЗМ КАТОЛИЧЕСКИЙ И БИБЛЕИСТИКА

МОДЕРНИЗМ КАТОЛИЧЕСКИЙ И БИБЛЕИСТИКА Под католич. М. подразумевается движение внутри католич. мысли, к–рое заявило о себе на рубеже 19 и 20 вв. и стремилось согласовать церк. принципы с состоянием культуры своего времени (философией, естествознанием, историч. наукой,

ГЛАВА III. КАТОЛИЧЕСКИЙ ДОГМАТ НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТИЯ БОГОМАТЕРИ

ГЛАВА III. КАТОЛИЧЕСКИЙ ДОГМАТ НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТИЯ БОГОМАТЕРИ Вера в личную безгрешность Богоматери в Православии есть, так сказать, благоуханное курение, молитвенное облако, сгущающееся из фимиама благочестивого Ее почитания в Церкви. Если задать себе вопрос, что именно

Католический храм св. Екатерины

Католический храм св. Екатерины В один из дней 1828 г. в петербургском католическом храме Св. Екатерины было особенно празднично. Здесь при огромном стечении народа венчался Л.П. Витгенштейн, сын знаменитого фельдмаршала, «спасителя града Петрова», как его называли

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *