алтарная перегородка в храме название

Алтарная преграда

Другие названия: темплон, иконостас

Что такое алтарная преграда?

алтарная перегородка в храме названиеАлтарной преградой именуют иконостас – перегородку между алтарем и основной частью храмового помещения, украшенную иконами. Как правило (но не всегда), этот термин относят к наиболее древним иконостасам.

Первые алтарные преграды, сведения о которых дошли до нас, относятся к IV столетию.

Как выглядели первые алтарные преграды?

Алтарная преграда в начале своего формирования могла представлять собой парапет или состоять из нескольких колонн и опирающейся на них поперечной балки – архитрава. Уже в это время алтарные преграды имели Царские и диаконские врата, необходимые для совершения службы.

Первые христианские иконостасы изготавливали как из камня, так и из дерева, и украшали резьбой.

Со временем облик алтарной преграды все более усложнялся.

Особенности оформления

алтарная перегородка в храме названиеВ христианской резьбе с древнейших времен присутствовал образ креста, а также символические изображения: хризма (монограмма Спасителя – сокращенное имя Божие), виноградная лоза (напоминание о Жертве Спасителя и о Евхаристии), павлин (символ возрождения для Вечной жизни в Царствии Небесном).

Уже в IV в. храмы украшали священными изображениями: об этом свидетельствует, например, письмо святого Василия Великого императору Юлиану Отступнику, в котором он сообщает о том, что «образы апостолов и мучеников… видишь во всех наших церквах». Несомненно, это были фрески, присутствовавшие уже в катакомбах первых христиан, но, вероятно, и иконы – ведь появление первых образов Священное Предание относит ко времени земной жизни Спасителя.

Из истории

алтарная перегородка в храме названиеДревний историк Евсевий Кесарийский (ок. 260–340 гг.) свидетельствует, что в храме, который был возведен в его время в финикийском городе Тире, алтарь отделялся от остального пространства украшенной резьбой деревянной оградой, которая не позволяла мирянам подходить к престолу и была очень красива. Скорее всего, ограда эта была не высока и не скрывала происходящее у престола от глаз прихожан.

Тот же Евсевий Кесарийский сообщает нам, что в храме Гроба Господня «полукружие апсиды было окружено столькими колоннами, сколько было апостолов», – как мы видим, здесь алтарная преграда даже не представляла собой единого целого.

Сохранились свидетельства современника о том, как выглядела алтарная преграда храма Софии Константинопольской, созданная в VI столетии н.э. Придворный поэт Павел Силенциарий описал убранство Софийского собора в стихотворном произведении «Экфрасис Святой Софии». Очевидно, что великолепный иконостас главного храма Византийской империи стал прообразом для убранства многих других церквей своего и последующих времен.

Алтарная преграда Софийского собора состояла из 12 колонн, которые были обложены серебром и соединялись внизу серебряными же плитами, а вверху – архитравом. «На верхах столпов трудолюбивая рука (художника) при помощи резца иссекла эллиптической формы надглавники. Среди них начертано изображение Пречистого Бога…» На архитраве, соединяющем колонны, в округлых медальонах диаметром около 40 см были помещены образы Спасителя, Пресвятой Богородицы, ангелов, пророков и апостолов. Как мы видим, перечень икон практически совпадает с каноническим наполнением более поздних иконостасов. Исследователи предполагают, что образы эти были созданы в той же технике, что и изображение Христа: рельефно исполнены на серебре методом чеканки с последующей обработкой резцом. Алтарная преграда дополнялась драгоценной завесой, на которой был выткан образ Спасителя. Иконостас имел Царские и диаконские врата.

Предпосылки формирования алтарной преграды

алтарная перегородка в храме названиеПоявление иконостаса имело три причины. По свидетельству историков, в античных общественных зданиях, которые представляли собой базилики, как и христианские храмы, места чиновников отделялись от мест посетителей невысокой решеткой. Эта традиция, вероятно, повлияла и на церковное убранство.

Согласно Церковному Преданию, введение в канон храмового убранства алтарной преграды связано с указанием святителя Василия Великого, заботившегося о том, чтобы служители алтаря не отвлекались от молитвы на происходящее среди прихожан.

Преграда эта дополнялась завесой, задергивавшейся и открывавшейся в определенные моменты службы.

Напомним, что завеса присутствовала и в Ветхозаветном храме, где она делала невидимой взору непосвященных внутренность Святая святых. Очевидно, что она стала прообразом иконостасов, которые появились в храмах Нового Завета.

Источник

алтарная перегородка в храме названиеhastings_2012

Гастингс-2012

Вот так выглядит современный алтарь.

Название пресвитерия имеет тот смысл, что в пресвитерий могут заходить только пресвитеры (т.е. священники).

Пресвитерий располагается между хором и алтарём.

Алтарная часть отделена от прочего пространства храма алтарной перегородкой.

Нао́с (от греч. ναός — храм, святилище) — центральная часть христианского храма, где во время богослужения находятся пришедшие в храм молящиеся. (В нефах)

Что такое неф, если кто не знает.

Неф (фр. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.
Начиная с IV века тип базилики был заимствован для христианских храмов, и неф становится распространённым элементом христианской архитектуры. На нефы делится как внутреннее пространство храмов-базилик, получивших широкое распространение в Средние века в Западной Европе в католической традиции.

В раннехристианских храмах могло быть 3 или 5 нефов (как правило нечетное число), центральный неф был всегда шире и выше. В верхней части его стен делались освещающие интерьер окна. Нефы перекрывались плоским деревянным потолком. В Средние века нефы романских и готических соборов стали перекрываться каменными сводами. Средний неф делался, как правило, выше, но существовали церкви с нефами одинакового размера. Их интерьеры называются зальными, такие здания не являются строго говоря базиликами, но так же состоят из ряда нефов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *