анекс тур обучение турагента
ANEX Tour
Академия АТОР
Нашли ошибку?
Напишите нам на адрес support arpt.ru или позвоните по телефону +7 (495) 660-07-12
Рекламодателям
Узнайте о возможностях онлайн академий, методиках дистанционного обучения от экспертов отрасли и ценах на проекты. market arpt.ru (subject: %D0%A1%D0%BE%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E) (Напишите нам)
Бренд
Туроператор ANEX Tour известен в мире уже более двадцати лет. На сегодняшний день под этим брендом успешно работают принимающие компании на курортах десяти стран, а также туроператоры в Российской Федерации, Украине, Республике Казахстан и Германии. Динамичное развитие, стабильность и надежность – ключевые аспекты работы ANEX Tour.
Собственные принимающие офисы туроператора (DMC) обслуживают туристов на курортах Андорры, Вьетнама, Греции, Доминиканской Республики, Испании, Кипра, Китая, ОАЭ, Таиланда и Турции.
Деятельность в России
Многопрофильный туроператор ANEX Tour представлен на российском рынке с 1996 года. За это время для клиентов компании было открыто более 30 стран: Австрия, Азербайджан, Андорра, Армения, Беларусь, Бельгия, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Германия, Греция, Грузия, Доминикана, Египет, Израиль, Индия, Индонезия, Испания, Италия, Кипр, Китай, Куба, Маврикий, Малайзия, Мальдивы, Мальта, Марокко, Мексика, Нидерланды, ОАЭ, Панама, Португалия, Россия, Сингапур, Таиланд, Танзания, Тунис, Турция, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Шри-Ланка, Южная Корея.
Туроператор успешно работает на 40 наиболее популярных туристских направлениях и ежегодно открывает новые. С 2015 года ANEX Tour вышел на внутренний рынок с предложениями отдыха в Краснодарском крае.
Региональное присутствие ANEX Tour охватывает 42 города Российской Федерации, офисы туроператора открыты в 33 городах.
Миссия Компании
ANEX Tour – важнейшая часть глобальной системы туризма и путешествий. Мы помогаем людям реализовать свою мечту и дарим главную радость – открытия. Мы работаем для клиентов и стремимся сделать качественный отдых доступным каждому.
Турпродукт ANEX Tour
ANEX Tour специализируется на оказании туристских услуг, представленных в разных сегментах рынка: массовый туризм, корпоративные поездки и групповые выездные мероприятия, наземное обслуживание, а также VIP отдых. Пакетные предложения сформированы на базе перелетов чартерных программ и регулярных рейсов ведущих авиакомпаний.
Эксклюзивные контракты с ведущими отельными брендами и гарантированные объекты размещения позволяют предлагать клиентам качественный продукт по доступным ценам.
В структуре компании на протяжении 9 лет работает отдел по корпоративному обслуживанию (M.I.C.E.) M.I.C.E. Департамент предлагает услуги по организации различного рода мероприятий за границей под ключ – семинары по обмену опытом, конференции и бизнес-тренинги, квесты и экскурсионные маршруты, корпоративные и спортивные заезды, а также организация свадебных церемоний. Кроме того, отдел корпоративного обслуживания отвечает за сегмент туризма с индивидуальными маршрутами с учетом всех пожеланий клиента.
Работа с Партнерами
Постоянное повышение стандартов ведения бизнеса – одна из приоритетных задач компании. ANEX Tour стремится обеспечить доход своим партнерам, создавая возможности для их роста и процветания в каждом представленном регионе.
ANEX Tour обеспечивает партнеров не только качественным продуктом, но и заботится о совершенствовании их профессионального уровня. Это является ключом к ведению успешного бизнеса для всех сторон.
Специалистами компании разработан целый спектр различных инструментов для укрепления отношений с партнерами. Обучающий вклад представлен популярным проектом ANEX Profi Академия, который включает в себя множество блоков и направлений. Организуются презентации программ, отельных баз, тематические семинары и обучающие вебинары, бизнес-завтраки, конференции, ознакомительные туры по отелям и роад-шоу в регионах РФ.
Туроператор вносит значительный вклад в туристическое сообщество и выступает спонсором социально-значимых проектов.
В ассортименте ANEX Tour появилась возможность бронирования туров класса VIP- ANEX Priority. Это расширенный пакет с набором услуг премиального класса, где продумана каждая деталь, начиная от индивидуального ведения заявки до сопровождения гостей. Разработанная специальная система привилегий — чтобы довольными остались не только клиенты, но и агентства.
А также с 2017 года появилось динамичное пакетирование на регулярных рейсах (GDS-туры) – тип туров с перелетом регулярными рейсами и расчетом итоговой стоимости пакета в режиме онлайн. Это достигается путём прямого обращения к ресурсным системам авиакомпаний. За несколько минут можно забронировать и оформить поездку с регулярными рейсами на самых выгодных условиях.
Что такое ANEX Profi Академия?
ANEX Profi Академия – целый спектр различных инструментов, которые ANEX Tour объединил в один общий проект, для повышения профессионального уровня менеджеров турагентств, знакомства с компанией и укрепления отношений с партнерами.
Видео семинары
Цикл видео семинаров посвящен интересным и жизненным темам, таким как: популярные туристические направления, особенности продаж в туризме, культура общения, внешний вид менеджера, техника ведения телефонных переговоров, позитивное настроение и др.
Инфотуры
В преддверии каждого сезона ANEX Tour приглашает менеджеров туристических агентств в рекламно-ознакомительные туры, где они могут познакомиться со страной в целом, отдельными ее регионами, нашей отельной базой и сотрудниками компании.
Семинары
Туроператор приглашает агентства посетить семинары в офисах ANEX Tour во многих регионах РФ, для того, чтобы помочь повысить качество и уровень знаний партнёров. Участие в семинарах бесплатное, после их прохождения все гости могут получить именной сертификат ANEX Tour, а также стать участником викторины, по итогам которой самые внимательные менеджеры по туризму получат призы.
Вебинары
Ведущие специалисты ANEX Tour ежемесячно проводят серии увлекательных вебинаров, главная цель которых обновить запас знаний по турпродукту.
Бизнес-завтраки
Бизнес-завтраки с ANEX Tour – это возможность не только познакомиться с представителями Компании, но и способ обогатить свои познания в области Турпродукта. Вы узнаете обо всех новинках и планах на ближайшее будущее и углубитесь в историю холдинга ANEX Tour.
Обучающий портал Online Profi
На портале Online Profi ANEX Tour предлагает вам проверить свои знанию по направлениям. Среди партнеров с лучшими результатами разыгрываются подарки, а также каждый, кто наберет более 80% верных ответов, получит сертификат, подтверждающий знания по продукту ANEX Tour.
Дни открытых дверей
ANEX Tour занимает открытую позицию по отношению к своим партнерам. В дни открытых дверей вы можете посетить офис компании и познакомится с сотрудниками.
ANEX Tour: 8 (499) 654-04-04 (для агентств), 8-800-775-50-00 (для частных лиц)
ANEX Tour меняет правила во франчайзинге
Какие турагентства нужны туроператору и что он готов им предложить
ANEX Tour начинает глобальную трансформацию своей франчайзинговой сети. Если такое заявление делает туроператор с 25-летней историей, чей продукт – маст-хэв в ассортименте турагентств, то у любого, кто имеет отношение к туризму, возникают определенные вопросы. Зададим их Ирине Рубиной, директору департамента розничных продаж ANEX Tour.
Ирина, ANEX Tour развивает франчайзинг уже много лет…
Восемь, если быть точными.
Почему сейчас возникла необходимость в реформах?
За это время изменилась роль нашей компании на рынке. ANEX Tour 8 лет назад и ANEX Tour сейчас – разные по весу и значению для отрасли бренды. Необходимо, чтобы вслед за туроператором менялись и партнеры, работающие от его имени.
Кроме того, надо учитывать психологию клиентов, сценарии поведения, характерные для них сегодня. Люди либо бронируют туры через соцсети и личные контакты своих менеджеров, либо идут в турагентства, работающие под франшизой. В условиях пандемии многие считают второй вариант предпочтительным, поскольку боятся, что турагентство no name не справится с кризисом и закроется. И, конечно, клиенты рассчитывают на высокий уровень экспертности. Бренд крупного международного туроператора – гарантия надежности и профессионализма, в связи с чем на турагентства ложится дополнительная ответственность.
Поэтому в развитии сети мы теперь стремимся не к количественным показателям, а к качественным.
Какие требования предъявляются к агентам, желающим работать под франшизой ANEX Tour?
Для нас важна вовлеченность партнеров в развитие ANEX Tour, то, как они относятся к бренду, что они готовы делать для совместного достижения целей.
Так, мы проводим стандартизацию офисов под единый формат. Розничный офис ANEX Tour должен располагаться в доступном месте, без территориального пересечения с другими франчайзи. Необходима вывеска бренда и конкретный дизайн интерьера. Агентство должно использовать товарный знак в соответствии с регламентом.
Все это расходы. А на дворе лютый кризис.
Да, но согласитесь, даже в кризис невозможно себе представить, чтобы магазин федерального бренда, к примеру «Рив Гош», находился в мини-павильоне на автобусной остановке под вывеской, нарисованной от руки. В туризме та же логика. Каждое турагентство франчайзинговой сети является лицом ANEX Tour. Положение обязывает.
Если перейти от формы к содержанию, то нам нужны агенты, разделяющие наши ценности, готовые вместе с нами меняться и менять рынок. Миссия франчайзи – не просто закрывать рейсы и выполнять планы по объемам, но управлять продажами, таргетировать их.
Поясните, пожалуйста, что вы имеете в виду.
Как у любого производителя, у ANEX Tour есть базовый продукт, который сам себя продает. За ним обращается вся розница, нет смысла дополнительно продвигать его через франчайзинговую сеть. Мы ждем от партнеров инициативы по реализации более сложного продукта, работа с которым требует знаний, навыков, дополнительных усилий. Надо овладевать новыми экспертизами, и мы в этом активно содействуем. В ближайшей перспективе планируем уделять особое внимание обучению партнеров и делать больше подобных мероприятий.
Мы также готовы оказывать маркетинговую помощь турагентствам в плане контента, участия в рекламных проектах ANEX Tour. И если партнер поддерживает наши инициативы, выходит для этого за привычные рамки, сложившиеся годами, то и мы со своей стороны вкладываемся в его начинания. Участвуем, в том числе и финансово, в некоторых проектах франчайзи. После оценки их эффективности, конечно же.
В перспективе планируем сегментировать турагентства внутри сети, чтобы разным группам партнеров предлагать особые пакеты преференций и даже формировать для них в чем-то эксклюзивный продукт. На рынке есть перспективные и разносторонние агенты: одни развивают собственные приложения, другие создают сайты, генерирующие трафик, третьи становятся популярными блогерами. Мы готовы работать с ними индивидуально, инвестировать в их маркетинговую активность, в совместную рекламу и PR.
Но есть и просто хорошие, опытные продажники. Они выполняют все планы, но только на своем привычном продукте.
Им больше подойдет формат LOYAL. Это группа партнеров с дополнительными преференциями и специальными выгодными условиями сотрудничества, их мы тоже очень ценим.
Возвращаясь к сетевой рознице, хочу спросить: вы сейчас взимаете роялти с франчайзинговых агентств? И какая у них комиссия?
Роялти прошлой весной отменили, через год снова ввели. Ставки те же, что и в 2019 году.
Комиссия по стандартному тарифу у франчайзи на 1% выше максимально возможной по наработке комиссии у независимых агентств.
А что с планами по продажам?
От планов не отказываемся, устанавливаем их, исходя из того, сколько туров надо продавать офису в данном регионе, чтобы жить и зарабатывать. Из всего объема 70% должно у франчайзи приходиться на продукт ANEX Tour, вот эта доля и есть план по продажам.
Существует еще минимальный порог продаж. Если франчайзи до него не дотягивает, понижаем ему комиссию до среднерыночной и начинаем пристально наблюдать за его работой, выясняем, в чем причина и чем помочь. Если же ситуацию не удается выправить на протяжении 3 месяцев, ставим вопрос о выходе агента из сети.
Нас просили снизить минимальную планку в отдельных регионах, к примеру на Дальнем Востоке, где ANEX Tour не ставит полетную программу. Но мы объясняли: если турагентство не в состоянии привлечь 20 туристов в месяц, то для нас оно автоматически попадает в группу риска. Ссылаться на пандемию или отсутствие чартеров в данном случае не имеет смысла.
Существует еще максимальный порог продаж – если партнер его превышает, то мы ему снижаем комиссию.
Для нас это означает, что он поддался искушению работать с субагентами. А нам объем ради объема не нужен.
Помню только два случая, когда мы в данном вопросе ошиблись: франчайзи делали суперпродажи без привлечения субагентов – и смогли это доказать.
То есть вы принципиально против субагентсткого бизнеса?
Вовсе не против. Только это не франчайзинг, совсем другая модель бизнеса. Для турагентов-консолидаторов работает наш департамент дистрибуции.
Ирина, вы упомянули, что во франчайзинговой сети нужны агенты, готовые вместе с ANEX Tour менять рынок. О каких переменах идет речь?
Мы за то, чтобы отрасль была экспертной и турфирмы привлекали бы клиентов сервисом, а не скидками. Ценовая конкуренция в рознице разрушительна, а порождается отсутствием знаний и навыков работы с туристом.
Кстати, что касается каналов сбыта ANEX Tour, то, куда бы ни обратился клиент – к франчайзи, в наш собственный офис или на сайт компании, – везде он получит одинаковую цену. Наш отдел контроля и качества проводит тарифный мониторинг, фиксирует «самодеятельность» со скидками, и такие случаи не проходят без последствий.
Ирина, а сколько сейчас турагентств во франчайзинге ANEX Tour?
Порядка 500 офисов продаж в 185 городах России. Но через неделю цифра может измениться, поскольку еще у сотни турагентств завершится испытательный срок.
Как считаете, что турагентства больше всего ценят в этом проекте?
Мы не только предлагаем актуальный продукт, но и создаем комфортные условия для работы. Понятно, что ассортимент у крупных туроператоров схожий, экономические условия сотрудничества для франчайзи тоже примерно одинаковые. Отличительная особенность ANEX Tour – это оперативность в решении вопросов и открытость к диалогу с партнерами на разном уровне, вплоть до руководства компании.
Мы не просто наращиваем канал сбыта, но создаем агентское комьюнити, чтобы каждый партнер ощущал себя частью такого крупного бизнеса, как ANEX Tour.
«Смысла в турфирмах уже нет»: как я шесть лет занимался турбизнесом и прогорел
Не помог собственный офис в центре города и большой опыт в путешествиях
Летом 2013 года я открыл турфирму в Таганроге.
У меня были идеальные стартовые условия — профильное образование, опыт работы, опыт путешествий и свой офис в центре города. Фирма продержалась шесть лет.
За это время я наработал постоянную базу клиентов, научился рекламе и продажам, пережил два кризиса, но в итоге все равно закрыл компанию. Расскажу, какие ошибки я совершил и чего не советую делать начинающим предпринимателям в этой сфере.
Почему я пришел в туристический бизнес
Я из небольшого города на юге России — Таганрога. В 2006 году мы с мамой начали много летать по миру — она занимается металлургическим бизнесом, доход и недорогая валюта позволили нам посетить много стран.
Всего я побывал в 21 стране, включая экзотические Кению, Австралию, Кубу и Бразилию. Путешествия для меня — это возможность видеть тот мир, о котором я мечтал с детства, погрузиться в мир других народов.
В 2007 году я окончил Институт иностранных языков и вообще не имел представления, чем буду заниматься. Разве что понимал, что трудиться учителем в школе точно не хочу, неинтересно. Мама предложила получить еще одно образование, заняться туристическим бизнесом. Мне показалось это любопытным, ведь мы часто летали на курорты в Египет, Турцию, Грецию, и там я видел много туристов. Мне казалось, что спрос на пакетные туры будет только расти — ведь люди всегда хотят хорошо отдохнуть.
Я поступил в местный вуз на туристическое направление — за второе образование пришлось платить по 60 000 Р за курс, учился пять лет.
Знания мне потом пригодились: например, на географии туризма я узнал специфику курортов — на Эгейское побережье Греции лучше ехать в июле и августе, когда прохладное море прогревается так, что в нем можно купаться. Или что весной не стоит ехать в Таиланд, потому что там будут ливни и вряд ли туристы смогут искупаться в море.
Еще был курс английского языка для специалистов по туризму, где я, несмотря на обучение в инязе, узнал много нового. Нам преподавали термины сферы туризма, мы разыгрывали ситуации, связанные с аэропортами, гостиницами, ресторанами, арендой машины.
О слабых сторонах бизнеса я тогда не думал — о том, что на деле много конкурентов, в мире бывают скачки валют, меняется политическая ситуация, случаются катастрофы и экономические кризисы. Тогда мне казалось, что сытые годы в туризме будут всегда, бизнес будет только процветать.
Параллельно получал практический опыт — на летних каникулах работал в местном турагентстве «Синьор Робинзон». Устроился туда по знакомству, знакомая семьи, Юля, работала там старшим менеджером. Она была все время рядом, обучала, подсказывала, помогала проводить сделки, поэтому мне казалось, что все легко.
Я даже думал, что когда открою свою турфирму, то смогу переманить ее, а она перетянет своих клиентов. Не вышло — думаю, тогда она не хотела менять работу, ведь у нее было хорошее место, клиенты, отличное отношение начальства, да и просто она порядочный человек.
В турагентстве я сопровождал людей, которые ехали на автобусе на Черное море, и несколько раз подбирал клиентам туры, продавал путевки в Питер и Турцию. Зарабатывал 4000—7000 Р в месяц.
Все это время часто путешествовал, с мамой и один. Побывал в Италии, Испании, на Бали, Канарских и Мальдивских островах, в Рио-де-Жанейро. Считаю все это подготовкой к туристическому бизнесу — мне кажется, когда человек продает путевки туда, где был сам, клиенты ему больше доверяют.
Например, я знаю, что на Золотых песках Болгарии не нужно ходить в кафе на набережной, иначе обед выйдет дороже. Вместо этого стоит свернуть на улицу за отелем «Адмирал» и пройти к отелю «Шипка», там будет стейк-хаус, где можно поесть вкуснее и в два раза дешевле. Такие нюансы делают турагента экспертом в глазах клиентов.
Как открывал турагентство
Офис мне подарила мама. Она давно управляет своим бизнесом и посчитала это выгодным вложением — подвальное помещение в центре города всегда можно дорого сдать или открыть другой бизнес, если вдруг не пойдет с турфирмой.
Помещение было довольно дешевым — за 90,8 м² заплатили 4,5 млн рублей, в нем была электрика и сантехника. Аналогичные варианты рядом продавались за 5 млн рублей. Помещение нашла моя знакомая, которая работала в агентстве недвижимости — начали поиски в мае 2011 года, оформили сделку в конце июня.
стоило подвальное помещение для турфирмы
Мы решили, что офис в центре города сыграет на пользу будущей фирме, убедит клиентов в надежности компании. Ведь если директор купил помещение и сделал там дорогой ремонт, вряд ли он заберет несколько сотен тысяч и убежит с ними.
После покупки помещение больше года простаивало, потому что я учился на пятом курсе и защищал диплом. В конце 2012 года взялись за ремонт и к июню 2013 года закончили. Мама наняла дизайнера, купила мебель, компьютеры, украсила стены постерами.
Офис позволял разместить пять человек, у меня, как директора, был отдельный кабинет. Но мы решили для начала ограничиться двумя столами в большом зале, а работал я сам — пока фирма не раскрутится. Еще сделали детский уголок — я видел, что в турфирмы часто приходят туристы с детьми. Клиенты могли бы выбирать тур, пока малыши играют. Всего на ремонт офиса потратили 1 млн рублей.
Еще повесили вывеску. Сложностей с ней не было — в 2013 году мы не получали на это разрешения властей. Разместили ее на опорах, которые принадлежали мне и соседу — владельцу кафе «Гарибальди». Мы договорились, что я отдам ему небольшой коридор за стенкой офиса, чтобы он мог заносить продукты в кафе с другого входа, а он не будет возражать против вывески.
В центре Таганрога хороший поток людей — рядом с офисом находились дорогой супермаркет «Иванка», несколько банков. Плюс строились жилые дома, то есть население микрорайона росло. Я думал, что люди будут проходить мимо и увидят вывеску. А когда захотят в путешествие, вспомнят мою фирму и придут в офис. Забегая вперед, скажу, что идея сработала плохо — клиентами действительно становились даже прохожие, но основной поток был из соцсетей.
В 2011 году я был очень наивным. Мне казалось, что все получится — был офис, диплом факультета туризма, опыт путешествий. Я грезил большими и легкими деньгами, которые буду совмещать с яркими путешествиями.
Для новой компании я зарегистрировал ООО, чтобы в случае банкротства отвечать перед клиентами только 10 000 Р уставного капитала, а не всем имуществом — помещение и оборудование были записаны на меня как на физлицо, а не на компанию.
Оформил заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, чтобы платить 6% дохода. Бывали периоды, когда фирма простаивала и не приносила денег, этот период мы с бухгалтером отмечали в отчетности как отсутствие деятельности.
Сам я стал учредителем и одновременно устроился в собственную фирму гендиректором. Чтобы не стоять в очередях в налоговой, обратился в бухгалтерскую компанию — за 7000 Р они собрали все документы и зарегистрировали компанию.
Название придумали вместе с друзьями, одногруппниками и университетскими преподавателями — «Мастер путешествий», по аналогии с мастером Йодой.
Расходы на открытие турагентства в 2013 году
Покупка помещения под офис в центре города | 4 500 000 Р |
Отделка и ремонт офиса | 700 000 Р |
Мебель, техника и оснащение | 300 000 Р |
Уставной капитал для открытия ООО | 10 000 Р |
Оформление документов через бухгалтерскую фирму | 7000 Р |
Печать и оснастка для ООО | 1500 Р |
Итого | 5 518 500 Р |
Как я начал продавать туры
Несколько месяцев я изучал условия и заключал договоры с туроператорами. В Таганроге их офисов не было, поэтому приходилось ездить в ближайший крупный город — Ростов-на-Дону.
Операторы формируют туры — выкупают места в гостиницах и самолетах, отвечают за трансфер туристов, предлагают экскурсионные программы. У них есть финансовое обеспечение — деньги, которые компания должна вернуть туристам в случае банкротства или отмены тура.
Как турагент, я мог только продавать их туры и получать комиссию 7—12% — тогда это казалось мне неплохим заработком. Бизнес-план или финансовую модель я не рассчитывал, просто открыл офис фирмы в августе 2013 года.
Конкурентами у меня были не только другие турагентства, но и сами операторы — люди могли купить поездку и без посредников у них на сайте либо на агрегаторах, которые собирают туры от нескольких операторов. Но я был уверен, что в 2013 году в Таганроге люди покупают туры у проверенных турагентов, а не на сайтах. Плюс как турагентство я мог конкурировать с оператором ценой — мы вычитали из своей комиссии небольшую часть и продавали тур со скидкой. Но тогда я о конкуренции особо не думал — рынок был достаточно большим, мне казалось, денег на всех хватит.
На старте я решил не придумывать чего-то нового и стал продавать путевки в уже популярные места — в Турцию, Египет, Грецию, Испанию, Чехию, Таиланд, Вьетнам. Это были популярные места у наших туристов, в эти страны можно было улететь из ближайшего к Таганрогу аэропорта, из Ростова-на-Дону.
Конечно, можно было попробовать организовывать свои туры, но для этого нужно было получить лицензию туроператора. Для этого нужны финансовые гарантии — я не узнавал точные суммы, но у ведущих операторов это были десятки миллионов рублей. Не говоря уже о десятках сотрудников — чтобы сделать свои туры, нужно заключить договоры с отелями и перевозчиками. Таких денег у нас не было.
В 2013 году стать турагентом могла любая компания — туроператор спросил у меня свидетельство о регистрации ООО, налоговую выписку, банковские реквизиты, письма из Росстата и заявление о применении УСН. Никто даже не требовал свидетельство о собственности на офис. Проверок тоже не было — представил документы, заключил договор, получил логин-пароль для системы, где можно бронировать и покупать туры.
Заключив договор, я получил доступ в личные кабинеты для агентов на сайте операторов. Там можно выбрать тур, забронировать его, внести данные туристов. Там же видно, сколько оператор заплатит мне за продажу. Система похожа на современные сервисы поиска агрегаторов туров — можно выбрать страну, конкретный курорт, количество звезд у отеля, тип питания и дополнительные опции, например отель с аквапарком или отель для пожилых людей.
Еще я заключил договоры с местным туроператором «Судаков-тревел» и федеральным «Алеан-тур». Через них можно купить автобусные туры на Черное море или поездки-экскурсии в Москву, Питер, Карелию или в тур по Золотому кольцу.
Первые клиенты и ошибки
Сначала заходите в личный кабинет агента к тому оператору, который продает подходящие туры. Для Абхазии и Сочи это «Алеан». Там выбираете гостиницу. Потом нужно занести данные клиента в систему бронирования и распечатать договор. Сделать пометку, если нужна виза и страховка. Если клиента все устраивает, подписать договор и получить у него деньги. В течение суток оператор уточнит, свободен ли номер в гостинице и все ли в порядке, а затем подтвердит заявку на бронирование. А вы переведете деньги оператору. Остается только распечатать туристам ваучер на проживание.
Если клиентам была нужна виза, я собирал у них заграничные паспорта, копии российских паспортов, фотографии, деньги за визу и справки о доходе. Потом отвозил документы в визовый отдел туроператора — они сотрудничают с консульствами и всю работу делали сами.
Обычно турагенты не используют свои деньги в бизнесе. Договор был составлен так, что если оператор не подтверждал тур и заявка аннулировалась, то платить неустойку было не нужно — предлагали или выбрать другое направление, или сделать возврат.
Еще на старте я подпортил репутацию компании. Ко мне зашел мужчина за недорогим туром в Абхазию. Когда мы подбирали отель, в офис зашла компания богато одетых молодых людей. Они хотели улететь в Египет и их было 15 человек. Тогда я работал один, без помощников, и только учился общаться с клиентами.
Конечно, мне следовало предложить им присесть и подождать, пока я не закончу с мужчиной. Но я сразу переключил внимание на более денежных туристов. В итоге без покупки из офиса ушли все — мужчина сразу, а компания чуть позже, потому что увидела, как я сразу переключил внимание с него на них. И вечером ребята из компании написали на городском форуме, что не рекомендуют обращаться в «Мастер путешествий», потому что «директор турфирмы думает только о деньгах». Не знаю, как это повлияло на поток клиентов, но думаю, что форумчане точно не пришли ко мне за путевкой.
Один раз я продал тур без договора. Мои клиенты хотели улететь на горнолыжный курорт Улудаг. Обычно такие туры стоят дорого, но у туроператора «Анекс» была акция, можно было взять поездку по стоимости пляжной Турции.
Обычно такие ситуации решаются просто — в договоре с турфирмой есть штраф за неустойку. Но здесь я пошел людям навстречу и не оформил договор. С тех пор — только договор, а уже потом заявки у туроператора.
Как я искал первых клиентов
Опыта в маркетинге у меня никогда не было. Нам рассказывали немного теории в вузе, но специально продвижению нигде не учился. В 2013 году такого количества информации в открытом доступе, как сейчас, не было.
Рекламировать турфирму я решил через соцсети. Выбрал «Одноклассники» — там уже было много турагентств, казалось, что в этой соцсети сидят взрослые, а значит, платежеспособные люди. Создавать профиль во «Вконтакте» я не стал, думал, что там сидят в основном школьники и студенты.
Сам я тогда пользовался «Одноклассниками», «Вконтакте» и «Моим миром». Но продвигаться через друзей в соцсетях не хотел — я считаю, что не стоит смешивать дружбу и бизнес. Если у друзей были для меня клиенты, они и так их приводили. Хотя это было редко, среди близких людей активно путешествовали только мы с мамой.
В «Одноклассниках» я оформил профиль турагентства, рассказал, что занимаюсь продажей туров, и начал добавлять в друзья всех подряд — тогда это был популярный способ продвижения. Чаще всего люди ставили лайки под красивыми фото, задавали вопросы по стоимости тура и обещали «подумать». Через полгода администрация соцсети заблокировала мой профиль за навязчивую рекламу, и набранные 2000 друзей пропали.
Я завел новый аккаунт, но добавлял не более 5—10 друзей в день, так набралось еще около 3000 человек. Особого толку от этого не было, но несколько постоянных клиентов из этой соцсети все-таки появилось — людям понравилось, как я подробно консультировал их в чате.
стоила реклама на двух баннерах в городе
Основные клиенты пришли по сарафанному радио — сначала по советам друзей и знакомых, а потом от тех, кто уже купил и кому понравилась поездка.
Конечно, без дополнительных доходов все это было бы невыгодным предприятием, но я мог себе это позволить — были еще проценты по депозитам, которые не связаны с туристическим бизнесом.
Первый кризис — банкротство туроператоров
В 2014 года на фоне колебаний валют началась волна банкротств туристических агентств и операторов. Мне повезло — первым из тех, с кем я работал, отменил все туры «Лабиринт». Этот оператор возил людей в Грецию.
Несостоявшиеся клиенты «Лабиринта» подали в суд на мою фирму, но в возврате денег им отказали. Я предложил пойти на мировую и, чтобы не рушить свою репутацию, отдал им 7000 Р комиссии за бронь и 10 000 Р компенсации от моего турагентства.
После «Лабиринта» начали банкротиться и другие компании — «Солвекс», «Южный крест», «Роза ветров». Все они были застрахованы в компании «Возрождение», которая закрылась осенью 2014 году, и туристы остались без денег и поездок. Мне повезло, на тот момент у меня было около десяти клиентов, но они летели в Турцию, Грецию, Испанию через надежных операторов «Анекс», «Пегас», «Санмар», поэтому дальше проблем не было.
На рынке началась паника, и я решил сделать перерыв — закрыл офис на два месяца. Вернулся на работу в октябре, когда открылись зимние направления — Таиланд, Вьетнам и Арабские Эмираты.
После «черного вторника» и евро за 98 Р я хотел закрыть компанию, но отговорила мама — она посоветовала продолжить ходить на работу и изучать экзотические направления и «фишки», которыми может отличиться мое турагентство. Она считала, что мне стоит попробовать сосредоточиться на Европе и экзотике, ведь мало кто в Таганроге добирался до Кении, Бразилии и Австралии.
В итоге я положился на ее интуицию и решил продолжить работу. Мы даже слетали в самостоятельное путешествие в Африку, в Кению, потратили на это 200 000—300 000 Р из маминых денег.
В Кении довольно своеобразный туризм. Там красиво и интересно, можно съездить на сафари и посмотреть на львов, гепардов, жирафов и бегемотов. Но все-таки это не та страна, в которую я бы влюбился.
Если вы снимаете отель, надо искать минимум 4 звезды, а это довольно дорого. Но тогда будет кондиционер и хорошее питание. Или есть кемпинги, в них придется засыпать под топот слонов, а от жары спасает только вентилятор. А еще там малярия.
Продавать туры в Кению я так и не стал — все туроператоры, которые тогда могли предложить тур, были сомнительными. Рисковать не хотелось.
Снижение дохода из-за комиссии операторов
Чтобы привлечь клиентов, туроператоры ввели промопредложения — скидки на отели, тур для клиента получался дешевле. За продажу таких промо давали единую комиссию в 7%. Из этой комиссии я, как турагент, еще давал скидку клиентам, чтобы они пришли именно ко мне, а не взяли у оператора напрямую или у другого турагентства.
Отступал кризис долго. Основной поток туристов вернулся в середине 2017 года — постоянные клиенты, а вместе с ними и их знакомые захотели на море. Работа в горячий сезон стала приносить около 30 000 Р в месяц. Но клиентов было мало, максимум 10 человек в месяц, надеяться на сарафанное радио больше не хотелось, а «Одноклассники» так и не раскрутились.
Продвижение, обучение и продажи
Полноценным продвижением я начал заниматься в конце 2017 года. Стал изучать СММ и продажи, читал много статей, смотрел группы маркетологов в соцсетях и тренинги на «Ютубе», окончил курс по туристическому маркетингу.
Бизнесу сайт ничего не дал, кроме 75 000 Р расходов с моего депозита. По нему не пришло ни одного человека, да и я не знал, как продвигать сайт в поисковиках. В Таганроге были компании, которые предлагали за сотню тысяч рублей раскрутить его, но эти ребята не вызывали у меня доверия.
На курсах и в блогах специалисты рассказывали, что основная аудитория путешественников сейчас сидит в «Инстаграме» и во «Вконтакте» — и я сделал там страницы турфирмы. Перестал тратить время на «Одноклассники» — понял, что аудитория там интересовалась красивыми картинками в моем профиле, а не путешествиями.
Страницу в «Инстаграме» вела знакомая за 3000 Р в месяц. За эти деньги она придумывала и публиковала посты — около 20—30 в месяц, мы старались делать больше красочных фотографий из мест, куда продавали туры, писали подборки лайфхаков для путешественников и пытались ненавязчиво продвигать турагентство.
Придумали название для паблика — «Свалить на недельку из Таганрога». Я осознал, что людям неинтересна постоянная реклама, поэтому определился с форматом — как можно больше развлекательного контента.
я потратил на рекламу во «Вконтакте»
После таких результатов я ограничил расходы — не больше 5000 Р на соцсети в месяц. Рекламу показывал девушкам 25—40 лет — по моему опыту именно они обычно занимаются организацией отдыха и выбирают поездки для близких.
Инстаграм я не успел как следует развить, подписчиков было меньше 1000 человек, да и лайкали посты довольно вяло. На рекламу тоже особо не реагировали
Поэтому стал много читать о скриптах продаж, которые помогают закрывать сделки даже с очень жадными клиентами. Нашел образовательный проект для моей отрасли, заплатил 36 000 Р за обучение в двух программах, по продажам и по получению заявок из соцсетей. Научился говорить «нет» клиентам, которые хотели огромные скидки, рассказывал понятным языком о своей работе и возможных сложностях и нюансах, которые ждут клиентов, если они сами купят тур. Например, им придется самим проверять время вылета на чартерных рейсах, а это не сделать просто по онлайн-табло, как в регулярных рейсах. Или проверять отель, чтобы достался именно тот номер, который купили. Все это в теории человек может сделать и сам, но к турагенту обращаются, если на это не хочется тратить время и ресурсы.
После обучения я стал задавать больше вопросов клиентам, стал внимательнее. Например, приходят ко мне люди с запросом на отель в Турции около моря. Я спрашиваю, где они отдыхали до этого, что тогда понравилось, а что нет. И по ответам понимаю, что им, скорее, подойдут тусовочные Кемер или Мармарис, а не тихие пригороды Алании с бюджетными отелями для семей с детьми или пенсионеров. Раньше я даже не думал об этом — просто интересовался, сколько будет человек, куда хотят ехать и сколько денег готовы отдать. Так я постепенно начал наращивать репутацию эксперта. Люди стали чаще обращаться второй раз, советовать меня друзьям.
Чем все закончилось
Постепенно доход стал расти, и летом 2018 года я зарабатывал уже 40 000 Р в месяц. Казалось, что все будет неплохо, но в конце года клиенты вдруг снова перестали приходить в офис.
В этот же день я позвонил знакомой из агентства недвижимости и попросил сдать мой офис. Через несколько дней пришли люди из морских перевозок и мы подписали долгосрочный договор на 27 000 Р в месяц. На этом мой туристический бизнес закончился.
Почему я закрыл турфирму
Основных ошибок я вижу несколько.
Поздно пришел в туристический бизнес. В 2013 году люди летали по разным курортам и были готовы платить за хорошо организованный тур. Самостоятельно бронировали гостиницы и покупали билеты только продвинутые туристы. Я шел в этот бизнес за легкими деньгами. Но продлилось это время недолго — в 2014 году произошел скачок курса валют и люди начали сильно экономить. Теперь люди шли туда, где дадут больше скидку. Соответственно, стали покупать у туроператора, чтобы сэкономить на комиссии турагента.
В 2018 году я спрашивал у знакомых директоров и менеджеров крупных таганрогских компаний про их путешествия. Они охотно ответили, что давно путешествуют без помощи турагентств. А если и летают турами, то покупают их не в агентствах, а у операторов напрямую.
Столкнулся с несправедливыми условиями. Есть большие туристические агентства, у которых отличные договоренности с туроператорами. Например, им давали комиссию 15% с тура, а новичку — 8%. Соответственно, большое агентство могло снизить цену на 10%, дать цену меньше, чем новичок, и все равно заработать свои 5%. На этом рынке маленьким компаниям работать просто невыгодно.
Решил быть как все. Я начал с массовых направлений, вместо того, чтобы придумать фишку, которая выделяла бы мою турфирму среди других.
Не знаю, как повернулась бы ситуация, если бы я делал упор на помощь людям, которые собираются в Европу или экзотические страны. В 2014 году у меня были контакты частных гидов по Италии, Франции, Кубе, Бразилии, Великобритании и острову Бали. Через экскурсоводов я вышел на гидов из Аргентины, Перу, Испании. У этих людей были хорошие рекомендации.
Возможно, пока люди путешествовали, такая услуга стала бы востребованной, ведь никто в Таганроге не додумался до этого. Но я решил, что это будет очень сложно, и стал работать на массовом рынке, отстраивался от конкурентов лишь размером скидки и работал себе в убыток. А после сытые годы закончились, люди все меньше путешествовали и не искали такого дорогого разнообразия.
Не умел продавать. Тогда я думал, что достаточно много поездить и подробно знать плюсы и минусы того, что предлагаешь. Сейчас мне кажется, что важно именно хорошо продавать — уметь понимать, чего ждут люди от путешествий, и предлагать им те варианты, которые их устроят.
Доходы становились еще меньше. В 2018 году перед закрытием бизнеса я узнал, что туроператоры собираются еще раз снижать комиссию. Думаю, они просто хотели «задавить» небольшие фирмы и освободить рынок.
Я просто устал. Безусловно, у меня появился опыт, обо мне знало много людей. Но фирма не приносила тех денег, как турфирмы в сытые нулевые. И я устал от самого туризма. Вложил довольно много души и труда в эту компанию, и это было несоизмеримо доходу, который я получал. Мне было выгоднее сдать офис за 27 000 Р и искать что-то новое для себя, живя на эти деньги.
Я никому не советую открывать турагентство в 2021 году. Из-за пандемии большинство направлений закрыто. Туроператоры платят минимальные комиссии, туры продаются в основном только по промоценам. Похоже, продавать самим, онлайн, им выгоднее, чем выделять комиссии на турфирмы.
Я не верю, что турагентство — это перспективный бизнес. Даже когда направления откроются, люди будут путешествовать сами — нанимать частных гидов, пользоваться мобильными приложениями для экскурсий, бронировать перелеты и отели через сервисы-агрегаторы, даже покупать туры у туроператоров напрямую. Смысла в турфирмах уже нет.