Амортизация дорогостоящего автомобиля в налоговом учете
Автомобиль в компании: принимаем к учету
Покупка авто в организации
Как новые, так и бывшие в употреблении автомобили приобретают по договору купли-продажи. Если организация покупает транспортное средство у юридического лица, то необходимо оформить счет-фактуру и накладную. Кроме того, нужно оформить акт приема-передачи. Можно использовать форму № ОС-1 или свободную. Кто будет составлять акт (продавец или покупатель) зависит от того, новая машина или нет.
На новые автомобили продавец выписывает накладные, но акт по форме № ОС-1 не составляет, поэтому его нужно будет заполнить самостоятельно.
Если же компания приобрела б/у автомобиль у другой организации, то акт должен составить продавец, включив туда не только данные бухучета, но и сведения, необходимые для расчета амортизации в налоговом учете: амортизационную группу, срок полезного использования и фактический срок эксплуатации.
Вместо отдельного акта продавец вправе выдать УПД. В этом случае нужно попросить дополнительно указать амортизационную группу, срок полезного использования, а также фактический период эксплуатации в универсальном документе. Без них придется устанавливать срок полезного использования, как по новым авто, а это невыгодно.
Далее нужно открыть инвентарную карточку по форме № ОС-6. Образцы бланков ОС-1 и ОС-6 можно найти в Постановлении Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством РФ порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи.
Оформление автомобиля
Приобретенное транспортное средство отражается в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, включающей все фактические затраты, связанные с покупкой: сумму, уплаченную поставщику; посреднические вознаграждения; оплату информационных и консультационных услуг; прочие расходы, связанные с приобретением ТС (п. 8 ПБУ 6/01).
Затраты на приобретение ОС отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Сформированная первоначальная стоимость объекта списывается со счета 08, субсчет 08-4, в дебет счета 01 «Основные средства» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).
Госпошлину за регистрацию машины в ГИБДД лучше включить в первоначальную стоимость машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Такие разъяснения есть в письме Минфина России от 29.09.2009 № 03-05-05-04/61. Если списать пошлину единовременно как прочие расходы, то налоговая может обвинить компанию в занижении налога на прибыль. Так как, включив пошлину в первоначальную стоимость автомобиля, компания списывала бы этот расход дольше, через амортизацию.
В случае, если автомобиль взяли в кредит, то проценты по кредиту не надо включать в первоначальную стоимость. Их можно учесть в расходах отдельно, как проценты по любым другим долговым обязательствам.
Входной НДС, предъявленный продавцом, тоже не входит в первоначальную стоимость машины. Если организация примет к вычету НДС до регистрации авто в ГИБДД, то существует риск того, что налоговые органы откажут в вычете. Судебная практика по данному вопросу сложилась в пользу налогоплательщиков, но во избежание спора с контролирующими органами целесообразно принимать НДС к вычету после регистрации автомобиля в ГИБДД.
Начисление амортизации
Начисление амортизации по приобретенному ТС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01). В налоговом учете — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода машины в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Расчет годовой суммы амортизационных начислений производится линейным способом на основании первоначальной стоимости объектов и нормы амортизации, определенной исходя из срока их полезного использования.
Установленный срок полезного использования для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 литра и высшего класса составляет от 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410130 — 15 3410141, для остальных легковых автомобилей — от 3 до 5 лет включительно (код 15 3410010).
Срок полезного использования для грузовиков
Автомобиль | Срок полезного использования (код ОКОФ) |
---|---|
Автомобили грузоподъемностью до 0,5 тонны | Свыше 3 до 5 лет включительно (код 15 3410191) |
Автомобили грузоподъемностью свыше 0,5 до 5 тонн включительно, дорожные тягачи для полуприцепов (бортовые, фургоны, автомобили-тягачи, автомобили-самосвалы) | Свыше 5 до 7 лет включительно (код 15 3410020) |
Автомобили грузоподъемностью свыше 5 тонн | Свыше 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410195 — 15 3410197) |
Автомобили-тягачи седельные | Свыше 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410210 — 15 3410216) |
Совет: Выберите минимальный срок использования, чтобы не растягивать амортизацию машины, а, наоборот, быстрее списать расходы на ее покупку
Что делать, если вы приобрели б/у авто и в учете продавца он полностью самортизирован?
Тогда срок использования можно установить самостоятельно. Его может определить технический специалист исходя из состояния автомобиля. Не стоит устанавливать короткий срок, чтобы списать стоимость автомобиля быстрее. Если компания будет эксплуатировать машину несколько лет, то при проверке налоговая признает расчет амортизации неверным, а налог заниженным.
Пример
Согласно ОКОФ срок полезного использования автомобиля составляет 5 лет. Первоначальная стоимость легкового автомобиля — 500 650 руб. Годовая норма амортизации равна 20% (100% / 5 лет). Годовая сумма амортизации составляет 100 130 руб. (500 650 руб. x 20%), соответственно месячная — 8344,16 руб. (100 130 руб. / 12 мес.).
В бухгалтерском учете производятся следующие записи:
Если организация приобрела автомобиль, бывший в эксплуатации, то в налоговом учете согласно п. 12 ст. 259 НК РФ срок полезного использования определятся как разность нормативного срока эксплуатации объекта и срока его фактической эксплуатации. В бухгалтерском учете также можно использовать данный метод для определения срока полезного использования автомобиля. Иными словами, организация может учесть срок полезного использования имущества, в течение которого оно принадлежало предыдущему владельцу.
При расчете налога на прибыль перенос расходов на приобретение автомобиля возможен через амортизацию с применением линейного или нелинейного метода (ст. 259 НК РФ). Делая выбор, бухгалтер должен определить, что важнее: уменьшить налоговую базу по прибыли или упростить себе работу.
Как оформить ОСАГО бухгалтеру
Договор обязательного страхования обычно заключается на один год и в дальнейшем продлевается. Поскольку расходы по страхованию относятся к нескольким периодам, то они отражаются в бухгалтерском учете на счете 97 «Расходы будущих периодов» и их равномерно списывают в течение срока действия договора.
Для целей налогообложения расходы на ОСАГО владельцев транспортных средств включаются в состав прочих расходов в пределах утвержденных тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ).
Для организаций, которые применяют метод начисления, порядок списания расходов указан в п. 6 ст. 272 НК РФ. Если договор заключен на срок, равный отчетному периоду или меньше его, затраты признаются в том отчетном периоде, в котором были оплачены страховые взносы. Когда по условиям договора страхования предусмотрена оплата страхового взноса разовым платежом за срок более одного отчетного периода, то он признается в расходах равномерно в течение срока действия договора.
При использовании кассового метода страховые взносы можно исключить из налогооблагаемой прибыли в тот день, когда они перечислены страховщику (п. 3 ст. 273 НК РФ).
Транспортный налог на авто в компании
По транспортному налогу в течение года нужно перечислять авансовые платежи, если они установлены в региональном законе.
Если компания приобрела и поставила на учет в ГИБДД автомобиль в III квартале, то может потребоваться перечислить аванс. Его рассчитывают исходя из мощности двигателя по данным паспорта транспортного средства. Кроме того, нужно учесть коэффициент, равный числу полных месяцев, в течение которых автотранспорт зарегистрирован на компанию, деленному на количество месяцев в отчетном периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ). При этом месяц регистрации автотранспорта считается полным месяцем.
По итогам года налог надо заплатить в инспекцию за вычетом авансовых платежей. При расчете налога на прибыль авансовые платежи и сумму транспортного налога учитывайте в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Авансовые платежи рассчитывают без учета повышающих коэффициентов для дорогостоящих автомобилей (письмо Минфина России от 11.04.2014 № 03-05-04-01/16508). Эти коэффициенты применяют только по итогам года. Отчетность по транспортному налогу сдают не позднее 1 февраля (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Расчеты налога за квартал составлять не нужно.
Если транспорт зарегистрирован на обособленное подразделение, налог необходимо перечислять по местонахождению этого подразделения (п. 5 ст. 83 НК РФ).
Амортизируем дорогой автомобиль
У многих фирм на балансе числятся легковые автомобили или пассажирские микроавтобусы. Разберемся, в чем особенность их амортизации в налоговом и бухгалтерском учете. Как избежать возможной разницы между учетами и таким образом упростить работу бухгалтера.
И в бухгалтерском (п. 4 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н), и в налоговом учете (п. 1 ст. 257 НК) автомобиль признают основным средством. Его стоимость погашают посредством амортизации. При линейном способе годовую сумму амортизации рассчитывают, исходя из первоначальной стоимости основного средства, срока полезного использования и нормы амортизационных отчислений.
Определяем срок полезного использования
Принимая автомобиль к бухгалтерскому учету, срок его полезного использования фирма устанавливает самостоятельно. Для этого определяют ожидаемое время использования автомобиля, исходя из его производительности и мощности (п. 20 ПБУ 6/01). На возможный срок использования также может повлиять, например, режим и условия эксплуатации.
В налоговом учете срок использования также устанавливает сама фирма, но она должна учесть сроки, указанные в Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства от 1 января 2002 г. № 1. Для этого надо определить, к какой амортизационной группе относится автомобиль (п. 3 ст. 258 НК). Затем установить конкретный срок его полезного использования в рамках тех сроков, которые указаны для данной амортизационной группы.
Считаем норму амортизации
Если в бухгалтерском учете определить срок использования автомобиля, например, 48 месяцев, то норма амортизационных отчислений для бухучета составит 2,1 процента (100% : 48 мес.) в месяц (п. 19 ПБУ 6/01). Амортизацию автомобиля начисляют начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и производят до полного погашения стоимости или списания (п. 21 ПБУ 6/01).
Если в налоговом учете определить тот же срок для использования автомобиля, то ежемесячная норма амортизации в целях налогового учета (п. 4 ст. 259 НК) составит 2,1 процента (1 : 48 мес. x 100%) и будет равна норме, рассчитанной по правилам бухучета. Начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором автомобиль был введен в эксплуатацию (п. 2 ст. 259 НК).
Налоговый кодекс отдельно выделяет дорогие автомобили (п. 9 ст. 259 НК). К ним он относит легковые автомобили или микроавтобусы с первоначальной стоимостью соответственно более 300 и 400 тысяч рублей. Норму амортизации к такому транспорту нужно применять со специальным коэффициентом 0,5.
Порядок расчета ежемесячной нормы амортизации (для линейного метода) такой: единицу делят на срок полезного использования в месяцах, а полученный результат умножают на 100 процентов и на поправочный коэффициент 0,5 (письмо УФНС по г. Москве от 17 февраля 2005 г. № 20-12/10061). Получается, что для срока использования автотранспорта – 48 месяцев норма амортизации будет 1,05 процента.
В бухгалтерском же учете такого правила нет и в отличие от налогового понижающий коэффициент применять нельзя (письмо Минфина от 21 октября 2003 г. № 16-00-14/ 318).
Получается, что, установив в обоих учетах одинаковый срок использования дорогого автомобиля, фирма фактически для целей налогообложения будет списывать его в два раза дольше. Такое возможно, так как Налоговый кодекс указывает, что амортизация по основному средству прекращается, только если «полностью списана первоначальная стоимость либо объект выбыл из состава амортизированного имущества» (п. 2 ст. 259 НК).
Из-за понижающего коэффициента ежемесячная сумма амортизации в налоговом учете будет в два раза меньше, чем в бухгалтерском. Это приведет к возникновению разницы, которую придется учитывать по правилам ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (утверждено приказом Минфина от 19 ноября 2002 г. № 114н).
Фирма имеет на балансе легковой автомобиль первоначальной стоимостью 480 000 руб. Для простоты предположим, что эта стоимость для обоих учетов одинакова.
В соответствии с Классификацией основных средств (утв. постановлением Правительства от 1 января 2002 г. № 1) легковые автомобили с рабочим объемом двигателя до 3,5 литра относят к третьей амортизационной группе. Срок полезного использования такого имущества – от 3 до 5 лет включительно (от 36 до 60 месяцев). Код по Классификатору – 15 3410010.
Директором фирмы и для бухгалтерского, и для налогового учета был установлен срок использования автомобиля – 48 месяцев.
Тогда для бухгалтерского учета норма амортизации составит 2,1 процента и ежемесячно можно будет списывать 10 000 руб.
В целях налогового учета из-за поправочного коэффициента 0,5 норма амортизации составит 1,05 процента. В качестве расхода на амортизационные отчисления фирма сможет принять только 5000 руб. в месяц.
Сумма расходов, которую можно учесть при расчете налога на прибыль, на 5000 руб. меньше, чем сумма, признанная в бухгалтерском учете. Образуется вычитаемая временная разница, которая приводит к возникновению отложенного налога на прибыль (подп. 11, 14 ПБУ 18/02).
В течение первых четырех лет бухгалтер делает запись:
Дебет 09 Кредит 68
– 14 400 руб. (60 000 руб. x 24%) – отражен отложенный налоговый актив.
В течение последующих четырех лет вычитаемая временная разница будет гаситься и необходимо будет делать обратную проводку. Это связано с тем, что в налоговом учете будет продолжаться начисление амортизации по этому автомобилю, тогда как в бухгалтерском он будет уже самортизирован.
Дебет 68 Кредит 09
– 14 400 руб. – погашен отложенный налоговый актив.
В результате сальдо по счету 09 отсутствует.
Год начисления амортизации | Сумма амортизации в бухгалтерском учете | Сумма амортизации в налоговом учете | Временная разница (гр. 2 – гр. 3) | Отложенный налоговый актив (г. 3 х 24%) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1-ый год | 120 000 | 60 000 | 60 000 | 14 400 |
2-ой год | 120 000 | 60 000 | 60 000 | 14 400 |
3-ий год | 120 000 | 60 000 | 60 000 | 14 400 |
4-ый год | 120 000 | 60 000 | 60 000 | 14 400 |
5-ый год | – | 60 000 | -60 000 | -14 400 |
6-ой год | – | 60 000 | -60 000 | -14 400 |
7-ой год | – | 60 000 | -60 000 | -14 400 |
8-ой год | – | 60 000 | -60 000 | -14 400 |
Упростим жизнь бухгалтеру
Чтобы сблизить данные налогового и бухгалтерского учета, фирма может установить в бухучете для дорогих автомобилей более длительный срок полезного использования. Только не забудьте указать об этом решении в учетной политике.
Если срок завысить в два раза, то сумма ежемесячных амортизационных отчислений в целях бухгалтерского учета совпадет с ежемесячной суммой амортизации в целях налогового учета. Тогда применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» не придется.
Стоит отметить, что предложенный вариант, с одной стороны, упрощает ведение бухгалтерского и налогового учета (сумма амортизации будет одинаковой), но, с другой стороны, приводит к завышению налога на имущество. Ведь база для этого налога определяется по данным бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК).
Есть еще одно «но». С 2006 года фирма может воспользоваться правом на амортизационную премию (п. 1.1 ст. 259 НК). Это значит, что в налоговом учете единовременно можно списать на расходы до 10 процентов стоимости приобретенного основного средства, введенного в эксплуатацию. Правила бухгалтерского учета такого не предусматривают.
В этом случае никакое увеличение срока полезного использования автомобиля в бух-учете не сделает одинаковыми суммы амортизации и учета по ПБУ 18/02 бухгалтеру не избежать.
Возможна ситуация, когда первоначальная стоимость автомобиля фирмы не превышает 300 тысяч рублей. Однако впоследствии компания решает его модернизировать, например поставить кондиционер.
В налоговом учете первоначальная стоимость автомобиля увеличивается в результате модернизации (п. 2 ст. 257 НК). Если она станет выше заветных трехсот тысяч, то с первого числа месяца, следующего за месяцем окончания такой модернизации, фирме придется вдвое уменьшить норму амортизации.
Кстати, в бухгалтерском учете модернизация также увеличивает первоначальную стоимость основных средств (п. 14 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н).
В налоговом учете кроме обязательного понижающего коэффициента есть добровольные коэффициенты. Фирма сама решает, применять их или нет. Свое решение она отражает в учетной политике.
Если автомобиль работает в условиях агрессивной среды или повышенной сменности, то к норме амортизации фирма может применить повышающий коэффициент – не выше 2 (п. 7 ст. 259 НК). Например, если автомобиль фактически используется более двух рабочих смен (письмо УМНС по г. Москве от 2 октября 2003 г. № 26-12/54400).
Фирма также имеет право применять более низкие нормы амортизации, чем предусмотрено статьями 258 и 259 Налогового кодекса. И это решение должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения.
Т. Бурсулая, старший аудитор Группы компаний «Градиент Альфа»
Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.
Как произвести расчет амортизации автомобиля
Амортизация авто – это списание стоимости машины в зависимости от степени ее износа. Данная процедура предполагает постепенное списание по частям на протяжении всего срока эксплуатации ТС.
Общие положения и законодательные нормы по вопросу амортизации в бухгалтерском учете.
Амортизация авто. Как и зачем?
Расчеты выполняются не только при приобретении компанией авто, но и при оформлении на работу сотрудника с личным ТС, которое будет использоваться для исполнения служебных обязанностей. Амортизационные траты фиксируются и в бухучете, и в налоговом учете. Регулярное отражение расходов в этих документах обязательно, так как единовременное списание всех амортизационных отчислений приведет к появлению отрицательных показателей в малом периоде.
Выполнение амортизационных расчетов – обязанность как для ЮЛ, так и для ИП.
Это ответственность любого налогоплательщика, занимающегося предпринимательской деятельностью. Расчеты позволяют отчитаться о тратах организации.
Они также требуются для таких целей, как:
Это обязательная мера для лица, занимающегося коммерческой деятельностью.
Основа амортизационных вычислений – это стоимость ТС с вычетом НДС. Ее нужно поместить на дебете счета «Основные средства». Списание фиксируется на счете «Амортизация ОС». На протяжении какого срока происходят амортизационные начисления? Они актуальны на всем периоде полезной эксплуатации ТС, который устанавливается Постановлением Правительства №1 от 1 января 2002 года. При расчетах могут быть использованы справочники, в которых содержится балансовая стоимость разных моделей авто. Данную стоимость нужно разделить на время эксплуатации ТС. Результат – это и есть денежный эквивалент износа.
ВАЖНО! Если приобретен б/у автомобиль, нужно учитывать период эксплуатации ТС прошлым владельцем. Сведения для выполнения точных расчетов можно узнать из техпаспорта на машину.
Методы расчета амортизации
Существует несколько методов расчета амортизации:
Для расчета используется формула:
среднегодовая стоимость основных средств * норма амортизации ТС/100%.
Для проведения расчетов используется следующая формула:
остаточная цена на начало периода * норма износа * коэффициент форсирования/100%.
Для расчетов применяется следующая формула:
начальная стоимость ТС * норма амортизации.
Норма износа определяется в зависимости от периода использования авто. Рассматриваемая методика обычно применяется именно для ТС. Норма амортизации выражается в процентах от изначальной стоимости авто на каждую 1000 пробега.
Организация вправе выбрать любой из существующих методов. Но нужно учитывать, что после ввода авто в эксплуатацию изменить выбранный способов будет нельзя.
Амортизация для легкового авто
Для расчета амортизации легкового ТС лучше всего подходит линейный метод. Первоначальная цена авто должна соответствовать стоимости, указанной в первичных документах. В стоимость могут входить расходы на доставку машины. Время полезного использования отдельно устанавливается по каждой группе объектов.
Амортизация для грузового авто
Грузовое ТС предназначается для интенсивной работы. По этой причине фактический износ может наступить прежде выплаты всей стоимости машины. По этой причине подсчет будет более объективным, если компания использует метод расчета по пробегу. Списания происходят пропорционально длительности и объему работ. Для проведения расчетов в начале использования нужно подсчитать примерный километраж за весь период эксплуатации. Реальный километраж определяется за счет снятия показаний со счетчика ТС. Данная процедура проводится ежемесячно.
Порядок расчетов
Расчеты производятся по следующему алгоритму:
Выбранный способ амортизации запрещается менять под конкретный объект.
ВАЖНО! Списания начинают производиться с даты ввода ТС в эксплуатацию, а не с фактической покупки автомобиля и его постановки на учет в ГИБДД. Начало амортизации – 1 число месяца, который следует за месяцем начала эксплуатации ТС. Рассмотрим пример. Авто было приобретено 25 января. В эксплуатацию оно введено 15 февраля. В этом случае списания будут производиться с 1 марта.
Пример расчетов №1
Организация в 2006 году купила ТС за 300 000 рублей. Период полезной эксплуатации составляет 5 лет. Сумма чисел лет эксплуатации составляет 15 (1+2+3+4+5). Производятся следующие списания:
Дальнейшие расчеты производятся по аналогии вплоть до 5 года эксплуатации.
Для налогового учета сумма амортизационных трат является аналогичной в каждом месяце. Она составит 5 000 рублей (300 тысяч рублей/60 месяцев использования).
Пример №2
Приобретено ТС за 200 000 рублей. Пробег его за 3 года составил 90 000 км. Расчетный износ равен 18,6%. Для нахождения амортизации нужно стоимость авто умножить на износ: 200 тысяч*18,6%. Получается 37 200 рублей.
Для определения остаточной стоимости нужно вычесть износ из цены ТС. Получается 162 800 рублей. После этого можно подсчитать траты на 1 км пробега: износ делится на стоимость авто. Получается 0,18 р/км (37 200/200 000).