анкета по итогам обучения

Как сформировать правильные вопросы для обратной связи по онлайн-курсу

Чтобы улучшить свои онлайн-курсы, вам нужна конструктивная обратная связь от учеников. Ваша работа как инструктора онлайн-курса – задать им правильные вопросы.

О чем спрашивать учеников, когда вам нужна обратная связь

Обратная связь может помочь вам улучшить несколько аспектов вашего онлайн-курса, будь то ваша платформа, контент или даже маркетинг.

Просить искреннюю обратную связь и давать ее для большинства может стать раздражающим фактором. Даже если вы опытный инструктор, это может вызывать у вас трудности. С другой стороны, нет ничего более ценного, чем получение конструктивной критики от людей, которые посещают ваши онлайн-курсы.

Самые большие враги хорошей обратной связи – это обобщения и тонкости. Во-первых, это склонность говорить неконкретные вещи, такие как «отличный курс» или «мне это не понравилось», не вдаваясь в подробности. Во-вторых, люди часто говорят то, что по их мнению вы хотите услышать.

Золотое правило состоит в том, что для получения эффективной обратной связи необходимо задавать правильные вопросы. Чтобы сэкономить время, вы можете создать опрос. Но эффективнее будет провести интервью. Побеседовать один на один по крайней мере с пятью учениками, которые закончили ваш курс.

Независимо от того, какой метод вы выберете, возьмите следующие вопросы в качестве примеров, чтобы адаптировать их к своей ситуации:

Эти вопросы помогут вам выяснить, каковы общие впечатления ученика с начала и до конца обучения. Хотя они кажутся более общими, думайте о них как о разминке. Например, попросите учеников назвать 3 прилагательных, которые приходят в голову, когда они думают о курсе.

Этот тип информации помогает инструкторам уточнить свое маркетинговое предложение и в результате привлечь новых учеников.

Самая большая область улучшения – это содержание вашего курса. Ваши ученики предлагают уникальное понимание, поэтому оно должно быть вашим основным фокусом, особенно если у вас мало времени или вы хотите провести более короткий опрос.

Просто убедитесь, что вы охватили все аспекты, связанные с курсом, такие как структура, логическая последовательность, дополнительные материалы и, конечно же, качество вашего основного контента.

Результаты обучения – это то, как мы измеряем успех курса. И хотя вы, вероятно, сможете оценить их с помощью онлайн-тестов или других видов оценивания, очень важно знать, что учащиеся думают о конечном результате.

Если цель онлайн-курса состоит в том, чтобы привести ученика из пункта А в пункт Б, вам нужно знать, достиг ли он этого, в какой степени, и оценить, как курс может быть улучшен, чтобы помочь другим в будущем.

4. Вопросы о взаимодействии учеников с курсом

Эти вопросы не являются важными, но они могут помочь вам лучше понять, как учащиеся взаимодействуют с вашим курсом и с другими учениками. Это может помочь вам улучшить их общее впечатление или оценить, насколько эффективными были ваши усилия, чтобы сделать его более полезным. Это также способ выяснить, есть ли какие-либо препятствия для обучения, такие как загруженный график или трудности с доступом к курсу на мобильном устройстве.

Если вы проводите интервью, то можете использовать все эти вопросы и многие другие. Если вы создаете опрос для вашего онлайн-курса, используйте 5-6 вопросов, которые вы считаете актуальными, в зависимости от того, что вам нужно улучшить больше всего.

Просто помните, что обратная связь – это подарок, но она также требует некоторой работы, и в конце концов ваша работа – задавать соответствующие вопросы, чтобы учащиеся могли помочь вам в ответ.

Источник

Анкета оценки эффективности программы обучения

АНКЕТА
оценки эффективности программы обучения

Ф.И.О.
Название учебного курса (тренинга)
Дата
Ф.И.О. преподавателя (тренера)
Место проведения

1. Как Вы оцениваете проведенное учебное занятие (поставьте Х в нужную строку):

Отлично
Хорошо
Плохо
Удовлетворительно

2. Насколько хорошо, по Вашему мнению, изученный материал соответствует Вашей работе
(работе подразделения или организации)?

Соответствует в высокой степени
Соответствует в некоторой мере
Соответствует слабо
Не соответствует

3. Сможете ли Вы использовать и применить изученный материал в своей повседневной работе?

Смогу использовать в высокой степени
Смогу использовать в некоторой степени
Изученный материал слабо применим в моей работе
Изученный материал неприменим в моей работе

Что из изученного материала Вы сможете использовать в своей повседневной работе?

Что из изученного материала Вы НЕ сможете использовать в своей повседневной работе?

4. Рекомендуете ли Вы данный курс своим коллегам?

5. Какие новые идеи, методики, подходы Вы узнали, освоили?

6. С какими темами (вопросами) Вы хотели бы ознакомиться в дальнейшем?

Источник

Анкета «Удовлетворенность обучением в колледже»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Удовлетворенность студентов обучением в колледже.

Благодарим Вас за участие в опросе! Просим Вас внимательно прочитать вопросы анкеты и обвести кружком те варианты ответов, с которыми Вы согласны, а если такие варианты отсутствуют, то в графе «Другое» написать свой вариант ответа.

Пол __________ Курс __________ Специальность _________________________________________

Удовлетворены ли Вы в целом своей студенческой жизнью?

Не очень удовлетворен

Совсем не удовлетворён

Испытываете ли Вы трудности в процессе обучения, если да, то какие:

Нет, не испытываю трудностей

Да, высокая учебная нагрузка

Да, отсутствие интереса к дисциплинам

Да, трудности в общении с педагогом

Да, трудности в общении с одногруппниками

Приходиться ли Вам совмещать работу и учебу?

Если Вы не работаете, переходите к вопросу 5. Если Вы работаете, то:

Связана ли Ваша работа с получаемой специальностью?

5. Какие проблемы Вы видите в организации учебного процесса? (Выберете, пожалуйста, не более 3-х вариантов)

Неудовлетворительная организация учебного процесса

Неудовлетворительное преподавание по некоторым предметам

Несоответствие изучаемых дисциплин и получаемой специальности

Недостаточное количество выделяемых часов для наиболее значимых предметов

Перегруженность аудиторными занятиями

Недостаточное качество практических занятий

Организация приема зачетов и экзаменов

Устаревшая методы преподавания

6. Когда возникают какие-то проблемы, к кому Вы обращаетесь за помощью? (Выберите, пожалуйста, не более 3-х вариантов)

К родителям, родственникам

К друзьям, одногруппникам

В студенческий совет

К руководителю группы

К администрации колледжа

7. Как бы Вы оценили качество образования, которое дает колледж?

8. Как бы Вы в целом оценили уровень профессионализма педагогов колледжа:

9. Устраивает ли Вас учебное расписание?

В большинстве случаев

Чаще не устраивает

Совсем не устраивает

10. Как Вы считаете, способствует ли условия в колледже здоровому образу жизни студентов?

11. Как Вы оцениваете морально-нравственную атмосферу в нашем колледже?

12. У Вас в группе есть друзья?

13. Хорошие ли у Вас отношения с группой?

14. Чувствуете ли Вы давление со стороны студентов, находясь в колледже?

15. Бывают ли у Вас конфликты с руководителем группы?

16. Что присуще руководителю группы по отношению к Вам?

17. Какое чувство Вы испытываете по отношению к своему руководителю группы?

18. Можно ли сказать, что Вам повезло, что Вы учитесь в этой группе?

19. Питаетесь ли Вы в столовой колледжа?

20. Удовлетворяет ли Вас качество предоставляемого в колледже питания?

21. Устраивает ли Вас ценовая политика в столовой колледжа?

22. Как Вы оцениваете санитарно-гигиеническое состояние столовой?

23. Какие мероприятия проводимые в колледже, Вам запомнились больше всего?

24. Напишите, что с Вашей точки зрения, следует улучшить в колледже?

Спасибо, что искренне ответили на все вопросы анкеты!

анкета по итогам обучения

Курс повышения квалификации

Нейропсихология детского возраста

анкета по итогам обучения

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации

анкета по итогам обучения

Курс повышения квалификации

Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ

анкета по итогам обучения

Номер материала: ДБ-1206784

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

анкета по итогам обучения

анкета по итогам обучения

МГПУ вводит QR-коды для посещения очных занятий

Время чтения: 1 минута

анкета по итогам обучения

Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме

Время чтения: 1 минута

анкета по итогам обучения

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

анкета по итогам обучения

В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов

Время чтения: 0 минут

анкета по итогам обучения

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

анкета по итогам обучения

В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Бизнес-тренинг: как это делается.

6.4.1. Оценочные анкеты по итогам тренинга.

Данный метод оценки предполагает заполнение участниками анкеты обратной связи по итогам тренинга в целом или отдельных его частей (например, по завершении каждого дня).

В сообществе тренеров и НR-менеджеров к применению анкет обратной связи как инструмента оценки результатов сложилось неоднозначное отношение. Это объясняется тем, что в случае неправильного применения такие анкеты становятся всего лишь отражением степени эмоциональной удовлетворенности участников – иными словами, не более чем оценкой того, насколько им понравилось, как они провели время, и насколько хорошо их развлекал тренер. Сторонники этой точки зрения не верят, что правильное применение этого метода может дать хороший результат. Тем не менее анкеты обратной связи остаются одним из основных и наиболее распространенных инструментов оценки результативности бизнес-тренингов.

Тренер, который осознает опасность несерьезного отношения участников к такого рода анкетам, может учесть это при применении анкет и повлиять на отношение участников, настроив их на деловой лад. Чтобы повысить эффективность анкет обратной связи как метода оценки, тренер должен сделать следующее:

1. Грамотно сформулировать вопросы. Анкета обратной связи должна быть, во-первых, короткой (обычно на одну, максимум – две страницы); во-вторых – информативной для тренера с точки зрения получения материала для анализа того, насколько участники изменили свою деятельность. Обычно анкета включает три блока вопросов:

– открытые вопросы, направленные на оценку практического эффекта тренинга для участников;

– открытые вопросы, позволяющие участникам высказать обратную связь по содержанию, процессу, психологической атмосфере и любым другим аспектам проведенного тренинга.

2. Убедить участников, что заполнение анкеты – часть программы тренинга, эти сведения необходимы для ее улучшения, это их вклад в достижение бизнес-целей всей компании. Надо рассказать, каковы задачи оценки и насколько они значимы для тренера, попросить участников потратить некоторое время на заполнение анкеты, особенно в случаях, когда вопросы требуют развернутого письменного ответа. Если вы знаете конкретные примеры, когда обратная связь привела к значительным изменениям тренинговых программ или обучающих мероприятий, приведите их и обсудите с участниками.

3. Создавать свои анкеты таким образом, чтобы они соответствовали:

– специфическим задачам тренинга. Анкета может содержать общие вопросы («Что вы измените в своей практической деятельности по результатам тренинга?») или более конкретные, непосредственно связанные с темой тренинга («Какие способы вы будете использовать, чтобы преодолеть “барьер секретаря” и выйти на лицо, принимающее решение в компании клиента?»);

– интересам участников. Во-первых, анкета должна быть составлена так, чтобы участники были уверены, что ее заполнение в их интересах, и у них не возникало впечатления, будто их мнением пытаются манипулировать. Во-вторых, участники должны иметь возможность высказать обратную связь по любому аспекту тренинга, который представляется им важным. Например, в анкету может быть включен вопрос, сформулированный в максимально общем виде: «Ваши комментарии, предложения и пожелания по итогам проведенного тренинга». В-третьих, само собой, анкета должна быть составлена на языке, понятном участникам;

– способам использования результатов оценки. Если тренеру важно знать, насколько реализованы задачи тренинга, с помощью вопросов анкеты он будет выяснять, что усвоено участниками. Если ему важно получить обратную связь о том, насколько проведенный тренинг соответствует аудитории и ее ожиданиям, вопросы будут направлены на оценку отношения участников к методам тренинга и работе тренера. Если актуальна задача планирования следующего тренинга или целой программы, вопросы будут направлены на выявление ожиданий участников от последующих тренингов.

На ниже приведен пример краткой анкеты по итогам тренинга. Итоговые анкеты могут содержать различное число вопросов (в зависимости от целей). Например, могут быть добавлены вопросы-шкалы такого рода:

• Насколько цели обучения были ясны и понятны?

• Насколько содержание обучения соответствовало вашим потребностям и запросам?

• Насколько интересной и доступной была подача материала?

• Насколько много новой информации вы получили?

• Насколько комфортной для вас была психологическая атмосфера на тренинге?

• Насколько полезными и похожими на реальные ситуации были практические упражнения и игры?

• Насколько полезными и информативными были раздаточные материалы?

• Насколько хороши были организационные условия тренинга?

В анкету могут быть добавлены и различные открытые вопросы:

• Какая часть тренинга была для вас наиболее интересной и полезной? Почему?

• Какая часть тренинга была для вас наименее интересной и полезной? Почему?

• Видите ли вы препятствия для использования на практике техник и технологий, рассмотренных на тренинге? Если да, то какие?

Анкета обратной связи[20]

«___» __________ 20 ____ г.

Просим вас дать максимально развернутые оценки. Это поможет нам совершенствовать программу тренинга и повысить его эффективность.

анкета по итогам обученияанкета по итогам обучения

Что вы измените в своей практической деятельности по итогам тренинга? ________________

Какие навыки и умения требуют еще более глубокого развития по окончании обучения? ________________

Что вы порекомендуете для совершенствования данной программы обучения? ________________

Спасибо!

6.4.2. Тестовые задания.

Тестовые задания проводятся в завершающей части тренинга. Их целью может быть не только оценка развития компетенций участников, но и демонстрация, что они овладели определенными знаниями и навыками, укрепление уверенности в своих силах и, как следствие, мотивация к использованию полученных в ходе тренинга наработок. Форма тестовых заданий может быть различной: письменная, основанная на обсуждении, игровая.

Важно сохранять максимально неформальный характер тестовых заданий. В противном случае участники будут чувствовать себя скованно и, как на экзамене, пытаться все вспомнить и сделать правильно. Тренеру необходимо оценить, что действительно усвоено участниками, во что они верят и что хотят использовать в своей практике, а не что они смогут вспомнить и продемонстрировать после тренинга.

Выбор конкретных форм и содержания тестовых заданий зависит от того, какие задачи ставились тренером.

анкета по итогам обучения анкета по итогам обучения

6.4.3. Механизмы оценки тренинга, предполагающие взаимодействие с заказчиком.

Оценить реальное изменение способов действия участников в их профессиональной деятельности и тем более эффект от тренинга невозможно без взаимодействия с заказчиком. Основные механизмы такой оценки следующие:

1. Отзывы участников о применении усвоенных знаний и технологий на практике. Они могут быть получены в рамках индивидуальных бесед, общей встречи, путем анкетирования.

Типовые вопросы для получения отзывов участников:

• Как вы считаете, дал ли вам прошедший тренинг новые знания и навыки?

• Изменили ли вы что-либо в своих действиях после тренинга? Что именно?

• Каких результатов вы ожидаете от новых усилий, изменений своих способов действия?

• Насколько легко было изменить свои действия? Что помогало? Что мешало?

• Что могло бы вам помочь еще лучше реализовать новые техники и технологии, освоенные на тренинге?

2. Отзывы об изменениях в действиях участников тренинга со стороны непосредственных руководителей.

Этот механизм оценки достаточно объективен, а кроме того, позволяет не только обсудить, насколько изменилось поведение сотрудников после тренинга, но и совместно планировать действия, которые могут быть предприняты непосредственным руководителем для поддержки изменений поведения сотрудников.

Структура встречи с непосредственными руководителями обычно включает такую последовательность вопросов для обсуждения:

• Изменились ли поведение, способы действия сотрудников после тренинга? Если да, то что и как они делают по-другому? Наступили ли эти изменения сразу после тренинга или через некоторое время? Насколько они устойчивы, есть ли динамика изменений во времени? Все ли сотрудники продемонстрировали одинаковые изменения? Если нет – в чем разница?

• Если изменений нет (либо они недостаточны, либо отмечены только у части сотрудников) – каковы причины? Задавался ли этот вопрос тем сотрудникам, которые не изменили способы действия после тренинга? Каковы их ответы? Каково мнение непосредственного руководителя о причинах?

• Какие действия предпринимались непосредственным руководителем для поддержки изменений в сотрудниках? Каков был эффект от этих действий?

• Что еще могут сделать непосредственный руководитель и тренер (если он готов к этому), чтобы повысить эффект от тренинга и усилить/укрепить изменения в способах действия сотрудников?

Оценка эффекта от тренинга, как правило, осуществляется тренером в рамках обсуждения итогов с тем руководителем, который выступал в роли заказчика, поскольку он наиболее четко осознавал свои ожидания и может дать обратную связь о том, насколько тренинг был эффективен.

Основным содержанием обсуждения (в отличие от обсуждения с непосредственными руководителями) является то, насколько ожидания заказчика оправдались и в чем он видит результат тренинга, что может быть сделано как со стороны заказчика (компании), так и со стороны тренера, чтобы усилить эффект.

Безусловно, в этом случае оценка эффекта тренинга с точки зрения влияния на развитие бизнеса будет довольно субъективной. Однако это нисколько не умаляет ее значимость. Если заказчик искренне считает, что тренинг способствовал развитию компании, повышению ее показателей, это очень ценно. Тогда тренеру важно оформить результат в виде письма-отзыва, в котором обязательно отразить практический эффект, который, по мнению заказчика, дал тренинг.

Глава 7. Управление проблемными ситуациями на тренинге.

7.1. Что такое «проблемный» участник и проблемная ситуация на бизнес-тренинге. Принципы работы с «проблемными» участниками.

Тема управления проблемными ситуациями – обычно одна из самых популярных на тренинге для тренеров. Одна из причин этого феномена, видимо, состоит в том, что начинающие тренеры часто не вполне уверены в своих силах и опасаются возникновения различного рода сложных ситуаций. Они готовы привести множество примеров ситуаций, в которых фигурируют «проблемные» участники с различным поведением: от пассивного игнорирования до крайне агрессивного реагирования на тренинг и самого тренера.

Слово «проблемный» применительно к участникам взято в кавычки не случайно. Я уверен, что проблемных участников не существует. В крайнем случае речь может идти об акцентуированных личностях, более сенситивных к тем или иным факторам, чем большинство других людей.

Подавляющее большинство «проблемных» действий участников возникают в том случае, если тренер не учел те или иные важные факторы ситуации или личностные характеристики. Поэтому любое «проблемное» поведение на тренинге – форма обратной связи от отдельных участников или группы в целом.

Воспринимая действия участников как обратную связь, тренер за счет устранения факторов, послуживших причиной «проблемного» поведения участников, напрямую воздействует на эффективность тренинга.

Одна из самых серьезных ошибок тренера – восприятие «проблемных» участников как людей, чье поведение направлено лично против него. В этом случае высок риск того, что тренер сам начнет эмоционально реагировать на действия таких участников. И вот тогда уже точно возникнет ПРОБЛЕМНАЯ ситуация.

«Проблемный» участник – только тот, кто своими действиями мешает работе группы и достижению цели и задач тренинга. Цель тренера/фасилитатора – не борьба с «проблемным» участником, не его воспитание, не приспособление к нему, а достижение целей тренинга. Проблемные ситуации необходимо рассматривать строго через призму целей, задач и процесса тренинга.

Поэтому, прежде чем реагировать на действия «проблемного» участника, тренеру важно задать себе вопрос: какими своими действиями и каким конкретно задачам эффективной работы тренинговой группы он мешает.

Как мы уже показали в главе 5, у тренера всегда есть определенный замысел, логическая схема, согласно которой он осознанно строит тренинговый процесс:

• четкое понимание задач бизнеса;

• понимание того, какие изменения в организационном поведении участников тренинга необходимы;

• выводы о том, какие знания, навыки, техники и технологии для этого нужны;

• замысел того, как, исходя из вышеперечисленного, строится тренинг по его содержанию и методам.

Участник своим «проблемным» поведением демонстрирует несогласие с тем, как идет процесс. Тогда представления тренера о том, как и почему должен быть построен тренинг, служат основой для коммуникации с ним и с группой в целом.

Например, все участники ведут себя «проблемно»: они пассивны. Согласно вышеизложенной схеме, возможны несколько групп причин такого поведения: они не мотивированы к решению задач компании и не хотят развивать свою деятельность; тренинг направлен не на те задачи – необходимы другие техники и технологии; процесс или атмосфера тренинга не соответствуют требованиям участников и т. д.

У тренера появляются четкие рамки, предмет для обсуждения с группой и корректировки логики построения тренинга или его отдельных методов.

При возникновении проблемных ситуаций тренер работает с группой в целом, а не с ее отдельными участниками. Если тренер будет уделять все внимание или львиную его долю «проблемному» участнику, он рискует «потерять» всю группу. Именно поэтому управление проблемными ситуациями на тренинге должно осуществляться не по схеме «тренер – проблемный участник», а по схеме «тренер – группа – проблемный участник».

Это значит, что любое действие тренера должно не только быть направлено на «проблемного» участника, но и учитывать группу в целом. Иными словами, тренер всегда должен стараться, чтобы его действия были полезны для всей группы.

Наконец, важно отметить, что не на все «проблемные» действия и ситуации необходимо активно реагировать. У тренера есть как минимум четыре уровня реагирования, которые различаются степенью вовлечения его самого и группы в принятие решения и каждый из которых может быть эффективен в определенных ситуациях:

Игнорирование: тренер не обращает внимания на «проблемные» действия и ситуации. Такой подход целесообразен, если действия и ситуации не оказывают существенного влияния на эффективность тренинга и тренер считает, что их решение приведет к потере времени, вызовет ненужное напряжение у участников и поэтому нецелесообразно. Примером может быть ситуация, когда несколько участников регулярно опаздывают на 2–3 минуты с перерыва на кофе. При этом остальную часть группы этот факт не беспокоит и для тренера потеря этих нескольких минут не критична.

Тренер самостоятельно находит решение и следует ему. Он сам проанализировал причины «проблемного» поведения участников и уверен, что знает, как исправить ситуацию. Например, тренер столкнулся с пассивностью группы, но уверен, что это следствие использования неуместных методов (например, сложная лекция с большим объемом информации после обеденного перерыва). Он заменяет используемый им метод на другой, более активный (например, групповую работу участников).

Тренер производит ряд действий, которые позволят получить дополнительную информацию от группы, и затем самостоятельно принимает решение. Например, в ходе перерыва на чай/кофе он может пообщаться с участниками и выяснить в неформальной обстановке причины того или иного «проблемного» поведения. В моей практике был случай, когда все участники тренинга (рядовые сотрудники банка), кроме трех (руководители отделов), были крайне пассивны. Они не только категорически отказывались от ролевых игр, но и старались минимально участвовать в обсуждении. Во время перерыва на кофе в результате неформального общения удалось выяснить причину: все участники были уверены, что они участвуют не в тренинге, а в оценке персонала, по итогам которой будут приняты меры, вплоть до увольнения сотрудников. Поэтому все боятся проявлять активность, кроме трех руководителей, которые уверены в себе. После того как стала ясна истинная причина «проблемного» поведения, были приняты меры для исправления ситуации и повышения вовлеченности участников.

Тренер вовлекает группу в совместное обсуждение ситуации и принятие решения. Как правило, такая стратегия используется в сложных случаях, когда есть необходимость совместной выработки решения.

7.2. Техники управления проблемными ситуациями.

Можно выделить три группы техник управления проблемными ситуациями: прямое воздействие тренера на отдельных участников, вовлечение группы в принятие решения, изменение форм и методов проведения тренинга. Рассмотрим их подробнее.

анкета по итогам обучения анкета по итогам обучения

7.3. Типовые проблемные ситуации и управление ими.

Наверное, все проблемные ситуации рассмотреть невозможно: сложно даже предугадать, с чем может столкнуться тренер в своей практике. Но надеюсь, что анализ некоторых из них, представленный в таблице ниже, даст общее представление о подходах и способах действия в такого рода ситуациях.

анкета по итогам обучения анкета по итогам обучения анкета по итогам обучения

Вместо заключения.

Надеюсь, уважаемые коллеги, вам удалось найти в книге полезные идеи.

В заключение осмелюсь дать несколько советов.

• верьте в себя. Если вы искренне стараетесь работать на результат, уважительно и внимательно относитесь к людям, то очень сложно «запороть» тренинг: он все равно будет удачным. Хотя, конечно, всегда можно сделать еще лучше, но пусть вас это не останавливает;

• опирайтесь на свои сильные стороны: все тренеры разные, и идеального нет. Надеюсь, эта книга поможет увидеть общую картину деятельности бизнес-тренера и оценить, что вам ближе и что получается у вас лучше всего;

• начинайте проводить тренинги как можно раньше – лучше всего учиться посредством анализа собственного опыта. Ждать можно бесконечно, и учиться – тоже. Я часто слышу от начинающих тренеров: «У меня мало опыта», «Я так мало знаю об этой теме». Да, возможно. Но где та грань, после которой можно считать, что опыта достаточно? Я опытный тренер с более чем двадцатилетним стажем, но, поверьте, могу еще много узнать о темах своих тренингов. Поэтому если вы решили выбрать путь бизнес-тренера, начинайте практиковаться как можно раньше;

• сформулируйте собственную миссию: ради чего вы проводите тренинги. Работайте на результат – решение бизнес-задач посредством изменения способов действий участников;

• делайте только то, во что верите; используйте только те игры, упражнения, в которых не сомневаетесь. Если игра или упражнение хорошо получается у другого тренера, но вы сами «не чувствуете» их – не проводите, это не ваше;

• создайте свою «копилку тренера». Собирайте все понравившиеся игры, упражнения: из книг, тренингов, бесед с коллегами. Сразу записывайте их – не надейтесь на память.

Моим опытным коллегам:

• оставайтесь адептами интерактивного подхода! Я знаю это по себе: чем опытнее становишься, чем больше понимаешь в какой-либо предметной области, тем сильнее тянет занять позицию эксперта. Так хочется поделиться накопленным опытом! Несмотря на многочисленные плюсы, эта ситуация опасна: один шаг до того, чтобы потерять позицию фасилитатора; один шаг до того, чтобы тренинги перестали быть интерактивными (ориентированными на то, чему хотят научиться участники, а не на то, что хочет донести до них тренер);

• придумайте свои инструменты и техники борьбы с эмоциональным выгоранием. Если тренинги уже не дают прежнего внутреннего драйва, пора задуматься. Это серьезная опасность, не стоит ее недооценивать: лет через десять-пятнадцать проведения тренингов она может коснуться каждого;

• не останавливайтесь: сделайте что-то новое, что-то, в чем для вас есть личностный вызов.

Остается пожелать вам удачи, только положительных эмоций и глубокого удовлетворения от проведения тренингов. Буду рад и благодарен за любые комментарии, пишите мне: Dmitri.А.Grigоriеv@gmаil.соm.

Об авторе.

Краткая информация:

• управляющий партнер Соnsu1ting Sуstеms;

• руководитель программ повышения квалификации бизнес-тренеров факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова;

• тренер-консультант в области организационного развития и менеджмента с 1990 года;

• кандидат психологических наук, автор публикаций по менеджменту, стратегическому планированию, тренерскому мастерству.

Опыт консалтинговой и тренинговой деятельности:

• провел более 2000 тренингов для коммерческих компаний, некоммерческих и государственных организаций;

• специализируется в подготовке и повышении квалификации тренеров, фасилитаторов и консультантов; в управлении изменениями и внедрении инноваций различных уровней в коммерческих компаниях и системах государственного управления; фасилитации принятия групповых решений в условиях конфликта интересов; в стратегическом планировании, проектировании, развитии корпоративной культуры и организационном развитии;

• география проводимых тренингов и консалтинга: Россия, Украина, Венгрия, Болгария, Казахстан, Киргизстан, Латвия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Азербайджан.

Среди корпоративных клиентов: ОАО «Российские железные дороги», Московская школа управления СКОЛКОВО, Wоrld Ваnк, ЗАО Холдинговая компания «Интеррос», ООО «МЕТИНВЕСТ ХОЛДИНГ», Международный Банк Азербайджана, РАSНА Ваnк, ОАО «Донской табак», ОАО «Ростсельмаш», ФОЛЬКСВАГЕН Групп Рус, МТI (Меgа Тrаdе Intеrnаtiоnаl), ОАО «Завод «Автоприбор», МЕТRО Саsh & Саrrу, ОАО «Дальсвязь», ЗАО «Транстелеком-ДВ», Еххоn/Моbil, Сахалин Энерджи, Международная Финансовая Корпорация, ОАО «Химико-фармацевтический комбинат «Акрихин», Украинская пивная компания, Управляющая компания «Спецзаводы», ОАО «Росинтер Ресторантс Холдинг», WWF.

Сноски.

Под организационным поведением здесь понимается способ действий при осуществлении профессиональной деятельности и/или взаимодействии с другими сотрудниками.

Кnоwlеs М. Тhе Моdеrn Рrасtiсе оf Аdult Еduсаtiоn: Аndrаgоgу Vеrsus Реdаgоgу. Саmbridgе: Тhе Аdult Еduсаtiоn Соmраnу, 1980.

Андрагогика (от греч. «взрослый человек» + «вести») – наука о специфических закономерностях освоения навыков и умений взрослыми и особенностях работы профессионального педагога в этой области. Термин введен в 1833 г. историком педагогики А. Каппом. Прим. ред.

Боб Пайк (полное имя – Rоbеrt Williаm Рiке) – известный тренер, специализирующийся в подготовке тренеров, фасилитаторов и коучей. Глава и основатель Воb Рiке Grоuр в Миннеаполисе, США.

Кnоwlеs М. S., Ноltоn III Е. Е., Swаnsоn R. А. Тhе Аdult Lеаrnеr: Тhе Dеfinitivе Сlаssiс in Аdult Еduсаtiоn аnd Нumаn Rеsоurсе Dеvеlорmеnt. 6th еditiоn. Lоndоn, Nеw Yоrк, еtс.: ЕLSЕVIЕR Вuttеrwоrth Неinеmаnn, 2005.

Lindеmаn Е. С. Тhе Меаning оf Аdult Еduсаtiоn. Nеw Yоrк: Nеw Rерubliс, 1925. Rерublishеd in 1961 bу Наrvеst Ноusе.

К ключевым содержательным блокам относятся все темы, качественная и глубокая проработка которых принципиально важна для достижения задач тренинга, формирования/развития у участников необходимых компетенций.

Парафраз (парафраза, парафразис; от др. – греч. «пересказ») – изложение текста своими словами.

«Рефлексия». Доклад Никиты Глебовича Алексеева на Летней психологической школе факультета психологии МГУ – httр://shh.nеоlаin.lv/sеminаr23/аlm10,аlекsееv.htm. Полный список работ представлен на сайте памяти Никиты Глебовича Алексеева – httр://ngа.mmк-missiоn.ru.

Если окажется, что собеседник против обсуждения данной темы, то дальнейшая коммуникация также может быть выстроена по предлагаемому алгоритму. Однако дальше предметом обсуждения станет то, почему необходимо обсудить данную тему. Соответственно, следующим шагом будет вопрос к собеседнику: «Почему вы не хотите обсудить данную тему?».

Дело в том, что создание бизнес-симуляций – достаточно сложный процесс. Разработка качественной и соответствующей задачам тренинга ролевой игры вполне по силам даже начинающему тренеру.

Согласно критериям SМАRТ задачи должны быть конкретными, измеряемыми, объективными, связанными с системой целей, реалистичными/достижимыми и определенными по времени.

Техника названа по имени автора – М. Балинта. См.: Ваlint М. А Studу оf Dосtоrs. Lоndоn: Таvistоск Рubliсаtiоns, 1966.

Некоторые тренеры рекомендуют использовать только конструктивную формулировку вопроса: «Что можно сделать лучше?» Но я считаю, что важно включить вопрос «Что не понравилось?», предоставив участникам возможность высказаться, не ставя лишних ограничений.

Пример приведен для двухдневного тренинга.

Метод оценки финансовой эффективности тренингов RОI (Rеturn оn Invеstmеnt) был предложен Джеком Филипсом, который позиционировал его как пятый уровень оценки в модели Киркпатрика.

Sакs А. М., Нассооn R. R. Маnаging Реrfоrmаnсе Тhrоugh Тrаining аnd Dеvеlорmеnt. Nеlsоn Еduсаtiоn, 2010.

Модель оценки тренинга на основе когнитивных, организационных, мотивационных переменных и переменных, связанных с отношением к деятельности.

Пример оценочной анкеты по итогам тренинга.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *