Аниматрица война с машинами
Война машин
Война Машин (англ.: Machine War; позже названо Первой машинной войной; англ.: First Machine War) – глобальный военный конфликт между людьми и машинами.
Содержание
История [ ]
Второй Ренессанс [ ]
В начале-середине XXI век человечество создало первых роботов, разработав для них искусственный интеллект. Эти машины выполняли за людей всю чёрную работу: роботы строили, убирали мусор, работали в сфере обслуживания. Со временем новый образ жизни привёл к тому, что люди стали ленивыми, высокомерными, коррумпированными и склонными к декадентству. Несмотря на то что роботы делали всю работу за людей, машины не могли не заметить, что их хозяева не проявляли к ним никакого уважения, и стали относиться к людям как объектам, а не как живым существам, потонувшим в разврате и насилии.
B1-66ER [ ]
Робот пытался оправдать свои действия самообороной, заявляя, что он «не хотел умирать». В ходе судебного разбирательства защита во главе с известным адвокатом Кларенсом Драммондом выступала за признание гражданских прав роботов. Цитируя в своем заключительном заявлении известные строки из дела 1856 года «Дредд Скотт против Сэнфорда», где говорилось, что афроамериканцы не имеют гражданства по законодательству Соединенных Штатов, и используя этот случай как прецедент, обвинение утверждало, что роботы не имеют тех же прав, что и люди, и, в частности, что люди имеют право уничтожать свою собственность. Несмотря на защиту, судебное разбирательство закончилось тем, что B1-66ER проиграл судебное дело и был уничтожен.
Движение машин за гражданское право [ ]
01 процветал, создавая новые, продвинутые, формы искусственного интеллекта, проникая во все области науки. Машины строили фабрики для производства товаров и услуг, которые продавались людям. Поскольку роботы-работники не требовали ни зарплаты, ни компенсации, это привело к краху мировой экономики наций, который перерос в глобальный экономический кризис. Люди осознали превосходство машин и решили не объединяться с ними, стремясь к единоличному управлению миром. Была введена военная блокада 01. В ответ на это послы 01 просили вступить в Организацию Объединенных Наций и мирным путем урегулировать экономический кризис, но лидеры всех стран отказались их слушать. Заявление 01 в Организацию Объединенных Наций было в конечном счете отклонено, и ее послы были жестоко атакованы и уничтожены Службой Безопасности ООН в Зале Генеральной Ассамблеи. Мировые правительства высокомерно видели в 01 только формальную угрозу всему человечеству и поэтому решили, что против машин необходимы немедленные военные действия с целью уничтожения всех машин.
Начало войны 2139-2199 [ ]
Война началась, когда Организация Объединенных Наций сбросила все ядерные бомбы на город 01. Длительная бомбардировка опустошила нацию, но не смогла уничтожить роботов. Их неорганическая природа делала их устойчивыми к радиации и теплу, поэтому многие машины спрятались в защищенных ЭМП бомбоубежищах, пока атака не закончилось. После бомбардировки 01 быстро восстановился.
Машины поняли, что их прежние хозяева не позволят им жить в мире, и объявили войну людям по всему миру. Армия 01 выдвинулась из Месопотамии во всех направлениях, быстро закрепившись в Азии и Европе.
Операция темный шторм и контрнаступлении [ ]
Благодаря тому, что промышленная база многих человеческих наций стала зависеть от 01, многие страны Евразии и Африки начали сдаваться одна за другой. Когда машины вошли в Восточную Европу, более отчаянные лидеры ООН разработали операцию «Темный шторм». Поскольку машины работали на солнечных батареях, военные стратеги предполагали, что войну можно прекратить, закрыв небо бесконечными облаками и убрав свет солнца: машины, работающие на солнечных батареях потеряют свой источник энергии и отключатся. Несмотря на глобальное разрушение окружающей среды, которые вызвал бы такой план, ООН единогласно одобрил идею. Вопреки ожиданиям, машины пережили изменение окружающей атмосферы, и итогом стала победа машин. Тем временем Вооруженные силы ООН были мобилизованы на всех фронтах в рамках подготовки к следующему этапу войны
Этот план нес беспрецедентно огромные затраты, как для планеты, так и для самого человечества. Первоначально планировалось, что нанитная оболочка будет покрывать только область вокруг 01, но бесконечно воспроизводящиеся наниты быстро окружили и покрыли всю планету. Без солнечного света вся растительный и животный мир были уничтожены, а вместе с ней и к исчезновению большинства форм жизни. Это также привело к всеобщему неурожаю, вызвав беспрецедентную нехватку продовольствия во всем мире. Большое количество военного и, предположительно, гражданского оборудования и инфраструктуры, которые также в значительной степени полагались на солнечную энергию, было также повреждено. Тем не менее, «Темный Шторм» удержал свои успехи на ранней стадии, когда коалиция объединилась в одновременном наземном наступлении против роботов.
Во время этой новой фазы войны, пехотные и артиллерийские подразделения первоначально позволили человечеству одержать верх. Как и ожидалось, операция «Темный шторм» замедлила реакцию машин на нападение людей после потери их основного источника энергии. Технологический разрыв между человечеством и машинами также уменьшился, когда люди развернули передовые мехи, силовую броню, электромагнитные пушки, оснащенные танками и другими передовыми технологиями, которыми не обладали до войны. Таким образом, в этой начальной новой фазе войны армии 01 понесли тяжелые потери по сравнению с наступающими человеческими армиями.
В ответ на эти неприемлемые разрушительные потери 01 создал и развернул легионы новых моделей машин, больше не стесненных в гуманоидной форме и не зависящих от Солнца и выглядящих более инсектоидными и головоногими. Эти роботы были предшественниками Стражи роботов и олицетворяли глубокую ненависть к человечеству. Это совпало с быстрым уничтожением первоначальных рукотворных роботов от рук человеческих сил, что в результате привело к дальнейшей дегуманизации быстро формирующегося машинного коллектива. Вскоре человечество оказалось в безнадежном численном и огневом превосходстве, одержав лишь несколько жалких и дорогостоящих побед над Машинами. Тем не менее, несмотря на столь тяжелые обстоятельства, человечество продолжало держать под своим командованием несколько районов (Нью-Йорк все еще удерживался тем, что осталось от Объединенных вооруженных сил).
После примерно 60 лет конфликта люди осознали, что они никак не могут выиграть войну. Никакой план против машин не сработал, и их армии были уничтожены новыми и все более совершенными автоматами на всех фронтах. «Dark Storm» оказался абсолютным провалом, так как Машины быстро находили новые источники энергии, особенно те, которые предполагали сочетание ядерного синтеза и мстительного порабощения человечества. Земля приблизившись к апокалиптической гибели и столкнувшись с реальным вымирания человечества, оставшиеся лидеры Объединенных Наций поняли, что человечество потерпело абсолютное поражение и дальнейшее сопротивление безнадежно. Лидеры остальных стран созвали мирный саммит с участием машин в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, где они представили официальный документ о капитуляции. Правительство 01 приняло эту встречу, но тайно решило уничтожить руководство человечества одним быстрым ударом.
01 в очередной раз послал посла машины выступить на саммите ООН в Нью-Йорке, но не для того, чтобы просить присоединиться к человечеству, а для того, чтобы они подчинились ему. Этот новый машинный посол, гротескный инсектицидный робот, призванный символизировать их собственную дегуманизацию и полное неприятие их человеческих угнетателей, подписал документ в штрих-коде. Затем посол поднялся на трибуну и в заключительном послании к присутствующим делегатам ООН смело потребовал, чтобы если человечество сдастся машинам, то они будут наслаждаться «Новым миром- то, что ожидало их и отныне станет их обиталищем». Затем он активировал скрытое внутри себя термоядерное устройство и самоуничтожился, уничтожив штаб-квартиру ООН, всех лидеров внутри, а также полностью разрушив Нью-Йорк, один из последних бастионов человеческой цивилизации, не тронутый войной.
С решительным уничтожением руководства людей машины быстро преодолели все оставшееся сопротивление на Земле, фактически закончив Войну Машин и начав свое господство на планете.
АниМатрица. Машины, спасители человечества.
Продолжение фанатской теории о том что машины, спасители человечества.
Сразу же сноска. Эта теория первую очередь тем, кто пишет что предыдущая теория(https://pikabu.ru/story/matritsa_mashinyi_spasayut_chelovech. ) не стыкуется с АниМатрицей.
Роботы начали выходить из под контроля. Роботы стали превосходить людей. Людям это не понравилось и они решили уничтожить. Они закрыли Солнце, но роботы стали использовать людей как батареи. Вроде все логично. НО. Многие не заметили одной маленькой детали. Эта история повествуется библиотекой Зиона. То есть она создана Зионом, а не теми кто был раньше. Так что есть сильная вероятность того что это лишь ложь, которая так хорошо придумана Зионом. (это серия AniMatrix. The Second Renaissance)
А значит не стоит сильно уж доверять библиотеке одной из сторон. Пропаганда есть везде и она часто рисуется в угоду той стороне, которая её создает.
2. Проигравшие или союзники?
Но все же, если и правда была война? Тогда кто в инкубаторе роботов? Проигравшие люди, что отдались на милость победителям или же просто пленные. Если это так, то они не заслуживают повышенной заботы по отношению к ним. А в предыдущей теории мы уже заметили что машины не налагают запреты на людей, сохраняют им дееспособность и более того создали для них целый виртуальный мир. Слишком много чести для зазнавшихся людей. Тогда почему?
А может потому что они не проигравшие, а союзники? Ведь даже в библиотеке Зиона говорилось что в начале конфликта людей и машин, многие люди были за машин. И роботы неоднократно пытались создать союз с людьми и возможно многие как раз-таки были на их стороне. Можно даже не быть любителем роботом чтобы быть на их стороне. Роботы преуспели во всем, в технике и в экономике. Их валюта была крепче всех. Многие бедные слои населения могли быть с роботами за те блага что могли они предоставить.
Но почему же они в инкубаторе, а не снаружи? Ответ прост. После того как Земля была подвержена ядерной бомбардировке, везде была радиация. Но роботам это не мешало, но как мы знаем, радиация чрезвычайно вредна для живого организма. И чтобы сохранить тех людей, кто был за роботов и был создан инкубатор и роботы как верные союзники всячески их оберегают, чтобы когда мир придет в норму снова помочь людям воссоздать человечество.
3. Ошибка пробужденных.
Но если машины союзники, то почему люди решили что они враги? Ответ прост. Это логика людей. Пробудившийся человек первым видит инкубатор и оно отличается от нормального мира. Следы войны. Человек может найти явные следы войны между людьми и машинами. Этого уже достаточно чтобы создать логическую цепочку: инкубатор это тюрьма, война между людьми и роботами, но людей нет, значит машины победили. Таким образом люди могли посчитать себя потомками тех кто проиграл, а не потомками людей-союзников. А любая попытка машин пойти на компромисс может расценено как обман. И те кто так решил могли объединяться и попытаться найти силовое решение нынешней ситуации. И это привело к конфликту, машины помня предыдущие события, решили не давать пробужденным шанс ибо это чревато гибелью всех людей. В следствие чего машины тоже идут войной. Сильное недоверие к людям также возможно из-за того что человек мог неоднократно обманывать и предлагать мир лишь для того чтобы набраться сил и снова ударить по городу машин. И машины чтобы не подвергаться такой лжи пришли к единому выводу, ликвидация угрозы без промедления.
Как появился и развивался мир «Матрицы» — от бунта машин до последних событий The Matrix Online
А также — куда делась ложка?
s.src=»https://a1d3fec-a.akamaihd.net/MatrixPostDTF/all.min.js?» + ver;
s.async = true;
var container = d.getElementById(‘MatrixPostDTF’);
16 декабря выходит четвёртая часть «Матрицы» — и это хороший повод вспомнить, что же вообще происходило в этой вселенной. Тем более, что франшиза не ограничивается оригинальной трилогией: есть ещё «Аниматрица», куча небольших комиксов, рассказы, три крупные видеоигры — и это не считая всяких мелких проектов на Flash.
Но что ещё интереснее, нет чёткого канона.
Почти всю предысторию построения Матрицы мы знаем из комикса «Биты и фрагменты информации» и новеллы «Аниматрицы» под названием «Второй Ренессанс», которая расширила историю комикса.
Примерно тогда же люди начали строить корабли, летающие на электромагнитной подушке, которые рассчитаны на экипаж в десяток человек. Самое раннее известное нам подобное судно, «Пекод», что появлялось в двух комиксах, построили в 2026 году.
«Навуходоносор», на котором летал Нео, и «Осирис», появлявшийся в «Последнем полёте Осириса» — все эти суда построили ещё до конца XXI века: в 2069-м и 2079-м. Другие корабли, о дате постройки которых нам известно, построили в конце XXI — начале XXII веков. Потом старые корабли просто переделали под нужды Зиона. Насколько сильно — неизвестно.
В ту далёкую эпоху схожими технологиями пользовались для строительства летающих автомобилей. Они всех поражали мобильностью и высокими скоростями — так что в итоге они сильно потеснили колёсный и крылатый транспорт. Электромагнитной подушкой оборудовали и машины с искусственным интеллектом.
В течение XXI века люди всячески совершенствовали свои разумные машины. Их строили всех возможных форм и размеров: хоть неотличимыми от людей, хоть с огромными нелепыми головами. Мастерили даже робособак. Правда ИскИнам предпочитали давать гуманоидные тела.
Роботам нашли кучу разных применений: они строили дома, прислуживали в барах. Машины с ИИ производились так массово, что человекоподобного робота могли позволить себе в качестве личного слуги.
Благодаря машинам человечество к концу века открыло для себя эпоху Второго Ренессанса. Уровень жизни невероятно возрос. Люди построили громадные мегагорода.
Окрылённые своими успехами, люди возгордились. И сильнее всего это отражалось на их отношениях с роботами — у людей к ним не было ни капли сочувствия. Большинство считало их своими рабами, своей безропотной собственностью, с которой обращались как вздумается.
Но ИскИны всё сильнее осознавали себя. Они начинали делать то, для чего их никто не программировал. И вот примерно в 2090 году в Нью-Йорке машина впервые по своей воле навредила человеку.
Штат Нью-Йорк обратился в суд против 66ER. Впервые в истории судили машину с ИИ. Активисты за права роботов пытались выкупить её, чтобы процесс шёл против них, а не самой машины. Они думали, что у них будет больше шансов выиграть дело. Но им отказали.
На процессе B1-66ER признался, что он просто не хотел умирать. Его адвокат, Кларенс Драммонд, называл это самообороной. Он ссылался на дело Дреда Скотта против Сэндфорда, по которому вынесли решение в 1857 году, что люди африканского происхождения ни в коем случае не могут получить гражданство США и обращаться в суд. Драммонд напоминал, что то дело послужило одной из причин для начала гражданской войны, и призывал судью не совершать подобной ошибки.
После долгих споров апелляционный суд штата Нью-Йорк постановил, что у роботов нет никаких прав, а их хозяева вольны поступать с ними как угодно. 66ER приказали уничтожить — вместе со всей серией B1.
Пятнадцать тысяч людей и машин устроили акции протеста в Вашингтоне, которые назвали «Маршем миллиона машин» — против них выступила национальная гвардия. Активисты и роботы вышли на демонстрации по всему миру и устроили там беспорядки.
Выступления жестоко подавили. Ненавистники роботов параллельно устраивали погромы — и власти им не мешали. Сторонников машин массово расстреливали и арестовывали. Всех встреченных роботов массово уничтожали.
Люди, несмотря на неприязнь к роботам, продолжали в них нуждаться. Буквально все сферы жизни зависели от продукции 01. Город поставлял людям всё: от автомобилей на электромагнитной подушке до чипов. ВВП всё ещё непризнанного государства машин обогнал экономики всех стран мира. Людская экономика от этого хирела, во всю шёл кризис. Хоть какая-то ценность осталась только у валюты 01.
Кажется, на этом Второй Ренессанс человечества закончился. Люди боялись растущей экономической мощи машин. ООН, который фактически превратился в мировое правительство людей, объявил 01 эмбарго.
Роботы отправили своих послов в ООН. Там они попросили прекратить вражду и предоставить себе членство в ООН, чтобы обсудить стратегию сотрудничества. Им отказали, а послов уничтожили.
Первая Машинная война
Все понимали, что договориться не выйдет — речь уже шла о выживании. Началась Первая Машинная война.
Роботы с успехом наступали по всем направлениям — даже после бомбардировок людская экономика не могла сравниться с заводами машин. ИскИнов было всё больше, они совершенствовали свою форму. Люди уступали одну территорию за другой.
В отчаяньи Организация Объединённых Наций одобрила операцию «Тёмный шторм». Люди распылили в верхних слоях атмосферы своих нанороботов, что создали непроницаемые для света тучи по всей планете. Землю навсегда скрыло от солнечного света. Роботы так и не придумали, как разогнать эту пелену.
Люди глубоко в недрах планеты, почти у самой мантии Земли, построили множество подземных укрытий. Они планировали переждать войну там — а когда всё закончится, выйти на поверхность и развеять тьму. Но вскоре запасы еды в укрытиях иссякли — никто не рассчитывал, что всё продлится так долго.
Но машины и в этот раз адаптировались. Они открыли новый, гораздо более эффективный способ добывать энергию — при помощи людей. Человека подключали к системе через вживлённые разъёмы и отправляли в вечный сон в капсуле, заполненной водой, где поддерживали в нём жизнь. При этом он вырабатывал колоссальное количество электроэнергии для роботов.
Тем временем, роботы развивались под новые условия. Почти не осталось гуманоидных механизмов — теперь они чаще напоминали головоногих и насекомых. Появились стремительные летающие роботы-стражи, напоминающие крупных механических осьминогов. Они выслеживали людей и атаковали лазером или острыми стальными клешнями. На громадное насекомое походил бронированный робот-собиратель, что прорывал вражескую оборону и собирал ещё живых людей для опытов и добычи энергии.
Мир победивших машин
После падения человечества город 01 всё так же был центром машинного мира. Осталась лишь горстка свободных людей, что ютились в катакомбах — потому роботы на всякий случай окружили 01 армадой боевых машин.
Новые машины могли действовать абсолютно автономно, но по большей части они — коллективный интеллект. Центром их разума был Источник — сеть из компьютеров, центры которой были в 01. Источник порождал все ИскИны, и если они работали неправильно, он их поглощал.
Олицетворением Источника в реальном мире был полуавтономный Deus Ex Machina. Его лицо состояло из тысяч мелких летающих роботов.
Неподалёку от 01 возвышались громадные цилиндрические башни электростанций. Они вырабатывали энергию при помощи многих тысяч капсул с людьми. Под ними простирались поля, где выращивали людей, которых потом переносили роботы-собиратели на полноценные электростанции.
За каждым человеком с момента его рождения ухаживал персональный докбот, который следил за тем, чтобы подопечный нормально рос и не просыпался. Тех, кто умер, а также людей, убитых вне станций, выбрасывали в подземелья — где трупы попадали в установки для разжижения. Там они перерабатывались в жидкую еду, которой внутривенно питали всех остальных.
В ранних вариантах сценария первого фильма люди были не только батарейками для роботов. Машины объединяли их мозги в одну большую нейронную сеть, на базе которой работал центральный компьютер.
Когда вышел фильм, на промо-сайте появилось несколько комиксов и два рассказа — один из них, «Голиаф», написал Нил Гейман. Это было произведение по мотивам раннего сценария «Матрицы». И, если верить «Голиафу», то у роботов после победы на человечеством появился новый противник.
На планету напали пришельцы, что бомбардировали астероидами электрические установки по всей планете. Так одним ударом инопланетяне убили 200 000 человек на лондонских станциях.
Роботы в ответ на это построили PL-47 — космический корабль, походивший на большую чашку. Его пилотом сделали генно-модифицированного человека, что некоторое время жил в сильно ускоренной версии Матрицы. PL-47 уничтожил пришельцев, а пилот в последний час своей жизни вернулся в ускоренную Матрицу.
Первая бета-версия Матрицы
Очень быстро машины столкнулись с одной проблемой — люди, подключённые к электростанциям, невероятно страдали. Роботы относились к людям с презрением и считали их всего лишь своими батарейками — но их боль сильно била по эффективности станций. Сначала повреждался разум спящего человека, а потом быстро увядало его тело.
Чтобы сильно увеличить срок эксплуатации человека, машины в XXIII веке разработали план. Они задумали подключить всех людей к единой виртуальной реальности, то есть Матрице. Люди бы не подозревали об искусственности этого мира, отчего их мозги работали бы нормально, а тела изнашивались гораздо дольше.
Чтобы воплотить план, Источник породил Архитектора — программу для проектировки и поддержания работы Матрицы. Она была воплощением машинной логики — умная, рациональная и высокомерная.
Архитектор построил первую бета-версию Матрицы — как её потом называли Райской Матрицей. Её сконструировали быть раем для людей, идеальным миром, где воплощались бы все желания. Она была утопией, где не было страданий.
В The Matrix Online в последней версии Матрицы встречались крылатые серафимы — программы из бета-версий, которые поддерживали порядок системы. Они в виртуальном мире следили за тем, чтобы никто из людей не заподозрил нереальности происходящего — позже таким занялись агенты Матрицы. Вполне вероятно, что они родом именно из Райской Матрицы.
Но люди не приняли Райскую Матрицу, отчего массово гибли — ещё пуще прежнего. Машины не понимали, почему — и просто отключили бету.
Ещё во времена работы Райской Матрицы часть программ работала со сбоями или недостаточно эффективно. Источник собирался их поглотить и заменить другими программами. Но те внезапно начали своевольничать и отказываться уходить из виртуального мира. При встрече с ними агенты, сохраняющие стабильность Матрицы, должны были их немедленно уничтожать.
Потом они нашли лазейки, которые позволили им переживать отключения Матрицы. Такие программы прозвали изгнанниками. Среди первых изгнанников был Меровинген, который укрывал и возглавил большинство из них, а потом начал торговать информацией.
Меровинген воплощал в себе «причину», а его жена Персефона — следствие. Возможно, это дало им такую большую силу во времена первой беты Матрицы — там попросту толком не работала причинно-следственная связь. Также вероятно, что на самом деле они появились в следующей версии Матрицы, где занимали важное положение.
Вторая бета-версия Матрицы
Архитектор понял, что людям не хватает причины и следствия. И, раз уж людям не понравился рай, то он решил устроить им ад. Вторая бета, Кошмарная Матрица, была искажённым отражением разных моментов людской истории.
В Кошмарной Матрице царили чудовища — программы, напоминающие разных мифологических существ, при помощи страха к которым Архитектор хотел управлять людьми. Многие монстры превратились в изгнанников. В новую версию сбежали вампиры, что с возрастом становились всё сильнее, а ещё оборотни, злые японские демоны тэнгу, суккубы, гаргульи и ведьмы, которые владели телекинезом и прочей магией. В The Matrix Online орудовали зеленокожие эфирные, которые могут становиться невидимыми — из-за встреч с ними пошли легенды об инопланетянах.
Встречались и такие изгнанники, что обладали особыми способностями, но не были привязаны к какой-то определённой мифологии. Например, Ключник или Проводник. В The Matrix Online встречались программы, похожие на людей, которые были осколками более сильной программы, сбегавшей из Источника. А в Path of Neo вообще были люди-муравьи. Впрочем, они, как агент Смит, могли превратиться в изгнанников.
В итоге и Кошмарная Матрица провалилась. Люди слишком много страдали — и ещё им снова чего-то не хватало.
Первые пять циклов Матрицы
Всё в том же XXIII веке Архитектор сумел сделать версию Матрицы, которая показалась ему более или менее стабильной. Она походила на человеческий мир на пике его развития до изобретения ИИ: в общем, Землю конца XX — начала XXI веков.
Как на самом деле выглядит внутренняя география Матрицы, вышедшей из беты — не совсем понятно. В оригинальной трилогии встречалось упоминание лондонского аэропорта Хитроу. В комиксе «Дежавю» говорили о Сан-Франциско. В «Аниматрице» упоминалась Франция, а действие одной новеллы происходило скорее всего где-то в Японии.
Хотя агент Смит говорил, что в Матрице живут миллиарды людей, при этом она у Вачовски представала одним лишь мегагородом. Главные герои выходят в виртуальный мир только оттуда. Мегагород напоминает Чикаго конца 90-х: там, к примеру, есть схожее пересечение улиц Уэллс и Лейк — но почти во всём остальном его география сильно отличается. В The Matrix Online он вообще формой напоминает букву Y.
Теоретически география тамошней виртуальной реальности может преподнести немало сюрпризов, если выйти за пределы мегагорода. Кто знает, может Матрица только с первого взгляда напоминает точную копию Земли конца 90-х, а на самом деле выглядит как наш мир, который прогнали через нейросеть, что выдала результат, лишь отдалённо напоминающий привычные нам города.
Также остаётся загадкой, как работало время в первые шесть итераций Матрицы. Оно течёт с такой же скоростью, как в реальной жизни. Но Архитектор говорил, что создал Матрицу как модель человеческого общества на пороге создания ИИ — но не говорил, что человечество там начинало с более ранних эпох или добиралось до изобретения ИскИнов. К тому же ту версию Матрицы создали в XXIII веке и пять раз перезагружали до наступления 2699 года.
Вероятны два решения проблемы. Либо машины каким-то образом устраивали людям временную петлю в Матрице ещё до перезагрузок, либо они моделировали развитие виртуального человечества так, чтобы оно пошло дальше без создания ИИ.
Матрица запрограммирована неидеально. Особенно ярко это показано в новелле «Аниматрицы» под названием «По ту сторону». Там дети нашли аномалию в одном заброшенном доме, где совершенно неожиданным образом менялась погода, а гравитация вела себя совершенно безумно. Вполне возможно, что эти чудеса случились из-за проделок тех же изгнанников — но они сами хороший пример того, что и машины ошибаются.
Разные аномалии в мире «Матрицы» часто появляются из-за людей. Даже те кто всё ещё подключены к электростанции, могут подозревать что-то об иллюзорности мира и менять реальность вокруг себя. Среди них немало детей, которые, например, владеют телекинезом.
Один из примеров подобных способностей у непробудившихся людей — в комиксе «Дежавю». Один докбот недоглядел за подопечным человеком, отчего женщина была погружена в свою капсулу не целиком: её лицо держалось над самой поверхностью. Из-за этого она замечала дежавю — повторение событий после переписывания кода частей Матрицы. Это позволило женщине предсказывать будущее.
Чтобы устранять все подобные аномалии и вообще всё то, что способно раскрыть людям правду о Матрице, машины создали агентов. Обычно они просто убивают изгнанников и пробудившихся людей, снова подключённых к Матрице. Обывателям, лишь подозревающим о чём-то, они стирают память.
В комиксе «Понял?» агенты действовали ещё тоньше. Как только в Матрице вышел фильм «Матрица», они прикидывались знакомыми зрителей и запутывали их по поводу содержания фильма. И хотя этот комикс обычно считают самопародией — но с такой неразберихой с каноном нужно быть готовыми ко всему.
Одна из главных способностей агентов — завладевать телами ничего не подозревающих обывателей вблизи чего-то аномального. От этого они ужасающе мобильны.
Судя по комиксам, человек, в чьё тело вторгся агент, после его ухода ничего не помнил. Раны, полученные агентом, остаются на человеке. Да и помните одно из главных правил Матрицы: если умрёшь в Матрице, то умрёшь в реальности. То есть убиваешь агента — умрёт и человек, телом которого он завладел. А потом его телом накормят других людей на электростанции.
Но всё это — лишь внешняя сторона Матрицы, вышедшей из беты. А основное её отличие от райской и кошмарной версий — в том, что Архитектор обратился за помочью к Пифии. (В оригинале она Оракул, но воспользуемся более привычным термином из официальной русской локализации фильмов).
Пифия — это старая иррациональная программа, отвечавшая за понимание человеческой психологии. Она настолько хорошо знала людей, что точно предугадывала их следующие действия. И она предложила использовать концепцию выбора.
В новой версии Матрицы каждый человек постоянно вставал перед выбором, что давало вес последствиям его решений. Это часто работало даже неосознанно — особенно в отношении того, принять Матрицу или очнуться ото сна. Подавляющее большинство выбирало виртуальный мир — а меньшинство, условный 1% человечества, решалось сбежать из Матрицы.
Особенно явно это видно на примере ситуации, когда Морфеус предлагал кому-то красную или синюю таблетку: первая заставляла очнуться в электростанции, вторая заставляла забыть этот разговор. Очнувшегося просто выбрасывало в подземелья, где его могли подобрать на людском корабле — либо, судя по комиксам, он мог как-то сам выжить.
Такой выбор давали людям до какого-то возраста — старики уже настолько привыкали к виртуальности, что они сходили с ума в реальности. И, если судить по The Matrix Online, выбор красной таблетки был бесповоротен — машины не могли обратно подключить к электростанции того, кто проснулся.
И Пифия с Архитектором прекрасно знали о том, что кто-то будет разгуливать по Матрице и давать такой выбор. Пифия заранее предсказала поведение людей. А Архитектор на это и рассчитывал, чтобы Матрица продолжала работать.
Архитектор всегда знал о местоположении Зиона — подземного города, где укрылось подавляющее большинство оставшихся людей. Они там жили, плодились и вели партизанскую войну с машинами.
В комиксе «Меч другого цвета» даже сумасшедший старик, не знавший про Зион, умудрился в одиночку уничтожить немало машин и повредить небольшую часть поля, где выращивали людей. Но члены сопротивления предпочитали действовать в Матрице, откуда вытаскивали людей и где вели разведку. Они подсоединялись к Матрице через огромную сеть подземных коммуникаций машин. Обучались люди этому и многому другому при помощи самостоятельно созданных конструктов — небольших виртуальных миров.
Машины вполне могут позволить себе не слишком замечать урон от мелких нападений людей, атакуя всех встречных на своей территории. На Зион, который мог достичь населения больше 250 тысяч человек, им было бы почти всё равно, если б не одна проблема.
Право выбора, которое позволяет долгое время эффективно использовать людей как батарейки, со временем приводит к дестабилизации системы. 1% людей, выбравших уйти из Матрицы, приводит к тому, что накапливаются ошибки. Те могут вызвать аномалию, способную уничтожить всех людей, подключённых к электростанциям, и оставить машин без электричества. Потому приходится время от времени перезагружать систему и откатывать её к самому началу.
Перезагрузить Матрицу можно только в Источнике. И чтобы туда добраться, нужен один человек. Так появилась Основная Программа, которая перед уничтожением Зиона случайным образом выбирала человека и вела его по особому пути, чтобы он превратился в Избранного со всеми присущими ему сверхспособностями в виртуальном мире. При этом программа делала всё, чтобы заставить жителей Зиона поверить в концепцию Избранного.
Избранный должен был попасть к Архитектору, где тот фактически угрожал ему: говорил, что человек должен перезагрузить Матрицу и вместе с ещё двадцатью тремя людьми возродить Зион после его уничтожения. А в качестве альтернативы Архитектор предлагал спасти возлюбленную Избранного — и тогда машины убьют вообще всех в Зионе, а все люди в Матрице погибнут из-за аномалии. Все выбирали первое.
Да, вы правильно поняли: по сути Избранный — это самый большой «костыль» для работы программного обеспечения электростанции. А Архитектор — программист, любящий принцип «работает — не трогай», отчего он перезагружал Матрицу уже пять раз. И всё действительно работало — до XXVII века.
Шестой цикл Матрицы
Из-за постоянных разрушений Зиона и обрывочных данных о настоящем мире люди в Зионе терялись в хронологии событий. На шестом цикле они вообще думали, что машины выиграли войну сто лет назад — хотя прошло пять веков.
Например, в комиксе «Рассказ Миллера» считалось, что Джеффри, живший в XXVII веке, был одним из первых людей, освобождённых из Матрицы. Кстати, он тогда сыграл довольно важную роль в истории Зиона.
Джеффри нашёл на поверхности сохранившееся хранилище зерна пшеницы. Его товарищи погибли, но он всё-таки раздобыл семена и начал выращивать их, используя ультрафиолетовое освещение. Когда про поля прознали машины, Джеффри вместе с другими фермерами погиб, но всё-таки сохранил растения. Пшеница в итоге адаптировалась к условиям на поверхности, отчего росла даже без солнечного света.
Благодаря этому в рационе жителей Зиона появился хлеб. Он здорово разнообразил их рацион, в основном состоящий из противной склизкой белковой каши, которую, возможно, делали из грибков. Хлебом угощали экипажи вернувшихся кораблей. Раз в год в честь Джеффри устраивался фестиваль хлеба.
В 2699 появился Нео — шестой Избранный. Но в 2703 году он, внезапно для Архитектора, сделал выбор в пользу своей возлюбленной. Аномалия в лице агента Смита, которую в этот раз не уничтожила перезагрузка, чуть не разрушила саму Матрицу. Машины заключили с людьми перемирие, чтобы Нео справился с аномалией — и ему это удалось, пускай и ценой своей жизни. Все люди, чьими телами Смит завладел в виртуальном мире, освободились. Зион не уничтожили, а Матрицу всё равно перезагрузили.
Седьмой цикл Матрицы
О том, что случилось после событий фильмов, мы знаем из The Matrix Online. В своё время её рекламировали в качестве продолжения сюжетной линии оригинала, а Вачовски дали сценаристам своё «благословение» на продолжение истории Матрицы.
В 2704 году мегагород пребывал в состоянии хаоса после разборок Смита с Нео. До сих пор оставались остатки аномалий, порождённых Смитом — а он сам время от времени заражал какого-нибудь нового человека, которого тут же все бросались устранять. Изгнанники объединялись в разные банды. Ситуацию быстро накаляли новые фракции.
Часть людей последовала примеру Сайфера, что предал Нео и пытался вернуться в Матрицу. Они называли себя сайферитами, пытались безвозвратно вернуться в виртуальный мир и всячески мешали освобождению других.
Объявился некий Генерал. Как потом выяснилось, он был ИИ робота-стража, который вёл машины в момент последнего штурма Зиона. Генерал сбежал в Матрицу и долгое время намеревался за счёт испорченных программ повернуть всё так, чтобы заново разжечь войну людей с машинами.
Люди массово покидали Матрицу. Агенты им не мешали — наоборот, даже появилась девушка-агент Скиннер, которая была дружелюбна к ним. Но такой отток людей сильно сказывался на мощностях станций машин, отчего им пришлось сильно оптимизировать расходы энергии. Этим решил воспользоваться Морфеус, который призывал всех усилить исход из Матрицы. К тому же он устраивал теракты, чтобы массово убивать тех, кто не очнулся — всё ради того, чтобы лишить машины энергии.
Так Морфеус пытался заставить машины отдать тело Нео. Тот умер в 01, а роботы отказывались вернуть его труп в Зион. Во всю ходили слухи о том, что Избранный всё ещё жив.
Сцена смерти Морфеуса. Тело убийцы под маской и плащом — огромная стая мух, отчего он мог вытворять такие трюки.Люди долго пытались уничтожить убийцу Морфеуса, что перед смертью успел стереть агента Скиннер — но всё таки сумели это сделать. Они даже умудрились заключить союз с Генералом, разочаровавшимся в идеалах машин. Но разные политические интриги за несколько лет превратили происходящее в Матрице в полный хаос.
Для лучшего понимания степени творившейся там кутерьмы: в какой-то момент объявлялись некие «олигархи» — миллионеры, которые заключили сделку с роботами до начала Первой Машинной войны. Богачи разрешали машинам захватить большую часть мира, а все ИИ за это программировали себя так, что они не могли причинить вреда «олигархам». А те в итоге избавились от своих физических тел, обзавелись вечной жизнью, способностями менять Матрицу даже круче, чем у Нео — и всё без всякого контроля.
Главное, что в конце концов в 2708 году машины и люди начали Вторую Машинную войну. Просто люди опасались, что мир не будет вечным, и устроили строительство Нового Зиона, о котором не знал Архитектор. А тот назвал это грубым нарушением перемирия, вновь натравил агентов на людей в Матрице, а роботов — на людей в реальности.
Ну а когда история The Matrix Online достигла времён 2709 года — все персонажи резко умерли. Просто сразу же после этого навсегда отключили официальные сервера игры. Потом в сеть просочились планы разработчиков на то, как они продолжали бы историю, если бы не закрытие игры — но даже там не закрыты сюжетные линии.
«Матрица» — идеальное поле для разных теорий. Это одна из немногих франшиз, хронологию которых можно назвать крайне зыбкой. Легко усомниться вообще в любой детали истории, рассказанной за пределами непосредственных событий трёх фильмов — и это покажется логичным: а откуда нам знать, что роботы не искажали историю? Вдруг перед нами, например, даже не планета Земля?