aluminum alloy что это

Cплавы алюминия: выбор и применение

Сплавы на основе алюминия

Термины и определения

Алюминиевый сплав – сплав на основе алюминия – это алюминий, который [1]:

Легирующий элемент – это металлический или неметаллический элемент, который контролируется в определенных верхних и нижних пределах для целей придания алюминиевому сплаву определенных специальных свойств [1].

Примесь – металлический или неметаллический элемент, который присутствует в сплаве, минимальное содержание которого не контролируется. В алюминиевых сплавах, как правило, контролируется максимальная концентрация примеси [1].

Легирование в алюминиевых сплавах

Наиболее важными легирующими элементами, которые применяют для превращения алюминия в сплавы с особыми свойствами – и деформируемые, и литейные (конечно, в разных количествах) – являются:

Влияние, например, содержания меди в алюминиевом сплаве на его механические свойства показано на рисунке 1.

aluminum alloy что это

Рисунок 1- Влияние легирования алюминиевого сплава медью на механические свойства [3]

Железо в алюминиевых сплавах

Деформируемые алюминиевые сплавы содержат примерно 0,1 – 0,4 % (по массе) железа (Fe). Железо обычно рассматривается как нежелательная примесь. Его содержание зависит от качества исходной руды (бокситов) и технологии электролитического восстановления. Иногда легирование железом применяют для получения особых свойств материала, например, для изготовления алюминиевой фольги.

Модифицирование сплавов

В комбинации с основными легирующими элементами часто применяют другие легирующие элементы: висмут (Bi), бор (B), хром (Cr), свинец (Pb), никель (Ni), титан (Ti) и цирконий (Zr). Эти элементы обычно применяют в небольших количествах (до 0,1 % по массе, хотя B, Pb и Cr могут составлять до 0,5 %), чтобы придать им особые свойства, модифицировать сплавы для специальных целей, таких как литейные качества, обрабатываемость, теплостойкость, коррозионная стойкость, прочность и т.п.

Классификация алюминиевых сплавов

Классификацию алюминиевых сплавов – сплавов алюминия – производят по различным критериям, в том числе:

Две категории: литейные и деформируемые

Две категории алюминиевых сплавов

Литейный алюминиевый сплав – сплав алюминия, который предназначен в первую очередь для производства отливок.

Деформируемый алюминиевый сплав – сплав алюминия, который предназначен в первую очередь для производства алюминиевых изделий горячей и/или холодной обработкой давлением.

Деформируемые сплавы

Деформируемые алюминиевые сплавы сначала разливают в слитки (круглые или прямоугольные), а потом обрабатывают по различным технологиям обработки давлением – горячей и холодной – до придания им нужной формы:

Популярные деформируемые алюминиевые сплавы серии 6ххх, которые применяют для производства прессованных алюминиевых профилей, представлены ниже на рисунке 7.

aluminum alloy что это

Рисунок 7 – Основные алюминиевые сплавы серии 6ххх

Литейные сплавы

Литейные алюминиевые сплавы в расплавленном состоянии разливают непосредственно в их конечную форму одним из различных методов, таких как, литье в песчаные формы, литье в кокили или литье под давлением. При литье применяют сложные литейные формы. Эти сплавы часто имеют высокое содержание кремния для улучшения их литейных свойств.

У этих двух категорий алюминиевых сплавов классификация по легирующим сплавам различная: в целом в них добавляются одни и те же легирующие элементы, но в разных количествах.

Прочность и другие механические свойства алюминиевых сплавов, как деформированных, так и литейных, определяются в основном их химическим составом, т. е. содержанием в алюминии легирующих элементов, а также вредных примесей. Однако возможно изменение этих свойств для достижения их оптимального сочетания путем дополнительной обработки сплавов – термической или деформационной, или и той, и другой. В результате этого сплав изменяет свои первоначальные механические свойства и получает свое окончательное состояние, в котором и поставляется заказчику. Упрочняющую термическую обработку применяют как к литейным, так и к деформированным сплавам, Они в этом случае называются сплавами, упрочняемыми термической обработкой.

Два механизма упрочнения

Два класса алюминиевых сплавов:

Термически упрочняемые сплавы

Термически упрочняемый сплав – сплав, который может быть упрочнен соответствующей термической обработкой (рисунки 2, 3 и 4).

aluminum alloy что это

Рисунок 2 – Закалка и упрочнение старением алюминиевых сплавов [2]

aluminum alloy что это

Рисунок 3 – Типичное термическое упрочнение старением [4]

aluminum alloy что это

Рисунок 4 – Эффект термического упрочнения на механические свойства сплава 7075 [4]

Нагартовываемые сплавы

Деформационно упрочняемый сплав (“термически неупрочняемый”, нагартовываемый) – сплав, который упрочняется только путем деформационной обработки (рисунки 5 и 6), а не термической обработкой.

aluminum alloy что это Рисунок 5 – Влияние холодной пластической обработки – нагартовки – на прочность, твердость и пластичность алюминиевых сплавов [2]aluminum alloy что это

Рисунок 6 – Кривые нагартовки (деформационного упрочнения)
термически неупрочняемых алюминиевых сплавов [4]

Серии и системы легирования

Серии деформируемых сплавов

Серии литейных сплавов

Алюминиевые сплавы в конструкциях

Рейтинг прочности алюминиевых сплавов

Алюминиевые сплавы создают для того, чтобы получить алюминий со специальными свойствами, например, с более высокими механическими свойствами (рисунки 8 и 9).

aluminum alloy что это

Рисунок 8 – Рейтинг прочности деформируемых алюминиевых сплавов [2]

aluminum alloy что это
Рисунок 9 – Влияние легирующих элементов на прочность при растяжении, твердость, чувствительность к удару и пластичность [5]

Выбор сплава

При выборе алюминиевого сплава в качестве конструкционного материала, главным фактором является обеспечение прочности изготавливаемого из него конструкционного элемента. Однако конструкционную прочность различных типов элементов обеспечивают различные свойства одного и того же конструкционного материала.

Например, прочность «толстой» колонны будет зависеть в основном от предела текучести металла, тогда как прочность «тонкой» колонны будет зависеть главным образом от модуля упругости материала. Поскольку предел текучести алюминиевых сплавов нередко сравним с пределами текучести рядовых конструкционных сталей, то алюминий мог бы вполне потягаться с ними для «толстых» колонн. С другой стороны, поскольку модуль упругости алюминия и его сплавов составляет всего лишь где-то треть от модуля упругости сталей, то алюминий вряд ли может соперничать со сталями в «тонких» колоннах.

Прочность, однако, не является единственной рабочей характеристикой конструкции или изделия. Такие дополнительные факторы, как коррозионная стойкость, легкость обработки (прессуемость или свариваемость), жесткость (модуль упругости), пластическое разрушение (относительное удлинение), вес (плотность), усталостная прочность, а также стоимость, должны в той или иной мере учитываться при выборе нужного конструкционного материала.

Экономика алюминиевой конструкции

Часто стоимость материала является критическим фактором. Однако сравнение алюминиевых сплавов и сталей на основе стоимости единицы массы или объема может ввести в заблуждение, так как они имеют различные прочности, плотности и другие свойства.

Если бы стоимость материала была единственным фактором и углеродистые стали могли применяться без защитного антикоррозионного покрытия, то всегда и везде применялись бы только они. Однако, при выборе материала в рассмотрение принимаются и другие факторы, такие как стоимость эксплуатации и технического обслуживания в течение всего срока службы конструкции. Кроме того, в некоторых специфических условиях «правило» о том, что алюминиевый элемент в два раза легче стального не всегда справедливо. Например, алюминиевый компонент может весить и значительно меньше, если толщину стального элемента нужно увеличивать с учетом ее возможного уменьшения от воздействия слишком агрессивной коррозии в течение всего срока службы.

Если требуются профили со сложными поперечными сечениями, как, например, в ограждающих фасадных конструкциях, то в таких случаях, стоимость стального элемента намного больше, чем стоимость его материала. Дело в том, что для изготовления этого элемента из стальной заготовки ее надо механически обрабатывать, подвергать холодной штамповке или гибке, а, может быть, и применять сварку. В то же время стоимость изготовления алюминиевого профиля составляет только малую долю стоимости «сырого» алюминия.

Из-за высокой стоимости нержавеющих сталей они применяются только, если вес элемента или конструкции не имеет значения, а важны внешний вид и свариваемость. Обычно, когда нержавеющая сталь применяется вместо алюминия, то причина часто только одна – ограничения алюминиевых сплавов по сварке.

Алюминиевые сплавы по Еврокоду 9

Алюминиевые сплавы предлагают инженерам-конструкторам широкий выбор материалов. Каждый сплав имеет свои особенные характеристики, которые служат для обеспечения заданных свойств. Когда коррозионная стойкость, высокое отношение прочности к весу и легкость изготовления являются существенными конструкционными параметрами, тогда алюминиевые сплавы заслуживают серьезного рассмотрения.

В таблицах 1 и 2 представлены деформируемые алюминиевые сплавы, которые Еврокод 9 рекомендует и разрешает для применения в зданиях и сооружениях (см. подробнее здесь).

Таблица 1 – Термически неупрочняемые алюминиевые сплавы по Еврокоду 9aluminum alloy что это

Таблица 2 – Термически неупрочняемые алюминиевые сплавы по Еврокоду 9 aluminum alloy что это

1. Guidance GAG Guidance Document 001 Terms and Definitions Edition 2009-01 March 2009
2. The welding of aluminium and its alloys / Gene Mathers – Woodhead Publishing Ltd, 2002
3. Aluminum and Aluminium Alloys / ed. Davis – ASM International, 1996
4. Aluminum and Aluminum Alloys – Subject Guide – ASM International, 2015
5. TALAT 1501

Источник

aluminum alloy что это

Сплавы, состоящие в основном из алюминия, сыграли очень важную роль в авиакосмической промышленности с момента появления самолетов с металлической обшивкой. Алюминиево-магниевые сплавы легче других алюминиевых сплавов и гораздо менее горючие, чем другие сплавы, содержащие очень высокий процент магния.

На поверхностях из алюминиевого сплава образуется белый защитный слой оксида алюминия, если не защищать их анодированием и / или правильной окраской. Во влажной среде гальваническая коррозия может возникнуть, когда алюминиевый сплав находится в электрическом контакте с другими металлами с более положительными потенциалами коррозии, чем алюминий, и присутствует электролит, который обеспечивает ионный обмен. Этот процесс, называемый коррозией разнородных металлов, может происходить как расслоение или межкристаллитная коррозия. Алюминиевые сплавы могут подвергаться неправильной термообработке. Это вызывает разделение внутренних элементов, и металл подвергается коррозии изнутри.

СОДЕРЖАНИЕ

Технические характеристики и свойства алюминиевых сплавов

aluminum alloy что это

Алюминиевые сплавы в сравнении с видами стали

В случае с совершенно новыми металлическими изделиями выбор дизайна часто определяется технологией производства. Экструзия особенно важна в этом отношении из-за легкости, с которой алюминиевые сплавы, особенно серия Al – Mg – Si, могут быть экструдированы для образования сложных профилей.

Как правило, из алюминиевого сплава можно получить более жесткую и легкую конструкцию, чем из стали. Например, рассмотрим изгиб тонкостенной трубы: второй момент площади обратно пропорционален напряжению в стенке трубы, т. Е. Напряжения ниже для больших значений. Второй момент площади пропорционален кубу радиуса, умноженного на толщину стенки, таким образом, увеличение радиуса (и веса) на 26% приведет к уменьшению наполовину напряжения стенки. По этой причине в велосипедных рамах, изготовленных из алюминиевых сплавов, используются трубы большего диаметра, чем из стали или титана, чтобы обеспечить желаемую жесткость и прочность. В автомобилестроении автомобили из алюминиевых сплавов используют пространственные рамы из экструдированных профилей для обеспечения жесткости. Это представляет собой радикальное отличие от общепринятого подхода к современной конструкции стальных автомобилей, жесткость которого зависит от корпусов кузова, известного как цельная конструкция.

Соображения тепловой чувствительности

Часто необходимо также учитывать чувствительность металла к нагреванию. Даже относительно обычная процедура в мастерской, включающая нагрев, усложняется тем фактом, что алюминий, в отличие от стали, плавится, не загораясь сначала красным светом. Операции формовки с использованием паяльной лампы могут полностью изменить или исключить термообработку, поэтому не рекомендуется. Никакие визуальные признаки не указывают на внутренние повреждения материала. Как и при сварке термообработанной высокопрочной звеньевой цепи, вся прочность теперь теряется из-за нагрева горелки. Цепь опасна, и ее необходимо выбросить.

Алюминий подвержен внутренним напряжениям и деформациям. Иногда годы спустя, когда неправильно сваренные алюминиевые велосипедные рамы постепенно перекручиваются из-за нагрузок в процессе сварки. Таким образом, в аэрокосмической промышленности полностью избегают нагрева за счет соединения деталей с помощью заклепок из металла того же состава, других крепежных элементов или клеев.

Непереносимость алюминия к высоким температурам не помешала его использованию в ракетной технике; даже для использования при создании камер сгорания, где газы могут достигать 3500 К. В двигателе верхней ступени Agena использовалась алюминиевая конструкция с рекуперативным охлаждением для некоторых частей сопла, включая критичную с термической точки зрения горловину; Фактически, чрезвычайно высокая теплопроводность алюминия не позволяла горловине достигать точки плавления даже при сильном тепловом потоке, в результате чего получился надежный и легкий компонент.

Бытовая проводка

Из-за своей высокой проводимости и относительно низкой цены по сравнению с медью в 1960-х годах алюминий был представлен в то время для бытовой электропроводки в Северной Америке, хотя многие приспособления не были предназначены для использования с алюминиевой проволокой. Но новое использование принесло некоторые проблемы:

Все это привело к перегреву и ослаблению контактов, что, в свою очередь, привело к некоторым пожарам. Затем строители стали опасаться использования проволоки, и многие юрисдикции запретили ее использование в очень маленьких размерах в новом строительстве. Тем не менее, в конечном итоге были представлены новые приспособления с соединениями, предназначенными для предотвращения ослабления и перегрева. Сначала они были помечены как «Al / Cu», но теперь они имеют кодировку «CO / ALR».

Обозначения сплавов

Кованые и литые алюминиевые сплавы используют разные системы идентификации. Кованый алюминий обозначается четырехзначным числом, обозначающим легирующие элементы.

В литейных алюминиевых сплавах используется число от четырех до пяти цифр с десятичной запятой. Цифра в разряде сотен указывает на легирующие элементы, а цифра после десятичной точки указывает на форму (литая форма или слиток).

Обозначение закалки

Обозначение закалки следует за литым или кованым номером обозначения с тире, буквой и, возможно, числом от одной до трех цифр, например 6061-T6. Определения темпераментов:

-F : в заводском состоянии
-H : деформационное упрочнение (холодная обработка) с термической обработкой или без нее

-O : полностью мягкий (отожженный)
-T : термообработанный для получения стабильного темперамента

-T1 : охлаждение после горячей обработки и естественное старение (при комнатной температуре) -T2 : охлаждение после горячей обработки, холодной обработки и естественного старения -T3 : Раствор термообработанный и холодно обработанный -T4 : раствор термообработанный и естественно состаренный -T5 : охлаждение после горячей обработки и искусственное старение (при повышенной температуре) -T51 : снятие напряжения при растяжении -T510 : после растяжения не требуется дальнейшего выпрямления -T511 : Незначительное выпрямление после растяжения -T52 : снятие стресса с помощью термической обработки -T6 : Раствор термообработанный и искусственно состаренный -T7 : термообработанный и стабилизированный раствор -T8 : раствор термообработанный, холодный и искусственно состаренный -T9 : термообработанный раствор, искусственное старение и холодная обработка. -T10 : охлаждение после горячей обработки, холодной обработки и искусственного старения

-W : только термообработанный раствор

Кованые сплавы

1000 серии

Номинальный состав алюминиевого сплава серии 1000 (% веса) и области применения

СплавAl содержаниеЛегирующие элементыИспользование и ссылки
105099,5Тянутая трубка, химическое оборудование
106099,6Универсальный
107099,7Толстостенная тянутая труба
110099,0Cu 0,1Универсальный, пустотелый
114599,45Лист, тарелка, фольга
119999,99Фольга
120099,0 макс.( Si + Fe ) не более 1,0; Cu 0,05 макс; Mn не более 0,05; Zn 0,10 макс; Ti 0,05 макс; другие 0,05 (каждый) 0,015 (всего)
1230 (VAD23) #Si 0,3; Fe 0,3; Cu 4,8–5,8; Mn 0,4–0,8; Mg 0,05; Zn 0,1; Ti 0,15; Li 0,9–1,4; Cd 0,1–0,25Самолет Ту-144
135099,5Электрические проводники
137099,7Электрические проводники
1420 #92,9Mg 5.0; Li 2,0; Zr 0,1Аэрокосмическая промышленность
1421 #92,9Mg 5.0; Li 2,0; Mn 0,2; Sc 0,2; Zr 0,1Аэрокосмическая промышленность
1424 #Si 0,08; Fe 0,1; Mn 0,1–0,25; Mg 4,7–5,2; Zn 0,4–0,7; Li 1,5–1,8; Zr 0,07–0,1; Be 0,02–0,2; Sc 0,05–0,08; Na 0,0015
1430 #Si 0,1; Fe 0,15; Cu 1,4–1,8; Mn 0,3–0,5; Mg 2.3–3.0; Zn 0,5–0,7; Ti 0,01–0,1; Li 1,5–1,9; Zr 0,08–0,14; Be 0,02–0,1; Sc 0,01–0,1; Na 0,003; Ce 0,2–0,4; Y 0,05–0,1
1440 #Si 0,02–0,1; Fe 0,03–0,15; Cu 1,2–1,9; Mn 0,05; Mg 0,6–1,1; Cr 0,05; Ti 0,02–0,1; Li 2,1–2,6; Zr 0,10–0,2; Быть 0,05–0,2; Na 0,003
1441 #Si 0,08; Fe 0,12; Cu 1,5–1,8; Mn 0,001–0,010; Mg 0,7–1,1; Ti 0,01–0,07; Ni 0,02–0,10; Li 1,8–2,1; Zr 0,04–0,16; Быть 0,02–0,20Be-103 и Б-200 рулей
1441K #Si 0,08; Fe 0,12; Cu 1,3–1,5; Mn 0,001–0,010; Mg 0,7–1,1; Ti 0,01–0,07; Ni 0,01–0,15; Li 1,8–2,1; Zr 0,04–0,16; Be 0,002–0,01
1445 #Si 0,08; Fe 0,12; Cu 1,3–1,5; Mn 0,001–0,010; Mg 0,7–1,1; Ti 0,01–0,1; Ni 0,01–0,15; Li 1,6–1,9; Zr 0,04–0,16; Be 0,002–0,01; Sc 0,005–0,001; Ag 0,05–0,15; Ca 0,005–0,04; Na 0,0015
1450 #Si 0,1; Fe 0,15; Cu 2,6–3,3; Mn 0,1; Mg 0,1; Cr 0,05; Zn 0,25; Ti 0,01–0,06; Li 1,8–2,3; Zr 0,08–0,14; Be 0,008–0,1; Na 0,002; Ce 0,005–0,05Самолеты Ан-124 и Ан-225
1460 #Si 0,1; Fe 0,03–0,15; Cu 2,6–3,3; Mg 0,05; Ti 0,01–0,05; Li 2,0–2,4; Zr 0,08–0,13; Na 0,002; Sc 0,05–0,14; В 0,0002–0,0003Самолет Ту-156
V-1461 #Si 0,8; Fe 0,01–0,1; Cu 2,5–2,95; Mn 0,2–0,6; Mg 0,05–0,6; Cr 0,01–0,05; Zn 0,2–0,8; Ti 0,05; Ni 0,05–0,15; Li 1,5–1,95; Zr 0,05–0,12; Be 0,0001–0,02; Sc 0,05–0,10; Ca 0,001–0,05; Na 0,0015
V-1464 #Si 0,03–0,08; Fe 0,03–0,10; Cu 3,25–3,45; Mn 0,20–0,30; Mg 0,35–0,45; Ti 0,01–0,03; Li 1,55–1,70; Zr 0,08–0,10; Sc 0,08–0,10; Be 0,0003–0,02; Na 0,0005
V-1469 #Si 0,1; Fe 0,12; Cu 3,2–4,5; Mn 0,003–0,5; Mg 0,1–0,5; Li 1,0–1,5; Zr 0,04–0,20; Sc 0,04–0,15; Ag 0,15–0,6

# Название не является международной системой обозначения сплавов.

2000 серии

3000 серии

Номинальный состав алюминиевого сплава серии 3000 (% веса) и области применения

СплавAl содержаниеЛегирующие элементыИспользование и ссылки
300398,6Mn 1,5; Cu 0,12Универсальная, листовая, тара из жесткой фольги, вывески, декоративные
300497,8Mn 1,2; Mg 1Универсальные, банки для напитков
300598,5Mn 1.0; Мг 0,5Закаленный
310299,8Mn 0,2Закаленный
3103 и 330398,8Мн 1,2Закаленный
310597,8Mn 0,55; Мг 0,5Простынь
320398,8Мн 1,2Лист, высокопрочная фольга

4000 серии

Номинальный состав алюминиевого сплава серии 4000 (% веса) и области применения

СплавAl содержаниеЛегирующие элементыИспользование и ссылки
400698,3Si 1.0; Fe 0,65Закаленные или состаренные
400796,3Si 1,4; Mn 1,2; Fe 0,7; Ni 0,3; Cr 0,1Закаленный
401596,8Si 2.0; Mn 1.0; Мг 0,2Закаленный
403285Si 12.2; Cu 0,9; Mg 1; Ni 0,9;Поковки
404394,8Si 5.2стержень
404785,5Si 12,0; Fe 0,8; Cu 0,3; Zn 0,2; Mn 0,15; Мг 0,1Лист, облицовка, наполнители
454393,7Si 6.0; Мг 0,3архитектурные профили

5000 серии

Номинальный состав алюминиевого сплава серии 5000 (% веса) и области применения

СплавAl содержаниеЛегирующие элементыИспользование и ссылки
5005 и 565799,2Мг 0,8Лист, плита, стержень
501099,3Mg 0,5; Mn 0,2;
501994,7Mg 5.0; Mn 0,25;
502494,5Mg 4.6; Mn 0,6; Zr 0,1; Сбн 0,2Экструзии для авиакосмической промышленности
502693,9Mg 4,5; Mn 1; Si 0,9; Fe 0,4; Cu 0,3
505098,6Мг 1,4Универсальный
5052 и 565297,2Mg 2,5; Cr 0,25Универсальный, аэрокосмический, морской
505694,8Mg 5.0; Mn 0,12; Cr 0,12Фольга, стержень, заклепки
505993,5Mg 5.0; Mn 0,8; Zn 0,6; Zr 0,12ракетные криогенные резервуары
508394,8Mg 4.4; Mn 0,7; Cr 0,15Универсальный, сварочный, морской
508695,4Mg 4.0; Mn 0,4; Cr 0,15Универсальный, сварочный, морской
5154 и 525496,2Mg 3,5; Cr 0,25;Универсальный, заклепки
518295,2Mg 4,5; Mn 0,35;Простынь
525297,5Mg 2,5;Простынь
535694,6Mg 5.0; Mn 0,12; Cr 0,12; Ti 0,13Пруток, проволока MIG
545496,4Mg 2.7; Mn 0,8; Cr 0,12Универсальный
545694Mg 5.1; Mn 0,8; Cr 0,12Универсальный
545798,7Mg 1.0; Mn 0,2; Cu 0,1Лист, обшивка автомобиля
555799,1Mg 0,6; Mn 0,2; Cu 0,1Лист, обшивка автомобиля
575495,8Mg 3.1; Mn 0,5; Cr 0,3Лист, стержень

6000 серии

Номинальный состав алюминиевого сплава серии 6000 (% веса) и области применения

СплавAl содержаниеЛегирующие элементыИспользование и ссылки
600598,7Si 0,8; Мг 0,5Профили, уголки
600997,7Si 0,8; Mg 0,6; Mn 0,5; Cu 0,35Простынь
601097,3Si 1.0; Mg 0,7; Mn 0,5; Cu 0,35Простынь
601397,05Si 0,8; Mg 1.0; Mn 0,35; Cu 0,8Пластина, аэрокосмическая промышленность, чехлы для смартфонов
602297,9Si 1.1; Mg 0,6; Mn 0,05; Cu 0,05; Fe 0,3Лист автомобильный
606098,9Si 0,4; Mg 0,5; Fe 0,2Термообработанный
606197,9Si 0,6; Mg 1.0; Cu 0,25; Cr 0,2Универсальный, конструкционный, аэрокосмический
6063 и 646 г98,9Si 0,4; Мг 0,7Универсальный, морской, декоративный
6063A98,7Si 0,4; Mg 0,7; Fe 0,2Термообработанный
606597,1Si 0,6; Mg 1.0; Cu 0,25; Bi 1.0Термообработанный
606695,7Si 1,4; Mg 1.1; Mn 0,8; Cu 1.0Универсальный
607096,8Si 1,4; Mg 0,8; Mn 0,7; Cu 0,28Экструзии
608198,1Si 0,9; Mg 0,8; Mn 0,2Термообработанный
608297,5Si 1.0; Mg 0,85; Mn 0,65Термообработанный
610198,9Si 0,5; Мг 0,6Экструзии
610598,6Si 0,8; Мг 0,65Термообработанный
611396,8Si 0,8; Mg 1.0; Mn 0,35; Cu 0,8; O 0,2Аэрокосмическая промышленность
615198,2Si 0,9; Mg 0,6; Cr 0,25Поковки
616298,6Si 0,55; Мг 0,9Термообработанный
620198,5Si 0,7; Мг 0,8стержень
620598,4Si 0,8; Mg 0,5; Mn 0,1; Cr 0,1; Zr 0,1Экструзии
626296,8Si 0,6; Mg 1.0; Cu 0,25; Cr 0,1; Bi 0,6; Pb 0,6Универсальный
635197,8Si 1.0; Mg 0,6; Mn 0,6Экструзии
646398,9Si 0,4; Мг 0,7Экструзии
695197,2Si 0,5; Fe 0,8; Cu 0,3; Mg 0,7; Mn 0,1; Zn 0,2Термообработанный

7000 серии

Номинальный состав алюминиевого сплава серии 7000 (% веса) и области применения

СплавAl содержаниеЛегирующие элементыИспользование и ссылки
700593,3Zn 4,5; Mg 1,4; Mn 0,45; Cr 0,13; Zr 0,14; Ti 0,04Экструзии
701093,3Zn 6,2; Mg 2.35; Cu 1,7; Zr 0,1;Аэрокосмическая промышленность
702291,1Zn 4,7; Mg 3.1; Mn 0,2; Cu 0,7; Cr 0,2;плита, формы
703485,7Zn 11,0; Mg 2.3; Cu 1.0Предел прочности при растяжении 750 МПа
703992,3Zn 4.0; Mg 3.3; Mn 0,2; Cr 0,2Бронеплита для авиакосмической техники
704988,1Zn 7,7; Mg 2,45; Cu 1,6; Cr 0,15Универсальный, аэрокосмический
705089,0Zn 6,2; Mg 2.3; Cu 2.3; Zr 0,1Универсальный, аэрокосмический
705587,2Zn 8.0; Mg 2.3; Cu 2.3; Zr 0,1Плита, экструзия, аэрокосмическая промышленность
706588,5Zn 7,7; Mg 1,6; Cu 2.1; Zr 0,1Пластина, аэрокосмическая промышленность
706887,6Zn 7,8; Mg 2,5; Cu 2,0; Zr 0,12Аэрокосмическая промышленность, Предел прочности на разрыв 710 МПа
707299,0Zn 1.0Лист, фольга
7075 и 717590,0Zn 5,6; Mg 2,5; Cu 1,6; Cr 0,23Универсальные, авиакосмические, поковки
707991,4Zn 4.3; Mg 3.3; Cu 0,6; Mn 0,2; Cr 0,15
708589,4Zn 7,5; Mg 1,5; Cu 1.6Толстая пластина, аэрокосмическая промышленность
709386,7Zn 9,0; Mg 2,5; Cu 1,5; O 0,2; Zr 0,1Аэрокосмическая промышленность
711693,7Zn 4,5; Mg 1; Cu 0,8Термообработанный
712993,2Zn 4,5; Mg 1,6; Cu 0,7
715089,05Zn 6,4; Mg 2.35; Cu 2.2; O 0,2; Zr 0,1Аэрокосмическая промышленность
717888,1Zn 6,8; Mg 2.7; Cu 2,0; Cr 0,26Универсальный, аэрокосмический
725587,5Zn 8.0; Mg 2.1; Cu 2.3; Zr 0,1Пластина, аэрокосмическая промышленность
747590,3Zn 5,7; Mg 2.3; Si 1,5; Cr 0,22Универсальный, аэрокосмический

8000 серии

Номинальный состав алюминиевого сплава серии 8000 (% веса) и области применения

СплавAl содержаниеЛегирующие элементыИспользование и ссылки
800698,0Fe 1,5; Mn 0,5;Универсальный, свариваемый
800988,3Fe 8,6; Si 1.8; Версия 1.3Высокотемпературная авиакосмическая промышленность
801198,7Fe 0,7; Si 0,6Закаленный
801498,2Fe 1,4; Mn 0,4;универсальный
801987,5Fe 8,3; Ge 4.0; O 0,2Аэрокосмическая промышленность
8025Si 0,05; Fe 0,06–0,25; Cu 0,20; Mg 0,05; Cr 0,18; Zn 0,50; Ti 0,005–0,02; Li 3,4–4,2; Zr 0,08–0,25
803099,3Fe 0,5; Cu 0,2провод
8090Si 0,20; Fe 0,30; Cu 1,0–1,6; Mn 0,10; Mg 0,6–1,3; Cr 0,10; Zn 0,25; Ti 0,10; Li 2,2–2,7; Zr 0,04–0,16
8091Si 0,30; Fe 0,50; Cu 1,0–1,6; Mn 0,10; Mg 0,50–1,2; Cr 0,10; Zn 0,25; Ti 0,10; Li 2,4–2,8; Zr 0,08–0,16
8093Si 0,10; Fe 0,10; Cu 1,6–2,2; Mn 0,10; Mg 0,9–1,6; Cr 0,10; Zn 0,25; Ti 0,10; Li 1,9–2,6; Zr 0,04–0,14
817699,3Fe 0,6; Si 0,1электропровод

Смешанный список

Пределы состава деформируемого алюминиевого сплава (% веса)

СплавSiFeCuMnMgCrZnVTiБиGaPbZrПределы ††Al
КаждыйОбщее
10500,250,400,050,050,050,050,0399,5 мин.
10600,250,350,050,0280,030,030,050,050,0280,030,030,030,030,02899,6 мин.
11000,95 Si + Fe0,05–0,200,050,100,050,1599,0 мин.
11990,0060,0060,0060,0020,0060,0060,0050,0020,0050,00299,99 мин.
2014 г.0,50–1,20,73,9–5,00,40–1,20,20–0,80,100,250,150,050,15остаток
2024 г.0,500,503,8–4,90,30–0,91,2–1,80,100,250,150,050,15остаток
22190,20,305,8–6,80,20–0,400,020,100,05–0,150,02–0,100,10–0,250,050,15остаток
30030,60,70,05–0,201,0–1,50,100,050,15остаток
30040,300,70,251,0–1,50,8–1,30,250,050,15остаток
31020,400,70,100,05–0,400,300,100,050,15остаток
40414,5–6,00,800,300,050,050,100,200,050,15остаток
50050,30,70,20,20,5-1,10,10,250,050,15остаток
50520,250,400,100,102,2–2,80,15–0,350,100,050,15остаток
50830,400,400,100,40–1,04,0–4,90,05–0,250,250,150,050,15остаток
50860,400,500,100,20–0,73,5–4,50,05–0,250,250,150,050,15остаток
51540,250,400,100,103,10–3,900,15–0,350,200,200,050,15остаток
53560,250,400,100,104,50–5,500,05–0,200,100,06–0,200,050,15остаток
54540,250,400,100,50–1,02,4–3,00,05–0,200,250,200,050,15остаток
54560,250,400,100,50–1,04,7–5,50,05–0,200,250,200,050,15остаток
57540,400,400,100,502,6–3,60,300,200,150,050,15остаток
60050,6–0,90,350,100,100,40–0,60,100,100,100,050,15остаток
6005A †0,50–0,90,350,300,500,40–0,70,300,200,100,050,15остаток
60600,30–0,60,10–0,300,100,100,35–0,60,050,150,100,050,15остаток
60610,40–0,80,70,15–0,400,150,8–1,20,04–0,350,250,150,050,15остаток
60630,20–0,60,350,100,100,45–0,90,100,100,100,050,15остаток
60660,9–1,80,500,7–1,20,6–1,10,8–1,40,400,250,200,050,15остаток
60701,0–1,70,500,15–0,400,40–1,00,50–1,20,100,250,150,050,15остаток
60820,7–1,30,500,100,40–1,00,60–1,20,250,200,100,050,15остаток
61050,6–1,00,350,100,100,45–0,80,100,100,100,050,15остаток
61620,40–0,80,500,200,100,7–1,10,100,250,100,050,15остаток
62620,40–0,80,70,15–0,400,150,8–1,20,04–0,140,250,150,40–0,70,40–0,70,050,15остаток
63510,7–1,30,500,100,40–0,80,40–0,80,200,200,050,15остаток
64630,20–0,60,150,200,050,45–0,90,050,050,15остаток
70050,350,400,100,20–0,701,0–1,80,06–0,204,0–5,00,01–0,060,08–0,200,050,15остаток
70220,500,500,50–1,000,10–0,402,60–3,700,10–0,304,30–5,200,200,050,15остаток
70680,120,151,60–2,400,102.20–3.000,057.30–8.300,010,05–0,150,050,15остаток
70720,7 Si + Fe0,100,100,100,8–1,30,050,15остаток
70750,400,501,2–2,00,302,1–2,90,18–0,285.1–6.10,200,050,15остаток
70790,30,400,40–0,800,10–0,302,9–3,70,10–0,253,8–4,80,100,050,15остаток
71160,150,300,50–1,10,050,8–1,44,2–5,20,050,050,030,050,15остаток
71290,150,300,50–0,90,101,3–2,00,104,2–5,20,050,050,030,050,15остаток
71780,400,501,6–2,40,302,4–3,10,18–0,286.3–7.30,200,050,15остаток
81760,03–0,150,40–1,00,100,030,050,15остаток
СплавSiFeCuMnMgCrZnVTiБиGaPbZrПределы ††Al
КаждыйОбщее
† Марганец плюс хром должен составлять 0,12–0,50%.
† † Это ограничение применяется ко всем элементам, для которых не указано иное ограничение в данной строке, поскольку столбец не существует или столбец пуст.

Литые сплавы

Алюминиевая ассоциация (AA) приняла номенклатуру, аналогичную номенклатуре деформируемых сплавов. Британский стандарт и DIN имеют разные обозначения. В системе AA вторые две цифры показывают минимальное процентное содержание алюминия, например, 150.x соответствует минимум 99,50% алюминия. Цифра после десятичной точки принимает значение 0 или 1, обозначающее отливку и слиток соответственно. Основные легирующие элементы в системе AA следующие:

Названные сплавы

Приложения

Аэрокосмические сплавы

Алюминий-Скандий

aluminum alloy что это

Добавление скандия к алюминию создает наноразмерные выделения Al 3 Sc, которые ограничивают чрезмерный рост зерна, который происходит в зоне термического влияния сварных алюминиевых компонентов. Это имеет два положительных эффекта: осажденный Al 3 Sc образует более мелкие кристаллы, чем образуются в других алюминиевых сплавах, и ширина зон без выделений, которые обычно существуют на границах зерен в стойких к старению алюминиевых сплавах, уменьшаются. Скандий также является мощным измельчителем зерна в литых алюминиевых сплавах и атом за атомом, самым мощным усилителем алюминия, как в результате измельчения зерна, так и в результате дисперсионного упрочнения.

Дополнительным преимуществом добавок скандия к алюминию является то, что наноразмерные выделения Al 3 Sc, которые придают сплаву его прочность, устойчивы к укрупнению при относительно высоких температурах (

350 ° C). Это отличается от типичных коммерческих сплавов 2ххх и 6ххх, которые быстро теряют свою прочность при температурах выше 250 ° C из-за быстрого укрупнения их упрочняющих выделений.

Влияние выделений Al 3 Sc также увеличивает предел текучести сплава на 50–70 МПа (7,3–10,2 ksi).

400 ° C. Это достигается за счет формирования медленно диффундирующей богатой цирконием оболочки вокруг ядер скандия и богатых эрбием осадка, образуя упрочняющие выделения с составом Al 3 (Sc, Zr, Er). Дополнительные улучшения сопротивления укрупнению позволят использовать эти сплавы при все более высоких температурах.

Возможное использование в качестве космических материалов

Список аэрокосмических алюминиевых сплавов

Следующие алюминиевые сплавы обычно используются в самолетах и ​​других аэрокосмических конструкциях:

Обратите внимание, что термин авиационный алюминий или аэрокосмический алюминий обычно относится к 7075.

Алюминиевые сплавы 6063 поддаются термообработке, обладают умеренно высокой прочностью, отличной коррозионной стойкостью и хорошей экструдируемостью. Они регулярно используются в качестве архитектурных и конструктивных элементов.

В настоящее время производятся, но менее широко используются следующие алюминиевые сплавы:

Морские сплавы

Эти сплавы используются для судостроения и судостроения, а также для других береговых приложений, чувствительных к морской и соленой воде.

4043, 5183, 6005A, 6082 также используются в морских сооружениях и оффшорных приложениях.

Велосплавы

Эти сплавы используются для велосипедных рам и компонентов.

Автомобильные сплавы

Колеса были отлиты из алюминия A356.0 или формованного листа 5ххх.

Блоки цилиндров и картеры часто отливают из алюминиевых сплавов. Самыми популярными алюминиевыми сплавами, используемыми для блоков цилиндров, являются A356, 319 и в меньшей степени 242.

Баллоны с воздухом и газом

6061 алюминий и 6351 алюминий широко используются в дыхании газовых баллонов для подводного плавания и SCBA сплавов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *