амазонки это миф или реальность

Какие доказательства существования амазонок находят современные археологи и другие факты о женщинах-воительницах

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

амазонки это миф или реальность

1. Древние женщины-воительницы амазонки

амазонки это миф или реальность

На протяжении веков учёные считали, что амазонки принадлежали исключительно к области мифов и легенд. Однако древние греки верили, что раса этих женщин-воительниц существовала в какой-то далёкой стране. Для греков они были страшными женщинами, которые ненавидели или даже убивали мужчин. Это убеждение подтверждается различными именами, данными амазонкам древними источниками. Среди этих имён были Андроктоны (убийцы людей) и Андролетейраи (разрушители людей), или Стиганоры (те, кто ненавидит всех людей). Тем не менее, название «Амазонка» также может происходить от греческого ἀμαζός (без груди). Считается, что использование этого имени привело к мифу об амазонках, женщинах-воинах, которые отрезали себе грудь, чтобы лучше использовать свои луки, а не к легенде, ведущей к этому имени.

амазонки это миф или реальность

В греческой мифологии амазонки были жестокими, убивающими людей воинами, также считавшимися дочерьми Ареса, бога войны. Амазономахия, знаменито изображённая на метопах Парфенона, была великой мифической битвой между греками и амазонками. Многим греческим героям было поручено победить цариц амазонок и воинов в их испытаниях, чтобы достичь своей героической славы.

2. Мифы: Геракл и Ипполита

амазонки это миф или реальность

Известный миф, включающий побеждённую амазонку в поисках славы — это история о Геракле и Ипполите. Для девятого труда Геракла герою было поручено украсть пояс Ипполиты, царицы амазонок. Геракл отправился в Фемискиру, где жила царица амазонок, и получил её пояс после кровавой битвы с амазонками. Победив Ипполиту, Геракл завершил своё испытание, заработав героическую славу и признание за этот поступок.

3. Мифы: Тесей и Ипполита

амазонки это миф или реальность

Ещё одна греческая легенда о герое и амазонке — это легенда о Тесее и Ипполите (иногда их называют Антиопой). Тесей был мифическим царём и основателем Афин. Как и Геракл, он тоже прошёл через различные испытания, чтобы добиться своей репутации, например, победив Минотавра. Существует множество легенд и различных версий, связанных с событиями, которые привели к тому, что Ипполита стала женой Тесея. Общее изложение легенды согласуется с тем, что Тесей похитил или отдал Ипполиту Гераклу в качестве военной добычи против амазонок. Другая версия говорит о том, что она добровольно оставила своих женщин-воительниц-амазонок, чтобы быть с Тесеем в качестве его жены.

амазонки это миф или реальность

Также существует несколько версий насчёт смерти Ипполиты, вызывающие много споров и разногласий по этому поводу. Пока одни историки и учёные утверждают, что Ипполита была убита собственным мужем далеко неслучайно, другие склоняются к мнению о том, что Тесей не имеет никакого отношения к смерти и убийству собственной жены. После смерти Ипполиты Тесей женился на Федре, ключевой фигуре в пьесе Еврипида «Ипполит», в которой рассказывается история сына Ипполиты. Собственно говоря, сложно сказать, как всё было на самом деле, и кто оказался причастным к смерти великой воительницы.

4. Легенда об Ахилле и Пентесилее

амазонки это миф или реальность

Помимо легенд об Ипполите, существует ещё одна об Ахилле и Пентесилее. Фрагментарная эпическая поэма «Эфиопида», приписываемая Арктину Милетскому, впервые записывает повествование, которое позже подхватил Квинт Смирней. Согласно этим рассказам, Пентесилея была амазонкой из Фракии. Она и двенадцать других амазонок пришли на помощь троянцам во время Троянской войны. На поле боя женщины отличились как свирепые воины.

По одной из версий, бесстрашная и самоуверенная Пентесилея, бросив вызов Ахиллесу, была убита им и за миг до смерти великой воительницы, он влюбился в неё. В итоге, эта легенда стала популярным сюжетом для гончаров и вазописцев, и её история пересказывалась бесчисленное количество раз на протяжении всей античности.

5. Амазонки Геродота

амазонки это миф или реальность

Легенды об этих женщинах-воительницах изображают страшную расу, убивающую мужчин, но основаны ли эти описания на каких-либо исторических доказательствах? У Геродота учёные-историки отыскали самые убедительные древние литературные свидетельства существования племени женщин-воительниц. По словам одного из историков, после того, как греки успешно победили амазонок в битве, женщины были взяты в плен и помещены на три корабля. Пленённые амазонки смогли одолеть экипажи этих кораблей и успешно взять под контроль суда. Но поскольку женщины, живущие на суше, ничего не знали о кораблях, суда вскоре сели на мель на берегу озера Майотиан. Оттуда женщины отправились в глубь страны и наткнулись на табун лошадей, которых быстро приручили. Верхом на лошадях женщины-воительницы грабили и воровали у жителей Скифии.

6. Скифские женщины-воительницы

амазонки это миф или реальность

Сами скифы были кочевым племенем, которое практиковало конную войну. Сначала скифы не могли понять языка налётчиков и приняли их за мужчин. Только после битвы они обнаружили, что налётчики на самом деле были женщинами. Решив прекратить кровопролитие между двумя племенами, скифы решили интегрировать женщин в своё племя. Они послали отряд молодых людей разбить лагерь рядом с амазонками. Когда амазонки поняли, что лагерь молодых людей не причинит им вреда, они оставили их в покое.

Каждый день лагеря приближались друг к другу, пока однажды скифский мужчина не наткнулся на одинокую амазонку. В итоге, они провели вместе ночь, после чего, она жестами показала, что он должен вернуться на следующий день с другим молодым человеком. Он так и сделал и обнаружил, что амазонка привела с собой ещё одну женщину. Вскоре все скифы смогли взять в жёны амазонку, и два племени жили как одно целое. Поскольку мужчины не понимали языка амазонок, женщины-воительницы вскоре выучили скифский язык.

амазонки это миф или реальность

Мужчины уговаривали амазонок присоединиться к ним вместе с другими скифами, но женщины отказались. Женщины-воительницы амазонки заявили, что они не учились женской работе, а вместо этого ездили на лошадях и стреляли из луков. Это, по их словам, не могло позволить им жить в гармонии с другими женщинами племени. Поэтому амазонки попросили своих новых мужей вернуться домой, чтобы забрать свои вещи. Вместе амазонки и молодые скифы отправились в путь, чтобы сформировать новое кочевое племя, отдельное от скифов. Согласно Геродоту, савроматы были потомками скифов и амазонок.

7. Археологические свидетельства о женщинах-воинах

амазонки это миф или реальность

амазонки это миф или реальность

8. Заблуждения об амазонках

амазонки это миф или реальность

Археология успешно доказала, что скифские женщины-воительницы действительно существовали в районе, описанном Геродотом. Археология также предоставила доказательства, опровергающие многие неверные представления об амазонках. Преобладающий миф об амазонках состоит в том, что они были убийцами людей. Эта вера проистекала из ядра древнегреческого общества. Для греков эти женщины были дикими и необузданными. Страх перед неизвестным и женщиной, которую невозможно было контролировать, привёл к тому, что амазонки стали объектами фантазии для греческого ума. Чтобы исправить это, греческая мифология поместила женщин-воительниц в повествования, в которых они будут побеждены и приручены греческим героем.

9. Заключение

амазонки это миф или реальность

Женщины-воительницы амазонки пленяли воображение людей на протяжении тысячелетий. Даже сегодня они привлекают интерес аудитории такими фильмами, как «Чудо-женщина» от Marvel. В мифах они символизировали женщин, которые были равны, если не превосходили, мужчин-воинов, представляющих образ жизни, выходящий за рамки ожиданий общества. Археологические свидетельства, подтверждающие существование скифских женщин-воинов, показали, что значительная часть того, что мы когда-то считали мифом, может быть реальностью…

Читайте также о том, откуда на самом деле взялись кентавры и почему вокруг столь загадочных существ до сих пор витает множество мифов и легенд.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Амазонки – миф, который оказался правдой

амазонки это миф или реальность

Прекрасные, гордые воительницы – амазонки на протяжении веков считались выдумкой древних греков. Но археологические открытия постепенно превращают эту сказку в быль. И одно из первых подтверждений правдивости легенды было найдено у нас, в Елизаветовском городище

В 1967 году на территории Елизаветинского городища, в одном из курганов обнаружили женское захоронение, датируемое пятым веком до нашей эры. Среди погребальных вещей были найдены «железный меч, наконечник копья, фрагмент железного ножа, бронзовые наконечники стрел, браслеты бронзовые, бусы стеклянные и золотые». Находка эта вызвала большой резонанс. Позднее захоронения женщин-воительниц на территории России, а также Украины, Казахстана и ряда других бывших советских республик, стали находить с завидной регулярностью. Самая недавняя находка – останки вооруженной женщины из племени сарматов была сделана летом 2020 под хутором Сонино Азовского района.

Как же оказались легендарные амазонки в наших краях?

Без руля и ветрил

В античном мире существовало множество легенд о том, что в Малой Азии (ныне территория Турции) жило племя женщин, которые не признавали мужчин. Девочки там с детства воспитывались в спартанском духе. Они были конными воинами, почти не знали поражений и наводили ужас на своих соседей. Об этом говорит не только Гомер и Геродот, но и другие источники. Не раз греки сражались с амазонками, и битвы эти проходили с переменным успехом.

В своей «Истории» Геродот сообщает, что в битве при реке Фермодонт (Малая Азия) греки победили амазонок и взяли много пленных. Они погрузили женщин на корабли и с торжеством повезли в Грецию. В дороге началась буря, греки бросились убирать паруса, амазонки воспользовались этим, освободились, перебили всех греков и дальше оказались во власти волн и течений. Управлять кораблями они не умели, их понесло до Босфора, через все Черное и Азовское море. Неуправляемые корабли прибило к берегу в бухте Кремны, неподалеку от устья Дона, где начинались скифские владения.

амазонки это миф или реальность

Амазонки поселились по берегам, стали нападать на скифские лагеря, уводить коней, грабить. Скифам это, понятно, не понравилось. Они стали отражать набеги неизвестных воинов. После одного сражения, убив какое-то количество амазонок, скифы стали снимать с врагов доспехи, и увидели, что это женщины, причем очень красивые. Об этом доложили вождям. Те сказали: «Нам такие воинственные женщины нужны. Мы не будем с ними воевать». Отобрали самых молодых воинов, и отправили устанавливать связи. Амазонки не отказались вступить в контакт, и через какое-то время появились пары. Тогда скифы предложили амазонкам стать частью своего народа. Но амазонки ответили: «Нет, мы привыкли жить вольной жизнью, мы к вашей родне, к вашим женщинам, которые занимаются только домашним очагом, не пойдем. Вы возьмите свою долю добра, и мы уйдем из скифских владений».

Происхождение слова «амазонка»

Существует две версии происхождения этого слова. Одни считают, что это от греческого слова «безгрудая». А другие – «не вскормленная грудью». Согласно легенде, девочкам удаляли одну грудь, чтобы она не мешала при стрельбе из лука. Однако на греческих изображениях амазонки нигде не показаны с одной грудью. Как правило, одна грудь обнажена, а другая скрыта под одеждой, но вполне выделяется.

Образ жизни и обычаи амазонок

Близкую, но еще менее ясную информацию оставил и Николай Дамасский: «…амазонки чрезвычайно мужественны, так что некогда дошли походом до Афин и Киликии, так как жили рядом с этими млекоедами (скифами) близ Меотийского озера*...». «Вооружены они луком со стрелами, топором, дротиком и копьем. Кроме того, амазонки и в бою, и на охоте ловко управляются арканом». Из защитного вооружения упоминаются только небольшие легкие щиты в форме полумесяца.

амазонки это миф или реальность

Облик и одежда

Александр Македонский в письме матери писал, что «…амазониды, значительно превосходящие ростом прочих женщин, отличающиеся красотою и здоровьем, … сообразительностью и остроумием…».

Диодор Сицилийский отмечал отличную силу, ум, военные таланты и красоту этих женщин.

Несколько противоречива информация относительно одежды воинственных дев. Так, по Геродоту, амазонки носили мужскую одежду, при этом она была цветной. Из шкур диких зверей они изготовляли себе шлемы, плащи и пояса. У Евсевия Иеронима, в отличие от предыдущих авторов, амазонки «…с выставленной на показ грудью и голыми руками и коленами». А Палефат в книге «О невероятном» утверждает, что они «…носили хитоны до пят, а на головах — митры…».

Говорят ученые

В настоящее время найдены десятки захоронений женщин воительниц. Московские антропологи, изучив останки «амазонок», найденных на Дону, обнаружили необычные необычные особенности этих женщин. Ведущий научный сотрудник Института археологии РАН Мария Добровольская, изучая череп донской амазонки, выявила один из признаков синдрома Морганьи-Стюарта-Мореля – серьезной перестройки в работе желез внутренней секреции, выражающейся в числе прочего в тучности и оволосении по мужскому типу. Причем, подобные нарушения встречаются в 18 процентах случаев (против 4 процентов у современного населения). Понятно, что обретенная мужеподобность не способствовала естественным женским функциям: беременность протекала с осложнениями, а нередко и вообще, наверное, не наступала. Потому и пик смертности приходился у них не на активный детородный возраст, как в других обществах того времени, а был сдвинут на более позднее время, когда «амазонки» умирали от ран или глубокой по тем временам старости (50 и более лет).

На останках амазонок нередко обнаруживаются следы боевых травм – тяжелых повреждений черепа, ключиц и костей конечностей от ударов колющим и рубящим оружием; наконечники стрел, застрявшие в костях. Одни повреждения оказались смертельными, другие – залеченными. Значит, выжившие женщины возвращались к воинским обязанностям. В одном из курганов (на территории Украины) была даже обнаружена амазонка с грудным ребенком; о ее принадлежности к клану воительниц свидетельствуют изменения фаланг на двух пальцах правой руки, которыми она постоянно натягивала тугую тетиву лука.

В ратных подвигах некоторые из них доживали до 55–60 лет. Этот рубеж в античные времена преодолевали очень немногие: средняя продолжительность жизни у женщин скифской эпохи составляла всего 33–35 лет. Столь солидный возраст уже сам по себе примечателен, но у пожилых амазонок нередко отсутствовали почти все зубы и наблюдались отчетливые склеротические изменения позвоночника, сильно ограничивавшие подвижность и служившие источником постоянных болей. Значит, само существование подобных «пенсионерок», безусловно, требовало постоянной опеки и заботы на протяжении ряда лет.

Всего же только на степных и лесостепных пространствах от Днестра до Дона благодаря усилиям археологов обнаружено 150 захоронений «амазонок» V – первой половины IV века до новой эры.

* Меотийское озеро – так называли древние греки Азовское море.

Источник

Амазонки: реальные и мифические

амазонки это миф или реальность

амазонки это миф или реальность

амазонки это миф или реальность

амазонки это миф или реальность

амазонки это миф или реальность

амазонки это миф или реальность

амазонки это миф или реальность

амазонки это миф или реальность

Кто сказал, что у войны не женское лицо? Здоровые мускулистые мужчины с огромными мечами — визитная карточка «боевого фэнтези», но плечом к плечу с этой горой мяса и железа всегда стоят женщины. Воительниц, сочетающих в себе женственность и силу, как правило, стесняются. Мужчины избегают проявлять интерес к «агрессивной женщине с мечом», считая это проявлением собственной слабости. Дамы с опаской косятся на тех, кто сменил швабру на копье и при виде дракона теперь не хлопается в обморок, а сноровисто вспарывает ему брюхо.

Большинство художников рисует фэнтезийных «женщин с мечом» абсолютно одинаково, изображая их мускулистыми, полуголыми и стоящими в самых откровенных позах. Впрочем, именно так большинство из нас и представляет себе амазонок. Мы все прекрасно знаем, кто они такие — но лишь в общих чертах и без подробностей. А между тем, в легендах об амазонках есть масса малоизвестных и увлекательных деталей.

Женщины великой реки

амазонки это миф или реальность

Битва греков с амазонками

амазонки это миф или реальность

Сатир преследует амазонку. Рисунок на вазе.

Существует немало прочих вариантов происхождения слова «амазонки». Например, «a masso» (от «masso» — трогать, касаться) могло бы означать «не дотрагивающиеся» (до мужчин). Кстати, в северокавказских языках сохранилось слово «maza» — «луна», что может быть эхом того далекого времени, когда жители этого региона обожествляли Луну — богиню охоты, соответствующую греческой Артемиде.

Кстати, созвучие воительниц с рекой Амазонкой в Южной Америке не случайное — только это реку назвали в их честь. Амазонку открыл конкистадор Франсиско де Орельяна; он же первым из европейцев пересек Южную Америку в самой широкой ее части. Летом 1542 года отряд первопроходцев якобы увидел легендарных амазонок, с которыми вступил в бой. Сегодня считается, что это были либо индейские женщины, сражавшиеся рядом с мужчинами, либо просто длинноволосые индейцы, которых испанцы приняли за женщин. Первоначально де Орельяна хотел назвать реку своим именем, но после этой стычки он остановился на варианте «Амазонка».

Черноморские красотки

Для древних греков амазонки были не менее реальны, чем любые другие обитатели «северных земель». Источники тех времен содержат немало сведений об амазонках — разумеется, большей частью вымышленных. В некоторых из них утверждается, что амазонки якобы жили на побережье Понта Эвксинского (Черного моря) в собственном государстве под управлением царицы Ипполиты. Последняя вошла в легенды благодаря Гераклу: именно у нее он должен был украсть волшебный пояс, совершая девятый подвиг.

амазонки это миф или реальность

В «Илиаде» Гомер называл амазонок «антианейрами» (те, кто сражаются, как мужчины). Геродот именовал их «андроктонами» (убийцами мужчин).

Геродот в своей «Истории» сообщает, что столица амазонок называлась Фемискира, и стояла она на берегу реки Фермодон (юг Черного моря, современная Турция). Существует версия, согласно которой амазонки пришли в Грецию с Меотийского озера, то есть с Азовского моря. Оттуда они совершали военные походы по всей Малой Азии, добираясь даже до Сирии и Египта. Согласно легендам, амазонки основали такие города, как Эфес, Смирна (ныне — турецкий Измир), Синоп и Пафос.

Диодор Сицилийский считал, что амазонки жили на реке Танаис (современный Дон). Ее назвали так в честь сына амазонки Лисиппы, который влюбился в свою мать и бросился в реку, чтоб избежать преступного кровосмешения.

Все легенды сходятся во мнении, что общество амазонок было «ethnos gynaikokratoumenoil» — нацией, где властвуют женщины и где нет места мужчинам. Знаменитый греческий географ Страбон писал, что один раз в году амазонки предпринимали набег на кавказское племя гаргарейцев (предков ингушей и чеченцев) с очень специфической целью: зачать от них детей. Рожденных от такого «союза» мальчиков в лучшем случае возвращали отцам, в худшем — убивали. Девочек учили работать в поле, охотиться и воевать; таким образом появлялись на свет новые представители племени воинствующих женщин.

Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что светловолосые амазонки — выдумка художников. Учитывая способы продления их рода, древние воительницы в их классическом понимании должны были иметь типично восточную внешность.

Амазонки фигурируют во множестве откровенно «мужских» легенд. Согласно преданию, они успешно воевали с Фригией и Ливией, нападали и на Ликию, но были побеждены древнегреческим героем Беллерофонтом, укротителем легендарного Пегаса. В бой с амазонками молодого героя послал ликийский царь Иббат, втайне надеясь, что Беллерофонт погибнет. Однако замыслам вероломного правителя не суждено было сбыться.

амазонки это миф или реальность

Ахилл убивает Пенфесилию. Рисунок на вазе.

Амазонки приняли также участие в троянской войне, причем на стороне Трои. Легенда рассказывает, как однажды на охоте Ипполита, правительница амазонок, была случайно убита своей сестрой, Пенфесилией. Терзаемая раскаянием, новая правительница решила расстаться с жизнью — так, как и подобает настоящей амазонке, то есть в бою. Организованная ею вылазка против греков вначале была успешна, но тут в бой вмешался Ахилл, который сбил Пенфесилию с коня и проткнул ее копьем.

Военная мощь государства амазонок была так велика, что они без труда осадили Афины и даже ворвались в сам город, когда правящий там Тесей похитил их царицу Антиопу (точнее говоря, она досталась ему в качестве трофея во время похода Геракла за поясом Ипполиты). Впрочем, Антиопа через какое-то время влюбилась в Тесея и совершенно не горела желанием возвращаться в родные пенаты. Во время боя Антиопа сражалась на стороне возлюбленного и была случайно убита соплеменницами, после чего противостояние амазонок и афинян сошло на нет.

Битва жителей Афин с амазонками породила отдельный жанр древнегреческого искусства — так называемую «амазономахию», то есть традицию изображения воинственных амазонок на поле боя (рисунки на терракоте, резьба по мрамору).

амазонки это миф или реальность

Скульптор Скопас, барельеф «Амазономахия».

С течением времени упоминаний об амазонках становится все меньше и меньше. При жизни Александра Македонского ходили слухи о том, как однажды в лагерь великого полководца прибыла царица амазонок Талестрис с тремя сотнями соплеменниц. Якобы Талестрис хотела предложить весь этот немалый «гарем» Александру, чтобы получить от именитого правителя как можно больше отпрысков-девочек, таких же сильных и умных, как отец.

Об амазонках, воевавших в составе вражеских войск, писал римский генерал Гней Помпей, а Вергилий в своей поэме «Энеида» явно списал вольскую (вольски — народ, противостоявший Риму) воительницу Камиллу с древних амазонок.

Почти как гномы

амазонки это миф или реальность

Помимо боевого топора, амазонки активно использовали луки со стрелами и небольшие копья — типичный «скифский набор». Они редко сражались пешими — ударную силу их армии составляла конница, что также не может не наводить на мысли о скифских племенах.

Золотой лабрис — символ минойской культуры (остров Крит), 2 тысячелетия д.н.э.

Шерше ля фам

Откуда появились легенды об амазонках? Что это — смутные воспоминания о тех архаичных временах, когда люди жили при матриархате, или реально существовавшие «женские» народы античной эпохи?

На этот счет выдвигается множество теорий. Амазонки назывались дочерьми Ареса и служительницами Артемиды, и это наводит на мысль, что их прообразом могло стать закрытое сообщество храмовых прислужниц. В таком контексте мифическое прижигание груди можно истолковать как нанесение ритуальных увечий.

амазонки это миф или реальность

Остатки храма Артемиды в Эфесе — того самого, который сжег Герострат.

В ранних образцах греческой живописи амазонки носили шлем и длинные туники, обнаруживая сходство с воинственной богиней Афиной. Позднее их одежды стали более утонченными и легкими, высоко подпоясанными (для облегчения бега) — то есть копирующими стиль богини охоты Артемиды. Греческое происхождение амазонок подтверждает и тот факт, что в бою они обычно использовали небольшой щит «пелта», имевший форму полумесяца. Самые поздние изображения амазонок показывают их одетыми на персидский манер — в облегающие шаровары и высокий заостренный головной убор, «кидарис».

амазонки это миф или реальность

Амазонка с топориком и щитом. Рисунок на вазе.

Мифические истории об амазонках напрямую связывают их с двумя героями — Гераклом и Тесеем. Так как последние часто имели дело с вымышленными существами, по аналогии можно предположить, что амазонки также были плодом фантазии. Вполне вероятно, что они символизировали собой те опасности, с которыми греческим колонистам пришлось столкнуться на побережье Черного моря.

Учитывая предполагаемую «родину» амазонок — донские степи и побережье Азовского моря, азиатская теория их происхождения выглядит наиболее вероятной. Греки, расселявшиеся в Причерноморье, постоянно сталкивались с воинственными и полудикими кочевниками. Геродот прямо заявлял, что сарматы — это потомки амазонок и скифов. До недавнего времени этим все и ограничивалось: ученые считали амазонок художественным вымыслом, подчеркивающим необычность степных варваров в глазах греков.

Однако в конце XX — начале XXI веков ситуация изменилась. Сперва на севере Турции в провинции Самсун были найдены крупные женские захоронения, а затем и у нас, на Тамани, кубанские археологи откопали могилы целого племени. Там были погребены исключительно женщины. Невероятно, но факт — рядом с их телами лежало оружие: луки, колчаны и кинжалы, а в черепе у одной из усопших торчал наконечник стрелы.

амазонки это миф или реальность

На карте 1770 года «Амазония» помещена севернее земель сарматов.

Эти находки доказали, что в северном Причерноморье обитали если и не полностью женские племена, то, по крайней мере, сохранившие древние бытовые уклады, когда главную роль в обществе играла женщина. Впрочем, маловероятно, что эти «амазонки» образовывали те общины закрытого типа, о которых рассказывали греки. Жестокость по отношению к мужчинам также наверняка была преувеличена — для людей с разным типом культур характерно создавать подобные легенды о земле, где жизнь коренным образом отличается от их собственной.

Так или иначе, эти племенные союзы были немногочисленными и нестойкими. Ветхие традиции матриархата, чудом сохранившиеся до новой эры, не смогли устоять перед походами Александра Македонского, смешением культур и великим переселением народов в 4–7 веке. Именно тогда амазонки — уникальная смесь полуправды и полувымысла — перестали существовать.

Снова в деле

Как это ни странно, воинственные женщины пользовались большим спросом во все времена и на всех континентах. К примеру, царь Чандрагупта Маурья (322–328 годы до н. э.), впервые объединивший часть Индии в централизованное государство, имел очень необычную охрану — греческую женщину-великаншу. Почти 2 тысячи лет спустя к подобной практике прибегали правители разобщенных индийских государств — например, низамы (цари) Хайдарабада. Известно, что королевскую семью Канди в Шри-Ланке сторожила маленькая армия из женщин-лучниц.

амазонки это миф или реальность

Статуя Боудикки около Вестминстерского аббатства, Лондон.

В Европе женщины из кельтских и германских племен часто сражались бок о бок со своими мужьями. Римский историк Корнелий Тацит говорит о том, что в войске Боудикки, легендарной королевы племени иценов, поднявшей Британию на восстание против римлян в 60 году до нашей эры, было больше женщин, чем мужчин.

амазонки это миф или реальность

Хервора, умирающая после битвы с гуннами. Рисунок Петера Арбо, 19 век

Датский историк Саксон Грамматик писал, что в битве при Бравеллире (около 750 года) между войсками шведского короля Сигурда Ринга и датского короля Харальда Гильдетанда на стороне последнего сражалось около 300 «дев со щитом». Саксон особо уточняет, что щиты их были небольшими, а мечи — длинными.

Вооруженные женщины, сохранявшие свой пол в тайне от окружающих — частые персонажи европейского рыцарского эпоса. Самая знаменитая женщина-рыцарь — Брадаманта, сестра знаменитого рыцаря Рено де Монтабана. Ее приключения стали частью двух важнейших поэм эпохи итальянского Ренессанса — «Влюбленный Орландо» графа Маттео Мария Боярдо (1495) и ее продолжения «Неистовый Орландо» Лудовико Ариосто (1516). Считается, что именно из этих историй «растут ноги» всего современного фэнтези.

Дагомейские амазонки

амазонки это миф или реальность

Дагомейские амазонки. Отреставрированная фотография XIX века.

Король Ахо Хоегбаджа — третий правитель Дагомеи (современный Бенин, Африка) с 1645 по 1685 год, и его сын Доссу Агаджа, правивший с 1708 по 1732, создали мощную армию, с помощью которой они смогли захватить соседние королевства и образовать крупное государство, просуществовавшее до 19 века. Ядром вооруженных сил Дагомеи стали хорошо обученные королевские телохранители, набиравшиеся из женщин. Их число постепенно увеличивалось, и к началу 19 века составляло уже треть армии, примерно 6000 человек.

«Дагомейские амазонки» — так их прозвали европейцы — были войсковой элитой, самым мощным военным формированием во всей Африке. Дагомея, активно торговавшая рабами, имела астрономический годовой доход в четверть миллиона фунтов; часть этих денег уходила на военные нужды. В частности, «дагомейские амазонки» были вооружены невероятно дорогими английскими винтовками. Амазонки проходили специальную тренировку и носили собственную униформу. Им запрещалось выходить замуж и иметь детей; многие из них были девственницами. Их войско имело сложную структуру и делилось на ранги, а дисциплина в нем граничила с жестокостью.

В 1890 году, после долгих и кровопролитных боев, французский Иностранный легион завоевал Дагомею, и войско амазонок было расформировано. Последняя из них умерла в 1979 году.

Это интересно

амазонки это миф или реальность

До начала XX века амазонки фигурировали в литературе лишь как специфические противники главных героев — мужчин. Последние должны были победить или каким-либо образом унизить их, доказав таким образом превосходство мужественности над воинственной женственностью.

В фэнтези-литературе XX века амазонки постепенно становились все более симпатичными. Сегодня они обычно изображаются красивыми и сильными воительницами, живущими в изолированных сообществах. Амазонки нового времени бросают вызов мужчинам лишь для того, чтобы впоследствии стать их союзницами в некоем общем деле.

Процесс «смягчения» образа амазонок вполне логичен — ведь если взглянуть правде в глаза, злых, агрессивных и замкнутых в себе женщин создает не природа, а мы, мужчины. Никогда не следует забывать, что Правосудие — это женщина с мечом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *