Американские грузовики второй мировой войны

Автомобили ВМС и ВВС армии США периода Второй мировой войны

В очередную годовщину Победы снова есть повод вспомнить о незаменимых помощниках солдат стран антигитлеровской коалиции – военных автомобилях. В нашем представлении они всегда ассоциируются с пехотой и артиллеристами. Однако огромную роль в разгроме Германии и Японии сыграли военная авиация и флот.

Военно-воздушные силы в годы войны организационно входили в состав армии США и стали отдельным видом вооруженных сил только в 1947 году. Поэтому авиаторы использовали те же автомобили, что и сухопутные войска, однако в качестве шасси для некоторых типов аэродромной техники закупались машины, специально разработанные для этих целей.

Для авиационной топливной службы компания Autocar в 1940–1941 гг. выпускала двухосный полноприводный грузовик модели U-2044 грузоподъёмностью 2,5 т, применявшийся в качестве шасси для маслозаправщика, а также сходные по конструкции седельные тягачи моделей U-4144T и U-5044, предназначенные для буксировки полуприцепов-заправщиков. Все автомобили имели бескапотную компоновку и кабину от коммерческих грузовиков.

Американские грузовики второй мировой войны

В предвоенной «иерархии» военных автомобилей США предусматривалось наличие грузовиков класса 7,5 т с колесной формулой 6х6. Однако до появления в 1943 г. артиллерийского тягача Mack NO автомобили этого типа поступали в основном в авиационные части. В 1941 г. в связи с расширением авиапарка компания Biederman начала выпускать новые автомобили этого класса – седельный тягач F-1 для буксировки полуприцепов-заправщиков и аэродромный эвакуатор С-2. Эвакуатор, оснащённый 10-тонной крановой стрелой длиной 4,5 м, предназначался для ремонтных работ и удаления поврежденных самолетов со взлётной полосы. В задней части он имел седельно-сцепное устройство и мог буксировать низкорамный двухосный полуприцеп, который использовали для перевозки новых или повреждённых самолетов. Первоначально на эти машины устанавливали 6-цилиндровые бензиновые двигатели Hercules мощностью 165 л.с., но позднее их заменили 180-сильной моделью. В 1942 г. начались поставки аналогичных автомобилей от компаний Federal и Reo, которые строились по единой спецификации и были похожи внешне. Компания Federal выпускала седельные тягачи модели 605 и несколько вариантов эвакуаторов модели 606 с двигателями Hercules мощностью 180 л.с. Поздние варианты эвакуаторов оснащали телескопической 5-тонной стрелой, имевшей максимальную длину 7,9 м. Компания Reo выпускала только седельные тягачи модели 29XS и аналогичные им шасси для аэродромных пожарных машин Reo 29FF. За 1942–1945 гг. в компании было собрано 2318 автомобилей обоих типов. Все эвакуаторы независимо от компании-изготовителя получили официальное обозначение Truck Tractor, Wrecking, 71/2-Ton, 6×6, C-2, а седельные тягачи – Truck Tractor, Fuel Servicing, F-1, 71/2-Ton, 6×6. В 1944 г. компания Biederman начала выпуск крановых шасси P-1 с одноместной кабиной.

Американские грузовики второй мировой войны

Американские грузовики второй мировой войны

Американские грузовики второй мировой войны

Американские грузовики второй мировой войны

Американские грузовики второй мировой войны

Американские грузовики второй мировой войны

Еще одним важным видом аэродромной техники были погрузчики авиабомб, которые грузили бомбы на специальные тележки и буксировали «автопоезд» из них к местам стоянки самолетов. В 1939–1941 гг. главным поставщиком таких машин была компания Marmon-Herrington, которая строила их на базе полутонных грузовиков Ford. С 1942 г. на аэродромы стали поступать новые погрузчики Chevrolet NQ-G-7128, известные как M6 Bomb Service Truck. Конструктивно они относились к серии армейских полуторатонных автомобилей Chevrolet G-7100 типа 4х4, но отличались от них открытой кабиной, более короткой базой и односкатными задними колесами. Всего до конца войны было изготовлено 7857 таких машин.

Американские грузовики второй мировой войны

В северных регионах острой проблемой является очистка взлетно-посадочных полос от снега. Для этих целей в военную авиацию поступали полноприводные грузовики компаний FWD, Marmon-Herrington, Oshkosh и Walter, оснащённые снегоочистительным оборудованием Snogo и Roto Wing или снеговыми плугами.

В период Второй мировой войны в состав Военно-морских сил США помимо боевых кораблей входили Корпус морской пехоты, морская авиация, военные строительные части Seabees, различные арсеналы и судоверфи. Военно-морское министерство США занималось закупками автомобильной техники независимо от армии и предъявляло к ней свои, зачастую особые требования. В силу специфики действий военного флота США его автомобили были практически неизвестны за пределами американского континента и Тихоокеанского театра военных действий, где в 1942–1945 гг. произошли как главные морские сражения, так и все боевые операции морской пехоты.

Корпус морской пехоты во второй половине 1930-х годов имел на вооружении как коммерческие автомобили различных марок, так и полноприводные двух- и трехосные конверсии грузовиков Ford, которые изготовляла компания Marmon-Herrington.

Американские грузовики второй мировой войны

Поступление новых полноприводных автомобилей, созданных с учетом требований морских пехотинцев, началось в 1941 году. Все они разработаны и выпускались компанией International Harvester, которая оснащала их рядными бензиновыми «шестерками» различной мощности собственного производства. Автомобили имели единую систему обозначения, отличавшуюся от фирменной, которая состояла из буквы «M» (Military), первой цифры, обозначавшей грузоподъёмность в тысячах фунтов, и второй цифры, показывающей число колёс.

Самым лёгким был полутонный автомобиль International M-1-4, оснащённый двигателем мощностью 85 л.с. В 1941–1943 гг. собрали 1126 машин, из которых 892 были укомплектованы санитарными кузовами. Более тяжёлым был 93-сильный International M-2-4 грузоподъёмностью 1 т. В 1941–1944 гг. была изготовлена 9101 машина. Автомобили класса 0,5 и 1 т можно рассматривать как аналоги лёгких полноприводных грузовиков Dodge типа Weapon Carrier, которые находились на вооружении американской армии.

Американские грузовики второй мировой войны

Американские грузовики второй мировой войны

International M-3-4 был полноценным грузовиком с двигателем мощностью 88 л.с. и грузоподъёмностью 1,5 т. Автомобиль выпускали в двух модификациях: M-3L-4 имел колесную базу длиной 3,53 м, а M-3H-4 – 3,81 м. Машины были укомплектованы как закрытыми кабинами от коммерческих грузовиков, так и кабинами с брезентовым верхом, которые установили примерно на 20% всех выпущенных грузовиков. В 1941–1944 гг. собрали 6532 автомобиля всех типов, однако Корпус морской пехоты получил всего 452 грузовика, а остальные машины направили в другие подразделения флота, главным образом в морскую авиацию. Автомобили оснащались бортовыми платформами, самосвальными кузовами, противопожарным и заправочным оборудованием.

Американские грузовики второй мировой войны

Самым тяжелым и массовым стал трехосный International M-5H-6 грузоподъёмностью 2,5 т, который был аналогом таких известных автомобилей, как GMC CCKW-352/353 и Studebaker US-6. Его предшественник International M-5-6 c закрытой кабиной коммерческого типа был создан для армии США, но туда так и не попал – все 500 машин этой модели, собранные в 1941 г., в порядке оказания военной помощи отправили в Китай и в СССР. В 1942 г. было изготовлено 3000 автомобилей модели M-5-6×4 без привода на переднюю ось, которые тоже пошли на экспорт. Автомобили обоих типов оснащали двигателями мощностью 111 л.с. В том же 1942 г. начался выпуск модели M-5H-6, которая предназначалась для морских пехотинцев и имела двигатель мощностью 129 л.с. Внешне новые грузовики отличались от предшественников наличием кабины с брезентовым верхом. International M-5H-6 выпускали с двумя вариантами колесной базы (3,78 и 4,29 м) и помимо бортовой платформы оснащали специальными надстройками: самосвальными кузовами, фургонами, противопожарным оборудованием и т. п. На шасси этого типа существовали и седельные тягачи. Всего в 1942–1945 гг. было изготовлено немногим более 35 тыс. грузовиков модели M-5H-6. Из этого количества 5562 автомобиля были заказаны для подразделений флота, в том числе строительных частей Seabees, а несколько сотен из них комплектовали закрытой кабиной коммерческого типа.

Американские грузовики второй мировой войны

Американские грузовики второй мировой войны

Еще одним полноприводным автомобилем, состоявшим на вооружении морской пехоты, был двухосный FWD SU-COE Special класса 5–6 т, который выпускала компания Four Wheel Drive Auto. Он был создан на базе бескапотного автомобиля модели SU-COE, который в качестве грузовика и артиллерийского тягача поставлялся в основном в армии Великобритании и Канады. Вариант для морских пехотинцев отличался более короткой колесной базой, открытой кабиной и предназначался как для перевозки грузов, так и для буксировки артиллерийских орудий. Все автомобили модели SU-COE оснащали бензиновыми двигателями Waukesha мощностью 126 л.с.

Американские грузовики второй мировой войны

Для тыловых перевозок флот использовал обычные коммерческие грузовые автомобили, которые закупались у компаний Autocar, Federal, GMC, International, Mack, Reo и др. Наиболее типичными были автомобили, оснащённые платформами с высокими бортами, но встречались и самосвалы, топливозаправщики, фургоны различного назначения и седельные тягачи. Например, небольшая компания Oshkosh, известная в наши дни как главный поставщик автомобилей для Пентагона, в годы войны строила для флота седельные тягачи типа 4х4 моделей W709CT5 и W712, которые буксировали одноосные полуприцепы. Большим разнообразием отличался парк автомобилей-заправщиков морской авиации, в котором доминировали поступившие накануне войны машины на шасси Autocar моделей U-70 (4×2) и U-9064 (6×4), а также Mack. Помимо работы на аэродромах их использовали и для заправки торпедных катеров.

Американские грузовики второй мировой войны

Береговые части и аэродромы морской авиации имели в своих автопарках и полуторатонный Ford GTB типа 4х4, который выделялся среди серийных военных автомобилей США того времени своим необычным видом. В 1942–1944 гг. по заказу американских военных несколько автопроизводителей строили опытные образцы полноприводных низкопрофильных автомобилей, и Ford GTB стал единственной машиной этого типа, которая пошла в серию. Серийный выпуск этого автомобиля, оснащенного 6-цилиндровым двигателем Ford мощностью 90 л.с., начался в июне 1942 г. Первая партия грузовиков (6001 единица) попала в армию США, но от последующих закупок она отказалась. Из-за географии своего применения грузовик получил у армейцев прозвище «Бирманский джип». Остальные модификации в 1942–1944 гг. выпускались уже для военного флота. Это были грузовики модели GTBA, погрузчики авиабомб GTBS и GTBC и эвакуаторы GTBB. Всего ВМС США получили 9270 автомобилей всех вариантов.

Американские грузовики второй мировой войны

На аэродромах морской авиации тоже применяли эвакуаторы, но в отличие от аналогичных машин армейских ВВС седельно-сцепного устройства они, как правило, не имели. В предвоенный период флот закупал такие машины на шасси коммерческого грузовика Autocar U-90 (пожалуй, единственный тип с седельно-сцепным устройством), но с началом войны на аэродромы стали поступать эвакуаторы на шасси грузовиков типа 6х6 небольшой компании Sterling. Специально для морской авиации в 1942–1945 гг. она выпускала автомобили Sterling DDS150 класса 6 т и Sterling DDS235 класса 10 т, оснащённые эвакуационным оборудованием. В 1944–1945 гг. 200 шасси для эвакуаторов, аналогичных модели Sterling DDS235, построила компания Reo. Несколько автомобилей сохранились до наших дней, но ни в какой военно-технической литературе они не упоминаются и даже неизвестно обозначение их модели. Sterling DDS150 применяли как шасси для погрузчика торпед, а на базе модели DDS235 компания Cardox выпускала аэродромные пожарные автомобили пенного тушения.

Американские грузовики второй мировой войны

Американские грузовики второй мировой войны

Американские грузовики второй мировой войны

Самый большой аэродромный эвакуатор грузоподъемностью 20 т выпускали в 1942–1943 гг. на шасси грузовика Sterling HCS330 (6×4). Автомобиль оснащали бензиновым двигателем Waukesha мощностью 186 л.с. и цепным (!) приводом ведущих колес. Интересно, что документальные фотографии общего вида этих машин чрезвычайно редки (если вообще существуют), но 10–12 эвакуаторов в разной степени сохранности дожили до наших дней.

Американские грузовики второй мировой войны

Бюро верфей и доков (управление ВМС США, ведавшее судостроением) располагало особыми автопоездами большой грузоподъёмности для доставки к стапелям деталей и узлов военных кораблей и подводных лодок. Известны автопоезда, состоящие из трехосных седельных тягачей Mack моделей FKSW и CJ и низкорамных полуприцепов-тяжеловозов, на которых можно было перевозить грузы весом до 40 т.

Американские грузовики второй мировой войны

В 1944 г. для Бюро верфей и доков ВМС США компания Linn Manufacturing построила около 25 весьма необычных грузовиков Linn C-5 Catruk на комбинированном колесно-гусеничном ходу. Все они оснащались крановой стрелой и шли в комплекте с одноосными полуприцепами. Linn C-5 Catruk имел привод как на передние колеса, так и на гусеницы и после подъёма неведущей задней оси превращался из автомобиля в полугусеничную машину.

И несколько слов о том, какую окраску имели автомобили флота и армейской авиации. Стандартным цветом автомобильной и бронетанковой техники армии США был коричнево-оливковый. Такую же окраску имели и большинство автомобилей ВВС, однако аэродромная техника на крупных авиабазах чаще всего была желтого цвета. Автомобили Корпуса морской пехоты красили в тёмно-зелёный цвет, а транспортные средства флота выделялись корабельной светло-серой окраской.

Источник

Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза

Американские грузовики второй мировой войны

С началом Великой Отечественной войны в распоряжении Красной армии оказалось 255 тысяч простейших грузовиков ГАЗ-АА и ЗИС-5, неспособных справиться с гигантскими объёмами транспортных операций, а к осени 1941 года большинство из них были уничтожены на фронте. И тут на сцену вышли Соединенные Штаты со своим ленд-лизом, обещавшие немедленно и почти бесплатно отправить в СССР огромные количества современных грузовых машин. Причем помимо знаменитых Studebaker в поставках были десятки других моделей, которые использовались в РККА.

По договору ленд-лиза первая партия грузовиков поступила в Советский Союз в ноябре–декабре 1941 года морским путем из Великобритании, которая сама входила в число стран, получавших помощь из-за океана. В ней находились английские грузовики коммерческого типа, выпускавшиеся уже в течение нескольких лет и отправленные в СССР для замены полуторок и трёхтонок. Так, сложилось впечатление, что наши новоявленные союзники, пользуясь случаем, пытались поскорее сбыть свои старые машины, часто вообще не приспособленные к военной службе, и взамен получить более совершенную технику из Америки. С 1942 года несколько типов доработанных коммерческих грузовиков для Красной армии поступали из США и Канады.

Американские грузовики второй мировой войны

На вооружении Северного флота состояли грузовики Ford G8T, доставленные по ленд-лизу северным морским путём

Военизированные коммерческие грузовики

Поставлявшиеся по ленд-лизу армейские варианты коммерческих автомобилей представляли собой упрощенные конструкции с задними ведущими колесами, выполненные на шасси серийных грузовиков. Обычно их оборудовали рядными шестицилиндровыми бензиновыми двигателями, четырехступенчатыми коробками передач, гидроусилителями тормозов и рессорными подвесками. Внешне они отличались открытыми кабинами, высокобортными кузовами, трубчатой защитой радиатора, светомаскировочными фарами и всеми односкатными колесами.

Американские грузовики второй мировой войны

Упрощенный грузовичок Austin К30 образца 1939 года с открытой кабиной и дверными фартуками

Austin К30/К2 (Великобритания)

К началу Второй мировой войны известная автомобильная компания Austin предлагала гамму гражданских капотных машин, доработанных для военных нужд. Её открывал военизированный 1,5-тонный вариант К30, выпущенный в 1940-м году в количестве двух тысяч экземпляров. На нём были установлены 3,5-литровый двигатель в 60 сил, деревянный высокобортный кузов и открытая кабина с козырьком и фартуками вместо дверей.

Американские грузовики второй мировой войны

Наиболее распространенный военизированный автомобиль Austin К2 с цельнометаллической кабиной

За ним следовал 63-сильный двухтонный грузовик К2 с одно- или двускатными колесами и разными типами кабин. Известность ему принесла созданная на его базе санитарная машина с закрытым кузовом и характерным жёстким навесом, способная одновременно перевозить четырех человек на носилках или 8-10 сидячих раненых. Одна из них в 1940 году была захвачена немецко-фашистскими войсками, потом «воевала» на Восточном фронте и затем вернулась на Западный. В августе 1944-го этот автомобиль стал трофеем британских войск, продолжив свою военную службу под именем Кэти. Завершала эту небольшую гамму трёхтонка К3.

Американские грузовики второй мировой войны

Типовая английская санитарная машина на базе Austin К2, подаренная жителям Сталинграда в 1943 году

В общей сложности автомобилей серии К30/К2 собрали 15 тысяч экземпляров, из них по ленд-лизу Красная армия получила 147 грузовиков и 12 санитарных машин.

Сохранившиеся автомобили компании Austin, поставлявшиеся по ленд-лизу

Американские грузовики второй мировой войны

Санитарный «Остин», воевавший на двух фронтах и ставший легендой британских вооруженных сил

Американские грузовики второй мировой войны

Компактный двухтонный военизированный грузовичок Austin K2 с закрытой кабиной

Американские грузовики второй мировой войны

Длиннобазный трёхтонный армейский автомобиль Austin К3 с 63-сильным бензиновым двигателем

Bedford OXD/OYD (Великобритания)

Осенью 1939 года автомобильная компания Bedford приступила к выпуску максимально унифицированных военных грузовиков серий ОХ и OY с односкатными колесами, созданных на коммерческом шасси модели О. Несмотря на разное назначение и параметры, они снабжались одинаковыми агрегатами, кабинами и даже шинами, а отличались сугубо армейской непритязательной внешностью с плоской передней панелью со встроенными одной или двумя фарами и сеткой радиатора.

Американские грузовики второй мировой войны

Компактный грузовичок Bedford OXD с колесной базой всего 2,8 метра демонстрирует британские авиабомбы

Американские грузовики второй мировой войны

Седельный тягач Bedford OXС с одноосным бортовым полуприцепом грузоподъёмностью шесть тонн

Эту гамму возглавила компактная 1,5-тонная машина OXD с верхнеклапанным 3,5-литровым двигателем мощностью 72 л.с. и многоцелевым бортовым кузовом. В ходе войны на таком шасси монтировали водяные и топливные цистерны, аэродромные заправщики и стартеры. Одним из вариантов был седельный тягач ОХС, работавший с несколькими видами военных одноосных полуприцепов с разной высотой грузовой платформы. В первой ленд-лизовской поставке в СССР числилось 110 машин серии OXD.

Американские грузовики второй мировой войны

Удлиненный грузовик Bedford OYD со всеми односкатными колесами при разгрузке транспортного судна

Американские грузовики второй мировой войны

Шасси Bedford OYD с компактной цистерной на 1600 литров воды и съёмным маскировочным тентом

Одновременно в производстве находился военизированный трёхтонный грузовик Bedford OYD с той же «неповторимой» внешностью, который от модели OXD отличался усиленной и удлиненной рамой, установкой вакуумного усилителя тормозов, люком в крыше и вместительным деревометаллическим кузовом с высокими бортами и брезентовым тентом. Автомобиль полной массой 6,5 тонн развивал максимальную скорость 65 км/ч.

Из 72 тысяч выпущенных грузовиков OYD по ленд-лизу в СССР была отправлена достаточно крупная партия из 1662 машин, из которых до места назначения добрались лишь 1387 автомобилей.

Американские грузовики второй мировой войны

Миниатюрный тягач Bedford OХС с шеститонным бортовым полуприцепом с двухскатной ошиновкой

Американские грузовики второй мировой войны

Самый распространенный британский военизированный грузовик Bedford OYD длиной более шести метров

Американские грузовики второй мировой войны

Грузовой автомобиль Bedford OYD с запасом хода 450 километров в пробеге исторической военной техники

Ford 2G8T/G8T (США)

Благодаря добрым отношениям Советского Союза с корпорацией Ford Motor Corporation в конце 1941 года на базе рядового 1,5-тонного коммерческого автомобиля с задними ведущими двускатными колесами была построена военизированная машина, впоследствии прославившаяся огромными объёмами производства и ленд-лизовских поставок.

Американские грузовики второй мировой войны

Один из прототипов грузовика Ford G8T – типично американский короткобазный вариант Ford 2GT-86

Американские грузовики второй мировой войны

Колонна военизированных гражданских автомобилей Ford 2G8T с простейшими бортовыми кузовами

Изначально в программе компании Ford на 1942 год появился обычный гражданский грузовик Ford 2G8T с шестицилиндровым 3,7-литровым мотором мощностью 81 л.с., вакуумным усилителем в гидроприводе тормозов и несколькими вариантами деревянных кузовов с откидными бортами.

Американские грузовики второй мировой войны

Многоцелевой военизированный коммерческий автомобиль Ford 2G8T с высокобортным деревянным кузовом

Его характерной отличительной чертой была непритязательная узнаваемая внешность с широкими «надутыми» крыльями и покатой передней облицовкой из вертикальных стальных прутков. Зимой 1941-1942 года машинокомплекты этого грузовика стали поступать по ленд-лизу в СССР. Местом их сборки был определен Горьковский автозавод.

Американские грузовики второй мировой войны

Армейский вариант Ford G8T с деревометаллическим кузовом и надставными решётчатыми бортами

Американские грузовики второй мировой войны

Восстановленный транспортный военизированный автомобиль Ford G8T вооруженных сил США

И только в 1943-м в производство пошёл доработанный военный вариант Ford G8T, которому впоследствии в СССР присвоили индекс «Форд-6» (по количеству цилиндров). Его оборудовали деревометаллической грузовой платформой с продольными откидными скамьями, съёмными решетчатыми боковинами и тентом, защитными прутками фар и усиленными креплениями колес.

Американские грузовики второй мировой войны

Грузовик Ford 2G8T первого выпуска на службе в вооруженных силах Америки

Американские грузовики второй мировой войны

Ленд-лизовский грузовик Ford G8T второго выпуска на службе в Красной армии

В отличие от гражданского прототипа грузовик имел дополнительный бензобак, гидроамортизаторы двухстороннего действия в подвеске, буксирный крюк, многослойные шины и даже экранированное оборудование. Максимальная скорость этой версии сократилась с 88 до 77 км/ч.

Американские грузовики второй мировой войны

Грузовики Ford G8T с типовыми кузовами-фургонами для авторемонтных мастерских и радиостанций

Американские грузовики второй мировой войны

Советские солдаты-миномётчики на ленд-лизовских грузовиках Ford G8T в освобождённой Вене

Американские грузовики второй мировой войны

Военизированный грузовик Ford 2G8T Красной армии перевозит бывших узников немецких концлагерей

Огромный успех автомобилей Ford стал поводом к созданию в США подобных 1,5-тонных гражданских и военизированных машин. В течение четырех военных лет концерн General Motors выпускал 85-сильный грузовик Chevrolet MS4403 со всеми агрегатами и параметрами, практически идентичными «Форду». Несмотря на стальной кузов, он оказался на 230 килограммов легче, чем модель G8T.

Американские грузовики второй мировой войны

Пока не восстановленный грузовой автомобиль Chevrolet MS4403 на съезде старинной техники

Американские грузовики второй мировой войны

На южном фронте колонна ленд-лизовских грузовиков Dodge WF32 с пушками и боевыми расчётами

В 1942-1944 годах выпускался удлиненный коммерческий грузовик Dodge WF32, оборудованный двигателем в 90 сил, гипоидной главной передачей и грузовой платформой с высокими надставными бортами. Его максимальная скорость достигала 86 км/м. В общей сложности обе фирмы отправили по ленд-лизу более трёх тысяч машин.

Dodge Т110L (Канада)

С 1940 года канадский филиал компании Dodge выпускал целое семейство 95-сильных трёхтонных капотных автомобилей Т110L с характерной остроносой передней облицовкой, расширенными крыльями, несколькими размерами колесной базы и вариантами кузовов.

Американские грузовики второй мировой войны

Редкий канадский трёхтонный автомобиль Dodge T110L-9 с высокобортным деревянным кузовом

Базовый грузовик T110L-9 (D60L) оборудовали одно- или двускатными задними колесами с шинами оригинальных размеров 10,50-16 и 7,50-20, а также различными многоцелевыми кузовами британского образца. Специально для самосвалов с задней разгрузкой служило короткое шасси T110L-6 (D60S) с двухступенчатой главной передачей заднего моста. В 1942 году в СССР было отправлено 157 автомобилей этой серии.

International K/KR (США)

С 1940 года компания International Harvester активно насыщала свои вооруженные силы многочисленными двух- и трёхосными грузовиками коммерческой серии К с характерным округлым стилевым оформлением передка. Наиболее популярными были трехтонные машины К6 и К7 с шестицилиндровыми двигателями в 84-88 сил, которых в разгар войны сменила серия KR. Из неё по ленд-лизу в СССР было отгружено 1235 пятитонных грузовиков и самосвалов KR11, внешне напоминавших будущие советские грузовики ЗИС-150.

Американские грузовики второй мировой войны

Военизированный пятитонный 126-сильный грузовик International KR11 на пробеге старинной автотехники

Американские грузовики второй мировой войны

Типично британский трёхосный бескапотный грузовик семейства Albion BY с задними ведущими колёсами

Albion BY3 (Великобритания)

В 1938 году компания Albion взялась за создание гаммы многоцелевых бескапотных грузовиков BY с задней ведущей тележкой, выполненных в типично британском стиле. Через два года она начала выпуск трёхтонного варианта BY3 с нижнеклапанным мотором в 80 сил собственного производства, всеми односкатными колесами с 21-дюймовыми шинами, открытой кабиной и многоцелевым бортовым кузовом с брезентовым верхом.

Американские грузовики второй мировой войны

Шасси Albion BY3 без кузова, поступившее по ленд-лизу в СССР и переданное для изучения в НАТИ (фото НАМИ)

Американские грузовики второй мировой войны

Автомобиль-шасси Albion BY1 для доставки и перегрузки двух понтонов с ручными лебёдками

Автомобиль применялся в инженерных частях для перевозки мостовых секций и понтонов, а также для установки вместительных кузовов для различных мастерских и лабораторий. В одной из первых поставок в СССР находилось 35 таких машин, применявших в понтонных частях.

Leyland Retriever (Великобритания)

В 1939-м на базе трёхосного бескапотного коммерческого грузовика компания Leyland создала трёхтонный военизированный вариант Retriever WLW2А с верхнеклапанным четырехцилиндровым двигателем мощностью 73 л.с., восьмиступенчатой трансмиссией, вакуумным усилителем привода тормозов, односкатными колесами с одинаковой колеёй и открытой кабиной.

Американские грузовики второй мировой войны

Бескапотный армейский автомобиль Leyland Retriever WLW2А с открытой кабиной с брезентовым навесом

Американские грузовики второй мировой войны

Шасси Leyland Retriever для перегрузки двух понтонов посредством четырёх лебёдок и тросов внутри стоек

Специализированные версии таких шасси с валами отбора мощности, электрогенераторами и лебёдками служили для установки фургонов с оснащением ремонтных мастерских, зенитных прожекторов и стреловых кранов, а также перевозки понтонов и мостовых секций. По ленд-лизу было отправлено лишь несколько пробных машин.

Austin К6 (Великобритания)

С 1942 года фирма Austin собирала трёхосный капотный грузовик К6 с новым шестицилиндровым верхнеклапанным мотором (4,0 л, 82 л.с.), дополнительным двухступенчатым редуктором в трансмиссии, главными червячными передачами, гидроприводом тормозов с вакуумным усилителем и 12-вольтным электрооборудованием. Трёхтонное шасси использовалось как для монтажа кузовов со штабным и медицинским оборудованием, так и многочисленного семейства армейских спецнадстроек. Часть машин с пятитонными лебёдками использовалась в качестве балластных тягачей для буксировки транспортных самолетов.

Американские грузовики второй мировой войны

Трёхтонный односкатный грузовик Austin K6 с полностью металлической конструкцией кабины и кузова

Американские грузовики второй мировой войны

Шасси Austin K6 с трёхтонным поворотным армейским краном Coles с максимальной длиной стрелы шесть метров

В разгар войны в Советский Союз отправили партию из 333 машин К6, которые планировалось использовать для установки аэростатных лебёдок и реактивных боевых систем БМ-13.

В завершении следует упомянуть две с половиной сотни единичных образцов двух- и трёхосных грузовых машин, поставленных по ленд-лизу и учтённых по наименованиям смонтированных на них надстроек.

На заглавной фотографии – весьма экзотичный для военных целей британский грузовик Bedford OYD с примитивной внешностью, плоской передней панелью, задрапированным кузовом и мотком колючей проволоки на двери кабины.

Все иностранные меры пересчитаны по Международной системе единиц.

В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *