альтернативная коммуникация в обучении детей с овз
Использование альтернативных методов коммуникации, как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Использование альтернативных методов коммуникации как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Жизнь человека – это общение. Изоляция от общения – особо тяжелое испытание для людей, лишенных возможности нормально общаться (люди с ограниченными возможностями здоровья).Общение связано с самой сущностью человека и является одной из главных его потребностей: человек – общественное существо.
При помощи общения происходит вхождение человека в коллектив, его социализация, а также реализация воздействия на коллектив. В общении формируются и черты личности, поэтому без его познания человеку очень трудно познать самого себя, общество в целом.
Какое общение является наиболее эффективным?
Психологи ответят, что это невербальное общение, а именно язык телодвижений. Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.
Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.
В работе с детьми мы в первую очередь обращаем внимание на поведение ребенка, на его жесты (если они имеются, на его позы, мимику лица. Сразу становится ясно, нравится ребенку игра или нет, напряжен он или расслаблен, четко прослеживается его эмоциональное состояние на данный момент. Имея данную информацию, специалист получает возможность сразу же скорректировать свой план работы.
На данный момент в различных дошкольных учреждениях наблюдается большое количество детей с нарушением речи, психологическими расстройствами, дети с детским церебральным параличом. Навыки коммуникации у таких детей нарушены, либо вообще отсутствуют.
Американская Ассоциация речи, языка и слуха (ASHA) определяет нарушение коммуникации следующим образом: «Нарушение способности принимать, передавать, обрабатывать и понимать понятия или вербальные/невербальные или графические символические системы. Коммуникативное нарушение может проявляться в процессах, связанных со слухом, языком и/или речью. Коммуникативное нарушение может варьироваться по тяжести от легкого до глубокого. Оно может быть приобретенным или связанным с развитием. Индивидуум может демонстрировать один аспект или любую комбинацию всех трех аспектов нарушения коммуникации. Нарушение коммуникации может быть первичным или вторичным при других нарушениях»[1].
Для данной категории детей мы используем не только такой метод коммуникации как язык телодвижений, но и боле специфичные методы альтернативной и аугментативной коммуникации.
Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная.
Иногда можно встретить английскую аббревиатуру AAC – аугментативная (augmentative— увеличивающий) и альтернативная коммуникация.
Альтернативная коммуникация может быть необходима постоянно; применяться как временная помощь; рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью.
Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом, способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи. Цели использования альтернативной коммуникации состоят в построение функционирующей системы коммуникации; развитие навыка самостоятельно и понятным образом доносить до слушателя новую для него информацию; развитие способности ребёнка выражать свои мысли с помощью символов.
В условиях игровых развивающих занятий мы используем и развиваем следующие методы и средства альтернативной коммуникации.
Обучение чтению целыми словами (глобальное чтение) приводит к относительному развитию когнитивных навыков, является важным способом «вхождения» в речевую деятельность.
Целью программы PECS является побудить ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие. В основе метода лежит тот факт, что повод для общения должен предшествовать фактической речевой деятельности.
Жесты — выразительные движения рук, пальцев, помогающие передать эмоции, психические состояния, желания.
Выбор вспомогательного средства коммуникации.
Как правило, выбор вспомогательного средства коммуникации осуществляет группа специалистов, подбор такого средства всегда индивидуален. Выбор зависит от того, станет ли оно основным способом разговаривать» или только дополнительным. Сначала надо научить его пользоваться вспомогательным средством в привычной обстановке, для этого родителям придется самим создавать подходящие ситуации. Например, даже самый маленький ребенок с удовольствием воспользуется подобным средством во время игры, чтобы выбрать игрушку, или во время чтения знакомой истории, чтобы вставить слово.
Но, как правило, не сразу можно правильно подобрать именно тот способ альтернативного общения, который наиболее полно и действенно сможет восполнить коммуникативные навыки ребенка. Можно столкнуться с такой проблемой, что ни один способ не подходит данному ребенку. Именно поэтому необходимо более полноценно рассмотреть все методы альтернативной коммуникации, а так же выявить более успешное сочетание данных методов и простроить программу для данного типа детей.
Постарайтесь предоставить ребенку наиболее разнообразный выбор вариантов общения. Постоянно демонстрируйте ему как можно общаться при помощи каждого метода. В каждое занятие включайте элемент каждого из видов альтернативной коммуникации и старайтесь все заснять на видеокамеру. Далее, просматривая записи, вы определенно подчеркнете для себя именно тот момент, в котором наиболее ярко проявилась ответная реакция ребенка на предложенный вид общения, но из-за своих эмоций, возможно, вы его не уловили на занятии. Только через некоторое время у вас получится установить с ребенком контакт и определиться с видом альтернативной коммуникации. Не исключено, что возможно их будет несколько.
В работе с использованием вспомогательного средства коммуникации важно настроиться на ребенка и забыть про время. Быть может, на первых этапах ребенок просто вам не доверяет. Чуточку терпения, фантазии, творчества и вы заговорите с ребенком на одном языке.
Список используемых источников
2. FLAVELL J. H., & O’DONNELL A. K. (1999). Le developpement de savoirsintuitifs a proposdes experiences mentales, Enfance, 51, 267-276
Мультстудия как инновационный метод развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ МУЛЬТ-СТУДИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОУ Галина Николаевна Винник, воспитатель,.
Нумикон как эффективный метод развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Нумикон как эффективный метод развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья» Дети способны научится многому, главное.
ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской.
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья Сегодня в нашей стране около двух миллионов детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития.
Использование арт-терапии в психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Использование арт-терапии в психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями.
Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)Игра с песком — это естественная и доступная.
Клуб как форма организации работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Родители (законные представители) несовершеннолетних.
Мастер-класс для родителей «Использование альтернативных средств коммуникации в работе с детьми с нарушением речи» Мастер-класс для родителей «Использование альтернативных средств коммуникации в работе с детьми с нарушением речи.» Цель мастер-класса:.
Мультстудия как инновационный метод развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ В наше современное время, время технического прогресса, в обычную и профессиональную жизнь все больше и больше входят компьютерные технологии.
Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья как важнейшее условие результативности В настоящее время основным направлением российского образования в соответствии с ФГОС является обеспечение доступности качественного образования.
Доклад по теме «Использование системы альтернативной коммуникации в работе с детьми с ОВЗ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
на педагогический совет
тема «Использование системы альтернативной коммуникации
в работе с детьми с ОВЗ»
Коммуникация – это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и характеризующийся взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
Важно понимать, что коммуникация — это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднён: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, значкам, пиктограммам, системам символов). Данные средства предоставляют в распоряжение «неговорящего» ребёнка инструмент, позволяющий ему выразить свои желания, потребности, чувства.
Альтернативная коммуникация служит для выстраивания работающей системы коммуникации, для развития навыка самостоятельно доносить до собеседника нужную информацию, для развития умения выражать мысли с помощью символов и жестов.
Случаи, при которых используется альтернативная коммуникация:
Нарушения слуха (язык жестов в среде глухих).
Двигательные нарушения, создающие моторные трудности (дизартрия,
Интеллектуальные проблемы, влияющие на способность усвоения вербальных символов из-за ограничений возможностей памяти, внимания, абстрактного мышления (умственная отсталость).
Аутизм и эмоциональные проблемы (ограничвающие способность к восприятию слов собеседника, а также способность выразить мысли с помощью абстрактных символов, знаков, вербальных слов).
Специфические органические проблемы артикуляционных органов (при синдроме Дауна низкий тонус артикуляционных мышц мешает овладеть вербальной речью).
Прогрессирующие заболевания (например, мышечная дистрофия, множественный склероз).
Приобретенные заболевания или травмы (в результате аварий, инсульта).
Временные ограничения речевых возможностей (после операций гортани).
Система альтернативной коммуникации, позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться, используя карточки (фотографии, рисованные изображения, пиктограммы).
Пиктограммы являются незаменимыми помощниками для «неговорящих» детей. С их помощью дети могут сообщить о своих потребностях («Хочу пить», «Хочу послушать музыку», «Хочу побыть один»). Пиктограммы помогают ребёнку соблюдать последовательность действий, например, в процессе одевания и раздевания.
С их помощью планируется распорядок учебного дня или недели, устанавливаются правила поведения в школе, дома, в общественных местах.
Существует ещё несколько форм деления альтернативной коммуникации –коммуникация с помощью вспомогательных устройств, коммуникация без помощи вспомогательных устройств, а также зависимая и независимая коммуникации.
Коммуникация с помощью вспомогательных устройств включает все формы коммуникации с использованием различных приспособлений, например, это коммуникативные доски и альбомы, электронные устройства, указывание на символ или картинку.
Коммуникация без помощи вспомогательных устройств –это использование жестов, дактилирование, моргание глазами.
Разделение на зависимую и независимую коммуникацию указывает на степень зависимости от другого человека в формулировании и интерпретации значения того, что он хочет донести до собеседника.
Возможно три варианта использования альтернативной коммуникации:
— как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть устной речью. В этом случае их задача — сохранить мотивацию и желание общаться;
— как средство постоянного общения для учащихся, неспособных говорить и в будущем;
— как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формирования элементарных представлений и понятий).
Обеспечение детей с ограниченными возможностями общения средствами альтернативной коммуникации повышает уровень их социализации, улучшает качество жизни, даёт возможность почувствовать себя полноценной личностью.
Кроме этого, системы альтернативной коммуникации помогают в перспективе «неговорящим» детям перейти на речевое общение.
Как я использую карточки в своей работе?
Это могут быть коммуникативные доски, парта, где закрепляются изображения наиболее значимых для ребёнка предметов и видов деятельности, пиктограммы, визуально обозначающие часто используемые инструкции, а также карточки, обозначающие состояния ребёнка. Таким образом, используя эти пиктограммы, с одной стороны, мы можем подкрепить нашу речевую инструкцию символом и таким образом упростим её понимание ребёнком, с другой стороны, ребёнок сможет сообщить нам необходимую информацию, указывая на ту или иную карточку, а в дальнейшем при систематической работе выстраивать фразы с использованием нескольких карточек.
Например, карточка «Туалет», в дальнейшем ребенок может попроситься в туалет сам, карточка «Пить» и т.д.
Использование визуального расписания.
Визуальное расписание является визуальным представлением событий, которые будут происходить в течение дня или в рамках какой-либо деятельности. Подготовительным этапом может послужить предсказуемость двух последовательных событий, где ученик учиться видеть порядок во всем, например, сначала работаем, затем играем (только после выполнения работы, можно делать то, что хочется, – играть).
Только после того, как освоена последовательность двух действий, вводиться более сложное расписание различных мероприятий и последовательностей действий в течение дня. На расписании размещаются наглядные материалы (фотографии, рисунки, написанные слова), которые изображают определенные виды деятельности и мероприятия.
Расписание располагается на постоянном месте (на доске в группе, в кабинете специалиста, дома).
Расписание несет в себе не только организационные, но и содержательные компоненты. В этом случае ребёнок будет точно знать, какие уроки должны быть проведены и в каком порядке они будут следовать.
В начале каждого урока нужно попросить ребенка показать пиктограмму, обозначающую данный учебный предмет. В конце занятия карточку с предметом переложить на другую страницу папки. Тем самым ребенок видит, сколько уроков прошло и сколько еще будет.
Поскольку для детей с РАС, УО большое значение имеет наличие максимальной зрительной опоры, поэтому, составлять визуальное расписание нужно не только в целом всего дня, но и этапов урока. Это поможет ребенку четко понимать: сколько заданий будет на уроке, какова их последовательность, когда перерыв, что поспособствует внутренне подготовиться к смене видов деятельности, понять, когда закончиться тот или иной этап.
Перед началом каждого урока можно расположить на доску при помощи велкро пиктограммы тех видов работы, которые запланированы на данном занятии. Текущий момент деятельности обозначается стрелочкой. В конце урока, при подведении итогов, ребенок видит, чем он занимался на уроке.
Таким образом, на доске наглядно задается план урока. Это помогает ребенку лучше рассчитывать свои силы, задает алгоритм деятельности на данный урок.
В классах «Особый ребенок» каждый день занятия начинаются с «Круга», то для детей с легкой УО такого момента не предусмотрено. Поэтому для освоения временных понятий в классном уголке можно вести ежедневную работу, где ребенок с УО выставляет карточки с временем года, месяцем. Карточки с числом, днем недели соотносят с временными понятиями «вчера», «сегодня», «завтра».
Обязательным элементом организации образовательного процесса являются не только соблюдение режима школьного дня, но и правил поведения. Многие правила можно вводить при помощи карточек-пиктограмм. Например, чтобы добиться тишины в классе, можно ввести «Знак тишины», чтобы ребенок слушал во время объяснения материала и смотрел на учителя знак «Слушай» и «Смотри», «Говори», когда учитель просить ответить, чтобы правильно сидел на уроке знак «Положи руки».
Адаптация учебного материала
Сочетание легкой УО с речевыми нарушениями требуют адаптации учебной программы.
Альтернативная коммуникация используется для построения системы коммуникации; развития навыка самостоятельно доносить информацию; развития способности ребенка выражать свои мысли с помощью символов.
Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом, способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи.
Важно, не просто использовать на уроке визуальные подсказки, схемы и специальные пособия, а научить детей, самостоятельно ими пользоваться.
На уроках математики при вычислении необходимо использовать максимальную зрительную опору.
Необходимо помнить, что вся наглядность должна предъявляться постепенно, дозировано, соответствовать изучаемому материалу, не должно быть излишки. В то же время пространство не должно быть перегружено информацией, и учащийся должен видеть тот материал, который нужен ему в настоящий момент на данном конкретном уроке.
Например, для соотношения понятий «право», «лево», «больше», «меньше», знаков «+», «-»
Учитывая тот факт, что нарушение речевого развития является одним из кардинальных проявлений РАС, и у тех детей, у которых наблюдаются речевые нарушения, то ребенку тяжело сразу понять смысл прочитанного. В связи с этим, при работе над задачей, условие необходимо дать в виде кратной записи с наглядным изображением содержания, что способствует понимаю задачи и впоследствии решению.
Трудности понимания речи у детей с РАС и удержания инструкции обуславливают необходимость поэтапного разъяснение задания. После прочтения сложного задания, учителю необходимо: разделить задание на этапы, прописать на доске или карточке алгоритм деятельности, дать инструкцию к выполнению этапа в упрощенном виде.
Например, на уроках русского языка при работе с гласными:
Задание: Прочитай предложение. Спиши. Построй схему предложения.
Ребенок записывает предложение, считает слова в предложении с обязательным указанием цифр над словом по порядку, где видно, сколько слов в предложении, строит схему.
Ребенку с нарушением речи (неговорящему или плохо говорящему) тяжело осознать смысл прочитанного, поэтому необходимо адаптировать тексты для чтения. Упрощение предложений поможет детям с трудностями понимания прочитанного или замедленным темпом чтения успешнее работать на уроке. При этом важно использовать наглядные пособия (плакаты, карточки). Например, «Девочка рисует». После прочтения попросить ребенка найти картинку, на которой изображено, то о чем прочитал. Кроме того, для лучшего понимания содержания использовать тексты, где в предложении слова заменены иллюстрацией.
На уроке «Мир природы и человека» наличие наглядных материалов является необходимым условием для успешного обучения детей с РАС, с легкой степенью УО. Для этого можно использовать индивидуальные карточки с изображением времен года, частей суток, дней недели, объектами живой и неживой природы т.д. При просьбе учителя ребенок показывает нужное время года, соотносит с названием на карточке, дифференцирует объекты живой и неживой природы, растения и т.д.
Поэтому параллельно с использованием карточек, я стараюсь создать условия и для стимулирования собственной речи ребёнка (повтор слов по слогам).
В заключение нужно отметить, что универсальных средств и форм обучения детей с ментальными нарушениями нет. Для каждого ребёнка набор средств индивидуален и должен производиться с учётом всех психофизических особенностей и возможностей ребёнка и материальных возможностей окружающих его взрослых. Однако опыт применения таких средств альтернативной коммуникации, как карточки и системы визуального расписания показывает значительные успехи детей в развитии речи, снятии тревожности и формирования навыка планирования.
Технология альтернативной коммуникации в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ. Альбом с карточками PECS
Яна Кривошеина
Технология альтернативной коммуникации в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ. Альбом с карточками PECS
Основными задачами системы являются:
формирование мотивации к общению;
совершенствование понимания речи;
развитие коммуникативных навыков;
стимулирование речевой активности.
Практическое применение данной системы в нашем детском саду позволит решить ряд вышеописанных задач, а так же достичь положительного результата при достижении главной цели.
Случаи, в которых в данный момент в нашем учреждении реализуется система альтернативной коммуникации:
Эмоциональные проблемы и нарушение контакта (РДА – 1 ребенок);
Стойкое тяжелое недоразвитие речи (моторная алалия – 1 ребенок).
Как это работает? Первоначальным и не всегда простым этапом является установление контакта с воспитанником (сложнее приходится с ребенком с РДА). После того, как контакт установлен, предстоит не менее сложная работа. Получив чёткое представление о ребёнке, переходим к 6-ти фазовому обучению по системе PECS. Обязательным действием, является поощрение. Программа PECS начинается с обучения втроем. Ребенок, который будет передавать сообщение. Педагог, который получает сообщение. Взрослый помощник (ассистент, который осознанно помогает человеку в выполнении целевой реакции (мама).
I фаза. Моторный ответ. «Как» осуществлять общение.
Конечная цель: увидев «наиболее предпочитаемый» предмет, ребёнок берёт карточку (с изображением этого предмета) и кладёт в руку педагогу.
Стратегия обучения – для того чтобы облегчить задачу быстрого упразднения подсказок, побуждение к действию даётся вне ситуации социального взаимодействия, подразумевается подсказка двух человек. Помощник, находится сзади и, не вступая с ребёнком в социальный контакт, постепенно отменяет подсказки, используя стратегию обратной последовательности, чтобы ребёнок начал самостоятельно производить необходимые действия.
II фаза. Расстояние (дистанция) и настойчивость.
Конечная цель: ребёнок подходит к своему индивидуальному альбому PECS, берёт карточку, подходит к педагогу, привлекает его внимание и кладёт карточку в руку педагога.
Стратегия обучения – формирование – это обучение новым навыкам с помощью «повышения ставок» от пробы к пробе. Формируем навык «путешествовать» на всё большие расстояния от собеседника до альбома, суть заключается в том, чтобы изменения каждый раз были достаточно заметны для педагога и незначительными для ребёнка.
III фаза. Распознавание карточек.
Конечная цель: чтобы попросить желаемый предмет, ребёнок подходит к альбому PECS, выбирает нужную карточку из нескольких имеющихся, приближается к педагогу и даёт ему карточку, либо закрепляет ее на специализированный планшет.
Стратегия обучения –представляет собой последовательность из 4 шагов:
1.Предложение педагога: он помещает 2 карточки на обложку альбома PECS и привлекает внимание ребёнка.
3. Результат – ребёнок получает желаемый предмет.
4.Небольшой перерыв перед следующим предложением: ребёнок кушает желаемое, либо играет с желаемым предметом. Происходит обучение «самостоятельного» навыка.
IV фаза. Структура предложения.
Конечная цель: ребёнок просит предметы, находящиеся или не находящиеся в непосредственном доступе, в форме фразы из нескольких слов,выполняя следующую последовательность действий: подходит к индивидуальному альбому PECS, достаёт карточку «Я хочу», помещает её на ленту для предложений, затем карточку с желаемым предметом, помещает на ленту, снимает ленту и приносит педагогу.
Конечная цель: ребёнок просит предметы, находящиеся или не находящиеся в непосредственном доступе, подходит к индивидуальному альбому PECS, достаёт карточку «Я хочу», карточки-определения и карточки с изображением желаемого предмета. Ребёнок использует разнообразные карточки, обозначающие свойства предметов, и комбинирует их в предложениях на ленте.
Стратегия обучения –состоит из 4-х ступеней:
1. Выкладывание предложения из 3-х карточек.
2. Из 2-х признаков выбрать нужный. Научить различать признаки.
3. Уметь самостоятельно исправлять ошибки.
4. Если самостоятельно не удаётся исправлять ошибки, проводим работу над ошибками (фаза III).
V фаза – ответ на вопрос «Что ты хочешь?».
Конечная цель: ребёнок спонтанно (инициативно) просит разнообразные предметы и отвечает на вопрос «Что ты хочешь?».
Стратегия обучения – поощрять каждый правильный ответ ребёнка, использовать «подсказку с задержкой» в процессе обучения на этом этапе.
VI фаза – Комментирование.
Конечная цель: ребёнок отвечает на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?», «Что у тебя есть?», «Что это?», «Что ты слышишь?» Спонтанно (инициативно) просит и комментирует.
Стратегия обучения –4 ступени:
1. Продемонстрируйте, указать на правильную вводную картинку.
2. Подскажите, повторять вопрос «Что ты видишь?» и помочь выбрать ребёнку правильную вводную карточку PECS.
3. Переключитесь, предложить ребёнку выполнить другое задание.
4. Повторите, поместить вводную карточку обратно на обложку альбома и повторить вопрос.
Данная система PECS реализуется мной с ноября 2016г. в нашем детском саду.
Занятия проводятся индивидуально, с каждым ребенком. Время занятия учитывает возможности и особенности ребенка. Во время обучения педагогу следует постоянно контролировать наличие и состояние 7-ми основных категорий, ребенка с РДА,РАС:
эмоции и зрительный контакт;
коммуникация;
Так же следует фиксировать достижения воспитанников (детей с РДА, РАС, ТНР, ТМНР, отмечать как положительные, так и отрицательные моменты в работе с данной системой.
В работе с детьми с РДА, РАС характер занятия должен соответствовать учебному занятию; не должно быть эмоционально окрашено, эмоцией выражаем только на поощрения; в поле зрения ребенка находятся только необходимые предметы; для разгрузки включать переменки (они для каждого ребенка индивидуальны).
Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается.
Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в коррекционной работе с детьми с ТНР Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные.
Использование карточек PECS в работе с детьми с ОВЗ Задумывались ли вы когда-нибудь, насколько важно для вас и вашего ребёнка общение? Насколько важна возможность донести другому свои мысли,.
Консультация для воспитателей «Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ» Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ. Принцип «терапии песком» был предложен еще.
Отчет по теме самообразования учителя-логопеда «Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда» Актуальность. Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция.
Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи» Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного.
Технология Марии Монтессори в коррекционной работе с детьми Ребенок должен создавать свою внутреннюю жизнь, чтобы суметь выразить что-то. Он должен самостоятельно выбирать в окружающей среде материал.
Здоровьесберегающие технологии. Использование дыхательной гимнастики в коррекционной работе учителя-логопеда Использование дыхательной гимнастики в коррекционной работе учителя-логопеда. В современном обществе, в 21 веке, предъявляются новые, более.