ансамбль снетогорского монастыря собор рождества богородицы

Ансамбль снетогорского монастыря собор рождества богородицы

ансамбль снетогорского монастыря собор рождества богородицы

Главная святыня монастыря — Собор Рождества Пресвятой Богородицы — был построен в 1311 году по подобию Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. В 1313 году храм был расписан. Сохранившиеся, хотя и не полностью, фрески — единственный на сегодняшний день памятник древнерусской монументальной живописи 1-й половины XIV века и яркий образец псковской художественной школы.

В соответствии с внутренним устройством интерьера боковые фасады храма асимметричны. Их восточные прясла оформлены высокими арками, соответствующими высоте ветвей креста. Здесь расположены боковые порталы храма, над ними помещены предназначенные для росписи ниши-киоты и окна. Западные прясла снизу оформлены невысокими арками-нишами, соответствующими нижнему ярусу западных угловых помещений. Восточный фасад с тремя апсидами в основном сохранил свои первоначальные формы. Западный фасад, первоначально завершавшийся тремя закомарами, в настоящее время закрыт возникшими в последующие столетия пристройками к храму. Собор завершен поставленным по центру внутреннего креста куполом, барабан которого снаружи оформлен необычным поясом из стрельчатых арочек, восстановленным при реставрации. В XV веке барабан купола был повышен, а арочный пояс заменен лентами бегунца и поребрика. Форма кровли неоднократно менялась в ходе истории собора. Первоначально храм был покрыт тесом по форме закомар, а глава купола деревянным лемехом-чешуей. В XVI столетии поверх полукруглых закомар были надложены треугольные щипцы, глава купола сделана луковичной. В настоящее время кровля собора имеет позднюю четырехскатную форму с плоским завершением фасадов.

Крыльцо Рождественского собора. XVII век.

С течением времени собор расширялся. В начале XV века к его западному фасаду уже примыкал притвор. В XVI веке западный фасад притвора и портал имели наружные фресковые росписи. Особенно сильные изменения были привнесены в архитектуру собора в XVII столетии. Первоначальный притвор был перестроен и соединен с основным пространством храма. Западный вход в храм оформлен крыльцом, украшенным зелеными изразцами. Окна притвора были оформлены наличниками с кирпичным беленым узором и так же изразцами. В стенах разделявших внутренние пространства здания прорезаны широкие арки. Интерьер стал более просторным и зрительно цельным. Были значительно расширены окна. В XVIII столетии к собору были пристроены боковые приделы в честь св. Николая Чудотворца и Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Боковые части притвора оказались расширены и обхватили с двух сторон крыльцо XVII века. Оформление приделов и перестроенного притвора соответствовало архитектуре эпохи барокко. Тогда же к южной апсиде храма была пристроена большая ризница (не сохранилась), а древний одноглавый объем украшен по углам четырьмя малыми декоративными главами. Уже в XIX веке декоративные главы оказались убраны (в том числе и главы двух приделов), восстановлена южная апсида. Луковичная глава собора получила железное покрытие. Фасады храма, покрашенные в XVIII веке в яркий терракотовый цвет, вновь были побелены.

Первоначально иконостас храма был невысоким и занимал лишь проем центральной алтарной апсиды. Со временем он был заменен более высоким и широким многоярусным. Иконостас возобновлялся в 1855 году. При этом, в северной палате притвора была устроена ризница, где в частности хранились иконы из старого иконостаса. В XX веке убранство собора было утрачено.

Источник

СНЕТОГОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ансамбль снетогорского монастыря собор рождества богородицы
Снетогорский монастырь

Псковский женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы на Снятной горе Псковской епархии

Расположен в 3,5 км от центра города, на высоком берегу реки Великой, на живописной Снятной горе. До монастыря можно доехать на автобусе от вокзала примерно за 20 минут.

Мужская обитель

В 1493 году все строения монастыря сгорели. Важным этапом в истории монастыря стало возведение каменных храмов и гражданских зданий в первой четверти XVI века. Обновление монастыря было связано с переходом Пскова под управление великого князя Московского. Близ собора Рождества Богородицы в 1519 году была построена церковь святителя Николая Чудотворца, а около 1526 года была возведена церковь Вознесения Господня, реконструированная и надстроенная высоким шатром в XVII веке.

В 1581-1582 годах, во времена нашествия на Псков польско-литовских войск Стефана Батория, монастырь пострадал в пожаре. В Смутное время, в 1612 году обитель снова подверглась нападению поляков, а в 1615 году под стенами монастыря стоял лагерь шведских войск, а саму обитель занял король Густав Адольф.

На XVII век, когда развитие торговли во Пскове способствовало росту благосостояния, пришёлся хозяйственный расцвет монастыря. Обители тогда принадлежало око­ло 370 крестьянских дворов. Снетогорский монастырь участвовал в снабжении армии, а также направлял живущих на монастырских землях крестьян на казенное строительство и ремонт городских стен.

В годы Северной войны, в 1710 году, монастырь опять горел, в огне погиб архив. После секуляризации монастырских владений в 1764 году монастырь стал пустеть и окончательно пришёл в упадок.

Закрытие

В 1919 году бывший Снетогорский мо­настырь был включён в охранные списки памятников архи­тектуры. В 1920-х годах экономом здесь был псково-печерский старец преподобный Си­меон (Желнин). После 1920 года началось разорение архиерейского дома, затронувшее и древний Рождественский собор. Храм лишился купола, кровель, оконных рам. Территорию монастыря занял дом отдыха. В 1934 году была частично разрушена Вознесенская церковь-колокольня.

В время Великой Отечественной войны здесь расположился штаб немецкой группы армий «Север». Территория и здания монастыря были благоустроены для проживания немецких офицеров. При этом в Никольской церкви был устроен зал собраний, в соборе винный склад и тир, в руинах Вознесенской церкви гараж. При отступлении немецкие войска вывели из строя артезианскую скважину и водонапорный бак, стоявший над церковью Вознесения.

ансамбль снетогорского монастыря собор рождества богородицы
Снетогорский монастырь. Фото 1986-87 гг.

Возрождение

2 октября 1993 года Снетогорский монастырь был возрождён как женский. От учреждений здравоохранения на территории монастыря за годы советской власти остались руины и нежилые помещения. Немногочисленные сестры принялись своими силами восстанавливать обитель. По благословению своих духовных наставников матушка Людмила (Ванина) принимала в обитель всех, несмотря на возраст и немощи приходящих. Духовником монастыря стал архимандрит Гермоген (Муртазов). В монастырь стали стекаться люди, прося молитв и благословения в житейских нуждах и болезнях, за духовным советом в сложных обстоятельствах, приезжали со всей России и из-за рубежа.

Постепенно были перестроены жилые келейные корпуса, возведен новый восточный корпус с домовой церковью преподобного Иоасафа взамен старого, сгоревшего в большом пожаре 2002 года. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, с ноября 2001 года использовавшийся Псковским государственным музеем-заповедником, после многолетних переговоров со светскими властями был, наконец, передан монастырю. Решение о передаче собора Русской Церкви последовало в середине 2012 года. Также было обустроено подворье монастыря в деревне Замошье с собственным храмом Тихона Задонского, молочной фермой и сельскохозяйственными угодьями. Среди послушаний сестёр: клирос, просфорная, пекарня, огородницы, швеи, историки, трапезницы, птичницы и пр. Богослужения совершались в трапезной Никольской церкви.

ансамбль снетогорского монастыря собор рождества богородицы
Осмотр Южной башни патриархом Кириллом. Фото 3 сентября 2014 г.

При этом перед монастырём стояли масштабные реставрационные задачи требовавшие очень больших средств. Собор Рождества Богородицы нуждался в немедленной реставрации стен, фундаментов, кровли, но государственная помощь вплоть до 2010-х годов оставалась минимальной. Церковь-колокольня «Вознесение-под-колоколы» лежала в руинах. Южный келейный корпус, руины которого прикрыты временными хозяйственными постройками, а также Южная башня, расположенные на аварийном склоне горы, нуждались в срочном укреплении. Процесс обрушения башни, стоящей на подмываемом мысу, ускорился в январе 2006 года. Федеральные власти после долгих просьб со стороны монастыря обратили было внимание на проблему берега Снятной горы, работы по укреплению берега начались в конце 2009 года, но в 2010 году внезапно прекратились, не дойдя до опасно нависающей над рекой Южной башни, а выделенные средства были возвращены в федеральный бюджет. Центральный аппарат «Росохранкультуры» запретил продолжать ремонтные работы, объявив, что реализация проекта была начата незаконно. После этого, несмотря на усилия сестёр, памятник продолжал разрушаться.

3 сентября 2014 монастырь впервые посетил предстоятель Русской Православной Церкви, патриарх Московский и всея Руси Кирилл [1].

Статистика

ансамбль снетогорского монастыря собор рождества богородицы
Богородице-Рождественский собор Снетогорского монастыря

Храмы, архитектура, роспись

Богородице-Рождественский собор

Никольский храм

Каменный храм во имя святителя Николая Чудотворца был возведён близ собора Рождества Богородицы в 1519 году. Храм снабжён трапезной и погребами. Богослужения совершаются в храме и ныне.

Каменная церковь в честь Вознесения Господня «под-колоколы» была возведена около 1526 года. В XVII и XVIII веках храм не раз перестраивался, в итоге превратившись в знаменитый «Сне­тогорский столп» высотой 63 м (86 м от уровня реки Вели­кой). Храм был разрушен в предвоенный период, при советской власти. Ныне от церкви осталось основание.

Источник

Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь

ансамбль снетогорского монастыря собор рождества богородицы ансамбль снетогорского монастыря собор рождества богородицы

Снетогорский монастырь — действующий женский монастырь во Пскове. Он был основан еще в XIII веке и считается одной из старейших обителей Псковской области. Территория церкви находится в 3,5 км от центра города, на правом берегу реки Великой в живописном месте Снятной горы. Такое название возвышенность получила от местной мелкой промысловой рыбы — снеток, которая в большом количестве водилась в реке.

За долгие годы существования монастырь не раз подвергался пожарам и разрушениям. Сейчас в монастыре проживает около 100 человек, в том числе 60 сестер. Больше половины сестер — монахини преклонного возраста, многие из которых живут в приюте при храме. В 2019 году монастырь был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В обители уже около ста лет ведутся реставрационные работы по восстановлению уникальных фресок XIV столетия.

ансамбль снетогорского монастыря собор рождества богородицы

Расписание богослужений

Монастырь, возрожденный в 1993 г., сейчас является действующим. Гости и паломники Снетогорской обители уносят с собой самые благоприятные впечатления. Богослужения проводятся в трапезной Никольской церкви ежедневно. Их могут посетить все желающие. Расписание проводимых мероприятий всегда доступно на официальном сайте монастыря, а также в официальной группе в социальной сети Вконтакте.

Утренние молитвы начинаются в 7:00 или в 8:00 часов, в зависимости от дня недели, а вечерняя служба проходит в 17:00. В четверг в монастыре служится ночная сестринская Литургия, присутствовать на которой могут только сёстры монастыря, поэтому в этот день утренняя служба не проводится.

ансамбль снетогорского монастыря собор рождества богородицы

Фрески в соборе Снетогорского монастыря

Первый храм, возведенный на месте нынешнего монастыря, был сожжен в 1299 г. во время нападения тевтонского ордена. После чего на его месте был возведен каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы, сохранившийся по сей день. Строительство его закончилось в 1311 г. А к концу 1313 г. внутренние стены собора были расписан фресками, восстановлением которых церковь занимается и сейчас. Сама архитектура храма неуникальна. Он практически полностью повторяет строение Преображенского собора Мирожского монастыря, однако строители Снетогорского монастыря изменили композицию постройки. А вот фрески, нанесенные на стены храма, считаются единственным сохранившимся образцом монументальной древнерусской живописи начала XIV века.

Росписи на стенах храма относят к раннему периоду расцвета псковской фрески. Мастера, украшающие обитель, использовали практически все оттенки местных минеральных красок, однако видно явное присутствие известной «псковского черлени», которая придает сценам теплый оттенок. Наибольшую популярность фрескам принесла вольная трактовка мастерами традиционных сюжетов, а также необычная живость композиций и ликов изображённых святых. Северная сторона Рождественского собора украшена фреской «Успение Пресвятой Богородицы», вход в жертвенник украшает сцена «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Одной из выделяющихся фресок считается композиция «Страшного суда», на которой видны подробности, нигде раньше не изображавшиеся. А также «Преполовения пятидесятницы», где изображен абсолютно новый сюжет.

ансамбль снетогорского монастыря собор рождества богородицы

Польско-литовские нашествия в 1581—1582 гг. нанесли храму значительные повреждения, а часть фресок была практически уничтожена. Пострадавшие от пожара росписи в центральной части храма позже были закрыты новым иконостасом. Та же часть, что оставалась на виду, была забелена. Расчистка фресок началась только в 1909 г. и длится по сей день. Цветовая палитра росписи сильно отличается от первоначальной, краски поблекли и цвета стали менее выразительны. В XXI в. фрески и вовсе оказались под угрозой полной утраты. Стены монастыря стали покрываться трещинами из-за сползания строений в реку.

История

Точной даты основания монастыря в наши дни доподлинно неизвестно. Также мнения об основателях разделяются. Часть историков склоняется к тому, что обитель была основана афонскими старцами, другая же сторона утверждает, что отец основатель — игумен Иоасаф. Первое упоминание храма датируется 1299 г., в котором была разграблено и сожжено первое строение, а его настоятель и еще 17 иноков жестоко убиты. Годом позже на этом месте начинается строительство храма из камня, которое длится до 1311 г.

ансамбль снетогорского монастыря собор рождества богородицы

В XIV—XV вв. обитель на Снятной горе является главным духовным центром Пскова и его окрестностей. А в середине XIV в. было построено подворье монастыря, которое не только укрепляло экономические связи общины с псковским посадом, но и поддерживало активные торговые связи с купцами из Прибалтики. Монастырь был известен среди местной знати. Многие псковские князья и бояре принимали в нем постриг, уходя на покой.

Расположение обители на берегу реки Великой на въезде в Псков способствовало тому, что здесь останавливались многие знатные люди того времени в своих путешествиях. Тут можно было встретить не только именитых купцов. София Палеолог, Великая княгиня Московская, также бывала в монастыре во время своей поездки из Италии в Москву.

Ливонская война принесла обители многочисленные потери и разрушения. Сначала монастырь был разорен войсками короля Польши Стефана Батория, который сжег храм и нанес невосполнимые утраты для бесценных фресок. Позже Псков попеременно осаждали то казаки, то отряды польского воеводы Лисовского. И каждый раз монастырю наносился ущерб. В 1615 г. обитель оккупировал король Швеции Густав Адольф, который пытался взять Псков.

Панорама внутреннего двора Снетогорского монастыря на Яндекс. Картах

Несмотря на пережитое, в XVII в. обитель постепенно возрождается и восстанавливает свои строения. Большую роль в столь быстром развитии сыграло местоположение Пскова, ставшего крупным торговым центром, а также обширное хозяйство, которым располагал монастырь.

Великая Отечественная война не обошла Псков стороной. В монастыре расположился немецкий штаб командования группы армии «Север». В монастырских постройках были обустроены комнаты для размещения офицеров, в Никольской церкви у немцев располагался зал для собраний, а в соборе они хранили вино и тренировались в стрельбе. При отступлении немецкая армия уничтожила часть сооружений храма.

ансамбль снетогорского монастыря собор рождества богородицы

После войны монастырь был отдан под нужды дома отдыха, а после был переоборудован в санаторий для детей. Только здание Рождественского собора находилось в ведении государственных органов, осуществляющих охрану памятников истории и культуры. Здесь проводили реставрацию, которая длится до сих пор.

Возрождение монастыря состоялось в 1993 г., когда обитель была отнесена к Псковской Иерархии, и было принято решение открыть женский монастырь.

Сейчас у обители есть собственное подворье в д. Замошье с храмом в честь св. Тихона Задонского, расположенное в 25 км от Пскова. Здесь же расположены молочная ферма и сельскохозяйственные угодья монастыря. Также у обители есть лавка, где они реализуют собственную продукцию, такую как молоко, картошка, яйца, сыры, творог и многое другое. На территории монастыря работает и книжно-иконная лавка. А в 12:00 и в 14:00 ежедневно проводятся экскурсии, записаться на которые необходимо заранее.

ансамбль снетогорского монастыря собор рождества богородицы

Ансамбль Снетогорского монастыря

Периметр ограды, окружающей монастырь, составляет 420 метров. За забором кроется ансамбль, состоящий из собора Рождества Пресвятой Богородицы, построенного в XIV в., трапезной церкви Святителя Николая Чудотворца XVI в., Архиерейского дома, возведенного в XIX в., Святых ворот и ограды, которые были построены между XVII и XIX столетиями, и руины колокольни с церковью Вознесения Господня.

Убранство собора менялось на протяжении многих столетий, а само здание расширялось и достраивалось. К собору пристраивались, а после убирались приделы. Небольшой иконостас был заменен многоярусным. Фасады перекрашивались в терракотовый цвет и снова белились. Обширная реставрация, проводимая с 1985 г., позволила узнать и восстановить историю архитектуры древней обители.

ансамбль снетогорского монастыря собор рождества богородицы

Как добраться

Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь расположен недалеко от современного центра Пскова. Ближайшая к обители остановка общественного транспорта — Снятная гора. Здесь курсируют автобусы маршрутов № 1 и № 16, отправляющиеся с железнодорожного вокзала Пскова. Так как автовокзал Пскова расположен в непосредственной близости к ж/д вокзалу, то эти маршруты подойдут и тем, кто прибывает в город на автобусе.

Доехать до монастыря можно и на такси. В городе работают службы Яндекс. Такси, Maxim, RuTaxi, Uber.

Снетогорский монастырь на видео

Источник

Ансамбль Снетогорского монастыря: собор Рождества Богородицы, XVI в.

ансамбль снетогорского монастыря собор рождества богородицы

ансамбль снетогорского монастыря собор рождества богородицы

Расположен в северо-западной части Пскова, над излучиной р. Великой на возвышенности, издревле называвшейся Снятной горой. Собор является композиционным центром ансамбля и доминирует над окружающим ландшафтом речной долины.

Впервые Псковские летописи упоминают о монастыре в 1299 г. в связи с гибелью игумена Иоасафа и 17 монахов во время нападения на Псков рыцарей-меченосцев. В 1309 г. при игумене Иове в монастыре заложен каменный собор во имя Рождества Богородицы, завершенный в 1311 г. и расписанный фресками в 1313 г. Первоначальная архитектурная композиция собора состояла из кубического одноглавого трехапсидного четверика с тремя входами: главным западным, северным и южным. Боковые апсиды значительно понижены по отношению к центральной. Барабан световой, прорезан 8-ю окнами. Глава собора шлемовидная, увенчана крестом. Первоначальное покрытие четверика соответствовало форме сводов, причем западный и восточный фасады имели трехчастное посводное покрытие (в настоящее время крыша собора четырехскатная).

Внешняя обработка фасадов отражает тектонику интерьера: арочные членения северного и южного фасадов соответствуют рукавам планового креста, а западные участки этих фасадов завершались боковыми кровлями западных закомар. Таким образом, боковые фасады собора были несимметричными, четко отражавшими структуру интерьера четверика. Стены апсид прорезали узкие щелевидные окна, оформленные изнутри арочными нишами; в нижнем ярусе четверика были устроены щелевидные окна с арочными перемычками и широким внутренним раструбом откосов; окна барабана имели широкие наружные и внутренние раструбы. Набор оконных декоративных деталей составляли: стрельчатый аркатурный пояс в завершении барабана, полувалик в его основании, арочный киот над южным входом, широкая арочная ниша, обрамляющая главный вход, расписанная фресками.

Интерьер собора, созданный по типу вписанного креста, с пониженными подпружными арками на импостах, имел в западной части двухъярусные закрытые палатки. В верхнем ярусе это были молельни, т.к. сохранились алтарные ниши; назначение нижних палаток точно не устанавливается. Вход в нижние палатки осуществлялся из центрального нефа. Первоначальная лестница для входа во второй ярус находилась в западной стене южной палатки первого яруса. Между палатками второго яруса был устроен деревянный настил-переход. В восточной стене северной палатки второго яруса был устроен вылаз на кровлю.

Восточные угловые компартименты (жертвенник и диаконник), также закрытые на всю высоту, имели узкие арочные входы. Центральная апсида и жертвенник перекрыты конхами, диаконник имеет позднее плоское перекрытие. В западных стенах жертвенника и диаконника устроены прямоугольные глубокие служебные ниши. Особенностью центральной апсиды, подковообразной в плане, является скошенная стена над каменным синтроном. Первоначально в соборе была низкая алтарная преграда (3,15 м от уровня пола) и каменный пол без солеи.

Объемная композиция собора развивалась в западном направлении. В конце XIV в. к западному фасаду пристроен каменный, прямоугольный в плане притвор, в котором, в 1419 г. погребен псковский князь Григорий Евстафиевич, принявший в монастыре постриг. В стену притвора, слева от входа, вложен большой каменный поклонный крест. Одновременно с возведением притвора повышен барабан, завершенный орнаментальным поясом бегунца с поребриком, а первоначальный стрельчатый аркатурный орнамент срублен. В этот период алтарная преграда заменяется высоким иконостасом (h 5.65 м. от уровня пола).

Сочетание древних интерьеров с новыми создало сложную и неоднородную структуру интерьера.

В начале XIX в. Снетогорский монастырь был упразднен и превращен в загородный дом псковских архиепископов. В это время собор лишился семиглавия и двухъярусной ризницы. В интерьере устроены новые перегородки, восстановлена алтарная апсида диаконника.

Росписи собора являются самым крупным и важным памятником псковской живописи XIV в. Они исполнены в эпоху становления самосознания псковичей, переживающих начальный период сложения собственного государства. Иконографическая программа росписи является ценнейшим историческим документом, свидетельствующим об активной духовной жизни города и о сложившихся политических и богословских концепциях, обосновывающих идею независимости Пскова.

Собор построен из известняковой плиты, обмазан известковым раствором и побелен. Приделы XVIII в. окрашены в терракотовый цвет, детали побелены. Габариты: четверика 15 х 15 х h 21 м. Общие габариты собора: 28 х 29 х h 21 м.

Источник

Ансамбль Снетогорского монастыря

Ансамбль Снетогорского монастыря

г. Псков, ул. Снятная гора, д. 1

Историческая справка

Снетогорский женский монастырь был построен на правом берегу Великой, на взвышенном мысу, образуемом излученной реки, примерно в 6 км с северо-западу от Пскова, вниз по течению реки Великой. Он занимает вершину круглой горы, образующей мыс, который круто огибает река. В сторону города гора круто обрывается, и над водой нависают крупные выступы слоистого ансамбль снетогорского монастыря собор рождества богородицыкамня.

Дата основания монастыря неизвестна. Впервые Псковский монастырь на Снетной горе упоминается в 1299 году, когда летописец рассказывает о нападении немцев на Мирожский и Снетогорский монастыри, когда обитель была разорена лифляндцами и при этом был убит ее первый игумен Иосааф вместе с 16 иноками.

В монастыре была распространена система денежного вкладничества. Эта система искажала суть иночества и уподобляла монастырь городской общине. Благодаря этой системе обитель считалась первою из четырех больших псковских монастырей: Мирожского, Великопустынного ансамбль снетогорского монастыря собор рождества богородицыи Елизарова.

Южный фасад. Фото Никитина В.Е., 1989

Главным промыслом монастыря была рыбная ловля. Уже в ХIV в. монастырь имел свое подворье в Пскове и проезжий двор в Гдове. Монастырь владел значительными земельными угодьями. Каменное строительство ведется в монастыре с начала ХIV в.

В 1310 г. «. заложена бысть церковь святыя Богородицы Снятные горы, камена при игумене Иове; и свершена быть в лето в 6819 (1311)».

В 1313 г. церковь во имя Рождества Богородицы была расписана фресками, о чем свидетельствует памятка на полях псковского паримейника: «А на Горе церковь печати писати. «

В 1493 году во время пожара в монастыре пострадал храм Рождества Богородицы. В конце ХVI в. роспись забелили, т.к. она была испорчена во время осады Пскова войсками Стефана Батория. В 1909 году роспись случайно обнаружена под осыпавшейся побелкой.

Вторым значительным сооружением в ансамбле Снетогорского монастыря была церковь Николы Чудотворца. Упоминание об этом есть в первой Псковской летописи: «. Того же лета (7027) свершена бысть церковь каменная ансамбль снетогорского монастыря собор рождества богородицысвятый Николы, на Снетнои горы с трапезною, теплая церковь на погребах».

Впоследствии церковь была объединена с домом архиерея. В ХVI в. в монастыре была построена Вознесенская церковь «под колоколы».

Церковь Вознесения Господня под колокол в Снетогорском монастыре, уничтожена большевиками в 1933 году.

Ее изображение есть на клейме иконы с житием Саввы Крыпецкого. Церковь имела форму правильного восьмиугольника и делилась на 3 этажа. Увенчана она была шатровой ансамбль снетогорского монастыря собор рождества богородицыколокольницей с колоколами и «боичными» часами.

В ХVII в. построены Святые ворота монастыря. О дате их сооружения письменных источниковне найдено, но архитектурные формы ворот позволяют отнести их к этому времени.

Первые кельи монастыря были деревянными. В течение ХVI–ХIX вв. монастырь богатеет и расстраивается. Появляется трапезная, каменные кельи, архиерейские покои, всевозможные хозяйственные постройки: конюшенный двор, ансамбль снетогорского монастыря собор рождества богородицыамбары.

Ансамбль Снетогорского монастыря. XIV в. Вид на колокольню и монашеские кельи. Фото 2001 г.

Со Снетогорским монастырем связаны различные исторические события. Он является 1-м оборонительным рубежом на подходах к Пскову с севера. Не имея крепостных сооружений, монастырь не мог надолго задержать врагов. В конце ансамбль снетогорского монастыря собор рождества богородицыХVI в. войска Стефана Батория заняли и разграбили монастырь.

В 1615 г. Снетогорский монастырь был занят войсками шведского короля Густава Адольфа. В 1805 г. монастырь упразднен и превращен в загородный архиерейский дом. На протяжение ХIX-XX вв. на территории монастыря появился ряд построек, не представляющих архитектурной ценности.

Вид Снетогорского монастыря в 1665 году. Рисунок Николааса Витсена.

Территория монастыря получила невысокую каменную ограду с маленькими угловыми башнями. В 1933 году была разобрана колокольня. От нее сохранились частично лишь 2 этажа.

В 1941 году немецко-фашистские захватчики устроили на территории дом отдыха офицеров. В Рождественском соборе была конюшня. С 1947 года в бывшем монастыре находится детский соматический ансамбль снетогорского монастыря собор рождества богородицысанаторий.

В течении XVI-XVIII вв. собор Рождества Богородицы, который первоначально имел четверик с притвором, перестраивается. К западу объем храма увеличивается за счет трапезной, которую соединили с собором, пробив его западную стену.

С севера и юга пристраиваются два теплых придела (Иоанна Предтечи и Иоанна Крестителя). Вероятно вместе с пристройкой указанных объемов было перестроено на четырехскатное первоначальное закомарное покрытие храма.

Перестройка покрытия повлекла за собой надстройку барабана (т.к. при новой кровле он стал казаться коротким) и изменение формы главы.

В конце ХVII в. было пристроено украшенное изразцами крыльцо, которое впоследствии оказалось встроенным в пристройки ХVIII в. Оконные проемы четверика все расширены, за исключением щелевидных окон барабана.

Письменных источников о перестройках храма не сохранилось, они сгорели во время пожара 1710 г., поэтому датировка всех перестроек собора требует уточнения. Никольская трапезная церковь очень сильно пострадала от переделок.

Первый раз колокольня была перестроена в ХVIII столетии. В описи 1802 года она описана как двухэтажный объем на погребах увенчанный главой с деревянным лемехом. Кровля колокольни тесовая. На ней 13 колоколов.

В ноябре 1904 года все деревянные части колокольни сгорели и по проекту епархиального архитектора Назимова в 1907 г. ее вновь увенчали шпилем. В 1932-1935 г.г. колокольня была разобрана.

Уцелели лишь два нижних яруса ХVI в. Святые ворота были искажены переделками и частично разрушены в ХVIII-ХХ в.в. Проезжая часть и палатка были приспособлены под хозяйственные и жилые помещения.

Основные архитектурные особенности

Святые ворота расположены в северо-западной ансамбль снетогорского монастыря собор рождества богородицычасти верхней террасы; собор Рождества Богородицы юго-восточнее ворот в 25 метрах от них. Южнее собора Никольский храм, севернее руины Вознесенской церкви. Верхняя терраса по периметру обстроена более поздними зданиями.

Вся территория монастыря обнесена каменной оградой длиной 420 м. Собор Рождества представляет собой сложную композицию из четверика и 2-х приделов, притворов, трапезной и крыльца.

Схема четверика храма ансамбль снетогорского монастыря собор рождества богородицыполностью повторила в ХIV в. композицию перестроенного к тому времени Преображенского собора Мирожского монастыря. Собор Рождества Богородицы крестовокупольный трехабсидный храм.

Вид ансамбля монастыря (снимок с вертолета). Фото Скобельцына Б.С., 1973

Диаконник и жертвенник отделены от поперечного нефа глухими стенами и образуют замкнутые помещения, соединяющиеся с центральной апсидой и четвериком узкими сквозными арками.

В юго-западном и северо-западных углах храма помещения в два света с палатками на 2-м этаже, имеющими выход на хоры (дошедшие до нас каменные хоры построены не ранее ХV века). Вход на хоры из притвора по внутренней лестнице. Перекрыты концы креста полуцилиндрическими сводами.

Барабан покоится на пониженных подпружных арках. Почти все оконные проемы четверика растесаны. Хорошо сохранились лишь щелевидные окна барабана. Покрытие четверика четырехскатное, скрывающее следы первоначального позакомарного покрытия.

ансамбль снетогорского монастыря собор рождества богородицыБарабан надложен, глава в форме луковицы. Фасады храма представляют собой свободные от декора плоскости, сохранившие частично свои первоначальные формы, в частности, декоративные арки в восточной части северного и южного фасада.

Приделы перекрыты крестовыми сводами. В обоих приделах видны следы от заложенных кирпичей световых барабанов. Крыльцо ХVII в. почти полностью утратило украшавшие его прежде муравленые печные изразцы. ансамбль снетогорского монастыря собор рождества богородицыДекор поздних пристроек храма сохранил формы ХVIII в. с характерными для того времени мелкими членениями стен и наличниками окон.

Собор Рождества Богородицы

Первоначальный вид фресок нарушен. Колорит росписи весьма далек от первоначального. На поблекшем лазурном фоне преобладает кирпично-красный цвет типа сиены жженой, на одеждах грязно-белый оттенок с пробелами.

В сюжетном отношении росписи центральной апсиды, парусов, подпружных арок каноничны. В северном и южном рукавах помещаются праздничные сюжеты и композиции Богородичного цикла. 12 протоевангельских богородичных композиций расположены в три регистра по четыре фрески в каждом.

Всю поверхность северной стены занимает «Успение» в апокрифических изводах. На южной стене композиции, помещенные в люнете свода и на верхних участках стены, отделены друг от друга ансамбль снетогорского монастыря собор рождества богородицыразгранкой.

Нижняя часть южной стены и примыкающая к ней западная стена содержат ряд эпизодов из цикла Рождества Христова. Отдельные эпизоды не имеют самостоятельного обрамления. На восточной стене фрески располагаются в три регистра.

В нижнем представлены стоящие в рост святители, во втором и третьем, отделенные друг от друга разгранкой многофигурные композиции: четыре композиции в северном и четыре в южном рукавах. Самой примечательной росписью храма является композиция «Страшного суда».

В целом ансамбль снетогорского монастыря собор рождества богородицыиконография снетогорской росписи обнаруживает ряд существенно новых тенденций. Это использование апокрифических источников и применения в росписи специфических русских иконографических сюжетов («Покров», «О тебе радуется»).

Никольская трапезная церковь очень сильно перестроена и надстроена. Основной объем храма читается только с восточной и северной стороны. Внутри интерьер собора разделен на мелкие объемы служебных помещений детского санатория.

Под кровлей храма (четырехскатной) обнаружено основание древнего барабана. Над ним в настоящее время надстроен ложный барабан с луковицей. Надложены и стены четверика.

Подклет представляет собой подобный объем. Спуск в подклет по внутри стенной лестнице. Стены выложены из известняковой плиты. Толщина стен 5-5.5м. Размер храма 18 м (по большой диогонали восьмигранника).

Общие сведения

Снетогорская же роспись является выражением принципов псковской школы, сложившейся к началу XIV века. По мнению исследователей пальма первенства в начале XIV века в искусстве русской фрески принадлежит Пскову.

ансамбль снетогорского монастыря собор рождества богородицы

Предметы особой охраны

Собор Рождества Богородицы с фресковой живописью

ансамбль снетогорского монастыря собор рождества богородицы

Ансамбль Снетогорского монастыря на современной карте

Главные монастырские постройки принадлежат к псковской архитектурной школе времени ее расцвета. Справа от дороги, ведущей к монастырю, сохранилась часовня (XVII век).

ансамбль снетогорского монастыря собор рождества богородицы

ансамбль снетогорского монастыря собор рождества богородицы

Так выглядит современная территория Снетогорского

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *