алтарная перегородка в храме как называется

Алтарная преграда

Другие названия: темплон, иконостас

Что такое алтарная преграда?

алтарная перегородка в храме как называетсяАлтарной преградой именуют иконостас – перегородку между алтарем и основной частью храмового помещения, украшенную иконами. Как правило (но не всегда), этот термин относят к наиболее древним иконостасам.

Первые алтарные преграды, сведения о которых дошли до нас, относятся к IV столетию.

Как выглядели первые алтарные преграды?

Алтарная преграда в начале своего формирования могла представлять собой парапет или состоять из нескольких колонн и опирающейся на них поперечной балки – архитрава. Уже в это время алтарные преграды имели Царские и диаконские врата, необходимые для совершения службы.

Первые христианские иконостасы изготавливали как из камня, так и из дерева, и украшали резьбой.

Со временем облик алтарной преграды все более усложнялся.

Особенности оформления

алтарная перегородка в храме как называетсяВ христианской резьбе с древнейших времен присутствовал образ креста, а также символические изображения: хризма (монограмма Спасителя – сокращенное имя Божие), виноградная лоза (напоминание о Жертве Спасителя и о Евхаристии), павлин (символ возрождения для Вечной жизни в Царствии Небесном).

Уже в IV в. храмы украшали священными изображениями: об этом свидетельствует, например, письмо святого Василия Великого императору Юлиану Отступнику, в котором он сообщает о том, что «образы апостолов и мучеников… видишь во всех наших церквах». Несомненно, это были фрески, присутствовавшие уже в катакомбах первых христиан, но, вероятно, и иконы – ведь появление первых образов Священное Предание относит ко времени земной жизни Спасителя.

Из истории

алтарная перегородка в храме как называетсяДревний историк Евсевий Кесарийский (ок. 260–340 гг.) свидетельствует, что в храме, который был возведен в его время в финикийском городе Тире, алтарь отделялся от остального пространства украшенной резьбой деревянной оградой, которая не позволяла мирянам подходить к престолу и была очень красива. Скорее всего, ограда эта была не высока и не скрывала происходящее у престола от глаз прихожан.

Тот же Евсевий Кесарийский сообщает нам, что в храме Гроба Господня «полукружие апсиды было окружено столькими колоннами, сколько было апостолов», – как мы видим, здесь алтарная преграда даже не представляла собой единого целого.

Сохранились свидетельства современника о том, как выглядела алтарная преграда храма Софии Константинопольской, созданная в VI столетии н.э. Придворный поэт Павел Силенциарий описал убранство Софийского собора в стихотворном произведении «Экфрасис Святой Софии». Очевидно, что великолепный иконостас главного храма Византийской империи стал прообразом для убранства многих других церквей своего и последующих времен.

Алтарная преграда Софийского собора состояла из 12 колонн, которые были обложены серебром и соединялись внизу серебряными же плитами, а вверху – архитравом. «На верхах столпов трудолюбивая рука (художника) при помощи резца иссекла эллиптической формы надглавники. Среди них начертано изображение Пречистого Бога…» На архитраве, соединяющем колонны, в округлых медальонах диаметром около 40 см были помещены образы Спасителя, Пресвятой Богородицы, ангелов, пророков и апостолов. Как мы видим, перечень икон практически совпадает с каноническим наполнением более поздних иконостасов. Исследователи предполагают, что образы эти были созданы в той же технике, что и изображение Христа: рельефно исполнены на серебре методом чеканки с последующей обработкой резцом. Алтарная преграда дополнялась драгоценной завесой, на которой был выткан образ Спасителя. Иконостас имел Царские и диаконские врата.

Предпосылки формирования алтарной преграды

алтарная перегородка в храме как называетсяПоявление иконостаса имело три причины. По свидетельству историков, в античных общественных зданиях, которые представляли собой базилики, как и христианские храмы, места чиновников отделялись от мест посетителей невысокой решеткой. Эта традиция, вероятно, повлияла и на церковное убранство.

Согласно Церковному Преданию, введение в канон храмового убранства алтарной преграды связано с указанием святителя Василия Великого, заботившегося о том, чтобы служители алтаря не отвлекались от молитвы на происходящее среди прихожан.

Преграда эта дополнялась завесой, задергивавшейся и открывавшейся в определенные моменты службы.

Напомним, что завеса присутствовала и в Ветхозаветном храме, где она делала невидимой взору непосвященных внутренность Святая святых. Очевидно, что она стала прообразом иконостасов, которые появились в храмах Нового Завета.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *