Английские грузовики второй мировой войны
Ленд-лиз от Великобритании: английские грузовики на службе СССР
Ленд-лиз от Великобритании
Согласно официальным данным с 1941 по 1944 год Великобритания поставила в СССР 5239 автомобилей и бронемашин. Цифра более чем скромная на фоне аналогичных поставок из США, которые насчитывали более 200 тысяч автомашин. Тем не менее английские автомобили пришлись весьма кстати, особенно на начальном этапе войны.
Bedford
Из всех британских машин проходивших службу в Красной армии, самыми распространенными были грузовики фирмы Bedford. Их доля от общих поставок занимала 20%, что в количественном выражении составляло 1100 машин. В основном в СССР поставлялись две модели: полуторатонный Bedford OXD и трехтонный Bedford OYD. Оба грузовики имели колесную формулу 4х2, но за счет односкатной ошиновки обладали весьма неплохой проходимостью. Bedford OXD отличался укороченной базой в 2820 мм, тогда как OYD имел базу в 3988 мм. В остальном по внешнему виду грузовики практически не отличались. Хотя на общем фоне английские грузовики выглядели немного необычно. Они выделялись плавными обводами цельнометаллической кабины и резко отсеченным капотом.
Грузовики оснащались шестицилиндровым мотором рядного типа мощностью 72 л.с. Работал он в паре с 4-ступенчатой МКПП. Как и все британские автомобили, Бедфорды имели праворульное исполнение.
Помимо вышеописанных моделей в Красную армию попал и Bedford QLD — трехтонный грузовик с колесной формулой 4х4. Он отличался компоновкой типа кабина над двигателем и усредненной базой в 3632 мм. В СССР Bedford QLD поставлялся в очень небольшом количестве.
Commer
Фирма Commer с самого своего основания в 1905 году специализировалась на производстве грузовиков. Собственно ее название и является сокращением от словосочетания Commercial Cars (Коммерческие автомобили).
Наравне с Bedford OYD, Commer Q4 был одним из самых распространенных грузовиков Великобритании грузоподъемностью в три тонны. Поставлялся он и в Советский Союз, но в единичных экземплярах.
Commer Q4 представлял собой капотный грузовик с колесной формулой 4х2. Он был создан на основе гражданского грузовика Commer Superpoise, но в отличие от него получил одинарные шины размерностью 10,50-16 дюймов и упрощенную кабину. Интересно выглядели буксировочные проушины в передней части машины, совмещенные со стальной U-образной дугой защиты радиатора. Характерный элемент, который встречался на многих армейских грузовиках из Великобритании. Под капотом находился довольно мощный, шестицилиндровый бензиновый мотор объемом 4,1 л на 81 л.с.
В британской армии Коммеры не жаловали, предпочитая более надежные Бедфорды. Впрочем, оно и понятно, учитывая гражданские корни Q4.
Austin
В СССР поставлялось несколько моделей грузовиков фирмы Austin. Полуторатонный K30, двухтонный K2, трехтонный К3 и его доработанную версию К6.
Конструктивно автомобили были во многом схожи и фактически отличались лишь базой да количеством осей. Все грузовики оснащались рядным 3,5-литровым бензиновым двигателем на шесть цилиндров мощностью 60 л.с. Кроме того машины были унифицированы по коробкам передач, мостам, подвескам, тормозам и кабинам. Изначально последние шли в упрощенном варианте, а после 1942 года стали полностью цельнометаллическими.
В Красной армии на шасси трехосного Austin K3 приспособили различные надстройки в виде фургонов радиосвязи и другого военного оборудования. Базовый К3 имел двускатную ошиновку, но существовала версия и с одинарными задними колесами, а также 4-литровым двигателем увеличенной мощности на 72 л.с.
В 1942 году на смену Austin K3 пришел более совершенный Austin K6. Он оснащался форсированным до 82 л.с. мотором и увеличенным бензобаком. Эту модификацию использовали, в том числе под установку реактивного миномета М-13. Однако сколько собрали таких машин достоверно не известно.
Всего в общей сложности в СССР прибыло около пятисот Остинов.
Fordson
Компания Fordson (Форд и сыновья) известна в нашей стране еще с начала 1920-х, когда в СССР освоили выпуск тракторов Фордзон-Путиловец. В Великобритании филиал американской Fordson начал работу спустя десятилетие в 1933 году.
На островах фирма выпускала широкую номенклатуру грузовиков, как коммерческих, так и сугубо военных. Последние имели наименование WOT (War Office Truck). Выпускались несколько модификаций от трехтонки WOT1 с колесной формулой 6х4, до полуторатонного полноприводного WOT8. Последний приглянулся нашим армейцам и партией почти в 900 единиц, был заказан в СССР.
Fordson WOT8 представлял собой двухосный грузовик с кабиной над двигателем и малораспространенным для военных машин тех лет — двигателем V8 (сказывались американские корни). Как бы то ни было мотор был вполне надежен и выдавал вполне приличные 85 л.с. Кроме того за счет двухступенчатого демультипликатора и полного привода, Ford WOT8 прекрасно справлялся с функцией артиллерийского тягача для английской 17-фунтовки, массой в три тонны. В РККА Фордзоны применялись в разных ипостасях, в том числе и как шасси для «Катюши».
По внешнему виду, британские Форды выделялись своей угловатой кабиной и необычной передней облицовкой, с вытянутой вертикальной фальшрадиаторной решеткой, и горизонтальным «козырьком» — площадкой над ней.
В армии грузовики Fordson WOT8 зарекомендовали себя неплохо. Они ценились за высокую проходимость и надежность, хотя особой славы ввиду своей немногочисленности не завоевали.
Ленд-лиз Великобритании — другие грузовики
В СССР поставлялись также грузовики фирм Albion, Thornycroft, Leyland, Scammell и другие. Вообще «зоопарк» британских машин был довольно разнообразен, но малочислен. Тем не менее и такая помощь не была лишней, особенно на первых этапах войны, когда убыль собственной техники в РККА была запредельной.
Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза
С началом Великой Отечественной войны в распоряжении Красной армии оказалось 255 тысяч простейших грузовиков ГАЗ-АА и ЗИС-5, неспособных справиться с гигантскими объёмами транспортных операций, а к осени 1941 года большинство из них были уничтожены на фронте. И тут на сцену вышли Соединенные Штаты со своим ленд-лизом, обещавшие немедленно и почти бесплатно отправить в СССР огромные количества современных грузовых машин. Причем помимо знаменитых Studebaker в поставках были десятки других моделей, которые использовались в РККА.
По договору ленд-лиза первая партия грузовиков поступила в Советский Союз в ноябре–декабре 1941 года морским путем из Великобритании, которая сама входила в число стран, получавших помощь из-за океана. В ней находились английские грузовики коммерческого типа, выпускавшиеся уже в течение нескольких лет и отправленные в СССР для замены полуторок и трёхтонок. Так, сложилось впечатление, что наши новоявленные союзники, пользуясь случаем, пытались поскорее сбыть свои старые машины, часто вообще не приспособленные к военной службе, и взамен получить более совершенную технику из Америки. С 1942 года несколько типов доработанных коммерческих грузовиков для Красной армии поступали из США и Канады.
На вооружении Северного флота состояли грузовики Ford G8T, доставленные по ленд-лизу северным морским путём
Военизированные коммерческие грузовики
Поставлявшиеся по ленд-лизу армейские варианты коммерческих автомобилей представляли собой упрощенные конструкции с задними ведущими колесами, выполненные на шасси серийных грузовиков. Обычно их оборудовали рядными шестицилиндровыми бензиновыми двигателями, четырехступенчатыми коробками передач, гидроусилителями тормозов и рессорными подвесками. Внешне они отличались открытыми кабинами, высокобортными кузовами, трубчатой защитой радиатора, светомаскировочными фарами и всеми односкатными колесами.
Упрощенный грузовичок Austin К30 образца 1939 года с открытой кабиной и дверными фартуками
Austin К30/К2 (Великобритания)
К началу Второй мировой войны известная автомобильная компания Austin предлагала гамму гражданских капотных машин, доработанных для военных нужд. Её открывал военизированный 1,5-тонный вариант К30, выпущенный в 1940-м году в количестве двух тысяч экземпляров. На нём были установлены 3,5-литровый двигатель в 60 сил, деревянный высокобортный кузов и открытая кабина с козырьком и фартуками вместо дверей.
Наиболее распространенный военизированный автомобиль Austin К2 с цельнометаллической кабиной
За ним следовал 63-сильный двухтонный грузовик К2 с одно- или двускатными колесами и разными типами кабин. Известность ему принесла созданная на его базе санитарная машина с закрытым кузовом и характерным жёстким навесом, способная одновременно перевозить четырех человек на носилках или 8-10 сидячих раненых. Одна из них в 1940 году была захвачена немецко-фашистскими войсками, потом «воевала» на Восточном фронте и затем вернулась на Западный. В августе 1944-го этот автомобиль стал трофеем британских войск, продолжив свою военную службу под именем Кэти. Завершала эту небольшую гамму трёхтонка К3.
Типовая английская санитарная машина на базе Austin К2, подаренная жителям Сталинграда в 1943 году
В общей сложности автомобилей серии К30/К2 собрали 15 тысяч экземпляров, из них по ленд-лизу Красная армия получила 147 грузовиков и 12 санитарных машин.
Сохранившиеся автомобили компании Austin, поставлявшиеся по ленд-лизу
Санитарный «Остин», воевавший на двух фронтах и ставший легендой британских вооруженных сил
Компактный двухтонный военизированный грузовичок Austin K2 с закрытой кабиной
Длиннобазный трёхтонный армейский автомобиль Austin К3 с 63-сильным бензиновым двигателем
Bedford OXD/OYD (Великобритания)
Осенью 1939 года автомобильная компания Bedford приступила к выпуску максимально унифицированных военных грузовиков серий ОХ и OY с односкатными колесами, созданных на коммерческом шасси модели О. Несмотря на разное назначение и параметры, они снабжались одинаковыми агрегатами, кабинами и даже шинами, а отличались сугубо армейской непритязательной внешностью с плоской передней панелью со встроенными одной или двумя фарами и сеткой радиатора.
Компактный грузовичок Bedford OXD с колесной базой всего 2,8 метра демонстрирует британские авиабомбы
Седельный тягач Bedford OXС с одноосным бортовым полуприцепом грузоподъёмностью шесть тонн
Эту гамму возглавила компактная 1,5-тонная машина OXD с верхнеклапанным 3,5-литровым двигателем мощностью 72 л.с. и многоцелевым бортовым кузовом. В ходе войны на таком шасси монтировали водяные и топливные цистерны, аэродромные заправщики и стартеры. Одним из вариантов был седельный тягач ОХС, работавший с несколькими видами военных одноосных полуприцепов с разной высотой грузовой платформы. В первой ленд-лизовской поставке в СССР числилось 110 машин серии OXD.
Удлиненный грузовик Bedford OYD со всеми односкатными колесами при разгрузке транспортного судна
Шасси Bedford OYD с компактной цистерной на 1600 литров воды и съёмным маскировочным тентом
Одновременно в производстве находился военизированный трёхтонный грузовик Bedford OYD с той же «неповторимой» внешностью, который от модели OXD отличался усиленной и удлиненной рамой, установкой вакуумного усилителя тормозов, люком в крыше и вместительным деревометаллическим кузовом с высокими бортами и брезентовым тентом. Автомобиль полной массой 6,5 тонн развивал максимальную скорость 65 км/ч.
Из 72 тысяч выпущенных грузовиков OYD по ленд-лизу в СССР была отправлена достаточно крупная партия из 1662 машин, из которых до места назначения добрались лишь 1387 автомобилей.
Миниатюрный тягач Bedford OХС с шеститонным бортовым полуприцепом с двухскатной ошиновкой
Самый распространенный британский военизированный грузовик Bedford OYD длиной более шести метров
Грузовой автомобиль Bedford OYD с запасом хода 450 километров в пробеге исторической военной техники
Ford 2G8T/G8T (США)
Благодаря добрым отношениям Советского Союза с корпорацией Ford Motor Corporation в конце 1941 года на базе рядового 1,5-тонного коммерческого автомобиля с задними ведущими двускатными колесами была построена военизированная машина, впоследствии прославившаяся огромными объёмами производства и ленд-лизовских поставок.
Один из прототипов грузовика Ford G8T – типично американский короткобазный вариант Ford 2GT-86
Колонна военизированных гражданских автомобилей Ford 2G8T с простейшими бортовыми кузовами
Изначально в программе компании Ford на 1942 год появился обычный гражданский грузовик Ford 2G8T с шестицилиндровым 3,7-литровым мотором мощностью 81 л.с., вакуумным усилителем в гидроприводе тормозов и несколькими вариантами деревянных кузовов с откидными бортами.
Многоцелевой военизированный коммерческий автомобиль Ford 2G8T с высокобортным деревянным кузовом
Его характерной отличительной чертой была непритязательная узнаваемая внешность с широкими «надутыми» крыльями и покатой передней облицовкой из вертикальных стальных прутков. Зимой 1941-1942 года машинокомплекты этого грузовика стали поступать по ленд-лизу в СССР. Местом их сборки был определен Горьковский автозавод.
Армейский вариант Ford G8T с деревометаллическим кузовом и надставными решётчатыми бортами
Восстановленный транспортный военизированный автомобиль Ford G8T вооруженных сил США
И только в 1943-м в производство пошёл доработанный военный вариант Ford G8T, которому впоследствии в СССР присвоили индекс «Форд-6» (по количеству цилиндров). Его оборудовали деревометаллической грузовой платформой с продольными откидными скамьями, съёмными решетчатыми боковинами и тентом, защитными прутками фар и усиленными креплениями колес.
Грузовик Ford 2G8T первого выпуска на службе в вооруженных силах Америки
Ленд-лизовский грузовик Ford G8T второго выпуска на службе в Красной армии
В отличие от гражданского прототипа грузовик имел дополнительный бензобак, гидроамортизаторы двухстороннего действия в подвеске, буксирный крюк, многослойные шины и даже экранированное оборудование. Максимальная скорость этой версии сократилась с 88 до 77 км/ч.
Грузовики Ford G8T с типовыми кузовами-фургонами для авторемонтных мастерских и радиостанций
Советские солдаты-миномётчики на ленд-лизовских грузовиках Ford G8T в освобождённой Вене
Военизированный грузовик Ford 2G8T Красной армии перевозит бывших узников немецких концлагерей
Огромный успех автомобилей Ford стал поводом к созданию в США подобных 1,5-тонных гражданских и военизированных машин. В течение четырех военных лет концерн General Motors выпускал 85-сильный грузовик Chevrolet MS4403 со всеми агрегатами и параметрами, практически идентичными «Форду». Несмотря на стальной кузов, он оказался на 230 килограммов легче, чем модель G8T.
Пока не восстановленный грузовой автомобиль Chevrolet MS4403 на съезде старинной техники
На южном фронте колонна ленд-лизовских грузовиков Dodge WF32 с пушками и боевыми расчётами
В 1942-1944 годах выпускался удлиненный коммерческий грузовик Dodge WF32, оборудованный двигателем в 90 сил, гипоидной главной передачей и грузовой платформой с высокими надставными бортами. Его максимальная скорость достигала 86 км/м. В общей сложности обе фирмы отправили по ленд-лизу более трёх тысяч машин.
Dodge Т110L (Канада)
С 1940 года канадский филиал компании Dodge выпускал целое семейство 95-сильных трёхтонных капотных автомобилей Т110L с характерной остроносой передней облицовкой, расширенными крыльями, несколькими размерами колесной базы и вариантами кузовов.
Редкий канадский трёхтонный автомобиль Dodge T110L-9 с высокобортным деревянным кузовом
Базовый грузовик T110L-9 (D60L) оборудовали одно- или двускатными задними колесами с шинами оригинальных размеров 10,50-16 и 7,50-20, а также различными многоцелевыми кузовами британского образца. Специально для самосвалов с задней разгрузкой служило короткое шасси T110L-6 (D60S) с двухступенчатой главной передачей заднего моста. В 1942 году в СССР было отправлено 157 автомобилей этой серии.
International K/KR (США)
С 1940 года компания International Harvester активно насыщала свои вооруженные силы многочисленными двух- и трёхосными грузовиками коммерческой серии К с характерным округлым стилевым оформлением передка. Наиболее популярными были трехтонные машины К6 и К7 с шестицилиндровыми двигателями в 84-88 сил, которых в разгар войны сменила серия KR. Из неё по ленд-лизу в СССР было отгружено 1235 пятитонных грузовиков и самосвалов KR11, внешне напоминавших будущие советские грузовики ЗИС-150.
Военизированный пятитонный 126-сильный грузовик International KR11 на пробеге старинной автотехники
Типично британский трёхосный бескапотный грузовик семейства Albion BY с задними ведущими колёсами
Albion BY3 (Великобритания)
В 1938 году компания Albion взялась за создание гаммы многоцелевых бескапотных грузовиков BY с задней ведущей тележкой, выполненных в типично британском стиле. Через два года она начала выпуск трёхтонного варианта BY3 с нижнеклапанным мотором в 80 сил собственного производства, всеми односкатными колесами с 21-дюймовыми шинами, открытой кабиной и многоцелевым бортовым кузовом с брезентовым верхом.
Шасси Albion BY3 без кузова, поступившее по ленд-лизу в СССР и переданное для изучения в НАТИ (фото НАМИ)
Автомобиль-шасси Albion BY1 для доставки и перегрузки двух понтонов с ручными лебёдками
Автомобиль применялся в инженерных частях для перевозки мостовых секций и понтонов, а также для установки вместительных кузовов для различных мастерских и лабораторий. В одной из первых поставок в СССР находилось 35 таких машин, применявших в понтонных частях.
Leyland Retriever (Великобритания)
В 1939-м на базе трёхосного бескапотного коммерческого грузовика компания Leyland создала трёхтонный военизированный вариант Retriever WLW2А с верхнеклапанным четырехцилиндровым двигателем мощностью 73 л.с., восьмиступенчатой трансмиссией, вакуумным усилителем привода тормозов, односкатными колесами с одинаковой колеёй и открытой кабиной.
Бескапотный армейский автомобиль Leyland Retriever WLW2А с открытой кабиной с брезентовым навесом
Шасси Leyland Retriever для перегрузки двух понтонов посредством четырёх лебёдок и тросов внутри стоек
Специализированные версии таких шасси с валами отбора мощности, электрогенераторами и лебёдками служили для установки фургонов с оснащением ремонтных мастерских, зенитных прожекторов и стреловых кранов, а также перевозки понтонов и мостовых секций. По ленд-лизу было отправлено лишь несколько пробных машин.
Austin К6 (Великобритания)
С 1942 года фирма Austin собирала трёхосный капотный грузовик К6 с новым шестицилиндровым верхнеклапанным мотором (4,0 л, 82 л.с.), дополнительным двухступенчатым редуктором в трансмиссии, главными червячными передачами, гидроприводом тормозов с вакуумным усилителем и 12-вольтным электрооборудованием. Трёхтонное шасси использовалось как для монтажа кузовов со штабным и медицинским оборудованием, так и многочисленного семейства армейских спецнадстроек. Часть машин с пятитонными лебёдками использовалась в качестве балластных тягачей для буксировки транспортных самолетов.
Трёхтонный односкатный грузовик Austin K6 с полностью металлической конструкцией кабины и кузова
Шасси Austin K6 с трёхтонным поворотным армейским краном Coles с максимальной длиной стрелы шесть метров
В разгар войны в Советский Союз отправили партию из 333 машин К6, которые планировалось использовать для установки аэростатных лебёдок и реактивных боевых систем БМ-13.
В завершении следует упомянуть две с половиной сотни единичных образцов двух- и трёхосных грузовых машин, поставленных по ленд-лизу и учтённых по наименованиям смонтированных на них надстроек.
На заглавной фотографии – весьма экзотичный для военных целей британский грузовик Bedford OYD с примитивной внешностью, плоской передней панелью, задрапированным кузовом и мотком колючей проволоки на двери кабины.
Все иностранные меры пересчитаны по Международной системе единиц.
В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.
Crossley, Foden, Standard и другие: неизвестные британские военные автомобили Второй мировой
Обладая на момент начала Второй Мировой войны самым мощным в мире флотом, Великобритания не могла похвастаться конкурентоспособной сухопутной армией. Достаточно сказать, что в распоряжении армейского руководства на начало войны было всего 9 дивизий против 78 у Германии. По большому счёту поражение британцев при Дюнкерке было во многом предопределено. Автопарк армии тоже был, мягко говоря, консервативным.
На первом этапе войны английский автопарк в количестве четырёх тысяч машин состоял из доработанных двух- и трёхосных коммерческих грузовиков и небольшой доли специализированной техники. В духе устаревших традиций их представляли исключительно заднеприводные автомобили и бескапотные трёхтонки с бензиновыми моторами, обычными трансмиссиями, открытыми кабинами, тентованными кузовами и всеми односкатными колёсами.
Характерный для Британской армии периода Второй мировой войны трёхосный автомобиль Leyland Retriever
Армейские заднеприводные автомобили первого поколения
В середине 1930-х в целях экономии британское военное ведомство рассылало единые технические требования на разные автомобильные фирмы, что привело к появлению однотипных машин первого поколения с одинаковыми параметрами и схожей внешностью, отличавшихся только собственными агрегатами. Их разработка продолжалась непозволительно долго, и до начала войны наладить массовое изготовление ряда моделей так и не удалось. С появлением более совершенной автотехники их отправляли по ленд-лизу в менее требовательные страны, включая СССР.
Morris-Commercial PU8 (1935-1941 гг.)
Лёгкий 60-сильный армейский автомобиль PU8 с полезной нагрузкой 400 кг собирала фирма «Моррис-Коммершиэл», специализировавшаяся на выпуске обычных легковушек. Несмотря на недостаточные скоростные данные, малую грузоподъемность и плохую проходимость, за неимением ничего другого он был принят на вооружение и служил в основном как штабная машина.
Лёгкая машина Morris-Commercial PU8 с шестицилиндровым мотором и коротким многоцелевым кузовом
Morris-Commercial CS8 (1934-1944 гг.)
Многоцелевой вариант «Моррис-Коммершиэл CS8» 1,5-тонной категории, унифицированный с серийным грузовичком мощностью 60 л.с., обладал специфической внешностью с укороченным капотом, характерными наклонными треугольными боковинами и крупными фарами. Со временем он стал визитной карточкой изготовителя.
На автомобилях Morris-Commercial CS8 англичане воевали с немцами и итальянцами в Северной Африке. 1941 год
Бортовая машина Ant фирмы «Гай» была создана на шасси обычного 55-сильного пикапа, которому придали характерную военную внешность с пологим и плоским капотом и наклонными боковыми панелями. Автомобиль пережил несколько модернизаций и в разных версиях оснащался радиостанциями, прожекторами, компрессорными станциями и буксировал одноосные прицепы.
Открытый многоцелевой Guy Ant с двумя лобовыми окнами и кабелеукладочным оборудованием
Morris-Commercial CDSW (1934-1942 гг.)
Трёхосный 1,5-тонный автомобиль «Моррис-Коммершиэл CDSW» с 60-сильным мотором и задними ведущими колёсами официально относился к классу машин высокой проходимости. Его особенностями являлись редуктор-демультипликатор в трансмиссии, главные червячные передачи задних мостов и гидропривод тормозов. Выпускался с разными кузовами как транспортер боевых расчётов лёгких пушек, штабная машина и эвакуатор с однотонным краном и лебёдкой.
Трёхосный Morris-Commercial CDSW для буксировки лёгких пушек с местами для боевого расчёта
Ремонтно-эвакуационный вариант Morris-Commercial CDSW с задним краном, лебёдкой и ящиками для инструментов
Сохранившийся до сих пор лёгкий эвакуатор CDSW со съёмными гусеницами на задних колёсах
С середины 30-х самой долгой и упорной считалась эпопея создания и выпуска трёхосных бескапотных автомобилей трёхтонной категории, которые служили подвижной базой армейского и инженерного оборудования и специальных надстроек. Их оснащали одинаковой колеёй с 20-дюймовыми колёсами, различными кузовами повышенного расположения и полностью открытыми кабинами без окон и дверей с лёгким верхом, внутри которых между сиденьями размещался моторный отсек.
Одна их первых трёхосных бескапотных трёхтонок Karrier CK6 с 80-сильным мотором для доставки крупногабаритных грузов. 1933 год
Crossley IGL8 (1933-1942 гг.)
Самым совершенным трёхосным грузовиком первого поколения была модель IGL8 машиностроительной компании братьев Кроссли. На ней стояли четырёхцилиндровый мотор в 75 сил, двухступенчатый редуктор в коробке передач и механический привод тормозов среднего моста с вакуумным усилителем. На этом шасси монтировали бортовые кузова и инженерное оснащение, в том числе краны и прожекторные станции с бензоэлектрической установкой.
Стандартизованный грузовик Crossley IGL8 с деревянным бортовым кузовом для прожекторной станции
AEC Marshal (1936-1940 гг.)
Важную роль в создании трёхтонок сыграла компания АЕС (Associated Equipment Company), выпускавшая модель Marshal с 70-сильным двигателем, главными червячными передачами, механическим приводом тормозов и открытой кабиной без дверей. На таком шасси устанавливали различные кузова-фургоны для радиостанций, инженерные понтоны и даже передвижные церкви.
Трёхосное шасси AEC Marshal первого поколения с максимально простой открытой кабиной
Foden DG6/12 (1941-1944 гг.)
Самой крупной военизированной трёхоской была бескапотная 10-тонная модель «Фоден DG6/12», оснащенная шестицилиндровым дизелем мощностью 102 л.с., упрощенной кабиной с полукруглой передней панелью, люком в крыше, передним защитным ограждением, широкопрофильными шинами и светомаскировочными фарами.
Тяжёлый военизированный грузовик Foden DG6/12 с дизельным двигателем и облицовкой кабины из стальных панелей
Армейские заднеприводные автомобили второго поколения
Во второе поколение входили прежние существенно доработанные автомобили разных категорий, поступившие в серийное производство с началом войны, и принципиально новые образцы, сохранившие традиционный привод задних колес. В разгар Второй мировой их стали оттеснять более совершенные американские машины, поступавшие в Соединенное Королевство по ленд-лизу.
Morris-Commercial С4 (1939-1943 гг.)
Многоцелевой автомобиль С4 компании «Моррис-Коммершиэл» не представлял какого-либо шага вперед, а являлся всего лишь упрощённым и чуть удлинённым вариантом ранней 1,5-тонной модели CS8 с увеличенной до 70 сил мощностью, открытой или закрытой кабиной и различными деревянными кузовами.
Многоцелевой 1,5-тонный автомобиль Morris-Commercial С4 на службе в Королевском Военно-морском флоте
Standard UV (1939-1943 гг.)
Цельнометаллический пикап UV фирмы «Стандард» грузоподъемностью 400 кг был создан на 44-сильном шасси легковушки Flying Twelve с плоскими боковинами кузова, у которой переднюю независимую подвеску заменили на зависимую с неразрезной осью. Семь тысяч таких машин применяли на общих перевозках в армии и британских ВВС.
Пикап Standard UV Британских Военно-воздушных сил с упрощенным кузовом и единым брезентовым тентом
Ford WOA2 (1941-1944 гг.)
Вслед за лёгкой военной машиной Ford WOA1 английское подразделение корпорации Ford Motor Company на гражданском 85-сильном шасси V8-62E выпустило около пяти тысяч своеобразных штабных минивэнов WOA2 с цельнометаллическими кузовами, в которых размещались командирские радио- и телефонные станции.
Подвижная войсковая станция связи в пятиместном кузове грузопассажирского автомобиля Ford WOA2
Отреставрированный мобильный центр связи в автомобиле Ford WOA2 с 16-дюймовыми колёсами
Ford WOТ2 (1940-1945 гг.)
В конце 1940-го для восполнения утерянной части военного автопарка после поражения во Франции британское отделение Ford представило компактный многоцелевой автомобиль WOT2 с полезной нагрузкой 750 кг, выпускавшийся в нескольких вариациях. Он имел простейшую конструкцию с 3,6-литровым мотором V8 в 60 сил, открытой кабиной с боковыми брезентовыми фартуками или полудверями и коротким деревянным кузовом на восемь солдат.
Пикап Ford WOT2C раннего выпуска со съёмным навесом кабины и продольными скамьями
Несмотря на низкую проходимость, WOT2 предлагался в семи исполнениях и был выпущен в количестве 60 тысяч экземпляров.
Грузовая машина WOT2F позднего выпуска на фестивале исторических военных автомобилей
Bedford MWD (1938-1945 гг.)
Этот лёгкий автомобиль был типичным примером преобразования рядового грузовичка в достаточно удобную и компактную армейскую машину для перевозки солдат, мелких грузов и установки зенитных систем. Её разработку и испытания производила фирма «Бедфорд» в рамках 72-сильной коммерческой гаммы MW грузоподъемностью 750 кг и 1,5-тонного семейства ОХ.
Военизированный однофарный грузовичок Bedford MWD раннего выпуска с предельно упрощенной внешностью
Зенитная 20-мм пушка на специальном открытом шасси Bedford MWG с поворотной платформой. 1940 год
Базовый военный вариант MWD отличался сугубо функциональной и лишенной намёка на элегантность внешностью с плоской передней панелью, двумя или одной левой фарой, открытой кабиной без дверей и деревянным кузовом. Он выпускался в шести исполнениях. В общей сложности их собрали 66 тысяч.
Восстановленный Bedford MWD позднего выпуска. На заднем плане – войсковая санитарная машина Austin K2Y
В условиях острой нехватки армейских грузовиков британские фирмы Austin, Bedford и другие активно переделывали свои гражданские автомобили в двухосные военизированные версии, о которых мы уже рассказывали.
Двухтонный Austin K2 для перевозки 12 солдат. На заднем плане – грузовичок Ford WOT3 грузоподъемностью 750 кг
Техосмотр самой распространенной трёхтонки Bedford OYD с односкатными колёсами и деревометаллическим кузовом
Thornycroft Tartar WO/WOF (1938-1941 гг.)
В конце 30-х одними из популярных трёхосок были бескапотные грузовики Tartar WO фирмы «Торникрофт» с верхнеклапанным двигателем в 74 силы, двухступенчатым редуктором, приводом тормозов с вакуумным усилителем и кабиной с откидным верхом, на которых устанавливали ремонтно-эвакуационное и инженерное оснащение.
Пробный образец бескапотного грузовика Thornycroft Tartar WO для доставки крупногабаритных грузов
С января 40-го усиленное 77-сильное шасси WOF применялось для установки спецфургонов, полевых мастерских, фотолабораторий и др. До июня 1941-го их собрали 1 600 экземпляров.
Мощный вариант Tartar WOF со складским кузовом с выдвижными шкафами, ящиками и проволочной защитой окон
Эту конструкцию с единой колёсной базой около четырех метров копировали грузовики Albion BY3 и Leyland Retriever с собственными силовыми агрегатами мощностью 73-80 сил, служившие в основном для перевозки понтонов и мостовых секции.
Автомобиль Albion BY3 для полевых госпиталей со стабилизатором вместительного крытого кузова на стоянке
Грузовик Leyland Retriever для транспортировки в пониженном кузове трёхдюймовой зенитной пушки
Ford WOT1 (1940-1945 гг.)
Новое направление развития трёхтонок открыло английское отделение корпорации Ford Motor Company, выпускавшее по заказу Военно-воздушных сил Великобритании 85-сильный автомобиль WOT1 капотной компоновки. Его основой являлся гражданский вариант Е917Т образца 1939 года, от которого WOT1 отличался плоской облицовкой радиатора и упрощёнными кабинами разной длины.
Длиннобазный транспортный автомобиль Ford WOT1 для управления заградительными аэростатными лебёдками
Гамму надстроек составляли фургоны, сменные контейнеры, топливозаправщики, прожекторы, аэростатные лебёдки, передвижные госпитали и т. д. До конца войны было собрано свыше девяти тысяч машин этой серии.
Раритетная аэродромная пожарная машина на базе Ford WOT1 с цистерной и сигнальным колоколом перед радиатором
С 1942 года по заказу британских ВВС компания Austin выпускала капотный грузовик К6 с различными надстройками, аналогичный по общей конструкции и назначению машинам Ford WOT1.
Капотный Austin K6 с цельнометаллическим кузовом для оснащения полевой химической лаборатории
Albion CX23N/CX22 (1941-1945 гг.)
В военное время компания «Альбион» собирала 10-тонные автомобили-тягачи серии СХ. В 1941-м первым появился бескапотный бортовой вариант СХ23N с шестицилиндровым дизелем в 100 л.с., восьмиступенчатой трансмиссией, пятиметровой колёсной базой и удлиненным бортовым кузовом с подвесными инструментальными ящиками.
Грузовик Albion CX23N для переброски на дальние расстояния крупных воинских формирований
С декабря 1943-го его вариантом являлся один из самых известных армейских автомобилей марки «Альбион» – капотный грузовик-тягач СХ22 для буксировки тяжёлых прицепов и орудий калибра до 155 мм.
Капотный тягач Albion CX22S для буксировки 20-тонных пушек с кузовными отсеками для орудийных расчётов
Его оснастили бортовым кузовом с люком в тенте, узкой входной дверью и четырёхместным отсеком для размещения боевого расчёта буксируемой пушки и укладки амуниции, а также восьмитонной лебёдкой. Машин обоих типов построили 900 экземпляров.
На заглавной фотографии – компактный многоцелевой автомобиль Bedford MWD позднего выпуска со светомаскировочными фарами и люком в жёсткой крыше кабины.
Все меры пересчитаны по Международной системе единиц.
В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.