Американский грузовик autocar dispatch sa

Крайности сталинской эпохи: сравнение «наших» и зарубежных грузовиков 30-х годов

Американский грузовик autocar dispatch sa

30-е годы были для советской индустрии эпохой большого прорыва и стремительного развития. С одной стороны, создавались свои инновационные конструкции, но для ускоренного наращивания автопарка покупались лицензии на лучшие мировые образцы. Кто же вывез на своих плечах тяготы индустриализации и кто с кем боролся на экспортных рынках?

ГАЗ-АА – Ford Model AA

«Полуторку» можно смело считать самым массовым отечественным довоенным грузовиком. Именно ГАЗ-АА оказался первым автомобилем на многих предприятиях и в колхозах, воплотив собой в металле понятие «механизация». Он являлся лицензионной и модернизированной копией американского полуторатонного грузовика Ford Model AA, и мы попробуем их сравнить.

О дизайне кабины долго говорить не стоит, потому что он у обеих машин одинаков. Разве что, как и подобает в условиях рыночной экономики, покупатели в США имели больше свободы. Так, они могли выбирать цвет кузова, а также – варианты отделки: между хромированными декоративными элементами и окрашенными в черный. Все советские «Форды» блестящих деталей имели минимальное количество, исключение составляли партии грузовиков, нацеленные на экспорт.

Американский грузовик autocar dispatch sa

«Американец» имел два варианта колесной базы – короткую (3 327 мм) и длинную (4 000 мм), нашему грузовику досталась исключительно короткая база. Также все ГАЗы имели унифицированную, сконструированную советскими инженерами бортовую грузовую платформу. Покупатели американского авто могли выбирать между кузовами с низким или высоким бортом, а еще им предлагались готовые специальные надстройки (фургоны, кузова для перевозки скота и прочее). У нас за подобные спецверсии обычно отвечали смежные предприятия.

У ГАЗ-АА с целью повышения долговечности на наших далеких от идеала дорогах деревянные колесные диски заменили стальными штампованными, в США же такие устанавливались только за доплату. Во время Великой Отечественной войны у нашей «полуторки» появилась, как сегодня бы сказали, самая базовая комплектация, лишенная дверей, одной фары и даже тормозов на переднюю ось. Вызвано это было не желанием привлечь новых потребителей, а стремлением сэкономить на дефицитном стальном листе и максимально удешевить производство авто для фронта.

Американский грузовик autocar dispatch sa

В салоне все также предельно лаконично и схоже – четырехспицевый руль, из приборов – только датчик уровня топлива, амперметр и спидометр. Диван, обшитый дерматином, был рассчитан на двоих, но при большой необходимости мог разместить и трех человек. Посадка в салоне была неудобна, водитель должен был сидеть, немного сгорбившись и не имея возможности откинуться на спинку (в таком случае среднестатистический шофер банально не доставал до руля).

Американский грузовик autocar dispatch sa

Под узенький капот советского и американского «родственников» устанавливался четырехцилиндровый бензиновый мотор объемом 3,3 литра (40 л. с.). В обоих случаях ему полагалась трансмиссия в виде четырехступенчатой механической коробки передач. Но наш ГАЗ-АА получил усиленный по сравнению с иномаркой картер сцепления. Кроме того, рулевой механизм тоже доработали с оглядкой на более суровые дорожные условия. У Ford не было такого привычного нам устройства, как воздушный фильтр двигателя – а вот горьковские конструкторы ввели его в конструкцию. В 1938 году «Газику» провели небольшую модернизацию, добавив 10 л. с. силовому агрегату и усилив подвеску.

Американский грузовик autocar dispatch sa

ЗИС-5 – Autocar Dispatch SA

Молодой советской промышленности и набирающей мощь Красной Армии в начале 30-х не хватало среднетоннажного грузовика. В США была отправлена делегация инженеров и торговых представителей, которые для заимствования идей выбрали, по их мнению, лучший образец – Autocar Dispatch SA. Советская копия изначально получила название АМО-2, а после глубокой модернизации за грузовиком окончательно закрепилось название ЗИС-5.

Американский грузовик autocar dispatch sa

Внешность советского «Захара» почти на 100% позаимствована у топовой версии американского грузовика в исполнении de luxe. Дело в том, что основной рынок сбыта для «Автокаров» – Южная Америка с теплым и влажным климатом, поэтому многие варианты этих машин были лишены бокового остекления и даже жестких дверей, которые заменялись матерчатыми шторками.

ЗИС-5 имел один вариант длины колесной базы, в то время как у «американца» было несколько исполнений. Базовым вариантом для ЗИСа стал бортовой кузов со сплошными бортами, «Диспетч» же продавался компанией как голая платформа без какой-либо надстройки, а покупатели самостоятельно заказывали у других фирм установку нужного оборудования за кабину для размещения грузов.

Американский грузовик autocar dispatch sa

Autocar Dispatch SA

Интерьер обоих автомобилей был очень скромным. Приборов – минимум, из «опций» – только опускающиеся боковые стекла. Вместо двух пассажирских кресел – одна жестковатая лавка со спинкой. Водители «трехтонок» вспоминали, что из-за близкой к рулю посадки очень быстро уставала спина. Одним словом, «делюкс» во всей красе.

Конструкция отечественного грузовика отличается от иномарки усиленными деталями шасси, что связано с желанием конструкторов повысить грузоподъемность и сделать машину более выносливой на советском бездорожье. ЗИС-5 оснащался 5,55-литровым бензиновым шестицилиндровым мотором мощностью 73 л. с. и четырехступенчатой трансмиссией. Американская машина оборудовалась 4,9-литровым силовым агрегатом с 60 «лошадками» под капотом, который тоже трудился на пару с четырехдиапазонной «механикой».

Заокеанский исходник имел передние гидравлические тормоза, в то время как задние были механическими. Упрощения ради советским конструкторам пришлось откатиться немного назад и установить на все колеса механические, как тогда говорили, «тормозы». Колесные диски у «Автокара» могли быть как деревянными, так и стальными, штампованными. На ЗИСе вопрос деревянных колес даже не рассматривался – дорожные условия подталкивали прогресс вперед.

ЯГ-12 – Guy CAW 8×8

Восьмиколесные полноприводные шасси сегодня – это основа для строительных самосвалов, армейских тягачей и специального оборудования, но в 30-е годы еще не было четкого видения концепции такого транспорта, хотя необходимость в подобных авто уже чувствовалась. В 1931 году первым в мире автомобилем с колесной формулой 8х8 стал Guy CAW 8×8. Подсматривали за ним наши конструкторы или нет, тут выяснять не будем, но уже через год на испытания вышел отечественный аналог и потенциальный конкурент – ЯГ-12.

Американский грузовик autocar dispatch sa

Экстерьер ярославского многоосника выглядит как минимум современнее из-за полностью закрытой кабины, полноценного остекления и более органичного соотношения размеров колес и передних крыльев. ЯГ-12 имел деревянно-металлическую кабину, опускающиеся боковые окна, разделенное на две части и полностью закрывающее от встречного потока воздуха лобовое стекло. Британский тягач таким похвастаться не мог: его водителю и пассажирам приходилось довольствоваться только складной тканевой крышей, по бокам же жилой отсек продувался всеми ветрами. Передняя пара осей в обоих случаях опиралась на односкатные колеса, задние восемь колес были двускатными. За кабиной размещалась бортовая платформа, в первую очередь рассчитанная на перевозку личного состава.

Интерьер у конкурентов если и не совсем уж спартанский, то традиционно максимально приближен к таковому. Из приборов – спидометр и датчик топлива. С «наворотами» тоже напряженка: ну вот, например, у Guy CAW 8×8 есть фара-искатель, а у ЯГа – опускающиеся стекла. Но все это мелочи: техническая часть сравниваемых автомобилей – вот самое интересное.

Американский грузовик autocar dispatch sa

«Гай» был оснащен шестицилиндровым 96-сильным двигателем, к нему были присоединены четырехступенчатая коробка передач и двухступенчатая «раздатка». Главные передачи были червячными, для увеличения клиренса мосты снабдили колесными редукторами, а для сокращения радиуса разворота обе передние оси сделали управляемыми. Отечественный тягач оснастили американским силовым агрегатом Continental-22R объемом 8,2 литра и мощностью 120 л. с. Коробка передач Brown-Lipe-554 имела четыре ступени. В центральной части рамы была установлена двухступенчатая раздаточная коробка. Шасси ЯГа, пожалуй, было более продвинутым, чем у конкурента – все передние колеса имели независимую подвеску и мосты типа De Dion. Трансмиссия включала в себя девять карданных валов с 18 шарнирами и 42 подшипника – не самый простой вариант, зато отечественным конструкторам благодаря закреплению главных передач на кузове и мостам типа De Dion удалось существенно снизить неподрессоренные массы, улучшить управляемость и проходимость.

Американский грузовик autocar dispatch sa

Увы, обе машины явно опередили свое время, ведь дальше опытных образцов дело не пошло.

Подводя итоги

30-е годы ХХ века задали тон развитию всего отечественного автопрома. Условия эксплуатации и специфика общественного устройства СССР диктовали свои нюансы типажа модельных рядов и конструкций. В руководстве страны и промышленности понимали необходимость собственного производства, но время подгоняло: в мире пахло порохом, и страну нужно было срочно ставить «на колеса». Поэтому одновременно с созданием собственной автомобильной науки и разработкой уникальных перспективных образцов покупались технологии и целые заводы, послужившие впоследствии основой для выпуска полностью своих машин – массовых, долговечных и высокопроизводительных.

Источник

Галерея альбомов Autocar Dispatch

Для поклонников Autocar Dispatch фото данной коллекции будут настоящей находкой. Они позволят оценить внешние характеристики моделей и их основные отличия.

На портале VERcity представлены качественные снимки автомобилей Autocar. Мы собрали для вас коллекцию ярких картинок Autocar Dispatch, которые вошли в историю мирового производства авто. И теперь они доступны для просмотра каждому посетителю сайта.

7 фотографий в 7 галереях:

Популярные галереи

Американский грузовик autocar dispatch sa Американский грузовик autocar dispatch sa Американский грузовик autocar dispatch sa Американский грузовик autocar dispatch sa Американский грузовик autocar dispatch sa Американский грузовик autocar dispatch sa Американский грузовик autocar dispatch sa Американский грузовик autocar dispatch sa

При использовании информации в электронном виде (интернет-сайт, электронный файл и т. п.) в каждом случае необходимо размещение активной гиперссылки на главную страницу Сайта или на страницу размещения соответствующего материала.

Все замечания и вопросы по сотрудничеству направляйте по электронной почте: auto@vercity.ru.

Обращаем ваше внимание на то, что изображения являются чьей-либо собственностью и некоторые из них добавлены посетителями сайта. Администрация сайта не располагает информацией о правомерности публикования этих материалов.

Все изображения размещены в ознакомительных целях.

Источник

Как появился советский грузовик ЗИС-5?

Автомобильная промышленность зародилась в СССР в конце 20-х годов ХХ столетия. До этого времени советский автопарк представлял собой довольно разношёрстное зрелище. Тут были автомобили совершенно разных производителей, и самым сложным являлись их ремонт и обслуживание. В общем, руководство страны поставило задачу перед отечественной промышленностью — дать стране надёжную и неприхотливую машину широкого применения. Желательно, не одну модель.

Американский грузовик autocar dispatch sa

Как известно, вскоре появился грузовик серии АМО, прототипом для которого был американский грузовик «Форд».

Интересный факт из истории автомобиля — что грузовик ЗИС-5 стал выпускаться сразу, без опытного образца. Важинский использовал в своём детище простые и проверенные детали, поэтому решил не тратить времени на испытания автомобиля.

Расчёт оказался верным. ЗИС-5 встал на конвейер 1 октября 1933 года, и вскоре первые машины отправились к потребителям.

Новый советский грузовик был рассчитан на перевозку грузов весом до трёх тонн. Кабина у машины была деревянной, обшитой жестью. Для амортизации при езде использовали полуэллиптические рессоры, а двигатель был по нынешним меркам весьма слаб — всего 73 лошадиных силы. Но для своего времени автомобиль оказался весьма успешным.

Разумеется, грузовики ЗИС-5 стали отправлять и в армию. К июню 1941 года в Рабоче-Крестьянской Красной Армии насчитывалось 104 тысячи трёхтонных грузовиков ЗИС-5. Американский грузовик autocar dispatch sa Советские бойцы на грузовиках ЗиС-5 из Москвы отправляются на фронт
Фото: Наум Грановский, warallbum.ru

С началом военных действий почти все гражданские ЗИС-5 приспособили для нужд фронта либо эвакуации. На передовой описываемые советские грузовики использовались для переброски пехоты, боеприпасов, а также как тягачи для орудий.

Однако с приближением гитлеровских частей к Москве Государственный Комитет Обороны принял решение остановить московский завод и эвакуировать его в глубокий тыл.

15 октября 1941 года производство грузовиков ЗИС в Москве прекратилось, а вскоре всё заводское оборудование перевезли в Ульяновск, Челябинск, Миасс и Шадринск. Для этого потребовалось в общей сложности 7708 вагонов!

Производство грузовиков ЗИС в Москве возобновилось лишь в июне 1942 года. Но к этому моменту ценой напряжённых усилий в Ульяновске уже был построен автомобильный завод, который ещё в феврале 1942 года приступил к сборке столь нужных для фронта грузовиков.

Добавьте к этому и завод в Миассе, который также в феврале 1942 года удалось достроить и загрузить выпуском грузовиков.

А двигатели и коробки передач для этих трёх заводов стал изготавливать Челябинский автозавод. В общем, наша промышленность даже с поправкой на эвакуационные мероприятия показала себя с лучшей стороны. Американский грузовик autocar dispatch sa Сборка бортового трехтонного грузовика универсального назначения ЗИС-5 В (завод имени Сталина, военный) на советском заводе
Фото: warallbum.ru

Нужно пояснить, что с учётом условий военного времени и сложностей с ремонтом грузовики ЗИС-5 стали выпускать в несколько упрощённом варианте. Эта модификация именовалась ЗИС-5 В.

Так, в ЗИС-5 В фара была всего одна — слева. Кабина водителя теперь не обшивалась железом, а обивалась деревом. Откидным был только задний борт. Крылья над передними колёсами стали плоскими (ранее они были закруглёнными), рулевое колесо получило деревянную обкладку, а тормоза действовали только на задние (сдвоенные) колёса.

Понятное дело, двигатель и трансмиссию не стали упрощать или минимизировать. Все изменения в грузовике коснулись лишь внешних, так сказать, второстепенных моментов.

Интересно, что немецкие солдаты иногда захватывали наши грузовики и после их изучения довольно высоко оценивали простоту и проходимость советских машин. Американский грузовик autocar dispatch sa Советские войска на марше. По обочинам дороги движется пехота, в центре — грузовик ЗиС-5В
Фото: Аркадий Шайхет, warallbum.ru

О большом потенциале ЗИС-5 В говорит и тот факт, что в Миассе его выпускали вплоть до 1958 года! При этом местные конструкторы постоянно улучшали свою машину, ведь война уже закончилась, и теперь можно было обстоятельно заниматься доводкой проверенного автомобиля.

Грузовики ЗИС-5 и ЗИС-5 В официально ещё колесили по нашим дорогам до середины 70-х годов. Теперь же эти знаменитые автомобили можно увидеть в кино, либо на военно-исторических выставках, где в прямом смысле можно прикоснуться к легенде автомобилестроения.

Проголосовали 10 человек

Комментарии (7):

Войти через социальные сети:

Максим, похвально, что Вы интересуетесь историей отечественного автопрома, вот только для написания статьи такого рода необходимо брать данные из нескольких источников, чтобы не путать Ford и Autocar. Есть такой сайт, Википедия, на котором довольно подробно представлена история ЗиС-5, moderated

Николай Курносов, Появлению ЗИС-5 предшествовали несколько последовательных моделей АМО: АМО-2 (1930-1931 г.г.), собиравшийся из американских узлов, поставлявшихся компанией Autocar, и АМО-3 (1931-1933 г.г.), незначительно отличавшийся конструктивно от АМО-2 (был модернизирован задний мост, изменена форма передних крыльев, размеры грузовой платформы), но собиравшийся из деталей, изготовленных в СССР.
Необходимо отметить, что конструкция АМО-3 постоянно модифицировалась и машины АМО-3 последних выпусков внешне (а частично и «внутренне») не отличались от ЗИС-5. Интересно также, что наряду с основной моделью выпускались модификации с удлиненной (4420 мм против 3810 мм) базой. Кроме того, на базе ЗИС-5 был создан ряд модификаций: седельный тягач ЗИС-10, шасси для пожарных автомобилей ЗИС-11, длиннобазные шасси ЗИС-12 и ЗИС-14, газогенераторные автомобили ЗИС-13, полугусеничные ЗИС-22 и пр.
В 1947-1948 годах московский автозавод ЗиС выпускал автомобиль ЗиС-50, внешне почти не отличимый от ЗиС-5, на котором устанавливался двигатель ЗиС-120 и пятиступенчатая коробка передач, предназначавшиеся для автомобилей нового семейства ЗИС-150. Дело в том, что новый двигатель и пятиступенчатая коробка передач были готовы для передачи в производство уже к июню 1946 года – существенно раньше, чем сам автомобиль. В рамках заводского утвержденного плана на переход к выпуску новой модели первым этапом стало освоение в производстве (с января 1947 года) двигателя ЗИС-120 и организация выпуска ЗИС-5 с этим двигателем (без компрессора и с ограниченной до 80 л.с. мощностью), как имевшего лучшие эксплуатационные показатели. Такой автомобиль получил обозначение ЗИС-50 (опытный образец будущего ЗИС-50 в качестве экспериментального носителя агрегатов будущего ЗИС-150 был построен еще в 1944 году). Всего в 1947 году было произведено 847 двигателей ЗИС-120, из которых 144 были установлены на ЗИС-150, выпуск которых был начат 30 октября, а остальными, по-видимому, были укомплектованы грузовики ЗИС-50.
Автомобили ЗИС-50 были практически не отличимы внешне от ЗИС-5. Главным внешним различием стала увеличившаяся длина капота у ЗИС-50 (поскольку двигатель ЗИС-120 был несколько длиннее двигателя ЗИС-5), в связи с чем, чтобы не изменять конструкцию крыльев машины, конструкторам пришлось разработать П-образную планку (бугель), на которой крепились фары и которая как бы опоясывала решетку радиатора спереди. Именно по этой планке можно отличить ЗИС-50 от ЗИС-5.
Появление ЗИС-50 отнюдь не означало прекращения выпуска ЗИС-5 в его прежнем виде. Оба автомобиля – ЗИС-5 и ЗИС-50 – выпускались параллельно. Более того, к этим двум моделям с 30 октября 1947 года добавились серийные ЗИС-150. При этом начало выпуска семейства ЗИС-150 совсем не означало снятия с производства переходного ЗИС-50 – до 26 апреля 1948 года эти две машины выпускались параллельно, пока с 27 апреля прежние ЗИСы не уступили полностью место на конвейере новому ЗИС-150.
Всего за все время выпуска конвейер ЗИСа покинули 468 бортовых ЗИС-50 и 11012 шасси под комплектацию, в том числе самосвальными кузовами типа СМ-50 завода московского «Аремз» и ММЗ-05 Мытищинского машиностроительного завода.

Источник

Американское автомобильное рукоделие

Американский грузовик autocar dispatch sa

Олдтаймер Галерея Ильи Сорокина в 2018 году была весьма разнообразна с точки зрения пожарной техники. Это связано со 100-летием Пожарной охраны, но были тут и экспонаты, которые к нашей пожарной технике не имеют отношения. От этого они не становились менее интересными, было на что посмотреть.

Например, на вот такую интересную конверсию. Бывали разные конверсии, например, пожарной машины в гоночную, как это случилось с American LaFrance Speedster. Но обычно ситуация оказывалась совсем иной — переделка сугубо гражданской машины в пожарную. Именно такое случилось вот с этим образцом.

Cadillac Series 314 выпускался с 1925 по 1927 года, конкретно эта машина выпущена аккурат посередине — в 1926 году. Роскошный для своего времени автомобиль с 5,2-литровым V8 мощностью дофига лошадиных сил и очень немаленьким ценником — более 4 тысяч долларов. Был это исходно седан, но… возможно, свою роль сыграл кризис 1929 года, в общем, владелец машины был вынужден от нее отказаться, скорее всего по бросовой цене. И оказался роскошный седан у пожарных. И заверте…

Превратился автомобиль в скоростную пожарную машину, которая довольно долго служила, дожив до наших дней вот в таком виде. Даже какой-то шарм в этом есть. Если ее и восстанавливать, то как пожарку, она так интереснее выглядит.

Американский грузовик autocar dispatch sa

А в это время советский автопром с огромным трудом осваивал выпуск Autocar Dispatch SA — специальной примитивизированной модели грузовика, разработанной в 20-х годах для продажи в недоразвитые страны Латинской Америки. Вы знаете этот грузовик под названием ЗИС-5. Его рядный 6-цилиндровый мотор выдавал целых 73 лошадиных силы (на 10 кобыл меньше, чем мотор китайской малолитражки Чери Кимо) — и ничего мощнее СССР так и не смог разработать до самой войны, эти моторы ставились даже на тяжелые грузовики, самосвалы и автобусы, а спарка таких моторов — на легкие танки.

В 1927 году на «Автомобильное Московское Общество АМО» (будущий Завод Имени Сталина ЗИС), с грехом пополам собиравшее клон довоенного Фиата, для реконструкции были приглашены специалисты фирмы «Mercedes», но в декабре 1928 года было принято решение об отказе от немецкой модели в пользу американской модели производства. Без консультаций со специалистами АМО правительственная комиссия заключила контракт на привлечение американских инженеров и закупила в США на фирме Autocar Company сборочные комплекты грузовика модели Dispatch SA. Собиравшиеся из этих комплектов автомобили получили название АМО-2 и были практически полной копией американского Dispatch SA. В СССР производилось лишь самое незначительное количество деталей, главным образом крепёж.

С ноября 1931 года, после крупной реконструкции всего завода закупленными в США станками, началось производство копии этого автомобиля «полностью своими силами» и «из советских материалов». После этого автомобиль, отличающийся от оригинального АМО-2 еще более примитивными кронштейнами фар, еще более упрощенной формой передних крыльев, сокращенным электрооборудованием, задним мостом, получил название АМО-3. Наиболее мощным изменением, внедренным советскими инженерами, было то, что заводская эмблема на облицовке радиатора у АМО-2 была вертикальной, а на АМО-3 — овальной. Вот такой:

Американский грузовик autocar dispatch sa

Нетрудно заметить, что это — пропорции тогдашней эмблемы Ford. Впрочем, на ГАЗе пошли еще дальше — там эмблема вообще представляла из себя чуть переделанный шильдик Форд, даже шрифт был тот же самый.

Американский грузовик autocar dispatch sa

Причем эмблема ГАЗ на фото — уже относительно поздняя, сначала там были просто буквы ГАЗ фордовским шрифтом, потом добавились два серпа и молота, и лишь перед войной добавилась надпезь «имени Молотова». Monkey see — monkey do. Эта американская идиома «обезьянка видит — обезьянка делает» означает слепое подражание, и точно определяет лучшую часть тогдашнего советского автопрома. Потому что худшая часть продолжила шагать «итальянским путём» и городить технических уродцев там, где надо было просто копировать удачные конструкции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *