анастасов монастырь одоев история
Рождество-Богородицкий Анастасов мужской монастырь
Мiръ Россия Тульская область село Анастасово Рождество-Богородицкий Анастасов мужской монастырь
Рождества Богородицы Анастасов монастырь — мужской монастырь Белёвской епархии, расположенный в селе Анастасово Одоевского района Тульской области.
Содержание
История [ править ]
Основан в первой половине XVI века на высоком берегу реки Упы в 4 км от города Одоева князем Иваном Михайловичем Воротынским. Возможно, его основание связано с победой Воротынского над крымскими татарами под Тулой в 1517 году. Своё название монастырь получил в честь первого настоятеля игумена Анастасия.
Пятиглавый каменный Собор Рождества Пресвятой Богородицы был построен в 1669-76 гг., заменив прежний деревянный храм. К основному объёму примыкают одноглавые четверики приделов вмч. Екатерины и Варлаама Хутынского. В те же годы была возведена шатровая трёхъярусная колокольня, которую соединяет с собором двухъярусная арочная галерея. В монастырский комплекс входят трапезная, келейные корпуса и другие постройки, кладбище.
Во второй половине XVIII века монастырь пришёл в упадок и был упразднён в 1764 году. Храм функционировал как приходская церковь до 1931 года, когда был закрыт и частично разрушен. С 2002 года монастырь воссоздан, идут строительные работы. Новые здания стилизованы под «узорочье» допетровского времени.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Тульская обл., Одоевский р-н, с. Анастасово
Паломнику [ править ]
В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Рождества Богородицы Анастасов мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
История
Рождества Богородицы Анастасов мужской монастырь расположен в красивом месте на невысоком холме на правом берегу реки Упы. Напротив него раскинулся тихий провинциальный, но очень древний город Одоев..
В 1517 году он отразил набег крымских татар, неожиданно появившихся под Тулой. И, видимо, после этой победы в своей вотчине близ Одоева был основан монастырь Рождества Пречистыя Богородицы, получивший название Анастасов по имени первого настоятеля этой обители игумена Анастасия.
В 1674 году к храму была пристроена шатровая колокольня. Храм имеет три придела: главный Рождества Богородицы (21 сентября), и два боковых – св. вмч. Екатерины (7 декабря) и прп. Варлаама Хутынского (первая пятница Петрова поста и 19 ноября). В XVI, XVII и XVIII столетиях монастырь причислялся к Лихвинскому уезду (ныне город Чекалин) и именовался Лихвинским Анастасовым монастырем.
Монастырю в разное время принадлежали села и деревни, а именно: в первой половине XVI века Анастасовой обители даны были в вечное владение князьями Воротынскими деревни Рымшино, Мартыновская, Подроманово.
В первой четверти XVIII столетия монастырскими вотчинами были: Лихвинского уезда Подмонастырская слободка (теперь с. Анастасово), в которой находился Архиерейский скотный двор; Одоевского уезда село Дряплы с деревнями; Белевского уезда село Ласинское; Новосильского уезда село Подъяковлево.
Из монастырских деревень упоминаются: Красенки, Филимоново, Татьево, Голенево, Подроманово и Гостыж.
В XVIII веке после разорительных Петровских реформ, когда народ и страна сильно обеднели, обнищала и Анастасова обитель. В 1722 году, как пишет летописец, в монастыре кроме игумена не было ни одного иеромонаха и службы церковно отправлять было некому.
Ну, а в царствование «просвещенной» императрицы Екатерины II, по законоположению 1764 года «Об изъятии монастырских земель в пользу казны», обитель лишилась последних средств к существованию, и в 1784 году была упразднена и обращена в приходскую церковь для села Анастасова и деревень Татьево, Филимоново, Красенки.
В 1870 году к приходскому храму Рождества Богородицы был приписан приход села Красное. Во времена смуты и лихолетья в 1931 году храм был закрыт и, как многие тогда церковные здания, обращен в овощное хранилище. В 60-е годы ХХ века по решению Правительства РСФСР церковь Рождества Богородицы была признана памятником архитектуры. Начались реставрационные работы для того, чтобы в храме разместить музей филимоновской игрушки.
Но в начале 80-х годов финансирование реставрационных работ было прекращено, и вновь в беспризорной обители воцарилась мерзость запустения.
Настоятель
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Храмы и Богослужения
По преданию, первоначальный храм Рождества Пресвятой Богородицы был деревянный, а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный Храм. Строителем храма был игумен Иона, при содействии Преосвященного Павла, Митрополита Сарского и Подонского.
.Монастырь основан в 16 веке князем Иваном Михайловичем Воротынским. В 1550-х годах в монастыре была построена деревянная церковь, на месте которой в 1669-1675 гг. был воздвигнут дошедший до наших времен каменный храм. Архитектор неизвестен. В архитектуре храма мы встречаемся с очень характерными для древнерусского зодчества композиционными приемами: живописной асимметрией объемного построения, со сложным планом и с подкупающей свободой, с которой мастер решал архитектуру храма. Все здание покоится на высоком подклете (цокольном этаже). Высокий, почти кубический объем церкви, покрытый четырехскатной (уже утраченной) крышей увенчан широко расставленным пятиглавием. К основному объему примыкает невысокая апсида, с запада — монастырская трапезная. Творческая одаренность зодчего сказалась в эффектном вчленении в общую композицию южной двухъярусной арочной галереи. Зрительно объединяя трапезную с апсидой и закрывая по пояс стоящий за ней высокий объем, монументальная галерея придает зданию своеобразный и запоминающийся облик.
Место для постройки выбрано с большим художественным чутьем. Массивный объем церкви на редкость органично вписался в живописную панораму речного берега. Строгая архитектура храма донесла до нас сосредоточенную настороженность середины XVII века, когда на Тульской земле были свежи воспоминания о годах лихолетья и татарских набегов. Объемно-пространственное построение храма довольно сложно. К основному высокому объему собственно церкви примыкают: с востока — прямоугольный в плане алтарь, с севера — оба придела — Валаама Хутынского и Екатерины — и между ними проход к колокольне, с юга — двухэтажная арочная галерея с папертью в вернем этаже. С запада к церкви примыкает монастырская трапезная.
За истекшие три века многое в памятнике было переделано, утрачено, искажено и перестроено.
Судя по сведениям более чем столетней давности и по описаниям сравнительно недавнего времени, прихожане входили в храм со стороны колокольни. Вход этот сохранился до наших дней. Через простой арочный проем, лишенный декоративного оформления, мы попадаем в тесные сени. Налево — миниатюрный придел в честь Варлаама Хутынского, прямо — вход в церковь, точнее говоря, на ее левый клирос.
Через двойной проем в южной стене церкви пройдем в арочную галерею. Дверной проем, через который мы вышли на галерею, украшен с внешней стороны богатым многоступенчатым порталом: в западном торце галереи виден заложенный теперь вход в трапезную, обрамленный простым, но выразительным наличником. Арочные проемы галереи имеют разную ширину6 самый широкий размещен в оси ступенчатого портала, самый узкий — в третьем проеме, считая от трапезной.
Очень интересен интерьер трапезной. В монастырском строительстве XV-XVII веков выработался устойчивый и часто применявшийся тип так называемых одностолпных трапезных. Просторное помещение перекрывалось сводами, опирающимся на один центральный столп. Трапезной присущи выразительная мощь и монументальность. Отличительной чертой является то, что несущий столп находится на в центре палаты, а несколько ближе к стене соседнего помещения.
В толще северной наружной стены устроена узкая лестница, связывающая трапезную с цокольным этажом, где размещалась монастырская кухня, хлебная и т.д.
Кирпичное входное крыльцо было устроено в 1883г.
Облик храма читается отчетливо и ясно. Главенствующее значение собственно церкви подчеркнуто ее высоким объемом и пятиглавием, главный вход в храм акцентирован двухэтажной арочной галереей; трапезная и апсида значительно ниже самой церкви; боковые приделы выявлены главками на стройных шейках; шатровая колокольня логично завершает композицию. Все предельно ясно, внутренне обосновано и архитектурно слаженно.
Декоративное обрамление храма решено сдержанно и с большим художественным тактом. Суровая гладь стен церкви смело противопоставлена ажурности арочной галереи. Высокий объем кажется более строгим, а аркада — воздушнее и легче.
Четверик церкви разделен лопатками на три поля, завершенные полукружьями. Трехчастное построение фасадов подражает схеме так называемых четырехстолпных храмов, где четырем внутренним столпам конструктивно отвечают лопатки на фасадах.
Широкая гладь стены прорезана двумя небольшими окнами. Пятиглавие, с его непропорционально малыми главами на тонких и слишком широко расставленных барабанчиках противоречит монументальности основного объема. Окна прорезаны только в барабане центральной главы; четыре угловые барабанчика поставлены наглухо на сомкнутый свод церкви и имеют лишь декоративное значение.
Очень интересно и своеобразно решен восточный фасад апсиды: две полуколонки делят его на три слегка выпуклых поля с окном в каждом из них. Декоративное убранство остальных частей здания очень скромно. Единственным, но зато действенным украшением являются оконные наличники в формах, характерных для начала и середины XVII века. Прекрасно сложенные своды здания опираются на мощные, чуть ли не до двух метров толщиною стены. В подклете они сложены из белого камня, в верхнем этаже — из очнь больших, хорошо обожженных кирпичей. Пяты сводов и арок умело укреплены железными связями. Купола и главки выполнены из кирпича.
Анастасов монастырь одоев история
Спасибо за прогулку по монастырю и рассказ о нем. С большим интересом прочитала репортаж, посвященный старцу архимандриту Анастасию
Анна Борисовна, здравствуйте. Случайно совершенно наткнулась на ту статью. Решила, что нужно обязательно вставить в пост. Спасибо за отлик
Анна Владимировна, спасибо за интересный рассказ и прогулку по монастырю!
Здравствуйте, Наталия Викторовна. Рада, что мой рассказ пришелся по душе!
Какая интересная судьба у Архимандрита Анастасия. И как примечательно, что он все-таки вернулся в Россию.
Анна Владимировна, а что вокруг монастыря? Как-то там пустынно вокруг.
Здравствуйте, Галина Станиславовна. Там действительно достаточно пустынно. Монастырь стоит на высоком берегу реки. За монастырем есть небольшое село Анастасово. Но на фотографиях его не видно, потому что все в основном снимают сам храм.В самом селе я не была, поэтому ничего не могу сказать о количестве местных жителей. Знаю, что при монастыре живет около 20 монахов. Во многих деревнях и селах Одоевского района (да я думаю, не только ОДоевского) жилые дома можно пересчитать по пальцам одной руки, к сожалению.
Возвращение святыни
Ещё совсем недавно Богородице-Рождественский Анастасов монастырь был в полном запустении, умирал. Сегодня древняя православная святыня буквально на глазах обретает свой прежний облик.
О преображении обители, чем живёт она сейчас и о планах на будущее корреспондентам рассказал настоятель монастыря игумен Парфений.
Игумен Парфений: «Человек состоит из души и тела. И обе эти части должны трудиться в равной степени. Молитва – работа души, физический труд – работа тела. Перекос в одну из сторон – нарушение гармонии. Монах много работает и молится, значит, он личность гармоничная».
– Сам я родился в обычной московской семье. Был как все: учился в школе, занимался спортом – тяжёлой атлетикой. Отслужил два года в армии. Поступил в институт историко-архивный, но довольно скоро понял, изучая материалы разных партийных съездов, конференций и пленумов, что «грызу гранит» не той науки, и оставил учёбу. В начале 80-х познакомился с очень интересными, высокообразованными людьми. Некоторые имели хорошие библиотеки, и в числе прочих книг (мы тогда голодные до чтения были!) брал я у них почитать и духовную литературу. Чем больше я читал, тем яснее понимал, что строителем коммунизма быть не хочу. И что привлекает меня иная стезя – та, что ведёт к Богу.
Дорога к храму
Когда узнал, что начали восстанавливать Даниловский монастырь, пошёл туда подсобным рабочим – раствор месил, кирпичи подавал и пр. и пр. Интересные ребята в бригаде подобрались, все верующие. Большинство из них, как и я, подвизались потом по духовной линии. Год был послушником в Даниловском, потом ушёл в Оптину пустынь, принял постриг от тогдашнего наместника, архимандрита Евлогия, и остался служить на целых 14 лет.
Однажды приехал к нам знакомый мужичок из Тулы: «Был в Одоеве, где когда-то монастырь стоял. Места красивейшие! И храм Рождества Богородицы сохранился древний!» Духовник мой, схиархимандрит Илий (теперешний духовник Патриарха. – Прим. автора) и говорит: «Вот и дело тебе, займись восстановлением обители!» Позвонил тогдашнему епископу Тульскому и Белевскому Кириллу, поделился идеей, и она нашла поддержку.
В 2002 году по благословению Патриарха всея Руси Алексия II Анастасов Богородице-Рождественский монастырь было решено восстанавливать, меня назначили его настоятелем.
Начало
В феврале 2002-го приехали мы, трое оптинских монахов, на место, увидели действительно красивейшие места и… руины когда-то прекрасного храма. Зашли: сосульки сверху огромные из пролома в крыше свисают, окон и дверей нет. У нас икона с собой была, Рождества Богородицы. Отслужили молебен. А дальше что делать – не знаем, переночевать и то негде. К вечеру, правда, знакомая нашла в Одоеве маленький домишко под съём. Целыми днями занимались подготовкой к работе – документы нужные собирали, то да сё. Вечером печку затопим и возле неё спать ложимся. Потом в деревне Анастасово купили три домика-развалюшки, местные помогли их отремонтировать.
Потихонечку стала братия собираться. Из Оптиной двое иеромонахов пришли – Корнилий и Даниил. В престольный праздник Рождества Богородицы, 21 сентября, отслужили первую службу в Екатерининском приделе храма, который сами привели в относительный порядок. Рабочих-то поначалу и нанимать было не на что. Когда появились кое-какие средства, взяли строителей из Молдавии, но они оказались халтурщиками. Пришлось расстаться. Что делать, неясно. И тут, после 12 лет работы в Оптиной пустыни, освобождается бригада – каменщики прекрасные, отделочники. Пригласили их, и с тех пор они здесь и трудятся.
С Божьей помощью
Бог нас не оставляет своей помощью. Пару случаев приведу для примера. Надо было делать кровлю. Дело это непростое, мастеров немного, и к ним очередь загодя выстраивается. Нашли мы хорошего кровельщика, но он выставил очень серьёзную цену! У нас даже десятой части её не было. Тут я вспомнил архимандрита Моисея, одного из первых настоятелей и строителей Оптиной пустыни. Рассказывали, что строительные работы часто он начинал без денег, с надеждой на Божью помощь, и Господь всегда помогал – посылал в нужное время щедрых жертвователей. Помолился я ему усердно и наутро сказал кровельщику: «Начинай работу!» Буквально через неделю встречаю в Москве одноклассника, разговорились, и оказалось, что он металлом занимается. Когда узнал, что нам медь нужна, пожертвовал две тонны! Без денег, без документов, от души просто.
Проходит какое-то время, звонит мне другой человек: хочу вашему монастырю помочь. А мы до этого виделись-то один раз всего, он приезжал в самом начале восстановительных работ. Ходил долго, смотрел, в каких условиях живём, как трудимся, вздыхал, головой качал. Я отцу Пахомию, эконому, говорю – съезди, забери, что дадут. Он поехал, перезванивает: «Мне конверт дали, а в нём столько денег!» Привёз конверт – а там пачка долларов. Хватило и кровельщику заплатить, и ещё на многое.
Нынче храм почти полностью восстановлен, осталось поставить иконостас в приделе Варлаама Хутынского. Возведены братские корпуса, хозяйственные постройки, начато строительство монастырской трапезной. Обустроили источник, который назывался в народе Гремячим. Храм над ним возвели, иконостас установили, часовню с купелью. Если архиерей благословит, летом освятим в честь чуда святого Архистратига Михаила в Хонех.
Ещё гостиничку при обители хотим маленькую построить для паломников… Планов много, успеть бы их все выполнить.
Жизнь по уставу
Сейчас в монастыре 22 монаха и послушника (это те, кто собирается принять монашество). Несколько человек учатся заочно в Тульской духовной семинарии, летом, может, ещё кого-нибудь туда пошлём. Я считаю, что духовное образование выстраивает у человека правильное представление о вере, о Боге, о спасении души…
День наш в обители начинается и заканчивается молитвой. Сердце монастыря – храм, где проходят богослужения. Первая служба – в 7 утра, заканчивается в начале 11-го. В полдень обед. Потом – выполнение послушаний. С 18.00 до половины восьмого – вечерняя служба. После ужина – келейное время, когда каждый волен заниматься своими делами. Помолившись, ложимся спать.
В новой пекарне монах Архипп осваивает выпечку особого монастырского хлеба – бездрожжевого, на живой закваске.
Что касается послушаний, то они разные. Четверо человек, например, обслуживают трапезную: еду готовят, посуду моют, накрывают на стол. Другие трудятся в курятнике, в прачечной, в просфорне, убирают храм. В скиту, около источника, имеется у нас небольшая пасека, с весны до осени там дел хватает. Недавно построили хлебопекарню, хлеб печём полезный, бездрожжевой. В сезон на огороде растим овощи, зелень, делаем заготовки на зиму.
Но главная общая забота – заготовка дров, так как газ к деревне Анастасово
не подведён.
Хоть народ у нас физически довольно крепкий, но возраст большинство имеет далеко не юношеский. А дров требуется монастырю на сезон не менее 300 кубов! Молодёжь редко приходит теперь, в основном те, кто получил воспитание в советские времена. Хорошее было воспитание. И образование тоже. Нынешние – слабенькие, не привыкли к трудностям…
О Великом
Сейчас идёт Великий пост, самый долгий – 48 дней. Монахи обязаны соблюдать его очень строго. От мирян такового не требуется. Да, им предписаны некоторые ограничения, но все они связаны более с работой души, а не с угнетением желудка. Господу важнее, когда верующий сумеет воспитать в себе покаяние, осветить душу любовью к ближнему, задержаться, в конце концов, в нарастающей «гонке потребления». Ведь счастье, как с возрастом выясняет почти каждый, не зависит от богатств материальных. Понять это, осознать сердцем и есть цель Великого поста.
Богородице-Рождественский Анастасов монастырь основан в XVI веке князем Иваном Михайловичем Воротынским и назван по имени первого настоятеля, игумена Анастасия. В 1550-х годах в монастыре была построена деревянная церковь, на месте которой в 1669-1675 гг. был воздвигнут дошедший до наших времён каменный храм. Был закрыт в 1931 году, использовался в качестве зернохранилища. Анастасов монастырь является архитектурным памятником государственного значения с 1960 г.
Анастасов монастырь
На зелёных отлогих берегах умиротворённо текущей реки Упы возвышается белоснежная святая обитель. Вот уже семь веков это место свято как для братии, так и для прихожан.
Вид на сам Анастасов мужской монастырь прекрасен, а со стен его ещё прекраснее. Великолепная панорама.
Тихо здесь так! Стрижи гнездятся под скатами крыш. С луга веет душистым запахом полевых цветов. Таков ли Рай? Как знать, но здесь действительно необычайно хорошо!
Анастасов монастырь начинает свою историю в далёком XVI веке.
1517 год. Князь Воротынский отбивает набег неприятеля с юга и решает на своей земле в честь этого события основать Анастасов мужской монастырь. Почему Анастасов? По имени первого настоятеля – отца Анастасия.
В 1673 году на месте старого деревянного храма Рождества Пресвятой Богородицы строится новый, каменный. Именно его мы можем видеть в наши дни.
В 1784 году Богородице Рождественский Анастасов монастырь был упразднён и от него осталась только приходская церковь.
В 1917 году пришла власть пролетариата, и древний храм в 1931 году набили овощами для хранения. Так Анастасов монастырь, постепенно опустев, разрушался. Одоев лишился своей ярчайшей достопримечательности. Адрес храма был забыт.
Вторая жизнь пришла к обители в 2002 году, когда по чудесному стечению обстоятельств заброшенный монастырь обрёл своего настоятеля.
Сейчас в обители живут и трудятся монахи, сюда приезжают паломники со всех концов России. Здесь появилась трапезная, курятник, огород, просфорня и святой источник.
Собор монастыря является памятником архитектуры. Он имеет 5 глав и дополнительные четверики с куполом на каждом, представляющих собой пределы в честь Варлаама Хутынского и великомученицы Екатерины. Колокольня имеет вид шатра и состоит из трёх ярусов.
Все, кто приезжает в Тульскую область, в Одоев, должны посетить Богородице Рождественский Анастасов монастырь. Кроме того в городе есть музей Филимоновской игрушки и «Медовое подворье».
Так что обязательно приезжайте за благодатью, фото и впечатлениями! Мы вас уже ждём!