алтари победы храм поклонная
Алтари победы храм поклонная
Храм-памятник в честь Победы в Великой Отечественной войне был заложен рядом с мемориалом на Поклонной горе 9 мая 1994 г.
Строительство велось на средства города. Автор проекта – арх. А. Полянский, иконостас работы А. Чашкина. Бронзовые барельефы работы скульптора З. Анджапаридзе, мозаичные иконы Е. Ключарева. Храм освящен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II 6 мая 1995 г.
Храм великомученика Георгия Победоносца расположен на территории огромного мемориального комплекса Парк Победы на Поклонной горе, посвященного Великой Отечественной Войне 1941-1945 г. г. Закладка камня в основание будущего храма была совершена ныне почившим патриархом Алексием II 9 мая 1994 г. Строительство велось на средства города с 1994 по 1995 год.
«К храму Георгия Победоносца приписан храм-часовня архангела Михаила близ Кутузовской избы, что в Филях, при Мемориальном музее Отечественной войны 1812 года. Храм, освященный в честь Архистратига Михаила, небесного покровителя военноначальника Михаила Иларионовича Кутузова. Является местом, куда ежегодно, по установившейся, с момента открытия храма традиции, приходят военнослужащие, кадеты, воспитанники военных училищ, для принесения присяги и совершения благодарственных молебнов.»
Алтарь Победы
9 мая – День Победы. Храм великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе – составная часть мемориального комплекса, созданного к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Протоиерей Сергий Суздальцев, первый настоятель храма, поделился материалами, связанными с его историей и вошедшими в альбом «Алтари Победы», посвященный храмам, построенным в память о воинах, погибших за Родину.
Освящение крестов на главный купол и звонницу храма |
Храм великомученика Георгий Победоносца на Поклонной горе был освящен 6 мая 1995 года, за 3 дня до празднования 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. Освящение храма и первая литургия, которую возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, предварили светские торжества по случаю полувекового юбилея Победы.
После богослужения в день освящения храма, 6 мая 1995 года |
Помолиться в новый храм, построенный в память о павших за Родину, пришло множество людей.
Первым Святых Христовых Таин в новопостроенном храме из рук Святейшего Патриарха причастился один из ветеранов Великой Отечественной войны.
Панихида |
С первого же дня священнослужители старались сделать все для того, чтобы храм стал не просто одним из элементов мемориального комплекса, но средоточием церковной жизни. Услышав, что люди спрашивают о том, как следует молиться перед храмовыми иконами, на третий после освящения день настоятель благословил поместить перед каждой иконой текст молитвы. «О воинах, за веру и Отечество жизнь свою положивших», стали молиться ежедневно.
В храме в день Победы |
За время, прошедшее со дня открытия, в храме состоялось множество памятных встреч. Совершались крещения, венчания, служились литургии, молебны и панихиды. В храм приезжали Святейший Патриарх Алексий II, Патриарх Александрийский и всея Африки Парфений, Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул, архиереи и другие почетные гости.
Патриарх Алексий II и Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул, май 2001 года |
Сегодня при храме великомученика Георгия на Поклонной горе действует воскресная школа «Росток» для детей и взрослых. Каждое воскресенье после Божественной литургии все желающие могут побеседовать со священнослужителями и начать или продолжить изучать основы христианской религии, церковного пения и церковнославянского языка.
На базе воскресной школы образовался молодежный клуб. Каждую неделю по пятницам его участники проводят за чашкой чая проводят дискуссии, обсуждения и беседы на злободневные темы.
Клирики храма святого великомученика Георгия Победоносца на Поклонной Горе и приписного храма-часовни Архангела Михаила близ Кутузовской избы окормляют Детский дом инвалидов № 15 специального коррекционного 8-ого вида для умственно отсталых детей.
На приходе регулярно собирают одежду, предметы первой необходимости и бытовую технику для нуждающихся; создается база одиноких прихожан, многодетных семей, которым требуется помощь и опека.
Установка иконы |
Алтарная апсида. Пресвятая Богородица «Оранта» и Спаситель в окружении сил небесных |
Митрополит Солнечногорский Сергий окропляет святой водой роспись храма |
Патриарх Алексий II и протоиерей Сергий Суздальцев со строителями храма 25 апреля 1995 года |
В день освящения |
Приезд Святейшего Патриарха Алексия II 6 мая 1995 года |
Первая Божественная литургия в храме Георгия Победоносца на Поклонной горе |
Патриарх совершает панихиду по погибшим защитникам Отечества |
Маршал Л. А. Говоров с кадетами |
Патрирах Московский и всея Руси Алексий II и Патриарх Алексанжрийский и всея Африки Парфений |
Патриарх Кирилл. 6 мая 2011 года. www.patriarchia.ru |
Фотографии из альбома «Алтари Победы». За предоставленные материалы редакция сердечно благодарит протоиерея Сергия Суздальцева.
Алтари победы храм поклонная
Ноябрь
01 Пн.
Седмица 20-я по Пятидесятнице.
Прор. Иоиля (800 г. до Р. Х.). Мч. Уара и с ним семи учителей христианских (ок. 307). Перенесение мощей прп. Иоанна Рыльского (1238). Блж. Клеопатры (327) и сына ее Иоанна (320). Сщмч. Садока, еп. Персидского, и с ним 128-ми мучеников (342). Собор святых Архангельской митрополии. Сщмч. Сергия Покровского пресвитера (1937).
02 Вт.
Вмч. Артемия (362). Прав. отрока Артемия Веркольского (1545). Сщмч. Николая Любомудрова пресвитера (1918); сщмчч. Зосимы Пепенина, Иоанна Ганчева, Иоанна Речкина, Иоанна Родионова, Николая Фигурова, Леонида Никольского, Иоанна Талызина и Александра Орлова пресвитеров, Михаила Исаева и Петра Кравца диаконов и мч. Павла Бочарова (1937).
03 Ср.
Прп. Илариона Великого (371–372). Перенесение мощей свт. Илариона, еп. Меглинского (1206). Прп. Илариона, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XI). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского. Прпп. Феофила и Иакова Омучских (ок. 1412). Мчч. Дасия, Гаия и Зотика (303). Сщмчч. Павлина, архиеп. Могилевского, Аркадия, еп. Екатеринбургского, и с ними Анатолия Левицкого и Никандра Чернелевского пресвитеров и мч. Киприана Анникова (1937); сщмч. Дамиана, архиеп. Курского (1937); сщмчч. Константина Чекалова, Сергия Смирнова, Василия Никольского, Феодора Беляева, Владимира Введенского, Николая Раевского, Иоанна Козырева, Василия Козырева, Александра Богоявленского, Димитрия Троицкого и Алексия Москвина пресвитеров, Сергия Казанского и Иоанна Мельницкого диаконов, прмчч. Софрония Несмеянова и Неофита Осипова (1937); прмц. Пелагии Тестовой (1944).
04 Чт.
Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.). Равноап. Аверкия, еп. Иерапольского, чудотворца (ок. 167). Семи отроко́в, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина (Ексакустодиана) и Иоанна (ок. 250; 408–450). Мчч. Александра еп., Ираклия воина и жен Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии (II–III). Сщмчч. Серафима, архиеп. Угличского, и с ним Владимира Соболева, Александра Андреева, Василия Богоявленского, Александра Лебедева пресвитеров и прмчч. Германа Полянского и Мины Шелаева (1937); сщмчч. Николая Богословского, Николая Ушакова пресвитеров и прмч. Григория Воробьева (1937). Андрониковской и Якобштадтской (XVII) икон Божией Матери.
05 Пт.
Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63). Перенесение мощей прав. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (1544). Свт. Игнатия, патриарха Константинопольского (877–878). Прп. Елисея Лавришевского (ок. 1250). Сщмчч. Николая Агафоникова, Владимира Амбарцумова, Александра Соловьева, Николая Архангельского, Емилиана Гончарова и Созонта Решетилова пресвитеров (1937);
прмц. Евфросинии Тимофеевой (1942).
06 Сб.
Димитриевская родительская суббота.
Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688). Мч. Арефы и с ним 4299 мучеников (523). Прп. Зосимы Верховского (1833). Прпп. Арефы (XII), Сисоя (XIII) и Феофила (XII–XIII), затворников Печерских, в Ближних пещерах. Блж. Елезвоя, царя Ефиопского (ок. 553–555). Мц. Синклитики́и и двух дщерей ее (VI). Свт. Афанасия, патриарха Цареградского (ок. 1315). Прп. Георгия исп. (1959). Сщмчч. Лаврентия, еп. Балахнинского, Алексия Порфирьева пресвитера и мч. Алексия Нейдгардта (1918); прп. Арефы Митренина исп. (1932); сщмчч. Иоанна Смирнова и Николая Никольского пресвитеров (1937); сщмч. Петра Богородского пресвитера (1938).
07 Вс.
12.00 –Воскресная школа в здании церковного дома на ул. Братьев Фонченко д. 8.
Неделя 20-я по Пятидесятнице. Глас 3-й.
Мчч. Маркиана и Мартирия (ок. 355). Прпп. Мартирия диакона и Мартирия затворника, Печерских, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мч. Анастасия (III). Прав. Тавифы (I). Собор новомучеников и исповедников земли Карельской (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 18 октября)139. Прп. Матроны Власовой исп. (1963).
08 Пн.
Седмица 21-я по Пятидесятнице.
Мч. Димитрия Солунского (ок. 306). Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде (740). Прп. Фео́фила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах (1482). Мч. Луппа (ок. 306). Прп. Афанасия Мидикийского (ок. 814). Прп. Димитрия Басарбовского, Болгарского (1685).
09 Вт.
Мч. Нестора Солунского (ок. 306). Прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114). Прп. Нестора, некнижного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском (1539). Мцц. Капитолины и Еротииды (304). Мч. Марка и иже с ним. Прмч. Сергия Чернухина (1942).
10 Ср.
Вмц. Параскевы, нареченной Пятница (III). Мчч. Терентия и Неониллы и чад их Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии (249–250). Прп. Стефана Савваита, творца канонов (IX).Свт. Арсения I, архиеп. Сербского (1266). Прп. Иова, игумена Почаевского (1651). Свт. Димитрия, митр. Ростовского (1709). Прп. Феофила Киевского, Христа ради юродивого (1853). Мчч. Африкана, Терентия, Максима, Помпия и иных 36-ти (III). Сщмч. Кириака, патриарха Иерусалимского (363). Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI). Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (VII) (Груз.). Прп. Арсения Каппадокийского (1924). Сщмч. Иоанна Виленского пресвитера (1918).
11 Чт.
Прмц. Анастасии Римляныни (III). Прп. Аврамия затворника и блж. Марии, племянницы его (ок. 360). Прп. Аврамия, архим. Ростовского (1073–1077). Мчч. Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы (285). Прп. Анны (826). Сщмч. Николая Пробатова пресвитера и с ним мчч. Агломазовских Космы, Виктора Краснова, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мц. Агафии (1918); сщмч. Иоанна Рудинского пресвитера (1930); сщмч. Евгения Ивашко пресвитера (1937); мц. Анастасии Лебедевой (после 1937); сщмч. Леонида Муравьева пресвитера (1941).
12 Пт.
Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его мц. Зиновии (285). Апп. от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы (I). Сщмч. Маркиана, еп. Сиракузского (II). Мц. Евтропии (ок. 250). Мц. Анастасии Солунской (III). Свв. Стефана Милютина, короля Сербского (1320), брата его Драгутина (1316) и матери их Елены (1306) (Серб.). Сщмч. Матфея Казарина диакона (1942). Обретение мощей свт. Агафангела исп., митр. Ярославского (1998). Озерянской иконы Божией Матери (XVI).
13 Сб.
Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула (I). Мч. Епимаха (ок. 250). Прпп. Спиридона и Никодима, просфорников Печерских, в Ближних пещерах (XII). Прп. Мавры (V). Сщмч. протоиерея Иоанна Кочурова (1917). Прмч. Леонида Молчанова (1918); сщмчч. Всеволода Смирнова, Александра Воздвиженского, Сергия Розанова, Алексия Сибирского, Василия Архангельского, Петра Воскобойникова, Василия Колоколова пресвитеров, прмчч. Анатолия Ботвинникова, Евфросина Антонова и мч. Иакова Блатова (1937); прмч. Иннокентия Мазурина (1938).
14 Вс.
12.00 –Воскресная школа в здании церковного дома на ул. Братьев Фонченко д. 8.
Неделя 21-я по Пятидесятнице. Глас 4-й.
Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии (III). Сщмчч. Иоанна епископа и Иакова пресвитера, в Персии пострадавших (ок. 345). Мцц. Кириены и Иулиании (305–311). Мч. Ерминингельда, царевича Готфского (586). Мчч. Кесария, Дасия и с ними пяти (VII). Сщмчч. Александра Смирнова и Феодора Ремизова пресвитеров (1918); сщмчч. Александра Шалая и Димитрия Овечкина пресвитеров, мц. Елисаветы Самовской (1937); мч. Петра Игнатова (1941).
15 Пн.
Седмица 22-я по Пятидесятнице.
Мчч. Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними (ок. 341–345). Прп. Маркиана Киринейского (388). Сщмчч. Константина Юрганова и Анании Аристова пресвитеров (1918). Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери (1654–1655).
16 Вт.
Мчч. Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона (IV). Обновление храма вмч. Георгия в Лидде (IV). Мчч. Аттика, Агапия, Евдоксия, Катерия, Истукария, Пактовия, Никтополиона и дружины их (ок. 320). Прп. Акепсима (IV). Прав. Снандулии (IV). Сщмч. Николая Динариева и мч. Павла Парфенова (1918); сщмчч. Василия Архангельского, Петра Орленкова, Василия Покровского, Александра Зверева, Владимира Писарева, Сергия Кедрова, Николая Пятницкого, Викентия Смирнова, Иоанна Кесарийского, Петра Косминкова, Александра Парусникова, Павла Андреева, Космы Петриченко пресвитеров и Симеона Кречкова диакона (1937); мц. Евдокии Сафроновой (1938); сщмч. Сергия Станиславлева диакона (1942).
17 Ср.
Прп. Иоанникия Великого (846). Сщмчч. Никандра, еп. Мирского, и Ермея пресвитера (I). Прп. Меркурия Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Никандра Городноезерского (XVI). Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (1584). Св. Николая Виноградова исп., пресвитера (1931); прмц. Евгении Лысовой (1935); сщмч. Александра Петропавловского пресвитера (1937); сщмч. Исмаила Базилевского пресвитера (1941).
18 Чт.
Мчч. Галактиона и Епистимии (III). Свт. Ионы, архиеп. Новгородского (1470). Свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (избрание на Патриарший престол 1917). Апп. от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога (I). Свт. Григория, архиеп. Александрийского (IX). Сщмч. Гавриила Масленникова пресвитера (1937).
19 Пт.
Свт. Павла, патриарха Константинопольского, исп. (после 350). Прп. Варлаама Ху́тынского(1192). Прп. Луки, иконома Печерского, в Ближних пещерах (XIII). Свт. Германа, архиеп. Казанского (1567). Прп. Варлаама Керетского (XVI). Мцц. Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфросинии, Афанасии и Матроны (III). Прп. Луки Тавроменийского (ок. 800–820). Сщмчч. Никиты, еп. Орехово-Зуевского, Анатолия Бержицкого, Арсения Троицкого, Николая Дворицкого, Николая Протасова, Константина Любомудрова пресвитеров, прмчч. Варлаама Никольского, Гавриила Владимирова, Гавриила Гура, прмцц. Нины Шуваловой и Серафимы Горшковой (1937); сщмч. Василия Крылова пресвитера (1938).
20 Сб.
Мучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Прп. Лазаря Галисийского (1053). Прп. Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Обре́тение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии. Сщмчч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила Адамонтова, Александра Ильинского, Александра Курмышского, Михаила Гусева, Александра Крылова, Николая Романовского, Алексия Молчанова, Павла Борисоглебского, Василия Краснова, Павлина Старополева пресвитеров, Иоанна Мошкова и Вениамина Владимирского диаконов, мч. Николая Филиппова, мц. Елисаветы Сидоровой (1937); сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая Троицкого пресвитера и мч. Георгия Юренева (1937). Обретение мощей сщмч. Константина Голубева пресвитера(1995). Иконы Божией Матери, именуемой «Взыграние», Угрешской (1795).
21 Вс.
12.00 –Воскресная школа в здании церковного дома на ул. Братьев Фонченко д. 8.
Неделя 22-я по Пятидесятнице. Глас 5-й.
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.
22 Пн.
Седмица 23-я по Пятидесятнице.
Мчч. Онисифора и Порфирия (ок. 284–305). Прп. Матроны (ок. 492). Прп. Феоктисты (881). Прп. Онисифора Печерского, в Ближних пещерах (1148). Мч. Александра Солунского (305–311). Мч. Антония (V). Прп. Иоанна Колова (V). Прпп. Евстолии (610) и Сосипатры (625). Свт. Нектария, митр. Пентапольского, Эгинского чудотворца (1920). Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина Черепанова, Димитрия Русинова, Нестора Панина, Феодора Чичканова, Константина Немешаева, Виктора Климова, Илии Рылько, Павла Ансимова пресвитеров, Иосифа Сченсновича диакона и прмч. Алексия Задворнова (1937). Иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница» (X).
23 Вт.
Колесование вмч. Георгия (303) (Груз.). Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия (I).Мч. Ореста врача (304). Сщмч. Милия, еп. Персидского, и двух учеников его (341). Прп. Феостирикта, иже в Симво́лех. Мч. Константина, кн. Грузинского (842). Прмч. Нифонта Выблова и мч. Александра Медема (1931); сщмчч. Прокопия, архиеп. Херсонского, Дионисия Щеголева, Иоанна Скадовскиого и Петра Павлушкова пресвитеров (1937); сщмчч. Августина, архиеп. Калужского, и с ним Иоанна Сперанского пресвитера, прмчч. Иоанникия Дмитриева и Серафима Гущина, мчч. Алексия Горбачева, Аполлона Бабичева, Михаила Арефьева (1937); сщмч. Бориса Семенова диакона, мч. Николая Смирнова и мц. Анны Остроглазовой (1930-е); мцц. Ольги Масленниковой (1941) и Феоктисты Ченцовой (1942).
24 Ср.
Вмч. Мины (304). Мч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Мч. Викентия (304). Прп. Феодора Студита, исп. (826). Блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1434). Прп. Мартирия Зеленецкого (XVII). Мч. Стефана Дечанского (ок. 1336) (Серб.). Сщмч. Евгения Васильева пресвитера (1937).
25 Чт.
Свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (620). Прп. Нила постника (V). Блж. Иоанна Власатого, Ростовского (1580). Прор. Ахии (960 г. до Р. Х.). Прп. Нила Мироточивого, Афонского (1651). Сщмчч. Константина Успенского, Владимира Красновского, Александра Архангельского, Матфея Алоина, Димитрия Розанова пресвитеров (1937). Иконы Божией Матери «Милостивая».
26 Пт.
Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского (407). Мчч. Антонина, Никифора и Германа (ок. 308). Мц. Манефы (ок. 308).
27 Сб.
Апостола Филиппа (I). Прп. Филиппа Ирапского (1527). Правоверного царя Иустиниана (565) и царицы Феодоры (548).Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского (1357). Сщмчч. Димитрия Беневоленского, Александра Быкова, Виктора Ильинского, Алексия Нечаева, Михаила Белюстина, Михаила Некрасова, Феодора Баккалинского, Петра Титова, Алексия Никологорского, Сергия Знаменского, Николая Дунаева, Василия Лихарева, Александра Покровского, Николая Виноградова, Димитрия Лебедева, Порфирия Колосовского, Василия Никольского, Георгия Извекова, Василия Розанова, Сергия Спасского, Александра Чекалова, Сергия Руфицкого пресвитеров, Николая Богородского диакона, прмч. Аристарха Заглодина-Кокорева, мчч. Гавриила Безфамильного, Димитрия Рудакова, мц. Анны Зерцаловой (1937); сщмч. Феодора Грудакова пресвитера (1940); cщмч. Сергия Константинова пресвитера (1941).
Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост.
28 Вс.
12.00 –Воскресная школа в здании церковного дома на ул. Братьев Фонченко д. 8.
Неделя 23-я по Пятидесятнице. Глас 6-й.
Мучеников и исповедников Гурия, Самона (299–306) и Авива (322). Прп. Паисия Величковского (1794). Мчч. Елпидия, Маркелла и Евстохия (361–363). Мч. Димитрия (ок. 307). Сщмчч. Николая Щербакова и Петра Конардова пресвитеров, Григория Долинина и Никиты Алмазова диаконов (1937). Купятицкой иконы Божией Матери (1182).
Начало Рождественского поста.
29 Пн.
Седмица 24-я по Пятидесятнице.
Апостола и евангелиста Матфея (60). Прав. Фулвиана, кн. Ефиопского, во Святом Крещении Матфея (I). Сщмч. Филумена Святогробца (1979). Сщмч. Феодора Колерова пресвитера и с ним мчч. Анании Бойкова и Михаила Болдакова (1929); сщмчч. Иоанна Цветкова, Николая Троицкого, Виктора Воронова, Василия Соколова, Макария Соловьева и Михаила Абрамова пресвитеров, прмч. Пантелеимона Аржаных (1937); мч. Димитрия Спиридонова (1938).
30 Вт.
Свт. Григория чудотворца, еп. Неокесарийского (ок. 266–270). Прп. Никона, игумена Радонежского, ученика прп. Сергия (1426). Мчч. Ацискла и Виктории Кордувийских (IV). Прп. Лазаря иконописца (ок. 857). Мч. Гоброна, во Святом Крещении Михаила, и с ним 133-х воинов (914) (Груз.).
Pobeda.Ru
Новое на сайте
Алтарь Победы. Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе
Алтарь-святое место, где на престоле полагается антиминс с изображением Плащаницы и частицей мощей святого угодника. На антиминсе совершается Божественная литургия. Во время ее священник возглашает: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Здесь совершается Бескровная жертва за всех и за вся. Поэтому алтарь есть место Победы.
«Божественная Литургия, совершаемая в Алтаре Победы, есть вершина и средоточие всего христианства, есть полнота и завершение всех прочих богослужений, и если кто дошел до этой вершины и жил ею, то значит, дошел до вершины церковной жизни» — писал выдающийся богослов, иерарх XX столетия митрополит Вениамин Федченков в книге «Строй православного богослужения».
Когда к 50-летию Победы на Поклонной горе возводился мемориальный комплекс – вокруг шло много споров и толков. Удивлял необычный проект Зураба Церетели – статуя языческой богини, летящей в воздухе, настораживало соседство храмов разных конфессий.
И что же? Время расставило все на свои места. Храм святого великомученика и Победоносца Георгия встал над Москвой как страж, как воин в шлеме, как негасимая свеча народной памяти. Сюда приходят ветераны – правда, поток их, из года в год, по естественным причинам редеет. Согбенные старики с рядами звенящих медалей на лацканах потертых пиджаков, женщины, на скорбных лицах которых застыла неизгладимая печать увиденного, неловко крестятся, молятся, беззвучно шевеля губами. Поминают павших друзей. Молят Бога о здравии уцелевших. Храм стал настолько нужным, что странно вспомнить: а ведь когда-то его не было!
Как возводилась святыня Победы?
Настоятель храма на Поклонной горе – протоиерей Сергий Суздальцев. Седовласый пастырь с громким голосом, величественной осанкой священнодействует уже сорок восемь лет. Мы встретились с батюшкой в другом его храме, Живоначальной Троицы на Воробьевых горах. Маленькая уютная церковь никогда не закрывалась. Прежде здесь стояла деревянная, которая погибла в 1811 году от пожара. На пепелище выстроили каменный Троицкий храм, который стоит и поныне. Именно здесь, во время наполеоновского нашествия, молились Кутузов и Багратион. Промыслительно, что отцу Сергию суждено было возглавить воинский храм на Поклонной горе, возникший, точно росток от возмужалого древа. У духовного мира – свои законы.
— Батюшка, расскажите о себе, — прошу я отца Сергия. — Откуда Вы родом? Какова предыстория Вашего служения в храме Победы?
— Родился я в Воронежской области, в селе под Борисоглебском. Мои родители-не духовного звания, простые миряне, но искренне верующие. С отроческих лет полюбил церковь. Надо помнить, какие это времена были! Храм у нас в селе был открыт-как и все, во время войны. Но в 1967 году, когда шли хрущевские гонения на Церковь, его закрыли опять. Но во времена моего детства до этого было далеко. Я прислуживал в алтаре батюшке, отцу Василию. Прекрасный священник, был в заключении в общей сложности 15 лет. За посещение храма меня в школе осыпали насмешками, дразнили «попенком». Школу я закончил в 1951 году. Школьный учитель, бывший священник отец Иаков Лисицкий дал мне характеристику для поступления в Духовную семинарию. Учился усердно, многое пришлось догонять: был из многодетной семьи, учился во время войны, в сельской школе. Все время проводил в семинарии, часто ходил в храм, чтобы помолиться у мощей Преподобного. Во время учебы в 4-м классе был призван в армию. Направили меня в Абхазию, в Новый Афон. За безупречную политическую и боевую подготовку был награжден похвальной грамотой. Службу в армии закончил в звании ефрейтора. Потом вернулся под крыло преподобного Сергия. Закончил семинарию, затем Духовную академию…
Шесть лет будущий пастырь служил иподиаконом у Святейшего Патриарха Алексия I. В 1957 г. женился и был рукоположен во диакона. Диаконом служил в Ново-Девичьем, в Успенской церкви, с архиереями: Высокопреосвященными митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, покойным митрополитом Николаем (Кутеповым). В 1961 – закончил учебу в Академии и рукоположен в 1965 г. Отцу Сергию приходилось служить в таких известных московских храмах, как Николы в Хамовниках, Николы в Кузнецах, где настоятельствовал знаменитый протоиерей Всеволод Шпиллер.
Молодой священник обнаружил административные способности. И Церковь ставила его на ответственные послушания, которые он прилежно нес. В течение 13 лет отец Сергий был секретарем Пенсионного комитета Патриархии, затем – известного ХОЗУ. Руководил завершением строительства церковного завода в Софрино: «на мне было завершение пуско-наладочных работ и переселение из Москвы всех рабочих», — вспоминает он. В 1982 г. он был назначен настоятелем Троицкой церкви на Воробьевке. Кроме того, с 80-х гг. отцу Сергию неоднократно приходилось выезжать за границу. Приходилось бывать в ФРГ, Франции, Норвегии, Греции, Израиле, Венгрии, Австралии. Около трех лет, с 1985 по 1987 гг. он являлся настоятелем «представительского» Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке, который под его руководством был отремонтирован. По возвращении – новое послушание: привести в богослужебное состояние московский храм Мартина Исповедника на Таганке. И это было выполнено.
Через два года после этого вышло Постановление правительства Москвы о строительстве памятника к 50-летию Победы. По благословению Святейшего Патриарха Алексия, на Поклонной горе – месте, откуда Наполеон взирал на столицу, из которой потом был вынужден бежать, бросая свое незадачливое войско – был заложен храм во имя Великомученика и Победоносца Георгия. Отец Сергий в 1993 г. был назначен и.о.настоятеля и консультантом по внутреннему и внешнему убранству.
Выстроили храм очень быстро, «на подъеме» – всего за полтора года. 6 мая 1995 г., в престольный праздник, ко Дню Победы, его освятил Святейший Патриарх.
Мне, сотруднику православной газеты, посчастливилось тогда, десять лет назад, попасть 9 мая на торжественное богослужение. Помню, как Предстоятель Церкви, после службы остановился на пороге, опираясь на посох, щурясь на ярко светившее солнце. К Святейшему подошли, робея от непривычной обстановки, два участника войны. На их одежде сияли ордена и медали. Один приложился к деснице Патриарха, другой, не столь искушенный в тонкостях церковного этикета, просто протянул руку. Ладони бойца и Предстоятеля сошлись в крепком мужском пожатии. Стоявшие в отдалении ветераны, осмелев, потянулись в храм. Тогда он еще был изнутри ослепительно бел. Расписали его только через восемь лет…
-В Церкви есть понятие «послушания». Я и не мечтал, что буду назначен сюда. Но, когда поставили — что сказать? Только «Благослови, владыко»,- говорит настоятель.
Мы стоим посреди Георгиевского храма. Отец Сергий протягивает мне роскошно изданный альбом, на обложке которого написано «Алтари Победы». Этот альбом издан к 60-летию Победы и 10-летию храма. На его страницах незабываемые, волнующие моменты истории святыни на Поклонной горе. И – я не видела этого никогда, нигде! – точные, поименные списки работников десятков организаций, принимавших участие в строительстве и убранстве храма. Не забыт ни один маляр, фрезеровщик или водитель автокрана. Храм возводили сотни любящих трудовых рук – а как часто у нас ограничиваются латунной табличкой с названием фирмы, орденом начальнику «за усердие», и забывают обо всех остальных. Вот чему поучиться бы!
Перелистываю страницы альбома. На фото — автор проекта архитектор А. Полянский, создатель иконостаса А.Чашкин, руководитель строительства бывший министр правительства Москвы А. Матросов, директора подрядных организаций и многие другие. На полях альбома — десятки благодарностей строителям от ветеранов, инвалидов войны, их вдов, юношей-суворовцев, гостей из дальнего и Ближнего Зарубежья. Еще фотографии: гости храма – Блаженнейшие Патриарх Александрийский и всея Африки Парфений, архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул, главы зарубежных государств, политики, спортсмены, юноши-суворовцы и кадеты, выпускники Юридического института МВД, именитые люди Отечества. Храм стал духовным центром притяжения для людей разного достатка и разных сословий.
Я прошу отца Сергия ознакомить меня с концепцией росписи храма.
— В ней отражены православные догматы, — рассказывает отец Сергий. –На высоте, в куполе, изображен Господь Вседержитель в окружении архангелов и ангелов, ниже-двенадцать великих праздников. Еще ниже, по углам-четыре евангелиста, свидетельствующие о земном Пути Господа.
А теперь литургическая «составляющая». В алтаре написаны образы творцов Божественной литургии: Василия Великого, Иоанна Златоуста. Причащение апостолов. Наш храм-воинский, и в нем должны быть иконы защитников Отечества: вот святой благоверный князь Димитрий Донской, святитель Гермоген – великий патриот Церкви и России, преподобный Сергий Радонежский, великий князь Александр Невский. Все — наши защитники и молитвенники. Дальше – образ святого Феодора Ушакова, который, будучи флотоводцем, вел монашеский образ жизни. По другую сторону — святой преподобный Илия Муромец, богатырь, закончивший жизнь иноком-подвижником. В этом отражается патриотическое служение Церкви. Сюда, в роспись храма вошел и сюжет Новомучеников – слева от вас фреска с изображением Царской семьи.
Храм, — продолжает отец Сергий, — построен для того, чтобы в нем совершалась молитва обо всех павших в Великой войне, и оставшихся в живых, с выражением благодарности Богу за нашу Победу. Вот такая идея была заложена. Три барельефа, которые вы видите на стенах — творение Зураба Константиновича Церетели. «Смоленскую» икону нам пожертвовал мой друг, фронтовик-партизан протоиерей Петр Раина. Частицу святых мощей великомученика Георгия Патриарх Диодор подарил мэру Москвы Юрию Лужкову, во время его пребывания в Иерусалиме. Юрий Михайлович привез эту реликвию нам. А Святейший Патриарх благословил устроить сень. Сюда мы поставили икону-подарок гостей из Болгарии, и ларец с мощами.
— А теперь взгляните сюда, — батюшка распахивает царские врата. Затем выходит и за руку ведет меня на солею. Встаю на то место, где cтоит священник с Чашей во время Святого Причащения, поворачиваюсь лицом к алтарю. В высоте – запрестольный образ Воскресшего Христа. Алтарное пространство пронизано солнечными лучами, и неосязаемый поток, мощный, упругий, несется навстречу. Как солнечный ветер.