ансамбль смольного монастыря растрелли

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Смольный собор в Петербурге– история, адрес, как добраться

Соборы и Храмы

ансамбль смольного монастыря растрелли

Смольный Воскресенский собор – одна из самых живописных построек Санкт-Петербурга и часть архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который создали по желанию императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого.

Собор возводили на протяжении 87 лет, и это стало рекордно долгим сроком строительства

Описание собора, наружное убранство

Смольный собор является центром монастырского комплекса. С четырех сторон вокруг него выстроены церкви, а все пространство архитектурного ансамбля образует форму креста.

Описание Смольного собора в кратких фактах и цифрах:

Угловые церкви больше напоминают дворцовые сооружения. Они соединены между собой галереями двухэтажных жилых корпусов с ритмично повторяющимися арками в фасадах. Голубые стены под золочеными куполами, белокаменная лепнина придают сооружению торжественный вид.

История создания

До основания Санкт-Петербурга на левом берегу Невы, около ее излучины, располагалось старинное село Спасское. При Петре I, к 1725 году, на этом месте устроили большой Смольный двор, где хранили смолу и варили деготь для постройки судов.

Рядом с ним был выстроен дворец для дочери Петра Великого, Елизаветы, будущей императрицы, вошедшей на российский престол в 1741 году. Здесь она провела свои юные годы и здесь же впоследствии захотела учредить монастырь, в составе которого были бы храм, домовые церкви, колокольня и институт для девушек благородного происхождения. В 1744 году в Смольном дворце случился пожар, еще спустя два года его разобрали, а территорию расчистили для нового строительства.

В 1751 году, когда были завершены подготовительные работы и установлены фундаменты, началось непосредственное возведение собора, щедро финансируемое из государственной казны. Над воплощением проекта в жизнь ежедневно трудились тысячи солдат и мастеровых, строительство продвигалось достаточно быстро.

Но в 1757 году Россия вступила в Семилетнюю войну, что потребовало отвлечения финансирования на военные нужды. Строительные работы замедлились, а после смерти императрицы Елизаветы Петровны в 1761 году и вовсе прекратились.

ансамбль смольного монастыря растрелли

Франческо Растрелли в 1762 году вернулся в Италию. После его отъезда главным архитектором назначили Ю. Фельтена, помощника Растрелли еще по сооружению Зимнего дворца. Он работал в Смольном с 1765 по 1775 годы, выпавшие на царствование Екатерины II.

Между тем, сам собор оставался недостроенным на протяжении почти 70 лет, что постепенно ухудшало его состояние

Продолжили достраивать храм лишь в конце 1820-х годов по распоряжению императора Николая I. Утвердили переработанный проект русского архитектора Василия Стасова, согласно которому:

Собор освятили во имя Воскресения Христова в 1835 году

Колокольня и звонница

Бартоломео Растрелли при строительстве Смольного монастыря желал воплотить в жизнь проект самой высокой в Европе 140-метровой колокольни из пяти ярусов. Нижняя ее арка должна была служить парадным входом в монастырь, второй ярус – надвратной церковью, а четыре верхних – звонницей. От постройки этого гигантского сооружения пришлось отказаться, а от замысла Растрелли осталась лишь модель, которая хранится в Академии художеств.

Во время достройки собора в городе Валдае отлили 12 колоколов, которые поместили в башнях – звонницах. По желанию Елизаветы Петровны собор выстроили пятиглавым, но лишь один купол из пяти относится непосредственно к храму. Остальные четыре – купола колоколен, в нижнем ярусе которых и располагается звонница.

ансамбль смольного монастыря растрелли

Здесь самая высокая смотровая площадка Санкт-Петербурга, с которой открывается панорама излучины Невы, Смольного ансамбля, вид на Большеохтинский мост, Эрмитаж и другие достопримечательности

В 2013 году освятили десятитонный колокол, доставленный из Воронежа, где он был отлит.

На колоколе выполнены иконографические изображения, созданные по эскизам мастеров Санкт-Петербурга, и названия ВУЗов города, отлитые в честь того, что собор считался храмом учебных заведений. Колокол ожидает водружения около ворот Смольного собора.

ансамбль смольного монастыря растрелли

Благоустройство территории монастыря

Архитектор Стасов одновременно с перепланировкой собора завершил весь ансамбль и благоустроил близлежащую территорию. Создал свободный проезд к собору и городскую площадь, названную впоследствии в честь Растрелли.

Пространство вокруг монастырского комплекса архитектор закрыл полукруглой ажурной оградой, которая стала одним из самых выдающихся образцов высокохудожественной ковки.

Совершенство пропорций, выразительность декоративных элементов наружной отделки, позолоченная лепнина и белые колонны делают храм настоящей жемчужиной русского барокко

Колоннада

ансамбль смольного монастыря растрелли

Въезд на территорию Смольного оформлен колоннами – пропилеями. Они связывают Площадь пролетарской диктатуры и сад, прилегающий к Смольному.

Их проект разработан в 1923 году. Колонны простой, лаконичной формы являются образцом русского классицизма. Два ряда из пяти колонн, где каждый образуют крытые галереи — портики, поставленные с обеих сторон от въезда на центральную аллею сада.

Пропилеи Смольного стали прототипом для колон в московском парке Победы и некоторых других местах.

ансамбль смольного монастыря растрелли

После основания Смольного монастыря прилегающая к нему территория сначала пустовала, сад здесь разбили в 1810 году:

За последующие годы своего существования сад сильно пострадал. Заново благоустраивали его с середины 20-х и до средины 30-х годов прошлого века. На разрушенной пустующей территории перед Смольным высадили цветы и соорудили четыре фонтана.

ансамбль смольного монастыря растрелли

Теперь этот сад является памятником садово-паркового искусства. На его центральной аллее, окруженные красными цветами, стоят памятники Марксу и Энгельсу. В 2013 году на одном из участков сада высадили кусты сакуры, подаренные японской королевской семьей к очередной годовщине Санкт-Петербурга.

Вход в сад свободный, посетить его может любой желающий

Внутреннее убранство и святыни собора

Интерьер церковного зала также был оформлен по проекту Василия Стасова:

Источник

Смольный монастырь

ансамбль смольного монастыря растрелли

Смольный монастырь барокко

Одновременно по проекту В. П. Стасова был выполнен целый ряд работ. Между папертью собора и западными корпусами келий протянулась чугунная решетка строгого классицистического рисунка. По сторонам проезда, устроенного к храму, со стороны площади возвели два флигеля, фасады которых позднее были отделаны в стиле барокко. Кроме того, собор и здания келий обнесли невысокой каменной оградой со стройными башнями- павильонами по углам. (Частично ограда была возведена в 1750-1760-х гг. Въезды отметили портиками из тосканских колонн, перекрытыми лучковыми фронтонами. (3)

В 1764 г. митрополит Новгородский Дмитрий объявил синоду повеление императрицы Екатерины II “ввести в С-Петербургский Воскресенский монастырь игуменью и от 12 до 16 стариц таких, которые бы были честного и доброго жития, и притом, если бы можно, из дворянок и жития и обхождения благородного и опрятного, коих прежде бы искать из Смолянок», т.е. Воскресенского Девичьего монастыря в Смоленске.

Первой игуменьей стала Екатерина Ивановна Кропотова, в монашестве Елпидифора, дочь действительного статского советника, президента Вотчинной коллегии, И. И. Кропотова., которая оставалась в этой должности до 1782 г. (1)

Императрица Екатерина II повелела составить в 1764 г. новый штат для Воскресенского монастыря, по которому оклады возвышены били против прочих первоклассных монастырей, в то же время, желая сделать монастырь совершенно богоугодным и полезным заведением для всей России, учредила в нем в 1765 г. училище для воспитания малолетних девиц благородного и мещанского происхождения (позднее Смольный институт), начальницей которого определила княжну Долгорукую, а правительницей вдову д.с.с. Софию Де-Лафон. (5)

В 1797 г. оставшиеся монахини были уволены в разные монастыри, со штатным по Смольному Воскресенскому монастырю жалованьем. (5)

В 1845 г. Николай I подписал указ о возобновлении монастыря. (1) см. Московский пр., 100

ансамбль смольного монастыря растрелли

Смольный монастырь. Литография. XIX в.

ансамбль смольного монастыря растрелли

План Смольного
монастыря.

ансамбль смольного монастыря растрелли

Вид Смольного монастыря
со стороны Охты.
Б. Патерсен. Ок. 1800. ГЭ.

ансамбль смольного монастыря растрелли

грав. с карты Петербурга
1820-1825 гг.

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

Проектная модель
Смольного монастыря

ансамбль смольного монастыря растрелли

Далее иллюстрации из
Ежегодника ОАХ, Вып.3, С.88-94
(добавил miraru1)

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

«Смольный монастырь»,
постр. гр. Растрелли в 1748-1857 гг.
Обмеры с натуры. Е.С.Павлов арх.-худ.

ансамбль смольного монастыря растрелли

Обмеры с натуры.
Е.С.Павлов арх.-худ.

ансамбль смольного монастыря растрелли

Обмеры с натуры.
Е.С.Павлов арх.-худ.

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

Фото 1860-х гг.
(из собрания Эрмитажа)
(добавил S.P.)

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

«Лавры, монастыри
и храмы. »
(добавил Андрей Агафонов )

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

Смольный монастырь.
Вид с юго-запада.
1900-е гг.

ансамбль смольного монастыря растрелли

Церковь во имя св. блг.
кн. А.Невского
при Смольном институте
благородных девиц.

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

Грабарь «История
русского искусства»
(добавил
Андрей Агафонов )

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

«Иллюстрированное
всемирное обозрение»
(добавил
Андрей Агафонов )

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

Интерьер лютеранской церкви
при вдовьем доме.
Юго-западная башня- церковь.
** см. ниже
(добавил
Андрей Агафонов )

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ц. Александра Невского
Александровского
института

ансамбль смольного монастыря растрелли

Церковь Александра
Невского
humus.livejournal.com
(добавил Андрей Агафонов )

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

Грабарь «История
русского искусства».
Церковь Екатерины
при Вдовьем доме

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

Церковь Екатерины
при Вдовьем доме
** см. ниже

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

* Церковь Захарии и Елизаветы при Вдовьем Доме и церковь Александра Невского при Александровском Институте, обе одна над другой

находились в северо-западной башне-церкви.

** Знаменский К.И. «С.-Петербургский Вдовий Дом с филантропическими отделениями 1803-1903»

*** Захарченко М.М. «Императорское Воспитательное Общество благородных девиц»

20 июля 1835 г. Воскресенский собор был вновь освящен митрополитом Серафимом (Глаголевым). (3)
Собор обширный и светлый, внутри колонны отсутствуют. Пять затейливых куполов слиты в единую архитектурную группу. Высота собора 92 м. Остался неосуществленным проект сооружения величественной 140-метровой колокольни. (2)

В украшении приняли участие известные русские живописцы, в том числе А. Г. Веницианов, написавший запрестольный образ, П. В. Басин, Ф. П. Брюлло, А. В. Нотбек, А. В. Тыранов. Венецианов написал для Смольного собора несколько образов. «Предстательство Божией Матери за воспитанниц Смольного института» располагалось в южном приделе св. равноапостольной Марии Магдалины. Эскиз этой композиции в 1839 г. был разыгран в лотерею, организованную в пользу Петербургской детской больницы. (1)

Амвон и ступени сделаны из уральского мрамора, стены и колонны отделаны под белый мрамор и покрыты лепниной. Справа под балдахином было устроено Царское место, с другой стороны – кафедра для чтения проповедей. [ 2 ]

Николай I подарил храму дарохранительницу из серебра в виде храма с 24 яшмовыми колоннами. Изготовлена она была ювелиром И. В. Кейбелем по рисунку К. А. Тона.

В 1890-х гг. Ю. С. Нечаев-Мальцев, владелец знаменитой стекольной мануфактуры в Гусь-Хрустальном пожертвовал собору алтарную преграду из хрусталя и бронзы.

С момента освящения собор Воскресения Словущего был поименован собором всех учебных заведений. На его алтарной стене золотыми буквами значились название всех школ и институтов Ведомства империтрицы Марии Федоровны. (1)

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

В 1922 г. из собора были изъяты все ценности, в 1923 г. он был закрыт. [ 2 ]

Некоторое время в здании находился склады декораций. В 1967 г. началась реконструкция, после которой здесь разместили экспозицию Музея истории Ленинграда «Ленинград сегодня и завтра».

До 1971 г. в главном нефе оставался дубовый иконостас В. П. Стасова. Потом его разобрали и сгноили.

В 1990 г. в Смольном соборе открылся концертно-выставочный зал.

21 июня 2001 г. внезапно рухнул центральный крест храма. 12 апреля 2004 г. шестиметровый крест, весом 5,5 т вернулся на свое место.

В ходе реставрации была обнаружена роспись стен – мягкая и нежная гризайль в коричневых и синеватых тонах. Роспись реставраторы закрепили и законсервировали.

В соборе будет установлена копия иконы «Предстательство Божией Матери за воспитанниц Смольного института», оригинал которой ныне находится в Государственном Русском музее.

24 мая 2009 г. в день св. Кирилла и Мефодия епископ Гатчинский Амвросий отслужил в храме первый молебен. 7 апреля 2010 г. митрополит Санкт-петербургский и Ладожский Владимир совершил Божественную литургию. После этого начались регулярные воскресные службы в южном приделе. [ 4 ]

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

ансамбль смольного монастыря растрелли

(1) Религиозный Петербург. Альманах. Вып. 106 СПб: Palace Editions, 2004 С. 68-71

(4 ) Бункер под собором. Интервью Т. Максимовой с заместителем директора по научной работе

А. Квятковским в газете «Петербургский дневник» №39(303) 4 октября 2010 г.

(5) Э. А. фон-дер-Брюгген, Н. М. Евреинов Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси. С-Петербургская епархия СПб 1909.

О реставрации и восстановлении монастыря.

Задолго до работ В. П. Стасова, в 1765-1775 годах, архитектор Ю.М. Фельтен присоединил к ансамблю монументальное здание Александровского института. Выразительнейший аккорд в объемно-пространственную композицию ансамбля внес Д. Кваренги, соорудив рядом в 1806-1808 годах благородно-строгий Смольный институт. Сочетание стоящих рядом выдающихся сооружений барокко и классицизма еще сильнее подчеркивает их художественные достоинства.

Полное завершение ансамбль Смольного получил уже в советское время в 1923-1924 годах, когда перед его главным фасадом распланировали сад и по проекту В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейха соорудили удивительно пропорциональные пропилеи, оформляющие перспективу на центральный портик Смольного. Тогда же были проведены первые реставрационные работы во всех строениях ансамбля.

Начиная с 1946 года во всем его комплексе велись планомерные реставрационные работы как по фасадам, так и по интерьерам. В 1953 году по проекту архитектора И. Н. Бенуа, созданному на основе изучения графических материалов и обмеров сохранившегося симметричного корпуса, разрушенный юго-западный корпус был полностью восстановлен.

В специализированной мастерской № 9 института Ленпроект архитекторы И.Г. Капцюг и В.К. Якоби разработали проект реставрации с элементами реконструкции, необходимыми для нового назначения здания. Все современные технические проблемы решались исходя из приоритета художественной ценности подлинного памятника и улучшения условий его эксплуатации. Именно этого постоянно добивалась от проектировщиков и строителей архитектор ГИОП М.М. Налимова.

Большая группа архитекторов и инженеров трудилась над проектами отопления, вентиляции и благоустройства. Для того чтобы в кратчайшие сроки выполнить обширный объем разнообразных и весьма сложных работ, к восстановлению привлекли несколько строительных организаций, основными из которых были трест Фасадремстрой, Специальные научно- реставрационные производственные мастерские и Дормост.

Заметным событием в культурной жизни города явилось завершение реставрации собора Смольного монастыря, где 1 мая 1974 года открылась выставка «Ленинград сегодня и завтра». Создание в стенах бывшего Смольного собора экспозиции, посвященной современному Ленинграду и перспективам его развития, явилось разумным и умелым решением сложного вопроса о новом использовании культового здания, обеспечило возможность ознакомления с его интерьером.

Бережно охраняемое и мужественно защищенное в годы Великой Отечественной войны здание Смольного института, выдающееся творение Д. Кваренги, в послевоенные годы тщательно реставрировалось и вместе с тем было тактично приспособлено для нормальной деятельности находящихся в нем организаций. Разносторонние реставрационные работы велись в здании Смольного института на протяжении 1974-1982 годов.

Были реставрированы его фасады, главная лестница, многие помещения. В 1982 году произведена реставрация Актового зала, где реконструировали все системы инженерного обслуживания, расчистили капители колонн и лепку, окрасили потолок и стены, изготовили паркетный пол.

Л.: Стройиздат, Ленинград, 1989. – с. 155)добавил: vladimir-2013 )

ансамбль смольного монастыря растрелли

Ансамбль Смольного монастыря.
Юго-западный корпус. Разрушения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *