Американский автомобиль с деревянными боками
WOODY STYLE
Все автомобили представленые на фото выше обклеяны виниловой плёнкой. Ведь использование натурального дерева в производстве автомобилей слишком дорого да и технологии изготовления деталей экстерьера из дерева достаточно сложны, а соответственно каждая такая деталь, по стоимости в разы превышает аналог из металла и винила. И не секрет, что встретить в отделке интерьера современных авто натуральный шпон достаточно сложно. Сегодня это прерогатива автомобилей премиум сегмента.Но так было не всегда.Ведь до того как WOODY STYLE стал отдельным направлением автомобильного дизайна, он был скорее необходимостью. В 20е годы прошлого столетия металлургическая промышленность США не поспевала за стремительными темпами автомобилизации страны. В итоге автопроизводителям пришлось искать альтернативу дефицитному листовому металлу. Учитывая, что в конструкции автомобилей тех лет обильно использовалось дерево, а нуружные панели имели достаточно незатейливый дизайн, что позволяло без особого труда изготавливать их из дерева и фенеры…решение проблемы напрашивалось само собой
Ford Model A Station Wagon Woody 1930
Ford V8 Station Wagon Woody 1937
Вот пара представителей той эпохи
Интересный факт-в СССР в конце сороковых было нечто подобное, а именно Москвич-400 с кузовов фургон. Так же как и американцам, заводу МЗМА в послевоенное время приходилось экономить стальной прокат. И вот собственно, что из этого получилось
«Конструкторы Московского завода малолитражных автомобилей стояли возле машин навытяжку. В Кремле вождю показывали опытные образцы советской автомобильной техники. Впереди шел Сталин, за ним — зампред совнаркома Микоян и председатель Госплана Вознесенский. Среди других машин был и Москвич 400-422, фургончик с деревянным кузовом. «Чтобы сэкономить стальной прокат, московские конструкторы решили использовать дерево», — шепнули вождю. Сталин кивнул. Значит, можно готовиться к серийному производству».
(выдержка и фото из статьи Буратино. Авторевю №15,2002)
(полностью статью о Москвиче можно прочитать на сайте www.autoreview.ru/new_site/year2002/n15/mzma/1.htm)
В сороковые всё изменилось. Отныне и навсегда отделка автомобилей деревом превратилась в своего рода культ. Буквально каждый производитель предлогал широкий выбор моделей в стиле WOODY. На дороге можно было встретить и утилитарный фургончик, и кабриолет, и семейный универсал
Buick Special Estate Wagon 1941
Buick Super Estate Wagon 1949
Chevrolet Fleetmaster Country Club Convertible Woody 1948
Ford Super Deluxe Sportsman Convertible Woody 1946
И даже не большой автобус!
Даже такой производитель дорогих и роскошных автомобилей как Packard, имел в своём модельном ряду WOODY
В чем прикол американских автомобилей с деревянными панелями?
Частенько вижу подобные автомобили в американских фильмах. Часть из них достаточно современны. Зачем эти панели? Просто понты и мода?
Давайте вспомним историю развития деревянных автомобилей («вуди-каров»), их расцветом и закатом.
Curved Dash Oldsmobile 1901 — первый массовый автомобиль в мире.
Кузов «Олдсмобиля» называли Runabout («бродяга»), так как авто представляло собой коляску без крыши, дверей и стекол. В те времена эта конструкция была весьма популярна, но Curved Dash имел важное отличие от конкурентов. Деревянный кузов устанавливали прямо на пару длинных продольных рессор, соединявших передние и задние колеса. В Америке машину считают прародителем стиля «вуди».
С годами алюминий вытеснил древесину из кузова, на смену алюминию пришла сталь, а деревянный каркас стал небезопасным архаизмом. Однако до полного отказа от дерева было еще далеко. Особенно это было актуально для больших автомобилей. Ford Model A Station Wagon 1929 года был частично деревянным.
Ford Model A Station Wagon конструктивно был проще легендарной модели Ford Model T. Это объяснялось широким применением дерева. Кузов, выпускали фирмы Murray и Baker-Raulang, делая его из клена и закрывая березовыми панелями. Первым массовым «вуди» и открывателем эпохи автомобильного скевоморфизма можно считать именно эту модель.
В 1930-х скевоморфизм стал особой техникой дизайна, в которой предмет копируется с другого объекта, но выполняется из других материалов. Это распространилось и на более компактные машины. Именно такими был Ford 68-790 Woodie 1936 года.
И Ford Deluxe Station Wagon 1937 года.
В 1940-х годах данная тенденция продолжилась, причем нельзя сказать точно, что повлияло на это в большей степени – мода или экономия металла после окончания Второй мировой войны. Именно на это десятилетие пришелся расцвет вуди-каров. На фото Nash Ambassador Suburban (1946)
Chrysler Town and Country (1941) стал прародителем «вседорожных универсалов».
В начале 1940-х Town and Country, первым среди универсалов «вуди» получивший стальную крышу, могли позволить себе лишь состоятельные семьи. В конце десятилетия появился кабриолет Town and Country Convertible, ставший настоящим представителем премиум-класса того времени.
В 1950-х американцы осознали непрактичность деревянных конструкций, которые были весьма трудоемки в ремонте и обслуживании. Отказаться от дерева полностью все же не смогли, а потому перешли на внешние деревянные панели. Последними настоящими вуди-универсалами стали Buick Super Estate и Roadmaster Estate Wagon. Дерева в конструкции практически не осталось.
В Великобритании машины с деревянными деталями также пользовались успехом. Последним подобным автомобилем здесь был универсал Morris Minor Traveller, появившийся в 1953 году.
Данная модель сошла с конвейера лишь в 1971 году, и именно она считается «последней из Могикан». Morris Mini Traveller 1961 года уже не был деревянным, так как накладки были внешними и выполняли исключительно декоративную функцию.
В СССР также были подобные машины. В 1948 году небольшой серией выпустили фургон «Москвич-400-422».
Увидеть такое авто можно в фильме «Взрослые дети» 1961 года. В народе 422-й получил прозвище «Буратино».
В 1960-х в США мода на настоящие «вуди-кары» угасла. Альтернативой стали обычные машины с кузовами «под дерево». Кузовные накладки выполняли из нескольких пород дерева и щедро покрывали лаком. Для многих авто дерево стало дополнительной опцией. Так было и в случае с универсалом Chevrolet Caprice Estate 1966 года.
Или с Ford Country Squire LTD 1968 года. Девятиместный автомобиль позволял четверым детям свободно разместиться на диванчиках в багажном отделении.
С конца 1960-х и до 1990-х было выпущено огромное количество машин в стиле «вуди». Моду на фейковый вуди-стиль даже обыграли в популярной комедии «Каникулы» с Чеви Чейзом, в которой семья путешествовала на вымышленном универсале Wagon Queen Family Truckster, построенном на базе Ford Country Squire LTD 1979 года выпуска.
Популярным наследником «вуди-каров» был Jeep Wagoneer, знакомый на по многим голливудским фильмам. На нем ездила жена Уолтера Уайта из сериала Breaking Bad («Во все тяжкие»). В 2013 году автомобиль 1991 года выпуска, снимавшийся в сериале, продали на аукционе за 11 тысяч 250 долларов.
Сейчас выпускать подобные машины серийно никто не берется. Джо Хармон пофантазировал, как бы мог выглядеть современны «вуди» на базе Audi A6.
Квадратный Ford Flex также отлично подошел на роль «вуди-кара». Пластиковые панели, окрашенные «под дерево», можно и сейчас заказать в одном из частных ателье, причем за смешные деньги — всего 899 долларов.
Автомобили с деревянными элементами кузова
Начать хочется с представителя английских кровей Bentley Mark VI Estate Car by Rippon 1949 года выпуска. Данный автомобиль изготовлен вручную специалистами компании Rippon Brothers на базе шасси Bentley Mark VI. Именно этот автомобиль построен для производителя ковров из Западного Йоркшира капитана Джорджа Экройда.
Автомобиль оснащён рядным шестицилиндровым двигателем мощностью 132 л.с. и четырёхступенчатой коробкой передач. Машина была продана на аукционе за $121,000.
Следующий любопытный автомобиль это Buick Roadmaster Estate Wagon 1948 года. В выпуске журнала Special Interest Autos за июль/август 1993 года данный автомобиль был назван самым габаритным, тяжёлым и дорогим автомобилем 1948 года. Автомобиль построен полностью на деревянном каркасе.
Всего в 48 году было выпущено 350 подобных автомобилей, а до наших дней сохранились считанные единицы.
Автомобиль оснащён двигателем V8 мощностью 150 л.с. и двухступенчатой автоматической коробкой передач. На аукционе он был продан за $90,750.
Chevrolet Fleetline ‘Country Club’ Aerosedan 1948 года. К 1948 году данный автомобиль доживал свои последние дни на конвейере, ведь основные конкуренты в лице Studebaker, Hudson, Packard и Nash предлагали уже более современные автомобили. Тем не менее автомобили этой модели расходились внушительными тиражами и было продано 211 861 автомобиль. Базовая стоимость начиналась с отметки 1434 доллара.
Самое интересное в этом автомобиле то, что компания Chevrolet не производила автомобилей с деревянной отделкой кузова, а значит деревянные панели были изготовлены сторонней фирмой и уже самостоятельно установлены на данный автомобиль.
Автомобиль оснащался шестицилиндровым двигателем мощностью 90 л.с. и трёхступенчатой механической коробкой передач. Продан же на аукционе он был за $33,000.
Chrysler Town and Country Convertible 1947 года. Автомобиль был представлен в 1941 году, но первоначально он был задуман в 1939 году Дейвом Уоллесом. Авто отличалось от классических стальных моделей большей утонченностью, качеством и щегольством. Панели изготовлены вручную из красного дерева по технологии изготовления премиальных деревянных лодок.
Автомобиль оснащён L-образным двигателем V8 мощностью 135 л.с. и четырёхскоростной полуавтоматической коробкой передач Prestomatic.
Продан данный автомобиль был за $170,500.
При постройке данного автомобиля за основу был взят автомобиль Packard Super Eight LeBaron All Weather Town Car, у которого была отпилена задняя часть кузова, после чего базу удлинили на пять футов и на его месте возвели высококачественный деревянный каркас. Автомобиль оснащён двигателем V8 мощностью 145 л.с. и трёхступенчатой механической коробкой передач. Автомобиль был продан на аукционе за $55,000.
Packard Eight Station Sedan 1949 года. За основу для производства этого автомобиля был взят четырёхдверный седан, который усилиями компании Briggs Manufacturing Company превратился в серийный универсал. При производстве использовалась древесина клёна.
Автомобиль оснащался восьмицилиндровый двигателем мощностью 135 л.с. и трехступенчатой механической коробкой передач с овердрайвом. Автомобиль был продан на аукционе за $71,500.
Morris Minor Traveller 1958 года. Данный автомобиль был разработан тем же человеком, что спроектировал автомобиль Mini, а именно Алеком Иссигонисом. На момент его создания автомобиль обладал многими перспективными разработками, такими как реечное рулевое управление и торсионная независимая передняя подвеска.
Автомобиль оснащён четырехцилиндровым двигателем с двойным карбюратором мощностью 37 л.с. и четырехступенчатой механической коробкой передач.
На аукционе именно этот автомобиль был продан за $45,100.
На этом пожалуй стоит закончить, а в следующей части мы поговорим про подобные автомобили изготовленные легендарной компанией дядюшки Генри Форда.
А знали ли вы, почему на американских автомобилях были деревянные бамперы?
Классику иногда пересматривать не только интересно, но и полезно. Можно узнать ряд необычных вещей с исторической точки зрения. Вот, например, на YouTube есть короткая, всего 40 секунд, удаленная сцена из фильма «Крестный отец».
С одной стороны, ничем не примечательный эпизод, но начинается он с рассуждения об очень интересных фактах об автомобилях из 40-х годов в США. Дело в том, что двое мафиози, прежде чем перейти к делам насущным, сначала начинают обсуждать новый автомобиль одного из них. При этом владелец особенно подчеркивает факт, что все бы на этой машине ничего, но вот только деревянные бамперы.
. деревянные бамперы? Серьезно? На самом деле такое имело место быть, и этот факт был остроумно использован во время съемок фильма. Правда, в сам фильм он не попал, но, как говорится, попытка была неплохая.
Итак, Клеменца зол, что его автомобиль пришел с деревянными бамперами с завода. Причина, как несложно догадаться, в недавно окончившейся Второй мировой войне (сцена относит нас к началу второй половины 40-х годов) и, безусловно, была связана с военными действиями.
Вот еще один пример кадров, на которых заснята известная американская кинозвезда 40-х Рита Хейворт, сидящая на багажнике Lincoln Continental (кадр сделан в 1942 году), у которого бамперы заменены на предупреждающие знаки: «Пожалуйста, едьте аккуратно, мои бамперы на свалке металлолома»:
Эта удаленная сцена из «Крестного отца» показывает странный факт об автомобилях времен Второй мировой войны в Америке
И это был далеко не единичный случай. Многие элементы декора и вспомогательные металлические запчасти шли на нужды армии, на переплавку на танки, Джипы, гранаты и так далее, где требовалась сталь.
Чтобы автомобили не оставались уязвимыми для ударов, многие владельцы заменяли свои хромированные бамперы деревянными, и, как и стало известно из удаленной сцены из «Крестного отца», заводы даже все еще устанавливали деревянные бамперы на свои очень ранние послевоенные автомобили.
Пример – Chevrolet 41-го года. Как видно, из деревянных элементов на автомобиле не только бамперы. Возможно, с тех пор на американских универсалах появилась мода на деревянный декор во второй половине 80-х.
На самом деле это редкий кадр. Если посмотреть на фотографии автомобилей в послевоенный период, вы практически не увидите машин с деревянными элементами. Возможно, как только квоты по стали были расширены и запреты сняты, все владельцы быстро заменили дерево на хромированную сталь. Или просто фотоаппараты были не у всех, чтоб запечатлеть столь необычный подход. Или все просто стеснялись это фотографировать?
В общем, как обычно, вопросов остается много, но факт в целом интересный, и мы о нем не знали. А вы как считаете?
По пояс деревянный: опыт владения Oldsmobile Custom Cruiser 1983 года
Культовый ретромобиль можно не только холить и лелеять, выезжая лишь в теплые и сухие деньки, но и гонять его, как в молодые годы, по горным серпантинам и с тяжелым прицепом. И все это – без серьезного капремонта и после 20-летнего простоя в гараже!
Владелец – Юрий Дегтярев, 50 лет, г. Москва, работает в компании Ozon.
Автомобиль – Oldsmobile Custom Cruiser, фуллсайз универсал, 1983 год, 2 поколение (1977-1990).
– Этот автомобиль я приобрел года три назад после долгих поисков. Собственно, искалась не конкретная модель, а просто старый рамный «американец» в отличном состоянии за умеренные деньги. Поиски подзатянулись года на три, но в итоге искомое было обнаружено через сайт объявлений в Майкопе. У машины любопытная судьба. В 1991 году предыдущий хозяин купил ее в Финляндии. Автомобиль был приписан к тамошнему посольству США и, видимо, отслужив свой срок, оказался выставлен на продажу. Его привезли в Майкоп, однако от большого восхищения и уважения практически не стали эксплуатировать. Пару раз владелец с супругой ездил на нем на море, после чего заурядно пользовать такой авто показалось ему неправильным, и он… ездить на нем перестал вовсе! А в 1998 году даже снял с учета, чтобы налоги не платить.
Уже в наше время авто выставили на продажу внуки, причем в состоянии, как есть – из гаража, не запуская мотор. Я приехал на осмотр, убедился, что кузов и салон находятся в превосходном сохране для своих лет и тем более – по меркам московского климата! О состоянии машины говорили и родные колеса 80-х годов, и отсутствие потертостей на руле, рукоятке КПП, водительском сиденье – пробег в 47 000 миль был явно нескрученным. Просили 900 000 рублей, но сторговались на 750 000, и я забрал «Олдса», даже не заводя, сочтя, что с мотором и трансмиссией я запросто разберусь, ибо в таком возрасте главную ценность представляет кузов. А он не требовал никаких существенных вмешательств, кроме замены пары мелких пластмассок, которые просто рассыпались от жары, став хрупкими – все же южный регион, железный гараж…
В итоге машину на эвакуаторе довезли до Ростова-на-Дону, откуда она на автовозе отправилась в Москву.
Снаружи
Несмотря на колоссальные по современным меркам длину и массу, а также «по-катафалистому» приподнятую в задней части крышу, автомобиль не выглядит ни мрачным, ни бегемотисто-неповоротливым. Во втором поколении Oldsmobile Custom Cruiser стал несколько строже в линиях, избавившись от лишнего китча и от закрытых арок задних колес, которые ему совсем не шли.
В результате, даже несмотря на многочисленные рубленые грани и острые углы, машина смотрится легкой и «катучей» – ее гораздо легче представить в роли грантуризмо, с попутным ветром пересекающего Америку по Route 66, чем в качестве набитого визжащими детьми и мешками со жратвой из Walmart «сарая». Впрочем, последнее все же имело место существенно чаще, ибо маркетинговая концепция универсалов в те годы подавала их в первую очередь как семейные машины, автомобили для домохозяек и предшественников минивэнов.
Главная гордость этой модели – культовая «деревянная отделка» по бортам! Невероятное явление в автомобильном дизайне – нелепое, наивное, но удивительно милое! В нем – вся абсурдность моды, как в капле воды под микроскопом: сперва деревянные двери и крылья делали в силу невысокого уровня развития технологий на заре автомобилизма, потом это веяние удержали на плаву первая и вторая мировые войны с их дефицитом металла, затем дерево во внешней отделке стало признаком отдельных премиальных моделей (уже странно), ну и закончилось все модой массового масштаба с подменой природного материала на простенькую пленочную оклейку…
Кстати, это покрытие представляет собой ламинированную металлическую фольгу с нанесенным принтом, а не виниловую пленку, как многие думают!
Задняя дверь откидывается вниз, образуя мощную «лавку», поддерживаемую толстым стальным тросиком-оттяжкой. Удобно для того, чтобы порыться в каких-то сумках и баулах, что-то найти или, например, расставить примус, чашки, бутерброды и позавтракать в пути. Кто-то скажет, что такой откидной борт изрядно затрудняет приближение к дальней части багажника, чтобы подтащить к себе ту самую нужную сумку… Да, но в Oldsmobile Custom Cruiser дверь оснащена гибридными замками, позволяющими как откидывать ее вниз, так и открывать вбок! Первое делается с помощью внутренней ручки, второе – с помощью внешней.
Эта роскошь, к слову, на самом деле – полная ерунда по сравнению с задней дверью первого поколения «круизера», именуемой «clamshell»! Та дверь открывалась полностью электрическим приводом, причем гнутое стекло уезжало вверх, под потолочное покрытие, а нижняя металлическая створка опускалась вниз под бампер. Такие же были у Buick Estate Wagon, Pontiac Catalina Safari Wagon и некоторых других универсалов того времени. Погуглите GIF или видео, как это работает – будете шокированы технологиями начала 70-х…
Возвращаясь к нашему сегодняшнему экземпляру: в пятой двери у него установлено электрически опускаемое безрамочное стекло. Для езды с ветерком – никакой люк и рядом не стоял!
На задней части крыши расположен красивый алюминиевый багажник с интегрированным спойлером для защиты от грязи стекла задней двери, не имеющего «дворника»:
Внутри
Торпедо, отделанное искусственным шпоном «а-ля орех», воистину монументально! Подобная консоль хорошо смотрелась бы в гигантском многотонном грузовике. Эдакий «зиккурат», с которого, увеличь его в размерах, можно перед толпами солдат объявлять мировую войну. Пустого места на торпедо – масса! С такими масштабами его нужно было либо оснащать более крупными ручками, кнопками и дефлекторами, либо просто увеличить вдвое их количество…
Штатная музыка с кассетным проигрывателем и пульт управления кондиционером:
Руль – с регулировкой по вертикали. Электрические приводы управляют всеми стеклами (включая уже упоминавшееся стекло пятой двери) и передними креслами. Вакуумная система – круизом и распределением потоков воздуха. Отдельная история – омыватель фар: он выполнен в виде ручного насоса, нагнетающего воду к четырем форсункам после интенсивного нажатия на рукоятку помпы. Источником воды служит мягкий (!) бурдюк-грелка под капотом, как у первых ВАЗ-2101. Давление в такой системе, конечно, низкое, и струйки воды способны сбить лишь свежую грязь или снежную кашу. Но в целом-то каков сервис для машины, разработанной в 1977-м, а?!
Отделка салона – велюр и винил:
Oldsmobile Custom Cruiser – восьмиместный автомобиль. По три человека могут сесть на первом и втором рядах плюс два дополнительных сиденья прячутся под полом багажника. Если же опустить все сиденья, кроме переднего ряда, то сзади образуется просто нереальный по объему и длине грузовой отсек с ровным полом. Можно положить матрас и с комфортом спать (и не только спать. ), а можно ехать втроем и перевозить запредельное для легкового автомобиля количество груза.
Железо
Силовой агрегат этого «Олдса» – весьма скромный на фоне того, что в гамме его моторов были и 7,5-литровые. Тут он представляет собой комбинацию 5-литрового V8 на 140 л.с. с четырехкамерным карбюратором Rochester QuadraJet и 4-ступенчатой автоматической КПП THM-200-4R, сменившей в 1981 году 3-ступку от первого поколения «круизера». Самый слабый из доступных, этот двигатель тем не менее относится к собственному и весьма продвинутому олдсмобилевскому семейству моторов Rocket. Второе поколение Custom Cruiser, в общем-то, стало последним автомобилем, использующим собственные моторы Oldsmobile, – после него моторное подразделение марки было расформировано, и на дальнейшие модели уже ставились двигатели Chevrolet…
Привод, естественно, на неразрезной задний мост на пружинах. Передняя подвеска – классическая двухрычажка, тоже на пружинах. Тормоза по кругу дисковые. Рулевое управление – с червячным редуктором и ГУРом.
После доставки автомобиля до дома началась техническая ревизия, к счастью, завершившаяся достаточно быстро.
– Тёк изо всех щелей карбюратор, но это оказалось единственной проблемой по двигателю. Ремкомплект для него купили сразу прямо в России, безо всяких заказов и ожидания, и мотор заработал. А вот коробка признаков жизни почти не подавала, масло в ней загустело до состояния мёда… В итоге свежеоткапиталенная аналогичная АКП была найдена в Санкт-Петербурге, куплена за 50 000 рублей и по-быстрому заменена. Помимо этих мероприятий в машине были сменены все рабочие жидкости, прокачаны тормоза с заменой колодок и почищена электрика – от многолетнего простоя сбоили дворники, мерцал свет, заикалась музыка. И, да, был еще поставлен фаркоп (о котором ниже) – без колхоза, старый американский – в штатные, изначально усиленные для его установки места.
В движении
Несмотря на то, что во втором поколении Custom Cruiser стал короче на 11 дюймов и по колесной базе, и по общей длине (что, в общем, не вполне типично – чаще бывало наоборот), он остался гигантом. Более 5,5 метра в длину с огромными свесами спереди и сзади – за его рулем ощущаешь себя пацаном, забравшимся без спросу в папкину тачку! Это же определяет и первые ощущения от вождения – сложность в определении габаритов, неуверенность из-за явно недостаточных по размеру боковых зеркал. При том что, когда осваиваешься, понимаешь, что машина довольно маневренная для такого крокодила: большой выворот колес и обильное остекление позволяют адаптироваться к ней достаточно быстро. В конце-концов, в 60-70-х на таких линкорах лихо катались американские домохозяйки без каких-то особенных затруднений – уж нам ли робеть?
Во всем же остальном этот «американец» – характерное дитя своего времени. Мощная тяга на низах, вращаемый пальцем руль без выраженной обратной связи, глотающие всё, не жуя, передние пружины и задние продольные рессоры, сильные клевки носом при торможениях и пугающая боковая раскачка. Из не вполне характерных деталей – отличные и совсем не ватные тормоза, ставящие машину буквально колом при уверенном нажатии, а также превосходная шумоизоляция толстенных дверей и подобного матрасу потолочного покрытия. Через них едва-едва пробивается вкусный рык младшей «ракеты», которая хотя и не может похвастаться объемом и силами на фоне остальных собратьев из всей доступной для «круизера» линейки моторов, но при этом является и остается честным V8 со всеми полагающимися ему «половыми признаками»! Интересно, что новый владелец этого дредноута не стал запирать его в унылом коллекционном гараже, балуя только редкими выездами на солнечные выходные, а дал практически полную волю. Так уж получилось, что основной круг общения Юрия по интересам к заокеанским машинам составила не отечественная тусовка американоводов, а коммьюнити крупнейшего белорусского клуба «АвтоАмерика». Благодаря их тесным связям с Европой Юрий был приглашен на ежегодную выставку Concursul de Eleganta Sinaia событие класса А в рамках календаря FIVA, главной авто-ретро-организации мира.
Это мероприятие, проводимое аж с 1934 года, проходит в Королевском дворце Пелеш под патронажем румынской королевской семьи. На него, правда, позвали не Oldsmobile, а еще одну машину из коллекции Юрия Дегтярева – Peugeot 203 1958 года. Ну а Custom Cruiser выполнил роль ездового слона – вез владельца и «пыжика» на прицепе. Собственно, для этого и был установлен фаркоп.
Путешествие проходило в том числе и по Трансфэгэрашскому шоссе – знаменитой серпантинной дороге в Карпатах, считающейся одной из самых красивых (если не самой) трасс Европы. Эта весьма непростая для водителей дорога проложена в довольно сложных условиях и трудна для управления авто, тем более тяжелого, длинного и с прицепом. Трансфэгэраш, ввиду особых условий, открыт для движения только с 30 июня по 1 ноября, но и летом колонна белорусских и российских путешественников, едущая на Concursul de Eleganta Sinaia, умудрилась попасть на ней в сильнейший ливень с потоками грязи с гор, весьма опасный на путаных изгибах горного шоссе. Но «круизер» не подвел: и довез, и сам успешно выступил вне зачета! А Peugeot 203 получил кубок за первое место в своей номинации.
История модели
В США кузов «универсал» традиционно был чрезвычайно популярен благодаря своей практичности и специфике активного заселения пригородов, из которых их обитатели с большими семьями регулярно выбирались в мегаполисы на шопинг и отдых. Редкая модель не имела такого кузова в ассортименте – в середине ХХ века на них приходилась пятая часть всех продаваемых в США автомобилей, что при тамошнем авто-буме тех времен не может не впечатлять! Расхожим названием таких машин было «station wagon», поскольку изначально подобный кузов использовался для такси, развозивших пассажиров от железнодорожных станций.
Как часто и случается в американском автопроме, Custom Cruiser сперва был премиальной комплектацией моделей Oldsmobile, а затем выделился в отдельную самостоятельную модель. Этот «универсал» всегда входил в первую тройку-пятерку самых крупных «стэйшн вагонов» американского автопрома, что неудивительно при длине в 231 дюйм (5,87 метра) и при весе 2400 кг (максимальные габариты первого поколения)! Автомобиль имел изрядный успех, поскольку стал первым полноразмерным универсалом Oldsmobile с 1964 года. Модель жила в течение трех поколений – весьма близких по дизайну первого (1971-1976) и второго (1977-1990), а также стоящего некоторым особняком третьего. В последней генерации автомобиль выглядел уже относительно современно – округло, аэродинамично и зализанно. Правда, именно она и лишила Custom Cruiser и успеха, и места в линейке…
Третье поколение выпускалась всего лишь один год – с 1990 по 1991. И хотя тогда машина получила инжектор, подушки безопасности и антиблокировочную систему тормозов, спасти ее уже ничего не могло. Было очевидно, что время огромных полноразмерных рамных машин, включая «универсалы», ушло, и спрос на последний Custom Cruiser оказался ничтожным. Компания переориентировалась на модные тренды, выпустив в 1992 году вместо «круизера» куда более актуальные минивэн Oldsmobile Silhouette и SUV Oldsmobile Bravada.